Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ст превышение должностных полномочий ук рф. Превышение должностных полномочий - судебная практика

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

  • 15. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста. Развратные действия – 134 и 135
  • 16. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 17. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина – 136.
  • 18. Нарушение правил охраны труда – 143
  • 19. Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав – 146 и 147
  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3 статьи 146
  • 20. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий – 150, 151
  • 21. Кража – 158.
  • Часть 3
  • Часть 4
  • 22. Мошенничество – 159.
  • 23. Присвоение и растрата – 160.
  • 24. Грабеж – 161.
  • 25.Разбой – 162
  • 26. Вымогательство – 163.
  • 27. Хищение предметов, имеющих особую ценность – 164
  • 28. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Отличие от мошенничества – 165
  • 29. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) – 166
  • 30.Уничтожение или повреждение имущества – 167 и 168
  • 31.Незаконное предпринимательство – 171
  • Глава 22 Преступления в сфере экономической деятельности.
  • 32. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем – 174
  • Часть 2:
  • Часть 3:
  • 33.Незаконное получение кредита. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности – 176.
  • Часть 2 статьи 176– самостоятельный состав:
  • 35. Контрабанда – 188
  • Часть 1. Предмет– это товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте.
  • Часть 2
  • Часть 3
  • 37.Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или организации – 198, 199
  • Часть 2
  • 38.Коммерческий подкуп – 204
  • 39.Террористический акт – 205
  • 40.Содействие террористической деятельности. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма – 205.1, 205.2
  • Часть 3предусматривает ответственность за пособничество к статье 205 – наказание до 20 лет лишения свободы.
  • 41.Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем – 208
  • 42. Бандитизм – 209
  • 43.Организация преступного сообщества (преступной организации) – 210
  • 44.Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава – 211
  • 45. Массовые беспорядки – 212
  • 46. Хулиганство. Вандализм – 213, 214
  • 47. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах. При ведении горных, строительных и иных работ – 216,217
  • 48.Преступления, связанные с незаконным оборотом, изготовлением и хищением оружия, его основных частей. Боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – 222,223,226
  • 49.Пиратство – 227
  • 50.Незаконный оборот, хищение либо вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – 228, 228.1, 228.2, 229
  • 51. Вовлечение или организация занятия проституцией – 240 242
  • 52. Преступные действия, связанные с порнографическим материалами или предметами – 242, 242.1
  • 54. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта – 263
  • 55. Нарушение пдд и эксплуатации транспортных средств
  • 56. Государственная измена. Шпионаж – 275, 276
  • 57. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – 277
  • 58.Насильственный захват или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж – 278, 279
  • 59. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства – 281
  • 61. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Организация экстремистского сообщества или деятельности экстремистской организации – 280 и 282.1
  • 62.Посягательства на сохранность государственной тайны – 283 и 284
  • 64.Получение взятки – 290
  • 65.Дача взятки - 291
  • 66. Служебный подлог - 292
  • Часть 3 статьи предусматривает ответственность за совершение побега при особо отягчающихобстоятельствах:
  • 73.Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Применение насилия в отношении представителя власти – 317, 318
  • 74. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества – 321
  • 75. Преступные действия, связанные с официальными документами – 324,
  • Часть 2 ст. 327 содержит один квалифицирующий признак: совершение деяний, указанных в ч. 1 статьи, с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (см. Комментарий к ст. 63).
  • 53. Общая характеристика экологических преступлений (понятие, признаки и виды). Анализ конкретных преступлений, предусмотренных ст. 250, 251, 258
  • Глава 26 ук не дает общего определения понятия экологического преступления.
  • 76. Преступления против мира и безопасности человечества – понятие, признаки и виды
  • Часть 2ст. 359 предусматривает два квалифицирующих признака рассматриваемого преступления:
  • Часть 2 ст. 360 ук в качестве квалифицирующего признака данного преступления предусматривает специальную цель нападения - спровоцировать войну или осложнить международные отношения.
  • 60. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
  • 63. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий – 285, 286
  • 63. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий – 285, 286

    Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

    Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МС – предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).

    Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

    Государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

    Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

    Субъектом большинства преступлений являются должностные лица.

    Закон выделяет две разновидности должностных лиц : 1) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; 2) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

    ПП ВС – к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также исходя из содержания примечания к ст. 318 УК иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

    ПП ВС – представителями власти являются военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

    Вторая группа лиц, признаваемых должностными лицами , характеризуется наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций непосредственно в самих государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

    Организационно-распорядительные функции – полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа,государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

    Лица, управляющие и распоряжающиеся имуществом, денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также обладающие полномочиями по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) – должностные лица, выполняющиеадминистративно-хозяйственные функции (ПП ВС).

    Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает три обязательных признака:

    1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы

    2) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства

    3) причинную связь между деянием и последствием.

    Закон говорит об использовании должностным лицом своих служебных полномочий, поэтому имеется в виду только такое действие (бездействие) должностного лица, которое вытекает из его полномочий и связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми оно наделено в силу занимаемой должности и которые закреплены в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д.

    Интересы службы , вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, государственной корпорации, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом. Нарушение субъектом должностных обязанностей по государственной или муниципальной службе либо службе в государственных или муниципальных учреждениях следует считать деянием вопреки интересам службы.

    Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных или общественных интересов - это в значительной степени оценочное понятие. В обвинительных документах органов предварительного следствия и суда такая оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована. Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью. Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так и упущенной выгоды. Существенное нарушение прав и законных интересов организации может быть связано с незаконным вмешательством в ее деятельность, ограничением свободы предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, повлекшими крупные убытки для организации, ограничением конкуренции и т.п. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства можно видеть в создании серьезных помех и сбоев в работе государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, подрыве авторитета органов государственной власти и органов местного самоуправления, сокрытии и попустительстве совершению преступлений и т.п.

    Злоупотребление должностными полномочиями совершается с прямым иликосвенным умыслом . В отношение последствий умысел виновного чаще всего бывает не конкретизированным.

    Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является мотив , определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность. Злоупотреблением должностными полномочиями изкорыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц.

    Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

    При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление <1>. Ссылка на узковедомственные или ложно понимаемые государственные или общественные интересы не может считаться достаточной для обвинения в должностном злоупотреблении.

    Частное лицо не может быть исполнителем (а также соисполнителем) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, однако вполне законным является их привлечение к ответственности за соучастие в этих преступлениях в качестве организатора, подстрекателя или пособника, а также за участие в совершении некоторых из этих преступлений в составе организованной группы.

    Квалифицированным видом для ряда преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является совершение соответствующих деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290 УК).

    Под лицами, занимающими государственные должности РФ , понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Счетной палаты РФ, судьи, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ и др.

    Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ , понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, - президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.

    С учетом характера полномочий под понятие "глава органа местного самоуправления" подпадают глава муниципального образования и глава местной администрации.

    Причинение тяжких последствий является признаком особо квалифицированного злоупотребления должностными полномочиями (ч. 3 ст. 286 УК). При этом необходимо, чтобы имелись все другие объективные и субъективные признаки этого состава преступления (действие или бездействие должностного лица вопреки интересам службы, умысел, корысть или иная личная заинтересованность). Эти тяжкие последствия должны быть связаны с нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. К тяжким последствиям, в частности, рекомендуется относить: крупную аварию; причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку; дезорганизацию работы государственного или муниципального органа, а также учреждения; нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п.

    Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, - умышленное преступление. Концепция преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) к данному составу неприменима.

    При совершении должностным лицом с использованием своих полномочий общеуголовных деяний, в составах которых (основном либо квалифицированном) не предусмотрена возможность их совершения должностными лицами (например, ст. ст. 148, 153 УК и др.), требуется квалификация по совокупности преступлений.

    Противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, совершенное с корыстной целью должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения с использованием своего служебного положения, полностью охватывается ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по ст. 285 УК не требует.

    Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК, несут ответственность по указанным статьям в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

    Статья 286. Превышение должностных полномочий

    Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

    а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу)

    б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц)

    в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (ПП ВС).

    Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.). Для того чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, выходящие за пределы имеющихся у него прав и полномочий, необходимо точно выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

    Чаще всего при превышении должностных полномочий это последствие выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными последствиями, глубоко затрагивающими интересы общества и государства.

    Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо.

    Преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или не конкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично.

    В составе преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК, вина характеризуется также осознанием обстоятельств, имеющих квалифицирующее значение в случаях превышения должностных полномочий. Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

    Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК) и обоснованного риска (ст. 41 УК).

    Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286, хотя нередко они наличествуют одновременно.

    Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего.Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это высказанное намерение совершить вышеназванные действия.

    Квалификацией по ч. 3 ст. 286 охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК.

    Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК.

    Применение оружия илиспециальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. "б" ч. 3 ст. 286 имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

    Этот оптимальный режим деятельности общества будет оставаться утопией до тех пор, пока против государственной власти будут совершаться преступления.

    Каждое преступление этой категории ставит под удар развитие общественных, политических и экономических отношений внутри государства, а также – с её внешними партнёрами.

    Понятие

    Преступное превышение должностных полномочий связано с действиями должностного лица, которые не входят в круг его непосредственных обязанностей, но которые он, тем не менее, выполнил, что повлекло негативные последствия .

    Должностные обязанности лица, которые он намеренно исказил, выполнил произвольно, с нарушением компетенции, квалификации и должностных инструкций, предусматривали определённый результат.

    Виновный обязан был предусмотреть, что выполняемые им обязанности могут нанести существенный или иной вред, но проигнорировал это.

    К негативным последствиям может быть отнесён как моральный , так и материальный ущерб , нанесённый отдельным лицам, группе лиц, предприятию или обществу .

    От масштаба нанесённого ущерба будет, в определённой степени зависеть квалификация преступления.

    В особом режиме рассматриваются преступления этой категории в том случае, когда они совершаются:

    должностного статуса лица.

    Важную роль играют его должностные инструкции и функциональные обязанности . Если он проводил соответствующие действия в соответствии с вменяемыми обязанностями, состав данного преступления исключается.

    В случае нарушений, им вменяется уголовная ответственность по другим параметрам.

    За превышение должностных полномочий, предусмотрена ответственность и наказание в соответствии со статьёй 286 УК РФ .

    Превышение должностных полномочий считается оконченным с момента наступления деструктивных последствий в отношении граждан или общественного благополучия.

    При этом данное преступление рассматривается отдельно от наступивших последствий, если они повлекли деяние, предусматривающее ответственность по другим статьям УК.

    Виды и формы

    Превышение должностных полномочий имеет два вида:

    1. Преступное действие, превышающее должностные полномочия;
    2. Преступное бездействие, совершаемое умышленно, в целях достижения целей, которых должностное лицо не имело права ставить.

    Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:


    Уголовно-правовая характеристика преступления

    Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия , нанёсшие соответствующий урон.

    В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

    Кроме этого, преступные последствия , которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.

    Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.

    Для определения уголовно-правовой характеристики преступления используются методы сравнительного анализа и синтеза с целью констатации фактов:


    Если к вашему ребёнку в школе (директор) или в детском саду (заведующая) относятся предвзято, с целью взимания платы для нужд учреждения, что привело его к нервному срыву или к снижению успеваемости, вы можете возбудить дело о превышении должностных полномочий.

    Криминалистическая характеристика

    Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правоустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесённого материальным объектам, ущерба.

    Кроме этого, криминалистические характеристики важны в случаях насилия, которые совершались должностным лицом, а также – в случаях незаконного удержания.

    Представленные криминалистами улики могут сформировать более чёткую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причинённым этим деянием, непосредственным вредом.

    Состав преступления


    Преступление рассматривается в общем контексте преступлений, совершаемых против государственной власти.

    Государственная власть распределила должностные полномочия между ответственными лицами, с целью подведомственного контроля, за их исполнением.

    Нарушая установленный порядок, должностное лицо совершает преступное деяние, если оно повлекло деструктивные последствия.

    Объект преступления родовой – общественные отношения в интересах государственной власти.

    Объект преступления видовой — предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность:

    1. Государственных органов;
    2. Органов местного самоуправления;
    3. Государственных и муниципальных учреждений;
    4. Вооружённых сил РФ.

    Их деятельность регламентируется чётким номенклатурным производством, в соответствии с поставленными целями и задачами, имеющими приоритетное развитие для государственной власти.

    Они должны осуществляться на законной и справедливой основе, а её представители обязаны сверять все свои действия с интересами граждан и общества в целом.

    Нарушение этих интересов является причиной вменяемой ответственности за превышение служебных полномочий.

    Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, которое распространило незаконно свои полномочия за его пределы, что привело к нанесению вреда.

    Субъективная сторона определяется прямым умыслом и нежеланием предвидеть опасность совершаемого им, деяния.

    Доказательство превышения должностных полномочий


    Как доказать превышение должностных полномочий?

    В случае проведения следственных мероприятий, доказательством превышения должностных полномочий, будут, в первую очередь, считаться несоответствия действий должностного лица с его функциональными обязанностями.

    Доказать это можно при тщательном рассмотрении и изучении трудового договора или контракта , должностных инструкций и функциональных обязанностей .

    К доказательствам вреда, который произошёл по причине неправомерных действий должностного лица, могут относиться справки, счета о расходах, заключения независимой экспертизы.

    Доказательство причинно-следственной связи между действиями виновного и наступившими последствиями устанавливаются путём выстраивания цепочки действий : от деяния должностного лица – к нанесённому этим деянием, ущербу.

    К ним могут относиться как документальные подтверждения , так и свидетельские показания .

    Если вы предполагаете, что вам нанесён вред действиями должностного лица, вы имеете право подать завяление в прокуратуру .

    Для того чтобы подать жалобу в прокуратуру, вам необходимо собрать только те документы, которые подтверждают наличие причинённого вреда .

    Неправомерность действий должностного лица, вы изложите в заявлении. Все остальные факты и соответствия – в компетенции прокурорского расследования.

    Заявления (жалобы) о превышении должностных полномочий.

    Особенности квалификации

    Квалификация преступления зависит от тяжести наступивших последствий в результате деяния с превышением должностных полномочий.

    Квалифицирующими признаками в соответствии со 2 и 3 частями , считаются:


    основанием буде т применение предметов насилия: наручников, резиновых дубинок и других специальных средств.

    Кроме этого, к ним будут относиться угрозы, в том числе угроза расправой, с демонстрацией оружия.

    Последним квалифицирующим признаком будет являться:

    1. Нанесение особо крупного материального ущерба;

    Каждый этап усиления квалификации преступления будет отягчаться, если жертвой преступления стал несовершеннолетний.

    Сегодня к руководителям детских садов, школ, специальных детских учреждений привлечено особо пристальное внимание.

    Превышение должностных полномочий в этой сфере вменяет серьёзную ответственность, при наступивших последствиях вреда для психического или соматического здоровья ребёнка.

    Если должностным лицом совершено умышленное убийство, он будет отвечать в соответствии со статьёй 105 УК РФ.

    Отграничение от смежных составов преступления


    Данное преступление по составу очень близко преступному злоупотреблению должностными полномочиями, за которое вменяется ответственность в соответствии со ст. 285 УК РФ .

    Они идентичны в том, что в обоих случаях служебное положение используется незаконно . Тем не менее, в них просматривается существенное различие.

    Злоупотребление должностными обязанностями не предусматривает выхода за пределы функциональных обязанностей должностного лица, оно осуществляется в рамках предусмотренных полномочий, но искажает, гипертрофирует их функции, нарушает правомочность их применения.

    При злоупотреблении должностные полномочия не превышаются, но используются не по назначению.

    Рассмотрим примеры. Следователь в рабочее время проводит следственные мероприятия по своему личному вопросу, по просьбе друзей и т.п.

    При этом, используя своё служебное положение, он может допрашивать граждан или совершать иные незаконные действия. Но эти действия были бы законны в том случае, если бы он выполнял их в отношении служебного задания.Лишение свободы сроком до 4 лет .


    В соответствии с частью 2:

    1. Штраф от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 года до 2 лет ;
    2. Лишение свободы сроком до 7 лет на срок до 3 лет .

    В соответствии с частью 3 – лишение свободы сроком от 3 до 10 лет , с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет .

    Примеры из судебной практики

    Следователь отдела по борьбе с экономическими преступлениями задержал подозреваемого в мошенничестве, который нанёс одной из компаний, крупный материальный ущерб.

    На основании следственного материала, он заключил его в следственный изолятор, после чего передал материалы в суд.

    В течение судебного разбирательства, до момента вынесения судебного приговора, виновный находился в заключении в следственном изоляторе незаконно , в общей сложности в течение трёх месяцев .

    Капитан торгового судна РФ уличил одного из членов экипажа в краже. Он заключил его под арест и стал проводить дознание и следственные эксперименты.

    Он имел такие полномочия в условиях, которые исключали доступ к органам правосудия. Но судно неоднократно заходило в порты российских городов, где он обязан был передать виновного в соответствующие органы.

    В связи с длительным заключением в ненадлежащих условиях, здоровью матроса был нанесён значительный вред и он получил инвалидность .

    В заключение необходимо отметить, что должностные преступления против государственной власти отличаются несанкционированной деятельностью , с использованием служебного положения.

    Должностное лицо проявляет преступную недальновидность, действуя вопреки организованной системе, которая движется в своём развитии благодаря слаженной деятельности.

    Любое действие, препятствующее её развитию и движению, вызывает противодействие, которое приводит к плачевным последствиям, в том числе – и для самого инициатора самодеятельности.

    Должностные лица наделены определенными обязанностями, выполнение которых не должно нарушать права других людей и организаций. Нередко на практике вышестоящее руководство, пользуясь своим положением, наносит вред третьим лицам. Такие действия являются преступными, и за них предусмотрена ответственность по УК.

    Кто относится к должностным лицам?

    Должностное лицо – это лицо, выбираемое или назначаемое на должность в государственные и муниципальные органы и выполняющее распорядительные и административные функции.

    К представителям власти относятся:

    К должностным лицам также относятся сотрудники, отвечающие за административно-хозяйственную и материальную деятельность различных учреждений (завхоз, администратор и т.д.). Обязанности могут выполняться на постоянной, временной основе или по поручению.

    Превышение должностных полномочий

    Обязанности могут быть предусмотрены должностным регламентом, договором и различными инструкциями. Для каждого рода деятельности имеются свои рамки дозволенного поведения и действий. Например, для сотрудника правоохранительных органов предусмотрено ношение табельного оружия. Однако это не означает, что в любой момент он им может воспользоваться. Применение оружия осуществляется в строго предусмотренных случаях:

    • при проведении задержания преступника, оказывающего вооруженное сопротивление;
    • при предотвращении опасности в отношении группы лиц;
    • в ходе операции с разрешения вышестоящего руководства и т.д.

    Поэтому превышение полномочий подробно анализируется специальной комиссией, так как в случае установления состава преступления предусмотрена уголовная ответственность.

    Виды и формы

    Превышение должностных полномочий выражается в виде:

    • Действия, когда лицо выходит за рамки дозволенного поведения при исполнении возложенных обязанностей.
    • Бездействия, когда лицо воздерживается от выполнения каких-либо обязанностей.
    • Совершение действий, являющихся противоправными и входящими в должностные обязанности иного лица.
    • Принятие решения единолично, когда требуется коллегиальное мнение.
    • Выполнение различных манипуляций в стандартной ситуации, когда их применение допускается только в особых случаях и т.д.

    Какая статья УК?

    Превышение должностных обязанностей – это уголовно наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 286 УК РФ.

    Состав преступления

    Объективная сторона выражается в совершении действий (бездействий), выходящих за рамки дозволенных полномочий.

    Основные формы выражения объективной стороны преступного деяния:

    • Совершение полномочий иного должностного лица или выполнение действий, которые предусмотрены в особых случаях. Например, применение оружия.
    • Принятие решения единолично, когда законом установлен коллегиальный порядок.
    • Совершение манипуляций, затрагивающих честь и достоинство других лиц.

    Состав преступления – материальный. Обязательные признаки:

    • Совершение действий сверх предоставленных полномочий, нарушающих права и законные интересы иных лиц.
    • Наступление последствий.
    • Наличие причинно-следственной связи.

    Объект преступного деяния – общественные отношения, характеризующиеся нормальным осуществлением государственной и муниципальной службы. Непосредственный объект характеризуется нарушением прав граждан и организацией должностным лицом, превышающим дозволенные полномочия.

    Субъект – специальный, то есть к ответственности может быть привлечено лицо, наделенное определенными полномочиями. Соответственно, возраст наступления ответственности будет зависеть от должностного регламента. Так, если определенную должность может занимать лицо, достигшее 21 года, то ранее этого возраста ответственность не может наступить, так как человек не может приступить к обязанностям, а, следовательно, их превысить.

    Превышение служебных полномочий характеризуется умышленной формой вины. Умысел делится на прямой и косвенный. При совершении преступления с прямым умыслом лицо осознает характер своих противоправных действий, предвидит опасные последствия и желает их наступления. При косвенном умысле виновный предвидит результат своих действий, но относится к нему безразлично. Мотивы не имеют значения для квалификации преступного деяния.

    Квалифицирующие признаки

    Квалификация – это уголовная оценка совершенных действий. Квалифицирующие признаки – это обстоятельства, предусмотренные Особенной частью УК РФ. Относительно ст. 286 УК РФ к таким признакам относятся:

    • Деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность.
    • Действия, совершенные главой местного самоуправления.
    • Нанесение вреда здоровью любой тяжести вследствие применения насилия.
    • Незаконное лишение свободы с применением специальных средств. Под такими средствами понимаются резиновые палки, дубинки, наручники и т.д.
    • Применение угроз с демонстрацией оружия.
    • Нанесение материального ущерба.
    • Наступление смерти или причинение тяжкого вреда здоровью.

    Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью квалифицируется по совокупности соответствующих статей. Применение угроз или насильственных действий характеризуется:

    • истязаниями;
    • ограничением свободы;
    • нанесением побоев;
    • причинением вреда посредством специальных приспособлений;
    • психическим воздействием на потерпевшего.

    Использование специальных средств или оружия может выражаться как в физическом воздействии, так и в виде применения угроз. Тяжкие последствия – это как наступление смерти вследствие противоправных действий, так и материальный вред в крупном размере.

    В случае причинения вреда здоровью неправомерными действиями, предусмотренными ст. 286 УК РФ, осуществляется квалификация по двум соответствующим статьям (в зависимости от причиненного вреда здоровью).

    Ответственность и наказание

    Серьезность наказания зависит от наличия квалифицирующих признаков и степени тяжести преступления:

    • При совершении деяния, явно выходящего за рамки дозволенных полномочий, повлекшего нарушение прав иных лиц, поступит наказание в виде:
      • денежного взыскания в размере до 80 тыс. рублей или иного заработка за период до полугода;
      • лишения возможности занимать определенные должности до 5 лет;
      • работ принудительного характера до 4 лет;
      • ареста на срок от 4 до 6 месяцев;
      • лишения свободы до 4 лет.
    • Превышение полномочий лицом, занимающим государственную должность, а также главой муниципалитета наказывается:
      • штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей или доходом от 12 месяцев до 2 лет;
      • работами принудительного вида с одновременным (или без такового) лишением права занимать определенную должность сроком до 3 лет;
      • лишением свободы до 7 лет с невозможностью осуществлять определенный вид деятельности до 36 месяцев или без такового.
    • Третьей частью статьи 286 УК РФ предусмотрены особо квалифицированные составы, за которые предусмотрены более серьезные меры, а именно - лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права заниматься определенным делом до 36 месяцев.

    Особенности отграничения от смежных составов преступлений

    Похожий состав преступления предусмотрен ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Злоупотребление – это исполнение должностных обязанностей вопреки государственной службе. Субъективная сторона характеризуется наличием мотива – корыстного или личного (например, трата средств, вверенных в виду выполняемой деятельности). Превышение – это исполнение полномочий, явно выходящее за пределы должностного регламента. Мотивы в данном случае существенной роли не играют (например, применение оружия при задержании в отношении лица, не оказывающего сопротивление).

    Таким образом, за превышение полномочий должностным лицом предусмотрена уголовная ответственность. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий (вреда окружающим или определенному лицу). Наказание зависит от степени тяжести совершенного деяния и наличия квалифицирующих признаков.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме