Виды информации. Журналистская информация как товар
Журналистская информация как товар
журналистики - сильнейшее воздействие оказывает эко номический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. роль журналистики в системе экономики - представляет собой одну из разновидностей производства. У него есть осознанная цель, к которой стремится производитель; последний пользуется своими средствами производства для обработки объекта производства. В результате этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем. С пецифика - ЭТО разновидность духовного производства. отличается от материального производства. производитель- журналист - пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями жур налистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы. И объект, на который он воздействует, специфичен. Это социальная информа ция, получаемая из разных источников. специфична продукция этого производства - журналистская информация. Она пред ставляет собой социальную информацию, обработанную особым образом - с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него.
Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром . Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информаци онную потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.
Различные СМИ в соответствии с их спецификой поставляют разные виды этого товара. Информационные потребности, возникающие у людей, заставляют их искать нужную им информацию и покупать ее носители. Так возникают рыночные отношения между производителями журналистской информации и ее потребителями. Начинается процесс обмена между ними, в ходе которого обе стороны удовлетворяют свои потребности. Потребитель получает сведения, знания и оценки, помогающие ему ориентироваться в действительности. Производитель информации - журналист получает не только деньги, но и компенсацию в другой форме - возможность духовного, идеологического воздействия, влияния на читателя, приобретение им известности как автора, признание его профес сионального мастерства. Вместе с журналистом денежную компен сацию получает учредитель и владелец средства массовой информации, опубликовавшего произведение автора. Влияние, связанное с журналистской информацией, также оказывается това ром, имеющим огромную ценность для представителей некоторых общественных групп - политиков, властных структур и др.
Журналистская информация выходит на ры нок в виде определенной товарной единицы (номер газеты или журнала, текст заметки, репортажа, статьи или оригинал фотоснимка, которые может купить газетная редакция., программа в целом или отдельный сюжет, бюллетень, вестник, новостная лен та).
На рынке начинается процесс обмена между производителями журналистской информации и ее потребителями. В ходе обмена каждый из них удовлетворяет свои потребности. Журналистская информация выходит на рынок в виде товарной единицы - законченного цельного произведе ния: текста, иллюстрации, номера газеты или журнала, теле- или радиопрограммы, сюжета, информационного бюллетеня.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Документальные источники информации. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации. Интернет как источник журналистской информации. Человек как источник журналистской информации. Общение журналиста с коллегами.
курсовая работа , добавлен 21.09.2007
Способы функционирования журналистики, информационный обзор ее функций. Роль журналистской информации. Функциональные особенности журнала "Эксперт" и "Огонек": цели и уровень предоставляемой информации, основная тематика и значение для аудитории.
курсовая работа , добавлен 28.03.2009
Требования, предъявляемые к информации. Репортерская работа в системе журналистской деятельности. Основные источники информации. Способы проверки фактических сведений. Интервью как метод сбора информации. Главные особенности документального метода.
методичка , добавлен 13.06.2012
Нормы ответственности за публикацию недостоверной информации. Открытые и скрытые источники информации. Юридическая сторона отношений журналиста и конфиденциального источника. Сотрудничество конфиденциальных источников с журналистами. Пример WikiLeaks.
курсовая работа , добавлен 15.05.2016
Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.
презентация , добавлен 03.02.2016
Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".
реферат , добавлен 21.06.2014
Понятие интернет-ресурсов. Виды информации и ее свойства. Особенности сбора информации. Оценка и отбор новостей. Правила сбора оффлайновой информации. Понятие информационных потоков. Особенности сбора и обработки информации для интернет-ресурсов.
курсовая работа , добавлен 18.08.2012
Понятие-Интернет как СМИ. Возможности и свойства сети Интернет. Отличия от других СМИ. Особенности размещения информации в ИнтернетеОсобенности интернет-версий печатных издании. Структура информационного и информационно-развлекательного сайта.
курсовая работа , добавлен 24.04.2007
Приведем еще несколько определений:
- Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
- Информация - это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
- Информация - это мера сложности структур (Моль);
- Информация - это отраженное разнообразие (Урсул);
- Информация - это содержание процесса отражения (Тузов);
- Информация - это вероятность выбора (Яглом).
Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Но рберт Винер , "отец" кибернетики. А именно:
Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей - в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему .
Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.
Журналистская информация имеет
характерные особенности.
Во-первых, это, как правило,
новость. Поиск нового во всех сферах общественной
жизни – в политике, экономике, науке,
культуре, спорте – главное для журналиста.
Впрочем, журналистика не замыкается в
социальной тематике, хотя и отдает ей
предпочтение. Малоизученные явления
природы, открытия на земле, в небесах,
в Мировом океане и космосе, в макромире
и микромире, в поведении людей и животных
– безграничный духовный и материальный
мир, нас окружающий, ежечасно преподносит
множество сюрпризов, которые журналисты
должны зафиксировать и сообщить о них
своей аудитории.
Во-вторых, журналистская
информация должна быть оригинальной.
Когда пресса изо дня в день твердит одно
и то же, аудитория утрачивает интерес
и к информации, и к ее источнику. Общественная
значимость делает информацию интересной,
причем в достаточно значительной части
аудитории.
В-третьих, журналистская
информация должна быть полезной. К сожалению,
нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью
забывают об этом. Хрестоматийный пример:
собака укусила человека – это не сенсация;
сенсация – если человек укусил собаку.
Однако во второй части данного парадокса
речь идет о клиническом случае, представляющем
интерес разве для психиатров; общество
же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь
полезную информацию из такого сообщения.
Разумеется, пресса имеет право на занимательную
информацию, но это маргинальные (находящиеся
в стороне от основного содержания, на
обочине, буквально – на полях печатного
издания) новости. Не случайно, материалы
такого рода публикуются обычно под рубриками
“В конце номера”, “Заметки на полях”,
“Забавная смесь” и т.д.
Таким образом, предметом
журналистской деятельности является
реальная действительность во всем ее
многообразии. Журналист выступает субъектом,
а массовая аудитория становится объектом,
на который направлена деятельность журналиста.
Понятно, что речь здесь идет об опосредованном
воздействии. На аудиторию оказывают влияние
различные журналистские произведения
– заметки, репортажи, радио- и телепрограммы,
фильмы, – являющиеся конечным результатом
журналистского труда.
Распространяются эти произведения
при помощи разнообразных каналов информации:
газет, радиостанций, телестудий. Каждый
из этих каналов обладает достаточно сложной
материально-технической базой: типографиями,
электронной техникой от компьютеров
до спутников связи. Разумеется, каждое
средство массовой информации – большой
коллектив, требующий особой организации
работы, умелого управления, руководства.
Условно назовем реально существующий
многосложный механизм организации деятельности,
управления средствами массовой информации
распространенным в теории журналистики
термином “издатель”. В этом случае графическая
схема взаимосвязей в системе СМИ будет
выглядеть так:
Как видим, журналист черпает
информацию из реальной действительности,
которая в той же мере доступна и его руководству
(издателю), и аудитории (потребителю информации).
Стало быть, содержание журналистских
произведений легко подвергается проверке
и теми, и другими. В то же время аудитория
влияет на журналиста уже тем, что он создает
свои произведения в расчете на тех или
иных читателей, слушателей, зрителей.
Писатель может работать “в стол” – в
надежде на понимание потомков. Журналистское
произведение, не нашедшее выхода к аудитории,
мертво. Его, словно, и нет.
Хотя и мнение издателя, и
тем более аудитории принципиально важны
для журналиста, тем не
менее
никто и ничто не ограничивает (не
должно ограничивать) свободы журналистского
творчества – и это хорошо видно на нашей
схеме, где журналистское произведение
“зависит” только от самого журналиста.
Впрочем, понятие свободы журналистского
творчества слишком сложно и требует отдельного
разговора.
Созданное журналистом произведение
передается в СМИ и по соответствующему
каналу доводится до аудитории: публикуется
в газете или журнале, транслируется по
радио или телевидению. Так же, как СМИ
лишается своего смысла без труда журналистов
(скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры,
студийные павильоны и режиссерские пульты,
телевышки и спутники связи, если им нечего
передавать в эфир), так и работа журналиста
немыслима без канала связи и массовой
аудитории.
Таков в общих чертах механизм
общественно-информационной деятельности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Факультет филологии и журналистики
Кафедра теории журналистики
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ
Общая характеристика
В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс «Техника журналистской работы» входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий).
Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки.
Курс «Техника журналистской работы» является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как «журналистская информация, ее виды, «методы сбора и проверки информации», «источники информации и их классификация» должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях.
Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса.
Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях.
Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.
Тезисный план лекций
1. Понятие журналистской информации
Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.
Информация обладает определенными свойствами.
Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.
В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.
Требования, предъявляемые к журналистской информации.
Оригинальность, не банальность сведений.
Доступность или декодируемость сообщения.
Релевантность или уместность сообщения.
Виды журналистской информации:
Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.
Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.
Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.
2. Репортерская работа в системе журналистской деятельности
Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.
Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.
Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.
В основе новостной журналистики лежит факт.
Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.
У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.
Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.
Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизмах, о непредсказуемых поступках людей или неожиданном стечении обстоятельств. Организованные новости - это искусственное привлечение внимания к какому-либо событию, искусственная сенсация.
Любой ли факт повседневной действительности может быть пригоден к опубликованию? Что такое новость и как определить ценность новости?
Факт, существенным образом меняющий ситуацию, и есть новость.
Новость должна быть:
2. Ранее неизвестной
3. Близкой к аудитории
4. Необычной
5. Персонифицированной
6. Вызывать общий интерес
Задача репортера - собрать факты о событии и изложить по классической схеме, ответив на главные вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК, а дальнейшее объяснение с ответами на вопрос ПОЧЕМУ - это уже задача комментатора.
3. Источники информации
Умение добыть первичные живые сведения, эксклюзив - один из показателей высокого профессионализма журналиста.
В обществе сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которой относятся:
Брифинги
Презентации
Пресс-конференции
Пресс-релизы
Сообщения информационных агентств.
Основным источником информации для получения неплановых сведений выступает фрагмент реальности.
Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда. Письменные источники основаны на принципе гласности и свободы информации, которые позволяют знакомиться с документами, классифицированными как общественно доступные (официальные бумаги, письма, отчеты, протоколы, акты, приказы и пр.). Человек всегда может разъяснить содержание документа, прокомментировать их, рассказать предысторию события, даст совет и пр. Иногда обстановка, которая окружает человека (предметы и вещи) может рассказать о нем больше, чем он сам.
Устные источники информации - люди, не всегда согласны с указанием своего имени в публикации. В связи с этим они могут быть
Открытыми
Анонимными
Источниками «не для печати».
Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:
Переспросить источник и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, фамилии, иные важные детали, членораздельно проговорить важные высказывания.
Сопоставить сведения с видео-, аудиозаписями, текстовыми документами
Спросить дополнительных свидетелей и очевидцев
Дать прочесть текст редакционному юристу.
4. Наблюдение как метод сбора информации
Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности - первичную информацию. Какие сведения может получить журналист с помощью наблюдения? Во-первых, это данные, которые выражают сущность происходящего через внешнюю сторону, на основе которых можно сделать выводы о значении событий, об отношениях людей, об уровне их общей культуры или традициях, привычках - обо всем, что поддается считыванию глазом. Во-вторых, данные, передающие внешние характеристики того или иного объекта. Они выступают в тексте как описание примет реальной ситуации, которые создают для читателя «эффект присутствия» - это и детали внешности действующих лиц, их речь, жесты, предметы обстановки, в которой происходят события.
К достоинствам метода можно отнести конкретность и единичность. Метод наблюдения и самый оперативный метод в журналистике, и этим объясняется его важное значение. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. Но журналист воспринимает окружающий мир на основе своего прошлого интеллектуального и эмоционального опыта, на основе сложившихся логических понятий. Чем богаче этот опыт, тем полнее и достовернее результаты наблюдения. Следовательно, метод наблюдения имеет субъективность восприятия, привносит в объективную картину мира субъективный элемент.
Наблюдение в журналистике имеет ряд модификаций. Прежде всего, наблюдение бывает подготовленное и неподготовленное.
Подготовленное наблюдение предполагает ознакомление журналиста с необходимой литературой, архивными материалами, другими сведениями об объекте. Журналисту известно, что ему предстоит наблюдать, кто будет участвовать в событиях, какова их последовательность и пр.
Неподготовленное наблюдение основано на непредсказуемости, случайности, внезапности происходящего. Журналист работает с объектом, заранее ничего о нем не зная.
Существует разовое и длительное наблюдение.
Разового наблюдения достаточно при написании небольших заметок. Разовое наблюдение используется в новостной журналистике, та как связано с жесткой профессиональной необходимостью - оперативностью.
Длительное наблюдение в журналистике близко к научному. Оно ведется по четко спланированной программе, в соответствии с поставленной целью, фиксируются и сравниваются результаты. Длительное наблюдение имеет мощные достоинства - отражает предмет в развитии, в высшей степени достоверно и аналитично.
Наблюдения бывают прямым и косвенным, открытым и скрытым. Прямое наблюдение осуществляется при непосредственном контакте журналиста с объектом. Косвенное наблюдение нужно тогда, когда объект наблюдения удален во времени и в пространстве и прямое наблюдение невозможно.
Открытое наблюдение уместно лишь при подготовке положительного материала. Открытое наблюдение заставляет героев материала корректировать свое поведение, манеру, стиль работы и пр., то есть возникают некоторые психологические помехи. Поэтому журналисту нужно время, чтобы «приучить» окружающих к своему присутствия.
Скрытое наблюдение - вид, при котором журналист исследует предмет, не оповещая о самом факте наблюдения, изучает поведение людей в привычных для них условиях, фиксирует сложившиеся отношения в коллективе и пр.
Скрытое наблюдение используется и в тех ситуациях, когда журналист является сторонним свидетелем ситуации, и в тех, когда он является его участником. В 1-ом случае - невключенное наблюдение, во 2-ом - включенное.
Включенное наблюдение осуществляется журналистом тогда, когда он приходит в какой-либо коллектив или социальную группу как полноправный участник процесса, социальных отношений в этой группе. Взгляд изнутри позволяет фиксировать не только внешние проявления, но и побудительные причины, мотивы поведения людей.
Особо выделяется из ряда видов наблюдения - эксперимент. Это подготовленное наблюдение, которое обладает неким новым качеством. Сущность эксперимента в том, что журналист искусственно создает обстоятельства, при которых яснее и точнее проявляется явление. При этом обеспечивается предельная достоверность информации.
5. Интервью как метод сбора информации.
Подготовка и проведение интервью
Самый распространенный тип источников информации - это человек. Во-первых, человек - это нередко свидетель или участник происходящих событий, во-вторых, он - носитель информации о себе и о своем субъективном мире, в-третьих - транслятор информации, полученной от других.
С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно:
1. фактические данные
3. объяснения
4. предположения и прогнозы
5. речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности.
Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.
Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками. И тут на помощь приходят дополнительные вопросы, которые не прогнозировались. Они задаются в момент, когда не срабатывает основной или когда неожиданно возникает поворот темы.
Классификация вопросов по форме:
Открытые. Открытые вопросы называют тему или предмет, а дальше собеседник волен структурировать ответы по своему усмотрению. Закрытые часто используются в социологии при массовом опросе. В закрытых вопросах возможные ответы заложены в самом вопросе, и опрашиваемый должен выбрать ту позицию, которая соответствует его мнению.
Прямые и косвенные. Косвенные вопросы целесообразно задавать тогда, когда тема носит «щекотливый» характер, связаны с мнением, которое идет вразрез с моральными или этическими нормами в той или иной социальной группе. Поэтому вопрос нужно строить так, чтобы он освободил собеседника от категоричности высказывания.
Личные и безличные. Личные формы вопроса выявляют более индивидуальное мнение. Безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представление о том, чего требует объективная реальность.
Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации.
Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора.
При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого.
Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью «увильнуть» от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным.
Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной.
Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: «да» или «нет».
Вопросы должны быть нейтральными.
Вопросы должны быть простыми.
Прислушивайтесь к ответам.
6. Документальный метод сбора информации
Мастерство журналиста связано с умением использовать достоверные источники информации. Поставщиком такой информации является способ изучения действительности с помощью документа.
Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной с любой знаковой системе. Документом может быть письмо, ауди- или видеопленка, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала…
Проработка документов - метод, позволяющий получать сведения самого разного характера - от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. С помощью документов проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.
Необходимо представлять, что за тип документов попал к вам в руки. В журналистике принята следующая классификация документов:
По способу фиксирования информации: рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные и цифровые записи.
По статусу документа: официальные и неофициальные
По степени близости к эмпирическому материалу: первичные и вторичные
По способу получения документа: по установленному образцу и целевые.
В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (сопоставление, осмысление) или специальные (психологические, социологические, криминалистические).
Существуют различные способы проверки документов. Традиционно они разделяются на внешнюю и внутреннюю оценку.
Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа - его форма, язык, стиль, датировка. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и для журналистики:
Нет ли в документе каких-либо ошибок;
Компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;
Существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно или как оно называлось прежде, в то время, когда был составлен документ;
Соответствует ли содержание документа его форме;
Не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями;
Если документ многостраничный, все ли страницы пронумерованы, одинакова ли бумага, ее качество и цвет.
Четко ли виден штамп или печать.
Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить: какой информацией пользовался составитель документа, не искажены ли фамилии должностных лиц.
Желательно установить дату появления документа и его номер.
Кроме того, необходимо отличать в документе от оценок, так как оценки - вещь субъективная и автор мог быть заинтересован в своей интерпретации или в умалчивании.
Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ.
Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:
Фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;
Заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;
Помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;
При завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.
Темы и задания лабораторных работ
журналистский информация репортерский интервью
Способы фиксирования и накопления сведений для будущих информационных сообщений.
Деловая игра «От факта - к слуху».
Приемы и способы получения первичной информации (работа на объекте) и ее фиксирование.
Сбор оперативной информации вне аудитории.
Этические нормы поведения репортера в общении с людьми.
Способы проверки и перепроверки сведений, записей и фактов; сбор дополнительных сведений при подготовке текста информационного сообщения.
Выбор жанра выступления в связи с характером события.
Проведение в аудитории пресс-конференции по определенной теме.
Организация и постановка репортерской службы в газетах разных типов.
Решение творческих задач репортера.
Описание как способ фиксирования информации.
Вопросы к зачету
Понятие журналистской информации
Виды журналистской информации
Требования, предъявляемые к журналистской информации
Специфика репортерской работы
Факт и требования, предъявляемые к новости
Основные типы источников информации
Наблюдение как метод сбора информации
Виды наблюдения
Интервью как метод сбора информации
Правила ведения интервью
Классификация вопросов
Документальный метод сбора информации
Классификация документов
Установление подлинности и достоверности документа
Эксперимент как метод сбора информации
Контрольный тест
1. К какому виду информации относится заявление Президента России:
Событийной
Интерпретирующей
Базисной
2. Вся информация, циркулирующая в обществе, это:
Реальная информация
Потенциальная информация
3. Сообщение о предстоящей годовщине чего-либо можно отнести к категории:
Горячих новостей
Календарных
Организованных
4. Каковы приоритетные качества репортера:
Личное обаяние
Оперативность
5. Короткие совещания, на которых происходит ознакомление журналистов с позицией устроителей встречи по тому или иному вопросу, это:
Презентации
Брифинги
Каким методом сбора информации вы будете пользоваться при описании открытия художественной выставки:
Интервью
Наблюдением
Факультет филологии и журналистики
Кафедра теории журналистики
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ
Общая характеристика
В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс Техника журналистской работы входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий).
Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки.
Курс Техника журналистской работы является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как журналистская информация, ее виды, методы сбора и проверки информации, источники информации и их классификация должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях.
Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса.
Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях.
Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.
Тезисный план лекций
Понятие журналистской информации
Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.
Информация обладает определенными свойствами.
Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.
В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.
Требования, предъявляемые к журналистской информации.
Оригинальность, не банальность сведений.
Доступность или декодируемость сообщения.
Релевантность или уместность сообщения.
Виды журналистской информации:
Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.
Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.
Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.
Репортерская работа в системе журналистской деятельности
Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.
Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.
Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.
В основе новостной журналистики лежит факт.
Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.
У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.
Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.
Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизм