Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Субъекты и объекты права государственной собственности. Объекты права государственной собственности

Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

· объекты, составляющие основу национального богатства страны;

· объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

· объекты оборонного производства;

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

· крупнейшие предприятия народного хозяйства;

· предприятия атомного и энергетического машиностроения;

· учреждения здравоохранения и народного образования;

· научно-исследовательские организации;

· предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество - это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве . Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов... от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

· федеральной собственности и

· собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности .

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.


Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 1998. - №5. - С.13-19.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // "Российская газета" от 23, 25 ноября 1995 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) // "Российская газета" от 4 февраля 1997 г.

  • Основания прекращения права собственности
  • 7.Переработка (спецификация) как основание приобретения права собственности.
  • 8.Государственная регистрация права собственности на недвижимые вещи. Иск о государственной регистрации перехода права собственности.
  • 9.Приобретение права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи.
  • Приобретение права собственности на бесхозные вещи
  • 10.Особенности приобретения права собственности на вновь созданные недвижимые вещи.
  • 11.Режим самовольной постройки.
  • 12.Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые вещи.
  • 13.Приобретение права собственности в порядке наследования.
  • 14.Приобретательная давность.
  • 15.Производные основания приобретения права собственности.
  • 16.Приобретение права собственности на основании сделки об отчуждении вещи.
  • 17.Прекращение права собственности по воле собственника.
  • 18.Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать.
  • Последствия приобретения права собственности на вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в нем
  • Основания приобретения имущества
  • Сроки отчуждения имущества
  • Принудительная продажа или передача в публичную собственность
  • Возмездный характер отчуждения
  • 19.Прекращение права собственности на жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.
  • 20.Обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам.
  • 21.Реквизиция, национализация и конфискация как основания прекращения права собственности
  • 29. Конфискация.
  • 30-31. Национализация. Приобретение права собственности по давности владения (приобретательная давность).
  • 22.Приватизация государственного и муниципального имущества
  • Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  • 23.Способы приватизации государственного (муниципального) имущества. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 24.Право собственности граждан на жилые помещения. Права членов семьи собственника жилого помещения.
  • 25. Ограничения правомочий собственника жилого помещения. Права членов семьи собственника жилого помещения. Пределы ограничения и осуществления права собственности на жилые помещения
  • 2. Права членов семьи собственника жилого помещения
  • 26.Право частной собственности на земельные участки. Право частной собственности на землю.
  • 27.Право собственности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
  • 28.Особенности возникновения, содержания и прекращения права собственности корпоративных юридических лиц.
  • 29.Полномочия органов юридических лиц по совершению сделок с имуществом юридических лиц.
  • 30.Право государственной и муниципальной собственности. Разграничение государственной собственности. Право государственной собственности
  • Право муниципальной собственности
  • Субъекты права публичной собственности
  • Субъекты права публичной собственности:
  • Объекты права публичной собственности
  • 31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.
  • 32.Приватизация государственного и муниципального имущества.
  • 33.Право общей собственности понятие, виды, основания возникновения и прекращения.
  • Общая долевая собственность
  • Осуществление права общей долевой собственности
  • Прекращение права общей долевой собственности
  • 34.Право общей совместной собственности.
  • 35.Право общей собственности супругов. Брачный договор.
  • 36.Раздел общего имущества супругов.
  • 37.Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 38.Обращение взыскания на долю в общем имуществе.
  • 39.Природа и порядок определения размера доли в праве обще долевой собственности. Правила распоряжения долей в праве общей долевой собственности.
  • 40.Права собственников помещений на общее имущество в многоквартирных жилых домах и нежилых зданиях. Общее имущество собственников в многоквартирном доме
  • Право собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома
  • § 2 Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме
  • § 3 Объекты общего пользования в многоквартирном доме
  • § 4 Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
  • 41.Особенности возникновения, содержания и прекращения прав членов (бывших членов) семьи собственника жилого помещения.
  • 42.Ограниченные вещные права на земельные участки. Ограниченные вещные права на землю.
  • 1.Право постоянного (бессрочного) пользования.
  • 3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
  • 43.Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения.
  • Приобретение путем юридических сделок
  • Приобретение по давности
  • Приобретение в силу предписания закона
  • Установление в силу судебного решения
  • 45.Понятие, природа, основания возникновения и прекращения вещных прав отказополучателя (легатария) и рентополучателя.
  • 46.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 47.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
  • 50.Право застройки (суперфиций)
  • 51.Ограниченные вещные права типа узуфрукта
  • § 2. Отдельные виды ограниченных вещных прав
  • 52.Права членов семьи собственника жилого помещения.
  • Обязательственно-правовые аспекты ипотеки
  • 54.Понятие и система гражданско-правовых способов защиты вещных прав.
  • Иск как способ защиты вещного права
  • Особенности истребования имущества от добросовестного приобретателя
  • Последствия прекращения права собственности в силу закона
  • 56.Иск о признании права собственности.
  • 57.Осовобождение вещи от ареста (исключение из описи)
  • 58.Негаторный иск как способ защиты права собственности и иных вещных прав.
  • 59.Защита субъектов вещных прав при прекращении последних в силу закона.
  • 31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.

    Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты - любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

    К объектам, которые могут находиться в собственности только государства , относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

    Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

    Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

    К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

    Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

    Приватизация - отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

    К объектам приватизации относятся:

    § предприятия и другие имущественные комплексы;

    § здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

    § земельные участки;

    § жилые помещения;

    § акции открытых акционерных обществ.

    Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности :

    1) Объекты, составляющие основу национального богатства страны – ресурсы континентального шельфа и территориальных вод; особые природные объекты (заповедники, природные парки, курорты); объекты историко-культурного наследия и художественные ценности;

    2) Объекты, необходимые решения общероссийских задач – государственная казна РФ, имущество Вооруженных сил РФ, органов безопасности, ВУЗы;

    3) Объекты оборонного производства – предприятия ВПК, объекты связи и инженерной инфраструктуры;

    4) Объекты отраслей, обеспечивающих функционирование отраслей экономики России – предприятия и объекты электроэнергетики, телевизионные и радиопередающие центры, федеральные автомобильные трассы; с/х предприятия;

    5) Прочие объекты – предприятия фармацевтической промышленности, предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

    Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ :

    1) Крупнейшие предприятия экономики;

    2) Предприятия атомного и энергетического машиностроения;

    3) Предприятия рыбопромысловой промышленности;

    4) Государственные санаторно-курортные учреждения, гостиницы;

    5) Учреждения здравоохранения, образования;

    6) Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные организации;

    7) Предприятия автомобильного транспорта;

    8) Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства;

    Объекты, относящиеся к муниципальной собственности :

    1) Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти РФ и расположенные на территории муниципальных образований:

    Жилищный и нежилой фонд;

    Ремонтно-строительные предприятия;

    Объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства;

    2) Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и находящиеся на территории муниципальных образований:

    Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

    Учреждения здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), культуры и спорта.

    3) Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

    В РФ: федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

    В Красноярском крае: агентство по управлению гос.имуществом Красноярского края.

    В Красноярске: департамент муниципального имущества и земельных отношений.

    Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

    В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

    В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

    а) государственную и муниципальную казну;

    б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

    Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

    Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

    Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

    Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности органов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны - повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в гражданский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

    Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.

    Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

    В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

    Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

    Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

    а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

    б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

    в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

    г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

    Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

    Источниками образования муниципальной казны может быть имущество :

    а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

    б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной собственности;

    в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

    г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

    д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

    е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

    ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

    з) приобретенное по давности владения;

    и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

    к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

    л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

    Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

    Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате :

    Внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

    Передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

    Внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

    Внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

    Отчуждения по гражданско-правовым договорам;

    Обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

    Потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

    Совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

    Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

    Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

    Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

    Передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

    Передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

    Передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

    Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.

    Понятие собственности - одно из основных в экономической теории и современной экономической практике. Данное понятие начали выделять еще до появления первых государств и, соответственно, до появления экономики как науки. Под собственностью принято понимать совокупность экономических и общественных отношений по поводу присвоения и отчуждения материальных и нематериальных благ. В настоящее время выделяют следующие виды собственности: частная, государственная собственность и смешанная. Последний вид собственности некоторыми экономистами не выделяется.

    Государственная собственность: понятие и субъекты

    Существует определение, которое четко обозначает суть понятия. Государственная собственность определяется как совокупность общественно-экономических отношений по поводу присвоения, отчуждения, управления, владения, пользования и распоряжения материальными и нематериальными (духовными) благами, принадлежащими народу конкретного государства в лице общеизбранного данным народом человека (органа). Регулирование данных общественно-экономических отношений происходит посредством большого количества законодательных актов - указов, постановлений, декретов и др. - различных уровней. Субъектами данных отношений могут являться как определенные органы госуправления общегосударственного и местных уровней (министерства, комитеты, управления), так и глава государства либо отдельные государственные предприятия. Государственная собственность имеет одну важную особенность: орган, обладающий ею (то есть государство), является также и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Это важно понимать! Другими словами, система управления государственной собственностью разрабатывается и принимается самим собственником.

    Объекты государственной собственности

    Рассматриваемая форма собственности может иметь место во всех сферах экономики. Однако в некоторых странах государство как экономический субъект имеет исключительное право собственности на большинство природных ресурсов (водные ресурсы, полезные ископаемые, лесные ресурсы, землю и воздушное пространство). И отчуждению данное право зачастую не подлежит. В большинстве стран СНГ государство до сих пор обладает правами собственности на большинство объектов недвижимости, финансовых ресурсов (золотовалютные резервы), а также имеет контрольные пакеты акций на большинстве стратегически важных предприятий.

    Управление и защита государственной собственности

    Управление госсобственностью - это прямое и целевое воздействие органов госуправления (или государства) на объекты, находящиеся в этой собственности. Данное воздействие осуществляется посредством функционирования законодательной и исполнительной власти. Первая обеспечивает издание соответствующих актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с пользованием и защитой объектов собственности, а исполнительная власть, соответственно, обеспечивает надлежащее исполнение законодательства. Необходимо сказать, что в сегодня в странах бывшего СССР именно государственная форма собственности имеет намного больший удельный вес, чем частная. Данный признак является одним из главных при определении переходного типа экономики.

    Государство со времен своего зарождения представляет публичный институт, создаваемый с целью выполнения определенных функций и задач. Выступая гарантом общественных процессов, государство не может выполнять свои полномочия без имущественного обеспечения. Одновременно, государство есть форма территориальной организации населения, что делает его уникальным собственником на определенные виды имущества, в отношении которых невозможно установить иные права собственности в процессе общественных отношений.

    Государственная собственность представляет одну из форм общественной собственности. В соответствии с российским законодательством под государственной собственностью можно понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. Таким образом, в Росси, как и в других федеративных государствах, государственная собственность делится на два уровня.

    С социально-экономической точки зрения государственная собственность есть выражение отношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

    Отдельно следует выделить имущество, чье разделение не возможно между федерацией и ее субъектами. Вопросы разграничения государственной собственности относятся, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72), к предметам совместного владения Российской Федерации и субъектов Федерации.

    В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество органов власти и управления Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.

    Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены:

    1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

    Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ;

    Охраняемые природные объекты историко-природного и культурного наследия;

    Художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения.



    2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач:

    Государственная казна;

    Имущество Вооруженных Сил, органов и учреждений, финансируемых государством;

    Объекты РАН, Министерства и ведомства России;

    Предприятия и объекты геологической, гидрометеорологической, геодезической, экологической служб, стандартизации и метрологии;

    Полигоны;

    Государственные запасы, мобрезервы и т.п.

    3. Объекты оборонно-промышленного комплекса.

    4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом и развитие других отраслей (инфраструктура добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта и др.).

    5. Прочие объекты, например предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, спиртовой и ликероводочной продукции.

    6. Бесхозные объекты (в случае невозможности установить собственника имущества в качестве такового признается Российская Федерация, в дальнейшем в зависимости от вида имущество может быть передано в собственность субъекта федерации или муниципального образования).

    Таким образом, среди всех возможных субъектов отношений собственности только Российская Федерация не имеет ограничений на возможные объекты собственности. В целом объекты федеральной собственности можно структурировать по следующим группам функционального использования.

    В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Федерации находятся средства производства, предприятия транспорта, связи, информации, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необходимое для выполнения задач Российской Федерации, включая государственную казну и казну субъектов Федерации.

    В собственности субъектов федерации может находиться все остальное имущество, не отнесенное к исключительному ведению Российской Федерации. Основу государственной собственности на уровне субъектов составляют имущество: необходимое для выполнения основных функций и задач данного уровня государственной власти (объекты сферы культуры, здравоохранения, детские дома, имущество государственных учреждений и т.д.); средства бюджета субъекта федерации; транспортная и иная инфраструктура, имеющая общее региональное значение; земельные ресурсы под объектами государственной собственности субъекта федерации и т.д.

    Субъектом государственной собственности в соответствии с российским законодательством признается Российская Федерация как государство. Процесс управления объектами государственной собственности возложен на органы государственной власти. На уровне Российской Федерации полномочия по управлению государственной собственностью осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в структуре Министерства экономического развития и торговли. Субъекты Российской Федерации вправе сами создавать структурные единицы по управлению своим имуществом.

    В том и ином случае любое управленческое решение принимается путем издания нормативно-правового акта законодательным органом власти, его утверждением главой Российской Федерации или субъекта федерации. Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления на местах, реализуя комплекс мероприятий в рамках установленных законом полномочий.

    Первая группа . Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу относятся объекты, прямо связанные с:

    Обеспечением обороны и безопасности;

    Защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;

    Проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;

    Управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;

    Функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);

    Проведением фундаментальных научных исследований;

    Контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;

    Охраной памятников истории и культуры;

    Хранением государственных запасов и резервов;

    Эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.

    В эту группу должна быть включена большая часть природных ресурсов – недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.

    На данную группу должно распространяться исключительное право государственной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.

    Вторая групп а. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:

    Базовых отраслей экономики (электроэнергетика, предприятия связи и почтовая служба, нефте- и газодобыча, транспортная инфраструктура);

    По добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;

    Предприятия наукоемкого (стратегического) машиностроения (авиакосмической техники, атомного машиностроения, военно-промышленных изделий).

    Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства и улучшения общей экономической ситуации в стране число таких объектов в составе государственной собственности может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев государственной эффективности.

    Для объектов второй группы наряду с государственной допустимо существование совместной собственности. Однако в условиях переходной экономики государство должно обладать большим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого блокирующим пакетом акций.

    Третья группа . Объекты, через которые государство реализует экономическую политику и социальную защиту населения. В их числе могут быть:

    Учреждения и организации здравоохранения;

    Высшие учебные заведения;

    Учреждения культуры и искусства;

    Федеральные органы социального страхования и социального обеспечения и др.

    На большинство объектов этой группы, как правило, должно распространяться полное право государственной собственности. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели. В рамках рассмотренных групп, на наш взгляд, целесообразно провести более детальную классификацию объектов федеральной собственности.

    В современной России государство делегировало многие полномочия в социальной сфере на уровень субъектов федерации и местного самоуправления. Процесс делегирования полномочий сопровождался передачей объектов собственности. В результате на федеральном уровне остался относительно не большой круг имущественного комплекса, обеспечивающий функционирование социально-экономической, культурной сферы: ВУЗы, федеральные памятники культуры, архитектуры и музеи, и относительно узкий перечень других объектов.

    Не исключено, что объектами террористических актов могут стать важные и особо важные объекты, а также объекты повышенной опасности и жизнеобеспечения.

    Перечень особо важных государственных объектов и объектов жизнеобеспечения.

    К особо важным государственным объектам и объектам жизнеобеспечения относятся: гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, водозаборы, водохранилища, гидроузлы, насосные станции и т. д.);
    объекты энергетики (ГЭС, ГРЭС, АЭС, ТЭС, ТЭЦ, силовые и трансформаторные подстанции, крупные высоковольтные линии);
    объекты транспорта (аэродромы, морские и речные порты, портовые сооружения, крупные железнодорожные станции и узлы, метрополитен);
    промышленные предприятия по производству продуктов питания ;
    склады и базы (арсеналы, склады взрывчатых и ядовитых веществ, горючего, техники, лекарств, наркотиков, сырья и готовой продукции);
    объекты хранения и переработки нефтепродуктов (нефте- и газохранилища, магистральные нефтепроводы);
    объекты с хранением и применением ядовитых, взрывчатых и опасных бактериологических веществ (химические заводы, объекты пищевой, лёгкой, тяжёлой, микробиологической промышленности, технические холодильники с хлором и аммиаком).

    Отличительная особенность этих объектов заключается в том, что возникновение на них чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, приводит, как правило, к большим разрушениям, человеческим жертвам и загрязнению окружающей среды. На указанных объектах могут произойти следующие чрезвычайные обстоятельства :

    1. Нападение на объект преступников в целях грабежа или взятия заложников.

    2. Террористические акты, приводящие к следующим ситуациям: радиоактивное заражение (ядерный взрыв); химическое заражение; биологическое заражение; пожар; взрыв химических веществ или боеприпасов; крушение транспорта; катастрофическое затопление (цунами, прорыв плотины, сильные осадки); ураган (тайфун, смерч); землетрясение (оползень, сель, разрушение здания от ветхости или дефекта конструкции); массовые беспорядки; некоторые другие ситуации.

    3. Чрезвычайные обстоятельства и экстремальные ситуации бывают самые неожиданные, внезапные, эмоционально напряженные. В таких ситуациях необходимо быстро определить возникшую угрозу для жизни, обеспечить защиту людей и материальных ценностей, а также собственную безопасность. При этом сотрудники спецслужб должны проявлять психологическую устойчивость, выдержку, в критических ситуациях действовать решительно, команды и указания отдавать четко и требовательно, пресекать панику среди населения, защищать себя от различных травм. Необходимо обеспечить четкую взаимосвязь со всеми службами, задействованными в этих ситуациях и обстоятельствах (управление оперативного штаба, хозорган объекта).

    Сотрудник милиции, непосредственно несущий охрану объекта, должен знать его особенности, порядок действия в случае вероятных чрезвычайных обстоятельств на объекте, а также меры по ликвидации аварии или катастрофы и последствий. Необходимо умение пользоваться средствами индивидуальной защиты и специальными техническими средствами, умение оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь до приезда врачей.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме