Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Федеральный закон рф "об исполнительном производстве". Федеральный закон рф "об исполнительном производстве" Закон об исполнительном производстве судебных приставов

Список сокращений

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ)

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ)

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ)

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ)

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ)

Закон о банках и банковской деятельности – Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) “О банках и банковской деятельности”

Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”

Закон о выезде из РФ и въезде в РФ – Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”

Закон о рынке ценных бумаг – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”

Закон о судебных приставах – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах”

Закон об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ)

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)

КТС – комиссия по трудовым спорам

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ)

Основы законодательства РФ о нотариате – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ)

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ)

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ)

ФЗИП 1997 г. – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве

ФССП России – Федеральная служба судебных приставов

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

Предисловие

Основные начала исполнительного производства . Исполнительное производство служит целям восстановления прав кредиторов и любых взыскателей в гражданском обороте. В этом заключаются конституционно значимые цели системы принудительного исполнения, социальное предназначение и необходимость для общества в содержании службы судебных приставов и специальном регулировании ее деятельности.

Исполнение судебных и иных юрисдикционных актов – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным актом, является по сути несуществующим, и подобная ситуация не может считаться нормальной. В связи с этим неоднократно как в доктрине гражданского права <1>, так и в актах Конституционного Суда РФ отмечалась связь права на судебную защиту и права на исполнение судебного решения.

——————————–

<1> См., например: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 30, 31; Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 6; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. С. 98, 99 и след.; Еременко М.С., Устьянцев С.Е., Ярков В.В. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций: Учеб.-практ. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006. С. 16.

В частности, в п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский” отмечено следующее. Европейский суд по правам человека в решении от 19 марта 1997 г. указал, что “право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда” (дело Hornsby c. Grece – Rec. 1997-II, fasc. 33)”.

В целом ряде решений Европейского суда по правам человека подчеркивается, что исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>.

——————————–

<1> Выдержки из судебных актов Европейского суда по исполнению судебных актов см.: Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 300 – 302, 383.

Вместе с тем это не дает основания для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Право на исполнение решения действительно является частью судебного разбирательства в его широком понимании и входит в целом в механизм судебной защиты, что, однако, не означает понимания исполнительного производства только как стадии судебного процесса.

Исполнительное производство находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и службы судебных приставов – федерального органа исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие характеристики исполнительного производства, в частности содержание ряда принципов, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее.

Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер имеют его принципы, права и обязанности участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, и выбор вариантов поведения для должника, обязанного исполнить соответствующее решение, ограничен. Исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника ограничен, поскольку он обязан исполнить акт – исполнительный документ. Должник вправе только выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

То же самое можно сказать о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, иным является характер стадий исполнительного производства. Его возбуждение определяется в основном волей взыскателя. Стадия подготовки к совершению исполнительных действий не содержит того круга действий, которые характерны для судопроизводства. Стадия осуществления исполнительных действий не связана с установлением большого количества юридических фактов; доказывание происходит не в том виде, какой характерен для судебного процесса. Кроме того, в исполнительном производстве имеется и стадия его окончания, отражающая завершение исполнительных действий.

Таким образом, задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также в контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Отсюда следует и этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое.

В силу того, что обязанности должника уже установлены решением суда, служба судебных приставов в лице ее уполномоченных должностных лиц – судебных приставов-исполнителей наделена правом применения мер принудительного характера в отношении лиц, обязанных исполнить судебное решение. В этом аспекте ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные характеристики Федерального закона “Об исполнительном производстве” . Прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ подробно и детально регулирует процессуально-процедурную деятельность органов принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц Службы, наделенных полномочиями по влиянию на развитие исполнительного производства. Соответственно подробно в Законе раскрыта общая часть, которая содержит детальное регулирование многих основополагающих положений. При этом в данном Законе нашла отражение практика работы Службы, учтены правовые позиции, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов; отдельные положения взяты из проекта исполнительного кодекса РФ <1>.

——————————–

<1> См.: Проект исполнительного кодекса Российской Федерации / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2008.

В частности, впервые в законодательном акте по исполнительному производству сформулированы принципы гражданского исполнительного производства. К их числу ст. 4 Закона относит следующие пять принципов: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П признал существование ряда специфических принципов исполнительного производства, в частности следующих: преимущественная защита прав должника, несостязательный характер исполнительного производства, обязательность соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства, направления правового регулирования и правоприменительной практики. Хотя указанные принципы прямо не выделены в Законе, их закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ придает им правовую форму и означает переход данных принципов из сферы правовой доктрины в область правовой действительности.

В Законе также расширено правовое регулирование исполнительных документов (гл. 2), сроков в исполнительном производстве (гл. 3), введена новая глава относительно извещений и вызовов (гл. 4). В гл. 5 “Исполнительное производство” сосредоточены основные нормы, регулирующие стадии его развития: возбуждение, осуществление исполнительных действий и формы приостановления, а также прекращение и окончание исполнительного производства. Глава 6 “Лица, участвующие в исполнительном производстве” и гл. 7 “Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения” содержат нормы, охватывающие практически все виды и способы исполнения. Главы 8 – 14 регулируют отдельные виды исполнительных действий и дифференцируются в зависимости от предмета соответствующего исполнительного производства, характера исполнительного документа – о признании, о присуждении, о совершении определенного юридически значимого действия и по другим критериям.

Более детальная проработка положений Закона позволила снизить степень усмотрения правоприменителей и внести определенность в содержание и характер исполнительных действий. В отдельных юридико-технических деталях Закон иногда допускает неоднозначное толкование, но это может быть преодолено как путем внесения в него изменений, так и посредством судебной практики.

Представленное вниманию читателя второе издание комментария подготовлено на кафедре гражданского процесса УрГЮА и продолжает традицию кафедры по научному изучению и освоению исполнительного производства как вида юридической деятельности, учебной дисциплины и особой сферы правового регулирования. В частности, на кафедре уже были подготовлены комментарий к первому Федеральному закону “Об исполнительном производстве” 1997 г., два комментария к новому Закону, два издания настольной книги судебного пристава-исполнителя, три издания практикума по исполнительному производству, ряд других учебных и учебно-практических пособий.

В 2007 г. на кафедре был успешно выполнен проект для Министерства юстиции РФ на тему “Анализ деятельности Федеральной службы судебных приставов России посредством обзора материалов средств массовой информации, проведения опросов и серий интервью с представителями внешней и внутренней среды” для оценки целесообразности введения в России системы небюджетного (частного) исполнения. Специалисты кафедры приняли активное участие в подготовке проектов исполнительного кодекса РФ как 2004 г., так и 2007 г. Более того, в 2007 г. УрГЮА была избрана Министерством юстиции РФ как головная организация для работы над проектом исполнительного кодекса РФ, который, возможно, в будущем заменит действующий Федеральный закон “Об исполнительном производстве”.

Второе издание комментария учитывает новеллы Закона, которые появились в нем после принятия в 2007 г., судебную практику и практику органов Федеральной службы судебных приставов по применению исполнительного законодательства.

Авторы комментария являются специалистами из разных сфер, но все они профессионально связаны с исполнительным производством: руководители органов исполнительной власти, прошедшие все ступени своей профессии, начиная с судебного пристава-исполнителя, а также судьи, адвокаты, преподаватели, изучающие проблемы исполнительного производства на протяжении многих лет и публикующие работы по данной тематике. Поэтому второе издание настоящего комментария будет полезным для судебных приставов-исполнителей, судей, адвокатов, других категорий юристов, так или иначе связанных с исполнительным производством, а также для преподавателей и студентов юридических вузов и факультетов в рамках изучения курсов гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства.

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (УРГЮА)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
2-е издание, исправленное и дополненное

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.В. ЯРКОВА

Абушенко Д.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 9, 10;

Безруков А.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА, адвокат – гл. 8 (кроме ст. ст. 79, 85, 88);

Загайнова С.К., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮА – гл. 3, 4, гл. 13 (в соавторстве с В.П. Кудрявцевой);

Кудрявцева В.П., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 13 (в соавторстве с С.К. Загайновой);

Кузнецов Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 11;

Малюшин К.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с С.Е. Устьянцевым);

Мирошниченко А.А., магистр права – ст. 67;

Павин Д.В., исполняющий обязанности руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, аспирант кафедры гражданского процесса УрГЮА – п. 3 комментария к ст. 60, гл. 12, гл. 14 – 16 (в соавторстве с Т.В. Ширяевой);

Панкратова Н.А., судья Свердловского областного суда, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 5 (кроме ст. ст. 33 и 46), гл. 17, ст. 128;

Устьянцев С.Е., помощник полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с К.А. Малюшиным);

Ширяева Т.В., кандидат юридических наук, начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 14 – 16 (в соавторстве с Д.В. Павиным), гл. 18 (кроме ст. 128);

13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 апреля, 27 июня, 11, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 14, 22 октября, 22, 29 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 9, 30 марта, 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 мая, 18, 26 июля 2017 г.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами .

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон "О судебных приставах") и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве

1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).

2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

3) дата возбуждения исполнительного производства;

4) номер исполнительного производства;

5) наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес);

6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;

6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;

7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

5. При включении в банк данных сведений о возбуждении исполнительного производства информация, необходимая для выплаты задолженности по исполнительному документу, направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств на счета органов Федерального казначейства в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами .

Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.

4. Утратила силу .

Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг

1. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (далее - исполнительный документ о списании ценных бумаг) может быть направлен взыскателем непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, либо депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся на указанных счетах должника ценных бумагах.

2. Одновременно с исполнительным документом о списании ценных бумаг взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. Представитель взыскателя представляет документ , удостоверяющий его полномочия, и сведения, предусмотренные настоящей статьей, о взыскателе и о себе.

3. Исполнительный документ о списании ценных бумаг подлежит исполнению лицом, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.

4. При передаче документов, составляющих систему ведения реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, переводе эмиссионных ценных бумаг с лицевого счета на счет депо или со счета депо на лицевой счет либо одним депозитарием другому депозитарию неисполненные или исполненные частично исполнительные документы о списании ценных бумаг передаются новому лицу, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица

1. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

3. Представитель взыскателя представляет документ , удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе.

4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение).

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций

При исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".

Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Гражданское право на защиту интересов в суде взаимосвязано с исполнением постановления суда. Главный судебный орган Европы ранее заметил, что исполнение решения, которое вынесла судебная инстанция, необходимо рассматривать в неразрывной связи с исполнительной властью. Невзирая на это, Законодательством Российской Федерации не определены причины для полного равенства терминов исполнительного производства и судопроизводства.

На 2019 год действует редакция закона федерального назначения №229 «Об исполнительном производстве» и статусе судебных исполнителей. В этом обзоре будет рассмотрена действующая поправка с изменениями, а также, какие пункты и части потеряли силу.

Помимо этого, посетители правового ресурса могут получить первичную бесплатную консультацию по интересующим вопросам.

Закон «Об исполнительном производстве» 2007 года в первую очередь направлен на урегулирования порядка действий федеральных судоприставах, т.е. всей службы ФССП в целом. Обусловлен закон и внесенные изменения тем, что данный орган может принудительно проводить мероприятия по выполнению постановлений судебного органа.

Данный закон включает в себя:

  • список документации, которая имеет силу исполнительных решений;
  • нормативы о периоде выполнения мероприятий по взысканию;
  • уведомления;
  • Права сторон, задействованных в этом действие;
  • процедура по продаже собственности должника;
  • регламент обжалования бездействий или нарушающих права мер судебными приставами;
  • особенность по исполнительным мерам в отношении неимущественных споров.

Для того чтобы разъяснить некоторые вопросы по практике судов и отдельных статей федерального закона №229 в силу вступило Постановление ПВС №50 от 2015 года. Ознакомиться с полным содержанием этого документа можно на портале через кнопку «Скачать».

Основные моменты законопроекта

Вступление ФЗ «Об исполнительном производстве» с последней редакцией носило в себе первоначальную задачу в точной и оперативной работе судебных приставов, которые также должны защищать гражданские права, в т.ч. организаций.

Именно на основании федерального закона все должностные, физические и юридические лица, а также судебный орган и иные инстанции должны выполнять требования исполнителя. Игнорирование и отказ, в т.ч. создание препятствий исполнения рушения суда накладывается ответственность, которая предусмотрена в действующей редакции Законодательства РФ.

Последние изменения регулирует порядок инициации по исполнительному производству. Так, приставом для возбуждения мероприятий по взысканию задолженности, берутся за основу такие документы, как:

  • приказ судов;
  • исполнительский лист;
  • решение об алиментных выплатах;
  • акты из ПФ Российской Федерации;
  • постановление.

Те граждане и юр.лица, интересы которых касается исполнительное производство, получают уведомления. В том случае, если судебному исполнителю приказано немедленно отреагировать на постановление, законом разрешено начинать меры без повестки. Как правило, это происходит при наложении ареста на банковские счета, финансы и имущество.

После того как судебные приставы получают заявление от взыскателя, они обязаны в рамках 3-х дней возбудить производство либо направляют отказ.

Наиболее распространенными аргументами для этого бывают:

  • нет заявления;
  • некорректно указано отделение службы ФССП;
  • истек период действия исполнительного листа;
  • документ составлен не по форме;
  • по данной документации уже было проведено исполнение, в т.ч. прекращение;
  • акт суда не действует или не имеет законную силу.

Таким образом, федеральный закон об исполнительном производстве, вкупе с вступившими последними обновлениями, регулирует деятельность судоприставов.

Взыскание оплаты труда и других доходов

В изменениях закона о судебных приставах указано, что судебное решение вступает в силу со дня вынесения соответствующего постановления. Однако оно может быть оспорено в установленный период. Примечательно, что должник направлять заявление должен в добровольном порядке. Если ходатайство не будет подано, то вердикт должен быть выполнен, в т.ч. в принудительном порядке.

Инстанция, которая уполномочена выполнять судебные решения, на основании статьи №5 данного закона, является служба судоприставов. Именно от её имени действуют исполнители. Соответственно, требования, лежащие в рамках действующих законов, должны выполняться в точности.

Благодаря федеральным поправкам, изменения в законе наделили деятельность судоприставов прозрачностью. Ввиду этого каждый гражданин и организации может получить актуальные сведения из банка данных.

При взыскании задолженности задействованы такие структуры, как банковские организации, профессионалы на рынке ценных бумаг. Однако выступают они, как исполнители требований ФССП. На основании полученных документов, организации занимаются перечислением средств со счетов должников в адрес взыскателя или накладывают арест на лицевые счета. Примечательно, что держатель карты не получает уведомления от банка, а узнает об этом постфактум.

Федеральной службой судоприставов приняты в действие производственный регламент. Иными словами, судопристав в первую очередь должен получить исполнительный лист. На основании данного документа, он отправляет запросы в различные фонды для того, чтобы выявить адрес работы гражданина. Оплата труда представляет собой основной источник для погашения долга. Последняя редакция ФЗ разрешает списывать до 50% с систематического источника прибыли. При исполнении решений о возмещение урона, причинения вреда, а также алиментов, удержание может составить до 70%.

Взыскание через имущество

Основной смысл изменений касается защиты гражданских интересов, в т.ч. организаций от незаконных мероприятий третьей стороны. Главный принцип – действовать по закону. Поэтому действующие поправки признают следующие мероприятия при решении установленных задач:

  • формирование условий для выполнения судебных требований;
  • личное общение со стороной ответчика или его представителем;
  • запрос документов и информации, в т.ч. персональных сведений;
  • анализ материальной составляющей должника;
  • выдавать постановления третьим лицам о необходимости выполнить условия;
  • накладывать арест на финансы и собственность;
  • осуществлять вход в помещения нежилого назначения;
  • входить в жилые комнаты на основании письменного разрешения начальника судопристава;
  • проводить опись, изъятие и оценку имущества должника;
  • проводить розыскные мероприятия в отношении должника и его имущества;
  • привлекать к розыску сотрудников правоохранительных органов;
  • взыскивать средства по исполнительному сбору;
  • вводить ограничения на выезд за границу.

Ввиду вышесказанного федеральные законы такого уровня позволили судоприставам расширить диапазон мероприятий. Однако действия не могут касаться тех средств и собственности, необходимые должнику для проживания. Примечательно, что законопроект строго защищает родственников лица с задолженностью, охраняя их имущество.

Внимание : «Если у близких неплательщика есть квитанции на имущество либо свидетельские показания, указывающие на дарственную, то данные средства не могут быть изъяты».

Важно: «Судоприставы не обладают право изымать автотранспортное средство у таксиста, т.к. это является источником получения оплаты труда. Также под опись не может попадать ПК, если на нем ведется работа».

Изменения в ФЗ

Последний раз изменения носили следующий характер:

  • статья №40 ч.1 п.5.1 – разрешает осуществлять мероприятия по признанию гражданина или организации банкротом. Решение выносит арбитражный суд.
  • Статья №40 ч.1 п.7 – позволяет отправку сообщений в налоговые инстанции при наложении ареста на собственность юридического или физического лица.
  • Статья №47 – дает возможность признать неплательщика банкротом.

Ввиду вступающих и имеющих силу поправок, гражданские лица признаются наравне с организациями несостоятельными. Под него также попадают ИП и неплательщики, выступающие собственниками ферм.

Обратите внимание, что те, кто периодически вносят платежи за должника (к примеру, работодатель) обязаны списывать в счет взыскателя определенные суммы. Расход на осуществление перевода ложится на плечи должника.

Если должник сменил место работы, а, следовательно, и регулярный источник дохода, то бывший работодатель обязан направить об этом сообщение в ФССП. Помимо того, в его обязанности входит предоставление отчета о перечисленных средствах.

Утвержденный 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" был принят Госдумой 14 сентября и одобрен СФ 19.09 того же года. В нормативном акте определен порядок и условия принудительной реализации постановлений и решений судебных и иных органов, а также их служащих, в полномочия которых входит право возлагать на МО, регионы, РФ, организации, граждан обязанности по передаче другим субъектам либо в бюджеты соответствующих уровней денежных средств и других материальных ценностей, по совершению установленных действий в их пользу или воздержанию от этого. Рассмотрим далее некоторые положения 229-ФЗ от 02.10.2007 г.

Ключевые задачи

Исполнительное производство обеспечивает правильную и своевременную реализацию и иных структур, служащих, а в установленных законодательством случаях и других документов для защиты законных интересов, прав и свобод организаций и граждан. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в БК.

Принципы

ФЗ-229 определяет следующие ключевые положения осуществления деятельности, связанной с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:

  1. Своевременность совершения действий и применения установленных мер воздействия.
  2. Законность. Деятельность уполномоченных служащих и органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов, конституционных в первую очередь.
  3. Соотносимость объема требований и принудительных мер, применяемых к должникам.
  4. Уважение достоинства и чести граждан.
  5. Неприкосновенность минимума имущества. Нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.

Уполномоченные инстанции

Рассматриваемый устанавливает, что принудительная реализация актов судов и прочих органов, а также должностных служащих входит в компетенцию ФССП и территориальные органы службы. Приставы-исполнители применяют принудительные меры воздействия к должникам в пределах полномочий. Их права определяются федеральным законодательством.

Обязательность требований служащих ФССП

"Об исполнительном производстве" устанавливает, что постановления приставов распространяются на все государственные/муниципальные органы, всех юридических и физлиц. Требования служащих подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории страны. В случае неисполнения предписаний приставы принимают меры, предусмотренные в комментируемом законе. Несоблюдение требований, воспрепятствование осуществлению служащими их функций влекут ответственность, установленную нормативными актами.

Должники

229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет, что в случаях, установленных нормативными актами, требования, присутствующие в постановлениях судов, иных органов, решениях должностных лиц, реализуются структурами, организациями, государственными и муниципальными в том числе, банками и прочими кредитными предприятиями, гражданами и служащими. Указанные субъекты соблюдают предписания на основании документов, указанных в ст. 12.

Соблюдение требований банковскими и другими кредитными организациями

ФЗ-229 допускает направление документа о взыскании средств либо их аресте в соответствующую финансовую структуру непосредственно заинтересованным лицом. Вместе с ним субъект предоставляет в банковскую или другую кредитную организацию заявление. В нем должны содержаться:


ФЗ-229 устанавливает, что документ, поступивший для осуществления взыскания в банковскую или другую кредитную структуру после отзыва лицензии, возвращается субъекту, его направившему, без удовлетворения требований.

Нюансы

В ст. 9 ФЗ-229 определен порядок реализации требований, предусмотренных в решении суда, иного органа или служащего, предприятием, осуществляющим периодические выплаты должнику. Документ, на основании которого устанавливается взыскание суммы, меньшей 25 тыс. р., может направляться в организацию или лицу, начисляющему обязанному субъекту пенсию, зарплату, стипендию и пр., непосредственно кредитором. Вместе с этой бумагой он должен предоставить заявление. В нем также указываются реквизиты счета для перечисления, ФИО, сведения документа, подтверждающего личность гражданина-взыскателя, или ИНН, название, код зарубежной организации, регистрационный номер, адрес постановки на учет и нахождения кредитора-организации.

229-ФЗ "Об исполнительном пр-ве" устанавливает, что реализация судебных постановлений, решений иных органов и служащих в отношении иностранных юридических и физлиц, субъектов, не имеющих гражданства, осуществляется по правилам комментируемого нормативного акта.

Виды документов-оснований

"Об исполнительном производстве" определяет следующие категории бумаг, в соответствии с которыми осуществляется взыскание служащими ФССП:

  1. Судебные приказы.
  2. Исполнительные листы. Они выдаются судебными инстанциями общей юрисдикции и арбитражами в соответствии с актами, принимаемыми ими.
  3. Соглашения о выплате алиментов. Эти документы и их копии должны заверяться нотариусом.
  4. Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам.
  5. Постановления органов, осуществляющих функции контроля, о взыскании средств с приложением бумаг, в которых присутствуют отметки банковских или иных кредитных структур, осуществляющих обслуживание расчетных и прочих счетов должника, о частичном/полном невыполнении требований вследствие отсутствия на р/с достаточного объема денег.
  6. Судебные акты, решения других институтов власти, должностных лиц по административным делам.
  7. Постановление пристава.
  8. Акты иных органов в предусмотренных нормами случаях.

При потере подлинника документа, в качестве основания для реализации вмененных должнику требований выступает его дубликат. Он выдается судом, другим органом, должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление/решение, в установленном порядке. Документ, по которому начато исполнительное производство, содержится в материалах дела. Пристав направляет постановление соответствующему субъекту с приложением копии ИЛ.

Требования к документам

В исполнительных бумагах указываются:

  1. Название и адрес нахождения судебной инстанции, выдавшей документ, инициалы и фамилия служащего.
  2. Наименование материалов или дела, на основании которых предоставлен ИЛ, их номера.
  3. Дата вынесения акта судом или иным органом, должностным лицом.
  4. Календарное число вступления в действие решения или указание на немедленную реализацию требований, указанных в нем.
  5. Резолютивная часть постановления. В ней должно присутствовать требование о возложении на субъекта обязанности по передаче заявителю средств либо другого имущества, совершению в пользу последнего определенных действий или воздержанию от них.
  6. Дата выдачи исполнительной бумаги.

В документа также должны присутствовать сведения о заявителе и должнике:

Указанные правила по оформлению не распространяются на соглашение о выплате алиментов, удостоверенное нотариально, судебный приказ, а также постановление служащего ФССП. Если до выдачи исполнительной бумаги предоставлена рассрочка/отсрочка реализации требований, то в ней указывается начало течения срока реализации предписаний. Документ, который предоставляется на основании судебного акта либо являющийся им, подписывает судья и заверяет гербовой печатью. Исполнительная бумага, выданная в соответствии с постановлением иного органа или являющаяся решением другой структуры, визируется ее должностным лицом. На ней также ставится печать.

Постановление пристава

Этот документ должен содержать следующие сведения:


Дополнительно

Пристав или другой служащий ФССП может по собственной инициативе либо по заявлению участников производства исправить арифметические ошибки или описки, допущенные в постановлении. Данная процедура осуществляется оформлением акта о внесении исправлений в ранее составленный документ. Постановление пристава должно быть исполнено в срок, указанный в нем. Обжалование акта осуществляется в порядке подчиненности вышестоящему служащему ФССП или в судебной инстанции. В последнем случае заявитель должен руководствоваться положениями процессуального законодательства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме