Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Карате. Реальная история боевых искусств Японии



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

Японские боевые искусства: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны.

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.

История боевых искусств

Историческое происхождение японских боевых искусств можно отыскать в военных традициях самураев и кастовой системы, ограничивающих применение оружия членами невоенных классов. Первоначально, самураи должны были быть специалистами владения многими видами оружия, а также ведения рукопашного боя, и достичь максимально возможного мастерства в восточных единоборствах с целью защиты либо самих себя, либо своего предводителя. Со временем эти цели уступили место философии достижения духовных целей, стремясь к совершенствованию своих боевых навыков.

Как правило, развитие боевых методов переплетается с оружием, используемым для выполнения этих методов. В быстро меняющемся мире постоянно меняются и предметы оружия, что требует, в свою очередь, изменения и самих методов. История Японии в некотором роде уникальна в своей относительной изоляции. По сравнению с остальным миром, японские орудия войны развивались медленно. Многие люди считают, что воинам это давало возможность изучить свое оружие с большей глубиной, чем в других культурах. Тем не менее, обучение и подготовка этих боевых искусств развивалась, во-первых, в условиях поля боя (стрельба из лука уступила место мечу и копью), а затем пронеся это искусство через длительный период мирных отношений, и, наконец, к современным временам. Со временем определились две тенденции в искусстве – первая, более специализированная, и вторая, эволюционировавшая в сторону более мирной практики и взявшая за основу более высокую цель, чем просто овладение оружием.

Боевые искусства, которые развивались или были созданы в Японии, чрезвычайно разнообразны, с огромным разнообразием учебных средств, методов и философии, с бесчисленными школами и стилями. Тем не менее, японские боевые искусства в целом могут быть разделены на корю и гендай будо, исходя из того, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи. Благодаря тому, что гендай будо и корю имеют одни и те же исторические корни, можно найти различные виды боевых искусств (например, дзю-дзюцу, кэндзюцу или нагигатадзюцу) в обоих направлениях.

Учитывая размеры этой статьи, невозможно описать японские боевые искусства с точки зрения тысяч отдельных школ или стилей, таких как Итто-рю, Дайто-рю или Тэнсин Седэн Катори Синто-рю. Вместо этого, можно рассмотреть основные разделы искусства в зависимости от времени возникновения (независимо от того, практикуется ли этот вид до сих пор), а также подразделы, посвященные основоположным видам боевых искусств, такие как дзю-дзюцу (искусство ручной безоружной борьбы за счет использования косвенного применения силы) или современного кендо (японское фехтование).

Корю – традиционная школа, или старая школа, относящаяся именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году. Термин также используется обычно для указания того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Хотя, то, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является предметом многих дискуссий. Как правило, основной целью корю как боевого искусства было его использование в войне. Наиболее емким примером школы корю является такая школа, которая сохраняет свои традиционные, а часто и древние, боевые практики даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Другие школы корю, возможно, получили изменения в своей практике, обусловленные ходом времени (которые, может быть, могут привести к потере статуса корю в глазах последователей). В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье основное внимание, как правило, направлено на самосовершенствование (психическое, физическое или духовное) индивидуальных практик, с разной степенью внимания к практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

Следующие подразделы представляют собой не отдельные школы боевых искусств, а, скорее, общие «типы» боевых искусств. Как правило, они различимы на основе методологии подготовки и оружия, хотя широкая вариативность до сих пор существует в каждом типе.

Жесткие и мягкие методы

Есть две основные стратегические методологии применения силы в японских боевых искусствах. Одна из них – жесткий метод (гохо), другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо). Эти две концепции имеют различный, но взаимосвязанный характер, в соответствии с их философским отношением к китайским принципам инь и ян.

Жесткий метод характеризуется непосредственным применением контр-силы. На практике это может быть прямая атака, состоящая из движения прямо на соперника, в сочетании с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда защитник стоит на месте, чтобы блокировать или парировать (сопротивление с целью предотвращения нападения) будет примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, понимается как линейная.

Мягкий метод характеризуется косвенным применением силы, которая либо позволяет избежать нападения, либо перенаправляет силы противника. Например, принятие нападения путем «скольжения» мимо нападающего, с последующим применением силы к конечностям атакующего для его разбалансировки – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, понимается как круговая.

Эти определения приводят к часто иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. На самом деле, оба стиля используются на практике, независимо от их спецификации. Анализируя различия в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие одного из методов приведут к разбалансировке практикующего, также как инь и ян являются частью одного целого.

Всего существует две системы образования в японских боевых искусствах, хотя в некоторых школах, как известно, наблюдается сочетание этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года была основана на учебной программе для того, чтобы сохранить традиции. Учебная программа имеет совсем немного серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа получила свое завершение в студенческом достижении – «разрешении полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое представляет собой право студента на изучение традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), изобретение которой приписывают основателю дзюдо Кано Дзигоро, присуждает пояса в соответствии с получением студентами определенного ранга. Студенты движутся посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с формальными процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах используют только белые и черные пояса для определения уровня квалификации, в то время как другие используют прогрессирование цветные пояса для уровней кю.

Для начала про "тысячелетия". Как известно, во все времена, как только появлялся новый вид борьбы, оружия или техники, практически сразу гомо сапиенс, вне зависимости от расы и культурности, хотел знать, кто в этом сильнейший. За примерами далеко ходить не надо, всё у нас происходит до сих пор и на наших глазах, так что понять механизм совсем не сложно: примерно в 1880 году появилось дзю-до, а уже в 1885 году проходят чемпионаты, а в 1900 все каноны и правила судейства оформились и закрепились полностью, исключая разночтения, - 20 лет; самбо зародилось как "самоз" в 1923 году, а в 1938 году самбо - полноценный вид борьбы с всесоюзными чемпионатами, - 15 лет; или тхэквондо, созданное в 1955 году, в 1966 уже имеет всемирную федерацию и вовсю проводит чемпионаты мира, - 11 лет, это так, для разминки мозга, чтобы было с чем сравнивать...

Так называемая история карате вообще смешна до "не могу", не буду особо ковыряться, просто заострю внимание на общеизвестных фактах. Для начала несколько слов о родине карате - архипелаге Окинава или Королевстве Рюкю: согласно официальным данным в 1816 году британский капитан Бэзил Холл побывал на Окинаве, по его воспоминаниям исключительно мирное население острова вообще "не имеет никакого оружия, даже шпаг и луков", да и брать-то у них особо было нечего. Ну, и когда же нищие полуголодные трусливые туземцы, у которых даже металла не было, чтобы сделать себе оружие, стали вдруг великими воинами? И с чего это вдруг туземцы индонезийско-филиппинского происхождения стали японцами? Для начала прослушаем душещипательную японскую версию сией истории, которая описана в "...педии":

"Основной поток торговли между Японией и Китаем пошел через государство Рюкю, которое и Китай, и Япония считали «своим». Торговля с Китаем была немаловажна для престижа и финансового благополучия даймё Сацумы. Чтобы избежать возможных конфликтов с Китаем, правители Сацумы предписали Рюкю притворяться независимым государством. Жителям Рюкю было запрещено пользоваться японскими именами и одеждой. Представителям Рюкю за рубежом было запрещено упоминать зависимость Рюкю от Сацумы. Японские подданные не имели право посещать Рюкю без правительственного разрешения. Даже рюкюский посол в Эдо был обязан вести переговоры только через переводчика. Китай скоро узнал об истинном положении дел, но игра в независимость Рюкю позволяла всем сохранить лицо и продолжать выгодную торговлю".

Вы только представьте себе эту картину!! К примеру, губернатор Иссык-Кульской области Киргизии запрещает урянхайцам Республики Тыва носить киргизские шапки, называться киргизскими именами и предлагает всеми силами показывать свою независимость от Киргизии...

Когда же реально японцы появились на островах? После революции Мэйдзи 1866-1869 гг. и последующей кровавой централизации под руководством европейских военспецов, когда конгломерат разнородных туземных кланов и торгово-пиратских корпораций был де-факто объединён под властью реально первого тэнно (император по японски, хотя европейцы норовят обозвать его прозвищем "микадо") в единое государство, которое обратило внимание на то, что европейские хищники активно прибирают к рукам острова, окружающие молодую державу (Россия - Цусиму, древнюю базу японских пиратов, Британия - о-ва Бонин), а США положило глаз на Рюкю, и, чтобы не дать прыткому союзничку устроить Кубу под своим брюхом, Япония устроила самый Муданьский инцендент из всех возможных:

В 1871 году японские пираты по привычке направились пограбить на Тайвань, местные аборигены оказались на высоте и перебили налётчиков - обычное дело, не повезло...Но если бы это было лет 10 назад, это было бы обычным делом, а сейчас Япония - ДЕРЖАВА с заявленным 26-миллионным населением (реальная численность на тот момент составляла порядка 9,6 млн. чел. , но при бешеном проценте прироста населения этот показатель был достигнут уже на пороге ХХ века, первая реальная перепись была проведена только в 1920 году) и стремительно развивающейся усиленно натаскиваемой европейскими и СШовскими военспецами армией, а так же пиратскими и самурайскими бандами многочисленных бояр-даймё. Почувствовав удобный момент т.н. "микадо", грубо говоря, предъявил циньскому хуангди, мол, "твоя шпана козырных пацанов покоцала!", на что китайское правительство в лице регентши Цыси, от имени хуангди Цзайчуня Тунчжи, естественно, честно "послало их в далекую даль!", сообщив, "что не несёт ответственности за происходящее на восточном берегу Тайваня". Всё, этого было достаточно, официальный отказ маньчжурского дома от неизвестных островов был озвучен. Поэтому в 1872 году Сё Таю последнему "князьку" Окинавы (причём, судя по всему, он же и первый, да и по внешнему виду он явно китайского происхождения, а не абориген-австронезиец!)


объявили, что он теперь не независимый ван ("князёк"), а японский маркиз - хо. А тому - хоть собакой назови, только на цепь не сажай, в общем, он был не против.

Правда, после второй проверки на прочность, когда только-только приходящий в себя после тайпинов Китай в 1874 году опять жёстко не отреагировал на новую провокацию, весь архипелаг Рюкю был мимоходом пережат 3,6-тысячным экспедиционным корпусом Японии в полную собственность, маски были сброшены. И когда в следующем 1875 году мирным безоружным рюкюсским туземцам со страшной силой разрешили носить японские имена и одежду и до неприличия много говорить по-японски, без утайки подчёркивая свою зависимость от Сацумы (честно говоря, вспоминая бесчисленные просмотренные боевики "про самураев", боюсь даже представить, во что вылилась "мирная акция воссоединения с Японией"), им как раз и захотелось чем-нибудь хорошенечко приложить неожиданную родню...

Еппонцкий драк

Кто помог им найти подручные средства в условиях отсутствия средств производства предметов вооружения, думаю, сильно объяснять не надо, тем более, ответ сам лезет на глаза: судя по первичной расшифровке названия "карате" - "китайская рука", это были те, кого у нас принято называть "китайцами"... однако не торопитесь, столь неожиданное боевое мастерство китайцев, которых даже во вторую Опиумную войну рота европейцев тысячами на пинках разгоняла, тоже должно иметь объяснение...

Собственно, что из себя представляет архипелаг Рюкю? Рюкю вместе с Тайванем были этаким морским Дагестаном, там жило пару десятков мелких племён, а всё побережье Тайваня с материковой стороны заселяли кантонские колонисты, все воевали со всеми и сильно плевали на то, что цинский хуангди считал их своими вассалами, общее население этих забытых богом островов вместе с кантонцами было порядка миллиона, из которых на Рюкю приходилось где-то 5-6%, а аборигенов-австронезийцев на самом Тайване было от силы процентов 10-15. Откуда взялись эти толпы китайцев, да ещё и с "китайскими руками"? А ответ опять расположен настолько близко, что людям даже неудобно на него смотреть.

Естественно, сами перебрались, вопрос "почему?" опять придётся рассмотреть внимательнее...Нет, конечно они не бежали от несогласия с деспотией китайского царизма, муравьи-китайцы до сих пор без разрешения правительства пукнуть боятся, и резонансные "Опиумные войны" напрямую тоже были не при чём, немногочисленным европейцам, наоборот, нужны были компактные стада тупых "китаёз", чтобы, не сильно напрягаясь, точечно сбывать тонны дерьма по цене добра, получая при этом баснословные деньги, однако без тогдашнего мирового зла - европейцев - столь важный процесс никак не мог произойти...

Без сомнения, этот процесс был взаимосвязан с общемировыми событиями передела мира по результатам "Крымской войны"... Сипайское восстание, продажа Аляски, интервенция Франции в Мексику, "гражданская" война на территории нынешних США, "реставрация Мейдзи" и "тайпинские" восстания - это всё звенья одной цепи...Видимо, со времён тайпинов Тайвань (интересное созвучие?) стал отстойником Китая, всё, что не удерживалось в Китае, сливалось на Тайвань, с перерывами, но регулярно: тайпины, ихетуани, чанкайшисты - все "сливки" Китая осаживались на Тайване, причём, заметьте, проигравшие, но не побеждённые, и с огромным боевым опытом... Кто создал из "желтопузых обезьян" (как их именовал британский генерал, бравший "Гу-гун") бойцов с "китайскими руками"? Не сами же они себя создали, "наблюдая за повадками животных, птиц, богомолов"? Нет, эти детские сказки они специально приготовили для впавших в детство европеоидов, а натаскивали их... сами европейцы, военспецы в туземных шмотках, с местными кличками-сиконами и богатым опытом ведения боевых действий с передовыми армиями тогдашней ойкумены, самозабвенно так натаскивали на свою голову тогдашние аналоги нынешних "алькайд"...

Вот такие вот "китайцы" и "японцы" делали из туземного сброда настоящих бойцов "всепобеждающих армий"

Судя по тому, что тайпинов в основном натаскивали британцы и американцы, за основу китайцами брался всё-таки именно бокс, только старая его разновидность, с ударами коленями, локтями и невысокими пинками ногой, а то, что китайцы чрезвычайно широко используют подручные предметы, указывает на то, что разновидность бокса была всё-таки американской... Посмотрите на эти фотографии

боксёр муайтайцы



и сравните со стойками древних "каратистов": никаких кривляний и стоек "раненого в ногу пьного дятла", никаких раскоряк и фантастических поз, всё просто и по-боксёрски функционально...

После поражения тайпинов они, как и их потомки ихэтуани и гоминьдановцы, двинули на Тайвань, а оттуда какая-нибудь из банд разношерстных тайпинов, проиграв конкурентам, вероятнее всего, была выбита на Рюкю, где сразу заняла господствующее положение среди миролюбивых аборигенов. Я уже где-то упоминал про исследования француза, который разоблачил азиатских фальсификаторов, перерисовывающих картинки с европейских и американских самоучителей Х1Х века, но самое интересное, что туземцы, неспособные ничего придумать сами, обладали такой настырностью, что доводили исполнение картинок с книжки до совершенства (не напоминает советских каратек 70-х, учившихся карате по кинофильмам?). Не знаю, чем занимались 11 лет беженцы-тайпины на Рюкю, но в 1875 году лафе пришёл конец, и пришлось "китайским рукам" показать, на кой ляд они нужны. Оружия сварганить было не из чего, поэтому по американской традиции в ход пошло то, что попало под руку, вилы для ворошения риса (саи), цепы для обмолота риса (нунчаки), и рычаг для вращения ручных жерновов (тонфа, особенно прижившаяся, кстати, именно у американцев). Правда, сопротивление шло вяленько а к 1880 году вообще утухло, как следует, не начавшись...

Не знаю, зачем в вялой и умиротворяющей глуши Окинавы семьи Хигаонна Канрё (по-китайски Шин Цен Йена (Синицина Ивана?)) и секретаря Сё Тая, известного по японизированному имени Итосу Ясуцунэ, сохранили китайскую подделку американской разновидности бокса под наименованием тотэ, но факт налицо: тотэ не просто сохранилось, но ещё и, видимо, обладало какими-то боевыми свойствами, хотя, возможно, всё дело было просто в выдающихся на фоне окинавской мелочи физических данных обоих. Хигаонна Канрё был на полголовы выше местного населения, да и чисто внешне больше походил на татарина, нежели на японца, китайца и тем более рюкюсца

Хигаонна Канрё

А его соратник и перманентный противник Итосу Ясуцуне, не смотря на то, что тоже считался китайцем, щеголял казачими усищами и отличался богатырской статью.

Итосу Ясуцунэ

А вот уже следующее поколение мастеров тотэ было явно аборигенным, обратите внимание на "квадратные" головы (по сравнению с долихокефалами Хигаонна и Итосу), свойственные австронезийцам, но при этом двое из них тоже явно выделялись среди местного населения размерами; это прославленный фильмом "Гений дзю-до" Тёки Мотобу по прозвищу "обезьяна", и богатырь Тёдзю Мияги

Тёки Мотобу Тёдзюн Мияги

Хотя, двое других: железный крепыш с усиками, как у "гитлерюгенда", Кэнва Мабуни и худосочный хитрый малыш из семьи интеллигентов-аборигенов Гичин Фунакоши, который никогда в жизни не дрался, но любил сочинять книжки, не баловали зрителей статью...

Кенва Мабуни слева Гитин Фунакоси

Ну, и кого, по-вашему, в итоге запомнили как создателя карате? Здоровяков бойцов, которые в реальных боях и рейтинговых, как бы сейчас сказали, поединках доказывали своё превосходство? Ничего подобного! СОЗДАТЕЛЬ КАРАТЕ - ГИЧИН ФУНАКОШИ ! Да-да, этот хлюпик, школьный учитель, как раз и остался в веках создателем карате. Как Гичин Фунакоши, который кроме ката, ничем не мог себя проявить, стал великим воителем, отдельная и очччень поучительная история. Вот, по-моему, самый ёмкий текст, описывающий это событие:

"В 1917 году японская ассоциация воинских искусств заинтересовалась каратэ и пригласила в Японию лучшего специалиста Окинавы. Предполагалось организовать боевую встречу гостя с Окинавы с мастерами Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу) и таким образом сравнить две боевые системы. Тёки Мотобу является самым сильным из живущих на Окинаве бойцов рукопашного боя. Его считали живой легендой. Он происходил из старой семьи каратэков, а свою репутацию он заслужил не столько своими возможностями мастера каратэ, сколько своей феноменальной физической силой. Хотя он был неграмотен и не очень умен, но его грубая сила и психологический эффект, вызванный его внешностью, полностью возмещали эти недостатки. Его любимой стойкой была Стойка Всадника (Киба Дачи), в которой он почти не перемещался, предпочитая принять серию ударов, чтобы использовать свою феноменальную физическую силу наверняка. Он не был «танцором». Он предпочитал схватить своего противника и «вырубить» его насмерть. Нанести ему поражение было почти невозможно. Поэтому многие патриоты острова считали, что именно Матобу поедет в Японию. Но он был слишком, мягко говоря, экстравагантным. Он присвоил себе одиннадцатый Дан и считал себя самым великим воином на Земном шаре. Он не умел разговаривать с людьми, был груб, не умел нормально одеваться, не расчесывался, ел руками и не пил чай из маленьких чашек. Он не кланялся и не становился на колени перед японцами ни под каким видом. Он не знал, что такое подчиниться приказу или просьба подождать. Наверняка японцы застрелили бы его, если бы произошел какой-то инцидент. Его темперамент и поведение были причиной отказа ему в поездке.

Среди школ острова Окинава, в которых обучали японскому письму и чтению, существовала подготовительная школа для жителей острова, которые хотели работать в Японской Гражданской Организации. Школа называлась «Шотто Гакко», и в ней обучали всему необходимому для достижения успеха в японской среде. Один из учителей этого заведения был окинавцем. Он вел японский образ жизни и мог состязаться в этом с любым японцем. Его манеры и речь были безукоризненны, и он одевался в добротную японскую одежду. Со стороны высокообразованных японцев он пользовался глубоким уважением. Его имя было Гичин Фунакоши, он был прекрасным лингвистом, но его всепоглощающим интересом было каратэ. Он был невзрачен и невелик ростом, но в 1916 г., именно он, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация тотэ в Японии.

В 1921 г., Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai - Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал её председателем, тогда же и мастер Мотобу Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения тотэ.

Фунакоши Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевого искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.

В 1936 г. Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил иероглифы карате, которые раньше означали «китайская рука», на иероглифы «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание.

Фунакоши Гичин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до - «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоши Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания."

Могу добавить, что удары ногой в Фунакошинском карате никогда не наносились выше паха, стойки были только широкие, удары одиночные, а движения только прямолинейные, и никаких размашистых "мавашигири"... вот так школьный учитель, благодаря грамоте, умению складно говорить и писать, и механически красиво сучить ручками-ножками, толпами истребляя невидимых противников, попав в струю, стал великим создателем системы, породившей несколько поколений великолепных бойцов.

Мораль однозначна: учись, будь вежлив, красиво двигайся, будь в тонусе, и люди к тебе потянутся.

Гичин Фунакоши

Ну, а кто же нам создал другой японский фетиш - дзю-до (дзюу-доу, джиудо, джиу-до)? Не поверите, но тоже вовсе не признанный боец, а...учитель литературы и иностранных языков Джигоро Кано, причём, на видео "великий мастер" демонстрировал не менее обезьянские трюки, чем китайские "специалисты", очень напоминают более поздние показательные выступления ещё одного великого учителя Морихея Уэсибы.

Вот, эти пряничные дедушки, усачи, как на подбор, в деле:

профессор Дзигоро Кано будущий о-сенсей Морихей Уэсиба

Вот реальные видео, специально не искал, просто те, что попались:
https://youtu.be/wJwckVy1g_8 https://youtu.be/kJzq_8UvU00 - это Джигорка
https://youtu.be/tyvUMilEzAI https://youtu.be/B24cvcLB0M0 - а это Морихейка

Нет, ни в коем случае я не сомневаюсь в боевых возможностях реальных бойцов. Вот, к примеру, замечательный рекламный ролик нашего, не менее титулованного, мастера Ощепкова Василия Сергеевича , проповедовавшего, кстати, именно дзю-до;
заметьте, никаких фокусов, всё просто и реалистично, всего лишь разница в менталитетах, а КАКАЯ разница...

Давеча подкинули мне идейку, якобы джиу-до - это никакой не "мягкий" и не "гибкий путь", а..."еврейская" борьба. И дзю-до оно стало уже в ХХ веке, скрывая свои корни, а изначально борьба так и называлась "джиудо", то бишь "иудейская"... Поначалу это показалось дикой ересью, потом, подумав и почитав, понял, а ведь весьма вероятно что так оно и было!

Японцы, как народ начав создаваться только в последней трети Х1Х века, лезли из шкурёнки и заимствовали направо и налево, "лепя себя", и кроме брутального сумо никаких реальных упоминаний ни о каких боевых искусствах практически до 90-х годов Х1Х века НЕ БЫЛО! Вот некоторые выдержки из энциклопедической "истории дзю-до", почему-то не подвергшиеся мистификации:

"Становление дзюдо пришлось на 1880-е годы, тяжёлый для боевых искусств период после реставрации Мэйдзи. В то время среди лидеров Японии господствовала политика заимствования западной культуры и традиционные воинские искусства (будо) переживали не лучшие времена. Старые мастера прекращали вести занятия, некоторые даже умирали в нищете."

То есть никаких мастеров собственно и не было!!! Даже те, которые якобы были, никого не учили и дохли, как мухи, в нищете... парадокс... а вот политика поголовного заимствования из западной культуры прямо-таки подавляла несуществующую японскую культуру... А вот и зачатие новой борьбы:

"Кано родился 28 октября в 1860 году в городе Микаге (яп. 御影村, в настоящее время Хигасинада-ку, Кобе (англ.)), недалеко от Киото. В 1871 году, когда Кано было 10 лет, умерла его мать и его семья переехала в Токио. У Кано были способности к изучению языков, и в возрасте 15 лет он начал посещать школу иностранных языков в Токио. В 1877 году Кано поступил в Токийский университет, где изучал философию и политические науки.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдзюцу (дзюдо)"

То есть безродного малолетнего балбеса взала на поруки какая-то иностранная миссия, которых в зарождающейся Японии было тогда как клопов на бомжихе; кто натаскал хлипкого Джигорку (или Егорку), реально не известно, но то, что творение политика и философа "Кано" первым делом получило известность... в Германии и Америке, да ещё в каком-то непрезентабельном клубе военных моряков, которых так же усиленно натаскивали европейцы, наводит на мысль, что учился он где-то в портах. Американский кетч не подходит, следовательно, истоки "иудейской борьбы" - "джиудо" находятся где-то среди германских ашкеназцев-джудише... Да и фамилию Кано Дзигорка получил, скорее всего, в миссии; эта фамилия довольно распространена в т.ч. в (на тот момент испанской колонии) Филиппинах, где различные секты вели серьёзную подрывную деятельность против колониальной администрации испанской короны и исподволь прививали аборигенам тягу к прекрасному американскому далёко...

Для имеющих возможность финансово помочь автору, мои реквизиты

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Data-medium-file="https://i1.wp..jpeg?fit=300%2C238&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp..jpeg?fit=644%2C510&ssl=1" class="wp-image-6634 aligncenter" src="https://srrb.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1462781.jpeg" alt="самураи-старые-фото-1462781" width="600" height="476" srcset="https://i1.wp..jpeg?w=733&ssl=1 733w, https://i1.wp..jpeg?resize=300%2C238&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование себя самого.

Дейв Лори

Хотя с другой стороны — на мой взгляд все эти японские боевые искусства давным-давно устарели — и не представляют на самом деле никакого практического интереса — мир меняется что то устаревает — что-то появляется новое. Более лучшее, более соответствующее духу времени.

Но и между тем очень многие люди продолжают увлекаться различными японскими боевыми искусствами и находят для себя очень много любопытного и интересного.

И самое главное - это ведь уникальнейшая возможность прикоснуться к тщательно сохраненному и поэтому до сих пор живому духу — древних японских воинов — примерить его, так сказать на себя.

Итак, все боевые искусства Японии...

Абэ-рю — (яп. 安倍流 ) или Абэ татэ-рю (яп. 安倍立流 ) , также известное как Абэ-рю Кэндо (яп. 安倍立剣道 ) - классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке мастером Абэ Ёрито (яп. 安倍頼任 ). Школа является ответвлением от стиля Тайся-рю, который, в свою очередь, испытал влияние Синкагэ-рю .

Абэ-рю известна как первая серьёзная школа кэндзюцу, которая применяла термин кэндо (яп. 剣道 ) ещё в 1673 году, хотя подобные иероглифы были известны ещё в Китае. Суть кэндо, или кэн-но-мити («путь меча»), в рамках данного стиля заключалась более в духовном и нравственном обучении, нежели в физическом. То кэндо, которое практиковала школа Абэ-рю, не имеет никакого отношения к современной практике кэндо, созданной после реставрации Мэйдзи.

Айдзу Кагэ-рю - (яп. 会津陰流 , «теневая школа Айдзу») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠 ), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠 )

Школа Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, во времена периода Муромати. Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии (Kii) города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (яп. 親王 森永 , 1308 - 1335) во времена периода Муромати

Основная направленность школы - борьба с мечом (кэндзюцу). Термин «Кагэ» переводится как «тень» и передаёт суть учения, которое заключается в фокусировке на определении намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения его/её языка тела, выражения лица и других признаков.

На сегодняшний день Айдзу Кагэ-рю более не существует, однако её знания и техники используются в таких школах, как Ягю Синкагэ-рю и Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, а также многих других.

Айки-дзюдзюцу — японская боевая техника, являющаяся предшественником . В настоящее время термин «айки-дзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзю-дзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки (合気).

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу , ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu ) - японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу ] (инф.) ) - от яп. 柔 [дзю ] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術 [дзюцу ] (техника, способ) - «искусство мягкости» - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу - искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

Дзигэн-рю (яп. 示現流 , дословно «разоблачённая реальность») - древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем (яп. 東郷重位 , 1561 - 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

Дзиттэдзюцу (яп. 十手術 Jittejutsu , «искусство жезла») или Дзюттэдзюцу (англ. Juttejutsu ) - японское искусство ведения боя при помощи дзюттэ.

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до: , дословно - «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 - 1938 ), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзюкэндо — японское искусство штыкового боя.

Ёсёкай (ответвление школы ) (яп. 合氣道耀尚會 Айкидо: Ё:сё:кай ) - школа айкидо, созданная и возглавляемая японским мастером Такаси Кусидой.

Ёсин-рю (яп. 楊心流 , «школа сердца ивы») - древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в 1632 году Акиямой Сиробэем Ёситоки (яп. 秋山 四郎兵衛 義時 ). Линия Акияма Ёсин-рю является одной из самых влиятельных школ дзюдзюцу, существовавших в Японии.

Ёсинкан (яп. 養神館 , название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養 ) - «взращивать или развивать», СИН (神 ) - «дух», КАН (館 ) - «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») - стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915-1994)

Ёсиока-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке Ёсиокой Кэмпо (яп. 吉岡 拳法 ). Школа пользовалась большой популярностью во второй половине XVII века, когда её создатель был назначен инструктором фехтования сёгуната Асикаги в Киото.

Иайдзюцу — Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу - искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же - это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.

Иайдо (яп. 居合道 иайдо: , дословно, искусство встречать сидя ) - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Ивама-рю (岩間流) - одно из старых направлений айкидо, созданное Морихиро Сайто, близким учеником Морихея Уэсибы, основателя айкидо. Ведет своё название от местечка Ивама, куда в 1942 году с началом второй мировой войны Уэсиба переехал из Токио. Здесь он открыл додзё, где проводил тренировки до своей смерти в 1969 году.

Ига-рюха Кацусин-рю (яп. 為我流派勝新流 ) - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное мастером по имени Фудзисаки Томинодзё Ёсимити. Корни школы Ига-рюха Кацусин-рю идут от Ига-рю дзюдзюцу (не путать с Ига-рю ниндзюцу), являющегося комбинацией иных стилей боевых искусств. Ига-рю была основана мастером по имени Эбата Мокуэмон Митидзанэ (яп. 江畑杢右衛門満眞 ). Эбата с детства обучался боевым искусствам. Он изучал Фудзияма-рю (дзюдзюцу, иайдзюцу, когусоку; под руководством Сукэгава Тадаёси (яп. 助川忠良 )), Ёсиока-рю (дзюдзюцу; под руководством укадзава Матаиси Танэцугу (яп. 深沢又市胤次 )) и Бугё-рю (иай).

Иккаку-рю - древняя школа дзиттэдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. Техники школы не преподаются отдельно, а включены в программу обучения школы Синто Мусо-рю. Искусство дзиттэдзюцу в Иккаку-рю рассматривает дзюттэ как способ самозащиты против злоумышленника, вооруженного мечом (катаной).

Иппо-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Тода Иппо.

Иссин-рю - древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи - 3,6 метров . Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

Иттацу-рю - традиционная школа ходзёдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. На сегодняшний день традиции стиля Иттацу-рю включены в состав школы Синто Мусо-рю.

Итто Сёдэн Муто-рю (яп. 一刀正伝無刀流 , «школа истинной передачи традиций системы без меча Ито Иттосая») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное во второй половине 1800-х годов мастером по имени Ямаока Тэцутаро Такаюки, более известным как Ямаока Тэссю (яп. 山岡 鉄舟 )

Итто-рю (яп. 一刀流 , «школа одного меча») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.

Кагэ-рю - древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜 ) . Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю. Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken ).

Камадзюцу - традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа - кама.

Канэмаки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в конце XVI или начале XVII веков мастером по имени Канэмаки Дзисай.

Касима Син-рю - традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в XVI веке. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение семьёй Кунии. Современную форму Касима-синрю приобрела благодаря усилиям сиханкэ 18 поколения Кунии Дзэнъя (годы жизни 1894-1966, сиханкэ в 1914-1966 гг.) В школе изучают кэндзюцу (технику фехтования на мечах), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя) и бодзюцу (технику боя шестом).

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (яп. 鹿島神傳直心影流 , «божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю (яп. 直心影流 ) или Касима Синдэн - школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

Касуми Синто-рю Кэндзюцу (яп. 霞神道流剣術 ) или Синто-рю Кэндзюцу (яп. 神道流剣術 ) - наименования, используемые для обозначения серии тренировочных форм (ката), посвященных работе с мечом против меча, практикуемых исключительно в школе Синто Мусо-рю . Система состоит из 12-и форм, 8 из которых посвящены длинному мечу (одати), и 4 - короткому (кодати).

Тэннэн Рисин-рю яп. 天然理心流 , «школа естественного понимания духа» или «школа незамутнённого сознания») - классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1789 году мастером Кондо Кураносукэ Нагахиро (яп. 近藤 内蔵助 長溥 ). Широко известно тем, что практиковалось членами синсэнгуми.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (天真正伝香取神道流) – одна из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств Японии. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 – более точная дата.

Тэнсинсё Дзигэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1500-х годах мастером по имени Сэтогути Бидзэн-но-ками Масамото. Основная направленность стиля - практика кэндзюцу и иайдзюцу, однако в программу обучения также входят такие дисциплины, как дзюдзюцу, содзюцу и нагамаки.

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») - японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ), популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии. Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами.

Тэцубодзюцу (яп. 鉄棒術 , «искусство тэцубо») - японское искусство ведения боя при помощи стальной дубинки тэцубо . Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке - тэцубо . Из-за своих размеров и веса обращаться с таким оружием было довольно трудно, поэтому возникла целая боевая дисциплина - тэцубодзюцу . Она преследовала цель развить физическую силу воина и обучить его техникам ведения боя при помощи стальной дубинки как на коне, так и в пешем строю. В основе тэцубодзюцу лежит принцип использования инерции, развиваемой оружием при движении по различным траекториям. Техники тэцубодзюцу применяли для нанесения сокрушительных ударов, разбивания доспехов, выбивания противника из седла, а иногда и в качестве портативного тарана.

Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо , однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.

Тюдзо-рю - древнее японскоебоевое искусство (корю), одно из старейших форм кэндзюцу, основанное в XIV веке мастером по имени Тюдзо Нагахидэ (яп. 伊庭秀明 ), который обучался фехтованию у Нэнами Дзиона (Nenami Okuyama Jion ), основателя Нэн-рю.

Унко-рю яп. 雲弘流 , «школа всеохватывающих / всеобъемлющих облаков») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в середине XVIII века мастером по имени Хигути Ситиро.

Уэти-рю (яп. 上地流 Уэти рю: , «Стиль Уэти») - один из стилей Окинавского боевого искусства каратэ, который основал мастер Камбун Уэти (1877-1948).

Фудэн-рю - древняя школа содзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в начале 1600-х годов мастером по имени Накаяма Гэнбэй Ёсинари (яп. 中山吉成 ).

Фукибаридзюцу (яп. 吹き針術 , «искусство фукибари») или фукиядзюцу (яп. 吹き矢術 , «искусство фукии») - японскоеискусство метания игл (яп. 針 , ромадзи: hari ) при помощи духовой трубки: фукибари (яп. 吹き針 ) или фукии (яп. 吹き矢 ).

Фусэн-рю - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в XIX веке мастером по имени Такэда Моцугэ.

Хасэгава Эйсин-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное между 1716 и 1736 годами мастером по имени Хасэгава Тикараносукэ Эйсин (яп. 長谷川 主税助 英信 ). На сегодняшний день знания стиля Хасэгава Эйсин-рю изучаются в таких школах боевых искусств, как Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю.

Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流 ) - древняя школа кэндзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное между 1604 - 1640 годами знаменитым мастером фехтования Миямото Мусаси. Нитэн Ити-рю известна прежде всего техниками фехтования при помощи двух мечей, катаны и вакидзаси, которые Мусаси назвал Нитэн-ити (яп. 二天一 , «два неба как одно») или Нито-ити (яп. 二刀一 , «два меча как один»)

Хиго Ко-рю - древняя школа нагинатадзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Камэй Гэрусигэ.

Ходзан-рю (яп. 宝山流 ), также известное как Цуцуми Ходзан-рю (яп. 堤宝山流 ) - сого будзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное в конце XIV или начале XV века мастером по имени Цуцуми Ходзан (яп. 堤宝山 ).

Ходзёдзюцу (яп. 捕縄術 ходзё:дзюцу ) или навадзюцу (яп. 縄術 ) - традиционное японское искусство связывания при помощи верёвки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников. В практике боевых искусств, ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углубленного изучения принципов и техник дзюдзюцу.

Ходзоин-рю - древняя школа содзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно 1560 году Ходзоином Какудзэнбо Иннэем (яп. 宝蔵院 胤栄 , 1521 - 1607)

Хоки-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, японское классическое боевое искусство, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Катаяма Хоки-но-Ками Фудзивара Хисаясу (яп. 片山伯耆守藤原久安 , 1575 – 1650). Взяв Исэ-но-нами в качестве базы, Хисаясу и более поздние поколения семьи Катаяма и Хосино разработали и ввели в арсенал школы более семидесяти техник с мечом . Многие из них были утеряны большинством современных ответвлений, практикующих Хоки-рю. В настоящее время пятнадцать базовых форм составляют основу почти всех ответвлений Хоки-рю (некоторые группы сохранили различные ката). Эти 15 базовых форм разделяются на два уровня: Омотэ (6 техник) и Тюдан (9 техник). Большинство из них практикует из позиции сэйдза .

Хокусин Итто-рю - классическое боевое искусство Японии, основанное в 1820-х годах мастером по имени Тиба Сюсаку Наримаса. Школа входит в состав Нихон Кобудо Кёкай.

Хонтай Ёсин-рю - сого будзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в 1660-х годах мастером по имени Такаги Сигэтоси. Хонтай Ёсин-рю входит в состав организации Нихон Кобудо Кёкай.

Хотэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Такидзава Миноками Хотэн (яп. 滝澤美濃守法典 ). В программу обучения школы входит изучение техник кэндзюцу, иайдзюцу, дзёдзюцу, сасумата, хибуки и кабуки (скрытное и старое оружие), кусари и кусарифундо, тэссэндзюцу, сюрикэндзюцу, содзюцу, кусаригамадзюцу и тэккэн.

Хэйдзё Мутэки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1668 году мастером Яманоути Рэнсинсаи (яп. Yamanouchi Renshinsai ) . Является одной из первых школ, употреблявших понятие кэндо .

Ягю Синган-рю - классическое японское боевое искусство (корю), сого будзюцу, основанное приблизительно 1600 году.

Ягю Синкагэ-рю (яп. 柳生新陰流 , «новая теневая школа Ягю») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1568 году одним из наиболее значимых учеников Камиидзуми НобуцунаЯгю Мунэтоси на основе знаний школы Синкагэ-рю. На сегодняшний день Ягю Синкагэ-рю остаётся одной из самых известных школ японского фехтования.

Ядомэ/ядонэ-дзюцу — искусство отбивания летящих предметов.

, , ,


Иайдо - это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча . В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» - это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в : шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было , которому обучались все . В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей . Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо , каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме