Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Таможенные преступления научная статья. Таможенные преступления

Лукьяненко Алена Сергеевна,студент Оренбургского государственного университета, г. Оренбург[email protected]

Таможенные преступления

Аннотация.Данная статья посвященаисследованию преступлений в сфере таможенного дела.Особое внимание уделяется мнениям ученыхюристов в области таможенного права в отношении понятия «таможенное преступление». Определены основные направления работы таможенных органов в области таможенных преступлений. В рамках существующего законодательства отражена особая актуальность данной темы.Ключевые слова:таможенное преступление, внешнеэкономическая деятельность, контрабанда, таможенные органы.

На сегодняшний деньв российском обществе прослеживаетсяинтенсивнаядемократизация и расширение внешнеэкономической деятельности. Непосредственноданный процессприводит кростучислаучастников внешнеэкономической деятельности и, следовательно, более активному вывозу из РФ и ввозу товаров. Нередкопроцедуры в таможенном деле носят незаконныйхарактер.В последнее время в областивнешнеэкономической сферыимеетсянаправленностьк увеличению числа правонарушений, одним из которых присущ административный характер, а другим –уголовный. В периодс января по сентябрь 2016 года таможенными органами Российской Федерации возбужденоболее 3641 уголовных дел, что на 13% больше, чем в аналогичном периоде минувшегогода. В большей степениколичествовозбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального –901, СевероЗападного (в том числеКалининградский регион) –756, Приволжского –560и Дальневосточного −380таможенных управлений.В зависимости от степени тяжести правонарушения в таможенной областипринято подразделятьна преступления и проступки. На основании статьи 14 Уголовного кодекса РФ указываем понятие преступления: виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Именно ущерб, нанесенныйопределеннымпротивоправным деянием, являетсякритерием разграничения преступлений от административных правонарушений. В своей работе мы хотим обратить вниманиеименнонапреступления в сфере таможенного дела.Вопрос о представлениии перечне таможенных преступлений оценивалимногие ученыеюристы, среди которых: российский профессорв сфереуголовного права Л.Д. Гаухман, С.Ю. Иванова, Б.В. Волженкин, Ю.П. Гармаев и другие. При том дискуссии вызывали задачи, связанные с определениемпреступлений, которые следуетотноситьк числу таможенных.С.Ю. Иванова отмечаетто, что «таможенные правонарушения вообще и таможенные преступления, в частности, характеризуются специфической особенностью: они представляют собой сложный поведенческий акт, выражающийся в невыполнении или ненадлежащем выполнении нормативного предписания».В.А. Жбанков определяет таможенное преступление как«общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, посягающее на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию РФ товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовомузапрету».Таможенная преступность, согласно взглядуА.И. Долговой,−это «совокупность экономических преступлений, связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию РФ через таможенную границу товаров и ценностей».На основесужденийученых можно установитьотдельную самостоятельнуюкатегориюпреступлений с отличительнымиособенностями:Повышенная общественная опасность;Связь с внешнеэкономической деятельностью;Нарушение правового регулирования в сферах таможенного дела;Причинение вреда деятельности таможенных организаций;Совершение преступлений в большей степениорганизованными группами;Таким образом, таможенное преступление предполагаетсобоювиновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортныхсредств через таможенную границу РФ, порядок их таможенного оформленияи таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.Кчислу таможенныхпреступленийотносятся:a)Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);b)Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 190 УК РФ);c)Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации(ст. 193 УК РФ);d)

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);e)Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ); f)Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ);

Следует подчеркнуть, что контрабанда − это тайный беспошлинный перевоз товаров через границу, а также товары, а также товары, перевезенные таким способом.Нельзя не учитывать тообстоятельство, что таможенные преступления причисляютк группесложнораскрываемых и сложнодоказываемых. Проблемы в выявлениии доказывании обусловленыследующим: высокая уровеньлатентности преступлений, сложность механизма совершения преступления, трудности в обнаружении следов таможенных преступлений.Принимая во внимание выше указанное,необходимоопределитьорганы, в компетенцию которых входитрасследование таможенных преступлений.Обязанность по предотвращениютаможенных преступлений лежит наследующихорганахв сфере правоохранительной деятельности: Федеральная таможенная служба России, Федеральная служба безопасности, Министерство внутреннихдел.Опираясь на статью7 Таможенного кодекса Таможенного Союза,следует заметить,чтотаможенные органы государствчленов таможенного союза –органы дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлений. В целях выявления лиц, которые подготавливают и совершают преступления, таможенные органы осуществляют оперативнорозыскную деятельность. Таможенные преступления причиняютзначительный ущербэкономической безопасности Российской Федерации. В связи с этим одним из значимыхсредств позитивноговоздействияна обстановкуможет являтьсякриминалистическое обеспечение деятельности таможенных организацийпо раскрытию, предупреждению и предотвращениютаможенных преступлений.В заключение, следуетотметить, что на сегодняшний деньнамечаетсяформированиеследующих направлений работытаможенных органов в областитаможенных преступлений:Обеспечение сбора и получения предварительной информации с применениемразличных источников с целью предотвращениянанесения вредаправам, свободам и законным интересамграждан и государства;Международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;Проведение предварительных оперативныхпроцедур по проверкевсей цепи поставки товаров с использованием оперативнорозыскных методов и аналитического поиска;

Ссылки на источники1."Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17).2."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 07.02.2017).3.Михайлов В.И. Таможенные преступления / В.И. Михайлов, А.В, Федоров. –СПб.: Издво «Юридический центр Пресс»., 1995.− С. 450.4.Сучков Ю.И., Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации/ Экономика, Москва, 2005.–С. 209.5.Таможенная преступность / Долгова А.И., Криминология: учебник под редакцией А.И. Долговой 4е издание переработанное и дополненное // НОРМА ИНФРАМ, Москва, 2010.−C. 346.

Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:

1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ).

2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).

3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Рассмотрим подробнее каждое из вышеперечисленных преступлений.

Контрабанда (ст. 188 УК РФ)

Контрабанда, как квалифицированное правонарушение, появилась в XIV-XVI вв., когда для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в морских портах были созданы специальные государственные учреждения - таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу, с сокрытием их от контроля со стороны таможен, стало именоваться контрабандой Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М.: Международные отношения, 1981. С.6.

В соответствии с современным уголовным законодательством РФ, контрабандой признается:

1. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

3. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Объект контрабанды . При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов - специальный порядок перемещения их за границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред, либо создается угроза его причинения:

Экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически важных сырьевых товаров);

Общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и других веществ, огнестрельного оружия и т. д.);

Национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании);

Интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР - Вестник Верх. Суда СССР, 1991, № 11, C. 34-43, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР - Вестник Верх. Суда СССР, 1991, № 8, C. 46-48, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения Закон РФ от 20 мая 1993г. «Об оружии» - Ведомости РФ, 1993, № 24, ст. 860), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества Положение о порядке ввоза в РФ наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ: утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996г. № 278 - РГ, 1996, 28 марта, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения Положение о порядке контроля за экспортом из РФ отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники: утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994, № 197 - Российские Вести, 1994, 16 марта, стратегически важные сырьевые товары САПП РФ, 1994, № 8, ст. 591, культурные ценности).

Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации, то есть в вывозе с территории России (экспорте) или ввозе на ее территорию (импорте), указанных в ч. 1 или 2 ст. 188 УК РФ, товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия. Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

Оконченным преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, то есть были ввезены на ее таможенную территорию либо вывезены с нее на территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад.

При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч. 1 ст. 188 УК, поскольку согласно п. 2 ст. 30 оно уголовно ненаказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей, оборудование тайников, склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления.

В соответствии с примечанием к ст. 188 УК РФ контрабанда признается совершенной в крупном размере (ч. 1), если стоимость перемещенных товаров превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (МРоТ).

Субъектами контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел - лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ соответствующие предметы, предвидит опасность своих действий и желает такого результата. В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК).

Контрабанда предметов при наличии косвенного умысла не может служить основанием для признания в содеянном наличия всех признаков состава преступления.

Например: обвиняемый В. пытался вывезти с сокрытием от таможенного контроля ряд предметов, которые впоследствии были признаны историко-культурными ценностями. Обвиняемый пояснил, что он предполагал, что книги XVIII века могут иметь историческую или культурную ценность, но не считал, что именно эти книги имеют такую ценность Игнатюк А. З. Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности: Теория и практика расследования / А.З. Игнатюк.-М.: Изд-во деловой и учебной литературы; Амалфея, 2001, C. 75.

При отсутствии прямого умысла лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за контрабандную деятельность. Такие лица действуют, как правило, по небрежности, либо вовсе при отсутствии вины в уголовно-правовом смысле, то есть, когда лицо используется «втемную».

Мотивы и цель при контрабанде правового значения для квалификации преступления не имеют, однако выяснение подлинных мотивов и целей контрабанды имеет большое значение, так как они должны учитываться судом при назначении наказания. Чаще всего, мотив и цель при контрабанде носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться незаконным путем.

Квалифицируется контрабанда по двум видам. Первый вид квалифицированной контрабанды (ч.3 ст.188 УК) включает такие признаки, как совершение ее неоднократно или должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Второй вид квалифицированной контрабанды включает более тяжкий признак - совершение преступления организованной группой.

Неоднократность означает - совершение лицом, единолично или совместно с другими лицами, противоправных действий два раза или более, если за ранее совершенное преступление оно не было, в установленном законом порядке, освобождено от уголовной ответственности, либо судимость за ранее совершенное лицом преступление не была погашена или снята.

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями преступления могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителями власти, либо выполняющие исполнительно-распорядительные или административно-хозяйственные функции постоянно, временно или по специальному поручению. Следовательно, субъектами квалифицированного вида контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства. Прежде всего, это должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, а также должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров, транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, директора международных выставок и т.п.), должностные лица - представители высших органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации), пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

Для квалификации контрабанды по признаку применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, важно установить наличие не только самого факта насилия и его вида (физического или психического), но и степень насилия. Физическое насилие может заключаться в нанесении одного удара или множества ударов - побоев, а также может повлечь за собой причинение разной степени тяжести вреда здоровью потерпевшего, что охватывается составом контрабанды. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия, независимо от степени его тяжести.

Совершение контрабанды организованной группой признается наиболее опасным видом данного преступления, влекущего самое суровое наказание. Указанное обстоятельство имеет место, когда в совершении контрабанды участвуют два или более лица, которые заранее договорились о месте, времени, способе совершения преступления, условились выполнять одинаковые роли - были соисполнителями преступления либо распределили между собой преступные функции. Несмотря на наличие в таких случаях исполнителей преступления, пособников, организаторов - действия каждого из них квалифицируются по ч.4 ст. 188 УК РФ.

Признаком организованной группы при контрабанде, наряду с распределением ролей между ее участниками, является также ее устойчивость, то есть, наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки.

Наказание за контрабанду по статье 188 УК РФ предусмотрено:

По части первой - в виде лишения свободы на срок до пяти лет;

По части второй - в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Более строгое наказание может быть назначено за квалифицированные виды преступления:

По части третьей - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой;

По части четвертой - лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Социальный состав лиц, совершивших контрабанду

прочие 4 %

рабочие 15%

лица, без

служащие 26%

постоянного

источника доходов

предприниматели

без образования юридического лица

Таможенное преступление - это предусмотренное уголовным законодательством, запрещенное под угрозой применения уголовного наказания общественно опасное противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное в сфере таможенного дела.

В Уголовном кодексе Российской Федерации среди преступлений в сфере экономической деятельности следует выделить следующие пять видов преступлений, относящиеся к сфере таможенного дела:

  • - контрабанда (ст. 188);
  • - незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);
  • - невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190);
  • - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193);
  • - уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194).

Контрабанда. Таможенный кодекс РФ (1993 г.).

Под контрабандой (итал. сontro - против, bando - правительственное постановление) практически во всех странах принято понимать незаконные перемещения через таможенную границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением.

Исходя из положений 188 статьи УК РФ, контрабандой признается:

  • 1) Перемещение через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:
  • 2) Деяния, предусмотренные частями первой или второй 188 статьи УК РФ, совершенные либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (часть 3);
  • 3) Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей 188 статьи УК РФ, совершенные организованной группой (часть 4).

Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов - специальный порядок перемещения их через границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред либо создается угроза его причинения:

  • 1) экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически важных сырьевых товаров);
  • 2) общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и др. веществ, огнестрельного оружия и т.д.);
  • 3) национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании);
  • 4) интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета контрабанды второго вида дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, взрывные устройства и др.), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и др.).

Оконченным преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, т.е. были ввезены на ее таможенную территорию либо были вывезены с нее на территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад.

При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч.1 ст.188 УК РФ, поскольку согласно п.2 ст.30 УК оно уголовно не наказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств; свидетельства на вывоз культурных ценностей; оборудование тайников; склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления. Следует отметить, что в силу большой латентности приготовительных действий и значительных трудностей их доказывания уголовные дела на данной стадии возбуждаются крайне редко.

Субъектами контрабанды могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства.

В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступления с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает сознание фактических обстоятельств преступления.

В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч.3 и 4 ст.188 УК РФ), стадию осуществления преступного намерения (ст.30 УК РФ), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст.33 УК РФ).

Мотив и цель при контрабанде правового значения для квалификации преступления не имеют. Чаще всего при контрабанде они носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться незаконным путем, однако могут быть и иными.

Квалифицированные виды контрабанды. Первый вид квалифицированной контрабанды (ч.3 ст.188 УК РФ) включает такие признаки, как совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Второй вид квалифицированной контрабанды включает более тяжкий признак - совершение преступления организованной группой.

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями преступления могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителями власти, либо выполняющие исполнительно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности постоянно, временно или по специальному поручению. Следовательно, субъектами квалифицированного вида контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства РФ. Прежде всего, это должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров и транспортных средств и иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, командиры экипажей самолетов, директора международных выставок и т.п.); должностные лица - представители высших органов государственной власти (федеральных и субъектов федерации), пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей.

Совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Для квалификации контрабанды по признаку применения насилия важно установить наличие не только самого факта насилия и его вида (физического или психического), но и степень насилия. Физическое насилие может заключаться в нанесении одного удара или множества ударов - побоев, а также может повлечь за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, что охватывается составом контрабанды. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия независимо от степени его тяжести.

Признаком организованной группы при контрабанде наряду с распределением ролей между ее участниками является также ее устойчивость, т.е. наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки. Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.)

Наказание за контрабанду по ст.188 УК РФ предусмотрено: по ч.1 - штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет; по ч.2. - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Более строгое наказание может быть назначено за квалифицированные виды преступления: по ч.3 - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового; по ч.4 - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные частью первой статьи 189 УК РФ, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Объектом преступления является установленный порядок осуществления ВЭД, включающей в себя государственную монополию на экспорт отдельных видов товаров и порядок их перемещения через таможенную границу РФ.

Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, т.е. совершении действий по вывозу в одно или несколько иностранных государств технологий, научно-технической информация и услуг названного выше характера с таможенной территории РФ за границу. Незаконными в соответствии с данной нормой признаются действия лица, совершенные с нарушением установленного специального экспортного контроля.

Следовательно, способы совершения преступления находятся в прямой зависимости как от характера предмета посягательства (его материального носителя), так и от особенностей нарушения специального экспортного контроля.

Преступление признается оконченным с момента фактического вывоза с нарушением специального экспортного контроля (включающего и таможенное оформление) хотя бы одного из названных предметов за пределы таможенной территории РФ либо с момента предоставления услуги за пределами России.

Действия лица, направленные на незаконный экспорт, которые ему не удалось завершить по независящим от него обстоятельствам (например, факт вывоза с нарушением специального экспортного контроля был выявлен во время производства таможенного контроля), образуют покушение на преступление.

Субъектами незаконного экспорта могут быть физические, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста лица, независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления ими могут быть должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, экспортных организаций, уполномоченные на совершение таких операций. За оказание услуг такого характера, поскольку преступление совершается за пределами России, уголовной ответственности по ст.189 УК РФ подлежат только граждане РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающие в России.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формы вины. Лицо сознает, что незаконно, т.е. с нарушением специального экспортного контроля и установленного порядка таможенного оформления, вывозит с таможенной территории России за ее пределы технологии, научно-техническую информацию либо оказывает услуги зарубежным производителям, сознает, что они может быть использованы при создании оружия массового поражения либо средств его доставки, либо вооружения и военной техники, и желает совершить эти действия. Мотивы и цели у виновного при этом могут быть любые.

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Ответственность за данное преступление установлена в целях сохранения культурного наследия народов России, а также защиты культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности.

Согласно ст.190 УК РФ преступлением признается невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с действующим законодательством РФ.

Объектом преступления является монополия государства на перемещение предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а не монополия государства на владение и распоряжение ими, как считают некоторые авторы. Права физических и юридических лиц - собственников культурных ценностей в таких случаях ограничены действующим законодательством РФ не в полной мере, а лишь в части права перемещения культурных ценностей за пределы территории РФ. Право владения и пользования ими государством не монополизировано.

Предметом данного преступления могут быть культурные ценности, перечисленные в ст.7, 9, 27 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.

В силу их исторического, художественного, научного или иного культурного значения разрешается лишь их временный вывоз за пределы таможенной территории РФ.

Если ходатайство о временном вывозе касается культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, архивных материалов либо оружия, являющегося культурной ценностью, то свидетельство на право временного вывоза выдается по согласованию соответственно с Комитетом по драгоценным металлам (Министерством финансов), Государственной архивной службой России и МВД РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ, введенный в действие федеральным законом РФ от 30.12.2001 г. №196-ФЗ

Объективная сторона преступления выражается в преступном бездействии лица, т.е. в не совершении им предписанных законом действий - по истечении установленного срока возвратить (ввезти) на территорию РФ культурные ценности, временно вывезенные им за ее пределы.

Причем, такое бездействие лица признается преступным лишь в случаях наличия у него объективной и субъективной возможности выполнить взятые на себя обязательства. Если же бездействие было обусловлено, например, стихийным бедствием (временно вывезенные культурные ценности сгорели во время пожара галереи, где они экспонировались; были разрушены при авиакатастрофе и т.п.) либо тяжелой болезнью лица, то оно не наказуемо, поскольку явилось следствием непреодолимой силы.

Преступление признается оконченным с момента истечения установленного срока временного вывоза культурных ценностей.

Субъект преступления - общий, т.е. им может быть физическое, вменяемое лицо старше 16 лет, независимо от гражданства.

Субъектами преступления могут быть работники музеев, архивов, библиотек и других государственных и муниципальных хранилищ культурных ценностей, уполномоченные на временный их вывоз; представители юридических лиц, не входящих в систему государственных и муниципальных органов, и частные граждане - собственники временно вывозимых культурных ценностей либо их уполномоченные (представители). Если уполномоченные (представители) собственников культурных ценностей совершают преступление по сговору с собственниками, последние подлежат ответственности за соучастие.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что установленный срок временного вывоза культурных ценностей истек, но он, вопреки принятому на себя договору - обязательству об их возврате, не совершает действий по их ввозу на территорию России и не желает этого делать.

Такие действия могут быть совершены следующими способами:

  • 1. Заявлением в ГТД или иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, их цене; иных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размеров;
  • 2. Предоставлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о произведенной оплате либо об обеспечении таможенных платежей;
  • 3. Отзывом плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;
  • 4. Сокрытием плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей, и т.п. Неуплата таможенных платежей по независящим от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленные сроки, объективной стороны данного преступления не образует (например, по поддельной авизовке с его счета были сняты все средства).

Для ответственности по ст.194 УК не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера. Если же эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Момент окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным либо с момента истечения срока, отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, либо с момента фактического пользования и распоряжения товаром в иных целях, чем те, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо с момента принятия таможенным органом решения об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты таможенных платежей в полном объеме или частично, а равно о возврате уплаченных таможенных платежей, основанного на предоставлении ему плательщиком недостоверных сведений, документов, содержащих недостоверные сведения, либо после совершения им других незаконных действий по уклонению от уплаты таможенных платежей.

Субъектом данного преступления может быть достигшее 16-летнего возраста, вменяемое частное либо должностное лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее для таможенного оформления товары или иные предметы от своего имени либо представляющее интересы других лиц. В соответствии с ТК РФ к числу субъектов преступления могут быть отнесены: декларант, брокер, специалисты по таможенному оформлению, владелец таможенного склада или СВХ, магазина беспошлинной торговли либо руководители юридических лиц.

Лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие в совершении данного преступления.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формы вины: лицо сознает, что оно тем или иным способом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого, т.е. направляет свои усилия на осуществление осознанного им общественно опасного деяния.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

Выполнила: студентка гр. ЮЗ-401 Цуканова И.В.

Москва 2011

Введение

Исторический анализ уголовного и таможенного законодательства советского государства подтверждает, что на протяжении всего периода его существования это законодательство не выполняло в достаточной степени своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.

В России продолжается формирование таможенного законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики. 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который регулирует отдельные правоотношения, а также устанавливает дополнительные условия, требования и особенности нормативного правового регулирования, отнесенные Таможенным кодексом Таможенного союза к уровню национального законодательства. В соответствии с пунктом 6 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 N 17 Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, в рамках которого принят Таможенный кодекс таможенного союза, вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Поскольку многие вопросы об ответственности за таможенные преступления, совершаемые в РФ в теории уголовного права и в уголовном законодательстве остаются нерешенными, в данной работе предпринята попытка с современных позиций юридической науки осуществить всестороннее исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономических связей с другими государствами, а также проанализировать концепцию учения о составах исследуемых преступлений.

1. Понятие таможенного преступления

Таможенное законодательство и судебная практика свидетельствуют, что таможенное преступление осуществляется путем ввоза товаров в страну или их вывоза из страны в нарушение действующего законодательства или через использование плательщиком налога мошеннических приемов с целью избавления от уплаты всего налога или его части. Из этого факта вытекает неосуществление государством своего права по взиманию налога. Это наносит ущерб государственной казне, поскольку она лишается положенного ей источника в виде этих налогов, которые считаются важнейшими поступлениями в казну. Таким образом, любое лицо, перемещающее запрещенные товары или товары, облагаемые таможенными пошлинами, без их уплаты или не соблюдающее нормы запрета, является нарушителем сущности таможенного законодательства. Нарушение запретов влечет уголовную ответственность.

Таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России либо вывозу с данной территории товаров, ценностей или транспортных средств любым способом.

Перемещение включает в себя пересылку с использованием международной почтовой связи, трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением помимо таможенного контроля понимается перемещение вне определенных таможенными органами мест или вне установленного ими времени производства таможенного оформления.

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

В таможенную территорию включаются: сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения в экономической зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.

2. Характеристика таможенных преступлений

К таможенным преступлениям относится группа преступлений, предусмотренных УК РФ, проведение по которым дознания и неотложных следственных действий отнесено УПК РФ к компетенции ФТС России.

К числу таможенных преступлений относятся:

1) Контрабанда (ст.188 УК РФ);

2) Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ);

3) Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.190 УК РФ);

4) Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ);

5) Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей - порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.

3. Контрабанда

Контрабанда, как квалифицированное правонарушение, появилась в XIV–XVI вв., когда для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в морских портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу, с сокрытием их от контроля со стороны таможен, стало именоваться контрабандой .

В соответствии с современным уголовным законодательством РФ, контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй статьи 188 УК РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

Деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 188 УК РФ, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 188 УК РФ, совершенные организованной группой.

Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов – специальный порядок перемещения их за границу.

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении, которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

Субъектами контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Наказание за контрабанду по статье 188 УК РФ предусмотрено:

– по части первой – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет;

Преступления в сфере таможенного дела условно принято называть таможенными преступлениями. Ответственность за них предусматривается уголовным законодательством. К таким преступлениям относятся:

Контрабанда (ст. 188 УК РФ);

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ),

Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Наиболее распространенным и общественно опасным преступлением является контрабанда. Контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием определенных средств, веществ, товаров.

Согласно ТК РФ контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.

Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий. Наступление преступных последствий не требуется.

Статья 188 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков:

неоднократность, использование служебного положения, совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

совершение преступления организованной группой.

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники влечет уголовную ответственность (ст. 189 УК РФ), что обусловлено международными обязательствами нашей страны по нераспространению оружия массового поражения.

Экспорт или передача признается незаконными, если они осуществляется в нарушение предусмотренного законодательством запрета и в обход специального экспортного контроля.

Субъектом преступления является лицо, в силу своей обязанности обладающее соответствующей информацией о незаконном экспорте.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.


Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий. Наступление преступных последствий не требуется. Статья 189 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков

Неоднократность или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

Совершение преступления организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, является уголовно наказуемым деянием. В УК РФ ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 190.

Объективная сторона выражается в бездействии, то есть в невыполнении обязанности по возвращению данного предмета. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Преступление считается оконченным, когда лицо после истечения срока возвращения имело реальные возможности выполнить обязанность по возвращению предмета, но не сделало этого.

Статья 221 ТК РФ устанавливает, что незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела, являются преступлениями и наказываются в соответствии с нормами уголовного права.

Такими деяниями являются:

Умышленное заявление таможенным органам РФ ложных сведений с целью сокрытия полученных в результате осуществления внешнеэкономической деятельности доходов в валютных ценностях;

Занижение их размера;

Несоблюдение установленных требований об обязательном ввозе или переводе в РФ полученных таким путем валютных ценностей;

Совершение платежей в иностранной валюте или платежных документах в иностранной валюте по фиктивным внешнеэкономическим сделкам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу;

Другие незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела.

Статья 193 действующего УК РФ предусматривает ответственность руководителя организации за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрено ТК РФ. В УК РФ (ст. 194) определены критерии уклонения от уплаты таможенных платежей, при наличии которых лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (например, крупный размер, неоднократность уклонения).

Состав преступления образует уклонение от уплаты всех требуемых либо совокупности нескольких, либо одного вида таможенного платежа

Субъектом является лицо, обязанное уплатить таможенные пошлины. Уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий (бездействия).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме