Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда федеральные законы вступают в силу? Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов Срок вступления в силу федеральных законов.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ.

Все проекты законов вносятся в установленном порядке в Государственную Думу.

Особый порядок установлен только для законопроектов по налогам и сборам и тех, в которых предусмотрены расходы за счет федерального бюджета.

Перед внесением их в Государственную Думу данные законопроекты в обязательном порядке должны получить заключение Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты принимаются в результате правотворчества уполномоченных на это государственных органов.

Правотворчество - это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени.

Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий:

  • Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап.
  • Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.
  • Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом.
  • И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е. доведение его до сведения граждан.
Если последний этап не выполнен – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Кроме того, тексты актов могут быть опубликованы в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также в других печатных изданиях, доведены до сведения граждан по телевидению и радио и т.п.

Вступление в юридическую силу нормативных Актов Президента происходит по всей России единовременно спустя 7 дней с даты их официального опубликования.

Все остальные акты Президента, а также те, которые составляют государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, и организаций, вступают в силу спустя 7 дней с момента их первого официального опубликования.

Все другие виды акты Правительства вступают в силу с момента их подписания. Кроме этого в данных документах может устанавливаться иной порядок их вступления в силу.

Для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является обязательным их регистрация в Минюсте РФ, и дальнейшее их официальное опубликование в "Российской газете". Официальное опубликование производится в течение 10 дней после регистрации.

Кроме этого, официальной публикацией считается издание текстов данных актов в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов

В уставе каждого муниципального образования содержится указание о том, в каком порядке публикуются, т.е. доводятся до всеобщего сведения муниципальные правовые акты, а также устанавливается порядок вступления их в силу.

Исключение составляют правовые акты, регулирующие налоги и сборы – их порядок вступления в силу устанавливается Налоговым кодексом РФ.

А также местные акты, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, по общему правилу, вступают в силу с момента их официального опубликования.

Как уже отмечалось выше, порядок и сроки вступления законов в силу нормативно уре­гулированы. Базовым актом для федеральных законов является Закон от 14 июля 1994 года (с из­менениями и дополнениями от 22 октября 1999 года) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Первоочередного внимания заслуживают четыре позиции, закрепленные этим за­коном.

1. Федеральные законы вступа­ют в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции. Интересно отметить, что ис­торически российское законода­тельство в своем развитии прошло несколько этапов, характеризо­вавшихся как разновременным (в зависимости от момента поступле­ния на места официальных изда­ний с текстом закона), так и одно­временным на всей территории страны вступлении в силу законов. Бесспорно, закрепление в действу­ющем российском законодатель­стве принципа одновременного вступления в силу федеральных законов следует признать положи­тельным фактором в правовом ре­гулировании. Такой подход наибо­лее совместим с принципом еди­ной законности, помогает обеспе­чить равенство граждан и других субъектов права, значительно смягчает трудности практическо­го характера, возникающие в пра­воприменительной деятельности.

2. Вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только нормативными актами, име­ющими форму закона . Это важная новелла в российском законода­тельстве. Следует напомнить, что еще в недалеком прошлом, в быт­ность, например, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юри­дической силы, а именно постановлением законодательного органа, принявшего закон.

Сейчас соответствующие нормы о вступлении конкретного закона в силу содержатся либо в специ­альном разделе того же закона, являясь его заключительной час­тью, либо в специальном законе о введении в действие. По мнению М.С.Студеникиной, первый вариант предпочтительнее (если, конечно, речь не идет о слишком большом количестве норм о порядке вве­дения), и вот почему. Во-первых, нормы о вступлении в силу по своему содержанию представляют собой органическую часть самого закона о конкретном позитивном регулировании и разрывать их чаще всего нецелесообразно. Во-вторых, такой подход ориентиру­ет законодателя на решение всех вопросов действия закона в комп­лексе и ограничивает возмож­ность значительного разрыва во времени между принятием основ­ного закона и акта о введении его в действие. В-третьих, исключа­ется искусственное увеличение количества самих законов, что в условиях бума законотворчества немаловажно для реального обес­печения идеи систематизации за­конодательства.

3. В базовом федеральном Законе об опубликовании установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации . Значимость этой нор­мы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а зна­чит и со вступлением в силу) фе­деральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию.

4. Законодательным путем зак­реплен принцип определения сро­ков для вступления законов в силу после их опубликования. Общее правило для федеральных законов таково: они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Нет особой необходимости доказы­вать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сра­зу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание законодатель­ного акта, пока он находится в со­стоянии «бездействия», сообразо­вать с ним свое поведение.

Наряду с общим правилом оп­ределения даты для вступления закона в силу – по истечении де­сяти дней после дня опубликова­ния – законодатель наделен пра­вом в каждом конкретном законе определять время вступления его в силу особо. Причем запретов на уменьшение общего десятиднев­ного срока в законодательстве нет. Значит вполне допустимо, что такой срок может быть либо длин­нее, либо короче срока, установ­ленного Законом об опубликовании. Анализ законотворческой практики по этому вопросу выдвигает следующие проблемы.

Приходится констатировать, что общее правило о вступлении законов в силу по истечении десяти дней после опубликования оказа­лось невостребованным. Более того, за последние годы общее правило превратилось в исключе­ние. Можно привести буквально единичные примеры, когда в законе указывалось бы, что он всту­пает в силу по истечении десяти дней после опубликования или ког­да в нем вообще не содержалось норм о вступлении его в силу, что означало бы автоматическое при­менение общего правила. В 1999 г. из 209 принятых законов только один вступил в силу по истечении десяти дней после публикации. Во всех остальных законах были установлены другие сроки вступле­ния их в силу. Причем сами юридико-технические способы опреде­ления сроков вступления законов в силу весьма разнообразны. Это может быть: а) день опубликова­ния; б) истечение более длитель­ного, чем десять дней, срока пос­ле опубликования (причем этот срок точно установлен); в) указа­ние конкретной даты; г) наступле­ние какого-то определенного со­бытия или совершение каких-то действий. Проиллюстрируем каж­дый из этих способов примерами из законотворческой практики.

Вступление закона в силу со дня его официального опубликования. Этот способ стал приоритетным при определении момента, с кото­рого закон начинает действовать; 150 законов, принятых в 1999 г., вступили в силу именно со дня опубликования. Такой подход под­тверждают и предыдущие годы работы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Но объяснить тенденцию объективными причинами, крою­щимися в самой специфике при­нятых законов, весьма затрудни­тельно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, в адрес которых они направлены, и по характеру регулируемых отно­шений. В этой группе есть зако­ны, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, ко­торые насчитывают сто и более статей. Наряду с законами позитивного регулирования в этой группе можно увидеть и такие за­коны, которыми усиливается юри­дическая ответственность за совершенные противоправные деяния, вводятся новые составы правона­рушений, каким-либо иным способом ограничиваются права физических и юридических лиц как сторон правоотношений. В качестве иллюстрации последних можно назвать Федеральный закон от 9 февраля 1999 года, значительно повысивший уголовную ответ­ственность за похищение людей, Федеральный закон от 15 марта 1999 года, установивший уголов­ную ответственность руководите­лей за несвоевременную выплату зарплаты, пенсий и стипендий. Вообще следует заметить, что все десять законов, которые успели уже внести изменения в новый УК РФ, вступали в силу со дня опуб­ликования.

Трудно объяс­нить причину отказа от общего правила вступления в силу и для тех законов, которыми ограничи­ваются права граждан или каким-либо иным способом ухудшается их положение. Почему, например, непременно со дня опубликования нужно было вводить в действие закон, в соответствии с которым не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиа­ционным персоналом гражданской авиации? Аналогичный вопрос возникает и в связи с введенным в действие со дня опубликования Федеральным законом от 8 июля 1999 года «О налоге на отдельные виды транспортных средств». От­метим, кстати, что такое реше­ние вопроса применительно к дате вступления в силу закона об уста­новлении нового налога не только нелогично, но и на момент принятия закона находилось в противо­речии с Налоговым кодексом Рос­сийской Федерации.

«Изъятие из обращения» в за­конотворческой практике десяти­дневного срока с момента опубли­кования, в течение которого на­селение имело хотя бы минималь­ные возможности ознакомиться с новшествами в правовом регули­ровании, чревато немалыми нега­тивными последствиями. Отсут­ствие десятидневного срока суще­ственно подрывает принцип «пре­зумпции знания закона», согласно которому никто не может сослать­ся на незнание действующего нор­мативного акта, если таковой в официальном порядке доведен до сведения исполнителей, и укло­ниться под этим предлогом от ис­полнения его предписаний. Чтобы принцип знания закона имел реальные основания и не превратил­ся в пустую формальность, он дол­жен быть обеспечен определенны­ми юридическими гарантиями. Од­ной из таких гарантий является, с нашей точки зрения, правило о том, что закон, усиливающий от­ветственность или иным способом ухудшающий положение лица, не может вступать в силу со дня его опубликования.

Этим концептуальным положе­нием необходимо дополнить За­кон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания Российской Федерации».

Вступление закона в силу по ис­течении более длительного, чем десять дней, срока после его опуб­ликования. Этот срок, судя по практике, может быть различным: тридцать дней, один месяц, три месяца, шесть месяцев. Сразу оговоримся, что представляется неудачным употребление при ис­числении сроков словосочетания «один (три, шесть) месяцев. Коли­чество дней в разных месяцах раз­ное, и это уже само по себе мо­жет создавать сложности в опре­делении даты вступления закона в силу. Чтобы избежать дополни­тельных трудностей для правопри­менителя, целесообразно прямо указывать количество календар­ных дней, по истечении которых с момента опубликования нормы за­кона вступают в силу. Тем более, что такой прием известен в зако­нотворческой практике.

Применительно к рассматрива­емому способу определения даты вступления законов в силу специ­ально следует сказать о Налого­вом кодексе. В нем установлены особые временные рамки вступ­ления в силу такой категории за­конов, которые касаются налогов и сборов. Этому посвящена ч. 1 ст. 5 Кодекса «Действие актов за­конодательства о налогах и сбо­рах во времени». Суть положе­ний, содержащихся в этой статье, сводится к следующему. Законы о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного ме­сяца со дня их официального опубликования и не ранее перво­го числа очередного налогового периода по соответствующему на­логу. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одно­го месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части уста­новления новых налогов и (или) сбо­ров, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Причина установления удлинен­ных (по сравнению с общим) сро­ков для вступления в силу зако­нодательных актов о налогах и сборах вполне понятна. Увеличен­ные сроки дают многочисленным участникам отношений, регулиру­емых законодательством о налогах и сборах, необходимое время для того, чтобы, с одной сторо­ны, объективно проанализировать собственную финансовую базу и механизм влияния через налогообложение на производство и предпринимательство, а с другой – оценить уровень налогового бремени и организовать с учетом баланса публичного и частного интереса весь процесс, охваченный финансами.

Указание на конкретную дату как точка отсчета для вступле­ния закона в силу. Чаще всего этот способ определения времени вступления закона в силу является разновидностью предыдуще­го способа. В большинстве случа­ев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной раз­рыв, между днем опубликования закона и днем введения его в дей­ствие. Например, Уголовный ко­декс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года, а всту­пил в силу с 1 января 1998 года; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 года, введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 года. Бесспорно, такая peгламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Случаи расширения временных рамок между опубликованием за­кона и точной датой его вступления в силу могут быть объясни­мы также тем, что для реализа­ции закона требуется проведение таких-то дополнительных организационных мероприятий, изыска­ние необходимых финансовых, материальных и людских ресур­сов.

Вступление закона в силу при условии наступления определен­ного события или совершения ка­ких-то конкретных действий. От­лагательное условие для вступ­ления закона в силу – довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени.

Наиболее отчетливое проявле­ние этот вариант находит в слу­чаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с при­нятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодек­са Российской Федерации» предус­матривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного ко­декса РФ; Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государ­ственной социальной помощи» вступает в силу со дня установ­ления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с фе­деральным законом «О прожиточ­ном минимуме в Российской Фе­дерации».

Следует заметить, что прием отлагательных условий для опре­деления даты вступления в силу используется иногда как своеоб­разная уловка для того, чтобы от­срочить на значительное время реализацию уже принятого зако­на. Причины такой «отсрочки» мо­гут быть самыми разными, в том числе и конъюнктурными. Под этим углом зрения мы проанали­зировали действие со времени (в части вступления в силу) Налого­вого и Бюджетного кодексов.

Налоговый кодекс (часть пер­вая), принятый 31 июля 1998 года, вводился в действие с 1 января 1999 года, за исключением положе­ний, для которых самим Кодек­сом были установлены иные сро­ки. В большинстве этих «изъя­тых» положений было сказано, что они вводятся в действие со дня вступления в силу второй ча­сти Налогового кодекса РФ. Про­шло уже немало времени, а вто­рой части Налогового кодекса до сих пор нет. На практике это оз­начает, что часть первая, хотя и вступила в силу, но действует усеченно. Это обусловило появ­ление уже в конце 1998 г. многочисленных предложений о целе­сообразности приостановления действия первой части Налогово­го кодекса РФ, что избавило бы от двусмысленности ситуации. На приостановление Налогового ко­декса законодатель не решился, но буквально через полгода пос­ле вступления Кодекса в силу в него было внесено около 200, су­щественных изменений Аналогичная картина со вступ­лением в силу наблюдалась и с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его приняли 31 июля 1998 года. В Заключительных по­ложениях Кодекса вопрос о его вступлении в силу решался сле­дующим образом: Бюджетный ко­декс РФ вводится в действие фе­деральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса. Такой закон пришлось ждать ров­но год. В период этих годичных ожиданий, по существу, создава­лась лишь видимость нового пра­вового регулирования бюджетных отношений.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации процедура официального опубликования принимаемых ими зако­нов в целом урегулирована их конституциями (уставами) и закона­ми. При этом есть много общего и особенного в подходах к реше­нию данной проблемы. К общим для субъектов Российской Феде­рации подходам следует отнести:

Предусмотрены случаи, когда закон или его часть не под­лежат официальному опубликованию в силу секретности или кон­фиденциальности содержащихся в нем сведений (в таких случаях содержание закона или его части, не подлежащей официальному опубликованию, доводится до сведения исполнителей);

Законодательно определен порядок внесения законов для официального опубликования и источники официального опубли­кования законов (один или несколько);

При этом имеются значительные различия в урегулировании проблемы официального опубликования законов субъектов Рос­сийской Федерации. Например, законодательство города Санкт-Петербурга предполагает наличие пяти источников официального опубликования законов города, причем опубликование в двух из них носит субсидиарный характер (законы, затрагивающие про­блемы бюджета города, могут быть официально опубликованы в журналах «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» или «Вестник Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга»). Эти различия обусловлены, во-первых, особенностями каж­дого субъекта Российской Федерации, а, во-вторых, тем, что до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации» на федеральном уровне не были за­креплены соответствующие нормы. С вступлением в силу указан­ного федерального закона возникла проблема приведения в соот­ветствие с ним действующих нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации по рассматриваемому нами вопросу. В частности, не во всех субъектах Российской Федерации срок официального опубликования вновь принятого закона ограничен 14 днями. Например, в городе Санкт-Петербурге установлен пят­надцатидневный срок. Не во всех субъектах Российской Федерации установлена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации направлять закон для официального опуб­ликования. Снова обращаясь к примеру Санкт-Петербурга, можно сказать, что в соответствии с законом города от 20 июля 1995 года «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» вновь принятый закон подлежит официальному опубликованию либо За­конодательным Собранием Санкт-Петербурга в «Вестнике Законо­дательного Собрания Санкт-Петербурга», газете «Санкт-Петербургское эхо», либо Губернатором Санкт-Петербурга в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

В этом плане субъектами Российской Федерации ведется работа по приведению своего законодательства в соответствие с федеральным законодательством.

Следует также отметить, что до настоящего времени в субъ­ектах Российской Федерации остаются не решенными также иные вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. К ним можно отне­сти нарушение сроков официального опубликования законов, до­пущение фактов официального опубликования неполных текстов законов (без сопутствующих им объемных приложений), нерешен­ность вопроса о повторном официальном опубликовании ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов, в которые в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения и до­полнения. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие зако­ны субъектов Российской Федерации официально опубликованы с ошибками и опечатками, работа по исправлению которых не ведет­ся, так как не урегулирован порядок внесения подобного рода ис­правлений. Нельзя считать решенным и вопрос об официальном опубликовании закона на языках народов, проживающих на терри­тории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Несколько более предметно хотелось бы остановиться на некоторых республиканских законах, так как в этих субъектах Федерации накоплен более богатый опыт законотворческой деятельности. Так, в республиканских законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карелии вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов посвящены определенные главы, содержащие статьи или отдельные пункты, закрепляющие порядок опубликования законов, источники официального опубликования законов и сроки вступления законов в силу. Несколько по иному дело обстоит в законе республики Алтай. Порядку опубликования региональных законов в нем посвящены отдельные главы, а порядок вступления законов в силу закреплен в главе: «Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов».

Обращает на себя внимание статья 37 Закона «О нормативных правовых актах республики Адыгея», которая определяет, что законы республики Адыгея вступают в силу по истечении семи дней со дня опубликования, если в законе не установлен иной порядок вступления его в силу. Предположительно «иной порядок» вступления закона в силу может предусматривать, что законы субъекта Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования. И все-таки представляется оправданным нормативное закрепление десятидневного срока, как это имеет место в других анализируемых республиканских «законах о законах».

Следует подчеркнуть, что в законе «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике», несмотря на то, что глава 6 называется «Подписание, обнародование и вступление в силу законов Кабардино-Балкарской республики» имеется еще и глава 11 под названием «Порядок опубликования правовых актов», где весьма обстоятельно, детально и последовательно закреплен весь алгоритм опубликования республиканских законов, включая вопросы направления законов для официального опубликования, исправления неточностей, допущенных при официальном опубликовании и т.д. Заслуживает внимания часть 2 статьи 61 анализируемого закона, которая закрепляет, что наряду с другими официальными печатными республиканскими органами официальным источником опубликования республиканских законов является Федеральный регистр нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской республики. Необходимо заметить, что ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является реализацией правовых предписаний Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».

Вступление в силу законов субъектов Российской Федера­ции – завершающая стадия законодательного процесса. В соот­ветствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации» конституция (ус­тав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по­сле их официального опубликования.

Федеральный закон не определяет точный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации после их официаль­ного опубликования. Поэтому можно сделать вывод, что данный срок может быть определен самими субъектами Российской Феде­рации. Учитывая то обстоятельство, что на усвоение содержания ряда законов необходимо определенное время, региональное зако­нодательство может предусматривать достаточно длительный срок вступления закона в силу. Так, в Свердловской области он равен семи дням, в Иркутской области - десяти дням, а в Санкт-Петербурге - четырнадцати дням после официального опублико­вания закона, если в самом законе не установлены иные порядок и сроки его вступления в силу. При этом иной срок вступления обла­стного закона в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона. В соответствии с этим правилом, в большинстве случаев законы субъектов Россий­ской Федерации вступают в силу на следующий день после их официального опубликования.

Законодательством субъ­ектов Российской Федерации также могут быть установлены осо­бенности порядка вступления в силу налоговых и иных законов субъекта Российской Федерации. Так, в Свердловской области в соответствии с Областным законом от 9 января 1998 года № 2-03 «О порядке рассмотрения и принятия законов Свердловской облас­ти, требующих внесения изменений в областной бюджет или бюд­жеты областных внебюджетных фондов» законы Свердловской области, предусматривающие внесение изменений и дополнений в областные законы о бюджетном процессе в Свердловской области, о бюджетном регулировании в Свердловской области, установле­ние новых налогов и сборов, передачу органам местного само­управления муниципальных образований отдельных государствен­ных полномочий или изъятие у них таких полномочий, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия указанных областных законов. Областные законы, предусматри­вающие изменения бюджетной классификации Свердловской об­ласти, вносимые в связи с изменениями федеральных законов о на­логах и бюджете, вводятся в действие в том же порядке, что и соответствующие федеральные законы. В иных случаях, прямо не предусмотренных указанным областным законом, областные зако­ны или их отдельные положения, связанные с изменениями бюдже­тов текущего года, могут вводиться в действие в текущем году, но не ранее дня вступления в силу областных законов о внесении из­менений в соответствующий бюджет.

Законы субъектов Российской Федерации по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории субъекта Рос­сийской Федерации (если в самом акте о введении его в действие не установлено иное) и распространяются на всех лиц, проживаю­щих или пребывающих на территории субъекта Российской Феде­рации, за исключением случаев, предусмотренных международны­ми договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Заключение

Делая общий вывод о правовой регламентации введения федеральных законов в действие, следует сказать, что Федеральный закон 1994 г. «О порядке опубли­кования и вступления в силу фе­деральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» нуждается в существенном совершенствовании, поскольку он не решает (либо решает не полностью) многих вопросов, касающихся одного из важных аспектов действия закона во времени – аспекта вступления закона в силу

Что же касается вопросов правовой регламентации опубликования и введения в действие региональных законов, практически во всех субъектах Российской Федерации отсут­ствует необходимая научно-методическая база, позволяющая осу­ществлять официальное опубликование законов на уровне, отве­чающем современным требованиям учета, систематизации и классификации нормативных правовых актов. Данные обстоятельства негативно сказываются на состоянии правовой регламентации завершающей стадии законодательного процесса.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Е.А. Магомедова

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу Федеральный закон от 22.10.2004 № 125 - ФЗ (ред. От 13.05.2008) «Об архивном деле в РФ»..

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом России.

Акты Палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 г. 17-П По делу о проверке конституционности части первой ст. 2 ФЗ от 7 марта 1996 года О внесении изменений в закон РФ Об акцизах высказывает следующие правоположение: день 11 марта 1996 года, которым датирован выпуск Собрания законодательства РФ с текстом ФЗ О внесении изменений в Закон РФ Об акцизах не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

В Российской газете оспариваемый ФЗ был опубликован 13 марта 1996 г. Именно этот день должен быть признан днем официального его опубликования. Следовательно, данный Закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее 24 марта 1996 г, когда истекает десятидневный срок с момента его опубликования.

ь Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. 1009);

Акты Президента России подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Иные акты Президента России, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента России может быть установлен иной срок вступления их в силу.

Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иные сведения конфиденциального характера. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, иные акты Правительства РФ со дня их подписания.

Таким образом, можно сделать вывод, что Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Источниками официальной публикации являются Собрание законодательства РФ, Парламентская газета или Российская газета. Датой публикации считается опубликование полного текста правового акта.

Ред. от 22.05.2015 // Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее — НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ:

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования : «Российская газета», «», дополнительно с 26.10.1999 — «Парламентская газета», дополнительно с 10.11.2011 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

1. Акты высших органов законодательной власти РФ

Период действия порядка вступления в силу: 15.06.1994 — по настоящее время

Вид документа: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации «, «Парламентская газета »

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ

2. Акты Президента РФ

Вид документа: Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

3. Акты Правительства РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.06.1996 — по настоящее время

Вид документа: Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организации

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

Срок вступления в силу: по истечение 7 дней после для их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

4. Решения Конституционного Суда РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.08.1991 — по настоящее время

Вид документа: Решения Конституционного Суда РФ

Срок вступления в силу: немедленно после провозглашения

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 78 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ; статья 49 Закона РСФСР от 12.07.1991 № 1599-1

5. Нормативные правовые акты (НПА) федеральных органов исполнительной власти (ОИВ)*,**

Период действия порядка вступления в силу: 18.08.1998 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные правовые акты федеральные органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ***

Официальный источник опубликования: «Российская газета

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*Указом Президента РФ от 16.05.1997 № 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.1997 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте РФ, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

**Существуют особенности вступления в силу нормативных правовых актов некоторых ведомств.

***С 20 марта 2001 г. Указом Президента РФ от 20.03.2001 № 318 введена государственная регистрация нормативных правовых актов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). На эти акты распространяются условия и порядок вступления в силу, действующий для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

6. Вступление в силу правовых актов Банка России

Период действия порядка вступления в силу: 13.07.2002 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты банка России

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ

7. Вступление в силу правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР РФ, ранее — ФКЦБ РФ)

Период действия порядка вступления в силу: 01.07.2004 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты ФСФР РФ, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763;
статья 43 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ

8. Вступление в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела

Период действия порядка вступления в силу: 01.01.2004 — по настоящее время

Вид документа: Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела*, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 5 Таможенного кодекса РФ (Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)**; Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*До 01.07.2004 – ГТК РФ; с 01.07.2004 по 11.05.2006 – Минэкономразвития РФ; с 12.05.2006 – ФТС РФ.

**Статьей 5 таможенного кодекса РФ предусмотрены следующие исключения:
1) правовые акты изданы на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, соответствующие положения которых вводятся в действие в более короткие сроки;
2) правовые акты устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;
3) Таможенным кодексом РФ установлен специальный порядок вступления в силу этих актов. Специальный порядок определен статьями 63, 124 и 125 Таможенного кодекса РФ и касается нормативных правовых актов, устанавливающих:
— перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления;
— перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации;
— места декларирования отдельных видов товаров.
Указанные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. При этом акты, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, могут вступать в силу и в более короткие сроки в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 Таможенного кодекса РФ.

«Официальный интернет-портал правовой информации » (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. (статья 9.1 Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» )

Источник информации:
1/ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина - М.: ЗАО «Консультант Плюс - Новые Технологии», 2009. - 256 с.: ил. ISBN 978-5-903288-03-8.
2/
Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) (скачать…)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 212, 26.10.1999);
(Российская газета, N 238, 24.10.2011) (вступил в силу с 10 ноября 2011 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010030);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010039) (о порядке вступления в силу см. ).

____________________________________________________________________

Статья 1

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ .

Статья 5

Статья 5. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании (часть дополнительно включена с 26 октября 1999 года Федеральным законом от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ).
____________________________________________________________________
Части первая и вторая предыдущей редакции с 26 октября 1999 года считаются соответственно частями второй и третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ .
____________________________________________________________________

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7

Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8

Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9

Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 9_1.

Статья 9_1. "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации , указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 254-ФЗ ; (в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ)

Статья 10

Статья 10. Признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст.93);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.8).

Статья 11

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме