Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конституционный суд признал законными антинародные взносы за капремонт. Жалоба думской оппозиции отклонена

Программа капитального ремонта вызвала возмущение граждан на всей территории Российской Федерации. Люди интересовались, будет ли целевым расходование собранных средств, называли программу новым способом обманывать простой народ и набивать карманы чиновников. Под сомнение попало подчинение сборов закону, когда была подана жалоба в Конституционный Суд. Какой ответ был дан этой судебной инстанцией после того, как дело о капремонте рассмотрели судьи во главе с председателем?

Вопрос неоднократно поднимался в СМИ и, наверняка, будет обсуждаться в 2019 году. Поэтому необходимо разобраться в том, как работает программа в сфере капремонта, обязательно ли платить по счету, который относится к «общему котлу», чем обосновано введение новых сборов в дополнение к имеющимся немалым счетам за «коммуналку».

Суть нововведений

Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены Федеральными законами № 271 и 417. Поправки конца 2012 года ввели для собственников квартир плату на капитальный ремонт общедомового имущества. Жильцы не понимали, за что им придется платить, обращались с жалобами на телевидение, устраивали митинги. Но изменения были приняты, и программа начала действовать.

В каждом субъекте Российской Федерации были созданы региональные операторы (РО), собирающие деньги на капремонт многоквартирных домов (МКД) и осуществляющие необходимые ремонтные работы. Сумма сборов, безусловно, зависит от квадратных метров квартиры. По закону местные власти вправе устанавливать наименьший тариф для жильцов, меры господдержки на капремонт, проводить контроль технического состояния МКД.

Программа конкретного субъекта Российской Федерации должна содержать список жилых домов во всем регионе с указанием сроков проведения работ различных видов. Не входят в список некоторые дома (аварийные, под снос, на две квартиры) и частные коттеджи, а также МКД, износ конструкции которых более 70 %.

Ремонтным работам за счет взносов подлежат следующие элементы:

  • общедомовые инженерные системы (электричество, газ, отопление, водоснабжение и водоотведение);
  • лифты и шахты;
  • крыша;
  • подвалы;
  • фасад;
  • фундамент.

Возможно расширение списка по требованию власти субъекта Российской Федерации. Финансовые средства должны аккумулироваться на счете РО, либо на счете самого МКД его жителями.

К действиям РО относится:

  • выставление платежек собственникам жилья в МКД;
  • выбор подрядчика для проведения ремонта;
  • составление проектно-сметной документации;
  • финансовое обеспечение, контроль и прием выполненных работ.
Деятельность РО контролирует жилищная инспекция.

Деятельность Конституционного Суда

Конституционный Суд России (КС РФ) имеет право осуществления судебной власти с помощью конституционного судопроизводства. Следует подробнее узнать о его работе, чтобы лучше понять правомерность позиции Суда о деле по капремонту. Он призван обеспечивать конституционную защиту граждан и страны по нормам Конституции и принятых ФКЗ. Конституционное судопроизводство отличают следующие характеристики: судьи Конституционного Суда независимы в своих решениях, судебное заседание идет устно, непрерывно с использованием языка указанного производства.

Механизм, в котором действует конституционное судопроизводство, установлен Конституцией, ФКЗ и Регламентом. Полномочия Конституционного Суда РФ - принятие решений в пленарных заседаниях, когда судьи Конституционного Суда обеспечивают явку в количестве 2/3 от общего числа, в заседаниях палаты - не менее ¾.

Конституционный Суд России появился в 1991 году, в 1994-м изданным ФКЗ № 1 устранялись все выявленные нарушения в его работе, раскрывались все принципы. Полномочия Конституционного Суда - соблюдение в Российской Федерации норм Конституции всеми лицами без исключения для защиты общества.

От разбирательств в обычной судебной инстанции Конституционное судопроизводство отличают:

  • решение Конституционного Суда нельзя обжаловать, процесс длится недолго, что заставляет стороны представлять все аргументы, не оставляя их на другое время;
  • судьи Конституционного Суда разрешают ситуацию в той мере, в которой она может оказывать влияние на оценку конституционности оспариваемых правовых актов. Роль адвоката - предоставить убедительные правовые и научные доводы, моделировать научно-обоснованную ситуацию, чтобы конституционное судопроизводство послужило нахождению оптимального решения вопроса, которое устраивает закон;
  • представителем стороны может быть человек с юридическим образованием, кроме адвокатов;
  • нет механизма исполнения решения, которое приняли судьи Конституционного Суда. Госструктуры должны добровольно подчиняться такому решению, либо дело переходит в другую судебную инстанцию для получения решения, требующего исполнения;
  • конституционное судопроизводство призвано защищать публичные интересы. Требования оспорить какое-либо положение закона могут выдвинуть отдельные лица, однако решение повлияет на судьбу большого количества людей в похожей ситуации.

Судьи Конституционного Суда во главе с председателем могут рассматривать дела о толковании Конституции и ФКЗ, соответствии ей всех нормативных правовых актов, дела о соответствии того или иного закона Конституции по жалобам граждан, выдвижение обвинения к Президенту РФ и иные. Пример рассмотрения дела в КС РФ - вопрос по капитальному ремонту.

Выводы по капремонту

ФКЗ № 1 устанавливает, что судьи Конституционного Суда в количестве 19 человек назначаются Советом Федерации. Главой Суда выступает председатель, на его должность выбирается один из судей (ст. 23 ФКЗ). Председатель и два его зама выбираются на 6 лет, после чего происходит переизбрание либо на должность назначаются те же лица.

Чаще всего КС РФ выносит постановления по обращению граждан и юридических лиц, иногда по обращению судов, депутатов, парламентов. После начала действия программы по капитальному ремонту, некоторые депутаты решили обжаловать введенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации о капремонте. По их мнению, принятый Федеральный закон противоречит ФКЗ и Конституции. Это пример дела, рассматриваемого КС РФ, а не в другой судебной инстанции.

Заявление было подано в Конституционный Суд России. Председатель заседания В.Д. Зорькин, который много лет занимает эту должность. Лица заявили, что взносы на капитальный ремонт неправомерны, первоначальный ремонт должно производить государство, работа региональных операторов нарушает права собственников, так как оператор может произвольно распоряжаться деньгами, нет прозрачности его работы. Такие нововведения требуется признать не соответствующими Конституции, а именно ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 35, ч. 1 ст. 40, ст. 57.

Требования обращения судьи Конституционного Суда рассмотрели 12 апреля 2019 года. Суд указал на то, что собственники обязаны сохранять общедомовое имущество в хорошем состоянии. Взносы - это не налог, так как их расходуют с определенной целью. Дома, требующие ремонта в момент приватизации квартир собственниками, должны ремонтироваться в первую очередь. На их ремонт дополнительно могут выделяться средства из бюджета.

Если собственники не приняли решение о формировании фонда, то муниципалитет может определить вид взносов самостоятельно (обычно дом приписывается к общему фонду). Однако жители должны быть осведомлены о порядке финансирования капремонта. При невыполнении этого требования собственники могут изменить порядок оплаты и вносить деньги исключительно на счет своего МКД.


Внесение средств на общий счет также не противоречит Конституции и ФКЗ. Эта система оправдывает себя тем, что предоставляет возможность выполнять необходимый перечень работ в зданиях, требующих срочного ремонта в результате аварий и других происшествий. Какие МКД нужно привести к нормальному состоянию в первую очередь, РО должен определять исходя из их состояния. Если же решения принимаются необъективно, жители могут обжаловать их в судебной инстанции.

Закон обязывает устанавливать прозрачность работы фонда, местные власти несут ответственность перед жильцами в случае прекращения деятельности организации. Решение Конституционного Суда должно быть исполнено, но не закрепляется исполнительным листом, а подразумевает добровольное исполнение.

Чем оправдан сбор денег

Изучив принятое постановление, можно понять, что граждане в 2019 году могут выйти из «общего котла», если это было не их решением, что нужно подтверждать судебной проверкой.

Итак, судьи Конституционного Суда во главе с председателем признали капремонт и его процедуру законной, введенные положения соответствующими Конституции. При этом были сделаны некоторые уточнения по работе региональных операторов и контролю за их деятельностью.

Что делать гражданам с платежками в 2019 году? Плата за капремонт не очень велика, однако, учитывая все платежи в системе ЖКХ, получается прилично. Поэтому новая графа в платежках так возмущает жильцов вместе с самой системой сбора взносов в «общий котел». Такой сбор наравне с поборами в сфере ЖКХ развязывает руки к хищениям денег для тех, кто занимает определенную должность в фонде.

Оправданы ли взносы на капремонт в 2012–2019 годах? Дело в том, что 85 % жилых помещений в МКД - это частная собственность, а значит, государство больше не отвечает за капремонт общего имущества таких домов. Обязанность поддерживать дом в нормальном состоянии лежит на собственниках уже давно, а поправки в Жилищный кодекс лишь сформировали отлаженный механизм.

Платить или не платить взносы в 2019 году


Чтобы граждане определили для себя, платить или нет за капитальный ремонт в 2019 году, необходимо описать основные характеристики в системе капремонта.

  1. Плата обязательна для всех собственников жилья в МКД.
  2. Размер взноса установлен для каждой области, края, республики, АО Российской Федерации. Тариф за 1 кв. м увеличивается малыми дозами, что объясняется инфляцией и ростом цен на ремонтные работы. Пример: в 2019 году минимальный тариф будет составлять в Амурской области 7,9 руб., в Архангельской области - 7,16 руб., в Якутии - 3,6 руб.
  3. Сумма взноса равна числу квадратных метров площади квартиры, умноженному на установленный тариф за 1 кв. м. Пример: Оренбургская область, 2019 год, дом с лифтом свыше 6 этажей - тариф 7,42 руб. Площадь квартиры 56 кв. м. Пример расчета ежемесячного платежа: 7,42 × 56 = 415,52 руб.
  4. Взносы должны оплачиваться по такой системе не только жильцами, но и владельцами нежилой недвижимости в МКД - магазинов, салонов красоты, офисов и т.д.
  5. Для финансирования деятельности подрядчика в сфере капремонта взносы собираются на счете МКД или оператора.

Ввиду требования поправок и постановления КС Российской Федерации капремонт проводится в порядке очереди, а для расчета тарифа за 1 кв. м площади учитывают возраст МКД, наличие лифта.

Требования к первоочередности предполагают составление списка всех МКД и проводимых в них работах. Порядок очереди состоит из следующих данных:

  • года сдачи дома в эксплуатацию;
  • даты выполнения последнего капремонта;
  • процента собранных денег от требуемой суммы.

Также в каждом населенном пункте должен быть составлен план ремонта конкретных МКД. Этот план должен быть доступен всем, чтобы жители знали, будет ли отремонтирован их дом в 2019 или последующих годах, из каких работ состоит планируемый ремонт. Чтобы избежать проблем с судебной системой и не нарушать закон, взносы придется платить исправно и за 2019 год, и за другие.

Можно ли изменить способ сбора денег


К вариантам по сбору денег относится перечисление на счет МКД либо на счет РО. Жильцы должны были на общем собрании определить, какой способ сбора им подходит. Если собственники не заявили о своем решении, то закон разрешал РО выставить платежки для сбора на общий счет.

Однако постановление Конституционного Суда, ссылаясь на Конституцию и ФКЗ, определило, что граждане могут изменить порядок, установленный без их согласия. При этом факт того, что их никто не спросил, нужно доказать в судебной инстанции.

Особенности сбора в «общий котел»:

  1. План очереди составляет региональный оператор. Возможно, сроки будут устанавливаться не совсем по требованию, так как в деятельности оператора будет большое количество МКД, и уследить за всем не получится.
  2. Оператор выполняет все требования к проведению программы - выбирает банк, ищет подрядчика, контролирует качество проведенных работ.

Особенности сбора средств на счете МКД:

  1. Размер взноса утверждается не ниже тарифа, установленного в регионе Российской Федерации в 2019 году, но может быть увеличен по согласию всех жильцов.
  2. Список работ, сроки их проведения в доме должны составить сами жильцы.
  3. Счет в банке открывает один из собственников. Туда будут перечисляться средства.
  4. Выбирать подрядчика, следить за качеством проведения работ придется жителям или тому, кого они назначат.

Очевидно, что при перечислении денег в общий фонд, всю работу возьмут на себя специалисты, назначенные на определенную должность в фонде. При желании всех жителей МКД можно изменить порядок сбора средств. Главное - соблюдать закон, а КС РФ во главе с председателем определил, что взносы законны и не нарушают требования Конституции и ФКЗ. Но тогда жителям потребуется выбрать активную группу, которая возьмет на себя все организационные вопросы.

Суды в России уже вынесли сотни решений в пользу собственников жилья по вопросу капремонту. Иски граждан удовлетворены на десятки миллиардов рублей. Такие колоссальные размеры расходов уже сейчас не под силу местным бюджетам – они просто не в состоянии исполнить судебные решения, что может привести к банкротству целых городов. Конечно, если не придет помощь из федерального бюджета.

Напомним, что и Верховный суд РФ, и Конституционный Суд РФ уже достаточно ясно выразили свою позицию, что за государством сохраняется перед жителями обязанность по капремонту в домах, в которых уже требовался капремонт на момент приватизации в нём квартир. В таких домах сначала капремонт должен сделать прежний собственник – т.е. муниципалитет (государство), а уж последующие капремонты лягут на плечи собственников, которые приватизировали квартиры в таких домах.

Причем такие дома в первоочередном порядке должны включаться в соответствующие региональные программы по капремонту.

А что на практике?

К примеру, в одном только Омске люди выиграли в суде дела по капремонту на сумму более 13 миллиардов рублей. И это при том, что весь годовой бюджет Омска – порядка 15 миллиардов. Получается, что решения суда есть, а исполнить их в установленные сроки орган власти пока не могут.

Для исполнения судебных решений по капремонту местным бюджетам просто необходима помощь из федерального бюджета. И омские депутаты уже готовят законопроект для внесения в Госдуму, чтобы этот вопрос урегулировать – распределить финансовую нагрузки между муниципалитетами и центром.

Аналогичная ситуация в Барнауле, Хабаровске, Ижевске, Владивостоке. Эти города могут просто не потянуть бремя исполнения судебных решений по искам собственников многоквартирных домов. Ситуация по капремонту сложилась просто критическая: более тысячи удовлетворенных исков, десятки миллиардов долга местных бюджетов.

Но и жители – обычные люди, собственники квартир не обязаны закрывать на это глаза, прощать долги муниципалитетам, государству. Есть закон – и он должен быть исполнен. Именно поэтому суды становятся на сторону собственников по искам по капремонту.

А что в других городах России – почему волна исков собственников к местным администрациям еще не захватила суды?

Все просто – люди просто не знают, что местную администрацию можно через суд обязать сделать капремонт. А те, кто знает, не имеет достаточной подготовки для обращения в суд. И конечно фактор лени – населению часто кажется, что придет герой и решит за них проблему, сам обратится в суд, сам все организует, наймет юриста, будет тратить свое время, добьется справедливости для всех. Но таких героев дефицит. А потому во многих городах пока затишье, никаких судебных споров по искам о капремонте нет.

Стоит заметить, что хотя в бюджетах городов часто и нет денег на исполнение решений суда по капремонту, это не значит, формулировка «денег нет» может все оправдать, а об исполнении решений суда можно забыть. Европейский суд по правам человека не допускает произвола в этом вопросе – отсутствие денег у государства – не повод для неисполнения судебных решений.


12 апреля на сайте КС РФ наконец-то появилось итоговое решение по поводу проверки на конституционность статей Жилищного кодекса РФ о взносах на капремонт. Сразу скажем: чуда не произошло, и взносы на капремонт не отменили. Однако из огромного постановления можно извлечь пару полезных моментов. Что говорит Конституционный суд по поводу взносов на капремонт?

1. Взносы на капремонт соответствуют Конституции.

Для всех, кто не верил: статья 169 ЖК РФ, в которой сказано, что все собственники обязаны платить ежемесячные взносы на капремонт, не противоречит Конституции. Право собственности на квартиру — это не только приятное (владение, пользование и распоряжение), но и неприятное (бремя содержания своего имущества). В многоквартирном доме в довесок к своим 33 квадратным метрам вы получаете в собственность и общее имущество МКД. Соответственно, должны платить и налоги на это общее имущество (за земельный участок под домом), и нести издержки по его содержанию (в т.ч. платить за капремонт).

2. Взносы на капремонт не являются еще одним налогом.

4 основных различия между взносами на капремонт и налогами:

  • Налоги собираются на обеспечение всевозможных расходов государства, взносы же за капремонт идут на оплату конкретных работ и услуг по ремонту общего имущества конкретного дома, что отвечает интересам жителя этого дома Василия Пупкина, а не обитателей Кремля и Госдумы.
  • Налоги не имеют конкретного целевого назначения — грубо говоря, идут и на ремонт дорог, и на медицину. У взносов на капремонт есть четкие цели расходования — они перечислены в ч.1 ст.174 ЖК РФ.
  • Взносы за капремонт не перечисляются в бюджет (как налоги), а идут либо на индивидуальный счет дома, либо на счет регионального оператора капремонта. Собственниками собранных взносов являются все владельцы квартир в данном МКД.
  • Взносы на капремонт носят возмездный характер, поскольку взамен каждый из собственников получит отремонтированный дом. Налоги же перечисляются в бюджет безвозмездно, просто так. То есть вы можете платить налоги, но не обязательно воспользуетесь бесплатной медициной или бесплатным образованием.

3. Сбор взносов не отменяет обязанности государства провести капремонт.

Это касается тех домов, которым требовался капремонт на момент приватизации, и записано в ст.16 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»: в отношении домов, требующих на момент приватизации капитального ремонта, за бывшими наймодателями сохраняется обязанность проводить капремонт. Статью никто не отменял, она действует, то есть государство / муниципалитет обязаны сделать один капремонт приватизированного дома за свой счет. Все последующие капремонты таких домов уже будут осуществляться за счет самих собственников квартир.

КС пишет, что эти дома нужно включать в региональную программу капремонта в первоочередном порядке и выделять средства на их ремонт из бюджетов всех уровней. Хотя порядок исполнения этой обязанности по проведению ремонта требует конкретизации.

Важно: непроведение капремонта МКД бывшим наймодателем не освобождает собственников квартир от уплаты взносов на капремонт. Муниципалитеты и государство, которые владеют квартирами в МКД, также обязаны платить за них взносы на капремонт.

4. О собственниках квартир — «молчунах».

Что делать, если собственники квартир в МКД в установленные законом сроки не выбрали вариант накопления взносов (индивидуальный счет дома или общий котел) или приняли решение, но не исполнили его? На этот случай законодательство дает органам местного самоуправления право принять решение за дом и сформировать его фонд капремонта на счете регионального оператора.

Если муниципалитет принял все необходимые меры по информированию жильцов, это правило не противоречит Конституции. Если же муниципалитет такую информацию до жильцов не довел, и в доме еще не был проведен капремонт, жильцы могут по суду досрочно изменить порядок внесения средств и собирать взносы на счет дома.

5. Как уйти от общего котла на спецсчет.

Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут в любой момент. Достаточно принять соответствующее решение на общем собрании. Исключение — когда у дома имеется непогашенная задолженность по оплате уже выполненных работ по капремонту, по кредиту или займу.

В течение 5 дней решение надо направить региональному оператору. Однако вступит в силу оно лишь через 2 года. Более короткий срок может быть установлен региональным законодательством. На данный момент таким правом воспользовались лишь 38 субъектов федерации, и в некоторых из них срок уменьшен до 2-6 месяцев. После вступления решения в силу региональный оператор в течение 5 дней обязан перечислить все накопленные домом средства на его спецсчет.

6. Общий котел не противоречит Конституции.

Чем отличается формирование фонда капремонта на спецсчете и в общем котле? При выборе спецсчета собственники сами накапливают нужную сумму и сами занимаются организацией работ по капремонту. При накоплении денег в общем котле организацией капремонта занимается региональный оператор по утвержденной в регионе программе капремонтов.

Централизованный сбор средств помогает региональному оператору своевременно находить средства на проведение ремонтов, в т.ч. для неотложных капремонтов в аварийных домах. У жильцов отремонтированного дома сохраняется обязанность платить взносы за капремонт. За счет них в общий котел будут возвращаться потраченные средства других домов.

Если жильцы считают, что очередность проведения ремонта определена необъективно (без учета состояния дома), тогда они могут оспорить ее в суде. Еще КС напоминает, что региональные операторы капремонта не имеют права тратить средства из общего котла на свои административно-хозяйственные расходы — такой цели расходования нет в ч.1 ст.174 ЖК РФ.

Окончательно и не подлежит обжалованию, вступило в силу с момента провозглашения.

12 апреля 2016 года Конституционный Суд РФ защитил права жильцов при реализации программы капитального ремонта. Дело о проверке конституционности части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации по запросам групп депутатов Государственной Думы было рассмотрено 3 марта 2016 года.

История вопроса

В 2012 году были приняты поправки в Жилищный кодекс, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Размер платы был привязан к площади квартиры. Субъектам Федерации было предоставлено право создать специальные уполномоченные компании – региональных операторов капитального ремонта. Жильцы дома могли выбрать один из двух вариантов финансирования – либо вносить деньги на специальный счет (только на ремонт своего дома), либо перечислять их региональному оператору (в так называемый «общий котел»). Данные положения Жилищного кодекса были оспорены двумя группами депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд объединил их запросы в общее производство.

Позиция заявителя

Заявители считают взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство. Они обращают внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). Авторы запроса считают, что такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об «общем котле», поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами.

Заявители требуют признать данные нормы не соответствующими статьям 2 (часть 4), 15 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Позиция Суда

Конституционный Суд отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.

Введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Для проведения их капитального ремонтаиз бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данногообязательства государства.

Право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капитального ремонта, если сами жильцы уклонились от выбора, не противоречит Конституции. В то же время, местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансированиякапремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома).

Система «общего котла» сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. Исходя из этого, очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояние домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке. Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта.

Начиная с 2014 года в некоторых областях нашей страны, собственники квартир, находящиеся в многоквартирных домах, стали получать квитанции для оплаты по капитальному ремонту. Это вызвало у населения множество вопросов. Более того, некоторые из них актуальны и по сей день. Люди не понимают, какие обоснования есть для таких расходов. К жителям регионов присоединились и собственники квартир Москвы. Всё чаще нам на портал приходят вопрос – соотношение нормы взноса с законодательными положениями, можно ли оспорить платежи и долг по ним через суд и т.д.

В данной статье мы постараемся разобраться, что такое взносы на капитальный ремонт: платить или нет и судебная практика 2019 года.

При возникновении вопросов, как по теме статьи, так и по другим – обращайтесь за бесплатной консультацией к специалистам портала.

Юридическая помощь осуществляется 24 часа в сутки.

Для того чтобы читатель не штудировал жилищное законодательство России, предлагаем ознакомиться с основными аспектами оплаты капитального ремонта многоквартирных домов:

  1. Взносы являются обязательными к оплате.
  2. Размер оплаты в квитанции по капремонту формируются для определенного региона в отдельно порядке. Например, в 15 году тарифы столицы на обязательные взносы составляли 15р/м²; для Питера – 2,5 руб., а для Тюменской области – 20 рублей.
  3. Чтобы посчитать, сколько необходимо оплачивать взносы конкретно для Вашего дома, следует расчеты производить согласно формуле, где площадь жилья (м²) необходимо умножить на установленный размер. Например, в регионе проживания установлен размер в 25 рублей, общая площадь жилья – 45 м², тогда 25 * 45 = 1125 рублей для ежемесячной оплаты по капремонту.
  4. Оплата в фонду капремонта производиться собственниками как жилого помещения, так и нежилого, в том случае, если они расположены в многоквартирном доме.
  5. Те средства, что каждый месяц перечисляют собственники предназначаются для проведения ремонтных работ того имущества, которое находится в общей собственности.
  6. Данные уплаченные средств может зачисляться на счет как регионального фонда, так и на лицевой счет дома.

Обо всех этих нюансах будет написано в данной статье.

Кому платить в фонд капитального ремонта?

Согласно действующим законам взносы на проведение капитальных ремонтных работ многоквартирных работ осуществляются двумя способами:

  1. Деньги перечисляются на специальный лицевой счет дома.
  2. Деньги перечисляются на расчетный счет оператора региона.

Справочная информация: Вариант сбора денежных средств осуществляется на собрании собственников жилья. Но, как правило, такие мероприятия не проводятся, поэтому второй вариант выбирается автоматически.

Однако второй вариант (через регионального оператора) обладает менее выгодной эффективностью, т.к. именно оператор определяет очередь проведения ремонта. То есть, оператор – это структурное подразделение, созданное на местном уровне для решения таких вопросов. Ввиду этого аппарат чиновников местного самоуправления в 2019 году обязан:

  1. Обоснованно выбрать банковское учреждение, где будут находиться собранные финансовые средства.
  2. Установить период проведения капитальных ремонтных работ для каждого многоквартирного дома на той территории, что относится к их контролю.
  3. Установить перечень планируемых ремонтных работ.
  4. Заняться организационными мероприятиями для проведения капремонта, а именно: поиск организаций-подрядчиков, проверка качества, расчет.

Справочная информация: Отметим, что подконтрольных объектов недвижимости для одного оператора – множество. Ответственные лица обязаны знать состояние каждого объекта. Но практика показывает, что такими знаниями они не обладают. Следовательно, не факт, что капремонт дома проводится согласно указанным сроком. Также под вопросом остается, каким образом будут устраняться проблемы.

На основании вышесказанного, можно сделать выводы, что наилучшим выбором счета для перечисления средств на капитальный ремонт жилой общедомовой собственности лучше выбирать первый вариант. Обратите внимание, что создать такой счет можно в шестидесятидневный период, после принятия участия в данной программе. Во всех остальных случаях, средства автоматически идут в счет регионального оператора.

Но при выборе первого варианта, где средства перечисляются на счет МКД, также есть аспекты, которые необходимо учитывать. Так, на общем собрании собственников, следует определить:

  • Сумма взноса, которая не должна быть меньше тарифа, которое установило государство. Но, если жильцы желают, то он может быть увеличен.
  • Составить перечень ремонтных услуг, которые будут производиться за счет взносов.
  • Период оказания ремонтных услуг.
  • Банковское учреждение, в котором будет открыт счет для хранения денежных средств.
  • Кто будет владельцем расчетного счета – это важный момент, т.к. дом не является юр. лицом.
  • Подрядчик, который будет оказывать услуги по проведения ремонтных работ. Также необходимо составить предварительную смету.

Качество проведенных работ оценивается и контролируется либо группой собственников, либо советом дома.

Платить иль не платить – вот в чем вопрос

Еще до 2014 года население платило за коммунальные услуги, невзирая на их планомерное увеличение. Однако реформа ЖКХ в 2019 году стала причиной возрастания этих тарифом на четверть (по среднестатистическим данным). И это происходило совместно с повышающимся ростом безработицы. Именно эти факторы, плюс нестабильная экономическая ситуация в стране, да и в мире, привела к тому, что люди стали считать каждую копейку. Вопросы взносов на капремонт и высокие тарифы «вышли из кухни» на публику. И теперь они обсуждаются в СМИ, как одна из самых волнующих тем для народа.

Однако, не смотря на волнения масс, к нам на портал приходят заявки с просьбой разъяснить, могут ли взыскивать с собственника, если он не платит в фонд капитального ремонта?

Закон на этот счет дает четкий и определенный ответ.

Собственники квартир, находящиеся в многоквартирных домах, в обязательном порядке должны делать взносы на оплату услуг за коммунальные расходы. А взносы на капитальный ремонт являются его неотъемлемой частью.

Это указано в ЖК России в статьях № 153 части 1, №154 пункт 2 части 2.

На основании этого, неплательщики таких взносов могут быть привлечены к ответственности:

  • Начисление пени, которая регулируется ЖК России, а именно статьей №155 части 14.1.
  • Взыскание задолженности через судебные органы, что указано в ГПК России в статье №122 и №131.
  • Наложение запрета выезд из страны, если сумма долга превысит 10 000 рублей – это регулируется ФЗ № 229 от 02.09.07 года.

Безусловно, не каждый российский эксперт одобрят такие штрафные санкции. Например, Могилевская Елена о капитальном ремонте говорит так: «Необходимо использования ГК РФ, а именно статью №702, т.к. заключение договора-подряда на проведение капремонта является добровольным действием. А ежемесячно требовать взносов нельзя». Здесь Елена подразумевает публичный договор и если на основании него, собственник один раз заплатить по квитанции, то это означает, что он согласен с данными условиями. И тогда будет обязан платить каждый месяц.

Но, невзирая на это мнение, собственники не имеют право им руководствоваться, т.е. в законодательстве нет подкрепления.

Юристы портала дают обоснованную консультацию

Взносы, установление на региональном уровне, для капитального ремонта – это обязательная оплата, которая уплачивается также как и услуги на воду и свет. Таким образом, если собственник отказывает перечислять средства, то в последующих квитанциях он обнаружит пени, которые являются обоснованными в Жилищном законодательстве, а именно в статье №155 части 14.1

Для того чтобы взыскать долг, образовавшийся в ходе неуплаты взносов на капитальный ремонт, региональный оператор вправе подать исковое заявление на такого собственника. Безусловно, иск будет направляться не сразу, как правило, за 1-2 месяца просрочки или по причине недоплаченных 50 рублей, не будут подавать в суд. Но, тем не менее, уведомления буду, и пеня также начисляются. А вот, если задолженность превышает полгода, то необходимо готовиться к суду.

Ко всему прочему, необходимо добавить, что судебное разбирательство грозит и тем, кто не платит за коммунальные услуги. На данный момент, статистика такова, что почти миллион человек не оплачивают ни коммунальные услуги, ни капитальные взносы, и при этом живут в спокойствие. Тем не менее, к злостным неплательщикам применяются меры, но, так сказать, массовых судебных тяжб пока не отмечается.

Резюмируя статью, необходимо подвести итог и ответить на вопрос – платить или нет? Ответ однозначен – платить. Ведь банк не спрашивает у человека – хочет он платить по взятой ссуде или нет, так и в этом случае.

Безусловно, можно сознательно отказаться от уплаты взносов. Однако законом предусматривается не только штрафы, но и ограничение в переездах за границу и опись имущества с последующим выставлением её на торги. Отметим, что сначала будут приходить уведомления, потом предварительное оповещение о планируемом судопроизводстве, ну а затем суд и в этом случае придется заплатить больше, чем задолженность.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме