Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где можно развернуться по правилам. Учимся разворачиваться правильно

Как мы прекрасно знаем, в правилах дорожного движения Украины конкретно не определенны места дорожного полотна, где можно разворачиваться. Там только четко указано, где нельзя совершать разворот. Но, исходя из этих запретов, методом исключения, можем определить, где все-таки можно разворачиваться.

Где разворот разрешен

В первую очередь отмечу, что разворот необходимо исполнять так, чтобы не пересекать сплошную и, при этом, не ехать "по встречке".

Например, из правил следует, что вы можете совершить разворот за пешеходным переходом на перекрестке, но на перекрестке с разделительной полосой, выполнить маневр без выезда на центр перекрестка – нереально.

Важно! Можно совершать разворот на регулируемом перекрестке, при условии, что сигнал светофора и регулировщика разрешают это сделать. Только не забудьте пропустить встречный транспорт.

Такие же действия вы можете совершать на нерегулируемом неравнозначном перекрестке, и при этом ехать по главной дороге, которая не меняет своего направления. В таких случаях вы, обезопасите как себя, так и других участников дорожного движения, увеличив пропускную способность перекрестка.

В некоторых других, похожих ситуациях, разворачиваться сразу за пешеходным переходом, без выезда к центру перекрестка и при активном движении просто опасно. Этот маневр можно выполнять тогда, когда в вашем поле зрения нет приближающихся машин.

Если на дороге организовано одностороннее движение по правую от вас сторону, то разворачиваться при въезде на нее не запрещено. Но обратно выполнить маневр уже нельзя, так как вы будете какое-то время двигаться по встречной полосе.

Также, правилами не запрещен разворот перед шлагбаумом, но это не дает водителям права создавать препятствия и опасные ситуации при таком манёвре. При таком повороте необходимо уступить дорогу тем транспортным средствам, путь которых окажется перекрытым в результате вашего маневра.

Также не запрещен разворот на автомагистрали и дороге для автомобилей, где знаком 5.26 и 5.27 обозначены разрешенные места для этого маневра.

Важно! Выполнять разворот всегда нужно с крайнего левого участка дороги.

Места, где разворот запрещен

В правилах дорожного движения чётко определены места, где манёвр разворота запрещен. Их список является исчерпывающим, и, к сожалению, не содержит в себе конкретные указание, которые разрешают разворот. Разворот запрещен на железнодорожных переездах, так как места такого рода характеризуются повышенным уровнем опасности, и тут уже ничего не зависит от его ширины, длины и т.д.

Нельзя разворачиваться и при проезде по мостам, эстакадам, путепроводам и под ними. Это обусловлено тем, что в таких местах ограничена возможность маневрирования. Скорость, эстакады, да и узость моста – не лучшее для этого место. Лучше выехать с этого участка, и развернуться в месте, где вы не будете создавать препятствий для другого транспорта.

Следующим, в списке запрещенных мест для разворота, идет туннель. Это всегда ограниченное пространство и низкий уровень освещения, что крайне отрицательно сказываются на любых маневрах водителя (снижается видимость и, соответственно, искажается возможность адекватно расценивать дорожную обстановку). При этом, водитель, несмотря на время суток, при въезде в туннель должен включить ближний свет фар, тем самым отметив себя перед остальными водителям.

Нельзя разворачиваться и в случае, когда видимость на дороге составляет мене 100 м. То есть, в силу особенностей местности, либо погодных условий, трасса может недостаточно освещаться и ограничивать видимость для водителя. Поэтому, для исключения опасных ситуаций, разворот при таком уровне видимости запрещён.

Запрещены развороты на пешеходных перекрестках и на протяжении 10 метров до и после них. Поскольку подобный маневр на перекрестке уже создает опасную ситуацию, как для пешехода, так и для других водителей, разворот в таком месте не разрешается, а исключением является случай, описанный в первом пункте.

Важно! Вы можете подъехать к центру перекрестка. не уступая дорогу встречному транспорту только тогда, когда вы движетесь по главной дороге и вам горит зеленый свет.

Разворот на автомагистрали и дороге для автомобилей – запрещен. Обычно, водители пытаются совершить этот маневр на разрывах разделительной полосы, но и это категорически запрещено, особенно учитывая тот факт, что такие места предназначены для оперативных транспортных средств. Так, в указанных разрывах, при наличии специального удостоверения, могут совершать движение транспортные средства, оборудованные жёлтыми маячками, которые занимаются обслуживанием автомагистрали.

Разворот и светофор

Совершать разворот под регулировку светофора – удобно и, в большинстве случаев, безопасно. Проще всего выполнять маневр на зеленый сигнал светофора или согласно предписаниям стрелки «налево», с зелёным сигналом светофора. При отсутствии встречного транспорта, необходимо доехать до нужного и удобного для вас места, где вы сможете с первого раза сделать разворот, и развернуться.

Знаете ли Вы? Когда вам горит зеленая стрелка «налево», остальным водителям и пешеходам, которые движутся с других направлений – горит красный сигнал.

Если вам получается развернуться в центре перекрестка, но есть встречные автомобили – остановитесь, не доехав до его центра. Только пропустив встречный транспорт, вы можете проехать туда, куда вам нужно, и развернуться.

Когда светиться стрелка «налево» вместе с зеленым или красным сигналом – встречные автомобили должны отсутствовать.

Когда совершаете разворот на зеленый сигнал, следите за задним водителем и за тем, который может поворачивать по дополнительной стрелке «направо». Часто, именно в таких случаях, случаются аварийные ситуации.

Важно! Старайтесь держать на зрительном контроле поведение водителя машины, которая находится за вами. Он может попытаться сделать поворот налево раньше вас, и, соответственно, столкнется с передним автомобилем.

Разворот и знаки

Еще с курсов вождения, многие водители знают, что есть информационные, предписывающие и запрещающие знаки дорожного движения. Какие знаки разрешают разворот вы, думаю, изучали, но для уверенности предлагаю рассмотреть их еще раз.

Информационные знаки

Информационные знаки, которые разрешают разворот в определенном месте дороги – знак 5.26 «Место для разворота» и знак 5.27 «Зона для разворота». Знак 5.26 «Место для разворота» запрещает поворот налево, в то время как разворот разрешен. Знак 5.27 «Зона для разворота» - обозначение, на котором указывается метраж зоны, в которой водитель сможет сделать разворот. Этот знак запрещает поворот налево.

Предписывающие знаки

К знакам, которые предписывают возможность разворота относятся: знак 4.3 «Движение налево», знак 4.5 «Движение прямо или налево», 4.6 «Движение направо или налево».


Знак 4.3 «Движение налево» , в нашем случае, разрешает разворот при повороте налево. Если на дороге две и больше полосы в одном направлении, то этот указатель, по правилам, устанавливается над левой полосой. Также на дороге с разделительной полосой, его можно устанавливать на самой разделительной полосе. В этом случае:

Знак 4.5 «Движение прямо или налево» разрешает двигаться на перекрестке прямо, налево и совершать разворот.

Знак 4.6 «Движение направо или налево» говорит сам за себя, и дает разрешение на движение направо, налево и на разворот.

Запрещающие знаки

Знаков, которые запрещают поворот, достаточно много, но только один из них запрещает именно разворот. Все остальные, запрещают поворот, но разворот, соответственно разрешен, так как и знак «Разворот запрещен» не запрещает поворот. Например, если вы видите знак по которому поворот налево запрещен, то он разрешает разворот.

В большинстве случаев, такой знак устанавливают на перекрестке, где разворот может быть опасным для других транспортных средств и пешеходов. Этот знак, в таком случае, действует на весь перекресток, а не на отдельную его часть. Если на участке ведутся дорожные работы, то этот знак можно увидеть с жёлтым фоном, что обозначает его временность. Можно ли развернуться вне перекрестка

Водитель, особенно неопытный, часто задается вопросом, разрешен ли разворот вне перекрестка? Ответ на этот вопрос, в принципе, вы можете найти в правилах дорожного движения.

Согласно им, разворот на дороге вне перекрестка, разрешается в том случае, когда нет встречных транспортных средств, а значит, водитель не сможет создать опасную ситуацию.

Также разрешается поворот на трамвайных путях, или разворот через них, но только в случае, если они находятся по левую сторону от водителя, на одном уровне с проезжей частью. Более того, не должно быть знаков, запрещающих совершать этот маневр.

Штрафы за нарушение правил разворота

Если вы нарушили правила разворота на перекрестке, то это вам обойдется в сумму от 425 – 510 грн. В то же время, при выполнении указанного маневра на переезде железнодорожных путей, размер наказания будет находиться в пределах 255 – 340 грн.

Разворот непростой маневр, особенно для тех, кто за рулем недавно – разберем правила разворота на перекрестке. Неточность при движении и незнание некоторых моментов приводят к нарушению ПДД с предсказуемыми последствиями, вот почему важно знать, как правильно разворачиваться на перекрестке.

Правильный разворот – это как?

Если нет разделительной разметки, можно разворачиваться по дальней траектории или по ближней, однако нельзя идти в лоб встречному потоку.

Перед освоением алгоритма следует прочесть еще раз п.8.5 ПДД. Для начала разворота занимают самое крайнее левое положение – в буквальном смысле. Исключение составляет выезд участок с круговым движением.

Следует контролировать траекторию, чтобы авто не оказалось за пределами перекрестка – неверная схема движения может стоить солидную сумму:

  • Траектория может быть ближней , при неверном расчете авто не только выйдет пределы перекрестка, но и окажется на встречной. Если это будет замечено сотрудниками ГИБДД, он будет оштрафован на 5 тысяч рублей. Повторение этой грубой ошибки может привести к потере прав на целый год, поэтому маневрирование по малому радиусу нужно отработать серьезно, а лучше по возможности избегать.
  • Можно выбрать разворот по большому радиусу – при неверном расчете штраф будет меньше, потому что выезда на встречную не произойдет. Пересечение границы перекрестка обойдется в 1500. Выбор удлиненной траектории или малой остается только за водителем.
  • Окончить разворот можно на любой свободной полосе – это также не регламентируется.

Где нельзя разворачиваться

Возможность выполнения этого маневра регламентируется Правилами дорожного движения (п.8.), с полным текстом можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://bustedauto.ru/Pdd/Text/nachalo_dvizheniya_manevrirovanie/5

Маневры такого типа разрешены не везде. Там, где разворачиваться запрещено, висят специальные обозначения. Они установлены в следующих местах:

  • мосты (разворачиваться нельзя, неважно, есть ли разметка)
  • железнодорожные переезды
  • дороги с низкой видимостью (знаков запрета может и не быть, однако водитель должен ориентироваться по тем указателям, которые есть)
  • пешеходные «зебры», остановки.

Выполнить разворот, двигаясь задним ходом, можно только тогда, когда это не создаст опасности или помех для других водителей. Там, где запрещено разворачиваться, задний ход также неприемлем.

Если имеется сплошная разделительная полоса, придется ехать до ее прерывания или до перекрестка.

Возможности маневра следует замечать – они могут указываться знаками или разметкой.

Т-образная развилка

Перекресток этого типа достаточно прост для всех марок легковых авто. Сложности возникают у крупнокалиберных джипов – они не вписываются в отведенную для маневра площадь, поэтому владельцам этих машин лучше найти для маневра другое место. Совершать движение при развороте на Т-образном перекрестке нужно только в одном направлении: нельзя сдавать назад, выезжать на встречную – все это приведет к штрафу в 5 тысяч и даже лишению прав.

Если машина по причине своих размеров или иным объективным причинам не может полностью соблюсти все предписанные правила 8.5 ПДД, от них можно отступить – но не создавать помех или опасности для участников движения или пешеходов.

Следует обратить внимание:

Если поблизости нет установленных знаков, следует руководствоваться правилом «Помеха справа» . Обязательно должен быть включен поворотник, сам разворот начинается после отдаления помех.

При этом типе разворота все равно получается выезд на встречку, однако в таких случаях ГИБДД не штрафует, при этом можно воспользоваться любой траекторией.

На регулируемом перекрестке все проще. Пропускается поток по встречной, по красному сигналу светофора машины справа и слева остановятся.

Всегда нужно помнить, на что должен всегда смотреть водитель (дорожная разметка, знаки), сохранять направленное движение. Указатель «Поворот налево» не запрещает проведение маневра, однако поворачивать можно только в пределах перекрестка без заезда на встречную.

Разворот на нерегулируемом перекрестке выполняется по правилам выполнения поворота налево.

Перекресток с прилегающей территорией

Территория, расположенная вплотную к перекрестку, к нему не относится, поэтому удобно бывает маневрировать, используя ее как дополнительное пространство – разворот вне перекрестка.

Можно использовать задний ход – это дает преимущество и позволяет правильно оценить место для разворота. При использовании дополнительного пространства рекомендуется двигаться по его правой стороне, это поможет избежать необходимости двигаться по главной дороге задним ходом.

Если слева есть трамвайные пути, можно развернуться на них – они должны быть на одном уровне с дорогой. Перед началом разворота на трамвайных путях вне перекрестка нужно убедиться в отсутствии знаков, предписывающих иной порядок движения и не создавать помех трамваю.

Видеоурок: Правила выполнения разворотов на дороге

Как правильно проводить маневр

Сложный маневр, особенно для водителей с небольшим опытом. Придется поворачивать одновременно с автомобилями, движущимися в противоположном направлении – мимо будут проплывать их правые борта.

Для разворота нужно выехать на перекресток, но не на середину – лучше немного не доехать. Лучше не спешить завершать маневр, особенно если много машин, которые движутся навстречу.

Вот приблизительный алгоритм выполнения маневра по правилам дорожного движения:

  • сначала пропускаются встречные автомобили
  • когда загорится нужный сигнал светофора, нужно немного помедлить, чтобы автомобили на траектории закончили маневр
  • представить себе свою траекторию: приблизительно в виде диагонали и стараться продвигаться по ней.

После завершения маневра оптимально встать в тот ряд, из которого было начато движение.

Правильный разворот на регулируемом перекрестке

Выставляются знаки, которые разрешают проводить маневр:

  • «движение налево» — обычно висит над левой полосой (для дорог с двумя и более полос для каждого направления); может располагаться на разделительной полосе
  • «двигаться прямо или налево»
  • «двигаться направо или налево».

Для понимания, как можно и как нельзя разворачиваться, полезно будет посмотреть видеоурок.

Кроме движения в прямом направлении мы совершаем маневры — повороты, развороты, перестроения. Все это требует особого внимания.

В первую очередь важно убедиться, что Ваш маневр ни кому не помешает т.е. будет безопасным . А также необходимо информировать окружающих о своих действиях, т.е. каждый маневр обозначать включением указателей поворотов.

Начиная движение Вы должны уступить дорогу тем транспортным средствам которые уже движутся, они имеют, по отношению к Вам преимущество.

При перестроении из одного ряда в другой необходимо соблюдать основное правило: кто перестраивается — тот и уступает , и только в случае одновременных перестроений преимущество имеет то транспортное средство, которое приближается с правой стороны.

Если траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность движения не оговорена правилами, необходимо уступить дорогу транспортному средству находящемуся с правой стороны (п.8.9.ПДД)

Если Вы собираетесь совершить поворот направо, то здесь все просто. Занимаем заранее крайнее правое положение, обязательно снижаем скорость и стараемся двигаться как можно правее, т.е. поворачиваем тоже в крайний правый ряд.

С поворотом налево немного сложнее. Занимаем крайнее левое положение своего направления и, пропустив встречные автомобили, поворачиваем таким образом, чтобы не оказаться на проезжей части встречного направления (п.8.6.ПДД). При этом со встречными ТС, чаще всего, Вы будете разъезжаться правыми бортами. Главное обеспечить безопасность движения.

Могут быть ситуации, когда повороты направо или налево можно совершать не только из крайних положений. Это возможно только в случае установки знаков «Направления движения по полосам» (5.15.1., 5.15.2 ПДД).

Если Вам необходимо развернуться то всегда занимаем крайнее левое положение и по аналогии с левым поворотом совершаем данный маневр..

Если транспортное средство из-за своих габаритов не может выполнять выше перечисленные требования Правил, то можно от них отойти, при условии обеспечения безопасности данного маневра.

Совершить разворот можно несколькими способами. Чаще всего это будет разворот с использование заднего хода, т.к. свободной территории недостаточного для совершения разворота в одно движение передним ходом.

Если Вы совершаете разворот на перекрестке то движение задним ходом в этом случае запрещено . На рисунках показаны способы разворота на участе дороги, а также вне перекрестка с использованием прилегающей территории справа или слева.

МЕСТА ГДЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАЗВОРОТ И ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ:

1 . Пешеходный переход
2 . Тоннели
3 . Мосты, путепроводы, эстакады и под ними,
4 . Железнодорожные переезды.
5 . Места с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100м.
6 . Места остановок маршрутных ТС
7 . На дороге обозначенной знаком «Автомагистраль».

Если Вам необходимо выехать задним ходом с места имеющего ограниченную видимость, то самый хороший вариант прибегнуть к помощи других лиц, но не всегда есть такая возможность. Чаще это приходиться делать самостоятельно.

Значит выезжаем очень медленно и аккуратно и слушаем, не подает ли кто звуковой сигнал. Если слышим звуковой сигнал — надо сразу нажать на педаль тормоза (даже если окажется, что сигналили не Вам).

Если вы недавно сдали на права или же просто забыли ПДД, давайте освежим память и вспомним, какими пунктами ПДД нужно руководствоваться, совершая поворот налево и разворот на перекрёстке. Либо самостоятельно протестировать в онлайн- режиме

Учитывая то, что перекрёстки бывают разные, на каждом из них следует чётко понимать траектории разрешённого движения для проезда пересечений без нарушений правил дорожного движения. Иначе можно спровоцировать аварию или лишиться водительского удостоверения.

Поворот налево и разворот на перекрёстке

Самое главное правило при совершении поворотов и разворотов на перекрёстках — при выезде с пересечения проезжих частей ваш автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения . Чтобы понять это правило, нужно для начала разобраться, что такое пересечение проезжих частей.

На рисунке пунктирными линиями обозначены пересечения проезжих частей. Их на этом перекрёстке 4, потому что имеются разделительные полосы. Если бы разделительных полос на данном перекрёстке не было, здесь было бы только одно пересечение проезжих частей — область, объединяющая площади 1,2,3,4 на рисунке.

Разворот на перекрёстке

Чтобы совершить разворот на перекрёстке с разделительными полосами , нужно сначала занять крайнее левое положение. То есть не доезжая до области 1, занимаем крайний левый ряд (около разделительной полосы) и включаем поворотник.

Если вы начнёте разворачиваться по малому радиусу, тогда вы сразу же попадёте на площадь между областями 1 и 4 (где нарисована красная точка). Эта площадь уже не является пересечением проезжих частей, а значит вы окажетесь на полосе встречного движения — это нарушение и наказывается штрафом с лишением прав.

Чтобы не нарушая ПДД, правильно совершить разворот на указанном перекрёстке, нужно пересечь площадь 1 по прямой и остановиться в начале площади 2 (в её левом нижнем углу). Затем вы должны обязательно пропустить поток встречных автомобилей. Только после этого можно разворачиваться, последовательно пересекая площади 3 и 4.

Таким образом, после выезда с пересечений проезжих частей (после выезда из любой области — 1,2,3 или 4) вы не оказываетесь на полосе встречного движения, а следовательно не нарушаете данный пункт правил.


При повороте налево действуют такие же правила. Самое главное — не выезжайте на полосу встречного движения. На рисунке представлены траектории движения по перекрёстку при повороте для разъезда со встречным потоком автомобилей, поворачивающих также налево.

Для совершения поворота вы должны выехать на пересечение проезжих частей, не доезжая до центра перекрёстка, чтобы была возможность разъехаться со встречным потоком. Будьте внимательны — вы должны пропустить встречные авто, едущие прямо, а из-за встречных поворачивающих автомобилей их плохо видно. Обычно в таких случаях нужно дождаться, когда обзор откроется, убедиться, что встречных машин нет и совершить поворот.

На практике бывает, что поворачивают из двух рядов сразу же, причём выезжают прямо на середину перекрёстка или даже дальше. Если вам создадут помеху, не поддавайтесь провокациям, действуйте согласно обстановке, но не выезжайте на встречную полосу.

Можно остановиться чуть раньше, а можно вообще не выезжать на перекрёсток, если там создался затор из автомобилей. Кстати, по правилам выезжать на такой перекрёсток нельзя. Нужно сначала убедиться, что движение рабочее и вы не создадите дополнительных помех, если выедите на пересечение.


ПДД, пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю .

На рисунке мы видим, что знаками указаны полосы для движения на данном перекрёстке. Для поворота налево используется крайняя левая полоса. Она же используется для движения прямо. Значит по правилам нужно выполнять разворот из крайнего левого ряда, не заезжая на трамвайные пути.

При развороте вы должны убедиться, что нет трамвая попутного направления, а если он есть в левом зеркале заднего вида, то пропустить его. Затем вы должны пропустить трамваи встречного направления, поток встречных автомобилей и лишь потом развернуться.

Обратите внимание на траектории разворотов, указанных на рисунке. Здесь пересечение проезжих частей одно, поэтому можно совершить разворот по малому радиусу.

На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.


Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.

Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.

ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается:
— на пешеходных переходах;
— в тоннелях;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
— на железнодорожных переездах;
— в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
— в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге — очень важные вещи.

Сегодня попробуем разобраться, как правильно выполнить разворот на перекрестке. Не забываем, что при проезде перекрестков необходимо руководствоваться знаками приоритета, сигналами светофора и другими установленными дорожными знаками!

Часто выполняя разворот на перекрестке, возникает вопрос, а правильно мы все делаем и не выезжаем ли на полосу предназначенную для встречного движения. Так как на основании части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушений:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Наказание: административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Посмотрим, что в Правилах дорожного движения сказано про разворот.

8.11 Разворот запрещается:
на пешеходных переходах;
в тоннелях;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
на железнодорожных переездах;
в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.5 Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Вопросы как правило возникают при развороте на перекрестках с несколькими пересечениями проезжих частей.

На рисунке, перекресток имеет одно пересечение проезжих частей. На таком перекрестке, разворот можно выполнить по любой траектории, при условии что он не запрещен знаками или разметкой. В ПДД не указано, как именно должен выполняться разворот на перекрестке. Пункт 8.5, определяет положение транспортного средства перед маневром, в пределах перекрестка траектория движения Правилами не регламентируется. Пункт 8.6 (Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения ) относится к повороту. Любая из траекторий разворота, представленных на рисунке, не противоречит ПДД, при условии, что транспортное средство при выезде с пересечения проезжих частей не окажется на стороне встречного движения.

На следующем рисунке, пересекаемая дорога с односторонним движением, перекресток с одним пересечением проезжих частей. Разворот на таком перекрестке разрешен, хотя маневр выполняем навстречу движению. При этом поворот налево запрещен, так как движение на пересекаемой дороге организовано слева направо.

Теперь мы подошли, к перекресткам с несколькими пересечениями проезжих частей.

Речь пойдет о развороте на перекрестке, где одна из дорог или обе дороги имеют разделительную полосу, т.е. встречные потоки разделяются конструктивно, например газоном с бордюром или разметкой 1.2.1. Здесь, часто и возникают сомнения, как правильно выполнить разворот, чтобы не нарушить ПДД. По какой траектории двигаться, по короткой или выехать на середину дороги? Перекресток имеет разделительную полосу, отсюда и два пересечения проезжих частей в границах одного перекрестка.

На рисунке ниже перекресток, на котором, сотрудники ГИБДД часто квалифицируют разворот по короткой траектории, как движение по проезжей части встречного направления. При этом разворот на перекрестке с односторонним движением не запрещен правилами (из примера выше ), хотя мы и двигаемся на встречу потоку.

Еще пример перекрестка, с двумя пересечениями проезжих частей. Совершая разворот по кратчайшей траектории, при выезде с пересечения проезжих частей оказываемся на стороне дороги встречного направления и тут водителя обвиняют в нарушении пункта 8.6 (Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. ). Но если следовать ПДД, получается, что мы не нарушаем правила. Ведь в пункте 8.6 речь идет о маневре «поворот». Что касается «разворота», указано в пункте 8.11. (Разворот запрещается: на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; в местах остановок маршрутных транспортных средств .).

Но если посмотреть с другой стороны, при наличии широкой разделительной полосы, мы в момент разворота, какое-то время двигаемся по встречной полосе между двух пересечений проезжих частей, фактически выполняя два левых поворота и можем попасть под нарушение пункта 8.6 правил дорожного движения. Если обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 г. Москва

12. По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

а) абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:

«По части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:»;

б) подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ;»;

нет ни одного слова о лишении за разворот водительского удостоверения.

Чтобы не вступать, в споры с сотрудниками ГИБДД, при наличии четырех и более полос, а также разметки 1.1 или 1.3, возможно лучше выполнять разворот на таких перекрестках по длинной траектории. Хотя разворот по кратчайшей траектории зачастую более безопасен для участников движения и как помним, в правилах на это счет отсутствуют соответствующие предписания.

Можно наверное внести изменения в Правила дорожного движения, но универсального правила разворота создать не получится. Мы постоянно встречаем множество перекрестков, с разной конфигурацией пересечений проезжих частей и дорожные ситуации которые возникают, тоже разные, даже на одном и том же перекрестке. И если предписать маневр «разворот», то в одной ситуации он будет безопасным, в другой нет. Возможно поэтому выбирать траекторию выполнения маневра «разворот» оставили водителю.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме