Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Регулирование иммиграции. Последствия трудовой миграции для принимающих стран и государств-доноров Рабочие иммигранты используются преимущественно в отраслях экономики

К традиционным центрам относят:

1. Страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Странами, принимающи­ми основную часть иммигрантов, являются Германия (4,63 млн иностранцев), Франция (4 млн), Великобри­тания, Швейцария, Бельгия (I млн), Швеция (1 млн), Нидерланды. В этих странах, активно использующих ино­странных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Например, во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строи­тельстве; 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - 1/2 горняков и т. д. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион следует выделить страны так называе­мой европейской периферии (Турция, Италия и др.), страны Восточной Европы, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Характерной особенностью международного миграционного процесса в данном ре­гионе является существование Единого рынка труда, который был образован как одна из стадий интеграции ЕС, поэтому в Западной Европе высока доля мигрантов (примерно 40%) из стран-членов ЕС.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже "сориентированы" на использование пришлой рабочей силы.

В связи с проходящим процессом объединения Европы во вто­рой половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создаст рабо­чие места, но не вызовет иммиграции по образу и подобию 60-хгодов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Ве­ликобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

В Великобритании и Германии будет создано 40% от всех но­вых рабочих мест, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, на транспорте, в строительстве. Возникает вопрос: если дополнительные рабочие места появятся в Северной Европе, в которой не предвидится рост населения, и в то же время миграция внутри ЕС существенно не возрастет,токаким образом будут заполнены вновь созданные места? По еди­нодушному мнению большинства европейских экспертов, эти стра­ны предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии, ак­тивнее использовать труд женщин и т.п.

2. США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек. Сегодня иност­ранцы, которые мигрируют в США из различных стран мирового хозяйства, но, в большей степени, из Мекси­ки, составляют 5% рабочей силы страны.


Послевоенная иммиграция в США состояла из двух этапов: первый этап включал мощную европейскую иммиграцию в конце 40- 50-х годах, до середины 60-х годов в США въехало около 711 млн. человек из Западной Европы. Второй этап начался в 1965 г., с принятия закона, создавшего условия особо благоприятные для выходцев из Азии и Латинской Америки. Очевидно, 1993 г. стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у имми­грантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Велико­британии (Северная Ирландия), Италии, Польши, а также из Ар­гентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к нача­лу следующего десятилетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветного населения. По прогнозам института Хадсона, с 1985 по 2000 доля белого населения в занятости уменьшится с 83 до 57%, цветного, напротив, возрастет с 10 до 20%. Ожидается, что доля иммигрантов должна увеличиться с 7 до 22%.

3. Австралия. В стране используется около 200 тыс. иност­ранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Цент­ральной Европы. С 1982 г. Австралия проводит миграци­онную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие ин­вестиции в экономику страны, например, в начале 90-х годов в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд долл.; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.

С конца 60-х - начала 70-х годовXX в. стали появлять­ся новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы . В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономи­ческого роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиаловТНК, а, соответственно отме­чается высокая потребность в дополнительных трудовых ре­сурсах. К ним относят:

1. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являлись: Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Ко­рея, Тайвань. Основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние го­сударства.

2. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Этот ры­нок рабочей силы сформировался в 70-е годы. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто более 4,5 млн ино­странных рабочих, в то время как численность местных рабочих - 2 млн человек. Значителен удельный вес ино­странной рабочей силы в общей численности рабочих региона, например, в ОАЭ он составляет около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%. Главным экспор­тером рабочей силы на Ближнем Востоке является Еги­пет. В середине 90-х годов доходы по трудовым перево­дам эмигрантов составили здесь 3,2 млрд долл. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточ­ной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филип­пины и др.).

3. Страны Латинской Америки. Здесь общее число мигран­тов составляет 3 млн человек. Наиболее распространен­ной формой является сельская сезонная миграция, а так­же кратковременная - на работу в машиносборочных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ». Крупные производства в данном регионе имеет и шведская ком­пания «Нестле». Уже семь стран Латинской Америки заинтересовались иммигрантами из бывшегоСССР и Во­сточной Европы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Вене­суэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные про­граммы по привлечению восточноевропейцев. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, - нефтяники, инженеры-химики, фермеры.

4. Страны Африки. Этому региону характерна внутренняя миграция, составившая в начале 90-х годов 2 млн чело­век. Основными принимающими странами здесь высту­пают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана.

5. Россия. В настоящее время РФ, которая переживает де­мографический кризис, связанный со снижением рож­даемости и увеличением смертности, вынуждена проти­востоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличение притока иммигрантов в страну. Со­гласно статистическим данным Министерства внутрен­них дел и Федеральной Миграционной Службы РФ в конце 1996 г. в РФ насчитывалось 1 200 тыс. иммигран­тов из стран ближнего зарубежья и около 530 тыс. иност­ранных граждан; особую, весьма проблематичную, ка­тегорию иммигрантов в РФ представляют беженцы и вынужденные переселенцы, количество которых на нача­ло 1995 г. достигло 702,5 тыс. человек. Количество эмигран­тов по официальным данным составило в 1995 г. 340 тыс. человек. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1-1,5 млн человек, получая ежегодно 10-20 млрд долл.

B условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину.

B числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. B западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. B некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других - через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. B качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. B ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ.

Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, и осуществляется на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

4. РЕЗЮМЕ

момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.

3. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной pa- бочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы на повторение

1. Дайте определение понятий миграции рабочей силы, эмиграции, иммиграции, реэмиграции, миграционного сальдо, «утечки мозгов».

2.B чем заключаются экономические последствия миграции для международной экономики в целом?

3. Сформулируйте определения следующих стоимостных показателей миграции:

а) трудовой доход и выплаты занятым;

б) перемещения мигрантов;

в) переводы работников.

4.Какие из вышеперечисленных статей платежного баланса относятся к частным неоплаченным переводам и почему?

Проблемы для обсуждения

11. Если рассматривать рабочую силу не как фактор производства, а как товар, и международную миграцию не как международное передвижение фактора производства, а как обычную международную торговлю, в чем заключается специфика такой торговли? B чем сходство и в чем различие между международной трудовой миграцией и международной торговлей товаром «рабочая сила»?

12. Как известно, введение импортного тарифа большой страной, способной оказывать влияние на уровень

5.B чем заключается воздействие эмиграции на экономику страны - экспортера рабочей силы?

6.B чем заключается воздействие иммиграции на экономику страны, принимающей иностранную рабочую силу?

7. Назовите страны и регионы, являющиеся основньши точками притяжения для мигрантов из-за рубежа.

9. Перечислите главные способы государственного регулирования иммиграции.

10. Каковы способы государственного стимулирования реэмиграции?

мировых цен, может увеличивать ее благосостояние. Что произойдет с уровнем благосостояния страны, если местные отрасли производства, конкурирующие с импортом, начнут активно использовать дешевую иностранную рабочую силу, доходы которой не включаются в состав национального дохода страны?

13.Перед руководством крупного предприятия стоит дилемма: создать дополнительное производство аналогичной продукции в развивающейся стране с дешевой рабочей силой за счет собственньис прямых инвестиций или попытаться расширить собственное производство за счет привлечения внешних инвесторов. Каково будет отношение профсоюзов данного предприятия к разрешению этой дилеммы и почему? Проиллюстрируй-

15. Какие шаги правительства Германии приведут в большему росту международной миграции и почему:

а) либерализация правил выезда граждан своей страны за рубеж;

б) либерализация правил въезда в страну из-за рубежа;

в) принятие программы экономической помощи развивающимся странам;

г) принятие программы диверсификации географической структуры иммиграции?

16. B модели специфических факторов производства как влияет иммиграция в малую страну:

а) на процентную ставку и земельную ренту (доходы от капитала и земли);

б) на уровень средней зарплаты в малой стране;

в) на перераспределение доходов в малой стране, импортирующей рабочую силу. Что надо сделать, чтобы избежать социальных напряжений из- за иммиграции;

г) на изменение условий торговли малой страны?

17. B чем состоит влияние иммиграции на производство трудоемкого и капиталоемкого товаров в принимающей стране:

а) по модели факторов производства Хекшера-Олина;

б) по модели специфических факторов производства?

18. Ha Украине и в России существуют два фактора производства - земля и труд, - с помощью которых производится пшеница. Ha украинской ферме производством пшеницы заняты 11 рабочих, на российской - 3. Связь между количеством занятых и те свой вывод с помощью рисунка 10.1.

14. Справедливо ли следующее утверждение: воздействие иммиграции на благосостояние граждан страны, принимающей иностранную рабочую силу, не зависит от размеров этой страны? Почему?

предельным продуктом одного рабочего в каждой из стран, выраженная в количестве единиц товара, следующая:

Количество

Определите:

а) предельный продукт труда в каждой из стран;

б) в какой из стран выше уровень зарплаты?

в) каково будет направление миграции рабочей силы?

г) каковы будут масштабы миграции?

д) когда миграция прекратится?

19. Узбекистан производит хлопок,

используя два фактора производства - землю и труд. Предельный продукт труда каждого работника, выраженный в долларах, сокращается по мере роста их числа следующим образом:

Количество

A. Om чего зависит реальная зарплата работников?

Б. Если владелец земли нанимает трех узбекских работников, какова будет их совокупная зарплата?

B. Если владелец земли, кроме того, наймет еще и трех иммигрантов из Вьетнама, как изменятся его доходы?

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

Эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

Из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

Переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения.

Негативные:

Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

Происходит «утечка умов».

Необходимо выработать меры, позволяющие обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран.

Значение трудовой миграции для стран-импортеров (значениеиммиграции) заключается в следующем :

1. Трудовая иммиграция обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс в ряде отраслей экономики. Особенно это имеет значение для отраслей, не пользующихся популярностью у местных жителей трудоспособного возраста, в том числе для отраслей с более низким уровнем заработной платы и со сложными условиями труда (горное дело, металлургия, строительство, уборка мусора и т.д.). В ряде стран отрасли производства, дающие экспортный доход, в значительной степени зависят от труда иммигрантов (горнорудная промышленность ЮАР, сельское хозяйство Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии).

2. Иммигранты в результате хозяйственной деятельности получают доходы, а, следовательно, предъявляют дополнительный спрос на потребительские товары, стимулируя тем самым развитие отраслей потребительского сектора, а также определяя мультипликационный эффект в смежных отраслях экономики.

3. Работники-иммигранты платят налоги государству, что позволяет правительству иметь дополнительные средства, чтобы реализовать те или иные государственные программы.

4. Предприниматели, использующие иностранную рабочую силу, платят им, как правило, более низкую заработную плату, что является фактором экономии на издержках производства, а, следовательно, и фактором повышения прибыли хозяйственных ячеек.

5. Государство, привлекающее на свою территорию иностранную рабочую силу высокой квалификации, тем самым экономит на затратах на науку и образование. Благодаря притоку ученых и специалистов привносится динамизм в экономическое развитие страны.

В качестве отрицательного последствия иммиграции следует назвать возможность конфликтов между иностранными и местными работниками на религиозной, расовой и этнической почве.

60.Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.

На национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный

2) отходнический

Выгоды странам иммиграции:

Высокая мобильность более дешевого рабочего труда

Занятость в отраслях непопулярных у местного населения

Использование опыта других стран

Оплата ниже национальных кадров

Омоложение структуры трудовых ресурсов

Расширение емкости внутреннего рынка

Экономия на обучении прибывающих

Выгоды странам эмиграции;

Снижается нагрузка на уровень безработицы в стране

2/3 дохода эмигранты отправляют в страну

Возможность мигрировать членам семьи

Страны не несут расходы на медицинское обслуживание

Используются деньги бюджета страны для решения внутренних проблем

Проблемы и противоречия:

- обостряется ситуация на нац. Рынке

Усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы

Провоцируются национальные и этнические конфликты

Противоречия законодательством страны.

(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО):

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

60 вопрос. Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.!!!

а национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный – его придерживаются США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль: привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства;

2) отходнический – прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).

Россия придерживается строго отходнического принципа для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья и ассимиляционного для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.

В миграционных процессах Россия участвует двояко: и как страна-донор, и как принимающее государство. Вопреки алармистским прогнозам конца 1980-х гг., из России не наблюдалось массовой эмиграции. Хотя число уехавших велико. За период с 1990 по 2010 г. Россию покинуло 3,6 млн чел. С 1990 по 2000 г. эмиграция населения постоянно увеличивалась: с 103,7 тыс. чел. в 1990 г. до 145,7 тыс. в 2000 г. С 2001 г. количество эмигрантов резко сократилось, составив в 2011 г. порядка 30 тыс. чел.

В это же время резко возросло число иммигрантов, главным образом из бывших республик Советского Союза – Средней Азии и Закавказья, а также Украины и Молдовы. В 1990-е годы среди иммигрантов из этих стран значительную часть составляло русское и русскоязычное население, вытесняемое оттуда вследствие роста националистических настроений. Сегодня иммигранты – это преимущественно неквалифицированная местная рабочая сила, выталкиваемая из своих стран вследствие экономических трудностей. Как правило, такие мигранты не знают русского, незнакомы с русской культурой и не ставят задачу ассимилироваться в нашей стране. Зачастую они соглашаются на самые низкие заработки и занимают непрестижные для коренного населения рабочие места. Все это отрицательно сказывается на российском рынке труда, снижает уровень заработной платы для граждан России. Вкупе с эмиграцией квалифицированных работников такая иммиграция ведет к деградации трудового потенциала страны.


Похожая информация.


Основные понятия и характеристики миграции рабочей силы

В общем потоке международного обмена ресурсами — товарами, средствами производства, деньгами, научно-технической информацией и т.д. — весьма заметную роль играет , или, иначе, трудовая миграция, объем которой после Второй мировой войны постоянно возрастает. В начале 80-х годов общая численность работников-мигрантов оценивалась экспертами Международной организации труда (МОТ) примерно в 20-21 млн человек и почти столько же членов их семей. В конце XX в. более 70 млн, главным образом из развивающихся государств, работали (легально или нелегально) вне стран своего рождения. Около 1 млн трудовых мигрантов ежегодно перемещается из одного государства в другое. Приблизительно столько же человек (тоже ежегодно) покидают территории военных и политических потрясений, стремясь найти прибежище в другом месте, свыше 18 млн живут в настоящее время не на своей родине.

Эксперты МОТ выделяют пять основных типов международных мигрантов.

Поселенцы - люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство. В прошлом они стремились в такие страны, как, например, Соединенные Штаты, Канада и Австралия. Они продолжают переезжать туда и сегодня, хотя большинство принимается, скорее, по схеме воссоединения семей, чем в порядке первичной иммиграции.

Контрактные работники - люди, которых приняли на основе понимания, что они будут работать ограниченный срок. В настоящее время наибольшее число контрактных работников можно найти на Ближнем Востоке: в 2000 г. их количество превышало 6 млн человек, в основном, из арабских государств и стран Азии. Большинство из них — неквалифицированные или низкоквалифицированные рабочие. Эта категория включает также сезонных рабочих. В большей массе они заняты в отраслях, ориентированных на обслуживание туризма, в отелях и общественном питании, но значительная их часть работает также в сельском хозяйстве, переезжая ежегодно, например, из Восточной в Западную Европу или из стран Карибского региона в Соединенные Штаты или Канаду, чтобы помогать в сборе урожая.

Профессионалы - люди с высоким уровнем образования и достаточным опытом работы, которые легко могут переквалифицироваться для работы в другой стране. Большую часть составляют сотрудники многонациональных корпораций, которые переезжают из одного филиала в другой. В основной массе это квалифицированные сотрудники и менеджеры, но среди них иногда встречаются и стажеры. В эту категорию можно также включить профессорско- преподавательский состав и студентов, которые циркулируют в мировой системе высшего образования.

Нелегальные иммигранты - лица, приехавшие в страну нелегально или имеющие просроченные визы, или, возможно, хотя и занимающиеся трудовой деятельностью, но имеющие только туристическую визу. Их можно назвать рабочими без документов либо более жестко — нелегштьными иностранцами. Наибольшее их количество можно обнаружить в Соединенных Штатах (по крайней мере 3 млн) и в Европе (тоже не менее 3 млн), хотя также миллионами они исчисляются в Африке и Южной Америке.

Лица, ищущие убежище, и беженцы - люди, покинувшие свои страны под угрозой какой-либо опасности. Ими могут быть как отдельные лица, так и семьи, которые обосновывают свои заявления о предоставлении убежища на возможности или вероятности политических преследований. Как только их заявления принимаются, они приобретают статус беженцев, и многие получают разрешение на постоянное проживание и работу в новых странах. Но большинство беженцев во всем мире спасаются от угрозы войны или голода, и их в массовом порядке при ни мают соседние страны. В основном это наблюдается в Африке.

Масштабы миграции рабочей силы (трудовой миграции) постоянно растут. В этот процесс во&аечены практически все страны. Межстрановая трудовая ми фация приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально-экономического состояния современного мира.

Под международной трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы, для того чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Различают следующие виды трудовой миграции:

  • безвозвратная , при которой мигранты выезжают на постоянное местожительство в принимающую страну;
  • временно-постоянная , когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
  • сезонная , которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг); ее разновидностью является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
  • маятниковая (челночная, приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами;
  • нелегальная - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;
  • «утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, специалистов редких специальностей, иногда звезд искусства, спорта).

Основные центры применения иностранной рабочей силы

Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в XVII-XIX вв., вследствие чего население Африки за 1650-1850 гг. уменьшилось на 22%.

Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX-XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн человек; с начала XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн; в 1914-1918 гг. миграция была прервана, а затем возобновилась, и за 1918-1939 гг. эмигрировало 9 млн человек. Вторая мировая война вновь прервала заокеанскую миграцию населения из Европы, после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.

Ехали прежде всею в США, где бурно развивался капитализм, которому требовались рабочие руки, затем в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция стала важнейшим источником роста населения этих стран. А уезжали, как правило, из европейских стран — Ирландии и Англии, Франции, Германии, России.

После Второй мировой войны сложились основные центры трудовой миграции.

Соединенные Штаты по-прежнему были основным местом притяжения послевоенных мигрантов. С 1946 по 1963 г. они приняли 4,3 млн иммигрантов, из них 2,3 млн прибыли из Европы (причем примерно одна четверть их были беженцы). Вместе с тем много приезжих было из Канады, Мексики, Вест-Индии и Латинской Америки. В 70-е годы число легальных мигрантов достигло 4,4 млн, в 80-х годах поток мигрантов возрос вдвое: легально въехало 6 млн человек, нелегально — 2 млн человек. В 90-х годах интенсивность миграции не уменьшилась, однако структура иммигрантов изменилась — возрос поток ученых, программистов и других профессионалов. В XXI в. США не считаются самым перспективным центром притяжения рабочей силы, однако проблема нелегальной миграции, преимущественно из Мексики, остается острой.

Канада , в которой, казалось бы, были желающие уехать в Соединенные Штаты Америки, одновременно продолжала оставаться основным регионом иммиграции. Между 1946 и 1962 г. она приняла более 2 млн человек, причем сразу после Второй мировой войны было много беженцев из Великобритании, Италии, Германии и Нидерландов.

США и Канада в начале XXI столетия продолжают быть одним из важнейших центров трудовой миграции. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в начале 2000 г. около 7 млн человек. Ежегодный приток иммигрантов в США и Канаду в эти годы оценивался в 900 тыс. человек. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники — из Западной Европы, России и Индии.

Австралия — третья основная страна иммиграции — получила более 2 млн иммигрантов с 1945 по 1964 г. Среди всех стран поселения Австралия проявляла наибольшую активность в привлечении новых поселенцев, хотя проводимая ею миграционная политика делала значительные предпочтения для европейцев. Практически половина этих переселенцев проходила в рамках специальных схем оказания помощи. Новая Зеландия несколько отстала от Австралии: с 1946 по 1963 г. она привлекла тысячи иммигрантов, в основном из Великобритании и Нидерландов. В настоящее время этот регион перестал быть перспективным центом притяжения рабочей силы.

Южная Африка тоже приняла большое количество иммигрантов из Великобритании. Из общего числа европейцев, приехавших туда с 1946 по 1963 г., 58% составили британцы, а значительной частью остальных были голландцы и немцы. В 70-е годы ЮАР и Намибия стали привлекательным рынком для ТНК, поэтому миграция неквалифицированных африканских рабочих стала достаточно устойчивой. Экономический рост региона на рубеже веков вызвал приток квалифицированных работников и из других частей света, даже из России.

Южная Америка была в этот период другим основным регионом, куда стремились перебраться европейцы. Общая иммиграция за те же годы составила в этом регионе около 1,5 млн человек, большинство из которых приехало из Испании и Португалии. Испанские эмигранты вначале ехали, как правило, в Аргентину, а затем поток устремился в быстро развивающуюся Венесуэлу. Основная масса португальцев направлялась по традиционному пути в Бразилию. В 60-70-х годах прошлого века Аргентина и Венесуэла стали центром притяжения рабочих-мигрантов не только из других стран Латинской Америки, но также из азиатских и некоторых африканских государств. Повышение темпов экономического роста на рубеже веков в Бразилии, Чили, Перу, Аргентине продолжает делать этот центр миграции рабочей силы достаточно перспективным в XXI в.

Новые центры миграции рабочей силы

Особо следует сказать об Израиле, две трети населения которого в 1963 г. составляли лица, рожденные за рубежом, — с 1948 по 1963 г. в эту страну прибыл 1 млн иммигрантов. Наибольший приток произошел с 1946 по 1963 г. — «воссоединение изгнанников».

С середины 70-х годов к традиционным центрам миграции рабочей силы добавились новые. Одним из основных стала Западная Европа.

К началу 2000 годов только в странах ЕС насчитывалось 16 млн мигрантов и членов их семей. Большую их часть принимают Германия, Франция, Англия, затем Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Так, в ФРГ насчитывается 4,6 млн иностранцев, во Франции — около 4 млн (преимущественно выходцев из Северной Африки), в Бельгии — около 1 млн испанцев и итальянцев, в Швеции — 1 млн (в основном финнов).

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не привлекают местное население, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного воспроизводства. Так, в конце 90-х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе до 25% всех работающих по найму, причем в некоторых отраслях их удельный вес более высок. Например, иностранные рабочие составляли во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. В 2005 г. в Западной Европе было занято 25% иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост мигрантов составлял 500-600 тыс. человек, вместе с членами семей — не менее 1,3 млн человек, однако в последние годы численность иммигрантов стала уменьшаться. Этот факт можно объяснить жестко проводимой в рамках ЕС и на уровне отдельных государств (Франция, Германия) миграционной политикой.

Еще одним новым цен тром притяжения иностранной рабочей силы являются нефтедобывающие страны Персидского залива. Общая численность иммигрантов здесь в начале 90-х годов оценивалась в 5-6 млн человек. В этот регион иммигранты прибывают из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.

В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в обшей численности рабочей силы: Катар — 92% занятых, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Аравия — 60, Бахрейн — 51%. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом: Йемен — 7,3%, Египет — 5,2, Турция — 4,3, Пакистан — 3,8% от общей численности населения.

Основные характеристики современной миграции рабочей силы

В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции:

  • сокращение миграции рабочей силы в Западную Европу;
  • воссоединение семей бывших иммигрантов и колониальных рабочих, формирование новых этнических меньшинств;
  • превращение некоторых южноевропейских государств из стран-экспортеров в страны — импортеры рабочей силы;
  • продолжение экономически мотивированной миграции в такие классически иммиграционные страны, как Северная Америка;
  • новые миграционные передвижения (как внутренние, так и международные), связанные с экономическими и социальными изменениями в новых индустриальных странах, в Тихоокеанском бассейне, в Азии и Африке;
  • набор иностранной рабочей силы в основном из менее развитых стран нефтедобывающими государствами;
  • усиление массовых передвижений населения, состоящих из беженцев и ищущих убежище, главным образом направляющихся с Юга на Север, а сейчас, после развала социалистической системы бывшего СССР, с Востока на Запад;
  • все увеличивающаяся мобильность высококвалифицированного персонала как на временной, так и на постоянной основе.

Подчеркнем и еще одну важную особенность, характерную для потоков международной миграции в последнее десятилетие XX в., — их определенную стабильность и регулярность. Возникли и сформировались региональные потоки рабочей силы, которые наряду с другими факторами привели к образованию региональных рынков труда. Наиболее крупными из них стали: западноевропейский, ближневосточный, азиатско-тихоокеанский, латиноамериканский и африканский.

Обращает на себя внимание рост численности экономически активных мигрантов в различных мировых миграционных потоках. По данным МОТ, в настоящее время численность экономически активных мигрантов составляет приблизительно 30-35 млн человек, т.е. почти 1,2-1,5% мировой рабочей силы. А если к ним прибавить 40-50 млн членов их семей, то это составит такой же процент мирового народонаселения.

Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени — служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации («утечка мозгов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками таких кадров в основные мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-е годы наметилось усиление оттока их из России, стран — членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь высококвалифицированные кадры.

На рубеже веков усилилась нелегальная иммиграция. Китайцы штурмуют границы США и России, кубинцы на утлых суденышках плывут во Флориду, алжирцы пробираются во Францию, пакистанцы — в Англию и т.д. Нелегальная иммиграция дает возможность предпринимателям использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли.

Введение

С увеличением интеграций мирового сообщества также увеличивается актуальность такого понятия, как миграция. На экономики стран особенно начинает влиять трудовая миграция, т.е. миграция трудового населения, становясь важным фактором экономического развития.

Явление трудовой миграции сложный процесс, который вызывают полемику в стране, как на уровне политической элиты, так и рядовых граждан страны. Иностранная рабочая сила трактуется неоднозначно, особенно много споров возникает, когда встает вопрос о влиянии данного явления на положение дел в экономике страны.

Речь чаще всего заходит о внутреннем рынке труда и о противоречивости влияния иностранцев на рынок труда в стране реципиенте . Также в ситуации демографического кризиса в России, актуальным становится анализ полового состава мигрантов и факторов, влияющих на величину данной миграции, ссылаясь на демографию, анализ акцентируется на женской миграции .

В целом трудовая миграция влияет не только на рынок труда и на демографическое положение в страну, тем самым на экономическое развитие страны, но и на социальные процессы, социальную и межнациональную напряженность. Таким образом, исследование тенденций и последствий трудовой иммиграции, а также противоречия данного процесса является важной частью изучения рынка труда и всего макроэкономического положения в стране.

Цель данной работы заключается в исследовании теоретических аспектов иммиграции и анализ тенденций и последствий данного явления в России в настоящее время.

В соответствие с целями работы были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать динамику миграционного прироста в России 1990-2015 года;
  • проанализировать структуру иностранной рабочей силы в России 2015 года;
  • выявить социально-экономические последствия использования иностранной рабочей силы в России в настоящее время.

Объектом исследования работы стала миграция в Россию. Предметом исследования данной работы является изучение тенденций и последствий использования иностранной рабочей силы в России.

Для теоретической части проводимого исследования были выбраны труды и исследовательские работы теоретиков и практиков в области мировой экономики: Абрамов В.Л., Николаева И.П., Шаховская Л.С.; международной миграции: Метелёв С.В., Воробьева О.Д., Топилин А.В.

Источниками фактического материала стали данные: Федеральной Службы Государственной Статистики, Министерства Экономического Развития РФ, Центра стратегических разработок и Представительства Организации Объединенных Наций в РФ, Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации, Международной Организации Труда (International Labor Organization), Всероссийского Центра Исследований Общественного Мнения.

Основные характеристики миграционных потоков в России

Начиная с 2005г. миграционный прирост в страну остаётся на стабильном уровне в пределах 300 тыс. чел., однако на протяжении двадцатилетия эта тенденция не была стабильной (рис.1) . Так, наблюдались и резкие скачки (1994г.) и спады (2004г.). Объясняется это, прежде всего, факторами, которые влияют на прибытие в страну, нежели чем на отток населения из страны. Такими факторами становятся изменение в законодательстве России и мерах миграционной политики страны .

Рисунок 1 – Миграционный прирост за счёт миграционного обмена населением с зарубежными странами в России 1990-213гг., чел.

На 1994 г. пришелся пик миграции в страну, с тех пор количество мигрантов постепенно снижалось вплоть до 2003г., после чего наблюдается подъем миграционной активности (рис.2) . На данном этапе обнаруживается тенденция на увеличение притока мигрантов в нашу страну. Так, по сравнению с 2009г. в 2013г. приток мигрантов был уже 1,5 раза больше. Вместе с тем, количество выбывших постепенно снижается, держась на уровне меньшем, чем количество прибывших. Лишь в 2011г. наблюдается так же скачок в количестве эмигрантов из страны, пропорциональный тому же росту прибывших так, что сальдо на протяжении последних трех лет почти неизменно. В 2013г. прибыло в Россию 482,2 тыс. чел., а выбыло в зарубежные страны 186,4 тыс. чел.

Рисунок 2 – Миграционный обмен с зарубежными странами в России 1990-2013 гг., чел.

На рис. 3 представлены данные Федеральной Миграционной службы по въехавшим на территорию страны, и в дальнейшем поставленным на учёт иностранцам . Данные были ранжированы по гражданству иностранцев , находящихся на территории России. Для того, что бы выявить размер потенциальной рабочей силы, было вычислено количество иностранных граждан в возрасте от 18 до 60 лет. Ранжированные данные представлены в таблице 2, основные страны доноры представлены на рис. 4.

Рисунок 3 – Динамика иностранных граждан, въехавших в Россию и иностранных граждан, поставленных на учет ФМС, 2012-март 2015гг.

Больше всего рабочей силы в России поступает из Украины: почти 2 млн. граждан Украины трудоспособного возраста находились на территории страны в марте 2015г. Однако по официальным данным всего на 50тыс. меньше граждан Узбекистана в России, что составляет 2,57% от экономически активного населения России.

Следующий в списке Таджикистан, граждан которого на территории России уже в два раза меньше: 840 тыс. граждан данной страны трудоспособного возраста составляют 1,12% экономически активного населения России.

Далее количество иностранцев для каждой страны уже меньше полумиллиона: Республика Молдова, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Киргизия, Армения, Китай. Интересно, что из Европейских стран наибольшее количество иностранцев из Германии: 132 тыс. чел.

Таблица 2.

Гражданство

Количество

Доля от ЭАН
Украина
Узбекистан
Таджикистан
Молдова, республика
Казахстан
Беларусь
Азербайджан
Киргизия
Армения
Китай
Германия
Турция
Соединенные штаты
Вьетнам
Соединенное королевство
Финляндия
Филиппины
Италия
Франция
Литва
Корея, народно-демократическая республика
Испания
Индия
Грузия
Сербия
Лицо без гражданства
Латвия
Польша
Корея, республика
Туркмения
Израиль
Эстония
Бразилия
Канада
Нидерланды
Монголия
Таиланд
Япония
Австралия
Неопр

Несмотря на то, что миграция по сравнению в начале 2000-х начала затухать, доля иностранной рабочей силы в составе занятого населения России при этом заметно увеличилась: для сравнения в 2004 г. иностранных рабочих было примерно 1% от экономически активного населения (ЭАН). Сейчас этот показатель более 6%.

Рисунок 4 – Иностранные граждане трудоспособного возраста, находящиеся на территории Российской Федерации на март 2015г.

Половозрастной состав гастарбайтеров почти не меняется: подавляющее большинство из них мужчины (на протяжении многих лет – около 90%). Сводные данные по трем самым многочисленным странам донорам для мужской и женской миграции в Россию представлены в таблице 3. Причём только из Узбекистана на территории России находится 1,6 млн. мужчин, что составляет 4,15% экономически активного мужского населения. Среди мигрантов большинство находятся в возрасте от 18 до 39 лет, причем самая многочисленная группа 30-39 лет (около 40%).

Таблица 3. Половозрастной состав мигрантов по трем самым многочисленным странам донорам России 2015г.

Гражданство

Кол-во мигрантов

Доля от ЭАН

Гражданство

Кол-во мигрантов

Доля от ЭАН

Узбекистан

Узбекистан

Беларусь

Таджикистан

Согласно данным ФМС РФ основная часть иностранцев работала по трудовым договорам с российскими юридическими и физическими лицами, т.е. по стабильным контрактам, остальные в рамках осуществления договоров подряда, были наняты на краткий срок работы или на определенный объем работы.

Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые не идет местное население. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты низкоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Крупнейшим работодателем для гастарбайтеров традиционно остаются стройплощадки (43 %), сельское хозяйство (14,8 %), производство (14 %), торговля (11,9 %) и различные услуги (8,7 %). По данным Международной организации по миграции, средний заработок гастарбайтера в России в 2010 г. был равен средней официальной зарплате. Как правило, им не платят меньше, просто речь идет о работе, оплата за которую сама по себе низкая.

Качественные характеристики иностранной рабочей силы на протяжении времени сильно не менялись. Распределение трудовых мигрантов в России по уровню образования представлено на рисунке 5 . Так, наибольшее часть мигрантов не имеют высшего образования: треть мигрантов получили среднее специальное образование(31%), ещё треть ­ среднее (34%). С высшим и незаконченным высшим образованием пятая часть мигрантов, остальные имеют лишь начальное или неполное среднее образование.

Рисунок 5 – Распределение трудовых мигрантов в России по уровню образования

Таким образом, большинство иностранных рабочих имеют низкую квалификацию и в основном работают в следующих отраслях: строительство, промышленность и сельское хозяйство. Особенно интересно то, что из разных стран рабочие предпочитают различные отрасли: для Украины преобладающими отраслями являются строительство и ремонтные работы, промышленность и транспорт. Строительство и промышленность так же привлекательна для Узбекистана и Таджикистана, как и сфера торговли. Рабочие из стран Азербайджана, Китая и Вьетнама привлекаются в торговлю, также работники из Китая привлекаются в сферу сельского хозяйства.

Из стран, таких как США и страны Европы, мигранты преимущественно осваивают престижные профессии и должности в сферах финансов, аудите, коммерции. В России складываются сегменты рынка труда, на которых трудовые мигранты из-за рубежа трудоустраиваются по этно-территориальному принципу.

До этих пор были представлены данные об официальной миграции, однако разница между ними и реальной миграцией огромна. Оценивать нелегальную миграцию довольно трудно, а оценки различных экспертов разняться между собой. Чаще всего государственные органы дают более высокие оценки нелегальной трудовой миграции. Так, органы МВД говорят о цифре в 10млн. чел., причём динамика нелегальной миграции показывает увеличивающиеся тенденции. Надо сказать о том, что в России существует проблема нелегальной миграции и, пожалуй, это проблема является основной из негативных последствий международной миграции для нашей страны.

Социально – экономические последствия миграционных процессов в Российской Федерации

Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда и в России. Согласно прогнозу Минэкономразвития возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону старения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться . Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население. По мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия уровень безработицы снизится. Однако структурные несоответствия частично будут восполнены миграционным приростом. Данные о миграционном приросте согласно прогнозу до 2030 г. представлены в таблице 4 . Согласно второму сценарию миграция будет увеличиваться стремительно и к 2030г. достигнет более 500 тыс. чел. Первый сценарий более консервативный предполагает небольшое изменение в миграционном приросте.

Таблица 4. Прогноз миграционного прироста в России до 2030г.

Миграционный прирост, тыс. чел.

В целом миграция для стран реципиентов имеет позитивные значения, в том числе для России. Помимо того, что миграция является оздоровляющим фактором для демографического положения в стране, благодаря иностранной рабочей силе развиваются сектора экономики и пополняется рабочая сила в непривлекательных для резидентов страны отраслях. Труд рабочих повсеместно используется в строительстве, торговли, промышленности, в непопулярных и непрестижных нишах рынка труда.

Нужно отметить также особенность современной миграции: огромные объемы переводов денежных средств мигрантов на родину. Может быть две ситуации: денежные суммы переводятся официально через банковскую систему (remittances), либо через семейные каналы (private transfers). Конечно, от таких трансфертов выигрывают страны доноры, однако если переводы официальны, то выигрывает и банковская система страны реципиента. По некоторым данным Международного Валютного Фонда трансферты иностранных рабочих составляют ежегодно 15 млрд. долл. Таким образом, объем налоговых отчислений должен составлять около 4,5 млрд. долл. в виде налога на доходы иностранных физических лиц.

Однако существует очень много негативных последствий миграции в нашу страну. Уже говорилось об огромных вывозах денежных средств из России, минуя систему государственного контроля. Еще одним негативным аспектом может быть относительная зависимость экономики от иностранной рабочей силы .

Особо опасна нелегальная миграция, которая ведет к расцвету теневой экономики: это опасно, как для экономической, так и для бюджетной системы. Нелегальные мигранты обособляются, скрываются их доходы, а значит, не выплачиваются налоги, развивается коррупция .

Миграционные процессы усугубляют межнациональную рознь, даже несмотря на то, что сама миграция может быть полезна для экономики. Согласно опросу ВЦИОМ в 2013г. большинство россиян считают, что иммигранты в стране это отрицательное явление. Причём негативно настроенных россиян со временем становится больше. Особенно данную позицию поддерживают жители Москвы и Санкт-Петербурга (84%).

Россияне чаще призывают к ужесточению законов об иммиграции (53% против 40% в 2005г.). О частичном запрете въезда говорят жители средних городов, тогда как о полном запрете – москвичи (20%).

Опрошенные высказались в пользу того, что иммигранты повышают уровень преступности в стране (65%), ещё 23% отчасти согласны с таким мнением. Создание конкуренции на рынке труда также предписывают мигрантам больше половины Россиян (56%) и отчасти согласны 27%. В то же время в качестве необходимой для страны рабочей силы, которая восполняет нехватку на малоквалифицированных должностях, мигрантов охарактеризовали 47% Россиян. На вопрос «Иммигранты делают Россию более открытой новым идеям и культурам» ответили согласием лишь 15% опрошенных.

Таким образом, миграция отрицательно влияет, увеличивая социальную и межнациональную напряженность в стране. Эта тенденция усугубляется формированием зон расселения мигрантов по национальному признаку, особенно это заметно в больших городах, что ещё более затрудняет интеграцию мигрантов, а значит, уменьшает вероятность долгосрочной миграции.

Заключение

Несмотря на сбалансированную миграционную политику в России, очень остро стоит проблема трудовой миграции в страну. В данной работе были разобрано понятие миграции, её классификация, основные причины трудовой миграции, а также социально-экономические последствия, к которым может привести массовая международная миграция в страну. Трудовая миграция влечет за собой оздоровление рынка труда, и демографического положения в стране, однако ухудшает социальную напряжённость. Благодаря состоявшимся мифам о трудовой миграции это явление рассматривается гражданами России как негативное, что влечет к усилению межнациональных противоречий и враждебных настроений.

Согласно динамике миграционного сальдо в России с 1990г. приток в страну был максимален в период 90-х годов, однако начиная с 2005г. миграционный прирост в страну остаётся на стабильном уровне в пределах 300 тыс. чел., в том числе данная цифра была свойственна и для 2014г.

Основным поставщиком трудовых ресурсов в страну являются страны ближнего зарубежья, бывшие страны СНГ: Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Белоруссия. На фоне стабильного миграционного прироста растет доля иммигрантов в составе экономически активного населения страны. Так, на начало 2015г. более 6% экономически активного населения были иностранцами. Официально из Узбекистана на территории страны находится 1,6 млн. чел., или чуть более 4% от экономически активного мужского населения страны.

Иностранная рабочая сила в России неквалифицирована и заполняет непрестижные ниши на рынке труда (более 90%), которые не востребованы местным населением, тем самым положительно влияя на отдельные отрасли (промышленность, рыболовство, сельское хозяйство, мелкая торговля) и на экономику страны в целом.

В прогнозе экономического развития Российской Федерации отдельно выделен пункт иностранной миграции, в оптимистическом прогнозе сальдо миграции к 2013г. достигнет цифры более 500 тыс. чел., которое призвано уменьшить демографический спад в стране.

  1. Бугаев М. А. Влияние внешней трудовой миграции на российский рынок труда. // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 5. Экономика. Выпуск 4. 2014.
  2. Илимбетова А.А. Факторы и экономические последствия женской трудовой миграции в Россию. // Вестник Московского университета. Серия 6. 2013. №4.
  3. Официальная статистика. Миграция. // Федеральная Служба Государственной статистики [Электронный ресурс].URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
  4. Воробьева О.Д., Топилин А.В. Миграция населения: теория и политика. М.: Экономическое образование, 2012. 366 с.
  5. Официальные статистические данные ФМС России. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации. // Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 01.05.2015).
  6. Официальные статистические данные ФМС России. Сведения в отношении иностранных граждан// Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 01.05.2015).
  7. Демографическая политика России: от размышлений к действию. // Центр стратегических разработок и Представительство Организации Объединенных Наций в Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.unrussia.ru/ru/documents (дата обращения: 01.05.2015).
  8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Минэкономразвития [Электронный ресурс].URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 19.04.2015).
  9. Метелёв С.Е.Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 176 с.
  10. World of Work 2014: Developing with jobs // International Labor Organization [Электронный ресурс].URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/documents/publication/wcms_243961.pdf (дата обращения: 01.05.2015).
  11. Данные Всероссийского Опроса // ВЦИОМ [Электронный ресурс].URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=919&q_id=63494&date=14.07.2013 (дата обращения: 01.05.2015).
Количество просмотров публикации: Please wait

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме