Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Заочное отпевание. Отпевание

Строка поиска: отпевание

Найдено записей : 97

Добрый день! Мой брат Николай утонул 22 августа, тело до сих пор не нашли... Подскажите, пожалуйста, как поступить с отпеванием, похоронами, ведь свидетельства о смерти нет, т. к. он числится пропавшим без вести. Спасибо!

Андрей

Андрей, если доподлинно уже известно, что человека нет в живых, надо обратиться к правящему архиерею Вашей епархии за благословением на отпевание, а затем отпеть заочно в храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Спасибо, что помогаете понять многое. У меня несколько вопросов. 1. Моя крестная умерла. Я не знаю, отпевали ее или нет, так как она жила в другом городе. Как правильно ее поминать? Спросить не у кого, так как нет контактов родных. Можно ли писать ее имя в требах? 2. Как правильно поминать людей, если они не крещенные и не отпетые, или ты знал этого человека в жизни, но не знаешь таких подробностей. 3. Давно умершие родные, дедушка, прадедушка, мать свекрови, ее отец - также не знаю, отпевали ли их. Свекровь уже похоронила сама (вроде, все соблюла по православным правилам). Мужа тоже похоронила, но на момент жизни он не знал, совершено ли было необходимое таинство. Храни Вас Бог.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Отпевание не является таинством. Оно не есть мистическое средство препровождения души умершего на «тот свет». В требнике этот обряд именуется: «Последование погребения мирских человек». Из названия видно, что речь идет о ряде молитвословий, расположенных в особом порядке, для сопровождения обряда погребения. В любое другое время о душе усопшего совершаются другие службы: панихида, заупокойная лития, парастас, ектении на Литургии и во время Проскомидии. За некрещеных и инославных не принято подавать поименные церковные поминовения. Церковная молитва совершается за весь род человеческий, но поименные прошения возносятся только за членов Церкви. Поэтому, за тех, в чьей принадлежности к Православной Церкви Вы не сомневаетесь, можно подавать любые поминовения, не задумываясь о том, были ли они «правильно отпеты». За всех прочих молитесь сами, поминая их по именам на своих утренних молитвах.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! скажите пожалуйста, для чего проводят обряд отпевания? Ведь если человек при жизни жил вне Христа, то он в Рай не попадет, то есть этот обряд бесполезен? Спасибо.

Сергей

Сергей, отпевание - это молитва родственников, близких и Самой Церкви, в лице священника, о прощении грехов усопшего. Это прошение, обращенное к милосердию Божию, чтобы Господь упокоил душу усопшего в местах радости и не помянул его злых дел, содеянных при жизни. Конечно, для посмертной участи души определяющую роль играет то обстоятельство, прожил ли человек на земле жизнь благочестивую или нет, и отталкиваясь от этого старообрядцы, например, отказывали в отпевании тем, кто не ходил в церковь, но на самом деле не наше дело уже здесь вершить суд над человеком - Божие милосердие огромно, а Его премудрость превосходит всякое человеческое рассуждение. Поэтому отпевать надо всех усопших, принадлежавших к Церкви, за исключением тех, кто сознательно покончил жизнь самоубийством, и тем самым восстал на промысел Божий о себе и попрал все Его благодеяния, содеянные для спасения души человека. Для всех душ молитва, совершенная на отпевании, приносит утешение и облегчение.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте, подскажите, что нужно делать с 12 свечами, которые держали родные при отпевание покойника? Куда их девают?

Елена

Здравствуйте, Елена! Если отпевание совершается в храме, то свечи можно поставить на подсвечник, чтобы догорели, можно возжигать их для молитвы дома или принести в храм, если не нужны.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Расскажите, как происходит заочное отпевание и что мне для этого надо? Отпеть надо маму.

Катерина

Катерина, заочное отпевание происходит точно по тому же чину, что и очное, только в храме не присутствует тело усопшего. Вам для отпевания надо предоставить в храм справку о смерти мамы, а дальше Вам в храме все подскажут.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Моя мама Надежда умерла много лет назад, в советские времена, когда ее не стало - меня не было рядом, и теперь это уже заграница. 22 марта ей провели заочное отпевание и дали землю. Подскажите, как мне с ней поступить? Так как в ближайшее время я не смогу съездить на могилу к маме, могу ли я захоронить часть земли сейчас у кого-либо из новопогребенных (хоть и незнакомых людей), а часть сохранить до того момента, когда смогу посетить собственно могилку? И что вообще нужно делать после отпевания в моем случае?

Любовь

Да, Любовь, Вы все правильно решили, так сделать можно, так и надо поступать. Более того, если хотите, то даже всю землю, данную Вам, полностью Вы можете захоронить на кладбище. Эти действия, в сущности, обряд, и поэтому здесь существует определенная степень свободы.

игумен Никон (Головко)

При отпевании усопшего родственники стояли с незажженными свечами (никто не подсказал), и на гроб тоже не зажгли, хотя были предусмотрены лампадки. Отпевание прошло с нарушением?

Наталья

Нет, Наталья, не беспокойтесь, свечи – это лишь символ молитвы, а главное в отпевании – это сама молитва, Ваша молитва о усопшем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Дядя умер 3 марта (воскресенье), похороны 7 марта. А поминальные 9 дней решили организовать 10 марта (воскресенье). Но ведь еще нет 9 дней или это не запрещено? Подскажите, какую панихиду заказать? Что сделать еще? Дядя был глубоко верующим человеком. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! Поминальную трапезу можно и перенести на удобный для вас день. Главное для умерших – это наша молитва. Закажите сорокоуст об упокоении, панихиду и Псалтирь по усопшему. И, конечно, если дядя был крещен, необходимо отпевание в церкви.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Мой отец в 1971г. покончил жизнь самоубийством. Мама, по молодости, тайно отпела его в церкви. Мой старший брат всю жизнь страдает болезнями и в личной жизни большие проблемы. Младшая сестра в браке всю жизнь очень несчастна, и ее дети болеют серьезными болезнями. Я несчастливый в личной жизни и начал серьезно болеть. Скажите, связано ли это с тайным отпеванием и что надо делать? Спасибо.

Николай

Нет, Николай, никак не связано, причины этих неприятностей нужно искать в собственном духовном несовершенстве: Господь через болезни и скорби учит нас не прилепляться к земным вещам, а думать о небесном и уповать на Него. Мы же, к сожалению, этих уроков не принимаем и ропщем на свою "горькую" участь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Хочу задать такой вопрос. наша бабушка умерла 2 года назад, и получилось так, что отпевание на третий день невозможно было сделать, так как все священники были заняты на тот день (хотя мы пришли в церковь договариваться заранее), и нам предложили либо отпеть заочно, либо предложили, что батюшка придет отпеть вечером во второй день, то есть на кануне третьего дня. Мы согласились на второй вариант, так как считали, что лучше отпевать над телом умершей. Есть ли в этом что-либо неправильное, ведь по канонам отпевают все-таки на третий день? И еще такой вопрос, бабушка в церковь почти не ходила, даже когда была здорова (сказывалось советское воспитание), хотя в душе верила в Бога, крест носила, молилась понемногу, как могла. Долго болела после инфаркта. Мы тогда и не думали, что к болящим можно позвать священника для исповеди и причастия, в этом и наша вина, так как особенно этими вещами не интересовались - в результате бабушка не исповедовалась перед смертью, и неизвестно исповедовалась ли в течение жизни когда-либо. Можно ли постоянно заказывать о ней поминовения на литургии, то есть заказать поминовение на год, потом опять на год и так в течении многих лет, пока у меня будет такая возможность? Не будет ли это чрезмерной дерзостью, ведь есть мнение, что вообще людей, которые умерли без покаяния, нежелательно поминать на литургии? Такая же примерно история и с моим дедушкой, был крещенный, но в церковь не ходил, умер от рака, много натерпелся, участник ВОВ. Как Вы считаете, могу ли я заказывать о них поминовение на Литургию постоянно, из года в год? Спаси Вас Господи.

Юлия

Юлия, какова жизнь человека, такова и его смерть. Наша жизнь - это приготовление к жизни вечной. К сожалению, многие живут беспечно, не думают об этом, а когда приходит время покидать этот мир - становится уже поздно. В чем застану, в том сужу, говорит Господь. Отпевание - это не таинство, это молитва о упокоении усопшего, и то, что вы отпели на второй день, не страшно, страшно, то что человек всю жизнь прожил без Христа, без церкви. После смерти нет покаяния, после смерти идет воздаяние, "от своих дел человек оправдается или осудится". Все наши грехи, наши дела, идут вперед нас и там нас встречают. Поэтому так важно сейчас и здесь очистится, покаяться в своих грехах. Это я больше говорю для Вас, Юлия, т. к. слава Богу, Вы живы - не прожигайте зря время, живите церковной жизнью. Наша жизнь кончится когда-нибудь, а впереди вечность – главное, наша душа. Молится не можно, а нужно, если человек крещеный, мы обязаны за него молится, у нас всегда есть надежда на лучшее. Бог милосерд. Конечно, можно заказывать за них годовые записки, можно это делать бессрочно, пожизненно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. В 2005 году трагически погибла двоюродная сестра 1946 г.р. Была ли она крещена, неизвестно. Я посылала запрос в Пинск, где она родилась. Пришел ответ, что такими сведениями не располагают. Последнее время она мне снилась и говорила, что она не там, где все. Я это расценила так, что она не отпета. Я молюсь о ее душе в частной молитве. Можно ли в нашем храме заказать отпевание р. б. Лидии, чтобы поминать ее в храме?

Валентина

Валентина, а вот этот вопрос и надо как раз задать в Вашем храме. Мы не можем так вот заочно и дистанционно решать, что в Вашем храме можно, а что нельзя, там есть настоятель, и это его обязанности. Поговорите со священником из Вашего храма по данному вопросу и последуйте, пожалуйста, его совету.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умерла бабушка полгода назад. Когда ее отпевали, ошиблись с ее святой. У нее святая Алефтина, а отпевали как Анну. Как и на что это могло повлиять? Некоторые родственники видят ее во сне и называют Анной, не подозревая о такой ошибке священника. Спасибо!

Полина

Полина, Господь знает своих рабов и знает, кого отпевали, так что все нормально - это ошибка не Ваша, а священника, не переживайте, это ни на что не влияет. Поминайте тем именем, которым она была крещена. Отпевание - это не таинство, а молитва за усопшего. Когда читают записки о упокоении, то иногда тоже, бывает, ошибаются и называют другое имя. Мы просим Бога за душу усопшего человека Он же знает, за кого мы просим, даже если мы и ошиблись.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, помогите разрешить сомнения вот такие: вправе ли я подавать в записках об упокоении на литургию имена родственников, о которых я точно не знаю, были ли они отпеты или даже крещены? Можно сказать, что и в храм-то меня привела мысль о том, что за усопшего отца моего очень нужно молиться (в 47 лет уснул, будучи очень пьяным, в холодной бане, и не проснулся). Со слов мамы, он в детстве был только погружен, а отпевание она, вроде как, заказывала. Также в записках указываю имена дедов, они на фронте погибли. Опять же, доподлинно не знаю, были ли они крещены. Подумала, что в те времена - начало века - поди, всех крестили. А про отпевание от своего батюшки на приходе слышала, что после войны служилась отдельная служба с отпеванием всех погибших воинов. С бабушками хоть знаю, что были они и крещеные, и отпеты. Так вот, и на Литургии и при чтении Неусыпаемой в пост, и при чтении "круговой" Псалтыри подаю их имена. Вроде, как бы и не следует, но не могу не написать: то писала-писала, а тут вдруг и не напишу! Вроде как предательницей буду. Но и сомнение, мол, что-то все-таки не так я делаю, не оставляет. Как я могу исправить ситуацию, можно ли "выровнять" все? Чтоб никому не во грех было. Спаси Господи!

Елена, 44 года

Елена, я тоже думаю, как и Вы, что в начале века большинство людей все же крестили, поэтому давайте подавать записки, как и подавали. Кстати, даже если кто-то не был отпет, то это не является препятствием к церковному поминовению.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, благословите. Скажите, что надо делать, если умер человек крещеный, но настолько неверующий, что глумился, анекдоты рассказывал, и даже перед смертью не одумался? Разве он не считается отлученным? Его родные - такие же атеисты, но по совету соседок пошли в церковь, заказали отпевание, сорокоуст на целый год, еще что-то. Сами они за него молиться не будут... Надо ли это, и если да, то кому? Не есть ли это насилие над его душой, ведь у него было время покаяться, он сам не хотел?

Елена

Елена, если человек крещенный, за него можно молиться. Я не говорю что надо, но можно, несмотря на его жизнь и отношение к церкви. Если вы за него не будете молиться, Вас за это никто не осудит, он сам себя уже осудил - своей жизнью. От церкви его никто не отлучал при жизни, но он считается атеистом. Святой Антоний Великий молился даже за языческих жрецов, и ему было откровение, они как бы говорили: "когда ты за нас молишься, то пламень угасает, и мы видим друг друга, и нам от этого становится отрадней на душе". Поможет ли таким людям молитва – это зависит от нас, как мы молимся, это выражение нашей любви к ним. Молитва полезна и для нас самих. Но, повторяю, - на Ваше усмотрение, молится или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Где в писании и в деяниях соборов сказано, что нужно крестить младенцев, почитать мощи святых, изучать священное писание через призму творений святых отцов, поклонятся Богородице, апостолам, святым, молиться за умерших, освящать воду, поклоняться кресту, причислять людей к лику святых, крестное знамение, почитать предание святых старцев, отпевание мертвых? Заранее прошу прощение за дерзость написания таких вопросов, просто нужно же что-то отвечать протестантам на их упреки православию. Они ведь считают, что после апостольского времени все учение напрочь исказилось, поэтому протестанты его сейчас и "восстанавливают". Если можно, то ответьте на эти вопросы со стороны Евангелия и учения апостолов, и, если можно, где в деяниях соборов все вышеперечисленное засвидетельствовано?

Человек умер. Что делать?

Что такое отпевание? Очень важная информация для тех, кто провожает в последний земной путь дорогого человека

Что называется отпеванием?

Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.

Какая разница между чинопоследованием и обрядом?

Погребение является обрядом, но отпевание — нечто большее, чем просто обряд. Обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит что-то еще. Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, русские священнослужители во время церемоний обряжаются, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится. Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же. То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.

Есть ли разница между отпеванием и панихидой?

Панихида — это заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Может ли панихида быть гражданской?

Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.

На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

Что такое лития?

Лития – заканчивающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

Кому может быть отказано в отпевании?

Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и бандитов?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно.

Можно ли отпевать самоубийц?

Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Почему священники отказываются отпевать неверующих?

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого президента?

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?

Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

Что надо делать во время отпевания?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Стоит ли брать с собой на похороны и поминки детей?

Ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

Ужасно, что сейчас смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Сколько стоит отпевание?

Вообще-то в церкви никаких тарифов быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.

Где может происходить отпевание?

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Как проходит отпевание?

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что означает венчик на голове покойного?

Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

В какие дни отпевания не совершаются?

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Существует ли заочное отпевание?

Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.

Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?

Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?

Конечно, можно. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем.

Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?

В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?

В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний сказал о свечах следующее:

«На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет - всегда знак радости, но радость бывает разная. Она бывает ликующая, а бывает радость среди слез. Я говорил, что в смерти мы переживаем разлуку и слишком часто забываем о том, что нас-то постигает разлука, но усопшего постигает встреча: встреча лицом к лицу с Живым Богом. И вот, стоя с зажженными свечами, с сердцем, разрывающимся от горя, с глазами, полными слез, мы все-таки помним, что совершается самое торжественное, самое величественное, что может случиться с человеком: встреча с Живым Богом. И в этом мы ему сопутствуем; мы выражаем его радость, предстоя перед ним и перед Богом с зажженными свечами.

Но эти свечи говорят еще о другом. Свет - это знак жизни, это знак победы над тьмой, над мраком. Когда мы стоим с этими свечами, мы как бы безмолвно говорим Богу: этот человек зажегся в мире, в полумраке земном, как светоч; он нам светил, приносил правду, приносил любовь; его присутствие разогнало сколько-то той тьмы земной, в которой мы так часто не находим своего пути. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил, и мы о его жизни свидетельствуем этим светом».

По материалам интервью с архимандритом Августином (Пидановым), полную версию которого вы можете

Дня особого поминовения усопших, настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово протоиерей Алексий Митюшин ответил на несколько вопросов, связанных с отпеванием.

Что такое отпевание?

Протоиерей Алексей Митюшин

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином – и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание – это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности – венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть – это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.

Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Зачем отпевать усопших?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20) . Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание – это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти – с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души – чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания – самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

Достойные похороны - последняя забота родственников о теле покойного. Очное или заочное отпевание - забота близких о душе усопших.

Для чего необходим обряд?

Чином отпевания (или чином погребения) называют специальный ритуал, который проводится в храме. Из-за большого количества песнопений этот обряд и был назван отпеванием.

Православная церковь верит в загробный мир. Умирает лишь тело человека. Душа продолжает жить, отправляясь в другое измерение, где ей придется держать ответ за все содеянное при жизни тела. В течение жизни человек совершает множество греховных поступков, иногда неосознанных или непроизвольных. Задача церкви состоит в том, чтобы специальными молитвами проводить душу в лучший мир, помочь ей обрести покой.

Для этого умершего необходимо отпеть.

Священнослужители настаивают на необходимости проведения обряда. При этом каждому человеку еще при жизни следует помнить о том, что отпевание не способно полностью избавить его ото всех грехов. По мнению священников, праведник, за которого после смерти некому помолиться, попадет в рай. Душа человека, не соблюдавшего заповеди Божьи, может лишиться вечного покоя и после проведения чина погребения.

Отпевание не следует путать с панихидой. В ХХ в. в СССР появилось такое понятие, как гражданская панихида. По мнению святых отцов, это бессмысленный набор слов, словосочетание, каждый элемент которого исключает другой. Панихидой называют заупокойную молитву об усопшем, читать которую можно как до, так и после погребения. Отпевание по общему правилу проводится в день похорон перед тем, как везти тело на кладбище.

Что требуется от родственников покойного?

Вне зависимости от того, будет ли проводиться очное или заочное отпевание, родственники должны самостоятельно позаботиться о душе близкого еще до проведения обряда в церкви. После того как родным пришла весть о смерть, они должны начать читать Псалтырь (Псалтирь). Делать это нужно беспрерывно днем и ночью, не останавливаясь. Поскольку эмоциональное состояние родственников не всегда позволяет им посвящать время молитвам за усопших, для чтения Псалтыря можно пригласить опытного человека, не обязательно священника. Наши предки приглашали знахарок, которые в отдаленных деревнях нередко выполняли функции священнослужителей. Чтецов должно быть несколько, чтобы у них была возможность для отдыха.

Обязательное условие: молиться по Псалтырю за усопших имеет право только крещеный православный.

Когда отпевают заочно?

Церковь настаивает на том, чтобы отпевание было проведено своевременно (перед погребением) и очно (перед гробом умершего человека). Однако соблюсти это требование возможно не всегда:

  1. Если родным воина пришла печальная телеграмма, им необходимо позаботиться о том, чтобы умерший был отпет заочно. Обычно погибших воинов хоронят в спешке в братской могиле. Обстоятельства, при которых проводятся похороны, не позволяют достойно каждого погибшего. Иногда при погребении присутствует священник, читающий молитву за всех воинов. Но в большинстве случаев похороны проходят без участия священнослужителей.
  2. Погибших в крупной авиакатастрофе или во время кораблекрушения полагается отпеть заочно. Пассажиры разбившихся самолетов и затонувших кораблей, как правило, не выживают. Не следует торопиться с проведением заочного отпевания для пропавших без вести. О таком человеке рекомендовано молиться, как о живом. Известная пословица гласит, что у Бога все живы. Если родственник погиб, моления за него будут способствовать спасению души. Если же он все еще жив, обращение к Богу поможет пропавшему найти дорогу домой. Известны случаи, когда люди теряют память, попадают в рабство и т. п. Это мешает им воссоединиться с родственниками, которые считают их умершими.
  3. Чин погребения проводится после похорон, если отпевание не было проведено своевременно. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям. Проведение церковных обрядов было под строгим запретом. В результате многие люди были похоронены не по-христиански. В таких случаях проведение чина погребения церковью разрешается, несмотря на то, что после смерти человека прошел не один год.
  4. При отсутствии храма в населенном пункте допустимо отпевать заочно. Транспортировка гроба может занять более суток. Перевозить усопшего на дальние расстояния нежелательно. Допустимо приглашать священнослужителя на дом, но это тоже не всегда возможно по целому ряду причин. Отсутствие денег на транспортировку гроба или для приглашения священника на дом является еще одним обстоятельством отказаться от очного отпевания. Родственникам следует помнить о недопустимости обмана священнослужителя. Иногда родные умершего не хотят везти гроб в церковь из-за желания сэкономить, оправдывая свои действия мнимой бедностью.

Как проходит церемония?

При проведении заочного ритуала внесение в храм гроба отпеваемого не требуется. Во всем остальном церемония напоминает обряд, который проводится очно. Отпевать усопших можно практически в любой день.

Проведения ритуала избегают в Рождество Христово и первый день Пасхи.

При проведении заочного ритуала священник молится перед тетраподом. Так называется специальный подсвечник, на котором зажигают свечи в память об усопших. Церемония начинается с пения стихов из 17 кафизмы. Затем поют заупокойные тропари, в которых просят Бога принять душу усопшего, простить ей все грехи и позволить ей быть в раю с праведниками. Далее следует помянуть человека на заупокойной ектении. После этого поют ирмосы заупокойного канона и заупокойный седален.

После того как хор закончит петь погребальную стихиру, священнослужитель вычитывает отрывки из Нового Завета, в которых упоминается о том, что после смерти человека ждет иная жизнь и суд Божий. Далее вновь следуют тропари и стихиры. В конце отпевания священнослужитель читает сугубую ектению, в которой поминает усопшего и провозглашает ему вечную память.

Церемония заочного отпевания имеет свои отличительные особенности. Если гроб с телом еще не захоронен, священник отдает родственникам венчик, землю и разрешительную молитву. Венчик надевают на лоб покойного. Разрешительную молитву вкладывают ему в руку. Землю нужно высыпать в гроб крестообразно, но не на само тело, а на покрывало, которым оно прикрыто. На усопшем обязательно должен быть нательный крестик, который был получен при крещении. Если человек уже похоронен, землю высыпают на его могилу.

Если же местонахождение тела неизвестно, в похоронных атрибутах нет необходимости.

Церковью допускается заочное отпевание, сколько бы времени ни прошло после смерти. Однако родственники должны стремиться заказать чин как можно раньше. Считается, что душа не сразу уходит в другой мир. Некоторое время она пребывает на земле. Это время и нужно использовать для того, чтобы вымолить у Бога прощение за грехи, совершенные этим человеком.

Особенности церемонии

Священник, участвующий в ритуале, надевает белые одежды. Родным и близким покойного рекомендовано сделать то же самое. Церковь рассматривает физическую смерть человека, как рождение в ином мире. Усопший покидает несовершенную реальность, чтобы перейти в лучшее измерение и встретиться со своим Создателем. Вот почему священнослужители облачаются в белое для проведения отпевания так же, как и церемонии крещения. Таким образом подчеркивается, что в жизни человека происходят 2 важных события - приобщение к церкви и переход в иной мир.

Черная одежда на отпевании считается скорее светской, чем церковной традицией.

Свечи в руках родных усопшего символизируют свет и радость. Душа покойного проходит тьму смерти, чтобы увидеть свет новой жизни. Свечи должны напоминать родственникам умершего о том, что дорогой им человек не перестал существовать, а возродился для нового бытия. Физическая смерть не должна вызывать чувства скорби.

Нередко родственники совершают большую ошибку: заказывают службу и уходят из храма. Через несколько дней они возвращаются, чтобы забрать землю, венчик и разрешительную молитву. Церковь не одобряет подобное поведение. Смысл таких обрядов, как поминки или отпевание, состоит не в том, чтобы провести красивую пышную церемонию и выглядеть праведником в глазах других христиан.

Любой похоронный ритуал предназначен для того, чтобы помочь недавно отделившейся от тела душе преодолеть препятствия на пути к Создателю. Родные должны присутствовать в церкви на очном и заочном отпевании и не покидать церемонию без крайней необходимости. Во время проведения обряда следует молиться за близкого человека. Делать это можно не только по специальной литературе, но и своими словами. Богом будет принята любая искренняя молитва.

Кому будет отказано в проведении церемонии?

Правила отказа для заочного отпевания те же, что и для очного ритуала:

  1. Запрещено отпевать самоубийц. Грех самоубийства считается одним из самых тяжких. Отмолить его крайне трудно. Родные и близкие человека, который оборвал свою жизнь собственными руками, могут возносить молитвы за оступившегося. Есть вероятность, что благодаря мольбам неравнодушных людей Всевышний простит своего раба. Однако со стороны церкви будет получен категорический отказ. В некоторых случаях возможны исключения. Самоубиенными не признаются люди, совершившие грех в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием психоактивных веществ. Человек согрешил не по доброй воле, а в измененном состоянии сознания, не отдавая себе отчета в том, что он делает. Не признаются самоубийцами и психически больные люди, которые не несут ответственности за свои поступки. Чтобы получить разрешение на отпевание душевнобольного, родственникам нужно обратиться в епархию. Причинение себе смерти по неосторожности (гибель из-за несоблюдения техники безопасности, отравление недоброкачественными продуктами и т. д.) тоже не рассматривается, как суицид.
  2. Чин погребения не проводится над некрещеными. Если покойный был добрым человеком, верил в Бога, но при этом не прошел таинство крещения, проводить по нему отпевание запрещено. Покойный не принадлежал церкви, священнослужители не имеют права заступаться за него. Родственникам такого человека разрешено молиться за него дома.
  3. При наличии завещания, запрещающего проводить церемонию, усопшего не отпевают. Почтительное отношение к религии не должно быть навязанным. Истинная вера исходит от души. Если покойный по каким бы то ни было соображениям не захотел быть отпетым и завещал родным письменно или на словах не проводить неприятный ему обряд, делать этого не стоит. Руководствуясь естественным побуждением помочь близкому, родные могут не исполнить последнюю волю усопшего. По мнению богословов, проводить отпевание против воли покойного нельзя. Душа не только не войдет в Царство Небесное, но и будет страдать о того, что родные отказались выполнить последнюю просьбу. Отказавшийся от отпевания необязательно является атеистом или противником религии. Возможно, покойный просто выбрал для себя другую форму поклонения Богу и не желает, чтобы его провожали в мир иной по христианскому обряду.
  4. Церковь отказывает в отпевании тому, кто при жизни был ее гонителем, открыто богохульствовал, притеснял служителей культа, публично осмеивал религию. Проводить чин погребение над человеком, который отрекался от Бога, не станет ни один священник. Забота о грешной душе ложится на плечи семьи, которая своими молитвами может повлиять на дальнейшую участь родственника-богохульника.
  5. В отпевании нередко отказывают бандитам, погибшим во время грабительского налета. Если преступник был пойман и успел раскаяться в содеянном, церковь обязана его отпеть. Все люди имеют право на прощение, вне зависимости от тяжести грехов. Священнику не следует выступать в качестве судьи. Ему предназначена роль адвоката.


Родным наркоманов и алкоголиков необходимо помнить о том, что человек, погибший от вредной зависимости, может быть отпет церковью. Несмотря на то, что эти люди, безусловно, нарушали Божью волю, доставляли немало хлопот своим близким, оставлять их души без молитв нельзя. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как тяжелые заболевания, справиться с которыми могут не все. Даже если семья была в ссоре со своим близким родственником, покойного следует простить, молиться за него и заказать для усопшего .

От пагубных увлечений не застрахован никто.

Ни один церковный обряд не может гарантировать умершему пропуск в рай и прощение всех грехов. Об этом стоит помнить еще при жизни. Даже богословы признают, что значение имеют не сами ритуалы, а тот смысл, который в них вкладывает человек. Искренняя молитва близкого способна дать умершему намного больше, чем отпевание, красивый памятник или поминальный обед в дорогом ресторане.

19.11.2013

В рамках обсуждения проекта документа «О христианском погребении усопших» возникли вопросы об отпевании на дому. Насколько эта практика распространена сейчас? В чем разница − отпеть покойного в храме или дома? В каких случаях допустимо домашнее отпевание? В нашем опросе - мнения священников из Москвы, Благовещенска, Ставрополя, Саранска и Губкина.

Игумен Силуан (Туманов), клирик Феодоровского кафедрального собора (г. Саранск):

− В этом вопросе, как и во многих других, теория вступает в противоречие со сложившейся практикой. Допустима она или нет, но во многих регионах, например в Мордовии и Нижегородской области, подавляющее большинство отпеваний сегодня совершается на дому. Эта практика укрепилась в советские годы, когда храмов было мало и светские власти препятствовали отпеванию.

С одной стороны, тексты отпевания не говорят об обязательности пребывания усопшего в храме. Они напоминают собравшимся у гроба родственникам о достойной жизни усопшего, обетованиях Христовых и всеобщем воскресении, с другой − погребение как таинство перехода человека в жизнь вечную уместнее совершать в присутствии всей общины, в том храме, который регулярно посещал для молитвы усопший.

Лично я сторонник отпевания в храме − разумнее и естественнее для христианина быть отпетым в храме, в котором он молился при жизни.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова:

− За всю историю служения в храме мученицы Татианы у меня не было случая, что б я отпевал на дому. Были случаи, когда отпевания приходилось совершать в «ритуальных залах» при больничных моргах, несколько раз − в кладбищенских часовнях. Чаще всего это происходило из-за организационных и материальных трудностей, с которыми сталкивались родственники (например, из-за пробок в Москве, а также из-за того, что нет рядом с храмом парковок для катафалка). Приходилось вникать в эти подробности нашего быта и идти навстречу просьбам прихожан.

Формально, к сожалению, нет никаких запретов отпевания ни в этих залах, ни в часовне, ни даже на дому. Однако лучше совершать это богослужение в храме Божием − в Москве, например, есть много храмов с парковками и недалеко от кладбищ. Этот вопрос, конечно же, надо прояснить в обсуждаемом проекте документа об отпевании.

Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель храма святого апостола Иакова, брата Божия (г. Губкин):

− Отпевания на дому случаются достаточно часто, и для этого есть ряд причин. Одна из них – то, что у людей банально не хватает средств, чтобы привезти тело усопшего в храм, или нет такой возможности, например, если человек умер в селении, где нет храма, а везти его куда-то далеко по тем или иным причинам затруднительно.С этим священники сталкиваются часто, хотя, конечно, в более или менее крупных населенных пунктах на городских кладбищах есть храмы или часовни, где обычно и совершаются отпевания большинства умерших.

Конечно, в идеале отпевание должно совершаться в храме и, желательно, именно в том, прихожанином которого был умерший человек.

Отпевание на дому еще может быть связано с тем, что люди специально не хотят тратить время (хотя и средства есть). Это происходит от недостатка церковности. Когда умирают постоянные прихожане, никогда не возникает вопроса, где именно отпевать человека: только в храме.

Так как у нас нет критериев, по которым мы могли бы отказывать людям в церковном погребении (допустим, умерший человек никогда в храм не ходил, не исповедовался, не причащался, но по факту крещения является формально членом Церкви), мы не можем отказывать людям и в домашнем отпевании. Тем более, что для родственников умершего подчас служба погребения становится первой церковной службой, на которой они присутствуют.

Повторюсь, отпевание лучше совершать в храме, но тут уж как придется, а мы не можем упускать и такой возможности: священнику очень важно чувствовать ситуацию, найти правильные слова при общении с родственниками усопшего, чтобы вместе со словами соболезнованиями постараться расположить людей к необходимости для них самих церковной жизни.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора (г. Благовещенск):

− За все время, что я был городским священником, отпевать на дому пришлось лишь дважды: один раз − по приглашению армянской диаспоры, а второй – в большой цыганской семье. То есть сегодня в крупных городах практически не провожают усопших на дому. На мой взгляд, это актуально лишь для сельской местности, где домашнее отпевание – либо часть деревенских традиций, либо просто нет поблизости церкви.

В городе же этот обряд совершается, в основном, в ритуальных залах при моргах или в храмах. Зачастую ритуальные залы становятся последним пристанищем покойных по причине невоцерковленности родственников. И это своего рода акт снисхождения Церкви к немощи соотечественников, которые испытывают влияние секулярного мира. А священники, по примеру древних апостолов, идут за церковную ограду, чтобы проповедовать слово Божие у тела усопшего.

Мне трудно понять священнослужителей, которые отказывают в христианском погребении крещеным православным христианам, которые были редкими гостями в храме. Уверен, в этом есть большая доля нашей священнической вины, что после Таинства крещения мы не смогли ни словом, ни личным примером убедить людей полюбить Бога и Его Церковь.

Священник Евгений Шишкин, клирик Андреевского архиерейского подворья (г. Ставрополь):

− Практика отпевания на дому допустима и оправданна, когда в населенном пункте нет храма или принесение тела усопшего в храм связано со значительными неудобствами. Классическим примером подобной ситуации является период гонений на Церковь. Собственно, отпевание на дому и закрепилось в русской приходской практике как раз в советский период, когда многие верующие стремились не привлекать внимание посторонних к своему участию в жизни Церкви.

В настоящее время обычай совершать отпевание на дому, как правило, сохраняется по инерции, причем по большей части в городах. Однако если приезд священника на погребение в отдаленный хутор, где все богослужения и так совершаются «на дому», выглядит вполне уместно, то в крупном городе необходимость такой практики вовсе не очевидна. Она диктуется, скорее, соображениями комфорта и потребительской психологией: отпевание воспринимается как своего рода «церковная услуга», получить которую «с доставкой на дом» будет значительно удобнее. Однако отпевание − не услуга, предоставляемая священником, а совместная молитва тех, кто провожает в последний путь близкого человека. Именно поэтому оно должно происходить в храме.

Заметьте, какое удивительное единение в молитве наступает, когда вся община собирается у гроба людей церковных, глубоко верующих прихожан, которых все знали и любили при жизни. Если почивший был постоянным прихожанином какого-то храма, лучше его отпевать в той церкви, где он сам всегда молился; для остальных случаев в большинстве крупных городов есть кладбищенские храмы. Отпевание на дому должно совершаться при наличии каких-либо особых обстоятельств, в виде исключения.

Подготовила Ольга Богданова
специально для портала «Приходы»



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме