Принципы социального государства и их обоснование. Основные положения и принципы социального государства А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию демократическим федеративным правовым социальным государством. Предметом рассмотрения в данном документе является Концепция социального государства в соответствии со ст. 7 Конституции, которая гласит:
«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 1 .
Разработка Концепции социального государства в Российской Федерации диктуется настоятельной необходимостью теоретического осмысления связанных с этим проблем, создания методологической основы, которая могла бы оказать помощь в практической деятельности общественным объединениям граждан, органам государственной власти и местного самоуправления, субъектам системы социального партнерства по реализации норм ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в том числе внутренних - востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства. Разработка Концепции вызвана и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и практики со странами СНГ, ЕврАзЭс, Союзного государства, многие из которых по своим конституциям являются социальными, а также необходимостью ратификации Европейской социальной хартии.
В настоящей Концепции сделана попытка изложить теоретико-методологические взгляды, принципы и основные механизмы реализации этой одной из важнейших норм российской Конституции.
При разработке Концепции учитывался отечественный опыт и опыт зарубежных стран, в том числе ФРГ, Франции, скандинавских стран, являющихся по конституциям социальными государствами.
Часть I Основные положения и принципы социального государства
Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности.
Социальное государство - самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого на достойную жизнь.
В качестве «права на достойную жизнь» в настоящей Концепции понимается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный, в меру сложившихся социальных стандартов, уровень жизни. Это достигается за счет обеспечения равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, к иному общественному достоянию, за счет чего формируется совместными усилиями высокопродуктивная среда обитания и жизнедеятельности.
Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как:
Солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных;
Здоровые платят за больных;
Трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных;
Обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Эти положения должны быть законодательно закреплены в виде обязанностей государства перед гражданами, а также прав и обязанностей граждан социального государства.
Правовая и социальная государственность - категории однопорядковые и существуют в органическом единстве. Становление социально-правового государства в России должно представлять собой единый, целостный, взаимосвязанный процесс.
Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции правовыми, социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, ка к:
Экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе принципа социального партнерства;
Доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование (спрос, предложение, ценообразование, конкуренция);
Ответственность государства за «игру» рыночных сил, выработку законодательства и соблюдение правил этой «игры», создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
Социальная справедливость и социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
Тендерное равенство мужчин и женщин 1 ;
Участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Практическая деятельность субъектов социальной политики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Конституцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.
1 Принцип тендерного равенства мужчин и женщин во всех областях общественной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием гражданского общества, демократизацией общественной жизни, созданием правового и социального государства.
Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от возможностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить тендерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов.
Критериями для оценки степени социальности государства является также соблюдение:
Права на свободу человека;
Гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»;
Обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
Адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;
Гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
Соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;
Гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести определенную социальную ответственность;
Права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи;
На бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты:
1. В сфере занятости:
- структурная перестройка экономики в интересах всех граждан России, современная кадровая политика;
Повышение экономической активности, направленной на созидание и прогресс;
Обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населения;
Создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социальное партнерство;
Содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству.
В сфере политики доходов:
- создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом;
Обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни;
Установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы;
Социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.
В сфере систем жизнеобеспечения населения:
- сохранение и приумножение жилого фонда и повышение его комфортабельности;
Развитие коммунального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования;
Создание нормальных условий жизни в населенных пунктах, не имеющих постоянно действующих коммуникаций с основной территорией страны.
В сфере социальной защиты населения:
- разработка и осуществление государственной программы борьбы с бедностью;
Создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков;
Реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и социального вспомоществования;
Осуществление социальной защиты семьи, материнства, отцовства и дететва, инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан;
Улучшение демографической ситуации в стране.
В сфере охраны окружающей среды:
- создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека;
Обеспечение экологической безопасности.
В сфере формирования социокультурной среды:
- культивирование в обществе созидательных ценностей;
Повышение цивилизованности социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей;
Повышение роли и качества общего и профессионального образования;
Сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности на основе единства федеральной и региональной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий.
Развитие комплекса отраслей социального обслуживания населения.
Социальное партнерство является важнейшим инструментарием социального государства при согласовании противоречивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству, органично включается в содержание понятия «социальное государство», в его теорию и практику.
Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.
Во-вторых, социальное партнерство как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.
В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство - это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.
В-четвертых, социальное партнерство - во всех формах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, при участии работников в управлении организацией, представителях работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фактором совершенствования социального государства, повышения уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.
Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служат важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.
В свою очередь, социальное государство является важнейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.
Социальное государство выступает обязательным и равноправным субъектом социального партнерства в целом, а органы исполнительной власти - обязательной и равноправной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых соглашений с целью регулирования социально-трудовых отношений. Именно социальное государство, его законодательные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее ее постоянное совершенствование.
Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.
Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конкретной сферы перед обществом.
Социальная ответственность федеральных органов власти
Федеральные органы власти, руководствуясь Конституцией, несут социальную ответственность за:
создание и обеспечение исполнения федеральных законов, гарантирующих активную социальную политику и эффективное функционирование социального рыночного хозяйства;
разработку и реализацию социально-экономической политики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни;
разработку и исполнение социальных целевых федеральных программ, в том числе повышение занятости населения и обеспечение их источниками финансирования;
координацию работы трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям;
развитие работы отраслей социальной инфраструктуры и их финансирование (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);
организацию работы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования;
формирование консолидированного бюджета, имеющего социальную ориентацию, и контроль за его исполнением;
организацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную социальную защиту нуждающихся;
разработку государственных социальных стандартов.
Социальная ответственность органов власти субъектов Федерации
Органы власти субъектов Федерации несут социальную ответственность за:
разработку и исполнение региональных социальных программ, обеспеченных источниками финансирования, в том числе программ создания новых рабочих мест, занятости и функционирования регионального рынка труда;
участие в софинансировании федеральных социальных целевых программ;
определение величины прожиточного минимума, состава и объема региональной потребительской корзины;
финансирование соответствующих учреждений образования, здравоохранения, культуры;
участие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры и спорта;
распределение трансфертов по субъектам социальной сферы.
Социальная ответственность бизнеса
Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заключается в:
создании условий для воспроизводства рабочей силы;
развитии и софинансировании объектов социальной сферы;
своевременной выплате достойной заработной платы и обязательных платежей на социальные нужды;
обеспечении охраны и безопасных условий труда;
поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;
софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышении их квалификации;
своевременной и в полном объеме уплате налогов;
обеспечении нормальных условий труда и быта работников, привлекаемых к исполнению обязанностей с отрывом от постоянного места жительства;
отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;
развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;
софинансировании добровольных видов страхования работающих;
осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);
благотворительной деятельности.
Социальная ответственность государства
при ратификации международных правовых норм
и соглашений в социальной сфере
Социальная ответственность государства при ратификации и реализации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская социальная Хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.);
Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г.; Кодекс социального обеспечения 1990 г.;
Хартия основных прав Европейского Союза 2000 г.;
Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г.;
Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 г.;
Актуальность социальной ответственности при ратификации международных норм и соглашений значительно возрастает в условиях глобализации и присоединения России к ВТО.
Социальная ответственность гражданина
Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с другой - перед своими близкими.
Перед обществом социальная ответственность выражается, прежде всего, в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.
Перед близкими, в первую очередь перед семьей, - в создании благоприятного психологического климата в общежитии и при воспитании детей.
Важнейшим фактором и условием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду всего экономически активного населения, что предполагает взаимосвязь социальных и экономических интересов.
При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию, как своеобразной «корпорации». Это обусловливает необходимость объединения некоторой части активов и ресурсов всех территориальных образований для достижения общей цели в масштабах Российской Федерации.
Главная цель функционирования такой «корпорации» - создание для каждого трудоспособного гражданина правовых условий, при которых он может своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а в конечном итоге - и повышение благосостояния всего российского народа при минимальном истреблении природных ресурсов и минимально возможном ущербе для экологии, необходимых для грядущих поколений.
Важнейшим средством для функционирования социального государства является его правовое обеспечение.
Социальное государство - это современный тип правового государства, наиболее целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества.
Интересы личности, ее право на самореализацию, основанное на признании обществом и государством неотъемлемых прав и свобод человека, находятся в центре внимания социального государства, а благо общества представляет его высшую цель. При этом право выступает не как ограничитель, а как гарант неотъемлемых прав человека, как цель и инструмент его свободы.
Однако в социальном государстве оно не может ограничиваться лишь формально-юридическим признанием этих высоких принципов; его влияние должно распространяться и на решение социальных проблем.
Право, задача и сущность которого состоит в охране индивидуальной свободы человека в социальном государстве, призвано взять на себя заботу и о материальных условиях ее осуществления, что должно найти свое конкретное выражение в признании за каждым индивидом конституционного права на достойную жизнь.
Это право должно быть конкретным и обоснованным, независимым от желания органов власти и управления или усмотрения должностных лиц. Границы этого понятия определяют социальными нормами допустимого (нижнего) и возможного поэтапного (верхнего) показателей уровня жизни, причем нижняя граница не может быть ниже показателей прожиточного социального минимума. Эти параметры не являются постоянными, неизменными и всеобщими. Они будут неизбежно изменяться по мере развития экономики, государства и общества^ привнося новые представления о стандартах, уровне и качестве жизни. Именно поэтому правомерно предположить, что наивысшее свое выражение право на достойную жизнь и свободное развитие человек получает в социальном государстве.
Социальное государство - не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество, сохраняя постоянную гармонию между ними.
Наиболее сложная задача при этом - соблюдение постоянного баланса между свободной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею. А основная проблема - установление границ, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой - обязано обеспечить каждому реализацию права на достойную жизнь.
В числе базисных, важнейших особенностей социального государства - участие общественных объединений, в том числе политических партий, движений, фондов, Русской православной церкви и других традиционных конфессий в формировании и функционировании социального государства.
В числе общественных объединений возрастает роль профсоюзов в социальном государстве, их участия в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Часть II
Механизм реализации
«Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:
- - экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
- - доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
- - развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
- - социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
- - гендерное равенство мужчин и женщин;
- - участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства» Основы социального государства: учебник для вузов под общ.ред.д.е.н.,проф Н.Н.Гриценко,проф А.А.Шулуса:Издательский дом Атисо,2009.-440с..
Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.
Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.
Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.
Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.
С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.
С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» Конституции российской федерации от 12.12.1993 г(в редакции от 09.06.2001)Российская газета. Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции -- расценивать как программную установку.
Принципы управляющей системы социального государства, выражающие основополагающие правила управленческой деятельности органов власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность.
Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности.
Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Социальное государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества , обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.
Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий – богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
1.1. Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы , как:
· экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
· доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
· развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
· социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
· гендерное равенство мужчин и женщин;
· участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.
1.2. Критериями оценки степени социальности правового демократического государства также являются:
· соблюдение прав и свобод человека;
· проведение активной и сильной социальной политики;
· обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
· адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;
· гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;
· соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;
· гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;
· права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
1.3. На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты :
1.3.1. В сфере демографического развития : разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.
1.3.2. В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.
1.3.3. В сфере систем жизнеобеспечения населения : сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.
1.3.4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности;создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
1.3.5. В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.
1.3.6. В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.
1.3.7. В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
1.3.8. Разработка и реализация стратегии управления наукой , направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.
1.4. Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности осуществляетсяна основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию.
1.5. Важное значение имеет развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно–коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - учреждений и предприятий социального обслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и услуг по доступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Неотъемлемой функцией социального государства является проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, воспитание молодежи в лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной культуре, развитие их гражданской и трудовой активности, создание условий для широкого вовлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом. Государственная молодежная политика должна быть направлена на социализацию молодежи, ее социальное становление посредством включения в процесс реализации социальной политики. Необходимо обеспечить участие молодежи в государственном управлении.
1.7. Важнейшим инструментарием при согласовании противоречивых интересов труда и капитала является социальное партнерство , которое как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству. Участие власти в регулировании трудовых и связанных с ними экономических отношений на равноправной и равноответственной основе с другими субъектами этих отношений - работниками в лице их профсоюзов и работодателями ведет к ограничению стихии рынка и одновременно не позволяет развиваться админитративно-командным методам управления.
Социальное государство -- форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 2006.
Само понятие «социальное государство» было введено в употребление в XIX в. немецким правоведом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890). Суть такого государства заключается в том, что оно проводит активную социальную политику, направленную на стирание имущественных и социальных различий между людьми и созданию условий, гарантирующих достойный уровень жизни низшим слоям населения.
Развитию современных социальных теорий и становлению реальных социальных государств в Европе во многом способствовали социал-демократические партии и правительства. А такие гуманистические ценности социал-демократии как свобода, справедливость, солидарность, социальная защищенность и др., стали критерием оценки «социальности» того или иного государства. Во второй половине XX века идеи и теории социального государства получили правовое закрепление во многих странах Европы. Впервые понятие «социального правового государства» появилось в конституции ФРГ. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 2006.
Принципы социального государства
Рассмотрим основные принципы социального государства:
1. Принцип свободы предполагает, что человек может заниматься любым видом законной деятельности, не опасаясь экономического и внеэкономического принуждения.
2. Принцип справедливости - недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. Критерии социального государства признают нормальным расхождение в доходах между 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых граждан (децильный коэффициент) не превышающее 1:8 (Конституции государств Европейского союза. М., С. 399).
3. Принцип солидарности - практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. всемерную помощь и поддержку обиженным.
4. Принцип социальной защиты - гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2013. .
За счет перераспределения материальных благ, социальное государство создает доступные всем гражданам системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Значительные средства выделяются на поддержание малоимущих и неимущих слоев населения. В таком государстве социальная политика является одним из приоритетных направлений.
Однако социальную политику нельзя путать с благотворительностью или раздачей пособий методом администрирования. Когда узкий круг чиновников решает проблемы социально незащищенных граждан, и определяет размеры социальных выплат, то это не социальная политика, а администрирование. Социальная политика возникает в результате взаимодействия институтов власти и гражданского общества по поводу установления определенных социальных гарантий. Другими словами - социальное государство это не благотворительная организация, а результат политических отношений, результат борьбы и компромиссов.
Необходимой материальной предпосылкой возникновения социального государства является высокий экономический уровень развития общества и, в частности, доход на душу населения. Кроме того, социальное государство должно заботиться о росте образовательного (профессионального) уровня своих граждан и о вовлечении их в процесс общественного производства. Критерием оценки социального государства является также уровень развития общественного здравоохранения и общая продолжительность жизни населения. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 2012. № 6.