Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такой тьютор в институте. Кто такой тьютор и для чего он нужен

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тьюторское сопровождение инновационного развития образовательных учреждений

А тьютор – кто? Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

А тьютор – кто? Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

А тьютор – кто? Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

А тьютор – кто? Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат) Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы Психолог работает с развитием психических процессов Учитель Задает нормы: содержание, маршрут, темп работы

Направления тьюторства в Российском образовании: Дистанционное обучение; Психологическая служба – коучинг; Консультационная работа; Тьюторство в школе: в начальной, старшей, средней, высшей; Тьюторство в системе повышения квалификации.

Подходы к тьюторству: Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов; Средняя школа: проект, исследование, спонтанное творчество; Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной школе; Дополнительное образование.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии открытого образования в работе тьютора Дебаты Критическое мышление Портфолио Социально-культурные технологии Образовательные путешествия Проектная и исследовательская деятельность Кейс-стади

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

Меняется мир непрерывно и спешно Меняется всё – от концепций до слов И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов! Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

За последние десять лет многократно увеличилось количество публикаций по тьюторству. В подобной ситуации отношение к проблеме традиционно имеет тройственный характер: «тьюторство - это полная ерунда», «в тьюторстве что-то есть» и «кто же не знает, что такое тьюторство»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

  • Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
  • Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
  • Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
  • Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Основные направления тьюторства в Российском образовании: (на слайде)

  • Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников, на индивидуальной образовательной программе в начальной школе.
  • Тьюторство в подростковой школе основывается на технологиях аналитической и проектной работы, на школе индивидуализации образования, на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
  • Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника, на организации для формирования образа будущего как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старшеклассников, на тьюторском сопровождении как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии тьюторского сопровождения - технологии, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).

Но в арсенале тьютора должен быть целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.



Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.

Зачем нужен тьютор

Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, найти свой интерес и его реализовывать.

Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.

С кем работает тьютор

Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.

Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.

Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.

Тьютор — это не репетитор

На родине тьюторства, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.

В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.

Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.

Как работает тьютор

Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.

Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.

Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.

Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.

Результаты работы тьютора

Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.

Кто может быть тьютором

Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.

На фоне стремительно развивающихся возможностей современного мира, резко расширившегося многообразия социокультурной жизни и динамики общества в целом образовательная школа долгое время выглядела устаревшей системой. Политика нашего государства, в частности модернизация и реформирование системы образования Российской Федерации, направлены на то, чтобы устранить давно созревшую проблему - исключить обезличенность массовой школы.

Сегодня от учеников требуется новое качество - стремление к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном непрерывном обучении. Но как должен измениться учебный процесс, чтобы обеспечить выполнение этих требований?

В российском образовании появились новые должности

Индивидуализация обучающих программ привела к появлению новых, неведомых до сих пор профессий в образовательной сфере. В нашей стране присутствует довольно яркая тенденция все «американизировать». В результате понятие «индивидуальные занятия» постепенно вытесняет термин «коучинг», а учителя и педагоги перевоплощаются в тьютеров. Однако, если «коучеры» укрепились в области бизнеса, то что же такое тьюторство в современном образовании? Чем будет заниматься тьютор в детском саду, школе или вузе?

Кто такой тьютор?

В переводе с английского tutor означает «домашний учитель, наставник, опекун». Происхождение этого слова идет от латинского tueor - заботиться, оберегать, связано с понятием «защитник» или «покровитель». Таким образом, тьютор выполняет посредническую роль и выступает в качестве помощника учащегося, его консультанта и организатора эффективной учебной деятельности. Именно деятельность наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса ученика.

Особенности профессии

Тьюторство в образовании - это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника - помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения - организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Дошкольное образование

Что такое тьюторство в дошкольном образовании? Новый вид педагогической деятельности проявляется там, где необходимо индивидуализировать любой учебный процесс. Детские сады и дошкольные заведения не являются исключением. Напротив, именно здесь задается личностный старт маленького человечка: наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития.

Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, тьютор-воспитатель должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.

В работе с каждым конкретным ребенком тьютором составляется индивидуальная программа (маршрут) развития с учетом возрастных и личностных особенностей малыша. Разработка производится таким образом, чтобы расширить детский кругозор и максимально стимулировать заинтересованность ребенка к самостоятельному познанию в обучении.

Дополнительное образование

Благодаря тому что система дополнительного образования не имеет четких государственных стандартов, именно эта область обучения позволяет индивидуализировать учебный процесс. Здесь доступно обучение по гибким, вариативным методикам: каждому ребенку гарантированы свободные темпы и глубина освоения образовательных программ.

Тьюторство в дополнительном образовании способствует применению личностно-ориентировочных технологий и способствует развитию собственного потенциала.

Принципы личностного развития ребенка

Тем не менее для наиболее эффективного решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей педагог должен выстроить определенную коммуникационную систему - наладить связь со своими подопечными. Общение с ребенком должно основываться на таких принципах, как:

  • Признание безусловной ценности. Ребенок должен чувствовать свою значимость.
  • Безоценочное суждение. Нельзя судить ребенка, основываясь на собственном мнении, объективность оценки его мыслей и действий способствует творческому развитию малыша.
  • Свобода самовыражения. Каждый педагог дошкольного образования должен всячески поддерживать выражение собственного «Я» ребенка.

Исходя из этого, можно смело говорить о том, что компетентность наставника будет способствовать эффективной индивидуализации процесса обучения и развитию личности малыша.

Инклюзивное образование. Стремление к самостоятельности

Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме. Вместе с тем у здоровых детей развивается чувство толерантности и ответственности.

Поэтому в школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку. В первую очередь подобная проблематика касается ребятишек, имеющих ограниченные возможности. Однако это вовсе не означает, что тьютор - ежеминутно обслуживающая, заботливая нянька. Задача наставника - поддерживать в ученике стремление к самостоятельности.

Тьюторство в профессиональном образовании: перспективы развития

В очень многих российских вузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Получается так: студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается невыявленным. В результате окончивший обучение специалист, хоть и изучил очень много предметов, но связать их между собой не может.

Сегодня тьюторство в образовании - это реализация основных программ вузов, где студент может самостоятельно выбрать дисциплины, влияющие на будущий профиль. В профессиональном обучении такая тенденция становится весьма востребованной. В связи с этим современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника.

Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультациях и организации эффективного учебного процесса, траекторию которого должен выстраивать сам студент.

Однако фактически на сегодняшний день не все российские вузы готовы иметь в своем штате тьютора. Во-первых, это немалые дополнительные расходы. Во-вторых, многие пока не понимают, какую позицию он занимает, что будет делать и какие проблемы можно решить, введя его в структуру учебного заведения.

Кто может быть тьютором?

Как уже говорилось, тьюторство в образовании - это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку.

Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.

Тьюторство и консалтинг в образовании

Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.

Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой - сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.

Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:

  • Педагогическое.
  • Социально-педагогическое.
  • Психологическое.
  • Управленческое.

Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.

Современный мир характеризуется довольно-таки яркой тенденцией к использованию всего американизированного, нерусского: индивидуальные занятия заменяются коучингами , вместо изменений происходит ребрендинг , а учителя и преподаватели превращаются в тьюторов . Последняя тенденция – в области образования – особенна интересна: первые два слова укоренились в бизнес-сфере, а вот к тьютору Марье Ивановне привыкнуть как-то сложнее. Отсюда – попытаемся определить, кто же такой тьютор и насколько сильно он отличается от учителя?

Слово «тьютор» пришло к нам из языка Шекспира, Бернса, Мильтона и Дефо и является по сути «прочтением» слова-оригинала tutоr . Цель тьютора – это качественное обеспечение и сопровождение индивидуального обучения учеников и студентов. Иными словами, тьютор – это личный куратор для каждого из обучающихся : он контролирует расписание, помогает уточнять организационные моменты и всячески направляет и наставляет своего подопечного. В нашей системе образования тьютор – «приобретение» достаточно новое, недавнее, а вот в Америке и Европе тьюторство – обычная практика, довольно успешная и активная педагогическая позиция.

Ошибочно думать, что тьютор «пришел» к нам из XX века. Напротив, феномен тьюторства как новообразования в сфере обучения берет свое начало в европейских университетах XIV века : в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник. Это время характеризовалось значительной либеральностью в плане образования: студенты по сути не были закреплены за конкретным университетом, могли «перетекать» из одного курса на другой, а также слушали только те циклы, которые предпочитали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способ и средства, которыми будет достигнуто отличное знание предмета, оставалось на совести студента и его тьютора.

Тьютор рассматривался как посредник между университетом в лице профессора и студента в лице оного же. Это посредничество было жизненно необходимо обеим сторонам, т.к. в то время больше всего ценилась свобода , а свободному профессору сложно выловить не менее свободного студента и наоборот. Поэтому тьютор выполнял важную и необходимую функцию для своего времени: он адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям обучающего. Кроме того, на тьюторе лежала и еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента.

С XVII века тьютор приобретает все более образовательные функции, становясь главным «путеводителем» студента по терниям учебного процесса: он советует студенту, какие курсы посетить, помогает ему составить индивидуальный план занятий и решить проблемы. Именно в XVII веке тьюторство стало официальным преподавательским «институтом» и закрепилось как неотъемлемая часть английской образовательной системы: тьютор не только направлял студента и помогал ему, но и готовил его к сдаче экзаменов.

Сейчас нередко возникают споры относительно оправданности введения института тьюторства. По сути своей тьютор – это тот же преподаватель, но не все так просто. Учитель – в нашей системе – ориентирован на группу обучающихся, т.к. применять индивидуальный подход не всегда возможно в силу отсутствия соответствующей методической базы, ограниченности времени урока, большой нагрузки на преподавателя и др. Тьютор же – это учитель образовательной, социальной и психологической «направленности», если так можно выразиться. Учитель учит и воспитывает, тьютор учит, контролирует, сопровождает, помогает, адаптирует и др. Иными словами, при разработке индивидуальноориентированного образования тьютор – незаменимая фигура. Тьютор – и психолог также: он помогает ученику / студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности и др., помогает справляться с трудностями в процессе получения образования. Иными словами, тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

Проанализировав изложенный материал, мы приходим к выводу о том, что тьюторство – не такая уж и популистская концепция, если объемно и полно рассматривать понятие «тьютор», то мы можем прийти к кардинально новому проекту образовательного процесса, основанного на формировании и развитии человека как личности в условиях взаимопонимания и поддержки.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В 2008 г. в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов появилась новая строка «тьютор», кто это, тогда практически никто не знал. Да и сейчас тьюторство редко встречается в российской образовательной системе, а собственно к этой области и относится данная профессия.

Кто такие тьюторы в университете?

Традиция тьюторства возникла в средние века в университетах Англии, и сохранилась до настоящего времени в Европе и США, где каждый человек знает, кто такой тьютор в вузе. Студент сам выбирает лекции, которые он будет посещать. А тьютор помогает сделать этот выбор эффективным, курирует процесс самообразования. Таким образом, тьютор – это наставник, специалист, работающий индивидуально с одним или несколькими учащимися.

Тьютор - должностные обязанности

Тьюторская деятельность не связана непосредственно с процессом передачи знаний. Тьютор в образовании – это не учитель, а персональный наставник. Существует разница между индивидуализацией учебного процесса и индивидуальным подходом:

  1. Хороший педагог при подаче учебного материала учитывает особенности своих учеников. Индивидуальный подход к каждому учащемуся способствует лучшему усвоению академической программы (общей для всех), состоящей из учебных дисциплин (одинаковых для всех).
  2. Индивидуализация дает студентам свободу выбора изучаемых дисциплин, специализаций, посещаемости лекций, но не освобождает от необходимости показать надлежащий объем знаний на экзаменах. Чтобы процесс обучения при таком подходе проходил успешно, необходима помощь тьютора.

В его должностные обязанности входит:

  • выявление интересов ученика, его и талантов;
  • содействие школьникам и студентам в профессиональной ориентации и выборе профилирующих учебных предметов;
  • согласование академического плана образовательного учреждения с индивидуальными наклонностями воспитанников;
  • помощь учащимся в составлении персонального учебного плана, в выборе литературы и учебных материалов, необходимых для самообразования;
  • взаимодействие с преподавателями, администрацией, родителями или попечителями с целью создания условий для развития личности и самоопределения воспитанников.

Как стать тьютором?

Тьютор – профессия новая. Методика подготовки таких специалистов до конца еще не разработана. В ряде случаев Курсы повышения квалификации предлагают перепрофилирование педагогов. Однако с учетом специфики работа тьютором требует академического образования. Поэтому некоторые педагогические институты начали обучение данной профессии. Например, в Московском педагогическом государственном университете есть магистратура Тьюторство в сфере образования, где учат на тьютора.

Качества тьютора

Характеристика тьютора включает как , так и профессиональные навыки:

  • общение с людьми разными по возрасту и состоянию здоровья (коммуникативные);
  • обучение и создание условий для развития гармоничной личности (педагогические);
  • создание внутреннего психологического настроя подопечного (психологические);
  • знание возрастной физиологии и гигиены;
  • юридическая грамотность в вопросах образования.

Сколько зарабатывает тьютор?

Если перефразировать известное выражение, то на вопрос «тьютор, кто это?» ответом будет – «человек, работающий не за гонорар, а за совесть». Конкретные условия и особенности работы тьютора определяют время его занятости и способы оплаты. Тьюторское сопровождение в образовательном процессе особенно необходимо в 3 случаях:

  1. В инклюзивном образовании работа с детьми-инвалидами (помощь в обучении, в общении со сверстниками и преподавателями) требует долгосрочного участия наставника, с которым заключается договор о тьюторских услугах с ежемесячной оплатой 30-50 тыс. руб.
  2. Старшеклассникам и студентам помощь в самообразовании и профориентации с учетом их интересов и наклонностей может оказывать консультант с почасовой оплатой от 500 до 5000 руб.
  3. Взрослым людям оказывать содействие в смене профессиональной деятельности и в получении новых знаний тьютор может дистанционно (в скайпе или по электронной почте) с оплатой за каждое проведенное занятие от 70 до 100 $.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме