Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…. Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .

Метафоры “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .

Сравнение “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Тема

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

Также в нем используется композиционная антитеза , которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» это отражение новогодних впечатлений после посещения Лермонтовым балов в Дворянском собрании. Один из таких балов запомнился встречей с Тургеневым. Рассказ об это событии отражен в «Литературных и житейских воспоминаниях»: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обещал на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества».

Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда качаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских…
Словно в ответ Лермонтов пишет:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

И, по-моему, этим «железным стихом» стало именно это стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…»

Лермонтов начинает стихотворение с описания маскарада. Но почему он так быстро начинает скучать, вспоминать «недавнюю старину», когда был ребенком, «сад с разрушенной теплицей», где, наверное, играл юный Мишель? Ответ прост. Лермонтову этот маскарад отвратителен своей фальшью. Он понимает, что за милыми, улыбающимися масками, скрывается бездушие и душевная пустота.

Все в этом параде парадоксально!

Все там противоестественно, все лживо. Вот почему поэт погружается в свои мысли о родных местах. Его воспоминания красочны, ведь мир детства - самая лучшая полоса, в каждой человеческой жизни. Но эти мечты, воспоминания легко развеять, достаточно и легкого дуновения ветерка. Причиной бегства, исчезновения мечты является «шум толпы людской». И в этот момент потери «ниточки» воспоминаний у поэта появляется желание «смутить веселость» людей, веселившихся на маскараде.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительно-выразительные средства-тропы.

Передать «дикость», лицемерие Лермонтову помогают эпитеты: «пестрою толпою», «стянутые маски», «Диком шепоте затверженных речей», «бестрепетные руки».

А показать, какое чудесное детство было у него среди прелестных деревьев, аллей совсем другие по насыщенности эпитеты: «недавняя старина», «родные места», «высокий дом». Для этой же цели используются сравнения:

«Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне».

В стихотворении мы видим трагическую судьбу поэта в условиях светского общества. Оно, это светское общество не просто скучно для поэта, оно убивает его.

Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами. Он дает понять читателю, что рассказывает именно про себя, вводит в собственные чувства.

Если прочесть чуть дальше, то становится понятно, что эти воспоминания не самые радостные. Он называет образы людей на балу «бездушными». Говорит, что на них всех надеты маски. Далее автор вспоминает свое детство, когда он был ребенком и сам хотел находиться в светском обществе. А после воспоминаний он подводит итоги, иначе говоря, понимает, что рано или поздно узнает обман.

Лично у меня особенная точка зрения на эту тему. Те, кто изучал биографию Лермонтова, наверняка знают, что он был не многословной личностью, ему было сложно поддержать беседу, потому что не хотел этого. Именно в этом произведении Михаил Лермонтов и показал, что у него творится в голове в такие моменты. Это не означает, что все из светского общества бездушные и ужасные, просто Лермонтов особенно на это смотрел!

В данном стихотворении в большинстве присутствует сравнение. Для того, чтобы показать всю радость детства, когда он еще был вдали от балов, он сравнивает счастливую улыбку с молодым огнем. А чтобы показать весь ужас балов, он просто использует прилагательные. Например, даже руки девиц для него кажутся бестрепетными, значит-ничего не боящимися. Жанр стихотворения-лирика. Здесь Лермонтов показывает всю «трагедию» жизни, что мечты оказались совсем ужасными.

Данное произведение Лермонтов написал в январе 1840г.. В то время он приехал в Москву чтобы отдохнуть, а это был самый разгар гуляний. Он просто не мог находиться там, но его заставляли и уговаривали. Поэтому он и показывает в своем стихотворении, что хочет смутить веселость остальных, бросив им в глаза стих.

Анализ стихотворения Как часто пестрою толпою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Теплым ветром потянуло Фета

    Описание периода покоя, завершения дня является типичным для русской лирики. Покой является противоположностью труду и логичной наградой, приятным завершением дневного труда

  • Анализ стихотворения Плач детей Некрасова

    Поэт посвящает свое произведение Плач детей всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни

  • Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

  • Анализ стихотворения Чужая Бунина

    Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

  • Анализ стихотворения Маяковского Нате!

    На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.

31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге был устроен новогодний бал-маскарад, на котором присутствовал высший свет и Николай 1 с членами своей семьи. На этом балу был и Михаил Лермонтов.

Впоследствии И. С. Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества» Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружён … » написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января».

Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Главная тема стихотворения — обличение жизненного «маскарада» и холодной
бездушности светского общества. у произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры.

В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли.
Два первых шестистишия представляют собой одно сложноподчинённое предложение с двумя
придаточными:
Как часто, пёстрою толпою окружён …
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Перечитывая два распространённых придаточных, читатель явно ощущает нагромождение образов, мелькание пёстрых фигур и масок. Такие эмоциональные ощущения, созданные сложной синтаксической конструкцией, сближают читателя с лирическим героем. Герою скучно среди «пёстрой толпы », «дикого шёпота затверженных речей», среди «бездушных людей» и «приличьем стянутых масок». Женщины на этом балу, хоть и красивы, но очень похожи на кукол-марионеток. Лирическому герою неприятны их кокетливость, жесты, отрепетированные перед зеркалом, «давно бестрепетные» руки, не знающие ни волнения, ни смущения. Эти городские красавицы знают себе цену и уверены, что никто не устоит перед их чарами. Но герою скучно среди них.

Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки, В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » (он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля»). Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ».
Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия.

Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте. Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности:
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию. Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами. Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и
у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью! ..
Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе (противопоставлении). Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты. В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу. Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается. Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев,
плач человека.

«Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» , написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1-ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.

Две первые строфы - мир, «враждебный» для лирического героя . В нем все дисгармонично: звуки («дикий шепот затверженных речей» , «шум музыки и пляски» ), цвета («пестрая толпа» ) и люди («маски» , «бездушные образы» ). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов(«дикий шепот» , «бестрепетные руки» ).

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

«Как будто бы сквозь сон» видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в «царство дивное» . Мечта-воспоминание о родном доме и саде, «спящем пруде» , «темных аллеях» живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе. Именно здесь, в потерянном «свежем островке» , предмет грез героя - прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

К этой милой старине устремлен герой «вольной, вольной птицей» . Двойной повтор эпитета говорит о неуёмной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Композиционное искусство антитезы в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность. Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии, «железный стих, облитый горечью и злостью» .

«Как часто пестрою толпою окружен» - стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме