Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Порядок действий при организации похорон близкого человека. Траурные традиции, обряды, приметы, обычаи

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Православные похороны

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин - это образ Христа, для женщин - Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.
На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида .

Православные похороны

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен . Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом , лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.
Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь - восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю , а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.

Отпевание православным чином

  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»
На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период , который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Отпевание и погребение по православному обычаю

  • Тело омывают тёплой водой, при этом читая «Трисвятое» * или «Господи, помилуй».
  • После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды.
  • Потом тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом - саваном.
  • Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляется святой водой.
  • Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
  • Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже перед самым внесением тела в храм).
  • На усопшего обязательно надевается нательный крестик.
  • Затем умершего покрывают особым освящённым покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке).
  • Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • Когда тело омыто и одето, то также возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный.
  • В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено).
  • На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.
  • Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
  • Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре Сорокоуст****- поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. (В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий (см. ссылку 5) . При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения.

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

  • После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**, а затем и читать Псалтырь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • На следующий день необходимо отвезти в морг чистые и, по возможности, новые одежды, другие необходимые вещи (более подробно можно прочитать тут « » ), а также нательный крест (если не было на покойном), погребальный крест в руки и икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке где уже все освящено).
  • Необходимо попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
  • В первый же день после смерти нужно обязательно позаботиться и о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу заказать в храме или монастыре Сорокоуст**** При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения. Но не следует забывать заказывать Сорокоуст**** и по истечении 40 дней.

ПОХОРОНЫ

  • Если похороны начинаются из дома , то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего ещё раз прочитывается «Последование по исходе души»***. Если ритуал начинается от морга , то можно прочитать «Последование по исходе души»*** перед началом ритуала в любом месте (в храме, у морга).
  • Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперёд. Провожающие поют «Трисвятое»*.
  • По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям . Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идёт впереди гроба как духовный пастырь.
  • В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое»*. Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности, необходимо избегать кремации (Подробнее об этом в статье « » ).
  • Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
  • Нельзя для похорон православного христианина приглашать оркестр .
  • Погребение не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

ОТПЕВАНИЕ

  • На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств, это может быть любой другой день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Это чинопоследование не совершается только в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
  • Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид (см. ссылку 6) и литий (см. ссылку 7) , которые могут совершаться многократно.
  • Отпевание не совершается при погребении некрещеных (т.е. тех, кто не принадлежит к Церкви), инославных (людей неправославной веры).
  • Церковь также не отпевает крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню, (Подробнее об этом в статье ) каяться на исповеди, что не содействовали их обращению к вере.
  • Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению правящего архиерея (см. ссылку 8) .
  • Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
  • При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
  • После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те грехи, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
  • После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
  • С пением «Трисвятого)»* гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперёд).
  • Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землёй крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребён, то землёю с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. (Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке колумбария).

ПОМИНКИ

  • После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу - это, своего рода, христианская милостыня для собравшихся.
  • Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
  • На поминальном столе категорически не должно быть спиртного. Употребление спиртного на поминках — вредит душам умерших людей. Это — отголосок языческих тризн.
  • Если поминки совершаются в постные дни (см. ссылку 9) , то и пища должна быть постной.
  • В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперёд) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших, а также совершаются панихиды.
  • Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу (см. ссылку 10) и на понедельник второй пасхальной седмицы переносятся на Радоницу. (см. ссылку 11)
  • Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.

Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в интервью

1. Полный текст этой молитвы : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

2. «Последование по исходе души от тела» . Специальная молитва, которую обычно читают сразу после смерти, предназначена для такого исключительного случая. Последование имеет исключительный строй, отличный от панихиды.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона . Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует .

4. Сорокоуст — ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

5. Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия - прообраз Тайной Вечери.

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других - каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида — заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то-го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи-ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух-нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

7. Лития (от греч. «усердная молитва») — в православном богослужении часть всенощного бдения. Ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. (). Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание (и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост — воздержание тела от пищи животного происхождения, а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост - это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи - от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

11. Радоница — специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

  1. «В путь всея земли. Отпевание, погребение и поминовение усопших», издание Сретенского монастыря г. Москвы.
  2. «Последний путь всея земли. Вопросы и ответы об обряде погребения», издание Данилова монастыря г.Москвы.
  3. «Православное поминовение усопших» под редакцией Мельникова В.Г.
  4. «Чем мы можем помочь умершим. Учение о посмертной судьбе. Православный обряд погребения. Молитвы об упокоении», издание общества

span style=»text-decoration: underline;»Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в

Здравствуйте, уважаемые читатели журнала сайт. Существует много обычаев, когда хоронят людей. В Христианстве, так же, как и во многих других , существуют погребальные традиции. В соответствии с одной из них, захоронение усопшего должно выполняться не сразу. Поэтому мы и постараемся ответить вам на вопрос, почему хоронят на третий день после смерти и с чем это связано.

Эта тема может рано или поздно затронуть каждого, и это абсолютно нормально. При том данному правилу есть несколько обоснований.

Воскрешение Христа

В Христианстве считается, что душа умершего находится возле его тела в мире живых, и покидает его, обрывая с ним любую связь именно на третьи сутки. Такое поверье обусловлено тем, что сын Божий Иисус Христос, будучи распятым, воскрес именно спустя этот временной промежуток.

На 3 день после смерти душа человека в сопровождении своего ангела-хранителя покидает мир живых, и уходит в Царство Небесное. До этого же времени она пребывает в физической оболочке. Считается, что нематериальная составляющая человека, способна к проявлению эмоций. И если она увидит похороны своей физической оболочки накладбище, это доставит ей сильные страдания.

Отождествление со Святой Троицей

Еще одна причина, по которой в Православии принято провожать в последний путь умершего. А по истечению указанного времени, заключается в отожествлении 3-го дня со Святой Троицей:

  • Богом-отцом;
  • Божьим сыном (Иисусом Христом);
  • Святым духом.

В православии третий день после кончины зовется Третиной. Обряд отпевания так же, как правило, выполняется непосредственно перед погребением.

Когда наступает Третина

Важный нюанс: в христианстве принято хоронить не через трое суток, а именно на 3 день после смерти. То есть, если человек умер 20-го числа, его похороны должны состояться не 23, а 22-го.

На Третину не только происходит отпевание и захоронение, но и устраиваются поминки почавшего.

Что говорят на этот счет священнослужители

Православные святые отцы утверждают, что хоронить покойного ранее, чем на 3-и сутки – нельзя. Они утверждают, что существует естественный, определенный Богом, процесс, который недопустимо нарушать.

Вместе с тем, на 4, 5 и любые последующие дни устраивать похороны допускается. Дух усопшего уже покинул свою физическую оболочку, и почти свыкся с отсутствием своего материального тела человека.

Три дня – срок, за который можно осознать кончину близкого

Не всегда традиция третьего дня соблюдается людьми чисто по религиозным причинам. Потеря близкого человека – это всегда трагедия для родственников и друзей покойного. Им необходимо время для того, чтобы осознать происходящее, а затем суметь отпустить почавшего в последний путь. Более того, в течение этих 2-3 суток организм умершего еще мало подвержено увяданию. Из-за чего все близкие могут запомнить покойного примерно таким, каким он выглядел при жизни.

Похороны. Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего — сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир — вот главнейшая обязанность родственников.

Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати (). Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет . Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.
Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела* , а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.

Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды. Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.

Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя) , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).
Канон за преставльшагося , входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется «Каноном о усопшем едином».) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника — Святого Евангелия, при гробе мирянина — Псалтири .

Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.

Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

Положение читающего Псалтирь — это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Ниже приводится отрывок из главы «Чтение Псалтири за умерших» из книги епископа Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу православной Церкви» .

Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего , причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды . Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово «панихида» означает «всенощное пение». Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - допускается погребение и раньше третьего дня.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» . Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома ногами вперед с пением «Трисвятого». Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание

В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется «Последование мертвенное мирских тел». Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятое» — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Об отпевании в морге

Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти. Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

Присутствовал во все времена. Вера в существование бессмертной души и ее переселение в другой мир была свойственна всем народам, в том числе и славянам.

Корни православных похоронных традиций

Похороны, православные традиции и обряды относятся к самым устойчивым видам ритуалов. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в иной мир, поэтому действия из века в век совершаются по строго установленным правилам. Верующие люди православные похороны по православным традициям делят на три этапа:

  • подготовка умирающего (проводится еще до его кончины);
  • сам процесс похорон;
  • поминание.

То, что православные люди придерживаются традиций со времен крещения Киевской Руси, говорит о том, что погребение - это дань уважения к самому факту смерти и к покойному. За сотни лет ритуалы погребения претерпели влияние глубоких языческих корней славянской культуры, но постепенно похороны по православным традициям стали такими, какими мы знаем их сегодня.

Подготовка к смерти

Издавна в верующих семьях люди готовились к смерти: покупали или шили вручную рубахи и похоронное платье. Во многих поселеньях было принято загодя делать гробы старикам. С приходом православия людей стали хоронить именно в них, так как по языческим обрядам покойника принято было сжигать, а пепел класть в горшок или просто в землю и закапывать. Если родные усопшего хотят знать, как проводить похороны, православные традиции, ответ священника однозначный - гроб с телом должен быть предан земле.

Если человек долго болел, то его соборовали, во время чего священнослужитель отпускал ему грехи. Таким образом, душу очищали и подготавливали к переходу. Умирающий должен был проститься с родными, благословить их на святом образе, простить долги и обиды, отдать последние распоряжения.

Подготовка тела к погребению

Похороны (православные традиции) требовали подготовки тела усопшего к захоронению. Для этого покойника обмывали специальные люди, чаше всего старухи. По православным верованиям очищение тела так же важно, как и прощение грехов для души. Во время омовения читались молитвы «Трисвятое» или «Господи помилуй». По церковным порядкам человек должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом.

В наши дни усопших обмывают в морге или при службе ритуальных услуг. Если нет такой возможности, то этот традиционный обычай исполняют люди, не состоящие с покойником в родстве.

После того как усопшего омыли, его кладут на застеленный чистой тканью стол и одевают в новую одежду. Если такой возможности нет, то вещи обязательно должны быть по крайней мере чистыми.

Подготовка к похоронам

После омовения покойника кладут в гроб и накрывают саваном с вышитыми крестами. Перед этим его подготавливают, окропляя священной водой. Кладут усопшего лицом вверх, положив под голову подушечку. Глаза у покойника должны быть закрыты, руки - сложены на груди, правая поверх левой. Обязательным считается надевание на умершего нательного крестика, который должен сопровождать похороны.

Православные традиции и ритуалы в старые времена требовали читать молитвы над покойником до самых похорон, которые проводились на третий день. Для этого приглашали читальщиков. Пока усопший лежал в доме под иконами, а над ним читались молитвы, к умершему приходили родственники и знакомые, чтобы проститься.

В наши дни, после того как покойного омыли и положили в гроб, необходимо читать канон «Последование по исходе души из тела». Если нет возможности пригласить для этого священника, то эту часть похоронного ритуала может взять на себя кто-нибудь из родственников.

В том случае, если покойного нет возможности принести в дом, то следует читать, стоя лицом к иконе или возле того места, откуда начнутся похороны, например возле дверей морга.

Еще до начала в церкви, нужно заказать по нему сорокоуст.

Отпевание покойного

Для отпевания гроб с покойным вносят в церковь и ставят перед алтарем. У покойного на лбу должен быть венец с напечатанным «Трисвятым», а в руках - образок с изображением Иисуса. У головы усопшего кладут крест, который родственники и друзья могут целовать при прощании.

В наше время отпевание может проходить в доме покойного или в похоронном бюро на третьи сутки после смерти. Усопший при этом лежит в гробу с открытым лицом, развернутый к востоку, а в ноги ему ставят икону и зажженные свечи. Независимо от того, где проводится отпевание, покойник должен лежать лицом к иконе, а не к людям. Так он как бы обращается к святому образу о помиловании и прощении грехов.

Во время отпевания поют «Вечную память» и «Отпусту», по окончании которых гроб закрывают и выносят из храма. Пришедшие в церковь родственники во время обряда стоят с зажженными свечами и молятся о покойном, а затем начинаются похороны. Православные традиции не позволяют ничего помещать в гроб, но разрешают пришедшим на прощание целовать иконку в руках усопшего и полоску из бумаги на лбу. Класть в гроб деньги, еду, украшения или другие вещи запрещается, так как это считается пережитком язычества.

Похороны

Традиции предусматривают следование траурной процессии за гробом после отпевания покойника. Она должна идти, а остановка совершаться может только у церкви и уже на погосте. В наше время с учетом того, что кладбище может находиться на расстоянии нескольких километров, процессия идет некоторое время после отпевания в церкви, а затем провожающие садятся в транспорт и едут до места погребения.

На кладбище проходит прощание с усопшим, после которого гроб закрывают крышкой и с помощью веревок или полотенец опускают в могилу. Родственники и члены траурной процессии кидают на гроб горсти земли, после чего отходят, а работой занимаются могильщики.

Это тяжелый эмоциональный момент для родственников, поэтому желательно, чтобы они не наблюдали, как гроб опускают в яму. После того как будет насыпан родные прощаются с покойным, кладут цветы и венки, а процессия едет на поминальную трапезу.

Поминки после похорон

Православные традиции после похорон предполагают обязательное поминание души усопшего совместной трапезой. Происходит это в доме покойного или в заказанном помещении.

Совместная трапеза объединяет воспоминания живых об умершем. Слова и мысли должны быть добрыми, светлыми, ведь смерть - это естественное окончание жизни.

Немаловажное значение имеет и еда на православные похороны, традиции. в день похорон? Обычно подаются несколько блюд. Их перечень относительно постоянен, но различия могут возникать по причине непохожести традиций разных регионов.

Часто первой подают кутью, а затем какую-нибудь похлебку - борщ, щи, суп или лапшу. На второе предлагают кашу или картошку. Блюда могут быть с мясом, а могут оказаться и нескоромными, если поминание проводится в дни поста. Так же могут быть поданы рыба или студень. Заканчивается поминальный обед кутьей или блинчиками, в некоторых случаях - оладьями.

Из спиртного подают вино или водку, но делается это не всегда, а количество таких напитков обязательно должно быть небольшим.

Поминание на девятый и сороковой день

Девятый и сороковой дни после смерти считаются по православным традициям очень важными для души, так как в это время начинаются ее мытарства. Это значит, что душа проходит этап покаяния и очищения от грехов. В этот период обязательно нужно заказывать поминальные литургии в нескольких церквях. Чем больше молитв читается по усопшему, тем легче его душе пройти этот этап.

На похороны (православные традиции, 9 дней) состоит из тех же блюд, что и на поминках. Подаются они в одинаково строгой последовательности во все поминальные дни.

Сороковой день считается знаковым, так как душа покидает этот мир навсегда. Заказ литургии или сорокоуста обязателен в нескольких церквях, также следует провести поминальную трапезу.

Сроки ношения траура по усопшему зависят от его возраста и пола. По старикам траур носят до сорока дней. Если умерли кормильцы - отец или мать, по ним скорбеют в течение года. Для вдовы или вдовца так же определяется правило ношения траурных цветов в одежде до одного года.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме