Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Периодичность проведения занятий на огневой полосе. Огневая полоса психологической подготовки пожарных

ЛЕКЦИЯ

По дисциплине: Пожарно-строевая подготовка

РАЗДЕЛ № 2 « Инструкторско-методическая подготовка»

ТЕМА № 10 «Организация и методика проведения занятий с личным составом караула на огневой полосе психологической подготовки»

Цели лекции:

Учебные: Изучить необходимость организации психологической подготовки личного состава противопожарных подразделений.

Воспитательные: В целях профессиональной подготовки увязать материал с будущей специальностью.

Развивающие: Методика подготовки и обучения на огневой полосе руководителем занятия при работе в составе отделений и караула в экстремальных условиях.

Метод занятия: лекция

Время: 2 часа

Место проведения: лекционный зал

Учебно - материальное обеспечение:

1. Плакаты

Литература, использованная при подготовке лекции:

2. В.В.Теребнев и др. «Пожарно-строевая подготовка» стр. 273 - 280.

3. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02. г. «Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России ».

4. Пожарно-строевая подготовка. Рабочая программа.

5. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.



ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов (слушателей) к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие

2 .Вопросы лекции:

1. Организация и методика проведения занятий на огневой полосе.

2. Общие положения.

3. Оборудование, назначение и порядок преодоления снарядов.

4. Порядок подготовки к занятиям по ОППП.

5. Периодичность и последовательность проведения занятий на огневой полосе.

6. Требования мер безопасности при проведении занятий на ОППП.

Организация и методика проведения занятий на огневой полосе.

Психологическая специфика деятельности участников тушения пожара связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, зат­рудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма, проблема - тезирует ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.

Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объекта. Постоянный спутник пожаров - повышенная концентрация окиси углерода.

Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контраста­ми яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимаются плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4-5 мин плохо видит в темноте).

Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено "чувство локтя", обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.

Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления.

Воздействие шума на пожарных может сопровождаться неуверен­ностью, сомнением в защитных свойствах индивидуальных средств защиты. Ведение боевых действий с использованием индивидуальных средств защи­ты всегда более затруднительно и утомительно, требует выработки специ­альных навыков и особой привычки.

Угроза радиоактивного заражения психологически сильно действует на людей, дополнительно обостряется невидимостью радиации, сознанием катастрофичности последствий радиоактивного облучения, необычностью и неизвестностью этого фактора.

Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействие огня и дыма под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ: Знать цели и задачи ОППП при подготовке к проведению занятий на ОППП

Общие положения.

Основными целями и задачами психологической подготовки личного состава являются:

Выработка умения работать с пожарно-техническим вооружением в условиях пожара;

Развитие физической выносливости, необходимой для тушения пожаров;

Тренировка личного состава в аппаратах КИП в условия задымленной атмосферы и ограниченной видимости;

Отработка основных видов работ, чаще всего встречающихся при тушении пожаров (разведка пожара, отыскание и вынос пострадавшего, вынос грузов работа в теплодымокамере).

Процесс психологической подготовки длительный, он требует умения и опыта командиров в воспитании пожарного. Поэтому среди многообразных форм тактической психологической подготовки пожарных, наиболее действенными является тренировка личного состава на специальных полигонах, где заданные рубежи тождественны заданной обстановки, которая помогает на пожарах.

Огневая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных, и жилых зданий. Место выбора строительства огневой полосы должно быть согласовано с соответствующими органами госнадзора.

С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, родственных по функциональному значению.

Занятия на огневой полосе планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом по подготовке дежурных смен на год, которые разрабатываются и утверждаются руководителем подразделения ГПС. При разработке годового графика учитывается периодичность проведения занятий с пожарными различного срока службы.

Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействие огня и дыма- под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.

Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии.

Перед началом прохождения отдельных снарядов или полностью всей огневой полосы личный состав должен быть проинструктирован по правилам мер безопасности на огневой полосе.

Занятия на огневых полосах с воздействием на личный состав огня и дыма проводятся только в присутствии на месте проведения медицинских работников.

Перед началом проведения занятий личный состав отделения строиться по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятия производит необходимую подготовку соответствующих снарядов. По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

ВЫВОД ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ: Знать цели и задачи ОППП и порядок при приодолевания с учетом специфики ОППП.

Рекомендуемая ОПППП состоит из следующих снарядов: металлический фрагмент трехэтажного дома, лабиринт, подземная открытая емкость с горящей, жидкостью, фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, трап над приямком с горящей жидкостью, кабельный коллектор, металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием, мишень (приложение 3).

Снаряд № 1. Металлический фрагмент трехэтажного дома представляет собой сварную металлическую конструкцию Г - образной формы с размерами по длине 7,2 м и 5,5 м, шириной 0,7 м и имеющую по вертикали четыре площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 8 м, две площадки - на высоте 5,5 м и одна - на высоте 2,2 м. Площадка на отметке 8 м оборудована оконной рамой. Подъем на площадку высотой 8 м осуществляется по выдвижной трехколенной лестнице, а спуск - по стационарным лестницам. Площадки и лестницы снаряда оборудованы металлическими поручнями высотой 1м.

В ходе выполнения упражнений отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарным оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней через оконный проем на площадку, расположенную на высоте 8 м, и спуске по стационарным лестницам.

Снаряд № 2. Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную из сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема - вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).

Снаряд № 3. Подземная открытая емкость с горящей жидкостью представляет собой бетонированный приямок для горящей жидкости с площадью зеркала 30 м2, разделенный на три отсека (15 м2; 7,5 м2 и 7,5 м2). Приямок заглублен в землю на 0,7 м.

В задачу отделения при выполнении упражнений на снаряде входит прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости, в приямке. Выполнение упражнения на третьем этапе способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ водой, пеной, порошком и другими огнетушащими веществами.

Снаряд № 4. Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 м, с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.

При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии. В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.

Снаряд № 5. Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6,5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью. Вдоль приямка с обеих сторон проложен сухотруб диаметром 77 мм и четырьмя соединительными рукавными головками.

Пятый этап пожарные преодолевают после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба. Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств зашиты.

Снаряд № 6. Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-400. В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.

В задачу отделения на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. НА площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны площадки смонтирован "поврежденный"" технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 450, имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15-20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая «жидкость под давлением 2-3 атм. истекает из фланцевого соединения и, вспыхнув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденного трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Ствольщик струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачи огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Снаряд № 8 Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.

Перед началом проведения занятий личный состав отделения (караула) строится по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля, установленного на стартовой площадке. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятий производит необходимую под-готовку соответствующих снарядов (внешний осмотр исправности снарядов, подготовка средств имитации, обеспечение необходимым количеством рукавов и т.д.). По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость, промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

При преодолении отделением (караулом) всей ОПППП перед снарядом № 3 (подземная открытая емкость с горящей жидкостью) устанавливается раз-ветвление, создается запас рукавов и боевое развертывание выполняется с установкой автомобиля на водоисточник. При выполнении боевого развертывания в составе отделения прокладывается одна рукавная линия по всей длине ОПППП, и со снаряда №.7 подается ствол "А". У снаряда № 3 запас рукавов должен быть не менее четырех штук.

Наряду с приведенным вариантом, возможно включение в состав ОПППП и других учебных объектов, но всегда необходимо стремиться, чтобы они способствовали формированию типичной ситуации тушения пожара, проявления и развития профессионального мастерства и создавали психологические нагрузки. Правомерно в разных подразделениях создавать ОПППП, отражающие их собственную специфику.

Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты: заборы, небольшие эстакады, мишени, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Их можно устанавливать в разных местах ОПППП, между стационарными объектами, создавая участки повышенной трудности их проходимости. Целесообразно, чтобы на ОПППП можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение, и караул в целом.

Если ОПППП делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но лучше образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре водоема. Превосходство такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контроля за действиям обучаемых и возможностью повторного многократного прохождения ОПППП, что важно для выработки выносливости к устойчивости личного состава.

Для приближения условий к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорящие установки, с помощью которых воспроизводятся различные звуки, сопутствующие тушению пожара: шум горения, треск обрушений, ветра, команды, крики о помощи, стоны пострадавших, крики собравшейся толпы, шум уличного движения, а также специальные звуковые помехи (неприятные звуки, бессвязные фразы, хаотические команды и т.п.), оказывающие раздражающее действие, требующие большой концентрации внимания и воли для решения поставленной задачи. Повышению психологического эффекта способствует установка ярких прожекторов, установок, имитирующих дождь, ветер.

Ключевые слова: пожарный, спасатель, огневая психологическая полоса подготовки пожарных, адаптационная мобильность, педагогические условия.

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о необходимости формирования и развития адаптационной мобильности будущих пожарных и спасателей МЧС России. Дано определение адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии и определено, что успешным формированием и развитием адаптационной мобильности курсантов образовательных учреждений высшего образования ГПС МЧС России является огневая психологическая полоса подготовки пожарных, как одно из главных педагогических условий в образовательном процессе.

Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В силу своей профессиональной направленности сотрудники МЧС, являются руководителями и организаторами, они обязаны быстро адаптироваться к любой нештатной ситуации, оперативно ориентироваться в новых экстремальных условиях, тем самым способствовать развитию собственной социальной адаптации.

В настоящее время среди множества проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на развитие личности и профессиональных компетенций, позволяющая облегчить адаптацию выпускников к профессиональной среде и формирование мобильности курсантов в ней.

В сфере пожаротушения большое внимание уделяется формированию и развитию адаптационной мобильности пожарных-спасателей. Адаптационная мобильность курсантов пожарно-спасательной академии – интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность .

Необходимость в адаптационной мобильности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Огневая психологической полоса подготовки пожарных является одним из главных педагогических условий в образовательном процессе, при котором у курсантов происходит процесс формирования важных для их будущей профессий, профессиональных качеств пожарного, в том числе и адаптационная мобильность.

Огневая психологической полоса подготовки пожарных – это набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных эмоционально-волевую устойчивость, адаптационную мобильность, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость, устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара, профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

Определение понятия и роли адаптационной мобильности в будущей профессиональной деятельности пожарного и спасателя позволяет подойти к огневой психологической полосе подготовке пожарных как педагогическое условие, подготовки будущих специалистов в сфере пожаротушения и ликвидации последствий ЧС профессиональных взаимодействий на ее основе.

Первую группу условий мы рассматриваем как совокупность объективных и субъективных факторов, обуславливающих успешность протекания процесса подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности.

Данная группа условий реализуется на основе принятия личности курсанта, создания атмосферы доброжелательности и доверительности, взаимной ответственности и др.

Вторая группа условий обеспечивает усвоение курсантами ключевых компетенций, необходимых для реализации адаптационной мобильности при осуществлении профессиональной деятельности пожарного и спасателя. Усвоение курсанта теоретических и практических знаний осуществляется через содержание дисциплин всех блоков подготовки, через все виды практик пожарно-спасательной академии, ее целевую, содержательно-организационную оформленность и др. Реализация этого направления деятельности актуализирует основные профессиональные компетенции курсантов, способствует их пополнению и обобщению посредством построения ситуаций реальной профессиональной деятельности.

Реализация третьей группы условий обеспечивает достижение целей по взаимодействию на всех этапах профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности курсантов (это условия для обмена мнениями, постановки вопросов, согласования позиций, координации действий, коллективного анализа результатов и самого процесса совместной деятельности и др.). Формирование адаптационной мобильности курсанта пожарно-спасательной академии основывается на использовании методов инновационного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких методов, как выездных учений на тренировочные полигоны, пожарно-строевые занятия на огневых полосах.

Профессиональная подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Методы, перечисленные выше, готовят курсантов к их профессиональной деятельности.

Адаптационная мобильность курсантов формируется на протяжении всего обучающего процесса. Отталкиваясь от специфики деятельности пожарных учебный процесс строиться на развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими.

В этой связи, приведенные выше группы условий, представляют собой целостное интегративное образование, задающее логику процесса подготовки курсантов по формированию адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии, а через последовательные этапы педагогической деятельности: подготовительный, основной и заключительный.

Таким образом, формирование адаптационной мобильности курсантов является многокомпонентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет интегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере пожаротушения.

В этой связи, каждому уровню сформированной адаптационной мобильности курсантов, соответствует огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие, стимулирующих переход к более высокому уровню ее состояния. Огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие формирования адаптационной мобильности курсантов заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки курсантов; поэтапном мо- ниторинге уровней сформированное их адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированное адаптационной мобильности курсантов с требованиями работодателей; учебно- производственном партнерстве вуза с различными гарнизонами нашей страны. Реализация заявленных условий предусматривает совершенствование адаптационной мобильности курсантов, ориентированного на формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90–97.

3. Маринич Е.Е., Баранов К.Г. Теоретический анализ «адаптационная мобильность» пожарных-спасателей в учебных заведениях МЧС России [Текст] //Перспективы развития науки в области педагогики и психологии./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – №3. г. Челябинск, – С. 104 – 108.

4. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены главным военным экспертом МЧС России генерал- полковником П.В. Плат 30.06.2008, г. Москва.

Работа пожарных осуществляется в разных условиях. Иногда тушение огня переходит в настоящую борьбу на выживание. Этому способствуют аномально высокие температуры, задымленность, токсичность горящих веществ. К подготовке кадров допускаются только профессионалы, которые имеют не только теоретические, но и практические познания.

Для чего нужна

Развитие у будущих сотрудников МЧС морально-психологических качеств помогает в дальнейшем определить степень готовности курсанта (пожарного) к экстремальным ситуациям. Физические навыки сводятся к нулю, если страх и растерянность во время чрезвычайной ситуации или пожара овладевают пожарным.

Тактические тренировки неотъемлемая часть обучения. Для этого была придумана полоса препятствий психологической подготовки, больше известная, как огневая.

Что представляет собой

Это местность, условия нахождения на которой максимально приближены к ситуациям на пожаре. Здесь курсанты и действующие сотрудники МЧС, проходят практическое обучение и оттачивают имеющиеся навыки.

Есть несколько правил, относительно того, какой должен быть учебный полигон:

  1. Огневая полоса пожарных должна быть максимально удалена от жилых зданий и промышленный построек, чтобы огонь не повредил их.
  2. Длина полигона должна быть не менее 150 метров. Именно такая длина среднего пути пожарного при работе на тушении огня. Если территория где оборудована огневая полоса короче, то этапы препятствий разрешается ставить в П-образной или Г-образной форме.
  3. На территории обязательно располагается отдельно стоящий пункт командующего, откуда подаются распоряжения к действию. Курсанты или пожарные слушают только команды того, кто находится в пункте управления.
  4. Курсанты проходят занятия на огневой полосе за счет академических часов обучения только на первых курсах.
  5. Перед началом практики каждый курсант, пожарный должен пройти инструктаж. Поставить подпись за полученный инструктаж по охране труда и подтверждает согласие на участие.
  6. На территории полигона обязательно присутствие медицинского работника ответственного за здоровья пожарных.

Этапы

Обязательный список препятствий, которые рекомендуется к установке на огневой полосе:

  • имитация трехэтажной постройки или здания;
  • лабиринт с препятствиями;
  • трап над горящими объектами, по которому необходимо пройти;
  • кабельный люк;
  • установленная мишень (имитация тушения огня)

Периодичность проведения занятий

Курсанты пожарных академий проходят практику, согласно учебного плана составленным ректором. Количество часов практики для пожарных проводят планово два раза в год. Подобные тренировки закаляют характер пожарного, готовя его к самым неожиданным ситуациям в реальной, боевой атмосфере. Данные мероприятия позволяют руководителю занятий максимально точно судить о степени подготовки кадрового состава. При необходимости назначаются дополнительные испытания по оттачиванию практических навыков.

Более подробная информация, с описанием всех этапов и другие разъяснения приложены к статье и доступны по кнопке СКАЧАТЬ после регистрации на проекте

ОПППП представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на ОПППП у обучаемых формируются следующие качества:

Эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость;

Устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;

Быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара;

Профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т.д.

При создании ОПППП необходимо учитывать некоторые правила их сооружения:

Воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;

Обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической "закалки";

Возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранение фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы;

Возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе, максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.

Вышеперечисленные требования к ОПППП не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений.

Анализ имеющихся ОПППП показывает, что в отдельных случаях допускаются ошибки при их создании:

Попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы;

Включение в ее структуру объектов и препятствий, предназначенных преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых;

Увеличение внешних эффектов и недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.

Огневой полигон (далее - полигон) предназначен для практической подготовки личного состава дежурных караулов, имеющих квалификацию «газодымозащитник» и «спасатель», к действиям в зоне с непригодной для дыхания средой при огневых воздействиях, повышенной влажности и непредвиденных обстоятельствах, связанных с пожаром и техногенной аварией.

Оснащение полигона обеспечивает проведение следующих видов тренировок:

Одновременная тренировка газодымозащитников (спасателей) в составе звена (отделения);

Создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварий;

Тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника

При проведении занятий на свежем воздухе на учебной башне, спортивной площадке, 100 метровой полосе руководствуемся приложением 1, 2.

Вывод по первому вопросу: Современная материальная база для качественной подготовки газодымозащитников является гарантией выполнения задач поставленных перед звеньями ГДЗС при работе в непригодной для дыхания среде

Вопрос № 2 (время 30 минут). Основные требования к организации и обеспечения функционирования учебно-тренировочных комплексов ГДЗС.

Теплодымокамера

Требования к составу ТДК

Комнату руководителя занятий (пультовую);

Пост медицинского контроля;

Контрольный пост ГДЗС;

Учебный класс;

Задымляемое помещение, включающее в себя: лабиринт (тренажер ориентации) и участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);

Тренажерную зону;

Кабинет психологической разгрузки;

Кабинет начальника комплекса;

Предкамеру, совмещенную с постом безопасности;

Помещение электроснабжения комплекса;

Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;

Тамбур-шлюз (с избыточным подпором воздуха);

Санузел и душевую комнаты;

Гардеробную;

Кладовую для хранения инвентаря.

Требования к надежности

Срок службы на основное оборудование комплекса должен быть не менее 10 лет.

Требования к задымляемым помещениям

Тренировки в условиях задымления должны быть направлены на освоение газодымозащитниками правильных действий в составе звена в различных условиях обстановки, формирование психологической и физической готовности. Необходимо стремиться к созданию такой учебной обстановки, которая была бы максимально приближена к реальным условиям работы на пожаре, способствовала достижению максимальных физических и эмоционально-волевых нагрузок.

При использовании средств имитации (очагов пожаров, последствий взрывов, обрушений и других опасных факторов, повреждений приборов и трубопроводов и др.), необходимо применять меры, исключающие возможность возникновения аварийных ситуаций, повреждений и несчастных случаев.

В состав оборудования задымляемого помещения рекомендуется включать следующие элементы и системы :

Лабиринт (тренажер ориентации) двух (трех) уровней;

Участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);

Систему задымления с использованием безопасного дыма;

Систему двухсторонней связи;

Систему видеонаблюдения и дублирующей системы слежения;

Систему создания звуковых и световых эффектов;

Систему приточно-вытяжной вентиляции.

Шумовое сопровождение при тренировке должно обеспечивать звуки, имитирующие :

Обрушение конструкций;

Взрыв паров или газов;

Шум выходящего из трубопровода под давлением газа;

Крики «пострадавшего» и т.п.

Примерный перечень средств имитации включает :

Узкие лазы;

Наклонный участок с постепенно изменяющейся высотой;

Качающийся участок пола;

Ступеньку-пандус;

Имитатор «очаг пожара»;

Имитатор «вспышка»;

Имитатор «пострадавший».

Примерный перечень фрагментов технологического оборудования включает :

Тренажер «резервуар»;

Тренажер «участок трубопровода»;

Тренажер «рубильник»;

Тренажер «задвижка».

Стены, потолок, пол и полотнища дверей должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой.

Стены, потолок, пол и полотнища дверей помещения должны иметь необходимую термо- и дымоизоляцию.

Для применения во время тренировки в задымляемых помещениях огнетушащих веществ пол должен иметь необходимую гидроизоляцию и уклон в сторону трапов для сбора воды.

Задымляемое помещение должно иметь не менее двух выходов . Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью «ВЫХОД», включаемые с пульта управления.

Перед входом в задымляемые помещения следует устраивать незадымляемые тамбур-шлюзы (с избыточным подпором воздуха) для исключения проникновения дыма в другие помещения комплекса.

Требования к тренажерной зоне

Тренировка в тренажерной зоне имеет целью выработать у тренирующихся высокий уровень выносливости, подвижности, физической работоспособности, тепловой адаптации к условиям повышенной температуры.

Технические возможности тепловой зоны должны обеспечивать температурный режим в пределах 20-40±2°С. Регулировка температуры должна проводиться плавно в заданных пределах с автоматической поддержкой.

Для осуществления контроля за тренировкой в стене, разделяющей тренажерную зону и комнату руководителя занятий (пультовую), делается смотровое окно (размером не менее 1x1 м).

Для управления тренировкой в помещении предусматривается система двухсторонней связи между тренирующимися и руководителем тренировки.

Стены, потолок, пол и полотнище дверей помещения должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой .

Пол должен иметь уклон для обеспечения сбора воды в дренажную систему.

Стены, потолок, пол и полотнище дверей камеры должны иметь необходимую термоизоляцию .

Переход из тренажерной зоны в задымляемое помещение осуществляется через тамбур-шлюз .

Оборудование тренажерной зоны

Количество тренажеров (эргометров), размещаемых в помещении, подбирается исходя из среднего числа тренируемых. Тренажеры (эргометры) должны быть общего типа назначения.

Беговая дорожка. Угол подъема и скорость дорожки должны регулироваться плавно в заданных пределах. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.

Вертикальный эргометр типа «Ударный молот». При тренировке на этом тренажере должен подниматься и опускаться груз весом 25 кг канатом на роликах.

Тренажер «Бесконечная лестница». На этом тренажере должны выполняться упражнения (проводиться тренировки) имитирующие подъем по лестнице. Цепь ступенек должна начинать двигаться только при нагрузке за счет веса человека. Световой датчик должен автоматически отключать лестницу при проскоке ноги человека мимо ступеньки.

Тренажер «Велоэргометр». На данном тренажере тренирующиеся определяют при заданных нагрузках выносливость и физическую работоспособность. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.

Требования к комнате руководителя занятий (пультовой)

Оборудование пультовой должно обеспечивать постоянный контроль за тренировкой, поддержание двусторонней связи, а также управление маршрутами движений в системе лабиринта и вносить изменения в условия проведения тренировок.

Примерный перечень оснащения и оборудования пультовой включает :

Пульт управления, который предназначен для управления системами слежения, вентиляции, поддержания заданной температуры, контроля за работой тренажеров, задымлением, звуковыми и световыми эффектами и т.д.;

Система регистрации и передачи физиологических сигналов по радиоканалу;

Рабочий стол;

Стенд служебной документации.

Температурный режим в помещении должен обеспечиваться в пределах 18..,25 °С, при относительной влажности не более 70%.

Требования к посту медицинского контроля

Оборудование поста должно обеспечивать контроль за физическим состоянием тренирующихся и возможности экстренного оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Аптечка (набор) для оказания первой доврачебной помощи;

Аппарат искусственной вентиляции легких;

Медицинский тонометр;

Кушетка для отдыха;

Рабочий стол;

Пол должен быть нескользким и допускающим его мойку водой.

Требования к предкамере, совмещенной с постом безопасности

Предкамера должна располагаться в непосредственной близости от тренажерной зоны и задымляемого помещения и обеспечивать условия для размещения резервного звена и отдыха тренирующихся, а также для работы контрольного поста ГДЗС.

Оснащения предкамеры включает:

скамью для отдыха;

стенд документации;

рабочий стол поста безопасности;

Требования к контрольному посту газодымозащитной службы

Контрольный пост должен обеспечивать проведение проверок изолирующих дыхательных аппаратов, замену кислородных (воздушных) баллонов и регенеративных патронов.

Обязательное оснащение поста включает:

Приборы контроля параметров работы изолирующих дыхательных аппаратов;

Набор специальных ключей;

Прибор проверки качества воздуха;

Прибор контроля давления в баллонах;

Столы для проведения проверок;

Стеллажи для хранения запасных баллонов и регенеративных патронов;

Стенд документации;

Рабочий стол;

Комплект рабочей документации поста безопасности;

Плакаты по устройству и правилам технического обслуживания изолирующих дыхательных аппаратов.

Требования к учебному классу

Учебный класс должен быть оснащен столами и стульями на 20-25 посадочных мест, компьютерной системой обучения и контроля знаний, наглядными пособиями и стендами с информацией об устройстве изолирующих дыхательных аппаратов, о правилах работы в них и техническом обслуживании, методиках проведения расчетов параметров работы в зоне с непригодной для дыхания средой, планом-схемой комплекса и др.

Требования к кабинету психологической разгрузки

Кабинет психологической разгрузки предназначен для восстановления и отдыха личного состава после тренировок в зоне с непригодной для дыхания средой.

Требования к вспомогательным помещениям

К вспомогательным помещениям относятся:

Кабинет начальника комплекса; помещение электроснабжения комплекса;

Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;

Туалетную и душевую комнаты;

Тамбур и тамбур-шлюз;

Гардеробную;

Кладовую для хранения инвентаря.

Требования к вспомогательным помещениям определяются в каждом конкретном случае исходя из решаемых задач подготовки газодымозащитников, санитарно-гигиенических требований и требований охраны труда.

Требования к системе электрооборудования

Система электрооборудования комплекса должна быть выполнена в соответствии с Правилами устройства электроустановок и обеспечивать полную безопасность при их эксплуатации. Она включает в себя следующие виды освещения:

рабочее (общее и местное) - 220 В; аварийное - 220 В; эвакуационное - 220 В; ремонтное - не более 36 В.

В задымляемых помещениях, включая лестничные клетки, необходимо предусматривать аварийное освещение, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, которые улучшают видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации тренирующихся. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.

Требования к системам задымления и вентиляции

Задымление должно создаваться только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожогов.

Шумовые эффекты не должны превышать допустимых норм.

Для удаления дыма из тренировочных помещений должны быть предусмотрены три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы должна обеспечивать десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.

Аварийная принудительная вентиляция подключается к основному и независимому резервному источникам питания и должна обеспечивать в задымляемых помещениях в течение 2 мин с момента включения системы условия устойчивого визуального контакта.

Дополнительные требования

Помещения для тренировок должны быть оборудованы системами контроля за местонахождением тренирующихся.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме