Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правовой статус и правовое положение: сходства и различия. Правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений

Правовой статус личности - совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно за­крепленные права и свободы, которые составляют относительно неболь­шую часть всех прав и свобод. Основным правам и свободам присущи особые юридические свойст­ва:а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права; б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином; в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения; г) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства; д) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции. Права и свободы человека - возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов. Конституционные (основные) права и свободы человека и граж­данина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и состав­ляющие ядро правового статуса личности. Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосно­венность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зави­сят от его принадлежности к государству. Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае дейст­вует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый че­ловек является гражданином. Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:1. По субъекту: на права и свободы человека и права и свободы граж­данина. 2. По характеру субъекта на: индивидуальные и групповые. 3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация принята в казахстанской науки конституционного права. Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения.3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.К личным (гражданским) правам и свободам относятся:1. Право на жизнь 2. Право на личную свободу 3. Неприкосновенность достоинства человека 4. Право на неприкосновенность частной жизни 5. Право на неприкосновенность жилища 6. Право на свободу передвижения и выбора места жительства 7. Свобода совести 8. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность 9. Свобода слова и творчества

Понятие и виды избирательной системы.

Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Под избирательной системой РК понимается порядок выборов Президента РК, депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, депутатов маслихатов, акимов сельской (поселковых) местности. Существуют два вида избирательных систем-пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических_партий. Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей. При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25 % от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В Конституции РК закреплены следующие принципы избирательного права: а) принцип всеобщности означает, что все граждане РК, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право. б) принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями. в) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами не посредственно. В РК установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, чго в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената; г) принцип добровольности участия граждан РК в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воз действие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Гражданский кодекс РК Глава1 Ст.7

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юридических лиц, которые и не предусмотрены им.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 7 ГК Рк):

· сделки, не противоречащие закону;

· административные акты, предусмотренные законом, в том числе государственная регистрация прав на имущество;

· судебные решения, устанавливающие правоотношения;

· создание продукта интеллектуальной деятельности;

· приобретение имущества на законном основании;

· причинение вреда другому лицу;

· иные действия граждан и юридических лиц;

· предусмотренные законодательством события.

Основаниями возникновения гражданских правоотношений могут быть и иные юридические факты, которые прямо не предусмотрены законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.

Право собственности.

Собственность - это отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей. В этих отношениях один из субъектов относится к этому имуществу как к своему; для остальных оно является чужим.

Собственность охватывает два вида отношений:

отношение лица к вещи как к своей;

отношение между лицами по поводу этой вещи (по поводу присвоения вещей и нахождения их у некоторых субъектов).

Право собственности - это система правовых норм, закрепляющих отношения собственности на средства производства и предметы потребления.

Собственник имеет в отношении своего имущества следующие три права (правомочия):

· владения;

· пользования;

· распоряжения.

Собственник пользуется вещью (владеет, пользуется и распоряжается ею) по своему усмотрению. При этом он может оставаться собственником вещи. Вообще собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, разумеется, если эти действия не нарушают права других лиц.

Наряду с правами, предоставляемыми собственнику, закон возлагает на него определенные обязанности . К ним относится бремя содержания имущества (уплата налогов, ремонт некоторых видов имущества). Кроме того, собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения принадлежащего ему имущества.

Гражданский кодекс РК выделяет следующие формы собственности , разрешенные законом:

· частную собственность;

· собственность юридических лиц;

· собственность общественных объединений и религиозных организаций;

· государственную и муниципальную собственность;

· собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств.

Некоторые виды имущества не могут принадлежать отдельным категориям собственников.

Объектами собственности могут являться:

· земельные участки;

· жилые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства, предметы личного потребления;

· денежные средства;

· акции, облигации и другие ценные бумаги;

· средства массовой информации;

· предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли;

· любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения

ГК РК Глава 8 Ст188

Право собственности есть признаваемое и охраняемое законом право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Право собственности передается другому лицу со всеми обременениями, имевшимися на момент совершения сделки.

2. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом.

Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоду. Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах.

Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества.

3. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

4. Осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Нарушение прав и законных интересов может найти выражение, наряду с иными формами, в злоупотреблении собственником своим монопольным или иным доминирующим положением.

Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.

5. Право собственности бессрочно. Право собственности на имущество может быть принудительно прекращено только по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

6. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, собственник обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами.

33. Понятие и виды обязательств.
Обязательства - это права и обязанности сторон, т. е. право требования исполнения обязательства и обязанность исполнить требование. Основанием возникновения обязательств, появляютя когда одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. д., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Кредитор обязан принять от должника исполнение. Объектом обязательства являются непосредственно передаваемые вещи и имущественные права, оказываемые услуги, выполняемые работы- Субъектом выступают стороны: должник и кредитор.

Выделяют следующие виды обязательств:

1) обязательства по передаче имущества в собственность (например, купля-продажа, мена, дарение и пр.);

2) обстоятельства по передаче имущества в пользование (например, имущественный наем (аренда), лизинг, концессия, безвозмездное пользование имуществом и др.);

3) обязательства по выполнению работ (например, подряд, в т. ч. на капитальное строительство, на выполнение проектно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

4) обязательства по оказанию услуг (например, транспортные обязательства; перевозка, буксировка, транспортная экспедиция; банковское обслуживание, поручение, комиссия, хранение, доверительное управление, франчайзинг, факторинг).
Основными способами обеспечения исполнения обязательств являются: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и др.

Общие положения налогового права Республики Казахстан.

Налоговое право – это совокупность норм, которые регулируют отношения в бизнесе и обществе касательно сферы сбора налогов (однако, направленность этих норм отлична от таковых в бюджетном праве). В рамках данной сферы правоотношений идет регулирование сбора налогов и сборов, контроля, привлечения физлиц и юрлиц к ответственности, а также защиты прав плательщиков налогов (включая агентов и других участников правоотношений). В данной сфере участвуют налогоплательщики (и плательщики сборов), агенты, госорганы и банки. Время от времени между ними могут возникать налоговые споры – когда действия одного участника сопровождаются противодействием другого. Как правило, данного рода состояние требует выявления противоправных действий, а также может способствовать обнаружению противоречий в законодательстве и, как следствие, совершенствованию механизмов взаимодействия между участниками.Налоговое право РК регулируется Налоговым Кодексом государства.

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношении, при этом поведение участников приводится всоответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены взаконодательстве РК. В результате все субъекты налогового права действуют всоответствии с нормами, вкоторых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и вцелом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений.выраженноев их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:

Гипотеза - указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколько условий ее действия;

Диспозиция - определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

Санкция - указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория трава устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

Субъекты права.

Субъект права - это юридическое или физическое лицо, обладающее по правy способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Субъектами права могут выступать: Государство; Физическое лицо - человек как носитель прав и обязанностей; Юридическое лицо - соответствующим образом зарегистрированная организация; Субъект международного права - участник международных отношений; Субъект международного частного права.

Субъекты права - это потенци­альные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носи­телями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения - это все­гда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права - участник того или иного конкретного правоотношения.

Понятие семейного права.

Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Предметом регулирования семейного права является не семья как таковая, а существующие между ее членами отношения (семейные отношения). Однако не все из них подвержены воздействию норм права (например: любовь, уважение, психологические, духовные связи и другие взаимные чувства супругов и других членов семьи). Семейное законодательство выделяет из общей массы отношений, существующих в семье, только те, которые подлежат правовому воздействию в силу их существа и особой значимости. Они и образуют в своей совокупности предмет семейного права. В соответствии «О браке (супружестве) и семье» брачно-семейное законодательство Республики Казахстан:1) устанавливает права и обязанности, имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а в случаях и в пределах, предусмотренных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан, между другими родственниками и иными лицами;2) устанавливает условия и порядок вступления в брак (супружество), прекращения брака (супружества) и признания его недействительным;3) определяет формы и порядок устройства в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;4) регулирует порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;5) определяет функции государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.Специфичные черты отношений, регулируемых семейным законодательством (семейных правоотношений):1) субъектами семейных отношений могут быть только граждане.2) семейные отношения (как личные и имущественные) возникают из своеобразных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление, принятие ребенка на воспитание в приемную семью;3) семейные отношения, как правило, являются длящимися и связывают между собой не посторонних людей, а близких родственников: супругов, родителей и детей, других (родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки);4) для семейных отношений характерны строгая индивидуализация их участников, их незаменимость в данных отношениях с другими лицами, в том числе и иными членами семьи, и как следствие этого, неотчуждаемость семейных прав и обязанностей. Семейные права и обязанности являются "внеоборотными", непередаваемыми ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон;5) по своему содержанию семейные отношения являются преимущественно личными и лишь затем имущественными. Причем имущественные отношения в семейном праве всегда и непосредственно связаны с личными и:как бы вытекают из них. Имущественные отношения в семье - это прежде всего отношения общности имущества супругов, отношения детей и родителей по совместному владению и пользованию имуществом друг друга, отношения безэквивалентной материальной помощи и поддержки несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся членов семьи;6) семейным отношениям присущ особый лично-доверительный характер, поскольку главное место в них занимают именно личные связи членов семьи.

Заключение и прекращение брака.

В регистрации брака заинтересованы как государство и общество, так и граждане. Будучи актом государственного признания, регистрация брака обеспечивает непременное соблюдение условий его заключения. Условия заключения брака определены в ст.9 Закона «О браке и семье» и включают взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет. Однако при наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен на срок не более двух лет. Брак между лицами, не достигшими брачного возраста, разрешается только с согласия родителей либо опекунов. Не допускается заключение брака между: 1) лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке; 2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать; 3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными); 4) лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Только в исключительных случаях, когда одно из лиц, желающих вступить в брак, не может явиться в орган записи актов гражданского состояния, брак может быть заключен по месту нахождения такого лица. Заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи желающими вступить в брак заявления в органы записи актов гражданского состояния. Причинами сокращения месячного срока может быть наличие особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств), тогда брак может быть заключен в день подачи заявления. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ органов записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, либо одним из них. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА. По процедуре расторжения брака Закон РК «О браке и семье» традиционно разделяет разводы на осуществляемые в органах записи актов гражданского состояния и в суде, но несколько изменяет эту процедуру. Брак перестает существовать вследствие смерти одного из супругов или объявления его умершим. При жизни мужа и жены брак прекращается путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов. Расторжение брака без согласия жены невозможно в период ее беременности и в течение первого года жизни ребенка. Другой супруг не может требовать расторжение брака с недееспособным супругом в суде. Органы ЗАГСа не выясняют причины расторжения брака, не требуют доказательств невозможности сохранения семьи, не принимают мер по примирению супругов, то есть бракоразводная процедура упрощена и не требует больших затрат, сил и времени супругов. Судебный порядок расторжения брака применяется в случаях, предусмотренных ст.18-19 Закона РК «О браке и семье»: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа. Одновременно с расторжением брака суд может разрешить возникшие между супругами споры:1)с кем из них будут проживать дети после развода;2) о взыскании средств на содержание детей; 3) о взыскании средств на содержание нетрудоспособного супруга; 4) о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью. Регистрация расторжения брака производится независимо от времени, истекшего после вынесения судом решения о расторжении брака. К заявлению о расторжении брака и разделе имущества необходимо приложить: 1) Свидетельство о заключении брака;2) Копии свидетельств о рождении детей; 3) Опись совместно нажитого имущества; 4) Квитанция об уплате госпошлины; 5) Копия искового заявления. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу. Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния. Супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака сохранить данную фамилию, или по его желанию при государственной регистрации расторжения брака ему присваивается добрачная фамилия.

Трудовой договор

Трудово́йдогово́р - в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливает их взаимные права и обязанности. Соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации. Работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда, своевременно выплачивать заработную плату.

В РК по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу в рамках служебных обязанностей по определённой специальности, согласно своей квалификации и (или) должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется обеспечивать соответствующие условия труда согласно нормам трудового законодательства, правилам внутреннего трудового распорядка, коллективного и трудового договора.

Подчинение внутреннему трудовому распорядку является одной из основных характеризующих черт трудового договора, отделяющих его от различных гражданско-правовых договоров (подряда, оказания услуг и пр.).

Служебные обязанности и иные особенности работы на определённой должности регулируются должностной инструкцией, с которой работника обязаны ознакомить при подписании договора, если они не были перечислены в трудовом договоре.

Перед заключением трудового договора на работодателе лежит обязанность по ознакомлению работника также с иными локальными нормативными актамиорганизации.

Обязательные нормы трудового договора, в основном, регулируются Трудовым кодексом и иными правовыми актами трудового законодательства, а для отдельных организаций, отраслей хозяйства или административно-территориальных единиц могут устанавливаться также коллективными договорами.

Стороны трудовых отношений.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Дисциплина труда. Трудовые споры

Дисциплина труда является необходимым условием всякой общественной работы, общественного производства.

Совместный труд – отличительный предметный признак трудовых правоотношений, он требует

организации процесса труда, слаженности и дисциплинированности его участников. Трудовая дисциплина – это определённый порядок поведения работников в процессе производства, выражающийся в строжайшем соблюдении внутреннего трудового распорядка, рациональном использовании рабочего времени, творческом отношении к работе.

Дисциплина труда представляет закрепление трудовых обязанностей для каждого работника.

Она включает в себя производственную и технологическую дисциплины.

Производственная связана непосредственно с организацией производственного цикла – сюда входят нормы рабочего времени, отношение к собственности предприятия.

Технологическая заключается в точном соблюдении регламента производственных процессов и режимов.

Как юридическая категория – дисциплина труда имеет нормы, устанавливающие внутренний трудовой распорядок организации, правила поведения в процессе труда и нормы оценки поведения работников в этом процессе, в том числе отдельного работника.

Дисциплина труда обеспечивается созданием работодателем соответствующих организационных условий для продуктивной работы, а также средствами поощрения за качественный труд и применением мер воздействия к нарушителям дисциплины
Трудовые ссоры – это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или при заключении ИТД, а также применения норм трудового законодательства, о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Из этого определения следует, что трудовые разногласия становятся лишь тогда трудовыми спорами, когда на лицо письменное обращение стороны в уполномоченный орган.

Трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

По предмету спора они бывают исковыми и неисковыми. Споры искового характера связаны с нарушением прав работника, а неисковые споры разрешают вопросы изменения или установление новых условий труда.

При рассмотрении трудовых споров по соглашению сторон, может быть создана согласительная

комиссия непосредственно в организации.

Поступившее в согласительную комиссию заявление

работника регистрируется, обязательно секретарём

согласительной комиссии.

Трудовой спор рассматривается в присутствии работника. Заседание комиссии считается правомочным,

если не нём присутствует не менее половины её членов, в равном процентном отношении от сторон.

Состав преступления.

Совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление, принято в уголовном праве называть составом преступления. Состав преступления же - нормативная категория, закрепляющая только типичные признаки какого-либо преступного деяния. Если совершение преступление является фактическим основанием уголовной ответственности, то состав преступления выступает его юридическим основанием. Эти два основания взаимосвязаны и по сути составляют единое целое. В юридической литературе сложилось, что в каждом составе преступления имеется четыре его обязательных элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Названные элементы состава преступления тесно взаимосвязаны. Если в совершенном преступлении отсутствует хотя бы один из них, то это значит, что нет и состава преступления в целом, а значит, отсутствует и основание уголовной ответственности.

Преступление и состав преступления – сходные, но не иден­тичные понятия. Преступление – это конкретное действие или бездействие, совершаемое конкретным лицом в объективной действительности и характеризующееся многими сугубо индивидуальными признаками. Состав преступления же – нормативная категория, закрепл яющая только типичные признаки какого-либо преступного деяния.

совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, является не только единственным, но и достаточным ­основанием уголовной ответственности, то есть органу, осуществляющему уголовное преследование, для привлечения кого-либо к уголовной ответственности достаточно установить наличие в деянии состава преступления. Все другие обстоятельства для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности выявлять не нужно. ­Разумеется, отсюда не следует, что орган, осуществляющий уголовное преследование, не должен выяснять другие обстоятельства дела. Например, те же данные, характеризующие личность виновного, предшествующее совершению преступления поведение и пр. Все это имеет значение для дела и может учитываться судом при назначении наказания, но не выступает в качестве основания уголовной ответственности.

Таким образом, без состава преступления уголовная ответственность не может быть реализована. Наряду с этой важнейшей, стержневой ролью состав преступления решает и другие, можно назвать их «служебными», но крайне необходимые задачи. Только на ­основе состава преступления может осуществляться процесс квалификации преступления, ибо он выступает тем необходимым уголовно-правовым образцом (эталоном), сверяя с которым правоприменитель выбирает соответствующую уголовно-правовую норму, которая наиболее полно и точно отражает содержание и свойства совершенного преступления.

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве , объем его прав и свобод , а также обязанности образуют конституционный статус личности в Российской Федерации.

Правовой статус - более широкое понятие, так как представляет собой совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права .

Наряду с названными понятиями существует понятие правового положения, которое представляет собой совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статуса это понятие отличается своей действенностью, так как это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений , тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности личности. Наиболее сложным является соотношение прав и свобод. По этому вопросу существует две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой -- различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц , а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т.е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность сохранять окружающую среду и т.п.).

На территории России находятся липа, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранных государств, лица, не имеющие гражданства , лица с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации учитывает особенности названных категорий, но при этом исходит из того, что государство должно обеспечить достойные условия жизни и уважительное отношение к любому человеку как к личности, гарантировать защиту его жизни и достоинства.

В Конституции России закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и общепризнанных мировым сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Гражданство Российской Федерации

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица С государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности. Гражданство представляет собой правовой институт конституционного права - совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретение, восстановление и утрату российского гражданства.

Таким образом, гражданство представляет собой правовую принадлежность лица к данному государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений.

Основу института гражданства составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. ст. 6, 61, 63, 71 Конституции РФ). Вопросы гражданства регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством и, прежде всего, условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Республикам в составе Российской Федерации предоставлено право иметь свое гражданство, которое является производным от гражданства Российской Федерации. Регулирование вопросов гражданства республик осуществляется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает право граждан России иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

Закон устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации:

  1. в результате признания;
  2. по рождению;
  3. в порядке регистрации;
  4. в результате приема в гражданство;
  5. в результате восстановления в гражданстве;
  6. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации;
  7. иные основания.

В случае добровольного волеизъявления, гражданство может быть прекращено по следующим основаниям:

  1. вследствие выхода из гражданства;
  2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство, так как подданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов ;
  3. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация);
  4. иные основания, в частности, для недееспособных и детей.

Решением вопросов приобретения и прекращения гражданства занимаются следующие органы: Президент Российской Федерации, комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого названного органа.

Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 386 от 10 апреля 1992 года с изменениями и дополнениями.

Личные конституционные права и свободы

Основу экономических прав составляет право иметь в собственности любое имущество. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в установленных законом случаях.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности, так как предполагает возможность использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей.

Социальные права связаны с реализацией человека в сфере семьи и труда, здоровья и минимальных стандартов.

Право на труд предполагает возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Труд человека должен осуществляться в условиях безопасности и выполнения гигиенических правил. Государством устанавливаются гарантии на случай безработицы .

Право на материнство, отцовство и детство должно обеспечиваться государственными и иными гарантиями. Законодательством предусмотрены обоюдные обязанности: родителей по воспитанию и содержанию детей, совершеннолетних, трудоспособных детей в части заботы о нетрудоспособных родителях.

Статьей 41 Конституции России предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Гарантии конституционных прав и свобод

Гарантии конституционных прав и свобод представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление людьми их правомочий. Выделяют следующие виды гарантий: социально-экономические, организационно- политические, юридические.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые позволили бы людям повысить свое благосостояние. Эти гарантии таковы: социальная стабильность, развитие экономики , снижение налогов и т.п.

Организационно-политические гарантии - это предоставление гражданам возможности участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления, в деятельности политических организаций.

Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав).

К числу гарантий может быть отнесено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. Велика роль принципа презумпции невиновности , который закреплен ст. 49 Конституции России. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена судом. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность.

Конституционные обязанности

К числу конституционных обязанностей граждан Российской Федерации относятся: защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба. Вне зависимости от гражданства, все обязаны платить законно установленные налоги и сборы , обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В нормах Конституции Российской Федерации, устанавливающих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.

Основная обязанность всех субъектов права - соблюдать Конституцию России и законы страны. Эту норму статьи 15 Конституции РФ следует понимать шире точного смысла. В ней речь идет не только о воздержании от запрещенных деяний (собственно соблюдение), но и совершение требуемых действий (исполнение). Кроме того, емкая конституционная норма предполагает активную позицию личности в форме использования принадлежащих ей прав и свобод.

Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования. Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим социальным фактором, так как современный информационный мир не принимает людей без минимального образовательного уровня. Хотя, конечно, основное общее образование - слабая гарантия общественной востребованности человека.

Важной представляется обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность беречь памятники истории и культуры.

Финансовая устойчивость государства обеспечивается путем выполнения лицами своей обязанности платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции России). Собранные средства используются на содержание государственного аппарата , на социальные выплаты и программы.

Понятие административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина Украины определяется объемом и характером административной правосубъектности, которую составляют административные правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность - это признание законом за гражданином фактической возможности являться субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная правоспособность возникает с момента рождения человека. Ее объем устанавливается и изменяется с помощью административно-правовых норм. Она подтверждается документами о гражданстве - паспортом гражданина Украины, а для лиц до 16 лет - свидетельством о рождении.

Правоспособность не может быть ограниченной или отчужденной, от нее невозможно отказаться добровольно (поскольку такой отказ не имеет юридической силы). Правоспособность человека создает юридическое понятие личности и гражданина. Только в случаях, предусмотренных уголовным или административным законодательством, гражданин может быть лишен какой-либо части административной правоспособности - права перемещения, лишения родительских прав и т.п.

Административная дееспособность граждан является второй составной частью административной правосубъектности. При этом административная правоспособность является основой административной дееспособности граждан, поскольку создает условия, при которых реализуются их субъективные права и обязанности. Административная дееспособность - это признанная законодательством способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять права и выполнять обязанности административно-правового характера. Гражданин считается полностью дееспособным при достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем и при достижении 16-летнего возраста у гражданина возникает административная дееспособность: получение паспорта и соблюдение правил паспортной системы, охрана природы и т.п. В некоторых случаях административная дееспособность может наступить и до достижения человеком 16-летнего возраста (право на труд).

Права и обязанности граждан можно условно разделить на две группы:

а) указывающие на положение человека в социальной структуре государства; они связываются не с момента рождения, а с достижением определенного возраста (избирательное право, право и обязанность воинской службы) - так называемые уставные права;

б), позволяющие гражданину реализовать имеющиеся права - личные, социально-экономические. Они называются адекватными. Права и обязанности обеих групп в совокупности создают понятие: правосубъектность.

Совокупность прав и обязанностей граждан в сфере управления

Объем конкретных субъективных прав и обязанностей связан с течением времени, изменением жизненных условий. Реализация прав и выполнение обязанностей обеспечивается государством через их юридическое оформление, а также ответственностью за их соблюдения как самих граждан, так и государственных органов, государственных служащих. Большое значение имеет защита этих прав со стороны граждан через право на жалобу (административную или судебную).

а) права на участие в государственном управлении и социально-политическую активность: на государственную службу, внесение предложений, получение необходимой информации и документов в установленной форме, проведение собраний, митингов, демонстраций, создавать общественные объединения или входить в их состав и др.;

б) права на получение помощи от соответствующих компетентных организаций: на медицинскую, санитарно-эпидемиологическую помощь, бесплатное пользование определенными благами (библиотеками, парками и пр.), пользование транспортом, получение платных и других услуг;

в) права на защиту: в административном порядке (административная жалоба, административно-юрисдикционное производство), судебном порядке (жалоба, иск), лично гражданином (необходимая оборона).

Взаимодействуя с органами исполнительной власти граждане реализуют прежде всего такие права: на участие в управлении; на объединение; на проведение митингов, демонстраций, собраний; на личные или коллективные обращения в государственные органы; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на перемещение; на информацию; на возмещения убытков, причиненных незаконными действиями государственных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Обязанности граждан в сфере государственного управления можно разделить да две группы. Первая группа - это так называемые абсолютные обязанности, не зависимые от конкретных обстоятельств и вытекающие из действующих норм Основного Закона и законодательных актов государства. К ним относятся обязанности: соблюдать Конституцию и законы Украины, а также государственную дисциплину; охранять интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Родину; охранять природу, ее богатства; платить налоги; способствовать охране порядка; сохранять исторические памятники и другие культурные ценности.

Вторую группу составляют относительные обязанности, возникающие из правомерных действий, направленных на приобретение каких-либо прав или их сохранение. Такие обязанности не являются постоянными, например, права абитуриента, владельца транспортных средств, читателя библиотеки и пр.).

К обязанностям граждан можно также отнести такие, которые возникают в связи с правонарушениями (например заплатить штраф, возместить ущерб).

Некоторые обязанности граждан возникают в связи с их деятельностью: государственная служба, принадлежность к общественным объединениям и др. Таким образом, конкретный объем обязанностей регулируется многими нормативными актами административно-правового характера. Их невыполнение обусловливает привлечение виновных граждан к юридической ответственности.

Понятие правоотношения, его структурные элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений. Субъективное право и субъективная юридическая обязанность. Классификация правоотношений.

Юридические факты как основание возникновения правоотношений. Виды юридических фактов, фактический состав.

Правоотношения - это общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

Одна из первейших целей органа, издающего правовые нормы, состоит в наделении участников общественных отношений правами и обязанностями, в установлении между ними определенных связей. В результате издания нормативных актов часто возникают новые об­щественные отношения, но даже те, что существовали до принятия каких-то норм, поскольку стали предметом правового регулирова­ния, приобретают новое качество. Именно в этой плоскости ставит­ся вопрос о правовых отношениях.

Правовые отношения - это особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенными взаимно корреспонди­рующими (связанными) правами и юридическими обязанностями.

Правовые отношения - это своеобразная форма или даже мо­дель фактических общественных отношений. Отождествлять те и другие не следует. Например, супруги, состоящие в зарегистриро­ванном браке, могут не поддерживать между собой никаких факти­ческих отношений и жить в разных городах и странах, но правовые отношения от этого не рвутся. В юридической связи они продолжа­ют пребывать, что влечет за собой определенные последствия.

Правовые отношения призваны регулировать поведение опреде­ленных сторон и тем самым конкретизировать государственную во­лю, выраженную в правовых нормах. На основе норм права и в пол­ном соответствии с ними посредством правоотношений вносится элемент упорядоченности в реальные общественные отношения.

Правовые отношения в своей совокупности и в реальном вопло­щении составляют правовой порядок общества. Поэтому для надле­жащей правовой ориентации гражданину полезно иметь представле­ние не только о действующих в обществе правовых нормах, но и о тех отношениях, которые складываются на основе нормативных пред­писаний.

Элементы (состав)правоотношения:

Субъекты (участники) правоотношения;

Объекты правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения);

субъекты правоотношений - граждане (физические лица), долж­ностные лица, органы, учреждения, организации;

объекты правоотношений, т. е. фактические действия (поступки) сторон, на которые направлено содержание правоотношений и с проведением которых правоотношение прекращается.

Так же как и нормы права, правоотношения подразделяются по отраслевому признаку: конституционно-правовые, административ­но-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.

При­надлежность правоотношения к тому или другому виду обусловливает специфику его состава. Необходимо обратить внимание на три понятия, относящиеся к любым правоотношениям: правосубъектность, правоспособность и дееспо­собность.

Правосубъектность означает признаваемую государством чью-либо способность выступать в качестве носителя субъективных прав и юридических обязанностей и, следовательно, в качестве стороны правового отношения (способность быть субъектом права, правоотношения).

Правоспособность это признаваемая государством способность субъекта права иметь права и нести юридические обязанности. Правоспособность признается в равной степени за всеми гражданами вне зависимости от пола, национальности, возраста.

Гражданская правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в связи со смертью. У юридического лица правоспособность возникает с момента его государственной регистрации.

Гражданин приобретает права и осуществляет обязательства от собственного имени. Право на имя - неотъемлемое право любого лица. Закон не допускает осуществление прав и обязанностей под именем другого лица (кроме закона об авторском праве – о вымышленном имени). Лицо может изменить свое имя. Регистрации подлежит присвоение и перемена имени. Если человек осуществляет деятельность на основе лицензии, он должен переоформить лицензию.

Совокупность гражданских прав и обязанностей - это содержание гражданской правоспособности (не сами права, а возможность ими обладать).

Право избирать место жительства (то место, где лицо постоянно или преимущественно проживает);

Право иметь имущество в собственности, наследовать и завещать его;

Право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

Право создавать юридические лица;

Право иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Не допускается злоупотребление своими правами в ущерб другим участникам имущественного оборота (например, нельзя осуществлять действия, направленные ограничение конкуренции). Граждане должны осуществлять свои права разумно и добросовестно. Гражданская правоспособность является неотчуждаемой (даже в добровольном порядке). Свои права можно не реализовывать, но нельзя от них отказаться. Никто не может быть ограничен в своей правоспособности, иначе как в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданская дееспособность это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять гражданские обязанности. Она предполагает самостоятельные действия. Включает в себя деликтоспособность - способность нести ответственность (зависит от двух факторов: возраста физического лица и его вменяемости).

Виды дееспособности:

Полная дееспособность: а) с 18 лет; б) при вступлении в брак.

Эмансипация (объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Условия: достижение 16 лет, согласие родителей или законных представителей, несовершеннолетний должен либо работать по трудовому договору, либо заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии согласия родителей вопрос может быть решен судом. Если несовершеннолетний признается эмансипированным, то он несет самостоятельную имущественную ответственность и получает право заключать любые сделки)

Означает возможность осуществления любых прав и обязанностей.

- частичная дееспособность: а) от 6 до 14 лет; б) от 14 до 18 лет - предполагает разный объем прав и ответственности. В категории 6 – 14 лет физическое лицо имеет право совершать мелкие бытовые сделки, участвовать в договоре дарения. В категории 14 - 18 лет физическое лицо может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (но если вклад внесен на его имя другим лицом, то он может распоряжаться вкладом только с письменного согласия этого лица), может работать по трудовому договору, быть членом трудового кооператива, заниматься предпринимательской деятельностью, вправе распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами, может совершать сделки с последующего согласия родителей. Несовершеннолетний также является деликтоспособным. При наличии самостоятельного заработка или дохода они несут имущественную ответственность, родители несут дополнительную (субсидиарную) ответственность.

- ограниченная дееспособность: Ограничения в распоряжении заработком и доходом (в основном) на основании, если несовершеннолетний тратит деньги в ущерб своему здоровью, а совершеннолетний - на основании злоупотребления алкоголем и наркотиками, если эти действия ставят в тяжелое материальное положение свою семью.

- недееспособность: если лицо не может отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. В силу психического расстройства или слабоумия, оно может быть признано недееспособным на основании решения суда. Заключения медицинской экспертизы недостаточно. Над таким лицом устанавливается опекунство. С иском о признании недееспособным могут обратиться члены семьи, прокурор, органы опеки.

Право заниматься предпринимательской деятельностью имеют граждане, обладающие полной дееспособностью.

Применительно к организациям, а иногда и по отношению к гра­жданам (вступить в брак, избирать и быть избранными и т. п.), пра­воспособность и дееспособность неразделимы.

Для возникновения правовых отношений необходимо наличие действующих норм права. В ряде жизненных ситуаций не достаточно только норм. Реальные правовые связи устанавливаются лишь при наступлении обязательных юридических фактов. Так, возникновение наследственных правоотношений следует за смертью наследодателя, семейные правоотношения складываются после совокупности действий, связанных с регистрацией брака, тру­довые правоотношения - после принятия на работу и т. д.

Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источ­никах права в качестве основания возникновения, изменения и пре­кращения правовых отношений, называются юридическими факта­ ми. Юридические факты: события и действия.

События: то, что не зависит от воли человека, стихийные бедствия, смерть, рождение.

Действия: зависящие от воли людей: сделки, договора и т.п.

Действия могут быть правомерными и неправомерными. В особую группу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей

Субъективное право и юридическая обязанность образуют содержа­ние правоотношения.

Таким образом, субъективное право - это всегда вид и мера воз­можного поведения его носителя: собственного поведения, претензии на поведение обязанных лиц, требования юридической защиты.

В зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомо­чий. Например, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняет­ся, и давать объяснения по предъявляемому ему обвинению, пред­ставлять доказательства, заявлять ходатайства, а также имеет другие права, указанные в уголовно-процессуальном законе.

Каждое из этих правомочий, предусмотренных законом, по существу в резуль­тате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомо­чию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвинению), либо к правомочию потребовать выполнения другой стороной (орга­ном дознания, прокурором, следователем, судом) соответствующей обязанности, либо к праву обратиться к компетентным органам го­сударства за защитой нарушенного права (например, право прино­сить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда),

Юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения стороны правоотношения.

В отличие от субъективного права, от исполнения юридической обязанности отказаться нельзя. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственно­ сти. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недоб­росовестно относится к исполнению обязанностей, действует враз­рез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъектив­ное право, юридическая обязанность является мерой поведения субъекта правоотношения. Мера - это те границы осуществления обязанности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязан­ности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения.

СУБЪЕКТЫ ПРАВА

Субъекты права – индивиды или организации, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями прав и обязанностей.

Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статуе личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) человек, его права и свободы - высшая ценность;

2) все граждане имеют права и свободы от рождения;

3) граждане имеют равные права;

4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.)- Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.

Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.



Второй: если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему при­надлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя; при желании можно даже помочь, как, например, сделало Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

Конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги, он может выбрать работу с меньшим заработком. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Фе­дерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека {Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветв­ленных транспортных, информационных систем и т. п.

2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (каче­ственное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются (рис. 3.2). На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не толь­ко прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

1 . Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них.

Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь. И государство обязано создавать для этого соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, одной из целей любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

а) она сохраняется временно;

б) может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

в) назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

г) связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинство, отмечал И. Кант, - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государст­венных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит раз­вернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для зашиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания {гостиница, дом отдыха, больница и т. п.). К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

а) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

б) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

в) работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступле­ние или имеет место несчастный случай;

г) судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

Нарушение данного права квалифицируется как преступление (ст. 136 УК РФ).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас дей­ствует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. ус­тойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно, каждого гражданина, быть источником государственной власти. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправ­ления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата. Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.

Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение - дело добровольное. Но вступив в него, гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечно, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме