Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закон о сертификации товаров и услуг. Закон о сертификации

перечень законов: техническое регулирование, защита прав потребителей

настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

налоговый кодекс российской федерации в последней редакции 2019 года со всеми актуальными изменениями и комментариями.

декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включенной в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаемый правительством российской федерации.

разработаны проекты документов, в которых предусмотрены положения, обеспечивающие реализацию подтверждения соответствия продукции посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии.

настоящий документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. он может быть применен при добровольной сертификации продукции.

настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

информационное письмо по вопросу оплаты государственной пошлины за выдачу сертификатов соответствия.

государственная пошлина уплачивается непосредственно организациями и физическими лицами, в интересах которых совершаются юридически значимые действия.

установленный бланк сертификата соответствия представляет собой лист формата а-4, размещенный в вертикальном положении.

бланк изготовлен на бумаге массой 70 — 120 г/кв.

настоящие правила разработаны с целью создания системы сертификации однородной продукции — посуды металлической, стеклянной, керамической и приборов столовых металлических и пластмассовых.

о вступлении в силу соглашения таможенного союза по санитарным мерам.

фз о сертификации продукции и услуг

статья 4. полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в ред. федерального закона от 31.07.1998 n 154-фз) специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим законом: (в ред.

федерального закона от 31.07.1998 n 154-фз) формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории российской федерации и опубликовывает официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в российской федерации; опубликовывает официальную информацию о действующих в российской федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; представляет в установленном порядке российскую федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган российской федерации по сертификации.

российская федерация закон о сертификации продукции и услуг

международные договоры если международным договором российской федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве российской федерации о сертификации, то применяются правила международного договора. статья 4. полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в ред.

федерального закона от 31.07.1998 n 154-фз)

о техническом регулировании (с изменениями на 29 июля 2019 года)

каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

раздел i

src=» «=»» alt=»Закон рф о сертификации продукции и услуг действующий на 2019 год»>

Федеральный закон О техническом регулировании 2019

Технические регламенты Глава 3. Документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Глава 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Глава 7.

Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции Глава 9.

Финансирование в области технического регулирования

Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом:

формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

2. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Раздел II. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

Центральный орган системы сертификации:

организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Орган по сертификации:

проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территории Российской Федерации;

В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Непосредственный государственный контроль и надзор за соблюдением правила сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации "О стандартизации".

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

Раздел III. Добровольная сертификация

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральным органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

Орган по добровольной сертификации:

осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;

приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Дом Советов России

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

10 июня 1993 года был принят Верховным Советом Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Он стал новым фактором дальнейшего развития сертификации в стране. Этот Закон устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. В соответствии с Законом от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Госстандартом России были изданы «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации» и «Положение о системе сертификации ГОСТ Р». В Законе установлено следующее.

  • - Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, а также иные объекты (далее -- продукция).
  • - Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Система сертификации создается государственными органами управления, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом (Раздел 1, ст.5).

Согласно Закону к участникам сертификации (Раздел 2, ст. 8) могут быть отнесены:

  • - государственные органы, организации, создающие системы сертификации;
  • - испытательные лаборатории (центры);
  • - центральные органы систем сертификации;
  • - изготовители (продавцы, исполнители);
  • - потребители.

Под правилами системы понимаются положения (документы), регулирующие все стороны деятельности системы. В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции, процесса или услуги, то она называется системой сертификации однородной продукции

Система сертификации однородной продукции - система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции (в отдельных случаях - к совокупности видов продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств), для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

Отдельные системы сертификации однородной продукции могут объединяться в единую, более крупную систему все звенья которой руководствуются едиными принципами и документами, что не исключает возможности учета специфики отдельных систем в их руководящих документах. Система обязательной сертификации в Российской Федерации является именно такой объединяющей системой. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Госстандартом России порядке.

Системы обязательной сертификации создаются государственными органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности.

Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявленным требованиям. В отличие от этого государственная регистрация систем добровольной сертификации носит явочно-учетный характер. Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации такой системы, ни по каким основаниям. Это объясняется тем, что работы по добровольной сертификации осуществляются на договорной основе и не требуют специального правового регулирования, а подчиняются общим нормам гражданского законодательства. Однако факт регистрации в Госстандарте наряду с регистрацией в качестве юридического лица является необходимым условием начала функционирования системы.

Цель государственного надзора - провести проверку соблюдения правил обязательной сертификации органами по сертификации, аккредитованными испытательными лабораториям и изготовителями (продавцами, исполнителями).

Сертификация осуществляется в целях (ст. 1):

  • - создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • - содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • - защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • - контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • - подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
  • - если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора (Раздел 1, ст. 3).

В развитие положений Закона были изданы подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов управления и исполнительной власти в пределах их компетенции, которые в соответствии с Законом регулировали деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

В Законе были установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации - Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

Цели сертификации:

  • - создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • - содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • - контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;
  • - подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Закон определяет правовые основы организации системы сертификации.

В Законе были установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» неоднократно оперировал сочетанием «подтверждение соответствия», однако ни в одной из своих редакций так и не выделил его в самостоятельное понятие. Лишь в августе 1999 г. (в ГОСТ 1.12-99) было закреплено, что подтверждение соответствия - это деятельность, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям. Позднее это понятие в аналогичном значении появилось и в Общих правилах по проведению аккредитации в Российской Федерации 1999 г. Впоследствии, в связи с введением в действие новых Правил по проведению сертификации в Российской Федерации 2000 г., понятие «подтверждение соответствия» было сформулировано уже более конкретно. Под ним стала пониматься процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям.

нормативный правовой сертификация стандарт

Сертификация в России - это динамичная сфера, в которой регулярно появляются новые требования. Однако некоторые основополагающие нормативные документы выполняют роль законодательной базы сертификации вот уже более десяти лет. В них также периодически вносятся обновления и дополнения, которые позволяют им оставаться актуальными в меняющихся условиях рынка.

Формы сертификации

Ранее применявшийся закон о сертификации продуктов и услуг от 10 июня 1993 г. N 5153-I в настоящее время утратил силу. Действующий порядок сертификации продукции в РФ установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ . Процедура сертификации соответствия в законе о техническом регулировании предусматривает одну из следующих форм:

  • сертификацияю с выдачей сертификата о соответствии актуальным требованиям;
  • декларирование с оформлением декларации о соответствии.

Выбор между этими формами подтверждения соответствия проводится на основании требований законодательства к данному типу продукции. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация

Требование об обязательной сертификации в России, введенное законом РФ № 184, устанавливается для определенных категорий продукции. Их общей характеристикой является то, что нарушение требований к качеству может нанести ущерб имуществу, здоровью или жизни потребителей. Общий перечень товаров этой категории приведен в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года . Этот же документ определяет формы сертификации для конкретных видов изделий. Для некоторых из них устанавливается условие об оформлении сертификата, для других видов продукции необходимо регистрировать декларацию.

В дополнение к указанному нормативному документу условие об обязательной стандартизации и оценке качества товара может устанавливаться техрегламентами Таможенного союза. Они имеют силу на территории всех государств, входящих в ТС, включая РФ. Если для данной категории изделий разработан и вступил в силу ТР ТС, он является обязательным к применению. Сегодня уже начали действовать более 40 техрегламентов, и еще несколько десятков таких документов находятся в стадии формирования. Последние новые ТР ТС вступили в силу в 2016 и 2017 годах. По мере их вступления в действие соответствующие типы продуктов исключаются из постановления № 982. Предполагается, что постепенно техрегламенты станут покрывать всю сферу национального сертификационного законодательства.

Добровольная сертификация по федеральному закону

Помимо обязательной, 184-ФЗ предусматривает возможность прохождения добровольной сертификации. Она осуществляется в целях подтверждения высокого качества и безопасности продукции по инициативе заявителя. В этом случае он вправе самостоятельно выбирать основание для проведения такой оценки. В качестве основания могут использоваться:

  • национальные стандарты ГОСТ Р;
  • международные стандарты качества;
  • техрегламенты Российской Федерации или Таможенного союза;
  • собственные критерии, установленные заявителем, - например, технические условия (ТУ), принятые на производстве.

Заявителем в рамках процедуры добровольной сертификации по федеральному закону может выступать как производитель, так и продавец товара.

Отказное письмо: закон и порядок оформления

В рамках сложившейся в РФ практики сертификации существует еще один механизм, широко применяющийся в специальных сферах, например, импортно-экспортных операциях. Речь идет об оформлении отказного письма. Оно предоставляется сертификационными центрами для продукции, на которую не распространяется требование об обязательной сертификации. В качестве закона для отказного письма обычно используется постановление № 982. В письме, которое представляет собой ответ на запрос заявителя, со ссылкой на данный нормативный документ делается вывод о том, что указанный тип товара не подлежит обязательной сертификации. Такой документ может потребоваться не только на таможне, но и при участии в коммерческих тендерах или государственных закупках.

Законодательная база сертификации услуг

Сертификация услуг в Российской Федерации производится в особом порядке. Для некоторых из них государством установлены жесткие требования к качеству и безопасности. В этом случае для предоставления таких видов услуг оператору необходимо получать лицензию. Действующий список работ, на которые распространяется это условие, приведен в ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ . Требование о наличии лицензии может также устанавливаться другими нормативными документами о стандартизации. Например, оно содержится в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-I, посвященном регулированию банковской деятельности.

Закон «О сертификации продукции и услуг»

Закон «О сертификации продукции и услуг» был принят в 1993г., в новой редакции - в 1995г., а в 1998г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений» в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», содержащий новые положения касающиеся различных аспектов сертификации.

Новые изменения и дополнения создают законодательную основу для более глубокой гармонизации российских систем сертификации с международными правилами и нормами, что необходимо для выполнения требований «Всемирной торговой организации» (ВТО).

Принята новая редакция определения термина «сертификация» с учётом Руководства 2 ИСО/МЭК от 1996г.: сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия установленным требованиям независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организации. Соответствие удостоверяется в письменной форме, т.е. документом. Таким документом является сертификат соответствия.

Дополнение устанавливает, что «при обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации». Такое уточнение вызвано незаконной практикой субъектов РФ, которые принимали нормативные акты, обязывающие поставщиков товаров проводить повторную сертификацию, если сертификат соответствия был получен ими в другом регионе России.

Закон однозначно трактует право на создание системы сертификации: «система сертификации создаётся государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации», которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона «О сертификации продукции и услуг». В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы системы сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

В законе уточняется право участия в обязательной сертификации организаций независимо от их «организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по обязательной сертификации».

Пересмотрены положения статей Закона, касающихся аккредитации. Теперь право аккредитации предоставлено не только Госстандарту, но и другим федеральным органам исполнительной власти, на которые законодательными актами РФ возложена организация обязательной сертификации. В их обязанности вменяется не только проверка компетентности, но выявление независимости от изготовителей, продавцов, потребителей. Лицензия должна выдаваться только после получения аккредитуемой организацией аттестата аккредитации.

Таким образом, новая редакция указанного положения приведена в полное соответствие с требованиями документа Европейской Комиссии Генерального Директората III «Перечень мероприятий, которые должны быть приняты Российской Федерацией».

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причём все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

Существенные изменения внесены в положения Закона, относящиеся к добровольной сертификации. Отмечены ограничения, которые запрещали добровольную сертификацию продукции, если она подлежала обязательной сертификации. Отменено положение, которое предусматривало проведение добровольной сертификации только тем требованиям к товару, которые не отнесены к обязательным. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации по инициативе заявителя.

Цель добровольной сертификации - подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Однако Закон предусматривает, что добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не заменяет обязательную сертификацию этой продукции. Таким образом, если даже изготовитель осуществил добровольную сертификацию на соответствие тем показателям, которые являются аспектом обязательной сертификации, он всё равно обязан провести обязательную сертификацию.

Весьма важным дополнением к Закону о сертификации продукции и услуг является подтверждение соответствия:

«Подтверждение соответствия может также проводится посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок её принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом».

Принятое дополнение соответствует требованиям по присоединению России к ВТО, положениям ГАТТ и зарубежной практике подтверждения соответствия согласно Руководству 2 ИСО/МЭК.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме