Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие и формы реализации права. Реализация права: понятие и виды

Реализация права – претворение правовых предписаний в жизнь путем осуществления субъективных прав и юридических обязанностей.

Реализация права – завершающая стадия правового регулирования, на которой происходит непосредственный процесс перевода правовых предписаний в поведение людей. Обратим внимание, что реализация - ϶ᴛᴏ еще не само поведение, а процесс, стадия правового регулирования. Непосредственное поведение - ϶ᴛᴏ уже итог, результат правового регулирования.

На первой стадии осуществляется общенормативное регулирование (регламентация), на второй - юридическая индивидуализация (конкретизация) правовых велœений. На третьей стадии также осуществляется регулирование, только непосредственно самим субъектом. По этой причине данный процесс регулирования можно трактовать как процесс саморегуляции. В необходимых случаях она осуществляется с помощью государства.

Формы реализации права

На стадии реализации претворяются в жизнь только субъективные права и юридические обязанности, а не общие нормативные предписания. По этой причине формы реализации определяются содержанием правоотношения, характером субъективных правовых явлений.

Использование - форма реализации, заключающаяся в волевой реализации субъективных прав. Здесь управомоченный субъект по своему желанию выбирает характер (активно или пассивно), в некоторых случаях форму и объём претворения в жизнь имеющегося у него субъективного права.

Исполнение – форма реализации, проявляющаяся в активной реализации своей субъективной обязанности активных положительных действий.

Соблюдение – форма реализации права, заключающаяся в реализации запрета – юридической обязанности бездействовать, не совершать запрещенных деяний.

Реализация права - ϶ᴛᴏ сложное, многогранное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как результат (завершающая стадия правового регулирования) и как процесс претворения правовых предписаний в жизнь путем осуществления субъективных прав и юридических обязанностей.

При этом следует различать такие понятия, как ʼʼреализация праваʼʼ, ʼʼреализация норм праваʼʼ и ʼʼреализация как завершающая стадия правового регулированияʼʼ.

Так, реализация права в широком смысле идентична понятию правового регулирования. Здесь она сближается с понятиями ʼʼдействие праваʼʼ, ʼʼюридическая деятельностьʼʼ. При этом под реализацией права можно понимать и его ʼʼпретворяемостьʼʼ, которая вытекает из общеобязательности права и проявляется через категорию ʼʼзаконностьʼʼ.

Реализация норм права предполагает претворение в жизнь правовых нормативных предписаний, определœенных в рамках правового регулирования.

Как завершающая стадия правового регулирования реализация представляет собой процесс, в рамках которого реализуются субъективные права и юридические обязанности.

Такое понимание реализации предполагает наличие определœенного механизма. Механизм реализации имеет и юридическое, и фактическое основание своего действия.

Юридическое (нормативное) основание механизма реализации субъективных прав и юридических обязанностей составляют правовые нормы. Фактическое основание - юридические факты и акты реализации права.

В рамках механизма реализации можно различать следующие составляющие:

· Блок элементов, связанных с деятельностью самого субъекта реализации. Здесь имеется в виду организационная деятельность субъекта͵ связанная с особенностями воздействия права на волю и сознание людей, формирование мотивационных установок. Ключевую роль в данном случае играет психологический механизм выбора того или иного варианта поведения. Здесь эффективность механизма зависит от таких организационных и личностных качеств субъекта реализации, как активность, инициативность, настойчивость, организованность, самостоятельность, способность брать на себя ответственность. Так, при использовании субъективного права субъект может активно реализовать свое право, а может бездействовать, может реализовать право быстро, инициативно, а может медленно, реализовать его частично и т.д. То же самое можно сказать и про исполнение обязанности, которую можно реализовать, а можно отказаться от реализации, нарушить юридическую обязанность. На наш взгляд, при противоправных действиях (при неисполнении юридической обязанности) тоже имеет место процесс реализации. Здесь определяющую роль играет именно психологический механизм выбора субъектом права варианта поведения, его волевое решение.

· Второй блок элементов механизма реализации права связан с государственно-властной деятельностью компетентных субъектов. Здесь имеют место такие правовые формы деятельности, как правоприменение, контроль, стимулирование, охрана, защита͵ юридическая ответственность.

· Третий блок элементов – процессуальный, обеспечивающий юридический порядок реализации субъективного права и юридической обязанности.

· Четвертый блок элементов характеризует социально-культурный уровень субъектов , анализирующих субъективное право. Он находит свое выражение:

а) в формировании субъектом психологического и культурного отношения к данному виду процесса, проявлению самосознания, воли, регуляции собственного поведения;

б) в его ценностных ориентациях, как итоге правового просвещения, правового воспитания, в идеологических предпочтениях и уровне политической и правовой культуры;

в) в определœенном уровне профессионального правосознания правоприменителя и профессиональной готовности к реализации права.

Важным элементом механизма реализации имеют акты реализации.

Акт реализации права - ϶ᴛᴏ юридический акт-документ, с помощью которого происходит осуществление субъективных прав и юридических обязанностей .

Нередко в науке под актами реализации принято понимать реальное поведение субъектов. Безусловно, поведенческий акт так же имеет место. Но при характеристике актов реализации речь должна идти о правовом акте – документе, существующим наряду с иными правовыми актами: нормативным, правоприменительным и интерпретационным.

Для акта реализации как акта правового характерны следующие признаки:

Он издается на базе норм права;

Содержит индивидуально-конкретные правовые предписания;

Вызывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений;

Документально (письменно) оформлен;

Имеет определœенную, установленную законом форму выражения;

Отличается волевым характером;

Должен быть законным и обоснованным.

Примером акта реализации может служить доверенность. Это такой индивидуальный акт, посредством которого реализуется, к примеру, право собственности, правомочие на распоряжение ей.

Как указывалось, реализация имеет волевой характер.
Размещено на реф.рф
При этом далеко не всœегда она может реализоваться исключительно по воле самого субъекта. Во многих случаях имеются объективные и юридические факторы, затрудняющие процесс реализации. В этом случае необходима властная организующая деятельность со стороны государственных органов. Эта деятельность характеризуется в науке как правоприменительная деятельность (правоприменение, применение права).

Понятие и формы реализации права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и формы реализации права" 2017, 2018.


  • - Общее

  • - Понятие и формы реализации права.

    ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА. Известно, что необходимо соблюдать предписания норм права, но никто не обращает внимание, как нормы права претворяются в жизнь, реализуются. Реализация права – это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в... .


  • - Понятие и формы реализации права

    Установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующую функцию без наличия сложного механизма их реализации. Таким образом, под реализацией права понимается претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения... .

  • - Понятие и формы реализации права.

    Формирование гражданского общества и построение демократического государства предполагают эффективное осуществление правового регулирования, повышение роли и авторитета закона, четкую реализацию и претворение в жизнь предписаний правовых норм. Правовые нормы... .


  • - Понятие и формы реализации права.

    Различают че­тыре формы реализации норм права: соблюдение, исполне­ние, использование и применение норм права. Формы реали­зации связаны со способами регулирования. Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом. Исполнение... .


  • Реализация права – претворение, воплощение предписаний юр норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов правоотношений.

    Формы реализации:

    1)по характеру правореализующих действий и виду реализованных юр. норм:

    Использование (связано с правами, есть выбор)

    Исполнение (связано с обязанностями – воинский долг)

    Соблюдение (вся ос.ч. запреты, если предусмотрено наказание, значит действует запрет)

    Применение правовых норм – специфическая форма реализации НП, осуществляется специально уполномоченными на то органами, ДЛ, общественными организациями.

    2) по субъектам реализации:

    Индивидуальные – право на заключение брака, на обучение, право на пикет)

    Коллективные – образование полит партий, обществ объед, право на митинги, забастовк).

    3) по уровню реализации НП:

    Реализация общих установлений (реализация задач, принципов права)

    Реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию

    Реализация конкретных ПН в конкретных правоотношениях.

    57. Правоприменение: понятие и стадии.

    Узкий подход:

    Право применяет только государство.

    Широкий подход:

    Право применяют все те, кто имеет власть (ОМСУ, власть родителей над несовершеннолетними детьми, власть над верующими (анафема), власть работодателей).

    Признаки:

    Властная деятельность уполномоченных органов

    Индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации).

    Творческая деятельность (судья квалифицирует преступления) – не всегда!!!

    Организующая деятельность – (прием на работу, закупка оборудования).

    Осуществляется в специально установленных З формах (приказ о зачислении на работу).

    Завершается вынесением актов (приговор суда, расторжение брака, досмотр на таможне).

    Контроль (получить разрешение).

    Применение права - властная деятельность уполномоченных на то гос или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юр вопроса, дела, на основе юр фактов и конкретных ПН и вынесении по нему индивидуальн решения, обязательного для адресата.

    Стадии:

    1) установление фактических обстоятельств юр дела. На этой стадии необходимо выявить и зафиксировать все факты, имеющие отношение к делу;

    2) выбор и анализ НП , подлежащей применению, а также юр квалификация фактических обстоятельств дела (юр анализ соотношения смыслового содержания юр нормы с фактическими обстоятельствами дела);

    3) уяснение содержания НП, разъяснение её компетентным органам. Уяснение+разъяснение=толкование.

    3) принятие решения по юр делу и его документальное оформление (принятие правоприменительного акта);

    4) исполнение правоприменительного акта и контроль исполнением.

    58. Акты применения права: понятие и виды. Юр техника актов применения права.

    Акт применения права – это индивидуальное, властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юр дела.

    Признаки АП:

    Применяются компетентным Гос (мун) органом, ДЛ, уполномоченной общественной организацией (все кадровые назначения). ПН применяют все у кого есть власть.

    Носят властный характер, отсюда обязательный характер.

    Индивидуализируют НП, применительно к конкретным ситуациям и лицам. Здесь принципиальное отличие АП от источников (форм) права, т.к. источники – неперсонифицированны.

    Имеют как правило, документальную форму (приговор суда).

    Не имеют документальной формы – приказы в устной форме (приказ открыть огонь).

    Выступают юр фактами, т.е. влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Например, отстранение от должности одного и назначение другого.

    Классификация:

    По отраслям:

    АП – Указ Президента (кадровые назначения на гос должности)

    ТП – приказ ректора о назначении на должность

    УП – приговор суда

    УПП – очная ставка

    МП – приказ «О назначении ответственного за проведение дня города»

    По субъектам правоприменения:

    Акты исп органов – все кадровые вопросы правительства – назначение советника, прес секретаря

    Суд акты – приговор, постановления

    Контрольно-надзорные – аудиторы счетной палаты 9акты проверок). По результатам проверок президент принимает решение.

    По характеру решения:

    Запрещающие – д. Никульское была обнаружена инфекция – ввели карантин или парад победы на красной площади – пропускная система.

    Обязывающие – обязанность остановиться на требования сотрудника ДПС

    Поощрительные – приказ о премировании

    Удостоверительные акты (паспорт, зачетка, студ.билет, свид-во о рождении)

    По функциональному признаку:

    Правоприменительные – Указ о назначении мин обороны»

    Правообеспечительные – решение о выделении денег на парад 9 мая или день города, или проведение олимпиады.

    Акты-регламентаторы – акты правительства по реализации Указов Президента РФ. Регламентируется работа по срокам, лицам. Регламент ГД не подходит.

    По способу выражения:

    Акты – документы (приговор)

    Акты-действия (жест регулировщика, флаг приспустить)

    Акты символы (парад победы)

    По наименованию:

    - приказы (о назначении)

    Постановления (суда)

    Приговор

    Указания (начальника)

    Представление (к награде)

    Резолюция («оплатить» на служебной записке)

    Указы (президента о помиловании). Постановление об амнистии – это НПА, а не правоприменительный акт, т.к. не индивидуализированный, а для опред группы лиц.

    Протоколы (заседания)

    Решения

    Разрешения (о ношении оружия)

    Предупреждения

    Предписания (госпожнадзор – предписание чтобы был план эвакуации).

    Соотношения НПА и ПА:

    Общие черты:

    Являются правовыми актами

    Принимаются компетентными органами

    Носят властных характер

    Обладают юр силой и обязательны к исполнению

    Обеспечены гос принуждением – не универсальный, т.к. например представление к награде президент может не подписать, но за это не предусмотрено принуждение.

    Отличия:

    1)НПА – содержит НП

    2) НПА неперсонифицированные

    ПА – адресованы конкретным лицам, поименованы

    3) НПА выражает метод общенормативного абстрактного правового регулирования

    ПА – метод индивидуального регулирования

    4) НПА – характеризуются возможностью неоднократной реализации (не выступает юр фактом).

    ПА действует только 1 раз и выступает юр фактом.

    5) НПА – всегда имеет документарную форму

    ПА – не всегда имеет документальную форму.

    Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из 4х частей:

    1) вводная часть - наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дата принятия, наименование органа/ДЛ, которое принимает решение, по какому делу;

    2) описательная часть содержит указания на юр факты, которые явились предметом рассмотрения, указывается – когда, где, при каких обстоятельствах, каким способом совершены деяния;

    3) мотивировочная часть - анализ, оценка доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактич обстоятельств, их юр квалификация, ее обоснование, ссылки на соответствующие процесс нормы;

    4) резолютивная часть - решение по делу (формулируется конкретное решение о правах и обязанностях, об избранной мере юр ответственности).

    59. Пробелы в праве: понятие, виды, способы их преодоления и устранения.

    Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

    Псевдопробел – мнимый – отсутствие нормы, при отсутствии необходимости в ней.

    Виды:

    По отраслям:

    В КП – Ельцин по мнению Зюганова не выполнял свои обязанности и КПрф при поддержки партии «Яблоко» хотели отрешить президента от должности. Но ни в КРФ, ни в ФКЗ нет нормы, закрепляющей сколько времени необходимо не выполнять обязанности.

    По источникам (формам):

    В правовом обычае

    Нормативном договоре

    Юр прецеденте. Это 4 основных источника.

    В религиозных текстах (мусульманское право) – основной источник права коран – отсутствие информации о захвате заложников, угоне, захвате судна.

    По виду НПА:

    В законе

    В подзаконных актах

    По виду прецедента:

    - суд прецедент

    Адм прецедент

    По элементу нормы права:

    В гипотезе

    В диспозиции

    В санкции. Например, ввели запрет за распитие спиртных напитков в общественных местах, но отсутствуют санкции за это.

    По времени появления:

    - первоначальный – на момент издания НПА, в результате упущения правотворческих органов.

    Вторичный – появляются после издания НПА, нормативных договоров, в процессе развития общественных отношений.

    По причинам появления:

    Объективная – нельзя было предусмотреть на момент написания: незаконное радиовещание (международное уголовное преступление, т.к. может создавать помехи), этих норм объективно не могло существовать в древних источниках. Или УК РСФСР 22 года – отсутствие норм о компьютерных преступлениях.

    Субъективная – недостаток юр образования, непрофессионализм – в зак органе, особенно в ФС, ГД должны преобладать юристы, хотя бы простое большинство.

    Понятие «правовой вакуум» Малиновский (МГИМО) ввел это понятие – состояние близкое к этому возможно во время соц катаклизмов (кардинальная смена власти). До 1922, до принятия УК РСФСР, УК 1903г. не действовал, были разъяснения, но фактически в них не было ни одного состава, т.е. с 17 по 22 год было состояние близкое к правовому вакууму.

    По степени неурегулированности:

    Полное отсутствие норм

    Может не хватать какой-то одной нормы, или элемента нормы, статьи.

    Например, ФЗ «О легализации незаконных доходов».

    Пробел можно ликвидировать: в результате законотворчества принять ФЗ, ФКЗ, подзаконный акт.

    Конституционное собрание предусмотрено, но как оно формируется. Численность, состав – не сказано ничего.

    Преодоление:

    Аналогия Закона - способ преодоления пробел, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы, конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношениями.

    К ней можно обратиться:

    Если есть пробел

    В 1 очередь ищем в том же НПА, потом актах этой же отрасли, далее в наиболее близкой отрасли (в ГК – предр.пр.,СП, ЖП, Комм.пр.).

    Современное УК запрещает применение аналогии и права, и закона (после смерти Сталина 1957-58гг.).

    Если берем норму из сходной отрасли – это субсидиарное применение права (ЖП из ГП).

    Если норма отсутствует в сходной отрасли, то применяется аналогия права – способ преодоления пробела, при котором он устраняется на основе принципов права.

    Аналогия должна применяться в строгом соответствии с требованиями законности , разумности и целесообразности .

    В каждом конкретном случае решение , принятое по аналогии имеет значение для этого случая.

    Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема, особенно не ощущавшаяся на заре цивилизации (когда фактические отношения часто приравнивались к праву), обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.

    В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идей- но-мотивационное воздействие на личность.

    Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

    Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и .

    Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

    Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

    Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

    Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный , который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный , когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный , который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

    Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

    реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

    процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

    как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

    Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

    Формы реализации права

    Воплощение всех функций права в жизнь возможно лишь при условии реального действия правовых предписаний или реализации их в деятельности людей и организаций.

    Следует подчеркнуть, что под реализацией права понимаются только такие действия, которые соответствуют правовым нормам, так как противоправная деятельность и неправомерное поведение связаны с нарушением юридических предписаний.

    Классификация форм реализации правовых норм проводится по различным основаниям.

    Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости от характера действий субъектов права.

    В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования — запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

    В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации — применении права.

    Относительно названных непосредственных форм реализации права следует отмстить следующее.

    Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий.

    Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.

    Наконец, использование прав или правомочий выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками общественных отношений.

    Примером может служить право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др.

    Правоприменение как особая форма реализации права

    Особой формой реализации права является правоприменение, представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

    Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения и нди видуал ьн о- ко нкретных iipaво вы х 11 ред гi иса н и й.

    Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

    Правоприменение как форма реализации права обладает особыми признаками , отличающими его от иных форм реализации. Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; в-трегь- их, правоприменение имеет творческий и организующий характер; в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.

    Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить со­держание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

    Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

    Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воп­лощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юри­дические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообраз­ны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.

    Частью механизма реализации права выступают меха­низмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юриди­ческой ответственности. В процессе защиты право восста­навливается, и вновь появляется возможность его реализа­ции. Юридическая ответственность в известной мере обес­печивает охрану субъективных прав от незаконных посяга­тельств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.

    Непосредственная реализация, т. е. осуществление пра­ва в фактическом поведении, происходит в трех формах.

    Форма первая - соблюдение запретов. Здесь реализу­ются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюде­ния запретов необходимо воздержание от запрещенных дей­ствий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на долж­ность судьи без согласия соответствующей квалификацион­ной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воз­держание от представления к "назначению на должность су­дьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Форма вторая - исполнение обязанностей. Это реали­зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование друго­му лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значе­ние для осуществления требования".

    Форма третья - использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадле­жат права владения, пользования и распоряжения своим иму­ществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъек­тивное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совер­шения юридических действий (передача вещи в залог, даре­ние, продажа и т. д.), через предъявление требования к обя­занному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если дол­жник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном по­рядке.

    Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

    Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Напри­мер, реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину. Выделение жилья из муниципального или государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властно­го решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, граж­данам и организациям выделяются земельные участки, на­ходящиеся в собственности государства.

    Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты приме­нения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

    В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

    В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.

    Таким образом, применение права - это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

    Применение права имеет следующие признаки:

    1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

    2) имеет индивидуальный характер;

    3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

    4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

    5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

    Понятие и формы реализации права

    Законодатель может принимать сколь угодно значимые для общества законы и прочие нормативные правовые акты, но они будут «мертвы», если содержащиеся в них общеобязательные требования не будут исполняться. Содержащиеся в законах и других нормативных правовых актах нормы только тогда становятся «живыми», когда они реализуются в сознательно-волевых поступках (действиях) людей. Мало иметь развитое законодательство, необходимо, чтобы его положения получали практическое осуществление в социальной жизни, чтобы каждый человек мог реализовать свои конституционные права и свободы, находясь под защитой государства. Еще Ш.-Л. Монтескье писал: «Когда я отправляюсь в какую-либо страну, я проверяю не то, хороши ли там законы, а то, как они осуществляются, ибо хорошие законы встречаются везде». Государство, не обеспечивающее реализацию права, остается в проигрыше, так как не достигаются поставленные обществом цели и задачи по регулированию общественных отношений. Социальное назначение права как раз и выражается в регулировании общественных отношений путем реализации правовых предписаний.

    Формирование гражданского общества и построение демократической правовой государственности предполагают эффективное осуществление правового регулирования, повышение роли и авторитета закона, четкую реализацию и претворение в жизнь предписаний правовых норм.

    В механизме правового регулирования общественных отношений реализация права имеет существенное значение, так как от процесса реализации (осуществления) права во многом зависит, в какой мере будет существовать реальный правопорядок в стране и обеспечена свобода личности в рамках правового закона.

    Реализация норм права – это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, – осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства. Исходной формой реализации права государством является правотворчество.

    Толкование нормативных актов также можно отнести к форме реализации воли законодателя. Следует обратить внимание на социальную природу правомерного поведения, значение гражданского долга и социальной ответственности в его механизме, уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных объединений по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей.

    Существуют следующие формы реализации норм права: осуществление (использование), исполнение, соблюдение, применение .

    Осуществление (использование) прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений.

    Пример – осуществление гражданами России своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32).Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

    Речь идет также о реализации правомочий государственными и ины­ми органами и организациями, которые являются участниками правовых отношений. Действуя в соответствии со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия. Аксиоматичен тот факт, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав.

    По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц.

    Исполнение выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. Особенность этой формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права. Например, обязанность подрядчика выполнить качественно, в полном объёме и в определённый срок указанные в договоре работы; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам; обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам», как указанно в Конституции Российской Федерации.

    При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, его первая и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель.

    Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

    а) это в основном пассивная форма поведения субъектов – воздержание от совершения неправомерных действий;

    б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур власти до парламента и правительства;

    в) она касается главным образом правовых запретов;

    г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

    д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

    Применение права особая форма реализации права, сущность которой заключается в деятельности компетентных органов государственной власти по претворению предписаний правовых норм в жизнь.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме