Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Старообрядцы.(Староверы). Общие сведения

Староверие, или старообрядчество - явление уникальное. И духовно, и культурно. Экономисты отмечают, что староверческие общины за рубежом часто успешнее, чем местное население.

1. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

2. Вплоть до первой половины XIX века термин «старообрядческий» в духовной литературе не использовался.

3. Основных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

4. В старообрядчестве выделяется несколько десятков толков и ещё больше согласий. Есть даже поговорка «Что ни мужик то толк, что ни баба то согласие».

5. На нательном кресте у староверов нет изображения Христа, так как этот крест символизирует собственный крест человека, способность человека к подвигу за веру. Крест же с изображением Христа считается иконой, его носить не положено.

6. Самое большое в Латинской Америке место компактного проживания русских староверов-часовенных - Колониа-Русса или Масса-Пе. Здесь живет около 60 семей, или порядка 400–450 человек, действуют три собора с тремя отдельными моленными.

7. У старообрядцев сохраняется монодическое, крюковое пение (знаменное и демественное). Оно получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

8. С точки зрения староверов – патриарх Никон и его сторонники ушли из церкви, а не наоборот.

9. У староверов крестный ход совершается по солнцу. Солнце в данном случае символизирует Христа (дающего жизнь и свет). Во время реформы указ совершать крестный ход против Солнца воспринялся как еретический.

10. В первое время после раскола была привычка записывать в «старообрядцы» вообще все возникавшие в то время секты (в основном, «духовно-христианского» направления, вроде «скопцов») и еретические течения, что впоследствии создало определенную путаницу.

11 . Долгое время среди староверов халтурное выполнение работы считалось грехом. Нужно признать, что на материальном положении староверов это сказывалось самым благоприятным образом.

12. Староверы-«беглопоповцы» признают священство новой церкви «действующим». Перешедший к староверам-беглопоповцем священник из новой церкви сохранял свой сан. Часть из них восстановило собственное священство, образовав «поповские» согласия.

13. Староверы-беспоповцы считают священство полностью утраченным. Перешедший к староверам-беспоповцам священник из новой церкви становится простым мирянином

14. Согласно старой традиции, есть лишь часть таинств, которые могут совершать только священники или епископы – все остальное доступно и простым мирянам

15. Таинством, доступным лишь священникам, является бракосочетание. Несмотря на это, в поморском согласии бракосочетание все равно практикуется. Также в отдельных общинах поморцев порой совершается и другое недоступное таинство – причастие, хотя его действенность и ставится под сомнение

16. В отличие от поморцев, в федосеевском согласии бракосочетание считают утраченным, вместе со священством. Тем не менее, семьи заводят, но считают, что всю жизнь живут в блуде.

17. У староверов положено произносить либо тройное «Аллилуйя», в честь Святой Троицы, либо два «Аллилуйя» в честь Отца и Святого духа, и «Слава тебе Боже!» в честь Христа. Когда в реформированной церкви стали произносить три «Аллилуйя» и «Слава тебе Боже!» староверы посчитали, что лишняя «Аллилуйя» произносится в честь дьявола.

18. Среди староверов не приветствуются иконы на бумаге (как и любом другом материале, который легко может повредиться). Напротив, широкое распространение получили литые металлические иконы.

19 . Староверы совершают крестное знамение двумя перстами. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек).

20. Староверы пишут имя Господа как «Исус». Традиция написания имени была изменена в ходе никоновской реформы. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

21. У староверов не положено молиться стоя на коленях (земные поклоны таковыми не считаются), а также разрешено стоять во время молитвы со сложенными на груди руками (правая поверх левой).

22. Староверы беспоповцы дырники отрицают иконы, молятся строго на восток, для чего прорубают в стене дома отверстия, чтобы молиться в зимнее время.

23. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы».

24. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса. Лестовку .

25. Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

26. В царской России были периоды, когда законным считался лишь брак (со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая права наследования и т.п.), заключенный официальной церковью. В этих условиях многие староверы нередко прибегали к уловке, на время свадьбы формально принимая нововерие. Впрочем, к таким уловкам в то время прибегали не одни только староверы

27. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России - Русская православная старообрядческая церковь - относится к поповцам.

28. Очень неоднозначное отношение у староверов было к царям: в то время, как одни норовили записать очередного царя-гонителя в антихристы, другие же, напротив, царей всячески выгораживали. Никон, по представлениям староверов, околдовал Алексея Михайловича, а в староверских вариантах сказаний о подмене царя Петра, истинный царь Петр возвращался в старую веру и погибал мученической смертью от рук сторонников самозванца.

29. По мнению экономиста Данила Раскова, старообрядцы за границей несколько успешнее аборигенов, поскольку более трудолюбивы, способны к выполнению монотонной и сложной работы, больше ориентируются на проекты, требующие времени, не боятся инвестировать, у них более крепкие семьи. Один из примеров: село Покровка в Молдавии, которое, вопреки общим тенденциям, даже несколько разрослось, поскольку молодежь остается в селе.

30. Старообрядцы, или староверы, несмотря на название, весьма современны. Они обычно успешны в работе и сплочены. Старообрядческие книги можно почитать и скачать в интернете, а у крупных течений, например у Древлеправославной церкви есть и свои

«На запрос Афингия по вопросу о принятии в Церковь клириков-новациан архиепископ Александрийский Феофил (385-412) отвечал, ссылаясь именно на упомянутое правило Никейского Собора, что они должны получить повторную хиротонию*. В данном случае Феофил выражал не свое личное мнение, а свидетельствовал о существовавшей практике. Значительная близость во времена к Никейскому Собору придает исключительное значение именно этому свидетельству. Интересно также сопоставить решение, относящееся к новацианам, и решение того же Собора относительно последователей Мелетия ввиду значительного сходства между обеими раскольническими группами: условия принятия в Кафолическую Церковь клириков-мелетиан, очевидно, показывают большое сходство с условиями принятия клириков-новациан**. В частности, было определено, что поставленные Мелетием клирики должны были причисляться к православному духовенству, «будучи утверждены более освященным возложением рук» (μυστικοτέρα χειροτονία βεβαιωθέντας)***. Если вспомнить, что Церковь всегда осуждала какое бы то ни было повторение подлинной хиротонии****, представляется, что здесь имеется в виду истинное рукоположение, а не какой-либо обряд-дополнение, знаменующий допущение к совершению священнослужения. То, что термин χειροθετουμένους в отношении принимаемых в клир представителей новацианского духовенства означает «после рукоположения», подтверждается тем обстоятельством, что в других местах отцы Никейского Собора пользуются глаголом χειροθετείν в качестве синонима глагола χειροτουείν*****. Добавим, что во многих древних латинских переводах χειροθετουμένους передано таким образом, что не остается сомнений – речь идет о рукоположении******. Нет ничего удивительного в отказе признать поставления, совершенные в новацианском расколе. Это вполне соответствует общему направлению данной эпохи, когда Церковь в общем считала недействительным всякое рукоположение, совершаемое с нарушением канонических норм… Кроме этой принципиальной позиции, следует указать еще одно обстоятельство: новацианская иерархия с самого начала имела значительный изъян: архиерейская хиротония Новациана была получена обманным образом. По этому поводу папа Корнилий в послании Фабию Антиохийскому говорит о «ложном и тщетном возложении рук»*******. Отцы Никейского Собора, постановив, что новацианские клирики должны предварительно отказаться от своих заблуждений, а затем принять возложение рук, которое, как мы указывали, имеет значение Таинства, уточняют далее образ приятия в число православного клира»

* - 12 прав. Феофила Александрийскрнр // Бенешевич-1906. с. 538.
** - Послание Собора Александрийской Церкви: Socrates. Historia ecclesiastica I, 9, PG 67, 77-84; Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica I, 9 // GCS, 19. P. 37-42.
*** - Socrates. Historia ecclesiastica I, 9, PG 67, 80A; Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica I, 9 // GCS, 19. P. 40.
**** - Апост. прав. 68; Карф. прав. 48 // Бенешевич-1906. С. 68. См. по этому вопросу: Saltet L/ Les reordinations. Paris, 1907.
***** - Собор постановил, что Мелетий не имеет права «ни рукополагать, ни возвышать клириков» (μήτε χειροθετείν, μήτε προχειρίξεσθαι) (PG 67, 80A). Относительно мелетианского раскола см.: Amann E. Art. «Mélèce de Lycopolis» // DTC, 1. Col. 531-536. См. также упомянутую выше статью Анник Мартин.
****** - Attici. P. 122; Rufini. P. 203; Isidoriana. P. 203.
******* - Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica VI, XLIII, 9 // SC, 41. P. 156.

"Правила первых четырех Вселенских Соборов." арх. Петр (Л’Юилье). стр.122


Расколъ Церкви XVII вѣка -» Источники

Акты относящiеся къ исторiи соловецкаго возстанiя.
Соборный приговоръ соловецкихъ иноковъ о непринятіи новопечатныхъ книгъ.
1658 года, іюня 8

166-го года октября въ 10 день въ Соловецкій монастырь къ архимандриту Иліѣ съ братіею писалъ съ Колмогоръ ис куреские службы приказной старецъ Іосифъ: въ прошломъ де во 165-мъ году, августа въ 30 день, по указу великаго господина преосвященнаго Макарія митрополита новгородцкого и великолудцкого, пріѣхалъ де на Колмогоры соѳеиского дому сынъ боярской Иванъ Малгинъ и привезъ новыхъ печатныхъ Служебниковъ и церковныхъ книгъ, а тѣ де книги велѣно ему Ивану роздати въ новгородской митрополіи въ городи, и въ заонежскія мѣста, и въ монастыри и въ погосты попомъ съ церковники, а за тѣ книги печатныя велено де ему имати у нихъ денги по указной цѣнѣ, и тотъ де митрополеи сынъ боярской Иванъ Малгинъ, призвавъ де ево старца Іосифа на Колмогорахъ, накинулъ на него тѣхъ печатныхъ книгъ церковныхъ три книги, да Служебниковъ пятьнадцать книгъ, и за тѣ книги доправилъ на немъ старцѣ Іосиѳѣ денегъ двадцать три рубли восмь алтынъ двѣ денги. И тѣ книги съ Колмогоръ старецъ Іосиѳъ прислалъ въ монастырь, и Соловецкого моностыря архимандритъ Илія тѣ печатные Служебники нового выходу священникамъ и діякономъ на черномъ соборѣ и братіи объявилъ, какъ Божественныя литоргіи служить въ тѣхъ Служебникахъ напечатано.

Reklamy Posted in ,

Таранец С. В. Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века) / Под редакцией члена-корреспондента НАН Украины Г. В. Боряка. – К., 2012. – Т. 1. – 704 с.

В настоящей работе мы попытаемся определить важнейшие факторы распространения «старой веры», способствовавшие массовому бегству населения из традиционных мест проживания в отдаленные регионы России и за рубеж. Исследуем географию старообрядческой колонизации, ее распространение в центральных регионах России, на Русском Севере, в Белоруссии, Прибалтике, Украине, Молдавии, на юге России, Северном Кавказе, Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Закавказье, Польше, Средней Азии (включая полуавтономные образования Бухару и Хиву). Постараемся определить наиболее популярные направления старообрядческой миграции (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Крымское ханство, Османская империя, Швеция, Пруссия, Австрия, государства кавказских горцев, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина, США, Канада и др.), вычислить приблизительную численность старообрядцев в Российской империи, указать на факторы, влияющие на неточность статистики о численности старообрядцев; определить главные причины преднамеренного уменьшения числа староверов и наиболее заселенные старообрядцами регионы, национальный и социальный состав староверческих сообществ (крестьянство, мещанство, купечество, казачество, духовенство), характер и причины роста мест компактного проживания староверов после отмены крепостного права.

Posted in ,

Борис Андреевич Успенский
фрагмент из книги -КРЕСТ И КРУГ
Из истории христианской символики

§ 1.. Реформа патриарха Никона и споры о
перстосложении в России: двуперстное
и троеперстное крестное знамение
Вопрос о перстосложении при крестном знамении, т. е.
о том, как надлежит складывать пальцы, когда человек
крестится сам или осеняет крестом кого-то другого или
что-то другое, имеет особое значение для истории рус-
ской церкви. Реформы патриарха Никона, которые при-
вели к расколу русской церкви, начались именно с изме-
нения перстосложения.
До Никона в русской церкви принято было крестить-
ся, соединяя вместе, с одной стороны, указательный и
средний палец (причем указательный палец оказывался
вытянутым, а средний отчасти согнутым), с другой же
стороны, — большой палец с безымянным и мизинцем.
Поскольку человек, который крестится таким образом,
прикасается к своему телу двумя пальцами (указатель-
ным и средним), это крестное знамение называется дву-
перстным (Иллюстрация XXXIV). Такое перстосложе-
ние и сохраняется у старообрядцев, не принявших нико-
новских реформ.

Posted in ,

По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения Господа нашего Исуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.

Одна из грузинских летописей повествует о посольстве в Иверию св. ап. Андрея, что „по вознесении Господа на небо, Апостолы с Марией, Матерью Исуса, вошли в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда и кому следовало идти для проповеди. Пресвятая Дева Мария сказала им: «Желаю и я принять свой жребий, дабы и мне направиться в страну, которую определит мне сам Бог. Был брошен жребий. Пресвятой Деве досталась в удел Иверская земля (Грузия). Владычица с великой радостью приняла его и собралась было в путь, но явился Ей сам Господь Исус со словами: «Матерь Моя, не отвергну жребия твоего и не оставлю народа твоего без участия в небесном благе, но вместо себя направь туда Первозванного Андрея с Образом твоим. Изобразится же Образ сей приложением приготовленной доски к лицу твоему. Он заменит тебя и станет хранителем людей твоих во веки.

После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к себе св. апостола Андрея и передала ему слова Господа. Апостол ответил: святая воля Сына твоего и твоя будет вовеки. Тогда Пресвятая умыла лице Свое, взяла доску, приложила ее к лицу Своему, и на доске отпечатлелся «Образ Владычицы с Предвечным Сыном Ее на руках» (цит. по книге свящ. Н. Покровского. Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до вступления ее в подданство России. Тифлис, 1905, с. 17-18 ).

Изъ серіи: «Портреты дѣлателей и вершителей раскола ».У извѣстнаго историка С. М. Соловьева, въ его «Исторіи Россіи» можно прочесть такія слова: «Іона доносилъ еще слѣдующее: „Онъ же (Никонъ) говорилъ, что надобно освященнымъ масломъ всѣ уды помазывать, и въ тайный удъ, гдѣ животворящимъ крестомъ не загражено и масломъ не помазано, бѣсъ вселяется. Онъ же лѣчилъ мужескъ полъ и женскъ въ крестовой кельѣ и молитвы надъ ними говоритъ и масломъ помазуетъ. Къ нему приходятъ жонки и дѣвки будто для лѣкарствъ, а онъ съ ними сидитъ одинъ на одинъ и обнажаетъ ихъ до нага будто для осмотру больныхъ язвъ. Дѣвокъ и молодыхъ вдовъ сговариваетъ замужъ у себя въ кельи, а послѣ вѣнчанья приходятъ къ нему въ келью, а онъ ихъ запаиваетъ допьяна и сидятъ у него до полуночи. Женку брюхатую, служню жену, выдалъ замужъ неволею, а женихъ на ней не хотѣлъ жениться, а онъ того жениха билъ плетьми и женилъ неволею. Келейникъ Никитка Микитинъ приводилъ къ нему жену свою ночью. Дьячокъ Исаковъ подводилъ женку ночью. Служка Исаевъ видѣлъ Никона съ жонкою въ тайномъ мѣстѣ. Въ праздники дѣлаетъ пиры частые на слободскихъ жонокъ и поитъ ихъ допьяна и въ слободу отвозятъ ихъ на монастырскихъ подводахъ замертво. Дѣвкамъ и молодымъ жонкамъ даетъ алтынъ по 20 человѣку (т. е. много); жонки и дѣвки приходятъ къ нему безвремянно и по ночамъ у него сидятъ”». (Соловьевъ С. М. ,

Материал из сайт

Старая православная вера в России

В период Великой смуты на Руси в 1612 г. неповрежденная Православная вера спасла Русскую государственность. Русская Церковь сохраняющая духовное единство России, явилась той великой силой, тем объединяющим началом единого русского народа, который в единодушном порыве выдвинул из своей среды купца Минина и воеводу князя Пожарского и под их руководством изгнал захватчиков с родной земли. Сам народ учинил суд над предателями и изменниками государства российского. Все люди земли русской со всех весей и городов, всех сословий от крестьян до дворян и князей, собравшись на большой Земский Собор, выслушав друг друга, избрали себе в управители – царя, тем самым восстановили растерзанную многолетней смутой государственность.

Русская Церковь, а в то время она была древлеправославной и старообрядческой, явила пример героизма. Первосвятитель Церкви патриарх Ермоген за отказ сотрудничать с поляками, за выступления в поддержку сопротивления интервенции и порабощению был замучен, и по смерти получил святой венец от Господа. По его призыву и благословению начался освободительный поход войск Минина и Пожарского, окончившийся изгнанием захватчиков и восстановлением независи­мости Русского государства. Его гибель вызвала народный гнев в отношении мучителей и дала пример стойкости в борьбе против захватчиков, стоять за веру православную и за Русь Святую до конца. Своим мученическим подвигом патриарх Ермоген спас и православную веру и Россию.

В 1612 г. патриарх Ермоген, первосвятитель Русской Церкви дораскольной, своим мученическим подвигом подвигнул народ к единению, сплочению, чем спас православную веру и Россию. В начале XX в. патриарх Тихон - глава Синодальной никонианской церкви, до конца не отмежевался от богоборческой власти, не выступил открыто и бескомпромиссно против большевистского безбожия, а его преемник митрополит Сергий Страгородский в 1927 г. уже открыто вступил в сговор с атеистами лишь бы спасти свою земную жизнь.

Староверы, даже обескровленные и раздробленные, за 250-летний период прошедшие через уничтожения и преследования со стороны Синодальной никонианской церкви и царской власти, в XX в. встали на защиту отеческого благочестия и устоев православия против безбожников и растлителей России.

Александр Исаевич Солженицын, великий русский писатель и историк, по этому поводу писал: «Старообрядческая Русь за 250 лет не сдалась татарам и смогла - народной инициа­тивой, без правящих! - устоять в беспримерных испыта­ниях Смутного Времени. И в большевистские десятиле­тия никто не продержался стойче старообрядцев».

21 января 1918 г. новая власть обнародовала Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, в котором провозглашалось отделение церкви от государства и школы от церкви. Декрет СНК о свободе совести подписали председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), народные комиссары Н. Подвойский, В. Алгасов, В. Трутовский, А. Шлихтер, П. Прошьян, В. Менжинский, А. Шляпников, Г. Петровский, управляющий делами В. Бонч-Бруевич, секретарь Н. Горбунов.

Предстоятель Древлеправославной Христовой Церкви архиепископ Московскийи и всея Руси Мелетий, ознакомившись с этим документом, увидел, что подлинная цель Декрета состоит в том, чтобы открыть путь широким гонениям на православие, и вскоре обратился со своим Пастырским посланием, которое было опубликовано во 2-м февральском номере 1918 г. старообрядческого печатного издания «Голос Церкви».

«… они объявляют (о, ужас!) борьбу Царю Небесному. Осквернение ис­торических святынь, храмов и прочих священных предме­тов христианского почитания стало почти обычным явлением. Люди, получившие, по их мнению, свободу, употребляют ее во зло.Результатом его, вместо свободы, мы видим угнетение и порабощение, превзошедшее все доселе бывшее. Эти люди помышляют о так называемом «социальном рае» на земле и даже заявляют себя его строителями. Но они забыли или прос­то не желают знать, что это не в их власти и не их дело, что они этим не только «восхищают недарованная», но и кощунс­твенно посягают на власть, принадлежащую исключительно только Единому Истинному Богу. О таких беззаконниках и уничижителях Бога еще говорили пророки: «Ибо и тии приемлюще свободу, уничижиша Вышняго, изакон Его презреша, и пути Его оставиша, еще же и праведных Его попраша, и рекоша в сердцы своем: несть Бога» (3 Ездр. 8, 56-58). В сво­ем посягательстве на совесть христиан мнящие себя властью дошли даже до того, что не только не желают обеспечить насе­лению России свободу веры, но, наоборот, они даже узаконяют гонение на христианство. «Декрет», изданный так называемой советской властью, служит нам в этом доказательством. Ко­нечно, декрет об отделении церкви от государства по внешнос­ти своей как будто идет навстречу началам свободы совести. Он так и озаглавлен: «Декрет о свободе совести». Но когда верующий христианин вникнет в смысл этого декрета, то ока­жется, что дело на этот раз идет вовсе не о свободе совести, а о новых гонениях на христианство. Не мир и радость несет русскому народу этот декрет, а тяжкое испытание поруганной народной совести. Сатанинская злоба врагов христианства изрыгается против Закона Божия, который изгоняется декретом изо всех, не только государственных и общественных, но даже и частных учебных заведений. Таким образом, преподавание Закона Божия в учебных заведениях уже является преступле­нием против этого декрета и сама религия поэтому становится своего рода запретным плодом. В корне пресекается даже са­мая возможность влияния Церкви на учащееся молодое поко­ление. За Церковью не признается прав юридического лица. «Никакие религиозные общества, - говорится в декрете, - не имеют права владеть собственностью:все имущества церков­ных и религиозных обществ объявляются народным достояни­ем». Это значит, что фактически у Церкви может быть в лю­бой момент отнята всякая возможность жизни и деятельности. Церковные здания и церковная утварь передаются, согласно декрета, в распоряжение «местной и центральной государственной власти». Отсюда безграничному кощунству над свя­тыней христианства открыт широкий простор. Под покровом этого декрета враги христианства, находящиеся в большинстве у кормила государственного корабля, безнаказанно могут со­вершать какие угодно надругательства над христианством и его святыней. Более тяжкого для Церкви Христовой закона не могли придумать даже самые жестокие враги религии и христианства. Это декрет не о свободе совести, а сатанинское издевательство над верующей душой русского народа. Люди из подполья разрушили физический организм русского народа, убили его сознание, и вот теперь издеваются над его душой. Но пусть знают эти люди, что «Бог поругаем не бывает»(Галат. 6, 7), что «жестоко им есть противу рожну прати» (Деян. 9, 5) и что«вступающие в борьбу с Богом никогда не могут остаться победителями» (Беседы Златоуста на разные случаи. Т. I. С. 339)… [...]

Всем посягнувшим на Бога и разрушителям Его домостро­ительства уже вынесен суд Божий, который они испытывают, но не сознают, что это именно есть суд Божий. Он прежде всего выражается в постигших нашу Родину страшных бедс­твиях, как то: в безначалии, братоубийственной междоусоб­ной войне, голоде, различных исходящих отсюда болезнях и других многих бедствиях, которые еще, может быть, нас ожидают впереди. Суд Божий Его хулителям выражен был еще чрез пророков: «Накажет тебя, - говорит пророк Иере­мия, - нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; и так познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Гос­подь Бог Саваоф» (Иерем. 2, 19). [...] И в другом месте апостоль­ского учения сказано: «Ибо многие, о которых я часто гово­рил вам... поступают, как враги креста Христова: их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их в сраме: они мыслят о земном» (Филип. 3, 18-19).

Итак, умоляю вас, православные христиане, «берегитесь лжепророков» (Мф. 7, 15), «берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение» (Лук.21, 8), «берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Филип. 3, 2). Держите высоко символ христианс­тва - св. крест Христов, это победное оружие на врагов Хрис­та. Твердо помните слова пророка Исайи, устами которого Сам Бог сказал:«Народ и царства, которые не захотят служить Мне, погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (60, 12). Боюсь, что окружающая нас разруха повсюду есть уже то, о чем сказал Господь устами пророка. Вместо братства в наро­де мы видим вражду и даже взаимное истребление друг друга. Но - «Если же друг друга угрызаете и снедаете, - говорит учитель языков, - берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Галат. 5, 15). А это, к глубокому нашему при­скорбию, уже совершается пред нами.

Ополчимся же, православные христиане, против врагов Божиих, но ополчимся не вещественным оружием, которым наш русский народ, на радость и утешение диавола, истребляет друг друга, а «облецемся во вся оружия Божия, яко возмощи нам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. [...] Мы должны защищать веру Божию и св. Церковь, отстаивая ее вплоть до страданий, если бы которые и пришлось нам тер­петь. Скажем словами апостола Павла: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8, 35). [...]

Объявляйте везде и всюду слова великого светильника Церкви Христовой св. Иоанна Златоустого, кото­рый говорит: «Вступающие в борьбу с Богом никогда не могут остаться победителями». И как бы врата ада ни ополчались на Церковь Христову, но, по не ложному слову ее Основателя, они не могут одолеть ее.

Молю Господа Бога, да утвердит вы, да укрепит на защиту прав св. Церкви, попираемых врагами ее. И благодать Божия да даст вам силу и мужество укрепиться во бранех против не­честивых богоборцев века сего.

Мир и благословение Божие да пребудет со всеми вами. Аминь» .

Предстоятель Церкви архиепископ Мелетий оказался провидцем и в далеком 1918 г., на заре становления советской власти, увидел, что ждет Россию под властью ленинцев-троцкистов, дальнейший ход истории показал, что его обращение оказалось пророческим.

На идеологическом фронте большевистские ведущие агитаторы Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин А.В. Луначарский, ведя безбожную агитацию против православия и утверждая по дьявольскому умозаключению, что Бога нет, столкнулись публично не с многочисленными миссионерами Синодальной никонианской церкви, а с начетчиками Древлеправославной Церкви и получили полный разгром своей атеистической теории. Лично их посрамил и доказал обратное с научной точки зрения знаменитый старообрядческий писатель и начетчик Федор Ефимович Мельников. Главные идеологи безбожия в первые годы после революции были опозорены на диспутах и получили открытый отпор своей революционной пропаганды безбожия и марксизма-ленинизма от старообрядческих полемистов и начетчиков. Известные полемические труды Ф.Е.Мельникова были опубликованы тогда и востребованы в наше время: «О безбожных и христианских догматах, таинствах и обрядах (двухдневный публичный диспут с большевистскими миссионерами безбожия)», «Современное безбожие, опровергаемое им самим (марксизм и атеизм)». В 1918 г. публично опозоренные безбожники,запретили участие Ф.Е. Мельникова в антирелигиозных диспутах, а в 1920 г. заочно приговорили к расстрелу, т.к. он скрывался в Сибири, затем перебрался к старообрядцам в Румынию.

Известный деятель старообрядчества протоиерей Иоанн Кудрин известен не только тем, что принес православную веру на Австралийский континент, но прежде он был одним из видных деятелей борьбы с большевизмом Главным Старооб­рядческим Священником Армии и Флота Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака. В Армии А.В. Колчака были целые воинские полки, состоявшие из старообрядцев. Они покрыли себя неувядаемой славой, совершив героический сибирский «Ледя­ной поход» зимой по льду через Байкал и, оставшись после этого боеспособными, прикрывали отступление белой армии генерала Каппеля под Нерчинском. В 1921 г. в г. Владивосток было образовано национальное правительство и создано Народное Собрание. Каппелевская армия избрала своим представителем в Народном Собрании старообрядческого священника Иоанна Кудрина.

После поражения белого движения многие старообрядцы вынуждены были уйти за пределы Родины, на чужбину, чтобы сохранить старую православную веру своих предков. Оставшиеся в России староверы оказались не в лучшем положении, новая власть решила очередной раз переделать русский народ на свой лад – уничтожить духовную основу человека - веру в Бога, превратить людей в бездушных животных.

Захватив власть в России, уничтожив дворянство и купечество, главные революционные вожди мирового безбожия В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий столкнулись с неприятием их идей и сопротивлением многомиллионного крестьянства, лучшие и передовые слои которого были старообрядцами. Чтобы сломить последний, но самый крепкий оплот сопротивления, Ленину пришлось написать «великий» труд о ликвидации кулачества как класса и выдвинуть лозунг «Все на борьбу с кулачеством», хотя первоначальное название этого сочинения было «Все на борьбу со старообрядчеством», но его соратники испугались такого названия в связи с тем, что старообрядчество и так покрыто ореолом мученичества и страданием за православие. Объявить войну всему старообрядчеству в открытую ленинцы-троцкисты не решились. Они понимали, что это неминуемо приведет к всеобщему восстанию и быстрому уничтожению их безбожной власти. Поэтому они пошли обманным путем, прикрываясь лозунгами о всеобщем равенстве и благоденствии.

Советская власть задействовала все свои карательные силы против зажиточного крестьянства, которое в значительной части было старообрядческим. По всей России начались репрессии в отношении хранителей старой православной веры. Не остались в стороне и староверы за Байкалом. Тяжелым катком прошли большевики по Забайкалью, давя и уничтожая многовековое духовное богатство семейских.

Для большинства современников понятие «старовер» ассоциируется с чем-то очень древним, дремучим, оставшемся далеко в прошлом. Самые известные нам староверы – это семейство Лыковых, которые в начале прошлого века ушли жить в глухие сибирские леса. О них несколько лет назад рассказывал в серии очерков «Таежный тупик» на страницах «Комсомольской правды» Василий Песков. Мои школьные годы прошли в Нарьян-Маре, городе, основанном в 1935 году всего в 10 км от Пустозерска – места сожжения «главного старовера» России, протопопа Аввакума. По всей реке Печоре, от верховьев до устья, жили староверы, были села, где они составляли основную массу жителей, например Усть-Цильма. Жили они и в Нарьян-Маре, рядом с нами, тайком собирались в домах на молитвенные собрания, а мы ничего о них не знали. Уже став студенткой, я узнала, что у моей школьной подруги, с которой три года за одной партой сидели, мама истинная староверка, чуть ли не самая главная в их общине. И подружке немало пришлось поплакать, чтоб ей разрешили вступить в пионеры, а потом и в комсомол.

Вот они, типичные приверженцы старой веры

Больше я узнала о староверах, когда приехала жить в Клайпеду. Там была большая община – староверы селились в Литве с 17-18 веков, в городе имелся молитвенный дом. По нашей улице ходили длиннобородые мужчины и женщины в длинных юбках и платочках, завязанных под подбородком. Как оказалось, родители моего мужа были из староверов! Свекор, конечно, не ходил в молельный дом, не носил бороды, считал себя атеистом, курил и выпивал, как большинство мужчин, прошедших войну. А свекровь почитала себя верующей, хотя тоже нарушала предписания старой веры. У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда, и т.д.

Позднее я прочитала прекрасный роман П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», посвященный описанию жизни староверов в районе Предуралья. Так много узнала нового для себя, книга просто потрясла меня!

В чем же отличие старого православия от нового, никонианского? За что претерпели столько гонений, страданий и казней поборники старой веры?

Раскол произошел при патриархе Никоне, который предпринял церковную реформу в 1653 году. Как известно, составной частью «реформ» Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами», новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой «раскольники». На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.

Между старой и новой, никонианской верой, нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные. Так, староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы – тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «и» – «Исус», на новых «Иисус». Староверы отвечают на молитву священника в честь Св. Троицы двукратным «Аллилуйя» (сугубая аллилуйя), а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился – против часовой стрелки. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а четырёхконечная, как заимствованная из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения. Есть разница в поклонах...

Конечно, цель, которую преследовал Никон, начиная реформу, была не только в изменении внешних атрибутов богослужений. В. Петрушко в своей статье «Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа» пишет: Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем – именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом», и там же: «Со стороны организации он хотел исправить церковь, но не установлением в ней соборного начала, а посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, независящего от царя, и посредством возвышения священства над царством».

Возвыситься над царем Никону не удалось, он возглавлял Церковь всего шесть лет, потом восемь лет жил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, фактически на положении опального, и ещё 15 лет провел в ссылке в Ферапонтовом и Кирилловом – Белозерском монастырях.

После раскола в старообрядчестве возникло несколько ветвей. Одна из них – поповство, которая меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обряды и традиции соблюдаются старинные. По некоторым данным их насчитывается на постсоветском пространстве около 1,5 миллиона человек, и они образуют две общины: Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ). Вторая ветвь старообрядцев – беспоповство, возникла в XVII веке после смерти священников старого рукоположения, а новых священников принять не хотели, так как не осталось ни одного епископа, поддерживающего старую веру. Они стали именоваться как «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Изначально они искали спасения от гонений в диких необжитых местах на побережье Белого моря, и потому стали называться поморами. Беспоповцы объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ). Сторонников ДПЦ много в Нижегородской обасти и в Карелии, встречаются они и в других местах.

Вековые преследования со стороны официальной религии и властей выработали у староверов особый, сильный характер. Ведь отстаивая свою правоту, они целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. По архивным данным, в XVII-XVIII веках самосожжению подвергли себя более 20 тысяч старообрядцев, особенно в годы правления Петра I. При Петре указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, при условии платежа двойной подати, староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Им запретили носить традиционную русскую одежду, брали налог за ношение бород, и т.д. При Екатерине II староверам было разрешено селиться в столице, но был издан указ о собирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо, обязанность платить лишние налоги способствовала воспитанию у староверов привычки к упорному труду, и староверы оказали заметное влияние на деловую и культурную жизнь России. Староверы всегда старались держаться вместе, поддерживая друг друга. Некоторые из них стали удачливыми купцами, промышленниками, меценатами – семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяковых хорошо известны большинству россиян. Знаменитый мастер-изобретатель И.Кулибин так же был выходцем из семьи староверов.

Староверы в Санкт-Петербурге

На улицах Санкт-Петербурга не часто встретишь мужчин с окладистой бородой и особой стрижкой «под горшок», как ее можно назвать, да и женщин в длиннополых юбках с платочками, завязанными под подбородком, вряд ли увидишь. Современность, естественно наложила отпечаток на внешний вид староверов. Но приверженцы старой веры есть и в Петербурге, и их немало.

Первые официальные упоминания о староверах Санкт-Петербурга появились в 1723 г. Царь Пётр, заложив новую столицу, отовсюду требовал к себе мастеровых людей, и староверы – плотники, кузнецы и другие ремесленники, исполняя царский указ, шли cтроить новый город, а селились в основном за городом, на реке Охте.

При Екатерине II староверы получили официальное разрешение селиться в столице, правда, при условии уплаты двойного налога. В 1837 году в Петербурге даже открывается старообрядческое Громовское кладбище, название которому дано по фамилии братьев Громовых – староверов и крупнейших лесопромышленников. Это позволяет сделать вывод, что староверов в Петербурге было к тому времени много. В 1844 году на этом кладбище была освящена первая старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Бурный рост старообрядчества начался после 1905 года, когда был принят Декрет о свободе совести. Николай II разрешил староверам исповедовать свою веру, предоставил им право строить новые церкви и официально регистрировать свои общины. Перед революцией 1917 года в Петербурге действовало 8 старообрядческих церквей, существовало множество внутренних закрытых моленных, созданных еще во времена преследований.
А после революции снова начались гонения. С 1932 по 1937 гг. все общины были ликвидированы властями, их здания национализированы. Взорвали Покровский собор на Громовском кладбище, который был построен и освящен только в 1912 году. В 1937 году была закрыта последняя старообрядческая церковь на Волковом кладбище. После этого староверы ушли в подполье: не осталось ни одного священника, и ни одного храма.

Выйти из «подполья» старообрядцам удалось на волне подписания Советским Союзом Хельсинских соглашений. В 1982 году, после пяти лет тяжелейшей переписки с властями, инициативной группе верующих во главе с потомственным старообрядцем Борисом Александровичем Дмитриевым удалось добиться регистрации общины Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Белокриницкого согласия. Весной 1983 года общине передали заброшенный храм на окраине города, на кладбище «Жертв 9-го января». Переданное здание находилось в полуразрушенном состоянии и требовало капитального ремонта. На призыв помочь в восстановлении храма откликнулось множество людей. Благодаря дружным усилиям, как питерских христиан, так и из других приходов, храм был восстановлен из руин всего за 9 месяцев.

25 декабря 1983 года состоялось торжественное освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в память о разрушенном большевиками Покровском соборе Громовского кладбища. Это единственный храм РПСЦ в Петербурге и области, в котором постоянно совершаются богослужения по субботам вечером и по воскресным дням утром.
Правда, добираться до него не очень удобно, находится он на проспекте Александровской Фермы, ближе к пересечению его с Софийской улицей. При храме есть детская воскресная школа, работающая с 1995 года, занятия проводятся каждое воскресенье после службы. Здесь учат чтению и письму по-старославянски, молитвам, знаменному пению, рассказывают о богослужении и церковных таинствах.

Самая большая община староверов в Петербурге – это община Поморского согласия, входящая в Древлеправославную Поморскую церковь (ДПЦ). Сейчас эта община имеет два действующих храма. Первый – Соборный храм Знамения Пресвятой Богородицы (архитектор Д.А. Крыжановский) на Тверской улице, дом 8, недалеко от Таврического сада. Он был построен и освящен 22 декабря 1907 года, очень чтим и посещаем староверами-поморами. Но в 1933 году храм закрыли, в его стенах расположились производственные помещения. Лишь спустя 70 лет храм вернули верующим, и с 2005 года в храме на Тверской начались восстановительные работы. Строители дневали и ночевали там, выкладываясь из последних сил, чтобы успеть подготовить его к престольному празднику Знамения Пресвятой Богородицы. Мастерам удалось восстановить церковь в максимально приближенном к оригиналу виде. 10 декабря 2007 года, в день празднования Знамения Пресвятой Богородицы, спустя сто лет после первоначального открытия, в храм вновь вошли прихожане, наставники, причетники. С удивлением прихожане рассматривали трехъярусное паникадило и иконостас, в особенности его центральные врата, воссозданные по фотографиям.

И вновь, как сто лет назад, храм огласило стройное пение староверов. После молебна состоялся крестный ход. Христиане-староверы торжественно обошли храм кругом, неся хоругви. К этому храму добираться легко, на метро до станции «Чернышевская», а далее пешком через Таврический сад.
А на бывшей окраине Петербурга, в современном спальном районе Рыбацкое, на фоне многоэтажных зданий, недалеко от станции метро, можно увидеть небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость. За ним маленькое кладбище, точнее, остатки старейшего Казанского кладбища, и церковь. Здание-крепость как бы закрывает собой кладбище и церковь, словно защищает их. Здание имеет название – «Невская обитель». После войны группа ленинградцев, переживших блокаду, помнивших закрытие довоенных моленных, начала хлопоты по регистрации общины. В 1947 году власти согласились зарегистрировать в Ленинграде Старообрядческую Поморскую общину. Вот это здание – духовно-благотворительный центр «Невская обитель» и церковь Во имя Знамения Пресвятой Богородицы принадлежат Невской Древлеправославной Поморской общине. И строительство здания, и восстановление церкви осуществлено силами прихожан-староверов при финансовой помощи попечителей.

В здании «Невской Обители» имеются малый храм, трапезная, крестильная, кельи для исполнения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты древлеправославной молодежи. Было приятно узнать, что в последнем слете принимали участие молодые староверы из Нарьян-Мара.


В декабре 2008 года в Русском музее проводилась выставка «Образы и символы старой веры». На выставке, помимо икон старого письма, было выставлено много экспонатов, характеризующих уклад, образ жизни, традиции староверов. Здесь были выставлены вещи, более подходящие для Этнографического музея: берестяные туески-бураки, в которые собирали ягоды, прялки, расписанные конями и птицами, староверческие четки-лестовки, женские костюмы, украшенные шитьем и вышивками. Выставка помогла сделать вывод, что хотя староверы живут рядом с нами, говорят на одном с нами языке, но все же в чем-то другие, отличаются от нас. Хотя они тоже пользуются всеми современными благами технического прогресса, но более бережно относятся к старине, к своим корням, своей истории.

Старообрядческий мир и меднолитая пластика

Большой популярностью в старообрядческом мире пользовались меднолитые изделия, так как, во-первых, они более функциональны в старообрядческих скитаниях, а во-вторых, сделаны были "не погаными руками", а прошли огненное крещение. Дополнительной популярности медным иконам добавили петровские указы об их запрете (Указ Синода 1722 г. и Указ Петра I 1723 г.). После этих указов предметы художественного литья становятся необходимой принадлежностью каждого старообрядческого дома, их помещали в иконостас, их носили с собой, их можно было видеть даже на уличных воротах домов старообрядцев.

Меднолитая пластика получила наибольшее распространение среди представителей беспоповщинских толков и согласий (странников, федосеевцев, нетовцев), т.е. там, где размежевание с "антихристовым миром" было особенно строго, где велико было значение индивидуальной молитвы. "Кроме особо уважаемых святынь и своих домашних икон, [старообрядцы – А.К.] никаким и ничьим образам не молятся, – писал в 1862 году статский советник Иван Синицын, – и куда бы не отправлялись, хотя бы на короткое время и даже в моленную, всегда носят с собой свои иконы и молятся только им. По этой причине иконы и кресты их почти всегда маленькие, литые из меди, большую часть в виде складней" 1.


Старообрядческие меднолитые кресты и иконы обычно имели размер от 4 до 30 см и часто были выполнены из ярко-желтой меди, оборотная сторона иконок и складней часто обработана напильником, а фон заполнен синей, желтой, белой и зеленой эмалью. Кроме характерных для старообрядческих предметов искусства признаков (двоеперстие, титло, надписи и т.д.), на них широко был распространен растительный и геометрический орнамент.

Медные иконы, по наблюдениям потомственного мастера И.А. Голышева, разделяются на четыре категории: "Загарские (гуслицкие), Никологорские (Никологорского погоста), старинные или поморские (для раскольников поморской секты) и новые, предназначенные для православных… Этим промыслом преимущественно занимаются офени, принимая раскольничий вид, т.е. притворяясь раскольниками, офеня, торгующий с раскольниками, берет с собой в дорогу свою чашку и ложку, надевает раскольничий костюм и стрижет волосы тоже как они" 2. Специально для старообрядцев медные иконы и кресты старили. Для этого изготовленное изделие опускали на два часа в соленую воду, затем вынимали и держали над парами нашатыря, "отчего зеленая медь обращается в цвет красной меди и изображение принимает, кроме того, закоптелый старый вид".
В Мстёре торговля медными образами была настолько велика, что вытеснила производство мстерских иконописцев – их иконы "сбавились в ценах против прежнего наполовину". В 60-х гг. XIX в. в одной Мстёре работало около 10 меднолитейных заводов. А еще достаточное количество производств имелось окрест центра. Так, в Никологородском погосте, что в 25 верстах от Мстёры, меднолитейное производство было поставлено на поток. "Производят ее следующим образом: берут иконы Гуслицкие, которые отпечатывают в глину, от чего получают так называемую форму, расплавляют медь, выливают в форму, когда застынет металл, вынимают; затем, как задняя часть выходит шероховатою, то чистят подпилком и икона готова", – писал всё тот же И.А. Голышев.
В первой четверти XX в. большой и заслуженной славой в старообрядческом мире пользовалась сопыревская (д. Сопырево Красносельской волости Костромской губ.) мастерская художественного литья Петра Яковлевича Серова (1863-1946). Мастерская выпускала довольно разнообразную продукцию: кресты разной формы, складни, иконы. Самым массовым продуктом были кресты-тельники из латуни и серебра, которых ежемесячно изготавливали 6-7 пудов. Владелец московской старообрядческой типографии середской купец Г.К. Горбунов (1834 - ок. 1924) заказывал у П.Я. Серова книжные застежки и наугольники с изображением Евангелистов и средники с Распятием и Воскресением Иисуса Христа. Деятельность мастерской продолжалась до 1924 г., до запрещения производства всех видов ювелирной продукции в красносельских кустарных мастерских. После этого Петр Яковлевич распустил своих мастеров, оборудование закопал, дом поделил между сыновьями, а сам ушел странствовать по Восточной Сибири. Как сложилась его дальнейшая судьба – неизвестно3.
Разновидностью меднолитых икон являются старообрядческие складни, трех- и четырехстворчатые. "Складень-иконостас был незаменим для противников реформы, скрывавшихся от преследований, передвигавшихся в миссионерских и торговых целях на большие расстояния по бескрайним северным просторам" 4, – писала исследователь Л.А. Петрова. Типичное уголовное дело: 8 июля 1857 г. бурмистром г. Глушковых Василием Ефимовым в д. Сосунов (Юрьевецкий уезд Костромской губ.) был задержан беглый человек страннической секты Трофим Михайлов, "при нем оказались створы о двух досках, окрашенных красною краскою, в коих на одной доске врезаны медные четыре образа, а на другой врезан медный образ распятия Иисуса Христа, еще маленькие створы о трех дощечках с медною оправою, в коих три образа" 5.
Трехстворчатые складни (т.н. "девятки") несли изображение Деисуса или распятия с предстоящими. Оба сюжета были широко распространены в старообрядческом мире. Есть версия, что трехстворчатые складни произошли от Соловецких складней. Классические соловецкие "девятки" выглядели следующим образом: в центре – Иисус, Мария, Иоанн Предтеча; слева – митрополит Филипп, Никола, Иоанн Богослов; справа – ангел-хранитель и св. Зосима и Савватий Соловецкие. Оборотная сторона соловецких "девяток" была гладкой.

Четырехстворчатые складни (т.н. "четверки", Большие праздничные створы) представляли собой изображение двунадесятых праздников, еще один часто встречающийся вид поморских складней. За сходство форм и солидный вес такая форма получила неофициальное название "утюг".
Что касается старообрядческих крестов, то староверы признавали крест "осьмиконечный", "трисоставный и четырехчастный". Подразумевалось, что крест, на котором был распят Христос, по форме был восьмиконечный, состоял из трех пород дерева, и было у него четыре части: вертикаль, "плечи креста", подножие и титло с именем. Согласно другой трактовке три части креста (вертикаль, горизонталь и подножие) образуют три лица Святой Троицы. Все другие формы креста (прежде всего, четырех- и шестиконечные кресты) староверы категорически отвергали. Четырехконечный крест вообще называли крыжом, т.е. латинским крестом. Старообрядцы-рябиновцы (нетовское согласие) по-своему развили учение о кресте. Они считали, что крест нельзя украшать резьбой, изображением распятия и излишними словесами, поэтому использовали кресты гладкие без надписей. Старообрядцы-странники в качестве нательного предпочитали деревянный кипарисовый крест, обложенный оловом или жестью. На обороте креста часто вырезались слова из воскресной молитвы: "да воскреснет Богъ и разидутся врази его".
В православном мире существуют кресты трех основных видов: кресты-тельники, кресты аналойные и кресты могильные. На лицевой стороне креста обычно изображена сцена распятия (на крестах тельниках – атрибуты распятия, на аналойных крестах – распятие с предстоящими), на оборотной стороне – текст молитвы кресту. На крестах старообрядческих вместо Саваофа вверху часто помещался образ Спаса нерукотворного, на краях большого перекрестия – солнце и луна.

Большие споры в старообрядческом мире вызвало титло пилатово – сокращенная надпись на Кресте Господнем INЦI, т.е. "Иисус Назорей царь Иудейский". Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, начались в старообрядчестве сразу после собора 1666-1667 гг. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий выступил с учением, что правильно писать титло IХЦС ("Иисус Христос Царь Славы", ср. 1. Кор. 2.8), т.к. пилатово титло носит глумливый характер и не отражает истины. Возражая ему, другие старообрядцы доказывали, что не только титло, но и сам крест, на котором был распят Христос, являлся орудием позорной смерти, что отнюдь не мешает христианам поклоняться Кресту. Мнения старообрядцев разделились. Некоторые течения в старообрядчестве (например, титловцы, толк федосеевского согласия) приняли никонианское титло "IНЦI", большинство – нет, предпочитая надпись "IХЦС" или "Царь Славы IC XC", "IC XC". Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, считая приемлемыми для себя оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси. Титло "древлецерковного подписания", принятое поморцами, имеет следующий вид: "ЦРЬ СЛВЫ IХ СНЪ БЖIЙ НИКА".



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме