Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История изменений ст.14.16 КоАП РФ. Арбитражный суд владимирской области Постановление ч 3 ст 14.16 коап рф

12.12.2008

Арбитражный суд Владимирской области О Б З О Р практики рассмотрения споров об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях I. Общие положения Настоящий Обзор подготовлен в соответствии с пунктом 3.3 плана работы Арбитражного суда Владимирской области на второе полугодие 2008 года.Предметом исследования Обзора является судебная практика рассмотрения Арбитражным судом Владимирской области споров об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за 10 месяцев 2008 года. Анализ судебной практики показал, что за указанный период рассмотрено 23 дела данной категории споров, из них: по привлечению индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрено 7 дел, в том числе удовлетворены заявления по 3 делам, отказано в удовлетворении заявлений по 1 делу и прекращено производство по 3 делам; по оспариванию постановлений административных органов о привлечении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрено 16 дел, в том числе удовлетворены заявления по 11 делам, отказано в удовлетворении заявлений по 5 делам.В апелляционном порядке обжаловано 2 решения суда. В кассационном порядке обжаловано 1 решение суда. По результатам обжалования решения суда первой инстанции оставлены без изменения. Глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен целый ряд административных правонарушений, так или иначе связанных с производством, оборотом или потреблением алкогольной продукции (часть 2 статьи 6.10., статья 6.14., часть 1 статьи 12.8., статья 12.26., статьи 14.16.-14.19., статья 15.12., статья 15.13., часть 1 и часть 2 статьи 20.20., статья 20.21 и статья 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Чаще всего в арбитражных судах разрешаются дела по вопросу применения административной ответственности, предусмотренной частью 2 и частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о большом количестве правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Статья 14.16 "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федеральным законом от 05.12.2005 № 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с 08.01.2006 была дополнена словами "а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе".Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без её копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям. Частью 3 этой же статьи - за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.В силу пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот алкоголя без сопроводительных документов и без сертификатов соответствия. Пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" закреплено, что оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота:- товарно-транспортная накладная;- справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);- справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);- уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции).В пунктах 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, содержатся требования, обязывающие продавца иметь на продаваемую алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, товарно-транспортные накладные, копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, сертификат соответствия и предъявлять их по требованию покупателя.Проведём анализ составов частей 2, 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Объектом правонарушений являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без её копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно в поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно - нарушении любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1, 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Субъектами данных правонарушений являются юридические лица и должностные лица. Субъективная сторона правонарушений характеризуется наличием вины в форме умысла. При вынесении судебных актов по данной категории дел судьи руководствуются положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".При рассмотрении дел данной категории Арбитражным судом Владимирской области на сегодняшний день выработаны определённые подходы, которые и применяются на практике.II . Практика рассмотрения дел данной категории 1. Довод Общества о том, что согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, по требованию покупателя достаточно предъявить для ознакомления один из перечисленных в данном пункте документов, что исключает необходимость иметь в месте продажи алкогольной продукции всю документацию, судом не принят. Указанные документы имеют различное назначение и не являются взаимозаменяемыми, и в связи с этим любой из этих документов должен предъявляться продавцом по первому требованию покупателя (дело № А11-2081/2008-К2-28/108). Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Инспекции о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своих требований Общество указало на то, что на момент проведения проверки все необходимые сопроводительные документы на продаваемую алкогольную продукцию у Общества имелись, но не могли быть представлены, так как находились на обработке у бухгалтера.

Арбитражный суд решением от 06.06.2008 отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.Инспекцией в ходе проведения проверки соблюдения Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в кафе, принадлежащем Обществу, выявлена розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность её производства и оборота.

Факт нахождения на реализации перечисленных в акте наименований алкогольной продукции Обществом не отрицался.

Необходимые документы на алкогольную продукцию были представлены Обществом в Инспекцию позднее, т.е. после проведения проверки.

По данному факту Инспекцией принято постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.В силу статьи 10.2, пункта 2 статьи 16, абзаца 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" запрещается продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность её производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.Отсутствие у Общества в момент проверки ряда перечисленных документов на каждый из видов алкогольной продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Судом не принят довод Общества о том, что согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, по требованию покупателя достаточно предъявить для ознакомления один из перечисленных в данном пункте документов, что исключает необходимость иметь в месте продажи алкогольной продукции всю документацию.Вместе с тем из смысла пункта 12 указанных Правил следует, что в торговой точке должны находиться все документы, подтверждающие соответствие алкогольной продукции установленным требованиям, чтобы покупатели имели возможность с ними ознакомиться, и любой из этих документов должен предъявляться продавцом по первому требованию. При этом указанные документы, безусловно, имеют различное назначение и не являются взаимозаменяемыми.В этой связи ссылка Общества на то, что часть документов на алкогольную продукцию находится у бухгалтера на обработке, вне помещения кафе, явилась несостоятельной и лишь подтвердила наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.В апелляционной и кассационной инстанциях решение суда не обжаловалось.2. Производство по делу о привлечении к административной ответственности за реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии прекращено в связи с неправильной квалификацией заявителем совершённого правонарушения и неподведомственностью спора арбитражному суду в соответствии с надлежащей квалификацией (дело № А11-9631/2008-К2-19/533).

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведения проверки финансовой, административной, предпринимательской, торговой деятельности Предпринимателя выявлен факт реализации алкогольной продукции без документов, подтверждающих качество, безопасность и легальность оборота алкогольной продукции, без лицензии на право торговли алкогольной продукцией.

Усмотрев в действиях Предпринимателя признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление составило протокол об административном правонарушении и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности за реализацию алкогольной продукции без сопроводительных документов.

Определением от 06.10.2008 арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.В части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.Объективная сторона названного правонарушения состоит в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных документов лицом, которое вправе было осуществлять указанный вид деятельности и имело возможность соблюдать нормы и правила, регулирующие этот документооборот, однако умышленно или по неосторожности не делало этого или делало это с нарушениями.Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" поставка и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.В рассматриваемом случае Управление в ходе проверки установило факт реализации алкогольной продукции Предпринимателем, не имеющим лицензии на осуществление данного вида деятельности, который в силу пункта 1 статьи 16 названного Федерального закона не вправе был осуществлять этот вид деятельности и, соответственно, не мог иметь какие-либо документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции.Незаконная реализация Предпринимателем алкогольной продукции подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного в статье 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Данные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в определении от 09.06.2008 № 4906/08 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" отказал в передаче дела № А43-29937/2007-26-630 Арбитражного суда Нижегородской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2007 о прекращении производства по делу и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.02.2008 об оставлении указанного определения без изменения.В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекращает производство в арбитражном суде и возвращает протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы административному органу.В апелляционной и кассационной инстанциях определение суда не обжаловалось.3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на невозможность применения малозначительности в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе и предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело № А11-11615/2007-К2-27/278). Общество о братилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Инспекции о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество по существу не оспорило факт совершения им административного правонарушения, но указало на наличие обстоятельств, позволяющих, по его мнению, применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением суда первой инстанции от 23.01.2008, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2008, требование заявителя удовлетворено. Из материалов дела следовало, что Инспекция провела проверку в магазине, принадлежащем Обществу, по вопросам соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ходе проведения проверки установлено отсутствие товарно-транспортных накладных на алкогольную продукцию. Указанные документы были представлены Обществом в Инспекцию на следующий день, т.е. после проведения проверки. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Инспекция вынесла постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Арбитражный суд изучил конкретные обстоятельства совершённого Обществом административного правонарушения, среди которых выявил следующие: факт представления в Инспекцию на следующий день после проведения проверки, то есть до составления протокола об административном правонарушении, надлежащим образом оформленных документов на алкогольную продукцию, что исключило возможность её нелегального оборота; роль правонарушителя в совершении правонарушения; отсутствие в магазине при проведении проверки только товарно-транспортных накладных (справки к товарно-транспортным накладным, приложения к товарно-транспортным накладным, сертификаты соответствия в торговой точке в момент проведения проверки находились); а также то, что правонарушение не повлекло за собой иных нарушений законодательства, каких-либо негативных последствий для государства, общества и граждан, не причинило вреда охраняемым отношениям, не создало угрозы для государства, общества и граждан. Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что совершённое Обществам административное правонарушение не представило существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, то есть явилось малозначительным. При таких обстоятельствах постановление Инспекции по делу об административном правонарушении арбитражный суд признал незаконным и отменил в связи с установлением в ходе рассмотрения дела малозначительности совершённого Обществом административного правонарушения. 4. Наличие либо отсутствие в прейскуранте цены на предлагаемый к продаже товар (алкогольную продукцию) не влияет на квалификацию действий Общества по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в силу статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признаётся публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (дело № А11-1853/2008-К2-28/101). Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Общество не согласилось с требованиями Инспекции, указав на то, что в его действиях отсутствовал состав вменяемого ему административного правонарушения, так как алкогольная продукция не предлагалась к продаже, а была выставлена на витрину кафе в качестве оформления, ценник отсутствовал, в меню данный товар не значился.Материалами дела установлено, что Инспекция провела проверку соблюдения требований законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и табачной продукции в принадлежащем Обществу кафе и установила, что на выставленную на витрине одну бутылку вермута отсутствовали сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота находящейся в продаже алкогольной продукции (товарно-транспортная накладная, сертификат соответствия и справки разделов А и Б).Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Инспекция составила протокол об административном правонарушении и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.Руководствуясь частью 2 статьи 2.1, частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 494 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктами 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и назначил наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей с конфискацией изъятой алкогольной продукции.При этом суд первой инстанции указал, что н аличие либо отсутствие в прейскуранте цены на предлагаемый к продаже товар (алкогольную продукцию) не влияет на квалификацию действий Общества по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в силу статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признаётся публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.Постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2008 и постановлением кассационной инстанции от 08.09.2008 решение суда первой инстанции от 07.05.2008 оставлено в силе. 5. Квалификация административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет место и в том случае, когда к моменту составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении продавец представит административному органу сопроводительные документы на алкогольную продукцию, не предъявленные административному органу в момент проведения проверки (дело № А11-1762/2008-К2-19/85).

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд первой инстанции решением от 12.05.2008 отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.Инспекцией в ходе проведения проверки выполнения Обществом законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, принадлежащем Обществу, выявлен факт отсутствия на момент проверки документов, удостоверяющих легальность производства и оборота реализуемой Обществом водки, а именно: товарно-транспортных накладных, справок к товарно-транспортным накладным (разделы А, Б), сертификата соответствия, удостоверения о качестве.До рассмотрения Инспекцией дела об административном правонарушении Общество представило необходимые документы, которые не были предъявлены административному органу в момент проведения проверки.Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Инспекция вынесла постановление о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей.Факт непредъявления Обществом в момент проведения проверки сопроводительных документов на водку и представления их к моменту составления протокола об административном правонарушении подтверждён материалами дела и по существу не отрицался Обществом.При этом квалификация административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может иметь место, если ко времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении продавец представит административному органу сопроводительные документы на алкогольную продукцию, подтвердив тем самым легальность нахождения её в обороте.Постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2008 решение суда первой инстанции от 12.05.2008 оставлено без изменения. Первый арбитражный апелляционный суд указал на следующее. Факт наличия предусмотренных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Правилами продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию не освобождает Общество от административной ответственности, поскольку отсутствие документов непосредственно в месте торговли и непредъявление их представителям проверяющего органа образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.6. Протокол об административном правонарушении арбитражный суд не принял в качестве бесспорного доказательства в подтверждение факта наличия в действиях Предпринимателя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как протокол не позволил однозначно установить, в каком количестве, какая конкретно алкогольная продукция была реализована либо предложена к розничной продаже непосредственно Предпринимателем (дело № А11-102/2008-К2-19/21).

В ходе проведения проверки Инспекция установила нарушения Предпринимателем статей 10.2, части 2 статьи 16, статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктов 11, 12, 13 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, которые выразились в осуществлении ею розничной продажи алкогольной продукции без соответствующих товаросопроводительных документов.

Усмотрев в действиях Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Инспекция составила протокол об административном правонарушении в отношении него и обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.

Арбитражный суд не нашёл оснований для принятия как протокола об административном правонарушении, так и указанных материалов проведённой проверки в качестве бесспорных доказательств в подтверждение факта наличия в действиях Предпринимателя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Инспекция, указывая на реализацию Предпринимателем спорной алкогольной продукции, представила: протокол об административном правонарушении, с которым Предприниматель не согласился, а также объяснения Предпринимателя, объяснения свидетеля; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; материалы фотосъемки; протокол опроса свидетеля; протокол наложения ареста на товары и иные вещи; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; договор аренды (имущественного найма) муниципального имущества; товарную накладную с приложением к ней чека контрольно-кассовой техники.

Арбитражный суд, сопоставив данные, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, с данными, содержащимися в материалах проверки, пришёл к выводу об их несоответствии, а также о наличии в них противоречий и неточностей, что, в свою очередь, не позволило однозначно установить, в каком количестве, какая конкретно алкогольная продукция была реализована либо предложена к розничной продаже непосредственно Предпринимателем.

Договор аренды сам по себе не свидетельствует о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка Инспекции на то, что факт выставления алкогольной продукции в зал по наименованиям подтверждался материалами съёмки, не принята арбитражным судом, поскольку из материалов фотосъёмки не представилось возможным установить место нахождения продукции, наименование и количество продукции, и предложение её к реализации Предпринимателем.

В судебном заседании Инспекция сообщила об отсутствии доказательств приобретения, реализации либо предложения для совершения договора купли- продажи, выставления на витрину барной стойки алкогольной продукции, перечисленной в протоколе об административном правонарушении, непосредственно Предпринимателем.

Вина Предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьёй 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Арбитражным судом установлено, что в постановлении об административном правонарушении не отражено, в чём конкретно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение Предпринимателем своих организационно- распорядительных или административных функций.Таким образом, в ходе рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии в действиях Предпринимателя события и состава административного правонарушения и недоказанности его виновности в совершении данного правонарушения, в связи с чем решением суда первой инстанции от 19.02.2008 Инспекции отказано в удовлетворении требования.В апелляционной и кассационной инстанциях решение суда не обжаловалось.7. Часть 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к подведомственности арбитражного суда (дело № А11-2107/2008-К2-7/75).

Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением арбитражного суда от 10.06.2008 производство по делу прекращено.Материалами дела установлено, что налоговым органом в отношении Общества была проведена проверка соблюдения законодательства, норм и правил, регулирующих сферу производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по результатам которой выявлена розничная продажа алкогольной продукции без надлежащим образом оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность её производства и оборота.В отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В ходе рассмотрения дела Обществом в материалы дела были представлены расходная накладная, сертификат соответствия, справка к грузовой таможенной декларации на алкогольную продукцию.Представитель Инспекции в судебном заседании подтвердил, что указанные документы представлены в полном объёме и соответствуют установленным нормам и правилам.По смыслу части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, предполагает полное отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции.Отсутствие указанных документов у продавца только в момент проверки образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Часть 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, к подведомственности арбитражного суда.В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, то, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство в арбитражном суде и возвращает протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы административному органу.В апелляционной и кассационной инстанциях определение суда не обжаловалось.8. Осуществление розничной продажи алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность её оборота, является в соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием для привлечения к административной ответственности (дело № А11-565/2008-К2-19/57).

В ходе проверки в объекте общественного питания быстрого обслуживания, арендуемом Предпринимателем у Общества, были обнаружены факты реализации водки без товаротранспортных документов и сертификатов соответствия на алкогольную продукцию.

Начальник Управления, усмотрев в действиях Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.

Решением суда первой инстанции от 04.03.2008 требование Управления удовлетворено.

Статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещён оборот (в том числе розничная купля-продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота такой продукции, и без сертификатов соответствия.

Как установлено арбитражным судом, факт продажи алкогольной продукции без товаросопроводительных документов и сертификата соответствия подтверждался имеющимися в деле доказательствами (протокол осмотра, протокол об изъятии, объяснения свидетеля, протокол об административном правонарушении) и признан Предпринимателем, который в объяснениях, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, согласился с данным нарушением. Указанные товаросопроводительные документы и сертификаты соответствия на спорную продукцию Предпринимателем в арбитражный суд не были представлены.

При таких обстоятельствах арбитражный суд признал доказанным факт совершения Предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом арбитражный суд не установил каких-либо нарушений прав Предпринимателя при составлении протокола об административном правонарушении.

В апелляционной и кассационной инстанциях решение суда не обжаловалось.III . Выводы по результатам обобщения Резюмируя вышесказанное с точки зрения формирования единообразной судебной практики по рассматриваемой категории дел, необходимо сделать следующие выводы.1. В пунктах 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, содержатся требования, обязывающие продавца иметь на продаваемую алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, товарно-транспортные накладные, копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, сертификат соответствия, и предъявлять их по требованию покупателя. Указанные документы имеют различное назначение и не являются взаимозаменяемыми, и в связи с этим любой из этих документов должен предъявляться продавцом по первому требованию покупателя.2. Факт реализации алкогольной продукции юридическим лицом или предпринимателем, не имеющим лицензии на осуществление данного вида деятельности, и соответственно, в силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не имеющим как права осуществлять этот вид деятельности, так и каких-либо документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, следует квалифицировать как "незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена" (статья 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).3. Наличие либо отсутствие в прейскуранте цены на предлагаемый к продаже товар (алкогольную продукцию) не влияет на квалификацию действий юридического лица или предпринимателя по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в силу статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признаётся публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.4. Квалификация административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет место и в том случае, когда к моменту составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении продавец представит административному органу сопроводительные документы на алкогольную продукцию, не предъявленные административному органу в момент проведения проверки.5. Часть 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к подведомственности арбитражного суда.Очевидно, что основной объективной причиной возникновения проблем при привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются проблемы квалификации соответствующих административных правонарушений, связанные с разграничением их составов.Во избежание подобных проблем в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьям арбитражного суда необходимо руководствоваться выводами, сделанными в настоящем Обзоре.Начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, учёта законодательства А.С.СемёноваПредседатель судебного состава Н.Е.ШеногинаПомощник судьи О.Л.Виноградова

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2011 N 253-ФЗ.

Комментарии к ст. 14.16 КОАП РФ


1. Комментируемой статьей обеспечивается путем установления административной ответственности охрана отношений, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.); Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изм. и доп.), определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции, а также иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правила продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ и примечанием к ст. 6.10 настоящего Кодекса установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Под фармакопейной статьей Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изм. и доп.) понимает документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения.

3. Гражданским кодексом РФ определены понятия и содержание договора поставки (ст. 506), договора розничной купли-продажи (ст. 492), публичного договора (ст. 426). Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст. 481 ГК РФ).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп.) определено, что сертификат соответствия - документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

4. Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

5. Часть 1 данной статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих розничную продажу этилового спирта (за исключением случаев, указанных в диспозиции комментируемой статьи), ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изм. и доп.), не допускающих розничную торговлю лекарственными средствами вне аптечных, медицинских и ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

6. Часть 2 комментируемой статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

7. Административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи, наступает при совершении иных нарушений названных Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. При этом, как представляется, в случае предъявления собственником алкогольной и спиртосодержащей продукции не представленных своевременно по уважительным причинам сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), а также справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) при рассмотрении дела суд может переквалифицировать административное правонарушение, установленное ч. 2 данной статьи, на ч. 3 этой же статьи.

8. Административная ответственность, установленная ч. 4 настоящей статьи, наступает при нарушении положений Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

9. Субъект данного административного правонарушения - должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1); по ч. 3 - должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50); по ч. ч. 3 и 4 - должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49). При необходимости применения меры наказания в виде конфискации соответствующей продукции (см. ч. ч. 3 и 4 данной статьи) дело передается на рассмотрении судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы по комментируемой статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (по ч. ч. 1 - 3, по ч. 4 - в части розничной продажи пива и напитков, изготовленных на основе этилового спирта); должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (по ч. ч. 1 и 2); должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1, п. п. 1, 63 и 64 ч. 2 ст. 28.3).

При рассмотрении дел, отнесенных к компетенции перечисленных выше органов, протоколы составляются должностными лицами соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3).

Решение: Производство по делу прекращено, поскольку обществом принимались все зависящие от него меры по соблюдению работниками общества требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции.

Постановление Верховного Суда РФ от 20.05.2016 N 58-АД16-7

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Колодина Е.А., действующего на основании доверенности, в интересах ООО "Дилан-Маркет" на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 мая 2015 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 09 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 28 октября 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Дилан-Маркет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


установил:


постановлением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 мая 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 09 июля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 28 октября 2015 г., ООО "Дилан-Маркет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 360 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Колодин Е.А. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

Как усматривается из материалов дела, 27 февраля 2015 г. в 20 часов 09 минут в магазине "Алкомаркет Дилан" ООО "Дилан-Маркет", расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Л. Толстого, д. 15 в нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ ООО "Дилан-Маркет" допустило продажу продавцом Мельниковым А.Ю. бутылки водки "Талка" с содержанием этилового спирта (согласно заключению эксперта) 39,9% несовершеннолетнему покупателю М. <...> года рождения.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Дилан-Маркет" к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе производства по делу защитник ООО "Дилан-Маркет" заявлял, что обществом приняты необходимые и все зависящие от него меры по соблюдению работниками общества требований Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.

Как следует из материалов дела, на основании трудового договора N 328/008 от 30 января 2015 г., заключенного между ООО "Дилан-Маркет" (работодатель) и Мельниковым А.Ю. (работник), последний принят на работу в магазин, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Л. Толстого, д. 15 на должность консультанта-кассира.

В силу пунктов 3.3.2 и 3.3.3 указанного договора работник обязуется соблюдать инструкции, положения, регламенты, правила и иные локальные нормативные акты работодателя, подчиняться решениям, приказам, распоряжениям непосредственных и вышестоящих руководителей, органов управления работодателя (л.д. 43 - 45).

Пунктом 4.3 должностной инструкции консультанта-кассира ООО "Дилан-Маркет", утвержденной генеральным директором общества Слуцким О.Н., установлен запрет осуществлять продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим совершеннолетия (18-ти лет). С данной инструкцией Мельников А.Ю. был ознакомлен под роспись (л.д. 46 - 47).

Давая объяснения 09 апреля 2015 г. Мельников А.Ю. подтвердил, что был осведомлен о запрете продажи несовершеннолетним лицам алкогольной продукции: при приеме на работу с ним был проведен инструктаж директором магазина о правилах продажи несовершеннолетним лицам алкогольной продукции, разъяснены положения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ и части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 48 - 49).

Кроме того, из представленных обществом документов усматривается, что директором магазина ежедневно проводится инструктаж о запрете продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18-ти лет; 27 февраля 2015 г. с консультантом-кассиром Мельниковым А.Ю. такой инструктаж был проведен, о чем свидетельствует его подпись в соответствующем листе (л.д. 158 - 159).

Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что ООО "Дилан-Маркет" предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению работниками общества требований Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ. Доказательств иного в ходе производства по настоящему делу представлено не было.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 мая 2015 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 09 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 28 октября 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Дилан-Маркет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации


постановил:


жалобу защитника Колодина Е.А., действующего на основании доверенности, в интересах ООО "Дилан-Маркет" - удовлетворить.

постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 мая 2015 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 09 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 28 октября 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Дилан-Маркет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б.НИКИФОРОВ

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 14.16 КоАП РФ

Статья 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (действующая редакция)

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2011 N 253-ФЗ.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 14.16 КоАП РФ

1. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом) подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино. К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции (см. ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в ред. Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ).

2. Согласно ст. 16 вышеназванного Федерального закона розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями. Индивидуальные предприниматели также ведут розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

В детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

Без сертификатов соответствия и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона. (О знаках соответствия и о сертификатах соответствия см. соответственно п. 8 комментария к ст. 14.4, подп. А п. 7 комментария к ст. 13.12; о статусе обязательной сертификации, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.)

Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, в не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Розничная продажа питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

В соответствии с Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840), не допускается продажа алкогольной продукции:

Без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товаротранспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9%);

Без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

Некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

Иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

Лицам, не достигшим возраста 18 лет;

В детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

3. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

Алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ;

Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;

Алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном п. 4 ст. 12 указанного Федерального закона.

  • Решение Верховного суда: Постановление N 41-АД17-24, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Действия Айдарова СР. квалифицированы по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области оборота алкогольной продукции...

  • +Еще...

    Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

    2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом , -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния , -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

    3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме