Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Положение 719 организации воинского учета. Ведение воинского учёта в организации

Законодательство РФ устанавливает обязанность граждан мужского пола проходить военную службу по достижении ими определенного возраста. При этом в нормах предусматриваются определенные процедуры, связанные с регистрацией потенциальных призывников в уполномоченных органах. Ведение воинского учета в России осуществляется в соответствии с ФЗ № 53, Положением, утвержденным правительственным Постановлением №719 от 27.11.2006 г., и прочими нормативными актами. Рассмотрим далее основные правила.

Общие сведения

Воинский учет - это метод обобщения сведений о мобилизационных и призывных ресурсах страны. По общему правилу, он осуществляется по адресу проживания либо пребывания (в отношении лиц, прибывших на территорию МО на период более трех мес.). граждан производится местными комиссариатами или специально созданными комптенетными комиссиями.

Классификация

В законодательстве используется такой термин, как "первоначальный воинский учет". Это действие следует отличать от регистрации лиц в комиссариатах по общим основаниям. Дифференциация указанных процедур осуществляется по:

  1. Кругу субъектов. Первоначальный воинский учет - это регистрация лиц, достигших 17 лет.
  2. Сроку осуществления мероприятий. Регистрация субъектов по общим основаниям может осуществляться в течение всего года. С 1 января до 31 марта проводится первоначальная работа. Воинский учет при этом осуществляется уполномоченными комиссиями, а не комиссариатами.

Деятельность органов

Воинский учет - это юридически значимая процедура. Она предполагает совершение определенных, законодательно закрепленных, действий. В качестве основания для выполнения установленных процедур выступает решение, принимаемое органов, осуществляющим воинский учет. Возраст первичных призывников, как выше было сказано, 17 лет. Для регистрации лицо проходит медосмотр. По его результатам выносится решение о:


Коллизия норм

В соответствии с приведенной выше информацией, лица, которые будут признаны негодными или к службе, не должны ставиться на воинский учет. Однако п. 34 указанного в начале статьи Положения противоречит требованиям ФЗ № 53. Этот акт наделяет комиссию полномочиями по постановке на учет лиц, которые признаны ограниченно годными либо негодными к службе. В данном случае имеет место коллизия норм. По общему правилу, в такой ситуации применению подлежит та, которая предусматривается в более высоком в иерархии актом. Соответственно, п. 34 Положения в указанных случаях не действует.

Спорный момент

Не совсем понятно, как комиссия, разрешающая вопросы, связанные с ограниченно годными и негодными лицами, может принимать в отношении них решения. По положениям 22 статьи (п. 1) ФЗ № 53, призыву подлежат субъекты, обязанные состоять или состоящие на учете. Соответственно, остальные лица не призываются на службу, а комиссия, в свою очередь, не может вынести в отношении них никакого решения. Между тем необходимо сказать, что один субъект может признаваться негодным 31 марта, а 1 апреля уже быть поставленным на учет в рамках тех или иных мероприятий.

Явка по повестке

ФЗ №53 обязывает уполномоченные органы оповещать о необходимости прибыть на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на учет. Извещение об этом осуществляется посредством направления повестки. Если субъект не явился по уведомлению по неуважительным причинам, на него может накладываться административное взыскание. В качестве санкции выступает предупреждение либо штраф.

Медицинское освидетельствование

Его организовывает комиссия, уполномоченная осуществлять воинский учет. В рамках медицинского освидетельствования устанавливается категория годности лица к службе. Здесь следует учитывать один нюанс. Определение той или иной категории при первичном учете не означает, что в процессе призыва она не будет изменена. При решении соответствующего вопроса в рамках освидетельствования заключение о годности субъекта будет оформляться заново.

Документы воинского учета

Они выдаются уполномоченными органами по адресу регистрации лиц. Субъектам, которые зачислены в запас, оформляется военный билет. Лицам, подлежащим призыву, выдают удостоверение с соответствующей записью. При освобождении субъекта, его зачисляют в запас. Соответственно, ему выдают военный билет. Лица, имеющие отсрочку от призыва, в запас не зачисляются. Следовательно, они подлежат призыву. не оформляется таким лицам до зачисления в запас на основании освобождения, достижения 27 лет и пр.

Особенности выдачи

Удостоверение субъекта, подлежащего призыву, предоставляется ему под подспись. Выдача осуществляется в день прохождения освидетельствования для постановки на воинский учет. Бланки оформляются в соответствии с Порядком создания картотеки дел призывников. Выдача билета лицам, зачисленным в запас, производится в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения или получения выписки протокола комиссии. Исчисление осуществляется в рабочих днях. По мнению ряда экспертов, налицо несовершенство формулировки норм о воинском учете. Заполнения бумаг в течение 10 дней может не произойти. Обусловлено это тем, что решение комиссии может не пройти установленную нормами процедуру утверждения. Законодатель предполагал вести отсчет 10-дневного срока с даты его принятия. Однако норма была сконструирована так, что лицо, зачисленное в запас, получило возможность потребовать выдачи билета по окончании указанного периода, даже в случае, если решение комиссии не было утверждено.

Распространенные заблуждения

Существует мнение, что отсутствие у лица препятствует:


Вместе с тем ряд требований присутствует в ТК. Согласно положениям 65 статьи Кодекса, военнообязанные и субъекты, подлежащие призыву, должны предоставить соответствующие документы.

Специфика деятельности

Воинский учет необходимо вести постоянно. Он должен охватывать лиц, находящихся в запасе и субъектов, которые подлежат призыву. Работа системы учета обеспечивается Минобороны, МВД, СВР, федеральной, региональной, местной исполнительной власти, а также организациями, вне зависимости от их правового статуса. Ключевыми требованиями к деятельности по обобщению сведений выступают обеспечение достоверности и полноты данных, отражающих состояние мобилизационных и призывных ресурсов. Учет в организациях координируется Генштабом ВС. Комиссариаты осуществляют плановые проверки учреждений совместно с уполномоченными сотрудниками исполнительных структур региональной и территориальной власти.

Бронирование

Воинский учет в учреждениях должен осуществляться специально назначенными сотрудниками. При этом должны соблюдаться установленные нормы. Они предусматривают:


На каждые следующие 3 тысячи человек предусматривается дополнительно по одному специалисту. Если на предприятии меньше 500 ч., может возлагаться на одного из служащих по совместительству. Расходы, которые связаны со сбором и обобщением сведений, возлагаются на само учреждение. Руководитель должен выделить для сотрудников, осуществляющих , специально оборудованное помещение, оснащенное железными шкафами для обеспечения сохранности материалов. Отдельным категориям сотрудников предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации и во время военных действий. Такая работа направлена на обеспечение предприятий трудовыми ресурсами.

Цели и задачи ВУ

Воинский учет направлен на:

  1. Обеспечение выполнения лицами предусмотренных федеральными законодательствами обязанностей.
  2. Определение качественного и количественного состава мобилизационных и призывных ресурсов с целью их эффективного использования при обороне страны.
  3. Проведение плановых мероприятий по подготовке необходимых специалистов из числа лиц, находящихся в запасе, для выполнения работ, связанных с переводом ВС, войск, формирований, органов ВР, ФСБ и пр. с мирного времени на военное и последующего доукомплектования.

Обязанности призывников

Они предусматриваются 10 статьей ФЗ № 53. В соответствии с нормой, призывники должны:


Пояснения

Согласно Правилам постановки и снятия с учета граждан по адресу проживания/нахождения, местом пребывания может являться санаторий, дом отдыха, гостиница, туристическая база, больница, прочее аналогичное помещение, в котором субъект не живет постоянно. Лица, которые прибыли на территорию более чем на 90 дн. для временного нахождения, должны обратиться в уполномоченные органы для регистрации. При этом субъекты на снимаются с учета по месту их постоянного проживания. Регистрация производится в течение трех дней. В качестве места проживания выступает адрес, где лицо преимущественно или постоянно живет как собственник, наниматель помещения или в ином статусе, предусмотренном законом. Это может быть дом, квартира (служебная в том числе), гостиница, общежитие и пр. Лицо, изменившее место проживания, должен не позднее семи дней с даты прибытия по новому адресу явиться в орган, осуществляющий регистрацию. Постановка на учет осуществляется путем проставления соответствующей отметки в паспорте. Лица могут регистрироваться только в одном помещении по месту проживания. Гражданин, покидающий пределы страны, должен сдать в комиссариат удостоверение субъекта, подлежащего призыву. Оно приобщается к делу. При достижении гражданином, пребывающим за пределами страны, 27 лет оно уничтожается.

В законодательстве установлена ответственность за умышленное уничтожение либо порчу документа, выданного комиссариатом. Санкции устанавливаются и за небрежное его хранение, если оно повлекло его утрату. В соответствии с КоАП, субъект привлекается к административной ответственности. Наказание вменяется в виде предупреждения или денежного взыскания. Данные санкции устанавливает ст. 21.7 КоАП.

Каждый работник кадровой службы знает о необходимости вести воинский учет в организации и своевременно отчитываться об этом. Пошаговая инструкция на 2019 год поможет разобраться в нюансах процедуры и запомнить порядок действий

Из этой статьи вы узнаете:

Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2019 году

Ведение воинского учета в коммерческой организации - обязательное требование для частных предприятий любых форм собственности. Исключение составляют только индивидуальные предприниматели (ИП). Всем остальным необходимо безошибочно и регулярно проводить процедуру и передавать соответствующую информацию в военкомат. Пошаговая инструкция в 2019 году выглядит следующим образом:

Шаг 1. Знакомство с Положением Правительства РФ

Прежде всего рассмотрим, чем вызвана необходимость ведения воинского учета. Одна из целей – передача в военкомат сведений о призывниках или военнообязанных в компании. Более полно подобные обязанности любой коммерческой компании отображаются в пункте 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее - Положение). Документ регламентирует все важные моменты, поэтому его изучение является самым первым этапом.

В отдельных случаях организация может забронировать военнообязанного работника, т.е. отменить его мобилизацию в случае необходимости. Таким правом обладают компании:

  • которые выполняют мобилизационные заказы или принимают участие в их выполнении;
  • которым органами госвласти ставятся задачи на случай войны;
  • работа которых в военное время поможет укрепить оборону страны.

Принадлежность к числу вышеобозначенных компаний дает право ее руководителю бронировать своих сотрудников. Такая мера позволит сохранить ценные кадры даже в военное время.

Воинский учет на предприятии с нуля

Ведение в организации воинского учета должно осуществляться на уровне учредительных документов, в которых изначально следует зафиксировать обязанность организации в выполнении данной процедуры. Кроме того, сотрудники компании, ответственные за осуществление данного контроля, должны иметь должностную инструкцию, в которой подробно прописан порядок выполнения должностных обязанностей.

Документы воинского учета при приеме на работу

Прием на работу любого сотрудника связан с обязательной проверкой документов. Если речь идет о приеме мужчины, то стоит обратить внимание на .

Военный билет при приеме на работу

Документы воинского учета при приеме на работу включают воинский билет и удостоверение, которое выдается гражданину, подлежащему к службе. Удостоверение выдается после прохождения военной медицинской комиссии и заменяется военным билетом при поступлении на службу или увольнении в запас.

Прием на работу без военного билета

Каждый кадровый сотрудник, осуществляющий прием на работу, должен знать о необходимости проверки наличия военного билета (удостоверения). При этом его отсутствие у соискателя не является причиной для отказа в вакантной должности. Однако в таком случае следует сделать запрос в военкомат о наличии необходимых документов. При этом вполне возможно, что ваш новый работник подлежит призыву на службу. В таком случае в ответ на запрос военкомат отправит в вашу организацию направление, согласно которому сотруднику будет предписано явиться в военкомат в назначенное время. Задачей организации в этом случае является обеспечить его появление.

Штрафы за воинский учет в 2019 году

Первый случай : за несвоевременную передачу данных в военкомат должностному лицу грозит штраф, размер которого составляет от 300 до 1000 рублей.

Второй: компания не оповестила своевременно своих работников о необходимости явиться в военкомат в установленное время (не обеспечила явку), это также грозит должностному лицу штрафом от 500 до 1000 рублей.

Третья ситуация: если компания не подала своевременно информацию о принятых или уволенных сотрудниках, то должностное лицо будет оштрафовано на 300-1000 рублей.

Также непредоставление списков граждан, которые подлежат постановке на первоначальный учет в военкомате, грозит штрафом 300-1000 рублей.

Кроме того, сотрудник, ответственный за воинский учет, должен помнить и о необходимости своевременной передачи данных об изменении места жительства или пребывания (более трех месяцев) сотрудников. Неисполнение данного пункта повлечет штраф от 300 до 1000 рублей.

«Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации. В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие организации его не ведут. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!

Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).

Кто подлежит воинскому учёту?

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?

1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!

<*> Может быть подан в электронном виде.

<**> Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).

Типичные ошибки ведения воинского учёта.

1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;

2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;

3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;

4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;

5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;

6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.

Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.

Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вести воинский учет обязана каждая организация. Чтобы избежать штрафов, узнайте, кто подлежит воинскому учету, подготовьте необходимые документы и вовремя передайте сведения о сотрудниках в военкомат.

В статье:

Скачайте полезный документ:

Воинский учет в организации часто входит в зону ответственности кадровиков, которым поручают сбор, систематизацию и обновление сведений об исполнении сотрудниками военной обязанности. Работу ведут в двух направлениях - общий учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету

За непредставление сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, неоповещение сотрудника о вызове в военкомат и другие нарушения в сфере воинского учета (ВУ) законом предусмотрена административная ответственность (ст.21.1, 21.4, 21.2 КоАП РФ). Чтобы не было проблем во время очередной проверки, нужно четко знать, какие категории граждан подлежат воинскому учету, и своевременно составлять списки сотрудников, соответствующих установленным критериям.

Кого не вносят в списки

  • Работников-иностранцев не считают военнообязанными, поэтому в списки не вносят (ст. 1 закона №53-ФЗ от 28.03.1998г., ст. 15 закона №115-ФЗ от 25.07.2002г.).
  • Женщин, не имеющие военной специальности.
  • Проходящих военную службу в настоящее время.
  • Постоянно проживающих за пределами РФ.
  • Отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Генштабом Вооруженных Сил РФ утверждены Методические указания от 11.07.2017г. , где перечислены все категории персонала, подлежащие учету. К ним относятся:

  • Не зачисленные в запас мужчины призывного возраста (18-27 лет).
  • Мужчины, находящиеся в запасе и освобожденные от призыва.
  • nbsp; Мужчины старше 27 лет, не прошедшие службу в армии по причине отсрочки.
  • Все граждане, уволенные из армии или проходившие альтернативную службу.
  • Женщины, получившие военные специальности.
  • Специалисты, прошедшие обучение на военных кафедрах учебных заведений.

Важно! Учитывают все подходящие по критериям сотрудники, в том числе работающие дистанционно, неполный день или на условиях внешнего совместительства .

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, поручают отдельным работодателям по распоряжению Межведомственной комиссии ВС РФ, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Организация получает готовые перечни должностей и профессий или выписки из них. На основании полученных документов следует забронировать подходящих по требованиям сотрудников и заполнить бланки формы № 4 (выдают в военкомате). Как правило, речь идет о ценных специалистах, представителях редких профессий, высококвалифицированных руководителях. Забронированные граждане освобождаются от призыва на военные сборы и службу во время мобилизации.

Какие документы воинского учета ведет работодатель

Ведение воинского учета в организации требует оформления целого ряда документов - как для внутреннего пользования, так и для передачи в военкомат. Первым делом работодатель издает приказ об организации воинского учета. В «Системе Кадры» вы можете скачать заполненный образец

Документ составляют в свободной форме и относят к числу обязательных для любой организации.

Эксперты журнала «Кадровое дело» подробно расскажут, . Если ВУ будет вести сотрудник отдела кадров на условиях совместительства, не забудьте внести соответствующие изменения в трудовой договор, штатное расписание и табель учета рабочего времени.

Внимание! Чтобы узнать, относится ли соискатель к числу военнообязанных, посмотрите на 13-ю страницу внутреннего паспорта, где ставится соответствующий штамп.

Кроме того, на работодателя возлагается проведение разъяснительных мероприятий с сотрудниками, а также составление и ведение:

  • картотеки личных карточек (формы №Т-2, Т-2ГС) на всех работников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнала проверок состояния воинского учета;

Совет эксперта

Сведения, необходимые для оформления документов, выписывают из военных билетов и удостоверений, предъявляемых сотрудниками, или запрашивают в военкомате. Не забывайте военнообязанного или призывника, копировать все страницы военного билета, на которых есть записи, составлять расписки в приеме документов воинского учета и хранить корешки от них.

Как вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2018

Вести воинский учет обязаны абсолютно все предприятия, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Вам поможет разобраться в тонкостях процесса и понять, с чего начинается организация воинского учета в организации, пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция: ведем воинский учет в организации

Шаг 1. Назначьте ответственное лицо. Это может быть как секретарь компании или сотрудник отдела кадров, так и основной работник или целое подразделение (военно-учетный стол), занимающееся исключительно ведением воинского учета. Эксперт «Системы Кадров» расскажут, как определить количество сотрудников, ведущих воинский учет в организации

Шаг 2. Определите, с какими категориями сотрудников будете работать. Ориентируйтесь на требования Методических рекомендаций, утв. генштабом ВС РФ 11.04.2017 года и Постановление правительства РФ №719 от 27.11.2006 года. Если на предприятии ведется не только общий учет, но и бронирование пребывающих в запасе граждан, дополнительно разработайте документы согласно приложениям к Инструкции, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования №664с от 3.02.2015г.

Шаг 3. Зарегистрируйте работодателя в местном военном комиссариате. Здесь же можно получить вводный инструктаж, методические указания, образцы документов и консультации по спорным или нетипичным случаям. Регистрация обособленных подразделений ведется по месту нахождения филиалов и представительств, а не головной организации.

Шаг 4. Подготовьте все необходимые документы : журналы, карточки, списки. Если есть возможность, автоматизируйте часть бумажной работы, используя специальные программы для формирования документооборота.

Освоить методы грамотного ведения документооборота вы можете в Школе Кадровика:

Шаг 5. Поддерживайте сведения воинского учета в актуальном состоянии . Не реже одного раза в год сверяйте данные личных карточек с документами, предоставленными сотрудниками или представителями военкомата, вносите необходимые изменения.

Шаг 6. Соблюдайте сроки подачи отчетности . Работодатель обязан предоставлять в военкомат или органы местного самоуправления сведения:

  • о сотрудниках мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет - возраст первоначальной постановки на воинский учет (ежегодно до 1 ноября);
  • о сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет (ежегодно в сентябре).
  • о трудоустройстве и увольнении сотрудников , подлежащих воинскому учету - в двухнедельный срок с даты события;
  • о сотрудниках, состоящих на ВУ - по запросу в двухнедельный срок.

Очень важно не ограничиваться исключительно бумажной работой, а проводить полноценную методическую подготовку персонала: разъяснять порядок мобилизации, вручать повестки, своевременно сообщать о вызовах в военкомат.

Проверки ведения ВУ проходят регулярно. Если в компании еще не ведется воинский учет, начните с организационных моментов: пройдите регистрацию в военкомате, назначьте ответственного сотрудника. Если учет ведется, не помешает аудит: сверьте данные и убедитесь, что отчитываетесь перед военкоматом в срок, а в отделе кадров или военно-учетном столе предприятия хранятся все необходимые документы.

Принципы ведения воинского учета на предприятии регламентируют несколько документов:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
  • Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
  • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (далее — Положение).

Ответственность за воинский учет лежит на руководителе предприятия (п. 9 ч. I Положения). Именно он решает, кто именно из сотрудников будет заниматься учетом. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников, состоящих на воинском учете: до 500 человек — учет может вести сотрудник-совместитель, до 2 000 человек — один выделенный специалист, до 4 000 — двое и т.д.

Приказ о назначении ответственного лица должен быть представлен в военкомат по месту расположения предприятия. Кроме того, на утверждение военному комиссару передайте ваш план по организации воинского учета военнообязанных и запасников. В нем отразите необходимые мероприятия и функциональные обязанности ответственного за воинский учет сотрудника.

Проверяем документы, инспектируем личные карточки

Воинский учет на предприятии придется организовать сразу по нескольким направлениям. Начните с проверки подлинности документов воинского учета, записей о постановке на учет по месту пребывания или жительства, отметок в паспорте об отношении к службе в армии. Это касается сразу нескольких категорий работников. Напоминаем, что военнообязанными являются мужчины:

  • пребывающие в запасе;
  • старше 27 лет, которые освобождены от военной службы, получили отсрочку или не призваны по иным причинам;
  • окончившие военные кафедры при вузах;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Учету подлежат и некоторые женщины. Список «дамских» специальностей постепенно расширяется. С 2016 года в него входят не только медики, картографы, радисты, но и метеорологи, фотолаборанты, электромонтеры, телеграфисты и пр. Их документы воинского учета тоже подлежат тщательной проверке.

Следующий шаг — занести информацию из документов воинского учета (военный билет и временное удостоверение для запасников) в личные карточки: смена фамилии, семейного положения и пр. У сотрудника, который достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан медкомиссией негодным к военной службе, укажите в карточке «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Не забывайте оповещать своих коллег обо всех адресованных им извещениях из военкоматов в трехдневный срок. Штраф за несоблюдение этого требования — от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Кроме того, уполномоченный работник должен рассказывать вновь принятым сотрудникам о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.

Передаем информацию в комиссариат

Второе направление работы — постоянное взаимодействие с военкоматами. В комиссариат передавайте информацию обо всех обнаруженных в документах нарушениях: неточных или ошибочных данных, отсутствии записей, страниц или даже документов, подделанных военных билетах или удостоверениях запасника.

И главное — в комиссариаты нужно сообщать о сотрудниках, которые уклоняются от воинских обязанностей. В противном случае будет наложен административный штраф в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Своевременно сдаем отчеты по форме

Ежемесячно организация должна направлять в военкоматы по месту нахождения или органы местного самоуправления списки принятых и уволенных сотрудников, которые подлежат воинскому учету. Один раз в год — списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет, а также несколько других отчетов. В их числе формы № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе», № 18 «Карточка первичного учета организации», № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время» и др.

Чтобы не ошибиться в перечне отчетов и сроках их сдачи, обратитесьв военкомат по месту регистрации предприятия. Вы получите образцы документов и инструкцию, как их правильно заполнять.

О том, как формировать отчетность в военкоматы в программе Контур-Персонал, мы расскажем в одном из следующих материалов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме