Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Уполномоченный по правам ребенка кто назначает. Об уполномоченных по правам ребенка в российской федерации

Несовершеннолетние россияне имеют больше прав, нежели совершеннолетние. Обеспечивать защиту прав и интересов детей могут не только родители, представители, но и уполномоченный по правам ребенка.

Расскажем, когда и в каких случаях следует обращаться к омбудсмену, каким способом можно подать жалобу, а также определим, где находятся Институты уполномоченного в Москве и Санкт-Петербурге.

Особые права ребенка в России

Дети, являющиеся гражданами РФ, имеют общие, базовые права, которые предусмотрены Конституцией РФ и Декларацией прав человека, и дополнительные. Ряд всех прав подлежит защите - независимо от того, к какому виду они отнесены.

Права несовершеннолетних в России защищаются и отстаиваются. Обычно нарушения, связанные с дополнительными, особыми правами и интересами детей, рассматривает уполномоченный по правам ребенка.

Должность детского омбудсмена была закреплена на законодательном уровне Указом Президента под названием «Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка», от 1 сентября 2009 года.

Перечислим, какие особые права имеют несовершеннолетние граждане:

  1. Право на семью. Ребенок имеет право проживать в своей семье, получать воспитание от родителей до того момента, пока его интересы не будут нарушены.
  2. Право на общение. Зачастую дети лишаются общения со своими родителями или другими родственниками в связи с распадом семьи. Это не правильно. Дети должны общаться с родителями, независимо от того, находятся они в браке или нет. Кроме того, никто не должен отменять общения с другими родственниками.
  3. Право на защиту. Ребенка можно защищать даже от его родителей, которые, например, угрожают его жизни и здоровью.
  4. Право на мнение. Когда ребенку исполняется 10 лет, он может сам высказывать свое мнение. Также его мнение должно быть учтено и до этого возраста. Несовершеннолетний должен быть выслушан при решении любого вопроса.
  5. Право на полные инициалы. У ребенка обязательно должна быть фамилия, имя и отчество.

А к основным правам детей можно отнести : право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и др.

Уполномоченный по правам ребенка встает на защиту законных интересов и прав детей.

Вам помогла наша статья? Поделитесь в соц сетях!

Последние новости

  • Принят закон, который обязывает родителей после развода обеспечить детей жильем

    Новый Закон об обязанности родителей после развода обеспечить детей жильем внесет изменения в статью 86 Семейного кодекса РФ, в которой до этого были прописаны лишь обязательства по выплате алиментов на лечение и реабилитацию ребенка после развода.

  • Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году - свежие новости

    Пенсии работающих пенсионеров наконец-то будут тоже проиндексированы – об этом сообщила Сопредседатель профильной рабочей группы по Конституции России Талия Хабриева. Напомним, что пенсии трудящихся пенсионеров, в том числе имеющих инвалидность, не индексировались с 2016 года. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, но вовсе не было справедливо – об этом говорили и сами пенсионеры, и эксперты из ПФР и соцзащиты.

  • Изменения в ОМС в 2020 году – новые анализы в списке бесплатных, новые правила лечения

    Финансирование медицинского обслуживания каждого застрахованного россиянина с января 2020 года увеличено до 12699 рублей - с 11800 рублей в 2019 году, а территориальные фонды ОМС будут получать финансирование, исходя из числа застрахованных граждан. С 1 января 2020 года вступили в силу новые правила лечения и обследования по полису ОМС, которые утверждены правительством России в конце 2019 года. Какие анализы можно сделать бесплатно, какие правила нахождения в стационаре и поступления на лечение введены в действие?

Найти компанию

Свежие отзывы о компаниях

  • Мне от отца по наследству достался бизнес, мягко говоря недоходный. Ни желания, ни возможности заниматься им не было. Чтобы не влететь на деньги решил ликвидировать фирму. Оказалось это не так уж просто. Были там кое-какие нюансы. Знакомый привел в компанию «Цезарь Консалтинг». Надо сказать взялись за работу сразу. Вопросы по фирме удалось закрыть, успешно ликвидировать и довольно быстро. Юрист к которому обращался до них рисовал другую картину. Так что я доволен.

  • Eclex (Эклекс)

    В феврале 2019 года обратилась в компанию Эклекс за услугой регистрации договора аренды, стоимость мне назвали сразу (20000 р), за эти деньги я получила весь пакет документов, который нужен, консультацию по всем вопросам, проверку всех документов, которые уже были, юристы организовали процесс подачи документов в органы и получения документов. Самое главное, что мне подготовили договор аренды с учетом всех пожеланий и доработок, а не типовой, скачанный из интернета. Результатом полностью довольна.

  • Искали компанию,где бы качественно оказали услугу регистрации, чтобы в дальнейшем избежать проблем. По рекомендации остановились на указанной. Уже на консультации было понятно, что ребята профессионалы. Все сделали оперативно, помогли собрать учредительные документы, все этапы удалось пройти максимально быстро благодаря опыту и навыкам специалистов. Профессионализм сотрудников фирмы - вне сомнений.

  • Цезарь Консалтинг

    Подружился я с компанией «Цезарь Консалтинг», регистрируя свое первое ООО. Тогда, помню, переживал, чтобы все сделали быстро и без проблем. И все получилось просто здорово! Сейчас у меня уже несколько магазинов, и юристы из компании стали мне просто друзьями. Бухгалтерия тоже радует, обращаюсь периодически. Решают многие проблемы по налогам. Спасибо, ребята!

  • Юридическая студия Ксении Пак

    Ксения здравствуйте. Скажите пожалуйста как мне общаться с главой администрации, на каком языке? Человек не понимает что творит. Унижает достоинство инвалида, отжимает то что положено по закону. Спасает своих товарищей. В каком ракурсе подать на него жалобу?

Должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка была учреждена Указом Главы государства от 9 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в стране.

Согласно вышеназванному Указу Президента России, Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации. Для выполнения своих правозащитных обязанностей омбудсмен наделен широкими полномочиями. В частности, он имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основеОб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.

Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

Таких прав нет у Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Но, Указ, который регламентировал деятельность детскогоомбудсмана, в самом конце содержал еще один пункт: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка».

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод ребенка в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав ребенка как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека // Юрист. 2009. №6.- С.21..

Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции и других странах.

Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Ребенок может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если ребенок в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ - это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам ребенка в РФ.

Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В-четвертых, Уполномоченный имеет право отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. В соответствии с Законом он имеет право посещать любые органы государственной власти, органы системы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его праваХаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009..

Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

При осуществлении своих полномочий, Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены на территории РФ.

Гражданин России, даже если он несовершеннолетний, обладает общими правами, перечисленными в законодательстве. И хотя из-за возраста он не все из них может осуществлять, но его базовые права должны защищаться так же, как и у взрослого. К тому же в законодательстве предусмотрены и некоторые особые права именно для детей. Как общие права ребёнка, так и особые защищают родители или опекуны, а также государственные органы: служба опеки, прокуратура, суд и другие.

Но есть и ещё одно важное звено: уполномоченный по правам ребёнка – такая должность существует в РФ как на федеральном, так и на местном уровне. Он имеет целый ряд возможностей, чтобы влиять на положение детей как в общем, на уровне законодательства, так и помогать в отдельных случаях.

На базовом уровне права ребёнка, как и других граждан РФ, обеспечиваются Конституцией, а также Семейным кодексом, нормативными актами субъектов РФ, и другими документами. Помимо этого, их защищают международные декларации и конвенции – такие как Конвенция ООН о правах ребёнка и другие.

Об уполномоченном по правам ребёнка подробнее сказано в ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где ему посвящена статья 16.1, в которой указывается, что уполномоченный при президенте РФ призван защищать интересы несовершеннолетних, а его полномочия очерчиваются президентскими указами. Кроме того, в регионах могут также учреждаться аналогичные должности.

Дополнительная информация

Должность омбудсмена по правам детей нужна потому, что уполномоченный по правам человека в силу законодательства менее эффективен в этом вопросе: важную часть его деятельности занимает рассмотрение жалоб, а дети не могут подать и оформить их в соответствии с требованиями.

В октябре 2018 года Президентом на рассмотрение Государственной думы был внесён новый законопроект, посвящённый правовому статусу уполномоченных по правам детей и заполняющий этот пробел в законодательстве. Вероятно, следует ждать, что после доработок он будет принят, и за этим может последовать дальнейшее, более чёткое установление прав и обязанностей детских омбудсменов и в регионах тоже.

Структура и порядок назначения

К сожалению, чёткой структуры уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ нет: есть уполномоченный при Президенте, а также отдельные уполномоченные в регионах, но не в каждом. Назначаются и работают они в соответствии с местным законодательством, там, где оно это предусматривает.

Сам институт вторичен по отношению к уполномоченному по правам человека, из-за чего в некоторых регионах назначение отдельного омбудсмена для детей и считается необязательным. Законодательство в этом отношении не даёт чётких указаний, отмечая лишь возможность существования такой должности на местном уровне, но не её обязательность. В последнее время наметилось определённое оживление в этой сфере, и, возможно, вскоре последует расширение федерального законодательства, поскольку в настоящий момент эта сфера практически целиком отдана на откуп регионам.

На федеральном уровне

Уполномоченный при Президенте назначается главным лицом страны, после чего наделяется неприкосновенностью. До тех пор, пока федеральный омбудсмен не потеряет свою должность, его нельзя будет отправить под арест или даже обыскивать. Он призван оказывать влияние на законодательство в сфере прав несовершеннолетних, а также помогать и в отдельных ситуациях.

В регионах

В некоторых субъектах также имеются собственные омбудсмены, имеющие приблизительно схожий объём полномочий, но действующих лишь на местном уровне. Назначаются они по местному законодательству, им же определяется порядок назначения и объём полномочий.

Вследствие этого от региона к региону то и другое может в значительной мере различаться. Так, омбудсмены могут быть:

  • Частью системы исполнительной власти, если их назначение происходит по указу губернатора или главы республики.
  • Назначаться законодательным органом субъекта Федерации, и тогда они работают более независимо от исполнительной власти.
  • Быть депутатами местных законодательных органов, назначенными в соответствии с законами региона в качестве уполномоченных – а значит, они будут сочетать возможности депутатов и омбудсменов.
  • Быть заместителями уполномоченного по правам человека в регионе либо состоять в его штабе и отчитываться перед ним.
  • Работать на общественных началах – то есть вообще не быть частью структуры власти. Такого рода омбудсмены могут заниматься даже не регионом, а отдельным городом.

Во всех этих случаях, как видно, специфика работы омбудсмена по правам несовершеннолетних будет различаться, иногда значительно. Будучи депутатом, он имеет возможность свободно вносить законы в Законодательное собрание региона, а, работая на общественных началах, он в некоторых случаях может иметь очень ограниченные возможности. Различается, соответственно, и степень автономности от местной власти, и объём полномочий, предусмотренный местными законами.

Основные задачи

На федеральном уровне в задачи детского омбудсмена входит:

  • Контролировать соблюдение закона по отношению к несовершеннолетним.
  • Выявлять нарушения по отношению к малолетним детям и обращать на это внимание государственных органов, чтобы выявленные нарушения были скорейшим образом устранены.
  • Чтобы снизить число этих нарушений, уполномоченный должен также вести юридическую деятельность, обобщая уже имеющуюся в стране юридическую практику и предлагая новые нормы, которые впоследствии могут быть применены в законодательстве – для этого он может привлекать специалистов-юристов с выплатой им гонорара.

Обратите внимание!

Подать жалобу омбудсмену вправе даже лица, отбывающие наказание в тюрьме или колонии, находящиеся в следственном изоляторе, проходящие лечение в психиатрической больнице.

На региональном уровне основные задачи, стоящие перед уполномоченным, обычно примерно совпадают с федеральным, и ключевая разница будет состоять в том, что региональный омбудсмен выполняет их лишь в одном субъекте. Однако, зачастую есть и региональная специфика, ведь задачи и полномочия устанавливаются местными законами. Разберём те и другие на примере уполномоченного по Новосибирской области. Его задачи таковы:

  • Защищать права несовершеннолетних.
  • Содействовать их скорейшему восстановлению при нарушениях.
  • Прилагать все усилия для улучшения местного законодательства в этом направлении.
  • Проводить правовое просвещение в сфере – это важно, чтобы граждане понимали, какими именно правами наделён ребёнок, и не нарушали их либо могли отстаивать при нарушениях.
  • Принимать участие в сотрудничестве между регионами, содействующем защите прав и интересов детей.
  • Информировать граждан о том, каково положение в сфере защиты прав ребёнка в регионе, о собственной деятельности и её результатах.

Полномочия

Чтобы выполнять задачи, которые перед ними ставятся, омбудсмены наделяются рядом полномочий. Федеральный уполномоченный имеет право:

  • Беспрепятственно наносить визиты во все государственные и муниципальные органы, так или иначе, связанные с его сферой деятельности.
  • Инициировать проверки либо же проводить их собственными силами, чтобы установить, нет ли каких-либо нарушений прав детей.
  • Вносить предложения с тем, чтобы усовершенствовать любую процедуру, касающуюся прав ребёнка.
  • Аналогично он может делать предложения и относительно совершенствования законодательства.
  • При необходимости запрашивать документы и иные сведения в федеральных и местных органах власти, а также организациях, у должностных лиц.
  • Чтобы эффективнее работать над внесением в законодательство поправок, омбудсмен имеет право привлекать специалистов, создавая из них экспертные группы либо советы. Привлекаться к работе могут и негосударственные организации.
  • Если ему удалось выявить нарушение, то он должен обратиться в прокуратуру или суд, чтобы лица, допустившие его, были наказаны, а само нарушение пресечено.

Даже если в регионе или стране действует режим чрезвычайного положения, омбудсмен всё равно сохраняет все свои полномочия.

Осуществление деятельности

В рамках очерченных полномочий омбудсмены и должны выполнять поставленные перед ними цели, на что и направляется их рабочая деятельность. В её ходе проводится:

  • Рассмотрение обращений – это очень важная часть работы уполномоченного, он должен разбирать различные жалобы от граждан и организаций, и предпринимать по ним проверки, а также перенаправлять в другие ведомства для устранения проблем.
  • Проведение проверок и профилактических мер – непосредственная реализация полномочий, которыми он наделён. Для этого он имеет право не только посещать различные учреждения, но также и подробно знакомиться с их работой, получать объяснения от сотрудников.
  • Работа с законодательством – опять-таки, конкретная реализация имеющихся в его распоряжении полномочий.
  • Ведение личного приёма граждан как в собственном кабинете, так и с выездом в другие населённые пункты.
  • Иная деятельность по защите прав несовершеннолетних.

Помимо перечисленного, омбудсмены должны готовить различные доклады, посвящённые затрагиваемым в ходе их деятельности вопросам, а также её итогам. Например, в обязанности уже упоминавшегося нами представителя в Новосибирской области входят ежегодные доклады местному Законодательному собранию, губернатору, а также специальные доклады уполномоченному по правам человека по отдельным вопросам.

Следует принимать во внимание – хотя омбудсмен и имеет полное право на обращение в суд или внесение в государственные органы законодательных инициатив, но не может подменять собой специализированные организации, такие как суды, органы опеки, законодательные и так далее. Его роль в первую очередь состоит именно в том, чтобы своевременно поднимать проблемы, чтобы те затем были устранены уже другими лицами, выполняющими соответствующую роль в государственном аппарате.

В целом институт уполномоченного характеризуется несколько размытым статусом и полем деятельности, иногда эта должность может политизироваться. А из-за отсутствия чётко прописанных законодательных рычагов нередко омбудсменам в работе приходится опираться на авторитет должностных лиц, указами которых они назначены, – в первую очередь это губернаторы и главы республик. Это негативный фактор, поскольку так они ставятся в зависимость от исполнительной власти, чего быть не должно для более успешного осуществления функций, но не в условиях, когда оно невозможно без помощи исполнительной власти.

Порядок обращения

Можно записаться на личный приём к омбудсмену, обратиться, когда он сам приезжает в ваш город, либо самый простой вариант – подать обращение через официальный сайт –

Не стоит думать, что обращения через интернет будут проигнорированы: все они в обязательном порядке рассматриваются, и на них даётся ответ. Параллельно жалобе омбудсмену, можно также обращаться и в другие инстанции, одновременно можно подавать обращения к уполномоченному в регионе и федеральному.

Но не все жалобы омбудсмен может рассматривать: даже федеральный не вправе рассматривать протесты против решений одной из палат парламента либо законодательных органов субъектов РФ.

Стоит выделить, что к уполномоченному дети могут обращаться лично, для этого не требуется, чтобы совершеннолетние лица выступали посредниками, как при обращениях к различным чиновникам, и это также в значительной мере определяет особенность данной должности. А то, что она востребована, подтверждается большим числом обращений.

Срок давности составляет год с нарушения, или же с момента, когда заявитель узнал о нём – пожаловаться нужно до его истечения, иначе вопрос рассматриваться не будет.

После того как жалоба получена, омбудсмен может:

  • принять её;
  • отказать в приёме с объяснением причин;
  • разъяснить, каким образом заявитель может отстоять свои права;
  • передать жалобу той инстанции, к компетенции которой относится её рассмотрение.

О том, какое решение принято, заявителя нужно поставить в известность в течение десяти дней.

Несмотря на все разбиравшиеся в статье проблемы, уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации – важный элемент в защите прав несовершеннолетних. От таких контролирующих органов, как прокуратура, он отличается тем, что сосредоточен на одном вопросе, к тому же самим детям можно обращаться к нему за помощью. Также охватываемый им круг вопросов шире, чем у органов опеки и попечительства. В результате не возникает сомнений в нужности этого института, но пока что законодательная база для его функционирования не до конца сформирована.

Вам это будет интересно

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья - это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

КДН

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из "пассивного" объекта в активный субъект защиты.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме