Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Органы гос власти могут быть. Органы государственной власти

РФ как государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государственной власти являются одним из каналов, через который народ согласно Конституции (ст.3) осуществляет свою власть (кроме того, существуют органы самоуправления не входящие в систему государственной власти).

Органы государственной власти имеют следующие характерные черты:

1. Каждый из этих органов наделен определенными государственно-властными полномочиями, которые выражаются в компетенции государственных органов (под компетентностью понимают совокупность предметов их ведения и полномочий ). Компетенция органов государственной власти определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и др. нормативно-правовыми актами.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции и федеральных законов происходят выборы Государственной Думы.

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством выполнять определенные задачи и функции. Так Президент РФ согласно Конституции является гарантом К, прав и свобод человека , суверенитета страны (ст.80). Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст.110).

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Так, порядок деятельности правительства РФ установлен федеральным конституционным законом.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ (ст.5)

В единую систему государственных органов согласно К входят органы гос власти РФ и ее субъектов. Единство системы гос власти РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти ее субъектов. Единство проявляется в тесной взаимосвязи всех органов гос власти и тесная организационно-правовая связь.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть:

1. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации) — это Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов (народные собрания, государственные собрания, верховные советы и т.д.). Основной особенностью их является то, что они избираются непосредственно народом (т.е. являются представительными органами). Решения законодательных органов являются обязательными к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также нижестоящими органами государственной власти и местного самоуправления. Их функции, прежде всего — правотворчество, создание правовой базы.


2. Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган исполнительной власти — правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов — президенты и главы администрации субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов государственной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо назначаются соответствующими руководителями исполнительных органов, либо избираются. Например, глава Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, Глава Республики Мордовия избирается народом и назначает Председателя правительства Мордовии с согласия Государственного Собрания Республики Мордовии. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов федерации . По характеру полномочий они подразделяются на органы общей компетенции (ведающие многими отраслями исполнительной деятельности), и органы специальной компетенции (ведающими отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности).

К первым относятся правительство РФ и правительства субъектов, ко вторым — министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов (например, министерство финансов РФ, министерство финансов Мордовии). Органы исполнительной власти специальной компетенции могут подразделяться на органы отраслевые (руководящие отраслями, например — министерство культуры) и органы межотраслевого управления (например, государственные комитеты).

3. Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ , Верховный Суд РФ , Высший арбитражный Суд РФ , другие федеральные суды и суды субъектов федерации. Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ.

Особую группу государственных органов, не относящихся к вышеперечисленным, составляют органы прокуратуры . Они осуществляют надзор за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан и т.д. Генеральный Прокурор согласно К назначается Президентом с согласия Совета Федерации.

Теперь подробнее об органах всех ветвей власти:

1. Конституция РФ устанавливает принципы организации законодательной власти на федеральном уровне. Законодательным органом на этом уровне является Федеральное Собрание — парламент РФ. Структура его состоит из двух палаты. Хотя Конституция не оперирует понятиями "верхняя" и "нижняя" палаты, но можно заключить, что верхней палатой является Совет Федерации, а нижняя — Государственная Дума. Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации и состоит из глав исполнительной и законодательной власти субъектов.

Государственная Дума является — основной законодательный орган страны (но не единственный, в субъектах действуют свои законодательные органы). Законы, принятые Думой предаются на одобрение в Совет Федерации и на подпись Президента. Хотя Конституция провозгласила формальное равноправие органов государственной власти субъектов Федерации, но их законодательные полномочия различаются. Это проявляется в наличие различных по правовому статусу субъектов: статус республик определяется Конституцией РФ и Конституцией самих республик; а статус иных субъектов — Конституцией РФ и уставами, принимаемыми субъектами самостоятельно.

Кроме того, имеются не равнозначные договоры федерального Центра с различными субъектами Федерации. Анализ конституций, например, Башкортостана, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Татарстан, Степного уложения Республики Калмыкия, уставов Иркутской области и Краснодарского края, показывают, что эти акты отличаются в части регламентации правового статуса законодательных органов, их компетенции и взаимоотношений с другими органами власти субъектов. Различаются и названия законодательных органов: Народный хурал (Бурятия, Калмыкия), Народное Собрание (Ингушетия), Государственное Собрание (Башкортостан), Законодательное Собрание (Карелия), Верховный Совет (Татарстан).

2. Действия исполнительной власти многоплановы, они направлены и на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Но не предполагают непосредственное вмешательство государственных органов в производственную или финансовую деятельность, протекающую в рамках закона.

Реализуется исполнительная власть через:

Нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства),

Путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),

Контроль за исполнением правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере (например, контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляет ЦБ РФ),

Государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений,

Координацию и общее направление их деятельности,

Содействие ее успешному осуществлению,

Определение приоритетов (например, в сфере производства на каком-то этапе становится приоритетным производство продуктов питания или средств производства),

Государственные контракты (например, аэрокосмическая промышленность развивается через государственные контракты),

Регистрацию (все коммерческие и производственные организации, как и остальные, подлежат регистрации в органах исполнительной власти на уровне РФ или ее субъектов или органов местного самоуправления),

Лицензирование (для осуществления многих видов деятельности необходимо иметь лицензию, например на производство или торговлю медикаментами).

Являясь органами, обшей компетенции Президент, Правительство РФ и исполнительные органы субъектов, выполняют задачи, функции и полномочия по руководству экономикой, социально-культурной и иной деятельности в территориальном, межотраслевом и отраслевом аспектах. Президент РФ, соблюдая Конституцию и федеральные законы вправе решать различные вопросы по организации и управлению в различных сферах деятельности. И хотя его полномочия неконкретизированы в этой области, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.

В отличие от законодательной и судебной власти, органы которых работают в автономном режиме, подчиняясь только закону, исполнительная власть на разных уровнях работает "в системе". То есть с определенной административной субординацией и последовательностью принятия решений, что позволяет осуществлять управленческие функции и проводить в жизнь принимаемые решения.

3. Если законодательная и исполнительная власти возлагаются Конституцией на определенные органы власти, то судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых (районных судов) до верховных. Роль судебной власти заключается в обеспечении господства права. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Существует конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство. Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов федерации.

Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ. Все судебные органы в регионах подчиняются соответствующим федеральным органам. Даже финансирование судов всех уровней осуществляется только из федерального бюджета. Но в отличие от исполнительной власти, органы судебной власти в сфере осуществления правосудия работают в автономном режиме, подчиняясь только закону. В соответствии с Конституцией судьи несменяемы.

По своему статусу к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно ст.5 Конституции РФ свое законодательство имеют: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. На этом уровне возможно образование так называемых местных судов, которые руководствуются не только федеральными законами, но и региональными. Возможны мировые и окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции.

В переходный период пока сохраняется ныне действующая судебная система: Верховный Суд РФ, Верховные суды республик в составе Федерации, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Все они, кроме военных судов относятся к судам общей юрисдикции. Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов, т.е. никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, в ведение которого оно отнесено законом.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) - это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть - это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть - это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть - это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти - это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные - орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
  • Вторичные - это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные - решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные - решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине - Верховный Совет) - орган законодательной власти;
  • Президент - это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды - это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Структура исполнительной власти в Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:

  • федеральные;
  • местные.

К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти - это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:

  • внутренних дел;
  • гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обороны;
  • юстиции;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • образования и науки;
  • экологии и природных ресурсов;
  • развития промышленности и торговли;
  • по делам регионов Дальнего Востока;
  • недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
  • сельского хозяйства;
  • спорта;
  • развития транспорта;
  • труда и социальной защиты населения;
  • по делам развития экономики;
  • энергетики.

Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.

Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Законодательная власть

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия - это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Полномочия законодательной власти

Основная функция законодательной ветви - создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.

Система органов судебной власти

Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах - уставные) суды есть в каждом регионе страны.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях - второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Полномочия и система конституционных и арбитражных судов

Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.

Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия - это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент - это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Заключение

Виды власти, государственного управления - это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.

Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.

Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

§ единство системы;

§ разделение властей;

§ демократизм.

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

Наделены государственно-властными полномочиями;

Об­разуются и действуют в установленном государством порядке;

Уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

Являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой сис­темы государственных органов Российской Федерации.

Президент , согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной вла­сти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законо­дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются не­посредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему предста­вительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти делятся на федеральные и региональные (субъек­тов Федерации).

К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Российской Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов ис­полнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами админист­раций. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядитель­ный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие феде­ральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видо­вой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, админист­ративного и уголовного судопроизводства.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной вла­сти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации , согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Ос­новной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федераль­ными министерствами и ведомствами, представительными (законо­дательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Кроме названных органов в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомога­тельные, совещательные и иного рода функции, которые опреде­ляются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации.

55. Совет Безопасности: состав, порядок деятельности, компетенция

Статья 13. Совет Безопасности

1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности

1. Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Состав Совета Безопасности

1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности

1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности

1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Решения Совета Безопасности

1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

56. Совет Федерации: состав, структура, компетенция

Правовое регулирование

ФЗ «О порядке формирования СФ РФ»

ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ»

Регламент СФ

Состав Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

ФЗ «О порядке формирования СФ» устанавливает порядок формирования дополнительно к нормам КРФ:

· членом СФ может быть избран или назначен гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства, либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание

· возрастной ценз: правом быть избранным или назначенным обладает гражданин, достигший 30 лет

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме