Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скончался священник Василий Секачев, настоятель храма Живоначальной Троицы при институте им. Склифосовского

При Шереметевом странноприимном доме в 1882 г. архитектором Николаем Султановым по просьбе графа Н.П. Шереметева была построена часовня Воскресения Христова. В дальнейшем граф желал перестроить ее в храм в честь Воскресения Христова. В 1922 г. часовня для богослужений была закрыта, надстроен второй этаж и размещено медицинское училище. В 1979 -1990 гг. в ней размещался отдел кадров НИИ им. Н.В. Склифосовского. В 2001 г. в соответствии с решением Правительства г. Москвы начались работы по реконструкции часовни и устройству храма. 17 января 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил храм малым чином.

http://sretsorok.orthodoxy.ru/htm/hrams/_10_.htm



Воскресения Христова Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева часовня (Большая Сухаревская площадь, дом № 3, корпус 12).

В последней четверти XIX столетия на территории многих московских больниц и богаделен появились новые храмы и часовни. Как правило, их возводили для отпевания усопших. Необходимость дополнительного церковного сооружения остро ощущалась и в Странноприимном доме графа Н.П. Шереметева. Граф С.Д. Шереметев предложил выполнить проект церкви своему большому другу и единомышленнику инженеру Н.В. Султанову, который некоторое время занимал должность архитектора Странноприимного дома и проводил значительные перестройки и ремонтные работы в главном корпусе. Заложили каменное одноэтажное церковное здание 18 сентября 1882 г., и выстроили по классической для русских храмов крестово-купольной схеме. Его завершает высокая двускатная кровля, увенчанная крестами. Помимо собственно пространства часовни, постройка состоит из комнат: покойницкая, дезинфекционная, для омовения и одевания покойников, для вскрытий, из квартиры сторожа и сеней. Первоначально граф С.Д. Шереметев предполагал, что возводимое здание будет вторым храмом Странноприимного дома. Он начал хлопоты по этому вопросу перед церковными властями, но дело не было завершено. Интерьер часовни украшал иконостас, алтарная апсида была ориентирована на север.

Вскоре после закрытия Странноприимного дома часовню использовали как патологоанатомическое отделение Шереметевской больницы, затем помещение Института скорой помощи. Впоследствии здание надстроили еще одним этажом, и в нем располагались различные подразделения медицинского учреждения. В 2002 г. часовню включили в план реставрации исторических зданий НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Реставраторы по проекту архитектора А.А. Берштейна восстановили первоначальный облик здания. Бригада художников-монументалистов под руководством Н.В. Нужного выполнила живописное убранство интерьеров.

В мае 2004 г. часовню Воскресения Христова освятили малым чином.

http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-15-moskva-p_333.html

Про этот маленький храм, наверное, мало, кто знает. Он расположен в центре Москвы на Садовом кольце, но на территории НИИ имени Склифосовского - одной из самых главных больниц страны - и со всех сторон закрыт больничными корпусами…

Вознесенская церковь при НИИ Склифосовского: история

Вообще, если говорить о храме Вознесения при больнице Склифосовского, то нужно отметить два момента:

1. На территории больницы есть еще один - «основной» храм - Троицкий, и именно он ассоциируется с «храмом при Склифе» в первую очередь. Он более крупный и был построен раньше. Хотя, в отличие от Вознесенской церкви, он формально является , поскольку располагается в одном из корпусов - том, что с колоннадой:

2. Когда-то Вознесенская церковь была не храмом, а являлась просто больничной - то есть не имела алтаря и в ней не могли служиться Литургии.

Похожая судьба, кстати, была у храма при . С той лишь разницей, что там часовня была настолько маленькой изначально, что для того, чтобы устроить алтарь, ее пришлось достраивать. А Вознесенская часовня с самого начала была такого же размера, как и сейчас:

Она была построена в 1882 году. Сразу после революции была закрыта. Ее перестроили в обычный корпус. Был надстроен второй этаж. В здании сначала разместили училище, а затем - с 1979 по 1990-е года - отдел кадров:

В начале 2008-х храм Вознесения при НИИ Склифосовского был освящен и в нем начали служиться Литургии. Перед этим ему вернули первоначальный вид.

Напротив храма расположена площадка для медицинского вертолета:

Вход в храм с другой стороны:

Сбоку: большой больничный парк, где иногда прогуливаются пациенты:

Тихая больничная территория:

За деревьями виднеется гигантский главный корпус, который был построен в советское время:

Храм при НИИ Склифосовского: как добраться и расписание богослужений

Больница имени Склифосовского расположена рядом со станциями метро «Проспект Мира» и «Сухаревская». Строго говоря - между ними.

Проход на внутреннюю территорию и парк, где расположен храм Воскресения, есть, как со стороны Проспекта мира (он «спрятан» между домами), так и со стороны Садового Кольца, если пройти пару минут от станции «Сухаревская» - в таком случае ориентиром должен стать огромный живописный корпус с колоннами. Вход на территорию - сразу за ним.

Богослужения на территории НИИ проходят в обоих храмах. Причем, «основным», как мы говорили, является более крупный, Троицкий храм (там служится воскресная Литургия), а в Вознесенской церкви службы проходят, как правило, в какой-нибудь один из будних дней.

Самое актуальное расписание можно посмотреть на при НИИ Склифосовского.

Оба храма открыты каждый день.

Прасковья долго просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами. Обширную благотворительную деятельность Шереметева прославил придворный поэт Гавриил Державин:

Нет, нет, не роскошью такой
Его днесь в свете прославляют,
Столы прошли, как сон пустой.
Их скоро гости забывают:
Но тем обрел он всех любовь,
Что бедным дал, больным покров.

После смерти жены безутешный граф Шереметев поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание Странноприимного дома так, чтобы он стал величественным памятником его усопшей супруге. Достойное, но простое здание Назарова нужно было превратить в великолепный дворец, не имеющий аналогов в мировой архитектуре.

Архитектор Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали русские архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов, построившие для семьи Шереметевых усадьбы в Кусково и Останкино.

Кваренги заменил простой портик грандиозной полукруглой колоннадой, придавшей зданию торжественность и возвышенность, торцы крыльев украсил шестиколонными портиками, добавил к ансамблю четыре флигеля. Отделка здания, его декор и детали интерьера были выполнены из лучших и самых дорогих материалов, всего на строительство граф потратил три миллиона рублей ― колоссальную по тем временам сумму.

Николай Шереметев всего несколько месяцев не дожил до открытия Странноприимного дома. Оно состоялось в день его рождения - 28 июня 1810 года, при огромном стечении народа. Семья Шереметевых неукоснительно исполняла волю Николая Петровича, принимая деятельное участие в судьбе дома и жертвуя на его содержание огромные суммы.

Общественная деятельность

По духовному завещанию Прасковьи Шереметевой ежегодно отпускались средства на приданое «неимущим и осиротевшим девицам». Нуждавшиеся в помощи девушки тянули жребий 23 февраля, в день памяти Прасковьи, а в Троицкой церкви Странноприимного дома венчались невесты-сироты.

Более 200 000 человек получили в доме помощь. С начала XIX века здесь обосновалось Московское отделение Медико-хирургической академии. К концу столетия укрепляются связи больницы с Московским университетом: в 1884 году она становится его клинической базой. Ведущие ученые страны В.Д. Шервинский, С.С. Заяицкий, Н.Н. Савинов, С.Н. Доброхотов и С.Е. Березовский внедряют здесь передовые методы лечения.

Важным этапом в истории дома стала работа главного доктора Алексея Терентьевича Тарасенкова. При нем было значительно улучшено больничное дело: заменены устаревшие прописи лекарств, установлен контроль за их покупкой и назначением, налажены регулярные обходы и осмотры больных. Он предложил тогдашнему попечителю дома графу С.Д. Шереметеву открыть «приходящее отделение» - бесплатную амбулаторию, а также медицинскую кассу для выдачи пособий больным при выписке на первое время, что и было сделано.

За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. После Бородинского сражения сюда привозили раненых солдат и офицеров. В день вступления французов в Москву дом опустел, в богадельне осталось 32 немощных и престарелых человека, в больнице ― 11 раненых русских офицеров. С ними добровольно остались некоторые служащие и врачи. Приняв Странноприимный дом за барский, французы стали было его грабить, но когда узнали, что это благотворительное учреждение, наоборот, выставили у него караул. Многие ценности все же были похищены. Во время пожара пострадали Сухаревский и Докторский флигели, от них остались лишь стены. Дом восстанавливался еще несколько лет.

В страшную эпидемию холеры 1830 года в Странноприимном доме не заболел никто.

Во время Крымской войны здесь был собран санитарный отряд из врачей. В Русско-японскую войну действовал лазарет на благотворительной основе. Позже лечили участников революций 1905 и 1917 годов. В 1919-м в Странноприимном доме была организована Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923-го здесь разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Инициатива восстановить Странноприимный дом и вернуть ему былой блеск принадлежала хирургу Сергею Сергеевичу Юдину.

Главный хирург НИИ им. Склифосовского С.С. Юдин был старостой Троицкой церкви и пожертвовал на восстановление ее росписей Сталинскую премию.

В 1986 году здесь открылся Центральный музей медицины, который в октябре 1991-го получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

Ансамбль Странноприимного дома ― главный корпус, два боковых, два флигеля во дворе, ворота и ограда, фреска кисти Джованни Скотти в куполе церкви, горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева ― входит в список объектов культурного наследия федерального значения и внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троицкая церковь

Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портреты Прасковьи Шереметевой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.

По замыслу архитекторов церковь объединяла все части величественного здания. Расстановка и мерный ритм колонн подчеркивают центральную часть здания под высоким куполом. Убранство храма из белого итальянского мрамора и зеленого уральского камня не уступает дворцовым помещениям. Центральный престол церкви посвящен Живоначальной Троице, боковые ― Николаю Чудотворцу и Димитрию Ростовскому. Классическая простота линий и изящество отделки придают двухсветному залу церкви ощущение радости; недаром церковь Странноприимного дома называли вертоградом ― садом Господним.

В конце XIX века произошел забавный случай. В Городскую управу было подано прошение владельца морской выставки «Кит-великан» Вильгельма Карловича Эглита. Хозяин настоящего кита добивался разрешения провести свою выставку в разных местах города, но всюду его постигала неудача, так как для размещения кита-великана надо было строить временный балаган. Эглиту помогло заступничество Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, благодаря которому было дано разрешение разместить балаган на парадном дворе Странноприимного дома. Вход на выставку был платным для всех, кроме учащихся городских училищ. И можно сказать, что богадельня на время приютила еще одного «бездомного».

Отец Василий скончался 4 февраля, в день апостола Тимофея. Он был настоятелем храма Живоначальной Троицы при институте им. Склифосовского. В ПСТГУ отец Василий много лет преподавал историю Русской Церкви.

Отец Василий закончил МГУ, служил в армии, занимался новейшей историей, защитил кандидатскую диссертацию, работал в Институте Европы Российской Академии Наук. В 1998 году был рукоположен в священники. Сначала служил в храме святого царевича Димитрия, затем – в храме при НИИ им. Склифосовского. Сюда в 2002 году иерей Василий Секачев был назначен помощником настоятеля еще неоткрытого больничного храма.

Кроме ПСТГУ, Отец Василий преподавал историю в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия и в Димитриевской школе, когда-то давно преподавал в Свято-Петровской школе при ПСТГУ, тогда еще называвшейся Традиционной Гимназией.
Я мало знал отца Василия, но мы были особым образом с ним связаны - наши дьяконские хиротонии были совершены в один день 4 ноября 1994 года, и мы отмечали этот день вместе. Оба наших духовника праздновали этот важнейший день в нашей жизни вместе с нами. Так повелось, что и потом наше служение всегда проходило рядом до самого конца. Последний раз в Кузнецах мы служили вместе 8 января, в день памяти о.Всеволода Шпиллера, меньше, чем за месяц до кончины о.Василия. Возглавлял службу прот. Владимир Воробьев, а владыка Пантелеимон на этой Литургии причащался.

Отец Василий обладал важнейшим качеством священника - смирением. В одном из его интервью есть замечательные слова об этом:

«Главный страх, мне кажется, это боязнь смирения. Да, человек больше всего страшится, что его не заметят, не оценят, чего-то не дадут и он будет среди обделенных, смиренных.

Наша общая беда, что мы не можем довериться Богу. Не можем поверить, что есть Тот, Кто нас любит больше всех. Мы вообще не очень-то верим в любовь, но больше в себя, в каких-то людей, какие-то обстоятельства, возможности этого мира, но не в любовь Бога к нам. Поэтому нам бывает очень сложно».

Его все любили, он всегда был тихим и радостным. Когда он заболел и выяснилось, что болезнь уже давняя и запущенная, все, кто его знал пытались как-то помочь, переживали за него и молились. Сайт Милосердие.ру опубликовал некролог , в котором сообщается, что даже средства на его лечение в Германии были собраны в рекордно короткие сроки.

На сайте "Нескучный сад" есть замечательный репортаж об отце Василии - "Один день священника в Склифе". Там есть все - литургия, обход больницы, преподавание в училище, крещение негров из Кот Д"Ивуара, которых привела к о.Василию православная перуанка, потому что он знает французский. Но еще там есть игра в солдатики. Отец Василий вел кружок исторической реконструкции в школе, реконструировал историю знаменитых сражений, увлекался игрушечными солдатиками. Я даже как-то недоумевал по этому поводу и спрашивал его почему он играет в солдатики, а он просто улыбался в ответ.

Вечная память дорогому отцу Василию!

Протоиерей Николай Емельянов.

Прощание с о. Василием будет проходить в НИИ им. Склифосовского в воскресенье, 7 февраля, в течение всего дня в храме Воскресения Христова (маленьком).

8 февраля, в понедельник, в храме во имя Живоначальной Троицы (большом) будет отслужена заупокойная литургия и отпевание. Начало литургии в 8 часов.

Адрес: Сухаревская пл., д. 3, корп. 1.
Оба храма находятся на территории НИИ им Склифосовского, вход свободный.

(конференц-зал), (коридор и лекторий).
Самое красивое помещение в Странноприимном доме - это великолепный храм, который располагается по центру здания в полуротонде. В храме три престола: центральный - в честь Святой Живоначальной Троицы, южный - святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный - святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). Интерьер храма задуман Джакомо Кваренги, росписи и иконы выполнены итальянским живописцем, работавшем в России, - Доменико Скотти (из этой фамилии более известен его брат Джованни Батиста), а автором двух горельефов и лепнины выступил скульптор Гавриил Тихонович Замараев .


Храм был закрыт после революции, деревянные иконостасы двух приделов были разобраны (иконостас центрального придела оставался, но сохранял лишь ордерную основу), иконы сняты, а само название "Странноприимный дом" было упразднено. Как известно, в здании разместилась Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года - один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского . Ценности (даже паркет) были частично разворованы, частично оказались в музеях, росписи были замазаны краской и побелкой. "Склиф" разрастался, здание ветшало, рушились перекрытия, на стенах поселился грибок, а под куполом храма - голуби. Наконец, рядом было выстроено новое здание, а Дом было решено превратить в музей медицины (эта идея принадлежит хирургу Сергею Сергеевичу Юдину , который был не только выдающимся врачом , но и верующим человеком, он пожертвовал свою Сталинскую премию на восстановление живописи храма, стал в нем церковным старостой).

В 1954 году было принято решение о реконструкции архитектурного ансамбля. Далее привожу цитаты из брошюры "Странноприимный дом - Традиции милосердия - Медицинский музей" . Авторы-составители: Б.Ш. Нувахов, Т.А. Щорс. М., 1993.

«Под руководством архитектора А. Шайхета укрепляются и частично обновляются обветшавшие конструкции, удаляются позднейшие перекрытия и перегородки, реставрируются элементы декора, литье, прекрасные хрустальные люстры. Частично восстанавливается живопись. (...) Тяжелая и кропотливая работа реставраторов, детальное изучение огромного архивного материала (переписка Е. Назарова, Д. Кваренги с Н.П. Шереметевым, старинные гравюры и литографии, фотографии, поэтажные планы, отчеты...) позволили в 70-х годах (архитекторы И. Ильенкова, позднее Е. Жаворонкова) восстановить центральную часть здания с вестибюлями, элементы декора, архитектурные детали фасада и интерьера. (...) Впереди огромная работа по восстановлению ансамбля. Стоит полуразрушенная, как после артобстрела, прекрасная когда- то Столовая зала, и ничто не напоминает о ее былом великолепии. (...) Вот и стоит по этой причине 15 лет без окон и дверей, обдуваемый со всех сторон ветрами, омываемый кислотными дождями, продолжая разрушаться, построенный по проекту Джакомо Кваренги Спасский флигель Странноприимного дома, пока не исчезнет с лица земли еще один памятник архитектуры. (...) В 1971 году был составлен проект реставрации всего здания. А в 1986 году осуществилось заветное желание великого ученого и хирурга С.С. Юдина. В бывшем Странноприимном доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра "Медицинский музей" РАМН. Здесь же получили прописку "Российский дом милосердия" и издательство "Медицина и милосердие"».



В 2000-е годы реставрация была продолжена. Реставраторы использовали авторские листы Дж. Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные фотоматериалы. Интерьерными работами заведовала "Спецпроектреставрация". Ее сотрудникам удалось восстановить интерьер Странноприимного дома практически в первозданном виде. Иконостасы храма были восстановлены, религиозная живопись Скотти поновлена, были написаны новые иконы по старым фотографиям.

В куполе располагается фреска "Триипостасный Бог во Славе" (по другой версии - "Торжество Креста на Небе"). Святой Дух парит в центре композиции в виде голубя, Его окружают ангелы, держащие в руках орудия Страстей Господних, кадила, музыкальные инструменты и прочие символы.
Существует стойкое предание, что двое ангелов имеют портретное сходство. Маленький ангелочек с пальмовой ветвью и колосьями похож на малолетнего сына Николая Петровича - :

Во время экскурсии я не совсем поняла, который из ангелов имеет сходство
с чертами Прасковьи Ивановны Жемчуговой, сняла покрупнее ангела с арфой,
но источники в интернете утверждают, что это другой ангел - с бубном
(к счастью, он тоже в этой части росписи, с левого края):

Вероятно, так и есть. Потому что по сохранившимся портретам графини
(_1_ , _2_ , _3_ , _4_ , _5_ , _6_) видно, что ее нос был узок и несколько изогнут.
А ангел с арфой вообще, наверное, мужеского полу.

В парусах, как это принято, - изображения евангелистов:

Центральный иконостас:

Если встать к центральному иконостасу спиной, будут видны хоры,
поддерживаемые красивой колоннадой из искусственного мрамора:

Горельеф "Избиение царем Иродом младенцев":

Северный придел посвящен, как я уже упоминала, святителю Димитрию Ростовскому:

В другом приделе - горельеф "Воскрешение Лазаря":

Алтарь южного придела освящен в честь святителя Николая,
епископа Мир Ликийских, Чудотворца:

Материал колонн очень приятного оттенка, от него как бы исходит тепло.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме