Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Флаги расцвечивания вмф значение. Что означают флажки на кораблях? Реорганизация военно-морских сил Германии

Источники: Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г. Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др. Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г. В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г. Военно-морской флот использует для передачи между кораблями донесений, распоряжений, оповещений систему сигналов. Среди них видную роль занимают флажные сигналы. Передача сигнала осуществляется подъёмом на рее одного или нескольких флагов. Сигнальные флаги изготовляются из шерстяной материи - флагдука. Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов. Двухфлажный и трёхфлажный своды сигналов появились еще во времена Российской империи (3-хфлажный - ок.1904 г.). Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: "общие сигналы", "Географические наименования", "Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей", "Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей". В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. "Боевой эволюционный свод сигналов" (БЭС), "Свод эволюционных сигналов" (СЭС). Отдельные трёхфлажные сигналы могут образовавать "фразу", когда такие сигналы поднимаются одновременно на нескольких фалах. Чтение такой фразы начинается с сигнала на фале правого нока верхнего рея, затем - левого нока верхнего рея, затем - правого нока нижнего рея, затем - левого нока нижнего рея, затем - фала, расположенного между правым ноком нижнего рея и мачтой... и т.д. На кораблях, оснащенных штагкарнаком (т.е. леером между фок-мачтой и грот-мачтой) сигнальные фалы крепятся к штагкарнаку. При этом первым фалом считается ближний к фок-мачте фал, а последним - более удаленный от фо-мачты фал. Соответственно происходит и чтение поднятых на этих фалах сигналов. Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов. В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве "флагов расцвечивания", то есть декорировали корабль в торжественных случаях. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита:

Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать: - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля. - перед сигналом флагами, без позывных – "сигнал предназначен для всех шлюпок". Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге": А - «Не согласен, не разрушаю» Б – «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа». В – «Курс ведет к опасности» Г – Брандвахтенный Д – «Да. Согласен. Разрешаю» Е – «Что случилось?» Ж – З – «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить» И – К – «Не могу управляться» Л – «Держать левее» М – «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов» Н – «Грузу или имею боевой запас» О – П – «Держать правее» Р – С – «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф». Т – «Так держать» У – Ф – Отменительный Х – «Конец учения или занятия» Ч – «Человек за бортом» Ш – Щ – Ъ – «Флагман (командир) показывает курс» Ы – Ь – Э – Ю – Я – Цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 0 – «Начало шлюпочных гонок» «Норд» - Румб норд «Зюйд» - Румб зюйд «Ост» - Румб ост «Вест» - Румб вест «Телеграфный» - «Имею важное поручение» «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял» «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок» В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых). Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Навеял сам себе одним из предыдущих постов и занырнул в историю флажного свода.

Итак, система морской флажной сигнализации была внедрена французами во второй половине XVIII века, а потом подхвачена моряками всех флотов. Сперва пользовались только цифровыми флагами, но уже через полвека был основан Международный Свод сигналов, состоящий из 26 буквенных флагов, 10 цифровых вымпелов и нескольких специальных флагов, с помощью которых можно было подать сигнал и даже составить сложное сообщение. Вот как выглядел знаменитый сигнал Нельстона перед Трафальгарской битвой 21 октября 1805 года. Это реконструкция сигнала на корабле Нельсона Victory в честь 200-летия битвы. Как мы видим, всю фразу даже не смогли разместить. Утеряны навыки, увы...

Вообще же для того, чтобы тебя понимали, в передаче сигнала нужно было проявлять быстроту и смекалку. Количество одинаковых флагов на борту было ограничено, поэтому были введены заменяющие флаги, которые в зависимости от места могли заменять любой из уже использованных. 1-й заменяющий читается как верхний в группе, второй - как на один ниже и т. д.


Техника набора флагов в группу тоже совершенствовалась. Связывание узлов затрудняла работу сигнальщика, особенно с мокрыми и обледенелыми фалами. В 1888 г. Эдвард Инглефилд, флаг-лейтенант командующего английской эскадрой изобрёл специальную скобу, значительно упрощавшую набор. Его корабль моментально стал победителем всех сигнальных соревнований и с 1900 года это нехитрое приспособление используется на флоте.

На корабле флаги хранились в специальном сигнальном ящике с ячейками, сложенными специальным образом. Набранный трёхфлажный сигнал поднимался на мачте до места в сложенном состоянии, а потом одним рывком все флаги разворачивались.
Помимо Международного Свода сигналов каждый военно-морской флот имел свой свод и один флаг мог иметь в них разное значение. Сигальщикам военных кораблей приходилось учить по два свода. Флоты стран НАТО унифицировали свои коды, свод ВМФ РФ до сих пор особый, впрочем как и алфавит.

Как же управляли маневрами кораблей при помощи флагов? Допустим, корабли идут в строю кильватера и флагман подаёт команду: "Повернуть всем вдруг вправо на 90°". Для этого он поднимает на мачте сигнал (здесь и далее все сигналы из свода британских ВМС).


Корабли соединения поднимают ответный вымпел до половины, когда видят сигнал и до места, когда сигнал разобран. Если дальние мателоты не могут разобрать сигнал флагмана, промежуточные корабли его репетуют.


Когда все корабли разобрали сигнал, флагман быстро спускает флаги, что является моментом начала исполнения маневра.
Нередки были и досадные оплошности, когда сигнальщик упускал фал и весь комплект флагов нечитаемо развевался по ветру. Тогда сигнал быстро перенабирался на фале другого борта, а упущенные флаги ловили специальным приспособлением.


Отсюда ясно насколько важным элементом боевой подготовки была тренировка сигнальщиков. Поэтому их действия отрабатывали до автоматизма на суше, прежде чем допустить до сигнального мостика.


Тем не менее случались трагические аварии, причём по вине не только сигнальщиков, но и адмиралов. В 1893 году британский средиземноморский флот действовал под командованием вице-адмирала Джоржа Трайона.
Адмирал был великим изобретателем, умудрённым в маневрировании и любил устравиать проверки своим командирам, а также испытывать на своих кораблях новые идеи. Как и большинство адмиралов того времени он носил бороду, был грозным, решительным и имел непререкаемый авторитет среди подчинённых. Его заместителем был контр-адмирал Маркхам, который командовал вторым дивизионом.
К началу маневра флот шёл в двух кильватерных колоннах подивизионно. Замысел командующего был таков: 1-й дивизион поворачивает последовательно вслед за своим флагманом влево, а 2-й вправо. После того, как флагманы сравняются, обе колонны поворачиваю "все вдруг" влево и становятся на якорь на рейде Триполи. Проблема была в том, что дистанция между кильватерными колоннами была всего 6 кабельтов, а диаметр циркуляции кораблей - около 4 кабельтов. Для того, чтобы безопасно выполнить подобный маневр дистанция должна была быть не менее 10 каб. Подчинённые адмирала пытались робко обратить его внимание на этот факт, но тот отрезал что-то вроде "Я сказал!" После этого все заключили, что жираф большой, ему видней, и на мачту взвились флажные сигналы.

Другие корабли подняли ответные вымпелы до половины. Все они поняли, что маневр невозможен, но как и адмиральский штаб в конце концов заключили, что старший начальник знает, что делает, и подняли вымпел до места. Кроме младшего флагмана, ан котором контр-адмирал Маркхам всё ещё размышлял, что делать. Тогда адмирал Трайон использовал стандартный метод для приведения в чувство зазевавшегося подчинённого. Он передал семафором: "Чего вы ждёте?". После этого Маркхам настолько успокоился, что подтвердил ясность сигнала, и по исполнительной команде корабли начали поворот навстречу своей судьбе.


В конце циркуляции "Кампердаун" протаранил "Викторию", которая затонула через 20 минут, унеся с собой 400 моряков во главе с виновником - адмиралом Тайроном. Говорят, что последними его словами были "Это я во всём виноват". Тем не менее, если бы хотя бы один корабль не поднял ответный вымпел до места, катастрофы не случилось бы.

Одним из знаменитых флажных сигналов был тот, которым начался главный этап знаменитого Ютландского сражения. Гранд Флит в составе 24 линкоров шёл в строю шести кильватерных колонн под командой адмирала Джона Джеллико. Того самого, который, будучи лейтенантом, спасся с утонувшей "Виктории". В 18.14 31 мая 1916 г. он получил доклад от командира эскадры линейных крейсеров Битти: «Заметил линейный флот противника по пеленгу SSW». Прямо по курсу эскадры стояла полоса тумана, а за ней была цель - Хохзеефлит, шедший на северо-восток. Джеллико моментально принял решение перестроиться в одну кильватерную колонну и произвести "охват головы" немецкого строя. Уже через минуту на мачту флагманского линкора «Айрон Дьюк» взвился сигнал всего из 3-х флагов, который точно описал назначенное перестроение. Великолепный манёвр, вошедший в анналы военно-морской истории, дал Гранд Флиту возможность произвести охват головы флота противника и отрезать его главными силами от базы.


Широко использовались сигнальные флаги и для всякого рода шуток. Часто ими передвались номера псалмов или главы из Библии, которые имели отношение к эпизоду.

Справа - брошь, которую подарил шалунишка-король Эдвард VII своей любовнице Алисе Кэппел после их совместного плавания на яхте, где они прилежно изучали флажные сигналы. На ней морским языком передано сообщение:
"Ясно вижу цель, готов выпустить торпеду Уайтхеда (при другом прочтении - белоголовую торпеду) прямо по курсу". История умалчивает о том, как часто надевала девушка королевский подарок, особенно в присутствии морских офицеров.

И, наконец, существует и давняя традиция вывешивать т. н. "вымпел джина" перед открытыми барами. Причём, если в русском языке туда ходят "налево", то англичане выбрали для обозначения злачного места флаг, обозначающий "поворот вправо". Что поделать, между нами и вправду лежит культурологическая пропасть!

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».

Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов. Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1". Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы

Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР.

Подъем и спуск флагов расцвечивания. При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами. При расцвечивании не употребляются: - Государственный флаг - флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск; - гюйс; - флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел; - иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц; - флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э Исполнительный, 3, 4, 7, 9. Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.

Нарукавные повязки службы корабельных нарядов

отличительные нарукавные повязки, состоящие из трех полос различных цветов а) для вахты красный, белый, красный, б) для дежурства - синий, белый, синий. На повязках дежурного по соединению и его помощников, дежурного по кораблю и вахтенного офицера нашивается звезда золотистого цвета, а на повязках дежурных по низам и по команде красная звезда. Для лиц, несущих специальные наряды в боевых частях корабля и службах, на повязках нашиваются отличительные (черною цвета) цифры (буквы), присвоенные соответствующим боевым частям (службам). На повязках дежурного боцмана нашивается черная буква «Б».

  • - полоски галуна золотистого цвета на клапане из цветного сукна, нашитые горизонтально илн углом вниз на рукав мундира...

    Словарь военных терминов

  • - организуется при нахождении соединения кораблей в базе, на переходе морем и в бою. Состоит иа ближнего и дальнего охранения и осуществляется выделенными силами и средствами в составе авиационного и корабельного...

    Словарь военных терминов

  • - прием под охрану участка ГГ сменяемыми пограничными нарядами. Старший пограничного наряда уточняет у сменяемого наряда обстановку и принимает участок под охрану...

    Пограничный словарь

  • - покрытие поверхностей помещений теплоизоляционными или звукопоглощающими материалами для обеспечения комфортных условий обитаемости корабля...

    Морской словарь

  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 30 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против государственной власти"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - I Повя́зки комплекс лечебных перевязочных средств, накладываемых на тело больного при различных повреждениях и заболеваниях: под термином «повязка» понимают также способ закрытия раневой поверхности, фиксации...

    Медицинская энциклопедия

  • - пятиконечные звезды, нашиваемые на рукава форменной одежды адмиралов, офицеров и мичманов выше нарукавных нашивок и на верхнее суконное обмундирование курсантов над нарукавными знаками...

    Морской словарь

  • - полоски галуна золотистою цвета, нашитые горизонтально или углом вниз на рукава форменной одежды...

    Морской словарь

  • - комплекс боевых действий и мероприятий в системе всех (видов обороны и защиты, направленных на недопущение внезапного нападения авиации, подводных лодок и надводных, кораблей противника,...

    Морской словарь

  • - место, ограниченное определенными пределами и неизменно связанное с несением на нем тех или иных служебных обязанностей...

    Морской словарь

  • - несется личным составом корабля и имеет своим назначением: поддержание на корабле назначенной боевой готовности; обеспечение внешней и внутренней безопасности корабля...

    Морской словарь

  • - см. Корабельные...
  • - из красных лент, заруги или ниток - принадлежат к числу самых распространенных амулетов. Такими повязками предохраняют от сглаза и болезней не только людей, но и животных, и деревья...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - делятся на 1) простые, или покрывающие, 2) неподвижные, 3) вытягивающие и 4) давящие повязки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - См. ЗАВИСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - бинты, бандажи и пр., употребляемые в медицине для защиты ушибленных, раненных...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Нарукавные повязки службы корабельных нарядов" в книгах

2. Действия корабельных групп

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Нарукавные нашивки

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

Нарукавные нашивки Руны найдёшь И постигнешь знаки, Сильнейшие знаки, Крепчайшие знаки. Старшая Эдда. «Речи Высокого» В августе 1942 года в германском вермахте были введены полевые знаки различия в форме матерчатых нашивок для ношения на левом рукаве камуфлированных

Сокровища в корабельных трюмах

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Сокровища в корабельных трюмах «Атлас сокровищ» - так называется собрание более сорока морских карт, выпущенное нью-йоркской «Поисковой ассоциацией». Второе издание атласа, вышедшее в 1957 году, указывает координаты трех с половиной тысяч затонувших судов, унесших с

2. Действия корабельных групп

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

2. Действия корабельных групп 1-й рейдовый отряд (2-й флот) 18 октября покинул якорную стоянку Линга и 20 октября прибыл в Бруней (о. Борнео). Командующий отрядом вице-адмирал Курита отдал приказ:1) Отряду в составе 5 линкоров (в том числе «Мусаси» и «Ямато»),10 тяжелых и 2 легких

ПЕТЛИЦЫ И НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ РККА И НКВД

Из книги автора

ПЕТЛИЦЫ И НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ РККА И НКВД В 1935 г. были установлены новая форма обмундирования Красной Армии и система персональных воинских званий командного и начальствующего состава (приказ Наркомата обороны № 176 от 3 декабря 1935 г.). Упразднялись прежние должностные

8.4. Меры безопасности при корабельных работах

автора Автор неизвестен

8.4. Меры безопасности при корабельных работах Каждая работа по поддержанию в исправном состоянии корпуса и помещений корабля поручается определенной группе военнослужащих под непосредственным наблюдением руководителя работ (офицера или старшины). Назначается личный

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

Подготовка и инструктаж нарядов

автора Законы РФ

Подготовка и инструктаж нарядов 43 Подготовка и инструктаж нарядов проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально

Глава V. Права нарядов милиции

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы Милиции Общественной Безопасности РФ автора Законы РФ

Глава V. Права нарядов милиции 99 Патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:– требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих

§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов) Номенклатура дел (нарядов) составляется на основе примерной номенклатуры (приложение 1, форма N 6).В номенклатуру должны быть включены все дела (наряды), которые ведутся в нотариальной конторе, а также реестры, книги,

Солевые повязки, компрессы, смеси солевые повязки

Из книги Лечение солью. Народные рецепты автора Константинов Юрий Михайлович

Солевые повязки, компрессы, смеси солевые повязки Эта разновидность согревающего компресса, накладывается либо на очаг боли, либо вблизи его. Повязку делают из стерильной льняной или хлопчатобумажной ткани, сложенной в несколько раз, или марли, сложенной в восемь раз.

О службе корабельных нарядов

Из книги Памятная книжка краснофлотца автора Кузнецов Н. Г.

О службе корабельных нарядов 1. Служба корабельных нарядов имеет своим назначением:а) поддержание на корабле назначенной боевой готовности;б) обеспечение внутренней и внешней безопасности корабля;в) поддержание общекорабельного распорядка службы и жизни

Приложение 3. Нарукавные знаки различия военнослужащий Военно-Морского Флота:

Из книги автора

Приложение 3. Нарукавные знаки различия военнослужащий Военно-Морского Флота: Адмирал Флота Советского Союза адмирал флота вице-адмирал контр-адмирал капитан 1 ранга капитан 2 ранга капитан 3 рангакапитан-лейтенантстарший лейтенант лейтенантмладший

Фасоны вечерних нарядов

автора Криксунова Инна Абрамовна

Фасоны вечерних нарядов Три подхода к созданию вечернего облика В создании вечернего облика можно использовать три основных подхода. Из них каждая женщина может выбрать для себя наиболее

Фасоны свадебных нарядов

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Фасоны свадебных нарядов Традиционный наряд Как уже говорилось в начале главы, в день свадьбы каждая молодая женщина мечтает быть похожей на принцессу, ведь свадьба является днем ее триумфа. Поэтому традиционный свадебный туалет, действительно, напоминает наряд



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме