Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развалины кносского дворца. Дворец в Кноссе (Минойский дворец с лабиринтом)

Остров Крит, легендарный остров согласно мифам Древней Греции. Место действия известных героев и богов. Но большей популярностью этому острову обязана легенда о Минотавре, заключенном в лабиринте и сраженным отважным Тесеем. Исследования показали, что именно дворец в Кноссе полностью соответствует заложенному в мифах описанию Лабиринта.

История и описание Кносского дворца

Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.

Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.

23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.

Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?

Фреска "Парижанка"

Фреска "Дельфины"

Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.

В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.

План Кносского дворца

Легендарный архитектурный памятник на острове Крит; одна из наиболее посещаемых достопримечательностей . Расположен в древнем городе Кносс недалеко от столичного Ираклиона. По легенде этот дворец построил царь Минос в качестве лабиринта для священного быка-чудовище Минотавра. Он включен в по версии нашего сайта.

По сути, Кносский дворец - это один из первых небоскребов в мире. Согласно археологическим раскопкам, тысячелетия тому назад это был многоэтажный дворец со всеми современными коммуникациями: вентиляцией, канализацией, водопроводом и искусственным освещением. Причиной разрушения дворца стал сильнейший вулкан. Вид, который он имеет в наши дни, заслуга А. Д. Эванса. Этот английский археолог посвятил много времени и сил на изучение минойской эры и архитектуры.

Считается, что первый минойский дворец в Кноссе был возведен в 2000 году до н.э., а второй - в 1700 году до н.э. Оба они со временем были разрушены. Сегодня на их месте возвышаются частично восстановленные объекты второго дворца. Для туристов этот полуразрушенный дворец представляет особую историческую ценность. По рассказам местных жителей, здесь когда-то был построен Лабиринт для Минотавра. В это легко поверить, так как сложная система переходов довольно схожа с лабиринтом.

На стенах и фресках дворца можно увидеть изображения быка, иногда разъяренного, иногда добродушного. Говорят, что людей спас от него сын афинского царя Эгея - героический Тесей. Помимо этого на некоторых этажах есть изображения древних символов, над расшифровкой которых работают многие ученые. От царских покоев сохранились три колонны с частью стены. Остатки комплекса были обнаружены в 19 веке.

Сегодня Кносский дворец открыт для публичных посещений ежедневно с 8-9 часов утра. Добраться до него можно на рейсовых автобусах из Ираклиона от главной автостанции или от фонтана на Площади Свободы.

Фото достопримечательности: Кносский дворец


Современному биографу, задумавшему в подражание Плутарху дать параллельные жизнеописания выдающихся героев археологии, бесспорно, пришлось бы объединить Шлимана в одну пару с Эвансом. Оба они были первооткрывателями эгейской культуры, давшими толчок к ее изучению.

Между тем в биографиях и характерах, судьбах обоих ученых имеется мало общего. Артур Эванс родился в 1851 г. в состоятельной семье. Его отцом был один из знаменитых английских антикваров, собиратель и исследователь доримских монет Италии. Артуру Эвансу, в отличие от Шлимана, не приходилось колесить по свету в погоне за куском хлеба и добиваться сомнительными предприятиями обеспеченности и положения в обществе. Ему не требовалось изобретать собственные методы ускоренного изучения языков. Знание классических и новых языков дала Эвансу учеба в лучших университетах Англии и Германии.

Оттуда же он вынес твердые познания в области истории и искусствоведения, обеспечившие ему звание профессора. Эвансу не приходилось бороться с нападками невежд и недоброжелательством коллег. Наука не была его прихотью или временным увлечением. Она являлась его предназначением и профессией, а удача - постоянной спутницей. Хладнокровный и чопорный, как истый англичанин, Эванс не предварял своих трудов автобиографическими этюдами и не рекламировал своих открытий.

В 1889 г. Эвансу, бывшему с юности страстным коллекционером, попалась на глаза странная каменная печать. На ней были вырезаны удивительные иероглифы: голова волка с высунутым языком, голова барана, птица и т.п. Эванс узнал, что печать купили в Афинах, и он отправился туда, чтобы выяснить ее происхождение. Ему удалось приобрести несколько подобных печатей с иероглифами и узнать, что они происходят с острова Крит.

В 1893 г. Эванс выступил с научным сообщением о 60 иероглифах, восходящих к распространенному на Крите рисуночному письму. Так было привлечено внимание к острову, со времени Гомера прославленного в греческих легендах. «Очевидно, там есть и другие памятники древнейшей культуры», - решил Эванс. Весной 1898 г. он прибыл на северное побережье Крита в город Гераклейон, рассчитывая задержаться здесь на пару недель. Бродя по городу и его окрестностям, он натолкнулся на холм Кефала, скрывавший, как ему показалось, развалины древнего города. Именно на это место некоторое время назад обратил внимание Шлиман, полагавший, что под холмом укрыт древний Кносс, столица легендарного Миноса. Открыватель Трои и Микен едва не стал пионером критской археологии. Его, дельца, остановила лишь высокая цена, назначенная за участок его владельцем. Купив холм, Эванс на правах собственника приступил к раскопкам, затянувшимся на тридцать лет и ставшим едва ли не главным открытием приближающегося XX в.

На протяжении первых двух месяцев работы, осуществлявшейся на собственные средства Эванса, на площади в полтора гектара было вскрыто величественное здание. Не было сомнений, что это - дворец, принадлежавший могущественному царю. Впоследствии, уже после итальянских раскопок в Фесте и Агиа Триаде, выяснилось, что это самое древнее монументальное сооружение Крита. Оно было грандиознее дворцов в Микенах и Тиринфе, обнаруженных Шлиманом, и обладало значительно более сложной и запутанной планировкой. В нем имелись несколько этажей, подземелья с многочисленными ходами, коридорами и множеством залов. Тут же были святилище, школа для обучения письму, мастерские, школа для художников, кладовые. Все это позволило археологу сравнить новооткрытый дворец с лабиринтом греческих мифов .

В одном из залов нижнего этажа обратили на себя внимание поднимающиеся одна над другою ступени. Ясно, что они предназначались для зрителей или зрительниц. Не эти ли зрительницы изображены на стенах в голубых и желтых одеждах, с вычурными прическами и локонами, ниспадающими на грудь? Среди этих женщин могла быть и сама Ариадна. Но о чем они беседовали между собой? Может быть, об удивительной ловкости укротителей быков, прыгающих через спины разъяренных животных? Игры с быками, запечатленные художником, невольно заставляют вспомнить о Минотавре, «быке Миноса». Не была ли легенда о схватке Тесея с Минотавром навеяна этими играми? А, может быть, рассказ о съедении Минотавром юношей и девушек - переосмысление совершавшихся во дворе человеческих жертвоприношениях?

В другом зале был обнаружен впечатляющий царский трон с высокой спинкой. Здесь должны были восседать цари. Легенда сохранила их имена - Минос и его братья Радамант и Сарпедон. Может быть, существовала целая династия Миносов? А в чем смысл легенды о том, что Минос был сыном Зевса и прекрасной финикиянки Европы? Свидетельство ли это обожествления критянами царской власти или, может быть, воспоминание о финикийском происхождении властителей Крита?

Каждый день раскопок приносил новые свидетельства богатства и изощренности критской культуры. В Кносском дворце были обнаружены ванная комната и водопровод. А ведь много позднее, в V в. до н.э., считавшимся периодом наивысшего расцвета греческой культуры, греки не знали ни водопровода, ни канализации, ни ванн.

Эванса поразил необычный вид сосудов, найденных в развалинах дворца и других местах. Подобных им не было ни в Греции, ни на Востоке. На одних были изображены растения с тщательно выписанными деталями стебля, дающими возможность безошибочно определить, какой именно цветок изображен. Стенки других сосудов были украшены изображениями морских растений и животных, осьминогов, наутилусов, рыб, ракушек. Эти же сосуды обнаружены в других частях Крита. На круглом сосуде из Гурнии представлен осьминог с выпученными глазами: щупальца с присосками охватывают всю поверхность вазы, а промежутки между ними заполнены кораллами и водорослями, создающими иллюзию водной среды. На сосуде из Псири видны запутавшиеся в сетях дельфины - первое свидетельство истребления человеком этих удивительных животных. Некоторые вазы с мастерством имитируют поверхность бронзовых изделий. Критская керамика, расцвет которой приходится на XVIII до н.э., не имеет аналогов в мировом искусстве, создавая впечатление текучести и гибкости, упругого напряжения, которое так прекрасно передает стихотворение Осипа Мандельштама:

Гончарами велик остров синий -
Крит зеленый - запекся их дар.
В землю звонкую: слышишь дельфиньих
Плавников подземный удар?
Это море легко на помине
В осчастливленной обжигом глине.
И сосуда студеная власть
Раскололась на море и страсть.

Наряду с расписными глиняными вазами в 18 помещениях дворца Эванс обнаружил глиняные сосуды двухметровой высоты вместимостью до 185 литров. Они располагались рядами и предназначались для хранения и транспортировки зерна, оливкового масла, вина, фиников, бобов. Всего эти пифосы вмещали 475 тысяч литров провизии, которой, по подсчетам Эванса, было достаточно, чтобы прокормить город с населением в 80 тысяч человек. Таким образом, археологические данные показали, что царский дворец Кносса, подобно дворцам Египта и Двуречья, был хозяйственным организмом, местом сбора и хранения продуктов и ремесленных изделий. Удалось также установить, что с древнейших пор на Крите материалом для ремесла служил камень. На стенках каменных сосудов изображены кулачные бои, схватки (игры) с быками, шествия воинов и земледельцев.

Мастерству гончаров и камнерезов не уступало искусство критских ювелиров. На двух золотых кубках из Вафио (Пелопоннес, с которым Крит был связан торговыми контактами) рельефно изображены ловля и укрощение диких быков. На одном из рельефов видны растения, показывающие, что действие происходит в лесу. В центре рельефа представлена сеть для загона животных. Можно думать, что охота в то время уже не была главным источником пропитания, а являлась развлечением царей и знати. Художник, искусно изобразивший сцену охоты на золотых кубках, выполнял заказ владельца дворца.

Оригинальным достижением дворцового искусства была стенная роспись, достигшая совершенства к 2000 до н.э. По фрескам, обнаруженным Эвансом, можно судить о костюмах, прическах, украшениях того времени. Женщины носили длинные юбки, состоящие из нескольких нашитых друг на друга кусков материи. Верхняя часть тела, за исключением плеч, была обнажена. Но более всего фрески интересны как источник сведений о политической истории. На одной из фресок изображен молодой царь (или жрец?). Из-под короны выбиваются длинные волосы. На шее юноши - несколько рядов украшений, на руках - массивные браслеты. Ближайшей опорой царя была армия, где наряду с критянами служили наемники-чужеземцы. Некоторые из египетских памятников дают такое же изображение критских воинов. С шеи до ног их защищал щит, имевший форму восьмерки. Наступательным оружием являлось копье.

Фрески так же, как и сосуды «морского стиля», иллюстрируют роль моря в жизни древних критян. Морской пейзаж с дельфинами и рыбками украшал «мегарон царицы» Кносского дворца. По фрескам мы знакомимся со священными «бычьими играми» с участием акробатов. Фрески, рельефы на стенках сосудов и печатях, миниатюрные модели святилищ позволили изучить религию древних критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Недаром легенда о Зевсе, превратившемся в быка и похитившем Европу, привязана к Криту. Изображения быков и бычьих рогов можно найти в святилищах, на «столах для приношений» (алтарях), на фресках и печатях. Часто встречается рисунок двойной секиры, использовавшейся при жертвоприношениях и со временем превратившейся в предмет культа. Эванс полагал, что слово «лабиринт», которое связывали с Кносским дворцом, происходит от названия двойной секиры - «лабрис».

О почитании критянами змей свидетельствуют женские статуэтки со змеями и ритуальные предметы с изображениями змей. Возможно, существовало также почитание птиц, в особенности голубя, связанного с женскими божествами плодородия. Имеются намеки на культ солнца (рисунки колеса). Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Форму пещеры имели древнейшие святилища критян. Важным ритуалом было посвящение богам первинок урожая.

Тридцать лет отдал Эванс раскопкам на легендарном острове. Их результатом явилась монументальная работа «Дворец Миноса в Кноссе», выходившая отдельными томами с 1921 по 1935 г. Эванс познакомил читателей с изумительной архитектурой, с высокохудожественной керамикой, с прекрасными рисунками живописцев и великолепными изделиями ремесленников, с искусством множества мастеров, которых легенда представила в едином обрезе - умельца Дедала.

Эванс не только опубликовал материалы раскопок, но и прекрасно систематизировал их, снабдив четкой хронологией. История догреческого Крита была разделена на три периода, названных «минойскими» по имени легендарного царя Миноса: раннеминойский (3000-2200 гг. до н.э.), среднеминойский (2200-1600 гг. до н.э.), позднеминойский (1600-1200 гг. до н.э.).

Основой датировки послужило сходство предметов, найденных на Крите, с хорошо изученными памятниками из Египта и Двуречья. Это же сходство позволило проследить контакты критян с египтянами, вавилонянами, финикийцами. На критских печатях нередко изображены корабли, идущие под парусами и на веслах. На некоторых кораблях можно различить палубы для пассажиров. Критяне обладали военным и торговым флотом, позволявшим им господствовать в Средиземноморье в XVI-XII вв. до н.э., еще до того, как славу первых мореплавателей и торговцев завоевали финикийцы. Именно к этому времени относятся египетские вазы из алебастра, камня и фаянса, амулеты с именами египетских фараонов. Критские торговцы проникали в Египет. Их изображения находят на египетских рисунках. Египтяне называли критян «кефти». Интенсивные торговые отношения поддерживались также с Сирией и Финикией, о чем свидетельствуют найденные там предметы критского производства. Египетский фараон Тутмос III, побывавший в Финикии в XV в. до н.э., видел там критские корабли, построенные из кедра с Ливанских гор.

Связи были установлены не только с Востоком, но и с Западом. Легенда рассказывает о том, что в погоне за Дедалом, покинувшим остров с помощью прикрепленных к рукам крыльев, Минос посетил Сицилию и Сардинию. На Сардинии были обнаружены слитки меди в форме бычьей шкуры - такие же, какие Эванс нашел на Крите. В Кноссе, среди памятников первой половины II тысячелетия до н.э., был найден янтарь, привезенный с берегов Балтики. Многочисленны находки критской керамики в Африке. Так, получила подтверждение легенда о контактах критян со странами Запада. Во время раскопок Kносского дворца было открыто множество табличек с надписями. По характеру письма эти надписи были разделены Эвансом на отдельные группы - иероглифическое, линейное письмо А и линейное письмо Б.

Таинственные таблички дешифровке не поддавались. Эванс, поднявший из забвения дворец Миноса, оказался бессильным подобрать ключ, который открыл бы «уста» его обитателям: они продолжали молчать. Именно поэтому он не торопился публиковать свои таблички в надежде, что сможет прочесть их сам. Такова, впрочем, слабость многих ученых, считающих все открытое ими своей научной собственностью: тем самым вольно или невольно тормозится развитие науки.

Возможно, это было единственной неудачей в триумфальном шествии к высшим почестям. В 1909 г. Артур Эванс занял кафедру археологии в Оксфордском университете. В 1916 г. он был избран президентом Британской академии наук. В 1936 г. Королевское общество наградило его медалью Коплея.

Около 1450 г. до н.э. Крит был занят переселенцами с Пелопоннеса, которых Гомер называл ахейцами. Так Кносс стал главной резиденцией правителя пришельцев, имя которого неизвестно Гомеру, равно как и сам факт этого переселения. Несмотря на некоторые разрушения, Кносский дворец остался нетронутым. Его планировка не была нарушена. На своем месте оставался и царский тронный зал, украшенный новыми, присущими ахейскому материку фресковыми росписями. По-видимому, кноссцы владели всем островом или, по крайней мере, его значительной частью. В отличие от минойцев, бывших мирными людьми, они отправляли своих покойников в Аид вместе с оружием. Это, наряду с другими находками, свидетельствовало о наступивших на острове этнических переменах.

Сэр Артур Эванс скончался в июле 1941 г., через месяц после того, как гитлеровские парашютисты захватили Крит. Это было последним
ударом судьбы. Кносс подвергся бомбардировке. Английский археолог Дж. Пендлбери, продолжавший дело Эванса, был расстрелян немцами. Но Дворец Миноса был уже известен всему миру. Эванс оставил этот дворец как памятник своему труду и упорству. И у него появились последователи.

Знакомясь с классическим трудом «Дворец Миноса…» через век после его опубликования современный исследователь не может не отдать должное научному подвигу Эванса и великолепию открытой им цивилизации. Но многие из авторских оценок, считавшихся некогда откровением, кажутся ныне наивными и ошибочными. Кто, например, будет теперь считать, вслед за Эвансом, микенскую культуру провинциальным отголоском критской или трактовать критян в этническом и языковом отношении как карийцев? Совершенно устарела предложенная Эвансом периодизация истории древнего Крита. Во время раскопок Кносса в 1958-1966 гг. выявлен слой с остатками неолитических хижин. Радиоуглеродный анализ дал 6340 г. (плюс-минус 100 лет) до н.э. Это почти такая же древность, как в Чатал-Гуюке и Иерехоне, где обнаружен докерамический неолит. Раскопками на Крите был поставлен ряд проблем, не встававших перед Артуром Эвансом. Это, прежде всего, отношение между Минойской культурой и другими культурными очагами, Элладской, в собственно Греции, Кикладской на островах. Разрешением всех этих проблем занимаются современные ученые, использующие не только археологические данные, но и письменные источники.

  • Дни смерти
  • 1970 Умерла - археолог, музейный работник, кандидат исторических наук (1941). Разработала классификацию фатьяновской культуры (моск., ярослав. и чуваш. группы), хронологию андроновской культуры, создала концепцию истории бронзового века Нижнего Поволжья и Север. Причерноморья.
  • 2010 Умер - советский и российский учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор, специалист по археологии Центральной Азии, исследователь памятников Алтын-депе, Джейтун.
  • 2014 Умер Владимир Евгеньевич Ерёменко - российский археолог, создатель сайта Археология.Ру , основатель движения в защиту археологического наследия «Аматор», специалист по археологии кельтов.
  • Кносский дворец - уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос - столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец - это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?

    Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените?...

    Кноссос расположен в одном из самых плодородных районов острова Крит, на холме Кефалос, в пяти километрах на юго-восток от Ираклиона . На этом холме ещё в седьмом тысячелетии до н.э. был основан первый неолитический посёлок на Крите, который в течение тысячелетий превратился в могущественный город-дворец. Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира . Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.

    План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад - помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.

    План Кносского дворца:
    1. Западный Двор. 2. Ритуальные Коридоры. 3. Кулурес. 4. Западные Пропилеи. 5. Коридор Шествия. 6. Южный Дом. 7. Лестница с колоннами. 8. Южные Пропилеи. 9. Принц с лилиями. 10. Южный вход. 11. Южный Коридор. 12. Piano Nobile. 13. Храм Реи. 14. Комната с ящиком табличек линейного письма Б. 15. Комплекс Западных Кладовых. 20. Центральный Двор.
    21-24. Центральное Святилище. 25-27. Комплекс Тронного зала. 28. Восточный Зал. 29. Большая Лестничная Клетка. 30. Дорога. 31. Святилище Двойных Секир. 32. Бассейн Очищений. 33. Дом Святой Трибуны. 34. Мегарон Царицы. 35. Мегарон Царя, или Зал Двойных Секир. 36. Мастерская Каменщика. 37. Школа. 38. Дом Каменного Устья. 39. Кладовая Гигантских Пифосов. 40. Восточный Бастион. 41. Кладовая Пифосов с Медальонами. 42. Коридор Тупиков. 43. Коридор Затрикия. 44. Таможня. 45. Коридор Северного Входа. 46. Восточный Бастион. 47. Северный Бассейн Очищений. 48. Тюремные Камеры. 49. Театр. 50. Царская Дорога. азвания даны по версии Эванса. Сейчас уже доказано, что на самом деле у многих помещений были иные функции. Например, тюрьмы в Кносском дворце не было, в помещении, названном Эвансом тюрьмой, были кладовые.)

    Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг - точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция. И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце. Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном. Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты. Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: "Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины". А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!

    В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ - глубоких подземных помещений - находились и в западном, и восточном крыльях дворца.


    Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную - мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.

    Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.


    Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.

    Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново - наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами. Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию. Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды. Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие - о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.


    Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые "могилы воинов", которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние. Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность - Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это - греческий язык. Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.

    В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.

    Кносский дворец - лабиринт Минотавра

    Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра : чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

    Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими... Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

    Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога "посвящения" на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита .
    Вспомним и знаменитую фреску "Акробаты. Игры с быком" (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
    Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.

    Фрески Кносского дворца

    и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. "Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование", - писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную "Парижанку", например).

    У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин - с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.


    Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали "праздничным обществом". Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.

    Сэр Артур Эванс - заслуги и ошибки

    Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

    Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

    Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

    Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

    Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.


    Посещение Кносского дворца

    Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность - выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.

    Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.
    Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.

    Возможно, вам также будет интересно:

    • Минойский дворец в Малии
    • Малия - оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами

    Кносский дворец на острове Крите – самое большое архитектурное сооружение минойского периода — 2700 до 1420 года до н.э. По своему архитектурному строению Кносский Дворец царя Миноса представляет собой настоящий Лабиринт, напоминающий нам множество древних легенд, рассказывающих о том, что в многочисленных лабиринтах дворца жил , который смог выйти из лабиринта с помощью нити Ариадны.

    Кносский дворец была не просто резиденцией царя Миноса и высших сановников государства, но и административным и экономическим центром, вокруг которого раскинулся древний город Кносс.

    По легенде дворец в Кноссе построил Дедал, отец легендарного Икара в 2000 году до н.э., Кносс по-гречески - Κνωσσός, по-латински - Cnossus, исконное название города на минойском языке - KA-NU-TI. Несколько веков — 2000-1700 г. до н. э. — Кносский дворец оставался экономическим и административным центром острова, но был разрушен сильнейшим землетрясением в 1700 году до н.э.

    Согласно исследованиям, Кносский дворец на Крите был восстановлен 1700-1450 гг. до н. э . - во время высочайшего расцвета Минойской цивилизации. Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением своего времени, ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев, которых Гомер называл «Eteocretans» («истинными критянами») , потомками царя Миноса.

    Восстановленный Кносский дворец пережил свой второй период расцвета, он просуществовал ещё 250 лет, но вновь был разрушен землетрясением, вызванным извержением вулкана на острове Санторини. Сильнейшие приливные волны нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей Минойской цивилизации, прекратившей своё существование. Многие жители Крита переселились в Микены, Кносский дворец не восстанавливался, но сам город Кносс отстроился заново.

    Многие учёные, изучая запутанный план дворцового комплекса, уверены, что сам дворец и является сложнейшим легендарным лабиринтом. Дворцовый комплекс правильнее называть древним городом, а не просто дворцом, на площади 16 000 кв. метров расположилось более 1300 различных помещений.

    Сегодняшним своим видом Кносский дворец во многом обязан английскому археологу Артуру Эвансу, начавшему в 1900 году раскопки курганов на Крите и масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Увлечённый своим открытием, Эванс не только руководил всеми археологическими работами, но и взял на себя смелость «воссоздать» некоторые части дворцового комплекса, за что его впоследствии многие критиковали.

    Видимо, оттого, что Кносский дворец был разрушен, а затем через сотни лет его восстанавливали совершенно другие строители, возникает ощущение невероятного хаоса всего комплекса.

    Планировка всего сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов.
    В постройке дворца очень мало симметричных деталей, некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом, многие фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, но технология строительства находилась на высочайшем уровне.

    Некоторые архитектурные элементы очень эффектны и привлекают внимание современных архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, имеющие необычную форму и сужение снизу, колонны выкрашены в красный цвет охры и чёрный цвет окантовки сверху и снизу.

    Не менее интересны большие каменные лестницы, выполненные из цельных выпиленных блоков.

    В Кносском дворце археологи обнаружили такие гидротехнические сооружения 20 - 21 веков до н.э., как водопроводы в толще стен дворца, сточные системы канализации, проходящие под полом дворца, а также на лестницах имеются специальные сточные каналы для воды, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система для банные помещения, туалетов, выходящая далеко за пределы дворцового комплекса.

    Предполагается, что жизнь в Кносском дворце была довольно бурной и разнообразной – археологоги обнаружили залы для торжественных приёмов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, арена для боя быков.

    Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.в стенах дворца была сделана вентиляция.

    Кносский Дворец это сложная система храмов, залов, театра, различных комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами, в которых можно заблудиться, как в лабиринте.

    Артур Эванс был изумлён красотой , и отметил удивительное сходство между фресками дворца минойского Крита и египетским изобразительным искусством. Дальнейшие исследования доказывают самобытность , самостоятельно сформировавшейся на Крите . Минойцы пользовались сверхточным календарём, превосходившим египетский, минойцы были лучшими мореходами своего времени.

    Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизацией в Европе.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме