Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Не привлекался к административной ответственности.

Правовая система России предусматривает разные виды ответственности за проступки, противоречащие законодательству, попирающие права отдельных лиц, общественные интересы. За опасное преступление гражданин отвечает в соответствии с Уголовным кодексом, также существуют нормы гражданского права, которые, среди прочего, призваны регулировать взаимоотношения между обидчиком и пострадавшим. Но есть еще такое понятие, как административная ответственность. Разберемся в ее специфике детальнее.

Понятие и черты административной ответственности

Если говорить простыми словами, то административная ответственность наступает при совершении деяний, которые относительно неопасны для общества. Ввиду малозначительности преступления, за него грозит и сравнительно несерьезное наказание. Типичными являются финансовые взыскания, но возможны и более строгие меры.

Об административной ответственности говорят при нарушении норм административного права. Но меры применяются не столько в качестве санкций, призванных наказать, сколько с превентивной целью. Поскольку важно предупредить новые правонарушения.

Значимая отличительная черта разрешения таких ситуаций: за эти проступки могут привлекать не только через суд. Такие компетенции возложены на должностных лиц государственных органов. Самый яркий и понятный пример - таковыми полномочиями обладают инспекторы ГИБДД. Они имеют право выписывать нарушителям квитанции, по которым те оплачивают штрафы за нарушения правил дорожного движения. Хотя административные дела часто рассматриваются и судебными инстанциями. Есть определенные признаки проступков, при наличии которых можно говорить о наступлении административной ответственности. Это такие черты:

  • попирание интересов - государственных, общественных либо личных;
  • осознанность деяния либо бездействие;
  • виновность.

После привлечения к административной ответственности не стоит опасаться судимости. Но при этом бояться ответа за свои деяния предстоит и в случае, если виновник действовал по незнанию/неосторожности, а не только по злому умыслу. Если назначается такое наказание, то оно считается действующим в течение года.

Классификация административных наказаний

Сфера административных правонарушений достаточно широка и разветвленна. Они отличаются и по степени тяжести последствий, и по другим критериям. Поэтому действует и обширная система мер, которая позволяет в определенных случаях наказывать нарушителей, а в иных - и предупреждать прецеденты. Разные виды административной ответственности преследуют свои цели. Для детального ознакомления с ними следует обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Выделяют меры, нацеленные на наказание лица, которое совершило противоправное деяние - репрессивные. Это система штрафов, которые могут применяться и по отношению к простым гражданам, и к должностным лицам, и к организациям. Отдельно действует превентивная система: она создана для профилактики административных правонарушений. Также могут приниматься меры, нацеленные на восстановление порядка и возмещение ущерба.


Когда наступает административная ответственность, могут применяться следующие наказания. При отсутствии тяжелых последствий нарушения, когда виновное лицо не является злостным нарушителем, то возможно предупреждение. Его выносят компетентные органы в письменном виде, опираясь на форму, установленную КоАП. При более серьезном административном правонарушении законы позволяют наказывать виновника финансово. Каким будет штраф, зависит от ситуации. Об этом подробно изложено в статьях, которые описывают размер взыскания для каждого конкретного преступления.

Еще одна мера, применяемая по отношению к виновному - изъятие орудия либо предмета административного правонарушения с последующим возмещением. Такую вещь обычно продают, а субъекту ответственности отдают деньги, за вычетом расходов, которые были понесены в связи с ее реализацией. Возможна и полная конфискация в рамках действующих законов. Тогда предмет забирают, а виновник не получает за него никакого возмещения.

В КоАП предусмотрена такая мера воздействия, как лишение гражданина/юридического лица какого-либо особого права. Яркий пример - это когда у водителя забирают его удостоверение, запрещая садиться за руль. Допустим по закону и арест. Максимальный срок - 15 суток. Иностранцам же грозит административное выдворение из страны.

По отношению к отдельным лицам может применяться такое наказание, как дисквалификация. Чаще всего это касается граждан, которые занимают руководящие должности в компаниях. Юридическому лицу же грозит административное приостановление деятельности. Но для такой меры должны быть веские основания: угрозы жизни и здоровью людей либо экологии. Также прекращается работа организации, если выясняется, что она способствует терроризму, участвует в обороте наркотиков, привлекает к труду незаконных мигрантов.

Особенности привлечения к административной ответственности

Иногда компетентные органы или их сотрудники допускают нарушения, назначая несправедливое административное наказание. Широко распространены злоупотребления среди сотрудников ГИБДД, которые выписывают штрафы направо и налево. Но возможны аналогичные спорные ситуации и в других сферах, ведь административная ответственность может наступить не только для простого гражданина, а и для организации или должностного лица. Поэтому важно знать законный порядок привлечения к ней.

Первое, о чем нужно помнить: при совершении административного правонарушения любой субъект ответственности не может быть наказан его же руководителем или иным лицом, у которого он находится в подчинении. Это ключевой момент, которым отличается административная ответственность от дисциплинарной.

Чтобы понимать специфику административных правонарушений, важно разобраться, что может выступать их объектом. Это практически любые общественные отношения. Причем они могут регулироваться не только административными нормами права. За нарушения налогового и трудового, земельного и гражданского законодательства привлекаются к административной ответственности разные категории правонарушителей, если только их преступления не заходят за границы этой сферы, переходя в иную правовую плоскость.

Отдельно следует сказать и о субъектах в административном деле. Законы России позволяют привлекать к ответу граждан с 16 лет и юридических лиц, а иногда и их филиалы. При этом специфика разбирательства предопределяется тем, является ли ответчик общим или же он относится к особой категории. Яркий пример - должностное лицо, военнослужащий будут отвечать по специальным статьям. В КоАП предусмотрены «персональные» санкции в зависимости от категории ответчика.

Кодекс также прописывает алгоритм действий в случае нарушения того или иного правонарушения. Если инспектор просто остановил автомобиль на дороге за незначительный проступок в вопросах соблюдения ПДД, то он имеет право сразу выписать штраф. Но когда речь идет о приостановлении работы предприятия/компании, то механизм намного сложнее. Сначала компетентное лицо (инспектор, например) фиксирует нарушение. Далее на основе протокола происходит судебное разбирательство, и только если суд находит субъекта разбирательства виновным, то выносит соответствующее постановление. И далее на его основе судебные приставы выполняют волю суда.

Сроки привлечения

Иногда должностными лицами не соблюдается порядок привлечения к ответу виновного после совершения административного правонарушения. Поэтому важно понимать свои права и полномочия компетентных органов. А особенно необходимо изучить положения КоАП, которые оговаривают срок давности привлечения к административной ответственности. Такие моменты указаны в статьях 4.5-4.6.

Однозначного ответа на вопрос, какова давность привлечения к административной ответственности, нет и быть не может. Поскольку слишком разного рода деяния подпадают под КоАП. Соответственно, от характера административного правонарушения зависит, в какой срок виновного могут привлекать к ответу. В большинстве своем постановление выносят в течение двух месяцев. Если же речь идет о передаче дела в суд, то процесс затягивается как минимум на три месяца.

Давность начинает отсчитываться с момента совершения проступка. Когда он повторяется неоднократно, его называют длящимся. Во втором случае срок начинают считать с момента, когда противоправное деяние было обнаружено. Яркий пример - гражданину отправляют штраф за штрафом за нарушение ПДД. Но стоит понимать, что правонарушитель, который повторяет деяние вновь и вновь, будет наказан с большей строгостью. Так как повторное правонарушение закон считает отягчающим обстоятельством.

Поскольку простые граждане чаще всего попадают в ситуацию, когда им грозит административное наказание за нарушение ПДД, полезно узнать более детально о сроках давности по таким делам. Закон устанавливает период в 12 месяцев. Но стоит напомнить, что после получения постановления водитель имеет право его обжаловать. И это необходимо сделать в четко ограниченный срок: в течение 10 дней. Если же нет оснований или желания приступать к обжалованию, лучше поспешить с оплатой штрафа. Так как при неисполнении обязательства с виновного взимают взыскание в большем размере.

Если речь идет об административных правонарушениях в природоохранной сфере, касается защиты детей, авторского права, срок давности по таким делам - 1 год. То же самое касается и преступных деяний, влекущих за собой дисквалификацию. При нарушении таможенного законодательства административная ответственность наступает еще в течение 2-х лет. Для особой категории преступлений предусмотрен максимальный срок давности. Это все дела, которые связаны с коррупционерами и пособниками террористов. По ним могут привлекать в течение шести лет.

Как обжаловать наказание по КоАП

Согласно российским законам, правонарушитель имеет возможность оспорить постановление, если считает его несправедливым или незаконным. На практике самые спорные дела - это санкции, применяемые сотрудниками ГИБДД по отношению к водителям. Но могут возникать прецеденты и в других сферах. Если есть основания для оспаривания, нужно в установленный законом срок подать соответствующую жалобу. В какие именно органы ее направляют, зависит от ситуации.

Например, если постановление вынесено инспектором ГИБДД, есть смысл жаловаться его начальнику. При судебном разбирательстве дела ходатайство подают в вышестоящие судебные органы. Для грамотного оспаривания стоит изучить положения КоАП, а именно статьи 30.1-30.8.


Гражданин имеет право жаловаться на несправедливое/неправомерное наказание в течение 10 суток. Жалоба должна быть небезосновательной. Поэтому к ходатайству важно приложить доказательство своей правоты. Можно просить как о полной отмене взыскания или иной меры воздействия, так и о ее пересмотре.

Иногда ходатайства рассматриваются компетентными органами, даже если сроки, выделенные законом на обжалование, упущены. Но это при условии, что у гражданина были весомые основания их пропустить. Такой причиной может быть тяжелая болезнь или иная ситуация, которая не позволила своевременно обжаловать наказание. Компетентные органы рассматривают жалобу в течение 10 дней.

Освобождающие обстоятельства

В КоАП есть также статьи, которые предусматривают, что в некоторых случаях административная ответственность не наступает, точнее, виновного от нее освобождают. В первую очередь это касается незначительных проступков. Компетентный чиновник/орган изучает ситуацию, обращая внимание на обстоятельства дела. Его интересуют как отягчающие, так и смягчающие факторы.

Если рассматривается вопрос об освобождении от ответственности, то должностное лицо, судья или же компетентный орган имеет право вынести просто устное замечание. И в таком случае проступок не повлечет за собой никаких последствий.

Также не стоит забывать об амнистии. В случае смерти субъекта ответственности его уже никак к ней не привлекут. Возможен аналогичный исход и в случае, если вдруг будут отменены статьи КоАП, регулирующие правоотношения по конкретной ситуации. Иногда наказание заменяют: чаще всего это дисциплинарные меры.

Особого подхода придерживаются суды и иные компетентные органы в решении дел по несовершеннолетним. Их рассматривают специальные комиссии. Они вольны вовсе не наказывать подростка, если на то есть основания. Но возможно и применение особых мер, предусмотренных для несовершеннолетних, вместо привлечения к административной ответственности.

В некоторых случаях не применяют определенные меры воздействия по отношению к особым категориям лиц. Например, если водитель-инвалид пользуется машиной для передвижения и реализации базовых потребностей, у него не заберут транспорт. Также у охотника не отнимут ружье, когда он этим промыслом добывает на жизнь. Арест и вовсе недопустим по отношению к беременным, несовершеннолетним, гражданам с детьми до 18 лет.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого выясняются все обстоятельства совершения правонарушения, собираются и исследуются доказательства, избирается и реализуется конкретная мера взыскания.

Производство по делу начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, государственным инспектором). В нем отражаются существо и обстоятельства совершения правонарушения, данные о личности нарушителя и другие необходимые сведения. Оформленный надлежащим образом протокол и другие материалы направляются в орган (должностному лицу), уполномоченный рассмотреть дело о данном правонарушении, если такое право не предоставлено самому лицу, составившему протокол.

В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за бесплатный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако, если нарушитель оспаривает налагаемое взыскание, протокол должен быть составлен и производство осуществляется на общих основаниях.

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать и решать многие органы и должностные лица: административные комиссии, исполкомы поселковых и сельских советов, районные (городские) суды (судьи), должностные лица органов внутренних дел (милиции), государственных инспекций и других органов (например, пожарного, санитарного надзора, природоохранных, таможенных органов и др.). Дело рассматривается, как правило, в присутствии нарушителя. В случае необходимости могут быть приглашены свидетели, потерпевшие, эксперт, переводчик. Интересы лица, привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего может представлять адвокат.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, исследует все поступившие материалы, заслуживает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания либо о прекращении дела. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка (а если правонарушение длящееся - со дня его обнаружения) и в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер проступка, личность нарушите ля, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Принятое по делу решение оформляется в виде постановления, в котором отражаются все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Это правило имеет важное значение для реализации права на обжалование постановления.


Постановление по делу об административном правонарушении в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим, а так же опротестовано прокурором. Постановление суда (судьи) окончательно и обжалованию в порядке рассматриваемого производства не подлежит. Постановление обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок. В этот же срок рассматривается протест. В зависимости от результатов рассмотрения жало бы или протеста уполномоченный орган либо должностное лицо может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить меру взыскания в пределах санкции соответствующей статьи, но только в сторону ее смягчения; оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения.

Если постановление о наложении административного взыскания не обжаловано и не опротестовано либо жалоба или протест оставлены без удовлетворения, орган (должностное лицо), вынесший постановление, обращает его к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида наложенного взыскания. К примеру, штраф должен быть уплачен нарушителям в 15-дневный срок со дня вручения ему копии постановления, а в случае его обжалования или опротестования - не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф в установленный срок добровольно не уплачен, постановление направляется по месту работы или учебы оштрафованного либо в орган социальной защиты для удержания суммы штрафа из заработка нарушителя, пенсии или стипендии. В случае невозможности по каким-либо причинам взыскать штраф из названых видов дохода постановление направляется государственному исполнителю по месту жительства нарушителя для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество. Исполнением постановления производство по делу об административном правонарушении завершается.

Административная ответственность - это применение к лицам, совершившим административные проступки, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия морального, имущественного или личностного характера и налагаются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных нормами административного права

Административный проступок- посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Административное взыскание - мера административной ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами

Взыскания личностного характера:

а) предупреждение;

б) административный арест

Взыскания имущественного характера:

б) конфискация предмета или денег;

в) возможное изъятие предмета;

г) исправительные работы

Взыскания организационно-правового характера:

а) лишение специального права;

б) административное выдворение за пределы Украины иностранцев" и лиц без гражданства;

1. Конституція України. - К., 1996.

2. Закон Украины «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1991. - № 34. - Ст. 451.

4. Адміністративна відповідальність в Україні: Навч. посібник / За заг. редакцією А.Т. Комзюка. - X., 2001.

5. Адміністративне право України: Підручник / За редакцією Ю.П. Битяка. -X., 2000.

6. Колпаков В.К. Адміністративне право України: Підручник. - К., 1999.

РАЗДЕЛ IV ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО УКРАИНЫ


Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства. Субъектом правонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, — физические и юридические лица.

Особенности привлечения к административной ответственности по статье и статье КоАП РФ

В соответствии со статьей 23.68 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе судебные приставы-исполнители.

Кто в праве привлечь к административной ответственности

Все проступки описаны в специальном кодексе - КоАП РФ. В него входит всякое разное, начиная от посягательств на права граждан, вопросы по защите окружающей среды и мелкие дорожные происшествия. Составлять протокол имеет право только специально-уполномоченное лицо.

Все они перечислены в статье 28.3 КоАП РФ. Такой пример. ваш ребенок решил перейти дорогу в неположенном месте.

Административная ответственность

Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности: 1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью.

Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений.

Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности

Судьи рассматривают дела о наиболее серьезных правонарушениях (например, о нарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; о ряде правонарушений в области охраны собственности). Статья 23.1 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень - более 120 видов административных правонарушений, относящихся к исключительной судебной подведомственности.

Кроме того, в ч. 2 ст. 23.1 названо более 60 видов правонарушений, дела о которых судья рассматривает в случаях, если орган (должностное лицо), к которому поступило дело, сам передает его на рассмотрение в судебном порядке. Это связано с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) считает правонарушение настолько серьезным, что по нему следует применить меру наказания, назначить которую может только судья (например, административный арест, лишение права управлять транспортным средством).

Среди федеральных органов рассмотрение наибольшего числа видов административных правонарушений находится в компетенции органов внутренних дел (милиции). К ведению милиции отнесены например, следующие составы правонарушений:

Законом «О статусе судей» установлено, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Особенность проведения некоторых следственных и процессуальных действий в отношении судьи предполагает получение предварительного согласия на их проведение. Само производство этих действий в отдельных случаях возложено на вышестоящие органы.

Например, чтобы привлечь судью к уголовной ответственности в качестве обвиняемого необходимо решение Генерального прокурора, которое выносится на основе заключения судебной коллегии. Судебная коллегия должна состоять из 3 судей вышестоящего суда, кроме этого должно быть согласие квалификационной коллегии судей.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания на судью принимается только квалификационной коллегией.

В статье ответим на три вопроса: кто привлекает к административной ответственности (т.е. кто реально в праве сделать это, а не просто грозится), по каким вопросам это можно сделать и какова процедура привлечения: от А до Я. Поехали.

Кто привлекает к административной ответственности?

Ни рядовой работодатель, ни сосед с верхнего этажа (если конечно, он не полковник милиции, шутка), ни злой директор учебного заведения привлечь к административной ответственности НЕ МОЖЕТ. Этим занимаются лишь специально уполномоченные лица. Рассерженный учитель вправе подать ходатайство на возбуждение дела, но непосредственно запустить всю процедуру он, повторюсь, не в состоянии.

В подавляющему большинстве органом, курирующим эти вопросы является полиция. Именно к её ведению относится разбор даже незначительных правонарушений (незначительных в том смысле, что до полноценной уголовщины не дотягивают). Все проступки описаны в специальном кодексе — КоАП РФ. В него входит всякое разное, начиная от посягательств на права граждан, вопросы по защите окружающей среды и мелкие дорожные происшествия.

Важный нюанс.

Составлять протокол имеет право только специально-уполномоченное лицо. Все они перечислены в статье 28.3 КоАП РФ. Такой пример : ваш ребенок решил перейти дорогу в неположенном месте. За этим делом его поймал некий Иванов — сотрудник патрульно-постовой службы. Им был оформлен протокол, и ваше чадо привлекли к административной ответственности. В этом случае Вас и вашего ребёнка выручит как раз таки статья 28.3. Иванов, пусть и является сотрудником гос. служб, не принадлежит к ГИБДД, а только она — ГИБДД, имеет право составлять подобные протоколы в подобных ситуациях. Следовательно, это даёт право совершенно законно ничего не платить и вообще избежать наказания.

Ошибка юристов.

Некоторые юристы могут дать совет, что если даже вас привлекли к ответственности, но протокол был составлен позже оговоренных статьей 28.5. КоАП РФ сроков — то это даёт право обжаловать постановление. Так вот, это не так. Временные рамки, указанные в статье являются номинальными. Они не жёсткие и прицепиться к ним не удастся.

Обжалование дела?

Можно. Законом даётся целых 10 суток сделать это (Статья 30.3 КоАП). И даже если этот срок был пропущен, то соответствующая просьба в вышестоящую инстанцию исправит положение. При наличии уважительных причин, разумеется.

Административная ответственность.

Помимо уголовной ответственности, руководители организации могут столкнуться с привлечением их к административной ответственности. Такая ответственность позволяет наложить штраф, иногда в значительных размерах не только на саму организацию, но и на должностное лицо этой организации, признанное виновным в совершении административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда России от 24 октября 2006 года № 18, к административной ответственности за нарушения в области предпринимательской деятельности могут быть привлечены руководители и иные работники организации в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В первую к административной ответственности привлекаются. руководители. Однако возможность привлечения к административной ответственности не исключается и главного бухгалтера или иного должностного лица организации. Это обосновано тем, что наступление административной ответственности «привязано» к понятию должностного лица и зависит от того, какие именно функции возложены на него и какие действия им совершались.

Руководитель может быть привлечен к ответственности по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – штраф от 300 до 500 руб., или по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности – штраф от 2 000 до 3 000 руб.

Предположим, что организация в лице ее руководителя передала ведение бухгалтерского учета сторонней организации. В случае допущения правонарушений в ведении бухгалтерского учета кто будет отвечать? Сторонняя организация? Нет. Ответственность остается за руководителем, потому что руководителем остается лицо, которое по закону отвечает за организацию бухгалтерского учета. А передача функций по ведению бухгалтерского учета сторонней организации это и есть реализация руководителем своих организационных полномочий. Поэтому нести административную ответственность за ошибку, допущенную сторонней организацией, все равно придется руководителю.

В случае, если ведение бухучета в организации ведется на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законом срока или грубо нарушали правила ведения бухучета и представления отчетности – все это не освобождает руководителя организации от административной ответственности по ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ. На этом факте делает акцент и Верховный Суд России.



В то же время, когда руководитель возложил на себя полномочия по ведению бухгалтерского учета в организации, он становится, наверное, самым уязвимым лицом в организации: ведь от нарушения правил ведения бухгалтерского учета недалеко и до уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога.

Вообще, следует отметить, что руководитель организации – это то лицо, которое осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Соответственно, чаще всего именно руководители организации привлекаются к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии или с нарушением условий лицензии. В частности, если деятельность осуществляется без лицензии, когда такая лицензия необходима, то на руководителя налагается штраф от 4 000 до 5 000 руб. Практически такой же по размеру штраф может быть наложен на руководителя в случае нарушения, включая грубое нарушение, лицензионных требований.

Разумеется, Кодекс РФ об административных правонарушениях ведет речь не только о руководителе как об ответственном лице. По данному основанию могут быть привлечены и иные лица в компании, но «предпочтения» отдаются руководителю и именно он в первую очередь находиться под подозрением. То же касается практически всех правонарушений, предусмотренных главами 14, 15 КоАП РФ, за исключением случаев, когда «главным подозреваемым» будет являться, например, главбух исходя из его полномочий и функций в организации. Однако, как уже указывалось выше, поскольку руководитель имеет влияние на бухгалтера, то именно руководитель станет крайним лицом при выявлении виновного.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме