Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классификация и виды санкций в уголовном праве. Санкции правовой нормы, ее основная функция

Правовые санкции (Legal sanction; Sanction, От лат. Sanctio - строжайшее постановление) - меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

Например, О. Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.

В праве термин "Санкции" имеет четыре основных значения.1) Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на:а) уголовно-правовые

б) административно-правовые

в) дисциплинарно-правовые

г) имущественные

дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение) - должностными лицами и администрацией; имущественные санкции (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной, уплата неустойки и т.п.) назначаются судом, арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами

2) Структурная часть правовой нормы, где указаны возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкция как часть нормы в английских текстах именуется не "sanctions", а "vindicatory part"

3) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.)

4) В международном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательстваЕсли же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущерб всему международному сообществу), то к нему применяются принудительные меры вплоть до военных!!!

Санкция - предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юр. ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права. Различают след. санкции:

1. по отраслевой принадлежности - уголовные, административные, гражданские, дисциплинарно-правовые;

2. по характеру последствий - правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные);

3. по степени определенности санкции - абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные. Самая распространенная классификация юридической ответственности- в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен.По этому критерию рассмотрим поподробнее каждый вид юридической ответственности. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права-см ст.408

Рассмотрим и раскроем сущности правовых санкций: См. приложение 2.1

1. Уголовно- правовая санкция. В УК России (1996 г.) все санкции норм, предусматривающих наказание за совершение преступлений, являются либо относительно-определенными либо альтернативными. Но в теории уголовного права продолжается дискуссия по вопросу о целесообразности включения в Уголовный кодекс абсолютно-определенных санкций. Так, например, С.А. Поляков делает вывод о необоснованном сокращении случаев применения абсолютно-определенных санкций в уголовно-правовых нормах и даже предлагает варианты решения данной проблемы. Л.Л. Кругликов также писал о необходимости введения в УК абсолютно-определенных санкций, правда, не единичных, а альтернативных. А.А. Нечепуренко предлагает пересмотреть санкции за преступления и свести до минимума разрыв между минимальными и максимальными размерами наказания в пределах одной санкции, указать в каждой санкции лишь один вид наказания, а в последующем вообще перейти к абсолютно-определенным санкциям. Это предложение, однако, он делает с оговоркой, что вводить абсолютно-определенные санкции не имеет смысла без концептуального переосмысления роли всех уголовно-правовых институтов См.: Поляков С.А. Санкции в уголовном законодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - Спб.,1996. - С.19; Кругликов Л.Л. Правовые средства обеспечения справедливости наказания в процессе его индивидуализации. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. - М.,1985. - С.13; Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. - Омск,1996. - С.77..

Позиция ученых о необходимости закрепления в уголовном законодательстве абсолютно-определенных санкций исходит из теории возмездия, видный представитель которой - И. Кант. Сторонником таких санкций был и основоположник одной из относительных теорий уголовного наказания - теории психологического принуждения - А. Фейербах.

На наш взгляд, переход к абсолютно-определенным санкциям противоречит важнейшим принципам назначения уголовного наказания - справедливости, индивидуализации, дифференциации уголовной ответственности и наказания. Такие санкции не позволяют назначить наказание с учетом личности преступника, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Поэтому если уголовное законодательство не преследует цели кары, возмездия за совершенное преступление, а напротив, ставит своей целью исправление преступников, общее и специальное предупреждение преступлений, Уголовный

кодекс должен содержать только относительно-определенные и альтернативные санкции.

В связи с этим возникает очень серьезная и сложная проблема - вопрос о возможных границах или пределах относительно-определенных санкций. В УК России границы между минимальными и максимальными размерами наказания в виде лишения свободы достигают 10, 12, а в отдельном случае даже 19,5 лет.

По мнению Л.А. Прохорова, существующие в уголовном законодательстве сравнительно широкие рамки санкций создают правовую основу индивидуализации наказания, позволяя суду учитывать специфические обстоятельства преступления, социальные и психологические особенности личности виновного Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности. - Омск, 1980. - С.20.

Но есть и другая точка зрения. Как отмечает А.Н. Игнатов, слишком большой разрыв между нижним и верхним пределами санкций создает излишний простор для проявления субъективизма и не способствует обеспечению единства судебной практики в борьбе с преступностью. Аналогичного мнения придерживается Г.Т. Ткешелиадзе, который пишет о том, что при широких рамках наказания "затрудняется проведение единой карательной политики" Игнатов А.Н. Совершенствование уголовных санкций как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы // Комплексная разработка проблем исполнения наказания. - М., 1979. - С.55; Ткешелиадзе Г.Т. Судебная практика и уголовный закон. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. - М., 1981. - С. 42.. Такую же точку зрения высказывает К.Р. Самвелян и др.

Представляется, что позиция названных ученых должна быть поддержана. Их аргументы весомы и убедительны - границы между нижними и верхними пределами наказания в виде лишения свободы в санкциях норм не должны быть слишком широкими. Но при этом возникает другая проблема - какими именно могут и должны быть такие границы или пределы санкций?

В УК невозможно проследить каких либо закономерностей в установлении нижних и верхних пределов санкций норм. Так, например, вряд ли можно признать обоснованным разрыв в 19,5 лет лишения свободы в санкции ч.2 ст.356, 12 лет - ч.2 ст.105, 10 лет - ч.3 ст.126, ст.276 и некоторых других санкциях статей УК. Создается впечатление, что пределы такого наказания закреплены произвольно, не подчиняясь каким-либо закономерностям.

Была предпринята попытка проанализировать санкции одной из глав УК главы 16 "Преступления против жизни и здоровья", которые предусматривают в качестве одного из видов наказания лишение свободы и на основе данного анализа сделать предложения по усовершенствованию конструкции санкций в плане установления пределов между нижними и верхними границами наказания. На данной таблице показан разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (в годах) и количество санкций, в которых он встречается:

Разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (лет)

Количество санкций норм

Проведенное изучение санкций позволяет сделать следующие выводы:

Статьи 107 и 108 УК предусматривают ответственность за умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах. Однако санкция ст.107 устанавливает за совершение этого преступления до 5 лет лишения свободы, а ст.108 - до 2 (ч.1) и 3 лет (ч.2). Вряд ли целесообразен такой разброс в санкциях за один вид преступления.

В то же время, получается, что умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (при наличии отягчающих обстоятельств) (ч.2 ст.112) наказывается строже, чем умышленное убийство (при смягчающих обстоятельствах). Но ведь в первом случае причинен лишь средней тяжести вред здоровью, а во втором случае потерпевший погиб.

В частях 2 и 3 ст.111 предусмотрен разрыв между минимальными и максимальными пределами наказания в виде лишения свободы в 7 лет. Однако первое преступление - тяжкое, а второе - особо тяжкое.

Все это позволило нам прийти к мысли о необходимости установления определенных закономерностей при определении пределов (границ) наказания в виде лишения свободы:

1. Такие пределы не должны быть одинаковыми в санкциях, предусматривающих наказание за совершение преступлений различных категорий.

2. Чем менее тяжким является преступление, тем меньшим должен быть разрыв между минимальным и максимальным наказанием. И, наоборот, чем тяжелее преступление, тем большим должен быть такой разрыв, так как это позволит максимально индивидуализировать наказание лицу, совершившему преступление.

3. Такой разрыв не может быть равен 6 месяцам, так как санкция в этом случае практически утрачивает свой относительно-определенный характер.

4. Нам представляется, что в санкциях статей, предусматривающих наказания за преступления небольшой тяжести разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы должен быть установлен от 1 года до 1,5 лет, за преступления средней тяжести - от 3 до 4, за тяжкие преступления - от 5 до 7, за особо тяжкие преступления - от 8 до 10 лет.

Например, ч.1 ст.114 УК (преступление небольшой тяжести) должна предусматривать лишение свободы на срок от 1 года до 2 лет.

Санкция части 4 ст.122 УК должна предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок от 1 года до 5 лет.

Можно подчеркнуть, что если установить такую четкую закономерность между категорией преступления и пределами наказания, то уже не получится огромного разрыва между пределами наказания, такого, как например, в санкции ч.2 ст. 356 УК - 19,5 лет.

2. административно- правовые санкции. Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди них: “меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания.” Он отмечает, что “меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий”, “восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.”

И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация “не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия).”

Он также утверждает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить “непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции.” Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений

1. административно-процессуальные меры;

2. административно-предупредительные меры;

3. административно-правовые санкции.

При этом он отмечает, что “административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер” Под административно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать “элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.”

В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

“Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения:

1. меры пресечения,

2. меры взыскания,

3. меры предупреждения.

Меры взыскания меры административного взыскания применяется за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе... общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."*

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

"- они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

Воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

Взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

Все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

Наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания."

"Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."

В соответствии со ст. 24 Кодекса Административных Правонарушений (КоАП) Российской Федерации (РФ) выделяют следующие виды административных взысканий:

Предупреждение (ст. 26);

Штраф (ст. 27);

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);

Лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);

Исправительные работы (ст. 31);

Административный арест (ст. 32);

Выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст.).

Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка."

3. Дисциплинарно-правовые санкции. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т. д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.Дисциплинарные санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Поскольку такие санкции осуществляются в рамках устойчивых коллективов, они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом). К примеру, мера дисциплинарных взысканий для студентов включает: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из вуза (общежития, библиотеки).Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения (не считая времени болезни студента или нахождения его на каникулах). Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Дисциплинарное взыскание морального плана (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

4. Имущественно-правовые санкции. Гражданское право регулирует отношения равноправных и независи-мых товаровладельцев. Гражданские правоотношения строятся как отно-шения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Эта взаимная связанность участников гражданского оборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому праву есть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.

Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыски-ваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключи-тельных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонаруше-ние носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допуска-ется обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.

Из сказанного можно сделать вывод, что гражданско-правовая ответ-ственность есть одна из форм государственного принуждения, связан-ная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равноправных участников гражданского оборота.

Диспозиция - это часть статьи, содержащая определение конкретного преступного деяния. Содержание диспозиций отличается большим разнообразием. Однако при любом способе законодательной техники законодатель не может (да и не должен) дать исчерпывающие описания всех признаков определенного состава преступления. Язык закона должен отличаться лаконизмом, способностью охвата соответствующей формулировкой повторяющихся, типических ситуаций. Существует четыре вида диспозиций: простые, описательные, бланкетные и ссылочные.

Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК - «Похищение человека», статья 261 УК - «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК - «Утрата военного имущества». Чаще всего причиной существования простых диспозий сама уголовно-правовая теория считает очевидность признаков преступного деяния.

Описательная диспозиция называет преступление и непосредственно в законе определяет его признаки: статья 175 УК - «Кража», статья 120 УК - «Изнасилование», статья 237 УК - «Бандитизм». В уголовном законодательстве наиболее предпочтительны диспозиции данного вида, поскольку являются более эффективными в правоприменительном смысле.

Бланкетные диспозиции представляют собой специфический способ формулирования уголовно-правовых предписаний. Они являются наиболее ярким свидетельством взаимосвязи уголовного права с другими отраслями. Бланкетной является диспозиция, которая в самом уголовном законе не определяет признаков преступного деяния, а отсылает к другим законам или нормативным правовым актам. Указание на нормы других отраслей права дается обычно в общей форме, путем упоминания соответствующих нормативных актов или правил. Примером бланкетных диспозиций являются диспозиции статей: «Нарушение правил охраны труда» - статья 152 УК, «Нарушение законодательства о континентальной шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан» - статья 284 УК.

Ссылочной называетсядиспозиция, которая не содержит признаков преступления, а отсылает к другой статье или части статьи уголовного закона, где эти признаки названы или раскрываются. К этому виду диспозиции относятся статья 106 УК - «Побои»; статья 107 УК - «Истязание»; статья 209 УК - «Экономическая контрабанда»; статья 297 УК - «Оставление места дорожно-транспортного происшествия».

Та или иная формулировка уголовно-правового предписания влияет на достижение целей частной и общей превенции. Поэтому важно, чтобы соответствующий уголовно-правовой запрет был сформулирован так, чтобы он правильно понимался всеми гражданами, побуждал к отказу от противоправного поведения. «Буква» уголовного закона должна быть обозначена в тексте таким образом, чтобы она служила гарантией законности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.


При характеристике санкции принято считать, что она представляет собой ту меру воздействия, которая применяется судебными органами к лицам, совершившим преступления. В соответствии со статьей 52 УК суд избирает наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК.

Санкция - это часть статьи Особенной части, определяющая вид и размер наказания. Нет одинаковых преступлений даже одного вида. Поэтому для соответствующей оценки имеющихся всегда индивидуальных особенностей законодатель строит различные виды санкций, что в полной мере может обеспечить принцип индивидуализации наказания. Различают санкции абсолютно неопределенные, абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Абсолютно неопределенной является такая санкция, при которой в законе не указывается размер и вид возможного наказания, к примеру «наказать по всей строгости закона».

Абсолютно определенная санкция содержит категорическое указание о виде и размере наказания. К примеру, преступление карается «лишением свободы сроком на 5 лет».

В действующем законодательстве абсолютно неопределенных и абсолютно определенных санкций нет. Статьи уголовного закона содержат относительно определенные и альтернативные санкции.

Относительно определенная санкция указывает на вид и размер наказания. Такая санкция предоставляет суду возможность широкой индивидуализации. Выделяют два ее основных вида : санкция, определяющая только высший предел уголовного наказания, и санкция, предусматривающая как высший, так и низший пределы. Примером санкции первого вида могут служить санкции части первой статьи 101 УК - «Причинение смерти по неосторожности», части первой статьи 134 УК - «Подмена ребенка» и т.д. При этом низшим пределом наказания является минимальный размер, установленный для данного вида наказания. Если это лишение свободы - 6 месяцев, ограничение свободы - 1 год, арест - 1 месяц, штраф - 25 месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан. Разновидностью относительно определенных санкций второго вида выступают санкции, предусмотренные статьей 162 УК - «Наемничество», частью второй статьи 181 УК - «Вымогательство», статьей 241 УК - «Массовые беспорядки».

Альтернативная санкция содержит указание на два или несколько основных наказаний, из которых лишь одно избирается судом. Например, за совершение умышленного убийства в состоянии аффекта (статья 98 УК) альтернативно может быть назначено ограничение свободы, арест или лишение свободы. Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 253 УК) наказывается исправительными работами, или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы.

Создание того или иного вида диспозиции или установление вида санкции в каждой статье Особенной части уголовного закона всегда тщательно продумано и подчинено цели обеспечения максимальной эффективности действия уголовной нормы в борьбе с преступностью.

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция

Управомочивающие диспозиции



Обязывающие диспозиции

Запрещающие диспозиции

Санкцией

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

Санкция - часть правовой нормы, указывающей на последствие наступающее в результате нарушения диспозиции.
Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение.
Виды санкций:
1. По характеру неблагоприятных последствий:
- штрафные или карательные,
- меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),
- правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).
2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:
- абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),
- относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),
- альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),
- кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную.

68. Диспозиция правовой нормы, ее основные функции. Виды диспозиций.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

В зависимости от числа вариантов законного поведения субъектов правоотношения :

простая – четко указывает один вариант поведения субъектов правоотношения. Например, в случае избрания нового Президента РФ Правительство РФ имеет один вариант поведения, а именно, должно сложить свои полномочия (ст.16 Конституции РФ);

·
сложная – устанавливает несколько вариантов поведения субъектов правоотношения. Например, согласно ч.4 ст. 111 Конституции РФ Президент РФ, в случаях трехкратного отклонения Государственной Думой представленных им на должность Председателя Правительства кандидатур, обязан совершить следующие действия: назначить Председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.;

·
альтернативная – указывает несколько взаимоисключающих вариантов поведения. Например, ст.503 ГК РФ указывает несколько вариантов поведения покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (заменить товар, уменьшить цену, исправить недостатки, требовать возмещения расходов на исправление недостатков).

2.По способу выражения в нормативно-правовом акте :

описательная – описывает признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, УК РФ характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом;

отсылочная – вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта . Например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.1 уголовно-правовой нормы; ст.664 ГК РФ возврат арендованного предприятия и т.п.;

бланкетная – такая диспозиция прямо отсылает к нормам другого нормативного акта (в том числе договорам, соглашениям, инструкциям, правилам и т.д.). Например, диспозиция нормы ст. 12.5 КоАП РФ, определяющая, что управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации


По степени определенности вида и меры наказания, установленной государством, за правонарушение.
1) абсолютно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания, и строго определенную его меру;
2) относительно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания за совершение правонарушения, но дающие свободу правоприменителю в определении меры наказания (его размера) в рамках одного вида наказания;
3) альтернативные санкции - устанавливающие два и более вида наказания за одно правонарушение, одно из которых может назначено виновному;
4) сложные санкции - предусматривающие два и более вида наказания за одно правонарушение, применяемые вместе.
По целям воздействия:
1) карательные (штрафные) санкции - они нацелены, в основном, на то, чтобы наказать правонарушителя;
2) правовосстановительные санкции - главная цель которых, восстановить нарушенные в результате правонарушения права субъектов отношений.
Виды норм позитивного права (юридических норм).
Классификация норм права по функциям (целям, назначению).
Регулятивные - имеют целью довести до субъектов права, требуемые и гарантируемые государством, правила поведения. В них нет указаний на санкции, которые может применить государство к правонарушителям. Эти нормы состоят из гипотезы и диспозиции.
Охранительные (правоохранительные) - имеют целью предохранить регулятивные нормы от нарушения, определить меру воздействия государства на правонарушителей. Основной частью такой нормы является санкция, определяющая эту меру воздействия. Охранительные нормы служат в качестве юридического обеспечения регулятивных норм. Они обеспечивают реальный (позитивный) характер регулятивных норм. Регулятивные нормы, которые не обеспечены защитой охранительных норм, являются ложными, с позитивной точки зрения, нормами. Регулятивная и, обеспечивающая ее, охранительная норма составляют вместе содержание логической нормы права.
Охранительные нормы помещаются в особенной части уголовного права. Специализированные (вспомогательные) нормы права.
Они имеют специальные цели, носят как бы подсобный характер. Среди них выделяют:
1) дефинитивные нормы - закрепляют обязательные для всех понятия, используемые в законодательстве. Они обеспечивают ясность и понятность юридического языка;
2) нормы-принципы (декларативные, исходные, отправные, первичные, учредительные) - закрепляют принципы права, цели, задачи законодательных актов или отраслей права;
3) оперативные нормы - вводят или отменяют действие каких-то нормативных актов, отдельных статей законодательства;
4) коллизионные нормы - устанавливают, какая из существующих норм права или какой нормативный акт должен действовать в случаях, когда есть две и более нормы права или два и более нормативных акта, регулирующие одни и те же общественные отношения.
Классификация норм права по способам воздействия на общественные отношения:
1) обязывающие нормы, требующие от субъектов права совершить какие-либо действия;
2) запрещающие нормы - устанавливают запреты на совершение какие-либо действий, требуют бездействия;
3) управомочивающие нормы - указывают на чье-либо право совершать или не совершать какие-либо деяния.
Классификация норм права по охвату регулируемых общественных отношений:
1) общие (основные) нормы - регулируют род общественных отношений. Такие нормы требуют конкретизации. В противном случае они не реализуются вообще, по причине их излишней неопределенности;
2) специальные (конкретизирующие) нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений, уточняющие общие нормы;
3) исключительные нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений не в соответствии с общей нормой. Делают исключения из правила, установленного общей нормой. Такие нормы допустимы лишь в случаях, когда они помещаются в нормативный акт такой же силы, что и общая норма.
Классификация норм права по степени обязательности предписаний:
1) императивные нормы (категорические нормы) - это обязывающие или запрещающие нормы, содержащие категорические предписания поступать так, как указано в диспозиции нормы. Участники общественных отношений лишаются возможности поступать по иному;
2) диспозитивные нормы - это нормы, действующие лишь постольку, поскольку участники правоотношения не установили для себя иных правил поведения (действуют по умолчанию сторон).

Санкция — это часть нормы права, указывающая субъекту, реализующему диспозицию, на последствия его действий.

Следует иметь в виду, что реально ни одна из юридических норм не действует изолированно. Только при системном их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта. Это сказывается не только на содержании, но и на регулятивных возможностях, отраслевой значимости и других особенностях правовых норм. Поэтому рассмотренная структура нормы наиболее характерна для норм — правил поведения. Менее очевидна она у норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, закладывающих основы, юридический микроклимат для целой серии норм — правил поведения. Они являются одним из необходимых условий для их действия.

В связи с различной специализацией и целевой направленностью правовых норм в юридической литературе утверждается существование двухчленной структуры норм, отражающей: 1) условия (жизненную ситуацию), в которой оказались субъекты и 2) юридические последствия, разрешающие эту ситуацию. Поэтому в регулятивной норме структурными элементами являются гипотеза и диспозиция, обеспечивающие полноценное регулирование позитивных отношений. В использовании санкции здесь просто нет необходимости. В охранительной норме, которая используется в связи с совершением правонарушения и необходимостью определения меры юридической ответственности, структурными элементами являются диспозиция и санкция.

Классификация и виды санкций

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Рис. 1. Виды санкций

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В и данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме