Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда было плохо читала псалтирь. Нападения при чтении Псалтири

Как это работает, и к каким результатам можно прийти, читая Псалтырь:

1. Очищение работает, как и любая православная молитва, через звуковую вибрацию. Поэтому Псалтырь читается вслух.

2. За счет звукового вибрационного воздействия происходит энергетическая чистка.

3. Процесс чтения вслух требует сосредоточения и переключения внимания на незнакомый текст и ударения, что приводит к выравниванию баланса между процессами возбуждения и торможения головного мозга. Таким образом, ум успокаивается.

4. После чтения Псалтыри улучшается ясность восприятия, а, соответственно, из контекста перестают «выпадать» куски текста и слова. Поэтому у человека появляется способность видеть и воспринимать смысл, который изначально был заложен в текст. На фоне этого понимания возрастает доверие к Богу и Пространству, что приводит к улучшению качества жизни.

Прежде, чем приступить к чтению Псалтыри, нужно учесть некоторые особенности работы интерпретатора, с которыми придется столкнуться в процессе.

1. Как только начинается чтение, интерпретатор сразу же пытается вывести информацию на уровень понимания для мозга. Наличие в тексте большого количества незнакомых слов или знакомых слов, которые «никак не связаны по смыслу», на начальной стадии вызывает внутреннее сопротивление (из-за некорректной работы интерпретатора) и отторжение.

2. Если продолжать чтение, то происходит переход на другую стадию: «неинтересный текст», который не может расшифровать интерпретатор, читаемый вслух, вызывает переход к автоматическому чтению с листа, без попыток понимания. Это, в свою очередь, приводит к тому, что появляется большое количество мыслей, которые «наскакивают» друг на друга. Не стоит пытаться остановить этот мыслепоток. Нужно продолжать чтение вслух, стараясь переключать внимание с текста на произносимые звуки и обратно.

3. Энергетическое очищение иногда ощущается, как головокружение или легкая тошнота. Интерпретатор, пытаясь как-то это «прояснить», рано или поздно приходит к выводу, что чтение Псалтыри пагубно сказывается на здоровье. На фоне этих выводов появляется желание отказаться от данного занятия. На этом просто не нужно концентрироваться.

Существуют определенные правила чтения Псалтыри для достижения максимально возможного результата.

2. Существуют «Молитвы перед началом чтения Псалтыри». Это небольшой цикл молитв, который помогает настроить тело и интерпретатор, включая их в процесс очищения. Поэтому есть смысл начинать чтение именно с них. Делается это в самом начале, один раз.

3. Читать Псалтырь можно по одному псалму в день или кафисмами. Кафисма – объединение нескольких псалмов по смыслу с последующими «завершающими» молитвами. Чтение одного псалма следует начинать и заканчивать «Молитвой Господней» («Отче наш»).

4. Существуют также «Молитвы по окончанию чтения Псалтыри». Они помогают завершить процесс очищения тела и интерпретатора. Читаются они тоже один раз, после прочтения всех псалмов или кафисм

Строка поиска: 40 день

Найдено записей : 25

Ирина

Ирина! В церковной практике существует традиция поминовения усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщины. Такого понятия, как «двадцатый день» нет. Ваш батюшка сказал о самом главном, что сейчас необходимо усопшему – о церковной молитве. Святые отцы считают поминание за Литургией наибольшей помощью умершим христианам. "Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. ... душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе», - пишет св. Иоанн (Максимович). Таким образом, сейчас главное – молиться за Вашего родственника и подавать милостыню за него, а не устраивать поминальные трапезы для родственников и знакомых. Чтение Псалтири тоже похвальное желание.

иерей Владимир Шлыков

Доброго здоровья, батюшка! Вопрос насчет чтения Псалтыри. Если я хочу просто для себя читать по 1 псалму в день, надо ли читать молитвы до и после чтения псалма? И в каких случаях, и какие молитвы читаются? Вопрос насчет милостыни. Если я подаю милостыню не от чистого сердца, а ради будущей участи моей души, засчитывается ли такая милостыня?

Алексий

Алексей, при чтении Псалтири читаются молитвы только один раз - перед началом чтения (молитвы указаны в псалтири). Каждый раз их читать не нужно. Как прочитали полностью Псалтирь, так опять заново нужно читать молитвы. После чтения кафизмы читаются молитвы только по усопшим, о здравии эти молитвы не читаются. Давать милостыню очень полезно для нас же самих: «Милостыня спасает от смерти и покрывает множество грехов». Подавать милостыню от чистого сердца может далеко не каждый, и это нужно в себе тоже воспитывать. Очень хорошо, что Вы вообще подаете, и это тоже полезно и засчитывается как благое дело: «Всякое даяние да будет благо».

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер, батюшки! Скажите, пожалуйста, когда прочитываешь одну кафизму в день, какие молитвы надо читать после нее? Сзади псалтири есть молитвы, читаемые после прочтения одной кафизмы, но я так понимаю, это для тех, кто больше одной кафизмы читает, и после каждой произносит эти молитвы, потом после каждой третьей, сзади еще есть молитвы соответствующие. В общем, как заканчивать чтение Псалтири, если читаю только по одной кафизме в день?

Елена

Елена, Псалтирь можно читать как по усопшим, так и по живым, или просто для себя. Молитвы в конце кафизмы читаются, только когда мы читаем за упокой чей то души, в других случаях эти молитвы не читаются. После кафизмы молитесь своими словами как сможете.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Я уверена, что на моем муже порча, поможет ли заказ неусыпаемой Псалтыри от этого? Где в Москве можно заказать?

Анна

"Порча"? А кто поставил такой диагноз вашему мужу?! Не могли бы Вы объяснить, что с ним происходит: пьет, болеет, грешит? Вот тогда и будем рассуждать, что делать. А то у нас много добровольных грехов списывают на "порчу" от злых людей, чтобы самим за себя не отвечать. А Псалтырь читайте сами, можете заказать сорокоусты в храмах.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день, святой отец, хотел уточнить, при каких обстоятельствах читать 108 псалом?

Максим

протоиерей Максим Хижий

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку о здравии человека, который занимается колдовством, черной магией, когда желаешь искренне помочь этому человеку встать на путь Божий? Нам знакомая матушка посоветовала заказывать таким людям Неусыпаемую псалтырь о здравии. Скажите, пожалуйста правильно ли это? Заранее благодарна.

Марина

Марина, если этот человек Вам не родственник, тогда не дерзайте за него молиться – не нужно. За таких людей не все могут молиться. Спасайте свою душу, этого будет достаточно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Спасибо большое игумену Никону (Головко) за ответ на мой предыдущий вопрос, очень помогли. Подскажите, пожалуйста, мой отец упокоился 18 июля, 40-ой день приходится на 26 августа, понедельник. Это будет Успенский пост. Можно ли приготовить поминальную пищу с растительным маслом, или всё-таки придерживаться сухоедения? Просто мы в растерянности, что можно приготовить без масла? И еще, после его ухода я каждый день читаю по кафизме, молюсь за него, заказала в храмах сорокоусты на год, а всё равно огромная тревога. Каждый день переживаю за него и с волнением жду 40-й день. Умер он без покаяния и причащения. Может, ему очень плохо? Может, я ещё что-то не сделала? Заранее благодарю за ответ.

р.б. Наталия

Да, Наталья, на масле приготовить пищу можно. Что касается сухоядения, то этот устав прописан преимущественно для монастырей, а в миру возможны некоторые послабления. За отца продолжайте молиться так, как молитесь, и старайтесь чаще подавать поминание в храме. Вы все делаете правильно, делаете все, что можете, так положитесь на милость Божию - Господь ведь милосерден. Бог да упокоит его душу в селениях праведных!

игумен Никон (Головко)

Добрый день. Нашла у бабушки (она умерла) книги 1900 года выпуска, Псалтырь, состояние довольно плохое. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно с ними поступить, может, отнести в храм? И второй вопрос: в доме бабушке уже никто не живет 4 года, иконы висят. Правильно ли это, или их нужно забрать к себе в дом?

Мария

Мария, старинный Псалтырь, если Вам он не нужен, можно отнести в церковь, его поместят в библиотеку. Иконы должны быть в каждой православной семье. Если Вы не живете в том доме, то иконы можно забрать себе.

иеромонах Викторин (Асеев)

8 августа будет год, как я похоронила сына, я каждое воскресенье подаю записки за упокой, заказываю панихиду или литию, сорокоусты. Что я могу еще сделать для моего сыночка в годовщину смерти? Хочется как-то по особому помолиться в этот день. Подскажите адрес, где можно заказать вечное поминовение или неусыпаемую Псалтирь? Храни Вас Господи!

Наталья

Наталья, Вам надо подать записку о упокоении на Литургию, которая будет совершаться 8 августа, и, конечно, молиться за этой службой и самой. После службы нужно совершить панихиду, а также дома устроить поминальную трапезу. Для этой трапезы, кроме обычных блюд, Вы можете приготовить кутью, которую нужно будет принести в храм, на панихиду, чтобы священник благословил ее. Из всего прочего, что Вы перечислили, лучше всего подать записку о упокоении на год. В отношении так называемого "вечного" поминания должен Вас разочаровать - такая треба не имеет благословения священноначалия, принимать ее в храмах не должны, а если где-то это и делается, то по неведению. Что касается неусыпаемой Псалтири, то ее читают в крупных монастырях, в частности, в Сретенском монастыре в Москве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня умерла бабушка, 24 июля будет 40 дней, собираемся заказать в Храме панихиду. Но нам сказали, что нужно еще пригласить домой женщину, которая будет всю ночь читать Псалтырь (все знакомые почему-то называют таких женщин монашками, несмотря на то, что они живут в миру и постиг не совершали). Очень хочется все сделать правильно, подскажите, пожалуйста, нужно ли приглашать такую женщину? И еще один вопрос: мы думали, что поминать и заказывать панихиду нужно на 40-й день, а все говорят, что накануне 40-го дня, т.е. На 39-й. Так ли это? Заранее большое спасибо за ответы!

Юлия

Нет, Юлия, делать это совсем необязательно, а что касается Псалтири, то читать ее должны вы – близкие родственники, и не по ночам, а по несколько кафизм днем после утреннего молитвенного правила. Панихиду и поминки надо совершить в 40 день, но в некоторых храмах принято заказывать требы накануне, чтобы утром служащий священник уже знал, что и когда ему надо совершать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! После смерти мамы прошло 40 дней. Месяц сама Псалтирь не читала, плохо себя очень чувствовала, только молилась об упокоении души ее и заказывала в храмах молебны и сорокоусты. Теперь сама хочу молиться за маму. Псалтырь читать тяжело, душа сжимается и наполняется каким-то страхом. А вот акафист по единоумершему читаю и плачу, и легче становится. Сколько читать его можно? Есть какие-то ограничения? Спасибо.

Татьяна

Татьяна, читать акафист за единоумершего можно столько, сколько у Вас хватит сил. Мы молимся о усопших постоянно, каждый день поминая их на утренних молитвах, подавая записки на церковное богослужение, соответственно, молитва о них не прекращается никогда. Но если есть желание почитать что-то сверх того минимума, который мы исполняем, это очень хорошо, и делать это можно столько, сколько есть у Вас произволения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно читать Псалтырь по усопшим: по одной кафизме каждый день? Но ведь их всего 20, а дней 40.

елена

Елена, очень хорошо читать Псалтирь по усопшим в течение сорока дней. Можно читать и более одной кафизмы в день – сколько угодно, сколько по силам. Когда прочитывается весь Псалтирь, его читают снова, и так все сорок дней. И после сорока дней можно, по желанию, читать Псалтирь каждый день, хотя бы по одной кафизме в таком же порядке – закончился Псалтирь, читайте снова.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я начала читать Псалтирь, по одной кафизме в день, дошла до 17 кафизмы, и не знаю, что делать, читать ее или нет, т. к. мои родители и родственники, за которых я молюсь, умерли давно. И еще один вопрос: как правильно читать Псалтирь, на каких Славах какие читать молитвы, а то, может, я неправильно читаю. Буду ждать ответ. Большое спасибо.

Валентина

Валентина, если Вы читаете псалтирь полностью, весь подряд, то и 17 кафизму тоже нужно читать в обычном порядке. После каждой славы молитвы не читаются. Молитвы о упокоении читаются только в конце каждой кафизмы, они есть в конце каждой кафизмы. Можно читать Псалтирь одновременно и о здравии, и о упокоении: в таком случае, после первых двух слав поминаются имена о здравии, после третий славы читаются молитвы, которые там указаны в конце кафизмы, и поминаются имена о упокоении. Если читать Псалтирь только о упокоении, то кафизма прочитывается сразу полностью, и после третьей славы читаются молитвы и поминаются имена усопших, и не имеет значения, когда умер человек, недавно или давно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Я в день читаю по две, а иногда по четыре кафизмы. Не знаю, с чего начинать утром чтение Псалтыря и что читать перед началом следующей кафизмы? После СЛАВА что нужно читать?

Наталья

Наталья, Вы можете начинать чтение Псалтири словами "Приидите, поклонимся", а заканчивать Трисвятым по Отче наш и молитвой, положенной по кафизме.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Ирина, Псалтирь по усопшему читается обычно весь подряд. Перед началом чтения Псалтири читаются молитвы предначинательные: Царю Небесный, Трисвятое по Отче Наш. После каждой кафизмы есть молитвы, их нужно читать, они как раз для упокоения читаются, и так читается весь псалтирь. Дома земной поклон делать, конечно, можно, и даже нужно. На пасху и в Светлую седмицу по церковному уставу чтение Псалтири отменяется, мы в эти дни Псалтирь не читаем. На Пасху усопшие тоже получают отраду. В церкви установлен день для поминовения усопших, он называется Радоница. Он совершается всегда во второй вторник после Пасхи. На кладбище нужно ходить на Радоницу а не Пасху.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.

Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов - своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» - священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться - это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва - вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель - заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».


Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги, где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.


Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение


Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Информация для новоначальных

1. Чтобы понимать богослужение, надо знать псалмы

Псалтирь – книга Ветхого Завета , на которой фактически основано все православное богослужение. Во всех службах используются псалмы в больших количествах. Например, в начале вечерни поется псалом 103, а в начале утрени читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. На литургии (или на обеднице) поются псалмы 102 и 145. И это только самые очевидные примеры.



2. Если купить издание Псалтири, там уже будет все, что нужно

В Псалтири 150 псалмов, и они разделены на 20 групп, которые называются кафизмы. Каждая кафизма разделена еще на три части, между которыми вставляются короткие молитвы. Обычно в изданиях Псалтири уже есть все разделения и напечатаны вступительные и промежуточные молитвы, что удобно. В принципе такие издания легко гуглятся.



3. Нельзя останавливаться перед трудным текстом

Чего может не быть в приобретенной Псалтири – так это пояснений и перевода текста. Псалмы это древняя духовная поэзия. Из-за поэтических выражений и особого стиля и ритма, в который надо «врубиться», псалмы поначалу очень плохо воспринимаются на слух и при чтении. Часто трудно понять, что значит какое-нибудь место на церковно-славянском языке. Можно разобраться в трудных местах с помощью русского перевода или толкований святых отцов. Самые известные толкования – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого.



4. Можно читать Псалтирь дома так же, как ее читают в храме

Псалтирь прочитывается на службах полностью каждую неделю. На вечерни читается одна кафизма, а на утрени две кафизмы. В субботу вечером начинается новая неделя и новый круг чтения Псалтири, поэтому всегда читается первая кафизма, а на воскресной утрени всегда кафизма вторая и третья. Получается, такая схема чтения:

Суббота (вечерня): кафизма 1
Воскресенье: 2,3
Понедельник: 4, 5, 6
Вторник: 7, 8, 9
Среда: 10, 11, 12
Четверг: 13, 14, 15
Пятница: 19, 20, 18
Суббота: 16, 17



5. Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться

И делать это очень рекомендуют святые отцы. Можно читать дома отдельные псалмы или кафизмы, добавляя короткие молитвы в начале и между частями кафизмы так же, как это делают в храме. Они обычно уже есть в изданиях (см. пункт 2).

В начале:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

В середине:
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).
Господи, помилуй (3 раза).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.



Можно следовать кругу чтения, который совершается за неделю, и читать те кафизмы, которые положены в этот день недели: первые две читаются утром, третья вечером. Или выучить любимые псалмы и вспоминать их в течение дня по примеру многих святых, которые знали Псалтирь наизусть целиком.



Есть еще совет вспоминать в тех же целях отдельные стихи из псалмов.
Например, Пс.117 стих 10-11:
Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
(то есть: все народы, обходя, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им)

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.

Чтение Псалтыри дома

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

  • Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.
  • Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.
  • Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).
  • Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.
  • Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.
  • При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.
  • Не надо читать названия псалмов.
  • Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.


Порядок чтения Псалтыри дома

  • Вначале читаются «Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.
  • Псалтырь делится на двадцать кафизм, те делятся на части тремя Славами. На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие.
  • Прочитав кафизму, обязательно чтение тропарей и молитвы.
  • Заканчивается Псалтырь чтением «Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.
  • Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛТИРЬ... Молитесь друг за друга (Иак.5:16). Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа. Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения. В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку. Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу. Советы начинающим 1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома. 2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»). 3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех. 4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах». 5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести. 6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов. Молитвы перед чтением кафизмы Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе». На «Славах» Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего). На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны). И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И далее - следующие псалмы. После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам. Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном. После чтения кафизмы Достойно есть и заключительные молитвы _____________________________________ Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие - здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы - за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь - отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Читайте 17-ю кафизму - отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное. ☦ Схиархимандрит Иоанникий _____________________________ Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”. ☦ Рассказ сельского священника ______________________________ Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, - беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие. Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: "Вот давно бы так!". ☦ Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998. ___________________________________ "Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас". Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. -- Для усопших - это великая помощь! ☦ Старица схимонахиня Антония ________________________________ Старец советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) - читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина - образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам). - На жалобы батюшка отвечал: - Читай Псалтирь! - Батюшка, в семье большие ссоры. - Читай Псалтирь. - Батюшка, на работе неприятности. - Читай Псалтирь. Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать - и все устраивается. ☦ Иероним (Санаксарский) ________________________________ - Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость - слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи. иерей Андрей Углов

Те, кто давно воцерковлены, без Псалтири не могут. Но не так легко даётся верующим путь к книге! Новокрещёные смотрят на Псалтирь со страхом: и это всё надо читать?! Где найти силы, время… желание, наконец?… Затем, по мере воцерковления, люди начинают интересоваться Псалтирью, пробуют читать… И вот тут практически каждого настигает искушение: чтение Псалтири оставляют. После многих лет хождения в храм, возвращаются к Псалтири… Начинают пробовать вновь читать, как положено – всю Псалтирь за неделю. Поначалу отмечают палочками, как Робинзон Крузо дни на острове, сколько раз прочли… Доходят до 40 – очень тяжек путь! Бывает, что не раз ещё Псалтирь перестают читать, потом снова возвращаются к ней… Наконец, когда прочтение книги перевалит за 40 раз, вдруг начинают ощущать в Псалтири сладость, покой, умиротворение, защиту… Псалтирь изгоняет страх и смятение в душе, Псалтирь даёт силы пережить трудные ситуации. Псалтирь, вычитанная враз, без перерыва за несколько часов, одолевает беду, приносит победу… И уже никто не помечает палочками прочитанные 20 кафисм: те, кто навыкли в чтении Псалтири, уже не представляют себе жизнь без этой книги; им палочки не нужны – читают всегда, всю жизнь, бессчётное количество раз.. Скорее солнце не взойдёт, чем оставит христианин Псалтирь!
Что же является камнем преткновения в Псалтири для тех, кто только начинает её читать? В чём искушение? Человек пугается жестокости. В недоумении приходит мирянин к батюшке: объясните, Христа ради, почему так жестоки Псалмы? Чего уж не прочтёшь! И пусть дети будут сиротами, а жена вдова, и младенцев разобьём о камень… Батюшки говорят, что во всём нужно видеть духовный смысл. То есть, то, что видишь своими глазами в книге — это совсем не то, что ты видишь… Ну, разбитые младенцы, это не младенцы, а грехи в своём зачатке… И так далее…
Новоначальные как-то не очень воспринимают: откуда берутся такие витиеватые объяснения? Ведь сказано же предельно ясно! Можно, конечно, 136 или 108 псалом как-то красиво объяснить, придумать, взять с потолка. Но ведь из текста видно же, о чём на самом деле идёт речь! И Псалтирь оставляют. Зачем читать такую жестокую книгу? И зачем именно она введена в ход православного богослужения?
Такие сложные моменты в книгах Ветхого завета за историю человечества не раз истолковывались превратно и породили много ересей. В принципе, манихейство берёт своё начало отсюда же – из превратного толкования малопонятных текстов. Что говорил основоположник манихейства Мани? В двух словах: было два равных первоначала – Добро и Зло. Они извечно борются друг с другом. А человек – заложник этой борьбы.
Православие учит нас иной картине мира: начало всему – Бог. Бог не имеет в себе зла. Зла вообще нет. То, что мы называем злом – это искажённое добро. Зло – это искажённое восприятие. Наши прародители не имели откровенного злого намерения, когда нарушили заповедь Божью. Они лишь по-своему, неверно оценили ситуацию… и получили зло! В человечестве вечно борются истинное и ложное восприятие событий. И в каждом из нас, при самых добрых намерениях, порою прорастает такое зло, что становится страшно от самих себя!
Вот самые простые примеры… Муж решил ходить в храм, а жена не собирается ходить по улице в косыночке, не перестаёт краситься… и вообще ей нравятся мини-юбки. Намерения у мужа самые добрые: пусть жена выглядит нормально! Но как отвратительны скандалы, которые он устроит дома! И уже жалко заплаканную жену, а не мужа! Или ребёнок не учит уроки. А вы его хотите во что бы то ни стало заставить их выучить и не приносить домой «двойку». Но дитя оказалось строптиво. И что в конце концов слышат соседи? Ну, что-то типа такого: я тебя породила, я тебя и убью! Мы извергнем из себя уйму бранных слов! И где наш православный облик? Что же с нами произошло? А то и произошло: мы хотели добра, но в погоне за добром, кое должно случиться немедленно, по нашему желанию и во что бы то ни стало, мы исказили добро. Добро начало размахивать кулаками, ремнём, хворостиной. И мы получили явное зло. Хотя можно, конечно, оправдать и его: если не наказывать, то вырастет плохим человеком… А в душе — … на душе гадко.
А кому не знакома ситуация, когда мы просили нашего близкого: не делай так! Но он не послушал. И случилась беда. И вот мы обличаем его: «Я тебе говорил(а) этого не делать? Вот теперь пожинай!» Но если мы прислушаемся к себе, заглянем в себя, мы почувствуем отвращение от самого себя: я ведь явно злорадствую! Как приятно чувствовать себя правым! Как приятно возвыситься над тем, кто уже и без нас унижен! Чехов писал, что человеку нужно всю жизнь выдавливать из себя раба по капле. Это не так сложно. Куда тяжелее из себя по капле выдавливать гордость! Зло ведь без гордости не стоит! Там, где проросло в нас зло, были посажены семечки гордости.
При чём тут Псалтирь, спросите вы? А при том, что в Псалтири – весь человек. Там все человеческие чувства. И добрые, и злые, и величественные, и низменные… Это вопль человека к Богу. Немецкий философ Ницше говорил о том, что «человеческое слишком человеческое». Что это значит? Человек утерял божественное величие. Он сильно приземлил себя. В нём появилось слишком много недобрых чувств. Даже там, где мы близки к истине и добру, есть опасность, что мы всё перепортим. Человек ощущает себя праведным перед людьми и Богом. Может, он действительно абсолютно прав. Но сколько зла может проснуться в нашей душе, когда нас неправедно, лживо укорят! Такая буря грянет в нашей душе, что самим в себя заглянуть страшно. Да, есть исповедь. Покаешься, поплачешь, но бывает так, что легче не становится. Отчего? На исповеди сказали: каюсь в гневе, ярости, брани, несправедливых обвинениях. Да с кем не бывает? Но вы и только вы знаете, как вам было мерзко осознавать, что это – вы: вот такой… яростно орущий своему родному ребёнку: «Я тебя прибью, скотина такая!» При этом, когда мы слышим, на улице подобные излияния, мы почти всегда родителей осудим: как кричит на ребёнка! Но после собственной гневной эскапады нам так противно от самих себя: и это я?! – вопрошаем мы себя…
В Псалтири весь человек перед Богом. Вот какой уж есть: со всеми гадкими и величественными сторонами души. И когда мы читаем: «да облекутся оболгающие меня в срамоту…», «да не будет ему заступника», — мы вспоминаем себя в минуты падения.
Но в Псалтири есть главное: как бы ни вознёсся человек ввысь душою и как бы низко не пал в проклятиях – человек уповает только на Бога! Пусть порою он и Бога представляет неверно: Бог «шумен от вина»…Но псалмопевец любит Господа. И только к Нему очи его! И вот это конечное устремление — оно человека спасает. Без Бога я – ничто, – это есть конечная истина. Бог – последняя инстанция для человека. И человек, который только что клял своих врагов и желал им лютой смерти, уже и сам повержен к ногам Бога с одной молитвой: «Твой есмь аз… призри на мя и помилуй мя»… «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя»…
Пронеслась буря в нашей душе. А в Боге мы обрели покой. И вспоминается: совлеки с себя ветхого человека… Новое вино в новые мехи. Новый человек – божий человек. Он старается изо всех сил не пустить в себя зло. Читаем Псалтирь в обиде – плачем, просим вместе с авторами псалмов покарать наших обидчиков… Читаем далее – и расходятся тучи в нашей душе, и мы способны спокойно пережить обиду, уповая, что Господь Сам всё управит. Вот в этом сила Псалтири: человек в ней — без прикрас. Читая строки Псалтири, мы видим, сколько может (из абсолютно добрых намерений!) вырасти в нас зла! И мы становимся мудрее, осторожнее, спокойнее. Но как бы мы ни пали низко, мы видим по псалмам: человек может восстать, воспарить ввысь. Псалмопевец поднял себя – и мы поднимемся! Нет и не может быть никаких двух начал в мире, ибо зло – отвратительно. Есть только Бог. А зло – изуродованное нами добро.
Тогда становится понятен принцип исихастов: кто слишком настаивает, что он прав – не прав. Приходит на ум и другое изречение: Ницше… далёк он от православия со своим «сверхчеловеком»… далёк от истины. Но истина посещала и его. И там, где он прав, почему бы не послушать? Так вот Ницше говорил: «Кто сражается с чудовищем, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем». (Ницше. По ту сторону добра и зла. Минск, 2005, Харвест) Вдумайтесь! Всегда, когда вы правы и боретесь со злом, напоминайте себе эти слова!
Слова сии вспоминаются всякий раз, когда сталкиваешься с православными, очень озабоченными, какой-нибудь борьбой: против паспортов, СНИЛС, денежных карточек, ИНН… Давайте прислушаемся к себе; к тому, как мы говорим о людях: «Да это же быдло! Стадо баранов! Их будут резать, а они будут молчать»… Это о тех, кто паспорт имеет и в армии служит, кто закончил институт или университет… А почему, собственно говоря, мы так говорим о людях, трудами которых пользуемся? Представьте себе жизнь в России, если бы враз исчезли все полицейские, военные, спецназ, инженеры, медики и прочие люди с высшим образованием. Как бы мы тогда жили?! Если мы считаем себя правыми, а других видим погибающими и наследующими только ад, то, по вере христианской, мы с величайшим добром и слезами на глазах должны молиться о спасении погибающих. Но говорить: «Да так им и надо, быдлу!» — это не христианский взгляд на ближних, не православный. В нас, пышущих праведным гневом, новый человек куда-то уходит в глубину, а на поверхности оказывается человек ветхий… вот тот, который кричал Богу: «Да будет трапеза их пред ними в сеть… и ярость гнева Твоего да постигнет их… да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый…»
Но это поправимо. Дай Бог, чтобы и мы, вслед за псалмопевцем, сказали смиренно: «Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце моё смятеся внутрь мене…»
О чём надлежит помнить? Жизнь на земле жестока. Увы! Жестокость порождает в душе жестокость. Не устояв, впав в «праведный гнев», мы отравим себе душу злом. И выльем это зло на ближнего. Мы отравляем ядом зла сердце противника. И это наш грех! Не уберегли себя и толкнули в бездну тех, с кем нас свёл Господь. Слишком страшно, всю жизнь яростно воюя за Божью правду, прийти в ад, потому что на нашу озлобленную душу даже нам самим в конце концов станет страшно смотреть.
Псалтирь лечит. Читая чужие излияния яростных слёз, мы проходим эту беду и выбираемся на свет Божий. Пожар обошёл нас стороной, не тронув по-настоящему душу. Мы пережили своё огорчение на чужих чувствах и в чужих словах… и через них же обрели покой: «Твой есмь аз, спаси мя…» Вот потому так ценна Псалтирь. Это лекарство, которое лечит и очищает душу. И когда нам страшно читать: разобью младенцев о камень, — это слава Богу, что страшно. Но пора призадуматься: а не похож ли и я в своих чувствах? И вот к чему мы приходим? А к тому, что говорил нам батюшка, а мы не поверили: речь не о младенцах, а о зачатках греха, которые мы должны разбить о камень и не дать им гнездиться в нашей душе. То есть, читая псалмы, мы прошли весь круг: мы восприняли слова буквально, ужаснулись, стали искать в своей душе подобные злые настроения, ужаснулись им тоже и постарались их искоренить. И вышли на то, о чём нам говорили: искорени грехи в зачатке! Почему же не восприняли слова священника сразу? Это трудно. Но потом приходит понимание, что подобные объяснения псалмов не взяты с потолка! Они имеют под собою чужой опыт. И в следующий раз надлежит не отметать слова священника, а призадуматься над ними. Вы всё равно рано или поздно выйдете на этот опыт чужих обобщений: вы станете под воздействием святой книги искать в себе зло и будете его искоренять, и просить у Бога прощения, и умиротворитесь. Грех убит в зачатке. Вы ни на кого ещё не выплеснули его. Почувствовав бурю внутри души – уединились с книгой… и спасли себя и ближних от бесовской брани.
Каков бы ни был ход ваших размышлений, вы придёте к одному выводу: Псалтирь спасает! И слава Богу, что у нас есть эта дивная книга, по которой мы можем отслеживать все движения и порывы души и вовремя исправить своё сердце!
Просматривая иконы царя Давида, я нашёл в интернете два очень контрастных изображения. На одном – певец поёт, и вы видите всю мятежную его душу, пережившую много горя: здесь и враги, и воспоминания о собственных бедах, и ангелы… А другая – мирная пастораль. В душе – тишина и Божья благость. Полагаю, что в этих двух, столь разных по характеру иконах, вся наша жизнь, весь путь человеческий: через бурю и борьбу – к тишине, покою, умиротворению.

А.Шилов "Сестра милосердия"

Известным является тот факт, что нападения есть при чтении всякой молитвы, а не только при чтении Псалтири . И ни в коем случай не стоит опускать руки. Сам Господь призывает нас вооружаться молитвой! И не нужно унывать, если есть препятствия!
Должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).

Да, часто во время молитвы возникают различные препятствия, искушения. Но стоит ли уменьшать наше усердие, к этому ли призывает нас Господь? Нет!
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Будем и мы готовы к различным нападениям и отбивать их! Данные рассуждения кажутся относительно не новыми, но это величайшая мудрость! Просто, говоря откровенно, многие привыкли к различным нападениям вражеским, но нападения при чтении Псалтири особенные и враг особо вооружается. Ещё авва Маркелл говорил:
«Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла - сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто не сокрушает его в той мере, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой - проклинаем диавола».

Поэтому если сразу не верится, что здесь что-то особенное, то необходимо поверить словам великих подвижником, в частности, я привел слова аввы Маркелла.

Нападения при чтении Псалтири бывают разного рода: как явные, так и скрытые. И на человека новоначального обычно идут одного рода нападения. На человека, утвердившегося в вере, как правило, идут нападения более коварные, так как свою борьбу демону завуалируют и человек может полностью не замечать все их козни. И даже некоторые великие святые ошибались, но потом покаялись. Сейчас вкратце дам небольшой обзор нападениям при молитве на Псалтири.

Явные нападения (кратко):

1. Нападения через ближних - одно из самых распространенных. Клевета, оскорбления, ругания и т.д. Но всё это вызывают демоны.
2. Усиление блудной брани. Может здесь быть особо ожесточенная борьба, но, как правило, эта борьба не начинается сразу. Вначале дается время для укрепления в чтении, а потом эта борьба особо обостряется. И если вначале демоны используют основные силы свои днем, то при больших претензиях, ненависти, они ведут в основном ночные атаки. Они хотят сломить человека, но здесь нужно проявить терпение и усерднее взывать ко Господу. Но обычно такая брань происходит не так часто, но если читать Псалтирь за кого-то усиленно ночью. Это мы наглядно видим в житиях святых, как на них вооружались демоны.

Более тонкие нападения:

1. Очень частое нападение - отвлекательный маневр. Т.е. демоны стараются не подпустить человека к чтению, чтобы пропустился день, потом два, а потом человек вообще вышел из системы. То вдруг старый знакомый позвонит, то вдруг пригласят куда-то, то вдруг дополнительную нагрузку предложат, но чтобы не осталось сил на чтение и т.д. Всё это делается для того, чтобы выбить человека из ритма.
2. Человека клонит в сон, он начинает зевать.

Из Лествицы:

«Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось».
В этом духовном законе очень легко самому убедиться. Особенно это происходит на первых порах чтения. Человек начинает зевать, вдруг слипаются глаза, появляется какая-то расслабленность. Казалось бы, какое коварство, как же трудно противостоять демонским козням! С Божьей помощью это возможно! И, кроме того, ведь важно понимать, что демоны, используя такой большой арсенал различных нападений, неявно показывают, как велика молитвенная сила Псалтири. Если бы это была бы просто обыкновенная молитва, то так просто бы они не стали бы вооружаться!

3. Другая распространенная вражья кознь - это тщеславие и гордость. Человек вдруг начинает думать, что он какой-то особенный, что читает Псалтирь. Думает, что другие не читают, а я вот читаю. Безусловно, здесь уже пускает в действие свои козни бес гордыни. И это очень важно отразить именно это нападение. Здесь нужно низлагать это смирением и покаянной молитвой. И не стоит думать, что это пустяки. Такой великий святой как прп. Симеон Столпник чуть не попал в руки дьявола, когда демоны под видами ангелов захотели вознести его на небо как второго Илью. А ведь он ещё в ранней юности выучил всю Псалтирь, непрестанно читал её, стал чудотворцем и великим молитвенником, а демоны все равно рыкали яко лев, хотя поглотить его душу на веки. И если бы не Божье заступление, могло бы всё плохо кончиться. Вообще следует отметить, что демоны гордыни и тщеславия стараются особо обезоружить человека утвердившегося или даже в какой-то мере преуспевающего. Эту мысль подтверждают многие святые и старцы.
В этом же пункте добавлю и про тщеславие.
Тщеславие - великий паразит, съедаюший плоды, в том числе, и Псалтирной молитвы. Очень важное правило: "Не говорите другим, сколько кафизм вы читаете и кого вы поминаете". Этот подвиг милосердия и молитвы должен быть втайне, разве только если своему духовнику. Богу угодны тайны добродетели. Более того, вообще без нужды не надо особо распространяться, что читаете Псалтирь - пусть это будет втайне:
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6, 2)
Свт. Иоанн Златоуст цитировал наизусть многочисленные фрагменты Священного Писания, но он делал это не из тщеславия естественно, а для усиления своей проповеди. Это как исключение. В общем случае, нежелательно выставлять напоказ свои знания.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме