Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Изображения преподобного серафима саровского. Преподобный Серафим Саровский

Господь являет Своих святых в наиболее важные исторические эпохи – времена кардинальных перемен, революций, смут. Тем самым Он дает людям духовного лидера, который не на баррикадах, а в уединенной келье, скиту или пустыне молится за страну и народ, за весь мир. Так было во времена Преподобного Сергия Радонежского, праведного Иоанна Кронштадтского и многих других подвижников. В какую же эпоху жил преподобный Серафим Саровский и почему именно в этот момент Господь явил людям Своего святого? Посмотрим, что происходило в мире, когда в уединенном скиту под Саровом подвизался старец Серафим.

1759 год

В год рождения будущего святого в мире происходило немало важных событий. Так, в частности, продолжались военные конфликты, в которых одна сторона завоевывала земли другой: Англия покоряет Канаду (захват Квебека), Китай завоевывает Кашгарию и делает из нее провинцию, французы и англичане продолжают покорение Индии.
Россия в этот год продолжала свое участие в одной из славнейших для себя военных кампаний – Семилетней войне (1756–1763).

В день рождения будущего преподобного – 19 июля – русские войска взяли город Франкфурт (на Одере), а через некоторое время одержали известную победу при Кунерсдорфе (12 августа 1769 года), которая во многом открыла им дорогу на Берлин. В России в это время славно правит императрица Елизавета Петровна.
В мире культуры, искусства и науки продолжает свое триумфальное шествие гений Михаила Васильевича Ломоносова.

Как раз в этот удачный для России исторический момент и рождается в древнем Курске будущий подвижник. В этом можно увидеть особое Божие благословение стране, которая в этот момент находилась на одном из пиков своего развития.

1760-е

В 60-е годы XVIII века, когда Прохор (имя святого Серафима в миру) только начинал свой жизненный путь, ситуация в России меняется. Несмотря на приход к власти в 1762 году Екатерины II Великой и наступавших успехов во внешней политике, для Православной Церкви это были тяжелые годы.

Указом Екатерины Великой от 26 февраля 1764 года в стране начинается секуляризация монастырей. Созданы так называемые монастырские штаты, которые регламентировали количество, структуры, категории православных обителей.

Число монастырей начинает резко сокращаться. Количество закрытых по всей России обителей составило около 600, еще 160 выведено за штат – то есть они лишились государственной поддержки. Конечно же, это был серьезный удар, особенно если учесть, что многие из тех монастырей были основаны святыми подвижниками.
Усугубляет обстановку и то, что в 1765 году выходит указ, ужесточающий крепостное право. Все это не могло не выявить многих острых вопросов во внутренней жизни страны.

Во внешней жизни тоже происходят перемены. В 1763 году завершается Семилетняя война, блистательные успехи которой сводятся на нет недолгим правлением Петра III, который боготворил проигравшую в войне Пруссию. Фактически он отдал все завоеванное Россией назад проигравшей стороне.

В конце 60-х (1768 год) Россия втягивается в тяжелую войну с Турцией.

Прохор в это время получает от Господа первые испытания духа в виде физических недугов.

1790-е

Пролетели десятилетия… Прохор Мошнин уже не Прохор, а монах Серафим. В 1793 году он посвящен в сан иеромонаха, а через год уходит в отшельничество. Начинается его духовное служение.

В мире в это время происходят знаковые события, которые резко контрастируют с деланием Серафима.

В 1793 году во Франции самый разгар кровавой революции, которая в истинном свете показывает все свои ужасы. Это, пожалуй, самое главное событие десятилетия.

Россия в 90-е годы завершает очередную войну с Турцией (1787–1792). Происходят второй и третий переделы Польши. На трон восходит Павел I, а Александр Суворов совершает свои исторические итальянский и швейцарский походы.

Знаменательно, что чем ярче разгораются мировые страсти, тем дальше от мира уходит Серафим Саровский. Однако уходит он для того, чтобы молиться за этот мир.

XIX век

Новый век, из которого преподобный Серафим захватил лишь чуть больше первой четверти, ознаменовался все усиливающимися мировыми конфликтами, войнами и революциями.

Одним из главных событий для России в первой половине столетия стала Отечественная война 1812 года. Эта война духовно очистила русский народ, вернула его в русло национального самосознания. Именно Россия остановила натиск наполеоновских войск. И здесь мы видим удивительную параллель – в то время как вся страна билась с Наполеоном, преподобный Серафим живет в полном уединении, проходит самые тяжелые духовные подвиги – молчальничество, столпничество, затвор. Несомненно, в это время он молится за всю страну, за весь мир, который все сильнее начинал увязать в военных конфликтах.

Показательно, что в честь победы над Наполеоном Александр I, среди прочих наград, учредил наградной знак для духовенства. Это был бронзовый крест на Владимирской ленте, которую украшала надпись «1812». Именно этот крест вручили и преподобному Серафиму с формулировкой «за молитвы об одолении русского оружия». Преподобный никогда не надевал эту награду.

Последнее важное событие, которое параллельно земной жизни преподобного Серафима, произошло в 1825 году. В этот год умирает Александр I, но главное – происходит восстание декабристов. Тревожное предвестие будущей смуты. Что же в это время делает святой Серафим? Снова знаковое сравнение – в 1825 году (в середине между двумя событиями) преподобный Серафим выходит из затвора и начинает служить народу. Именно с этого времени к нему начинают стекаться люди со всех весей страны. И до конца своих земных дней старец принимал приходящих к нему со словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

…Наверное, излишне делать какие-то особые выводы. Достаточно сказать одно – почему Господь явил Своего святого именно в эту эпоху. Была воля Божия на то, чтобы великий подвижник молился за страну, которая переживала важные события и стояла на пороге еще больших потрясений.

Источник иллюстраций wikipedia.org

Иллюстрация на заставке: “Посещение Серафима Александром I”

Серафим Саровский - один из самых почитаемых русских святых. Его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации…

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.

В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован.

Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.


Прижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой, после его смерти.

Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность.

Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто.

Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года.

Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.

Прижизненный портрет

В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) - имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев - тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину.

Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).

Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император - Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника».


После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.

Были ли в действиях Николая II сокрыты личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского. Серафим был канонизирован при Николае, и поэтому их часто сочетают.

Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться».


Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 1903 г.

О чем прочел Николай в письме неизвестно - ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.


Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.

Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»).

Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись.

По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен.

Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра - о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда.


Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима?

В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.

Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства?

Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение - внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.

Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе.

Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.


Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи».

Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда - в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.

В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году.


Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Специально для «Фамильных ценностей» Федор Пирвиц, иконописец. Санкт-Петербург

Иконописцы любят изображать преподобного Серафима кормящим медведя, но этот сюжет типичен в ряду других святых. Гораздо показательней следующая сцена: однажды в поисках Преподобного сестра Ксения Кузминишна наткнулась на него, сидящего на сваленном древе....

Ранние и неизвестные иконы Серафима Саровского

Перед началом работы над иконой современный иконописец... нет, не постится 40 дней, а просматривает доступные ему изображения того святого, чей лик должен быть изображен на доске....
При современном развитии информационных технологий не проблема забить в строке «яндекса» СЕРАФИМ САРОВСКИЙ и получить сотни разных изображений. Проблемой является, извините за тавтологию, проблема выбора. В этом море изображений и СПАМа отличным навигационным подспорьем является наука Иконография, которая группирует изображения по различным иконографическим типам. Дело это нужное, но достаточно скучноватое (к тому же, нормальные иконописцы никогда не работают только по репродукциям, а стараются «вживую» соприкоснуться с творениями предшественников), поэтому мы попробуем на примере ранних и малоизвестных икон св. Серафима ответить на другой вопрос: какая из них является наиболее адекватным слепком с личности старца?

Для начала составим Сurriculum vitae, сокращенно CV (в переводе с лат. — «ход жизни») — краткое описание жизни и профессиональных навыков саровского старца. В этом нам поможет ресурс deisis.ru

Серафим, имя принятое при монашеском постриге, от евр. seraphim, «огненный ангел». В миру Прохор Исидорович Машнин. Наиболее почитаемый подвижник Нового времени в Русской Православной церкви. Сформулировал цель христианской жизни; приложил много усилий для распространения в России женского монашества. Русский. Родился в Ильинском приходе города Курска (ныне двор д. 13 по ул. Мажаевской), Россия. Мать, Агафья Фатеевна Завозгряева, происходила из потомственных посадских города Курска. Отец, Исидор Иванович Машнин, курский купец. Имел старшего брата Алексея и сестру Параскеву. Обладал высоким ростом, был строен, физически развит, однако после тяжёлых увечий, нанесённых ему в зрелом возрасте, сгорбился (см. ниже). Волосы светло-каштановые, густые; носил бороду. Имеются прижизненные изображения, в том числе на холсте маслом в Сергиево-Казанском кафедральном соборе города Курска. Два раза волосяной покров полностью сходил (после болезни в период послушничества и после нападения разбойников). Из особых примет на теле известны: шрам между лопатками (по словам о.Серафима, «за избавление души человеческой»); 12.09.1804 г. грабители из с. Кременки нанесли ему тяжкие увечья (проломлен череп, перебиты рёбра, разбита грудная клетки и др.); в последние годы открылись язвы на ногах, из которых текла сукровица. В браке не состоял. Образование получил церковно-домашнее. Занимался торговлей. 13.08.1786 пострижен в монашество в Саровской пустыне. В 1788 г. рукоположен в иеродиакона, 2.09.1793 посвящён в иеромонахи. Проходил различные стадии православной аскезы и послушаний: затворничество, столпничество, молчальничество, духовничество. Имел множество духовных чад. Исповедывал православную христианскую веру. Принадлежал к Греко-Российской Кафолической Церкви. Определённые черты религиозного быта Серафима имеют около-старообрядческие формы, хотя его высказывания о староверии носили критический характер. Никогда не был судим и не покидал пределы Российской Империи. Скончался в келье Саровской Успенской пустыни, Тамбовской епархии. Погребён в самолично выточенной дубовой колоде под алтарной стеной Успенского собора Саровской пустыни. После официальной канонизации в 1903 г., мощи преподобного Серафима помещены в кипарисовый гроб, вложенный в дубовый, а затем — в раку из белого мрамора. После закрытия монастыря конфискованы, след их потерян. Снова обретены в 1991 году и торжественно перенесены в Дивеевский женский монастырь.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Просматривая редкие и неизвеcтные изображения святого, исследователь знакомится и с письменными источниками, недавно опубликованными архивными записями. После прочтения этих документов получаешь некоторый инсайт: крутой пророческий замес Серафима, помноженный на женский коллектив Дивеева в условиях травли и гонений - совершенно непонятно как «упаковать» в сознании эту зажигательную смесь. До сих пор среди ученых не смолкают ожесточенные споры, так как существует несколько житий святого, не стыкующихся друг с другом, что немудрено - его образ выпадает из привычных схем, рождая веер интерпретаций.

Преподобный Серафим Саровский выпестовал новый тип духовности, отличный от суровости средневекового монашества и «Добротолюбия». Хорошо понимая специфику женской души, он старался не утомлять учениц, а вдохновлять их. Поощрял круглосуточное пребывание в храме, серьезно относился ко всем их снам, видениям и чудесным посещениям, в противовес господствовавшей в то время практике благословлял часто приобщаться, некоторым давал читать сложную аскетическую литературу. Св. Серафим неизменно поддерживал приподнятый настрой, чего было не легко добиться, ибо двенадцати девушкам не слишком-то весело с нуля возводить монастырь.

ОТ ПОРТРЕТА К ИКОНЕ

«Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы — люди, и люди-то грешные», — ответил некогда саровский старец на просьбу «списать» с него портрет. Уже спустя столетие интенсивно развивалась богатая традиция его иконографии, открытие и изучение которой сейчас только начинается. Задолго до официальной канонизации образ святого был запечатлен в самых разных материалах: живописи, гравюре, литографии, резьбе по дереву, на камне, но даже ранние образы преподобного Серафима, как правило, имеют иконописный характер.

В кельях саровского игумена сохранялись прижизненные портреты старца работы Д.Евстафьева и инока Иосифа (Серебрякова) — по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Первый портрет был написан в начале XIX столетия, «когда старцу было около пятидесяти лет», второй — «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года.

Именно портрет Серебрякова стал излюбленным образцом для копирования, а затем — основой самого распространенного иконописного извода образа святого. Что известно об этом, скорее всего, утраченном изображении?

Самым ранним, вероятно, созданным еще во время преподобного, является список из частного собрания с надписью на обороте холста: «1829 года нарисовано Художникомъ В.Ф.Бихо..». Не только особенности стиля и иконографии, но и выражение лика старца, «со следами «иноческих подвигов», буквально соответствует описаниям. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Портрет, заключенный в овал с перспективной рамкой, его теплый оливковый колорит типичны для живописи первой трети XIX века.

На образцах «серебряковской» иконографии можно проследить и разные пути «превращения» портрета в икону. Многие из них имеют нимб и надпись, дополнившие образ после Саровских торжеств 1903 года. В ХIX веке официально считалось, что почитать человека во святых можно только по епархиальной указке «сверху» — соответственно, первые хромолитографии с нимбом и надписью «преподобный» были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. Даже в Дивеево, где глубоко верили в святость основателя и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи, горела лампада, от масла которой происходили исцеления. На портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется «приснопамятным старцем», «иеромонахом» или просто «отцом Серафимом».

По мере распространения славы нового чудотворца по всей России, освящение во имя его храмов и приделов вызвали необходимость создания всё большего и большего количества икон. И вот за основу чисто иконописного образа опять был взят тот же «серебряковский» извод: поясное изображение святого вполоборота, в мантии и епитрахили, с поднятой к груди правой рукой. Именно так он наиболее часто писался на иконах, теперь уже на золотом фоне. Изменилась техника и приемы письма, но сохранилась иконография.


Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве.

В одном из альбомов рисунков художника арзамасской школы В.Е.Раева под названием «Россия» имеются карандашные зарисовки вида Саровской пустыни и лесных мест уединения саровских подвижников («Пустынь схимника Марка», «В Саровском лесу»). В саровский цикл вставлен лист меньшего формата с наброском поясной фигуры преподобного Серафима — в белом балахоне и скуфье («Серафимъ Саровскiй Пустынножитель»). Это наиболее ранний, известный на сегодня образец данной иконографии. По штемпелю на бумаге лист датируется 1828 годом, временем жизни старца. Из воспоминаний Раева известно, что во время обучения он дважды, в конце 1820-х годов, бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó»: «Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные» — вспоминал Раев.

По-видимому, при жизни преподобного появились и его портреты в клобуке с полумантией, на пути в пустыньку, с суковатой палкой в руке — ростовые, поколенные, по плечо (оплечные). На одной из фотораспечаток конца XIX — начала XX века из частного собрания есть примечательная надпись: «Снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е.М.Журавлевой». При всем непрофессионализме рисунка, важно одно из свидетельств существования таких изображений в год преставления святого.


Фотoграфия портрета 1833 г. работы Е. М. Журавлевой. Конец XIX — начало ХХ века.

Также известен большой посмертный портрет, созданный саровскими иноками, висевший на стене кельи святого. На нем Серафим был представлен стоящим на дощатом полу, в белом балахоне и темной шапочке (скуфье), с поднятой благословляющей десницей и старообрядческими четками в левой руке, на его груди меднолитой крест, материнское благословение. Введение в образ мемориальных вещей, реликвий — характерная особенность иконописи этого времени.

Преподобный Серафим Саровский
1830-е годы. Холст, масло. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

Несмотря на «неканоничный» тип одеяния, появились варианты полного перевода в икону и такого «келейного» извода. Один из них непосредственно связан с Царской семьей: складень-ларец для реликвий, из Александровского дворца Царского Села, созданный около 1903 года.

Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима Саровского
Около 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.

Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи.

В первом издании «Сказаний о подвигах и событиях жизни старца Серафима...», составленных этим самым иеромонахом Иоасафом, упоминается, что старец благословил его растирать краски «для писания икон» на своем моленном камне: «...ныне же вместо меня это послушание исполняют сестры Дивеевской обители, которые, по благодати Божией и по молитвам и благословению отца Серафима, выучились самоучкою этому благодатному занятию, и теперь уже сами, к общему утешению всех, любящих Господа, украшают храм обительский произведениями своего художества, совершенствуясь в нем все более и более».

Справедливости ради стоит отметить, что эти сведения отца Иоасафа нуждаются в дополнительной проверке, так как известно, что сам преподобный Серафим проводил сущностное различие между монахинями-девами и монахинями, вступившими в общину после брака. Для этого он даже специально отделил дев от вдовиц. В супружеской жизни, пояснял старец, женщина часто приобретает специфическую настойчивость, упрямство, которая затрудняет ее духовное руководство. По этой причине он не благословлял девам увлекаться традиционными для женских монастырей ремеслами, требующими большой концентрации (шитьем, живописью и т.п.). Вместо этого дивеевским послушницам рекомендовались разведение цветов, садоводство и те из рукоделий, которые легче сочетать с внутренней молитвой и требуемым эмоциональным настроем. После смерти преподобного вдовы и девы были вновь «слиты» воедино и сделал это никто иной, как о. Иоасаф.

Иконописная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря
Конец 1900-х годов. Фотография. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

Благодаря петербургским связям о. Иоасафа, в 1850-е годы несколько сестер общины обучались «греческой иконописи и мозаическому искусству» в Санкт-Петербурге, где им покровительствовала великая княгиня Мария Николаевна, почетный президент Академии художеств. Дивеевские сестры копировали полотна, выполненные для Исаакиевского собора. Петербургская выучка послужила стимулом для создания в обители собственной живописной мастерской.

Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
Середина XIX века. Саров — Дивеево (?). Камень, грунт, масло.

Первыми образцами творчества сестер, по-видимому, были изображения на осколках того самого моленного камня, на котором преподобный Серафим «боролся с бесами и победил их». Позднее в Дивееве писались иконы различных изводов Иисуса Христа, Богородицы, праздников и целые иконостасы, преимущественно маслом по золоту, изобильно украшенном гравировкой и орнаментом. В начале XX века существовали отдельные помещения для обучения рисунку, левкасной работы, чеканки по грунту и золочения, живописная и иконописная мастерские.

Пигменты, которыми писали сестры Серафимо-Дивеевского монастыря

Судя по многочисленности дошедших до нас произведений, излюбленным сюжетом мастерской вплоть до начала XX века являлся образ святого на пути в пустыньку, в разных вариантах. Обычно писали голубой фон, переходящий к горизонту в розовый, каменистый позем с травами, условные маленькие деревца, выполненные аккуратными и меткими движениями кисти. Типичная для XIX столетия «гладкопись» в света́х оживлялась пастозными мазками. Сестры особый вкус к белому цвету, чувствовали его светосилу. На холстах надписи и нимбы почти всегда выполняли разбеленной жёлтой.

Преподобный Серафим Саровский на пути в пустыньку
Последняя треть XIX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло.

К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года — закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Одной из немногих дивеевских сестер, доживших до восстановления обители была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного.

Часть сруба кельи преподобного Серафима Саровского, с его изображением в келье
Вторая треть ХХ века. Монахиня Серафима (Булгакова). Дерево, масло. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

МОЩИ

После закрытия монастыря мощи святого несколько десятков лет пролежали в Музее истории религии и атеизма. По рассказам сотрудников, это была простая картонная коробка с надписью СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. В 1991 году верующие добились выдачи и перезахоронения мощей.
Поэт Сергей Калугин вспоминает: «Как состоялось перенесение мощей Св.Серафима? Св.Серафим напророчил, что когда его обретут и понесут обратно, то будут «петь Пасху летом». Пасху летом сроду никто никогда не пел. Когда же мощи действительно переносили — то стояло именно лето. И народ, провожавший мощи, который знал о пророчестве, некоторое время благочестиво подождал — не донесётся ли откуда обещанное песнопение. Оно не донеслось. Что, в общем, неудивительно. И тогда все помялись, да грянули Пасхальные. Ибо.
В результате образовался такой причинно-следственный парадокс, что куда там Брэдбери. Народ пел, поскольку знал о пророчестве, да. Так, что вроде никакого чуда нет. Но пророчество-то сбылось! Значит — это было настоящее пророчество, а не тюлька какая--то! И чудо имело место!»

Остается только добавить, что пророк не прогнозирует будущее, а, скорее, заклинает его: «Будь!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иконописцы любят изображать преподобного Серафима кормящим медведя, но этот сюжет типичен в ряду других святых. Гораздо показательней следующая сцена: однажды в поисках Преподобного сестра Ксения Кузминишна наткнулась на него, сидящего на сваленном древе. Ксения подумала: «Что бы батюшка дал отдохнуть, как я устала...». Серафим поманил ее к себе и приказал сесть на кочку, а сам примостился ниже, склонивши голову ей на колени. Как вспоминает сестра, Серафим попросил поискать у него вшей. «А головка-то у него грязная, сколько земли, сору, так он и уснул».
Священник, старец, пророк, спящий на коленях у девушки-послушницы. А рядом - вывороченное вековое древо - пока никем не изображенное иконное клеймо.

) - иеромонах Саровского монастыря , один из наиболее почитаемых русских святых . Основатель и покровитель Дивеевской женской обители . Прославлен Российской церковью в по инициативе царя Николая II .

Правило преподобного Серафима Саровского

Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия.
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное ныне
как «Правило преподобного Серафима».
Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий
должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, «Символ веры» единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».
А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает.
При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А «Символ веры» заключает в себе все догматы Православной веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это
правило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания:
«Всяк, ижеаще призовет имя Господне, спасется»
(Деян. 2, 21; Рим. 10,13)


15 января церковь отмечает день кончины (1833 год) и второго обретения мощей Серафима Саровского. Второй раз его мощи были обретены в 1991 году в запасниках Музея истории религии и атеизма в Петербурге, а первый раз - летом 1903 года при стечении 150 тыс. почитателей святого и с участием самого императора, по инициативе которого было проведено это мероприятие.

Будущий святой родился 1754 году в Курске в семье купца Исидора Мошнина. При крещении получил имя Прохор. Его отец брал подряды на строительство. В 1752 году он начал строить в Курске храм преподобного Сергия, а в 1762-м, не достроив, скончался. Дело продолжила его жена Агафья. Она лично наблюдала за ходом работ. Маленький Прохор её часто сопровождал. Однажды подрядчица с сыном (ему тогда было семь лет) поднялась на колокольню и так увлеклась, давая распоряжения, что не заметила, как мальчик отошёл в сторону, свесился через перила и вдруг - полетел. Когда мать спустились с колокольни, Прохор уже стоял на ногах совершенно невредимый.


Разумеется, это истолковали как знак. А вот и ещё один. В десять лет мальчик заболел, да так серьёзно, что домашние уже и не надеялись на выздоровление. Однажды Прохору явилась во сне Богородица и обещала посетить и исцелить. Через некоторое время в городе был крестный ход со знаменитой Курской Коренной Богородицей. Икону несли по той улице, где стоял дом Мошниных, и вдруг пошёл сильный дождь. Спасаясь от него, богоносцы завернули во двор Агафьи, которая - вот случай! - приложила больного сына к иконе. И он пошёл на поправку. Хитрый ход таинственных сил. После этого Прохор стал думать о монашестве. В 1776 году он отправился в Киево-Печерскую лавру к старцу Досифею, который посоветовал ему Саровский монастырь. В 1778 году молодой человек стал послушником, а впоследствии (в 1786 году) постригся в монахи и получил имя Серафим.

Поступив в монастырь, он заболел чем-то вроде водянки. Всё тело раздулось, с постели не встать. Эти мучения длились года три, а в 1783 году больному явилась Богородица и, обратившись к сопровождавшим её апостолам Иоанну и Петру, сказала: «Сей - от нашего рода». Дальнейшее Серафим воспоминает так: «Правую-то ручку, радость моя, положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима». Болезнь отступила.


Серафим известен прежде всего как отшельник. В 1794 году он ушёл в глубину саровских лесов и провёл там пятнадцать лет. Иногда его навещали монахи, был случай, когда напали разбойники, но в основном-то он жил совершенно один. Общаться приходилось главным образом со зверями, птицами и лесными духами. Вообще уходить в леса было в духе того времени. После погрома Святой Руси, учинённого Екатериной Великой в 1864 году (), у некоторых русских людей появилась потребность уходить в леса, предаваться аскезе. Их было не так уж и много, но они оставили заметный след в русской духовной истории (см. ). Серафим стал самым известным из таких подвижников. Выйдя в 1810 году из леса, он продолжал свои подвиги: провёл пятнадцать лет в затворе, и первые пять из них - в полном молчании.

В ноябре 1825 года на берегу речки Саровки неподалёку от монастыря ему снова явилась Богородица. Сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Кто такая Агафия? Речь тут не о матери святого, а о совсем другой женщине, Агафье Семёновне Мельгуновой, богатой дворянке. Овдовев, она хотела уйти в монастырь, но на руках у неё была маленькая дочка. Что делать? Желая получить добрый совет, она отправилась в Киев, где ей явилась Богородица. Иди, говорит, в землю, которую я тебя укажу, там будет великая обитель, мой четвёртый удел. Богородица имела в виду четвёртый после Иверии (Грузии), Афона и Киева удел, где она по преимуществу обитает. В общем, Мельгунова отправилась странствовать.

Серафим угощает медведя


Как-то на пути в Саров (в пятнадцати километрах от него) она присела отдохнуть возле церкви в селе Дивееве. Забылась. И - снова видение. Богородица сказала: «Вот это место». Дело было в 1760 году. Побывав в Сарове, Агафья вернулась к месту видения и поселилась неподалёку. Вскоре умерла её дочь. Мельгунова поняла это как ещё один знак. В 1765 году она окончательно поселилась в Дивееве. На месте видения построила каменный храм во имя Казанской иконы. А рядом, на земле, которую пожертвовала одна помещица, - кельи. Это и стало началом Дивеевской Казанской общины.

Александра (это монашеское имя Агафьи) умерла летом 1789 года. Когда она была при смерти, в Дивееве случайно оказались настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха - Исайя и Серафим. Умирающая просила их не оставлять без попечения место, указанное Богородицей. Пахомий поручил это дело Серафиму, который с тех пор так ни разу и не побывал в Дивееве. И вот по прошествии тридцати шести лет ему является Богородица и упрекает за нерадивость. А потом в мельчайших деталях объясняет, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Серафим начал это осуществлять.

В то время настоятельницей Казанской обители была матушка Ксения, женщина ужасно строгая. Монашки у неё буквально голодали. Когда Серафим об этом узнал, он вызвал к себе сестру-стряпуху и сделал ей грозный выговор. Закончил так: «Нет, матушка, нет тебе моего прощения». И бедная женщина вдруг заболела и умерла. Такова сила слова человека, скопившего энергию духа годами аскезы.

Прижизненный портрет Серафима


Вернувшийся из затвора Серафим был уже не тот человек, что ушёл в него. Да и остался ли он человеком? Уж скорей он стал духом, сгустком энергии, действующей как стихия, не считающаяся с людским. Николаю Мотовилову Серафим говорил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Пост, молитва, добрые дела и прочее - это только средство для такого стяжания. Так получается: «Стяжание всё равно что приобретение, ведь вы разумеете, что значит стяжание денег». Мотовилов не понял. Тогда Серафим взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божьем с тобою!» И весь заискрился. Мотовилову больно смотреть: «Из глаз ваших молнии сыплются». Это - буквально. Так что же удивляться тому, что кто-то мог невзначай умереть, попав под горячую руку духа.

За тридцать лет стяжания Серафим накопил такую энергию, что мог творить чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и т.д. В частности, он исцелил помещика Михаила Мантурова, болевшего воспалением ног. А исцелив, предложил послужить святому делу. Тот согласился и стал как бы третьей рукой Серафима, обустраивающей Дивеевскую общину. Мишеньке (так его звал святой) пришлось продать имение, а на вырученные деньги купить участок земли рядом с Казанской церковью и пристроить к ней церковь Рождественскую для новой общины.

Дивеево. Стоящие стена к стене Казанская (на переднем плане) и Рождественская церкви // Фото Олега Давыдова


А создание этой общины началось со строительства ветряной мельницы, от которой по замыслу Серафима (а точнее, Богородицы) девицы должны были питаться. Потому общину и стали называть Мельничной. Изначально в ней было двенадцать насельниц, по числу апостолов, а скорее всего, . Восемь из них пришли из Казанской общины. В том числе и младшая сестра Мантурова Елена, которую Серафим назначил начальницей.

Какое же отношение имеет прекрасная еврейская девушка к сельскому хозяйству зоны рискованного земледелия? Очень косвенное. Взглянем на икону Успения. На ней изображена лежащая женщина и мрачный бог с маленькой девочкой, явившийся из дыры в пространстве (мандорлы, хода, ведущего на тот свет). Знатоки объяснят, что это умершая Мария и Иисус, держащий на руках её душу. Но такое толкование не обязательно. Например, древний грек наверняка бы узнал в этом боге Аида (царя мёртвых), уносящего девочку.

Когда строят что-то серьёзное, в основу должна быть положена жертва (которая так и называется: строительная). Похоже, и сам Серафим, упавший с колокольни, должен был стать такой жертвой. Иван Сусанин лёг строительной жертвой при домостроительстве дома Романовых (). Девочки Вера и Люба (эту историю я на «Часкоре») легли в основание Шамординской общины. Сам Иисус Христос лёг «во главу угла» при основании Церкви. В основание четвёртого удела Богородицы тоже была положена жертва. Причём не одна.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Жёлтый храм Александра Невского, зелёный Троицкий собор, белый Преображенский. Справа видна Канавка Богородицы, одна из главных святынь Дивеева // Фото Олега Давыдова


В 1829 году, когда был уже готов храм Рождества Христова, Серафим велел строить под ним нижний храм - в честь Рождества Богородицы. Стали копать, в результате фундамент ослаб. Для укрепления надо было поставить четыре столба. Батюшка пришёл в восторг: «Во, во, радость моя! Четыре столба - четверо мощей! Радость нам какая!» Елена - одна из жертв, лёгших в основание храма. За три года до неё, таская камни на стройке, надорвалась и умерла совсем ещё девочка Марфа (Милюкова). Третья жертва, разумеется, матушка Александра (Агафья Мельгунова). Мощи всех трёх сейчас лежат в храме Рождества Богородицы. Но кто же четвёртая? Может быть, это сам Серафим. А может, дочь матушки Александры, которая (безымянная девочка) первой приняла смерть в этом страшном месте.

После смерти Серафима в Саровском монастыре нашёлся человек, который стал претендовать на попечительство над Дивеевской общиной. Звали его Иван Тихонов. Он не имел никаких особых заслуг, был просто послушником. Но он был блестящим интриганом. Понимая, что дивеевские насельницы отнюдь не жаждут иметь самозваного попечителя, Тихонов придумал объединить Мельничную и Казанскую общины. А там под шумок поставить свою настоятельницу и действовать через неё. Эти усилия вызвали затяжной скандал и привели к тому, что заветы Серафима были забыты. Была даже заброшена знаменитая Канавка Богородицы, которую святой велел вырыть вокруг территории Мельничной общины и которой придавал особое мистическое значение: «Канавка эта - стопочки Божией Матери».

Канавка Богородицы. Вдоль неё проложена дорожка, по которой паломники ходят с молитвой // Фото Олега Давыдова


Дивеево лихорадило почти сорок лет. Говорят, что Серафим изначально задумал это искушение для укрепления духа общины. Возможно. Во всяком случае, он знал о грядущем скандале и мистически им руководил из-за гроба. Самая острая стадия склоки пришлась на 1861 год, когда в Дивеево приехал нижегородский епископ Нектарий. Нужно было превратить общину в монастырь и сменить игуменью. Сестры сочли это интригой Тихонова и возмутились. Особенно хорошо показали себя две юродивые - Прасковья Семёновна (сестра вышеупомянутой Марфы) и Пелагея Ивановна. Первая приняла на себя подвиг юродства перед самым приездом Нектария (но по прямому указанию Серафима, данному много лет назад). Что же касается Пелагеи, то не знаю, как мог Достоевский не написать роман об этой удивительной женщине. В миру её считали безумной. А в Дивееве открылось, что она не просто нарушает обывательские нормы, но одержима духом.

На этом снимке виден весь Дивеевский монастырь. Красным пунктиром показана Канавка Богородицы


Так вот, Параша с Пелагеей вплотную взялись за Нектария, явившегося в Дивеево. Что тут началось! Битьё стёкол, перекрикивание с разных концов обители: «Второй Серафим, Пелагея Ивановна! Помогайте мне воевать! Стойте за истинную правду!» В довершение ко всему Пелагея дала епископу по физиономии, а Прасковья после его отъезда умерла (как и предсказывал Серафим). Это был жест. Нектария трясло, но он гнул свою линию. В конце концов хлопотами Мотовилова, дошедшего до самых высоких кабинетов, в монастыре всё устроилось так, как хотели Прасковья с Пелагеей, действовавшие от имени Серафима. Настал мир, и монастырь стал расти, богатеть.

Слева направо: святые Александра (Мельгунова), Марфа (Милюкова), Елена (Мантурова), Пелагея (Серебренникова)


Дивеевские юродивые славились на всю Россию. На смену Пелагее пришла Прасковья Ивановна. Эта женщина больше известна под именем Паши Саровской. Бывшая крепостная, она тридцать лет прожила в лесной норе. Изредка приходила в Дивеево. Когда в 1879 году Пелага умерла, Паша поселилась у монастырских ворот. Считается, что именно Пелагея поставила Пашу в Дивеево. Точно так же, как Серафим поставил туда саму Пелагею. Пелага - второй Серафим, Паша - третий. Она была убийственно прозорлива. Когда в 1903 году в первый раз обретали мощи Серафима (о втором обретении его мощей ), в Дивеево приехал Николай II, встретился с Пашей. Та всё ему предсказала: и революцию, и гибель династии… Императрица не поверила. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».

Царская семья перед Серафимом. По правую руку от Николая сидит Паша Саровская. Картина священника Сергия Симакова


За Троицким собором (на месте могил Пелагеи и Паши) в советское время был пивной ларёк. Там среди забулдыг часто сиживали на лавочке Пелагея, Паша и Мария (которая приняла эстафету юродства после Пашиной смерти). Ларёчницу эта загробная троица весьма напрягала, а алкашам - хоть бы что… И сейчас в интернете периодически появляются снимки призрачных фигур за Троицким храмом. Погуглите.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме