Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Концепции развития уис рф. Концепция развития охраны уголовно-исполнительной системы Концепция развития уис года изменения

Доклад начальника Управления ФСИН России по Магаданской области Геннадия Кирюшина

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – Концепция) утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Совершенствование уголовно-исполнительной политики, направленной на социализацию осужденных;
- изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
- осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
- изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных, с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее жизни в обществе;
- разработка форм проведения воспитательной работы, организация образования и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
- модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
- повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- расширение сферы применения наказаний не связанных с лишением свободы;
- обеспечение необходимого уровня социальной защиты сотрудников УИС;
- внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
- совершенствование ведомственного контроля за деятельностью УИС, обеспечение гласности, создание условий для участия общественности в решении задач стоящих перед УИС;
- развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Концепция призвана обеспечить основу дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.
Реализация Концепции приведет в 2020 году к расширению сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры, созданию системы регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных, разработке системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и права, повышению уровня материального обеспечения работников уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты.
Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.
Реализация концепции предусматривает 3 этапа:
1 ЭТАП - (2010-2012 г.) предусматривает:
- утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;
- разработка нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положения Концепции;
- разработка и корректировка федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции, выработка новых механизмов содействия деятельности общественных наблюдательных комиссий, разработка новых подходов к применению института УДО;
- формирование организационной структуры медицинской службы УИС, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медобслуживания как сотрудников, так и осуждены, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медпомощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в УИС.
2 ЭТАП - (2013-2016 г.) предусматривает:
- перепрофилирование большей части ИУ в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых КП;
- анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.
3 ЭТАП - (2016-2020 г.) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией. Намечается разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.
Концептуальная идея реформирования и развития уголовно-исполнительной системы РФ предусматривает несколько ее основных направлений. В первую очередь - это изменение условий содержания осужденных к лишению свободы, создание исправительных учреждений новых видов и новой системы охраны, внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, применение электронных средств контроля, создание адекватной системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению.
Планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом 638 тысяч 155 мест. В том числе:
- 58 тюрем особого режима;
- 180 тюрем усиленного режима;
- 210 тюрем общего режима для содержания мужчин;
- 55 тюрем общего режима для осужденных женщин;
- 218 колоний-поселений с усиленным и обычным наблюдением.
В ходе первого этапа реформирования решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики. Только в течение 2012- 2013 годов принят 21 федеральный закон, касающийся совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы, 25 актов Правительства РФ, подписано 2 Указа Президента РФ, направленных на совершенствование деятельности и развитие УИС.
Чтобы повысить престиж службы в органах уголовно-исполнительной системы, привести социальные гарантии в соответствие объемам и условиям службы 30 декабря 2012 г. принят Федеральный закон, в соответствии с которым с 1 января 2013 г. зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы в среднем выросла в 1,8 раза.
Создано 55 медико-санитарных частей ФСИН России. Активно внедряются в практику службы современные технологии: увеличилось количество спецавтомобилей подразделений по конвоированию, оборудованных системами видеонаблюдения и системами электронного мониторинга движения ГЛОНАСС/GPS, сотрудники дежурных смен исправительных колоний обеспечены носимыми видеорегистраторами, разработан электронный браслет с улучшенными техническими характеристиками, в отношении более 15 тыс. осужденных к ограничению свободы и почти 1500 лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, применялись электронные средства контроля, в ИУ и СИЗО установлена и используется 43431 видеокамера, внедрена в опытную эксплуатацию система электронного документооборота.
Проведена работа по повышению эффективности взаимодействия учреждений и органов УИС с общественными наблюдательными комиссиями субъектов РФ, общественными объединениями и религиозными организациями. Изменения в законодательстве, реализация государственной политики, ориентированной на смягчение санкций и декриминализацию ряда составов преступлений, в значительной степени повлияли на поддержание динамики снижения численности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Продолжается работа по созданию надлежащих условий содержания для лиц, заключенных под стражу, введено 17 объектов строительства и реконструкции в СИЗО и ИУ, дополнительно создано 2551 место в учреждениях УИС разного вида. На 1 января 2013 года средний размер камерной площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей в СИЗО, составил 4,4 кв. метра, что соответствует требованиям законодательства РФ.
Общая численность осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, на протяжении всего прошлого года также сохраняла устойчивую тенденцию к снижению. Так, за 2013 год количество осужденных сократилось на 54 тысячи 538 человек (8,53 %), и составляет сейчас 585 тысяч 88 осужденных.
Важным направлением в работе остаются мероприятия по социальной реабилитации осужденных. Сформирован комплекс мер по стимулированию осужденных к законопослушному поведению, получивший название системы «социальных лифтов».
Сегодня эта программа работает практически во всех исправительных колониях. В составы комиссий по оценке поведения осужденных входят 1302 члена общественных объединений и религиозных организаций, 916 работников органов государственной власти и местного самоуправления, 177 представителей региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Всего комиссиями рассмотрены характеристики на более 583,6 тыс. осужденных.
В целях оказания содействия в социальной и трудовой адаптации лицам, освобождаемым и освободившимся из исправительных учреждений, подписано соглашение о сотрудничестве ФСИН России с Федеральной службой по труду и занятости. Принимаются меры по оформлению паспортов осужденным гражданам РФ, у которых они отсутствуют или подлежат замене.
Одним из приоритетных направлений в деятельности ФСИН России стало решение задач по повышению эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В настоящее время на территории РФ функционируют 80 уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) и 2379 их филиалов. Ими контролировалось 955 тысяч 285 осужденных без изоляции от общества, в том числе в отношении 32 тысяч 735 несовершеннолетних. Развернута и функционирует во всех 80 территориальных органах ФСИН России система электронного мониторинга подконтрольных лиц, которая зарегистрирована органами Роскомнадзора России как федеральная государственная информационная система «СЭМПЛ».
Производственная деятельность исправительных учреждений УИС направлена на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе, а так же выплат потерпевшим.
Созданы и функционируют 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских. Предпринимаются меры по увеличению заработной платы осужденных, их заинтересованности в результатах своего труда. ФСИН России предлагает оценивать стремление осужденного к труду как важнейший фактор его исправления и возможность освободиться условно-досрочно.
В 2012/2013 учебном году в 310 учреждениях начального профессионального образования ФСИН России и 313 их обособленных структурных подразделениях обучено рабочим профессиям 164,6 тыс. осужденных.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ в УФСИН России по Магаданской области проводятся следующие мероприятия:
- введены новые виды вещевого довольствия, отвечающие международным стандартам и современным потребительским свойствам, такие как: свитера трикотажные, сапоги мужские комбинированные зимние, ботинки комбинированные, пантолеты литьевые;
- совершенствуется организация питания спецконтингента, выделяются бюджетные средства на приобретение нового оборудования для продовольственной службы, особое внимание уделяется санитарно-гигиеническим требованиям к условиям содержания спецконтингента;
- на постоянной основе ведется работа по совершенствованию надежности охраны и предупреждению побегов. Основные усилия в этой работе направлены на: оснащение объектов УФСИН современными техническими системами охраны и надзора; усовершенствование системы расположения постов свободного окарауливания служебных собак; усиление контроля за службой караулов; повышение уровня взаимодействия с оперативно-режимными службами, профессионального обучения и воспитания личного состава;
- в ходе реализации мероприятий первого этапа Концепции, приобретены и поставлены на баланс учреждений специальные собаки по поиску наркотических веществ (по одной в каждом учреждении). Закуплены в ЦРС химические имитаторы для их тренировок, организована первоначальная подготовка совместно со специалистами таможенного комитета г. Магадана;
- в ФКУ ИК-3 , ИК-4 введены в эксплуатацию купольные видеокамеры, кроме этого на периметрах учреждений установлено дополнительно 5 видеокамер. Проводилась замена черно-белых видеокамер на цветные. Все учреждения обеспечены видеорегистраторами, что позволяет вести запись событий и в последующем просматривать видеоотчет с целью принятия своевременных мер к нарушителям правил несения службы;
- по результатам проведенных в октябре 2013 года комиссионных обследований охраняемых объектов, в результате установки контрольно-пропускного пункта по пропуску осужденных из жилой зоны в промышленную зону и проведенного комиссионного обследования комплекса инженерно-технических средств охраны и надзора ФКУ ИК-3, было принято решение о переводе ФКУ ИК-3 с 3-й на 2-ю категорию ИТСОН;
- для достижения основных целей Концепции по линии специального учета ведется работа по осуществление раздельного содержания осужденных, а именно соблюдение положений ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса, в части раздельного содержания. В настоящее время в исправительных учреждениях области отбывают наказания осужденные, ранее не содержащиеся в местах лишения свободы, за исключением осужденных особого вида режима, которые содержатся в изолированном участке, функционирующем в колонии строгого режима. Для определения места отбывания наказания сотрудники специального учета СИЗО проводят работу по выявлению лиц, ранее судимых и отбывавших наказание в местах лишения свободы. Для этого направляются требования в ИЦ области, а также в ИЦ УМВД других субъектов РФ и ГИАЦ МВД России, проводятся беседы с осужденными. Всего из СИЗО для отбывания наказания за пределы области за 10 месяцев текущего года направлены 188 осужденных.
В ИУ области сотрудниками спецучета проводится аналогичная работа. При выявлении в колонии осужденных, которые ранее отбывали наказание в местах лишения свободы, во ФСИН России незамедлительно направляются материалы для решения вопроса о переводе данного осужденного в ИУ соответствующего вида. За истекший период 2014 года из ИУ Магаданской области по персональным нарядам ФСИН России этапировано 5 осужденных, которые ранее отбывали наказание в местах лишения свободы (судимости у всех осужденных погашены, все отбывали наказание ранее в других субъектах РФ).
Одной из наиболее острых проблем прошлых лет было превышение лимита наполнения СИЗО. Однако за последние годы фактическая численность лиц, содержащихся в СИЗО составляет 45 % от лимита наполнения. Такому улучшению ситуации способствовало изменение уголовного законодательства и действующей судебной практики. Как правило, мера пресечения в виде заключения под стражу избирается в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Расширение сферы применения мер пресечения, не связанных с изоляцией подозреваемых и обвиняемых от общества, способствует сокращению численности лиц, содержащихся в следственном изоляторе. Здесь же можно отметить и применяемую судами норму о самостоятельном следовании осужденных в колонию-поселение. За текущий период 2014 года в КП самостоятельно прибыли 97 осужденных.
В части внедрения современных технологий в практику исполнения наказаний необходимо отметить создание и использование программно-технического комплекса автоматизированного картотечного учета спецконтингента, т.н. ПТК АКУС, которая функционирует в СИЗО с 2006 года, в ИУ с 2008 года, в УФСИН с 2010 года, вместе с этим данная база ежедневно направляется по специальным каналам связи в НИИИТ ФСИН России;
- с целью создания справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим, предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда - изменения вида исправительных учреждений в подразделениях УФСИН России по Магаданской области внедрена в действие система «социальных лифтов»;
- в учреждениях созданы условия для получения осужденными среднего профессионального или заочного высшего образования;
- психологами разрабатываются планы индивидуального психологического сопровождения на каждого осужденного, применяются базовые (обязательные) программы психологической коррекции личности осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности) для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество;
- в рамках Всероссийских творческих конкурсов и спортивных мероприятий, а так же с целью организации культурного досуга осужденных, в подразделениях УФСИН России по Магаданской области организуется проведение спортивных соревнований, поэтических, художественных, музыкальных конкурсов;
- 9 августа 2013 года решением совета Общественной палаты РФ в Магаданской области № 57-с создана общественная наблюдательная комиссия по осуществлению контроля, за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
- в целях координации взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями органов уголовно-исполнительной системы Магаданской области в работе по реформированию уголовно-исполнительной системы и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственном изоляторе, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, в прошлом году в Магадане был создан Общественный совет при УФСИН по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Магаданской области. В состав совета вошли сотрудники и ветераны УФСИН, представители Русской Православной церкви, спортивных сообществ, журналисты местных средств массовой информации (СМИ). В компетенцию Совета входит множество направлений деятельности, одним из которых является содействие в получении образования осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимися под стражей, социальной реабилитации лиц, освободившихся от отбывания наказания, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.
Постановлением администрации Магаданской области от 07.11.2013 № 1081-па утверждена государственная программа Магаданской области «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы», которая включает в себя большой раздел мероприятий, направленных на оказание социальной, медицинской помощи, содействие в трудоустройстве и обучении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. В рамках Программы в УИС Магаданской области реализуется мероприятие «Оказание лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, натуральной помощи в виде наборов предметов личной гигиены, продовольственных товаров, предметов одежды и обуви (по сезону)».
Заключено Соглашение о сотрудничестве при направлении лиц без определенного места жительства, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в Государственное учреждение «Магаданский областной центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства».
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве, при осуществлении мероприятий, способствующих занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы от 04.05.2008 Министерство труда Магаданской области ежемесячно направляет в исправительные учреждения информацию о наличии вакантных мест на территории Магаданской области, а так же списки нетрудоустроенных граждан из числа лиц освободившихся из мест лишения свободы, состоящих на учете в центрах занятости;
- в 2013 в УФСИН состоялась рабочая встреча с Епископом Магаданским и Синегорским Иоанном, в которой приняли участие начальники исправительных колоний и следственного изолятора, их заместители, а также священнослужители Русской Православной церкви, принимающие участие в работе Совета, обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной церкви и УФСИН по строительству часовен в ФКУ ИК-3 и ИК-4.
В целях активизации взаимодействия с традиционными конфессиями, обеспечения осуждёнными возможности участия в религиозных обрядах, реализации совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов, совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных заключены соглашения о сотрудничестве с Магаданской и Синегорской Епархией Русской Православной Церковью, Магаданской областной общественной организацией «Католический благотворительный центр «Каритас»», местной мусульманской религиозной организацией «Приход мечети г. Магадана», Северо-Восточным Союзом Церквей Евангельских Христиан, местной религиозной организацией «Северо-Восточной Христианской Миссией Милосердия, входящей в Российскую Ассоциацию миссий христиан веры Евангельской»;
- в подразделениях УФСИН России по Магаданской области работают школы подготовки осуждённых к освобождению. В рамках работы школ проводятся занятия с участием представителей пенсионного фонда, центра занятости населения, администрации города, УФМС;
- налажено тесное взаимодействие с Магаданским областным центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. В ожидании вылета к постоянному месту жительства в Чукотский АО или центральные районы России, освободившиеся граждане размещаются на временное проживание в Центре.
При необходимости проводится совместная работа по оказанию комплекса социальных услуг с представителями Министерства труда и социальной политики правительства Магаданской области, государственного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдела опеки и попечительства управления образования мэрии г. Магадана;
- в исправительных учреждениях УФСИН России по Магаданской области организовано обучение осужденных по профессиям востребованным в учреждениях УИС и на территории Магаданской области. Функционируют 2 профессиональных училища: ФСИН России, в которых осужденные получают среднее профессиональное образование и профессиональную подготовку по одиннадцати специальностям, в том числе по двум строительным;
- как один из видов ресоциализации осужденных широко используется вовлечение в трудовую деятельность, так например в КП-2 УФСИН России по Магаданской области трудоустроены 100 % спецконтингента;
- в ходе реализации Концепции в целях дифференциации содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности, совещенных ими преступлений, криминального опыта произведено разделение осужденных - лиц впервые осужденных к лишению свободы от ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы;
- распоряжением ФСИН России от 11.02.2011 № 23-р ФКУ КП-2 - (колония-поселение) предназначена для отбывания наказания лиц, осужденных за преступления по неосторожности и ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы, а также для впервые осужденных за преступления небольшой и средней тяжести;
- распоряжением ФСИН России от 25.03.2011 № 59-р ФКУ ИК-3 (общий режим) колония предназначена для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы;
- распоряжением ФСИН России от 25.03.2011 № 60-р ФКУ ИК-4 (строгий режим) - колония предназначена для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы.
- в соответствии с решениями Магаданского городского суда от 15.10.2010 и Хасынского районного суда от 10.12.2010, указаниями ФСИН России от 19.01.2011 № 12- 478-05 и от 10.03.2011 № 12-3863-05т осужденные колонии-поселения, общего, строгого режимов, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы направляются для отбывания наказания за пределы области в регионы, определенные ФСИН России;
- для повышения эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях Магаданской области, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно - исполнительной системы и улучшения условий несения службы, введения мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля, создания системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора в исправительных учреждениях Магаданской области, осуществляются мероприятия по дополнительному оборудованию стационарными видеокамерами, с выводом сигнала на мониторы дежурных частей и посты операторов видеоконтроля, мест приема прибывших этапом осужденных и проведения обыска, все помещения дежурных частей, коридоры и лестничные марши административных зданий, расположенных на внутренней территории ИУ, помещения, коридоры лестничные марши, прогулочные дворы отряда СУС, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, места несения службы сотрудников в СУС, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, служебные помещения, лестничные марши, коридоры, кабинеты приема осужденных, стационары медчастей ИУ.
На 30.10.2014 в службе безопасности Магаданской области используется 66 стационарных видеокамер и 55 носимых видеорегистраторов «Патрульвидео дозор 77». Техническая система надзора типа «Пахра-М» установлена и введена в эксплуатацию в ФКУ ИК-4, в настоящее время в ФКУ ИК-4 производится установка интегрированной системы безопасности «Микрос 02».

THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF THE PENAL-CORRECTION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020: PURPOSE, MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT, CURRENT STATE

Ёркина Татьяна Николаевна,

кандидат юридических наук

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,

г. Елец, Россия

Yorkina Tatyana N.,

Bunin Yelets State University,

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

УДК 343

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы РФ на современном этапе. Анализируются некоторые положения, закрепленные в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Акцентируется, что реформа уголовно-исполнительной системы в настоящее время не доведена до конца и практически остановилась.

Ключевые слова: реформирование государственной службы, уголовно-исполнительная система, концепция развития уголовно-исполнительной системы, исправительные учреждения.

Abstract: The article deals with problems of reforming the penal-correction system of the Russian Federation at the present stage. Some points, set in the Concept of the development of the penal-correction system till 2020, are analyzed. It is stressed that the reform of the penal-correction system is not finished yet and has practically stopped.

Key words: T he reform of the public service, penal-correction system, the concept of the development of the penal-correction system, correctional institutions.

Цели и направления процесса реформирования государственной службы, включая и службу в правоохранительных органах, были определены еще в 2001 году. Так, в ч. I Концепции реформирования государственной службы, утвержденной Президентом РФ, закреплено: «Целями реформирования государственной службы являются кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации. Реформирование государственной службы становится приоритетным направлением в области государственного строительства и предполагает решение следующих основных задач:

Приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;

Определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;

Создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

Разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;

Формирование системы управления государственной службой и ее координации;

Обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

Повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов;

Активное использование современных информационных технологий;

Комплексное совершенствование финансово - экономического и материально-технического обеспечения государственной службы» .

Интересна по содержанию и ч. III Концепции: «Реформирование системы государственной службы осуществляется в условиях гласности и при участии гражданского общества. Государственная служба функционирует в интересах граждан Российской Федерации и гражданского общества. Взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества осуществляется на основе соблюдения соответствующих принципов» .

Согласно данным целям в дальнейшем были определены и основные направления реформирования правоохранительной системы, тем более, что для этого в разные периоды был ряд своих причин, в том числе и объективных (реформа органов предварительного расследования, МВД, ФСИН, ФСКН, ФМС и др.).

Мы хотим остановиться на примере реформирования уголовно-исполнительной системы (ФСИН РФ).

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) была утверждена распоряжением Правительства от 14.10.2010 г. № 1772-р и определила основные цель, задачи, направления развития уголовно-исполнительной системы, ожидаемые результаты и этапы реализации.

Положения данной Концепции в целом неплохие, но процесс их реализации для нашей страны в современных условиях очень сложен. В тот момент, когда она разрабатывалась и утверждалась, были определены три основных этапа:

1) 2010-2012 гг. – утверждение планов основных мероприятий по реализации Концепции, разработка соответствующего законодательства, федеральных целевых программ и т.п.;

2) 2013-2016 гг. – процесс перепрофилирования исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, а также создание новых колоний-поселений;

3) 2016-2020 гг. – завершение программных концептуальных мероприятий и разработка новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы на последующие периоды.

Вопросы развития уголовно-исполнительной системы обсуждались и продолжают обсуждаются общественным и научным сообществами. Так, в ноябре 2012 года состоялась международная научно-практическая конференция в г. Рязань в специализированном вузе – Академии ФСИН России, на которой были затронуты актуальные вопросы современного состояния и дальнейших перспектив развития уголовно-исполнительной системы России .

Вклад ученых в дело исследования актуальных проблем данной сферы, несомненно, весомый, но практическая реализация Концепции зависела, прежде всего, от действий соответствующих уполномоченных должностных лиц. А они, в очередной раз, решили использовать выделенные бюджетные средства в своих личных целях.

Так, директор ФСИН РФ Александр Реймер был арестован 31 марта 2015 года, и ему было предъявлено обвинение в мошенничестве. Вместе с ним такое же обвинение было предъявлено и предпринимателю Николаю Мартынову, замглаве ФСИН Николаю Криволапову и директору ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» Виктору Определенову. «По версии следствия, в период с 2010 по 2012 год, когда Реймер возглавлял тюремное ведомство, обвиняемые похитили из бюджета страны около трех миллиардов рублей, предназначавшихся для закупки электронных браслетов» .

В апреле 2013 года эксперт рабочей группы Совета по правам человека при Президенте России И. Каляпин отметил, что «реформа УИС не просто провались, а она вообще остановилась: ее начали, но не довели до конца. Сейчас и сами сотрудники уголовно-исполнительной системы не понимают, будет ли она продолжаться и в каком направлении. Концепция уголовно-исполнительной системы была принята постановлением правительства и предусматривала раздельное содержание осужденных, грандиозное строительство в системе УИС: должны были быть построены специальные учреждения для содержания осужденных на строгих условиях – все это требовало огромных средств. И если при Реймере никто не понимал, откуда возьмутся средства, сейчас просто стало очевидно, что они уже ниоткуда не возьмутся. Было начато это «великое переселение народов», очень многие осужденные были переведены в другие места. Сейчас все это встало, и никто не понимает, как это будет продолжаться дальше» . Он отметил, что многое из проделанного за время реформы не работает. «Чтобы эту реформу реализовать, нужно было готовить кадры, нужна была целая революция в плане систем контроля за осужденными, нужна была революция в плане нормативной базы. Насколько я понимаю, предусматривалось, что от поведения осужденного будут зависеть какие-то льготы, которые он будет иметь, находясь в местах лишения свободы. Единственное, что сейчас есть у осужденного, – это так называемое право на условно-досрочное освобождение – либо есть, либо нет. Для подавляющего большинства осужденных это не работает, потому что это очень далекая перспектива, которая наступит через несколько лет. И то, допустит он сегодня какое-то правонарушение или не допустит, на его жизнь завтра не повлияет. Это было не очень правильно и не очень эффективно» .

С такими высказываниями действительно нельзя не согласиться. Но жизнь не стоит на месте, и хочется надеяться, что реформирование уголовно-исполнительной системы продолжится.

Пока только 23.09.2015 г. в Концепцию был внесен ряд соответствующих изменений: определены вопросы совершенствования отдельных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы, в частности: обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение режима и безопасности, обеспечение материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, медицинская помощь, трудовая деятельность, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных, воспитание и образование осужденных и др.

Как верно отмечено Шелестюковым В.Н. «уголовно-исполнительная система РФ, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается, меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе» . Мы считаем, что в наибольшей степени в настоящее время влияет на многие процессы, в том числе и процесс реформирования уголовно-исполнительной системы и подведения её под международные стандарты, экономическая нестабильность в российском государстве и политика сокращения расходов. А любое реформирование – это всегда расходы.

По Концепции в течение 2013-2016 годов должны были произойти реорганизация исправительных колоний под тюрьмы и строительство новых тюрем для содержания свыше 300 тысяч осужденных. С учетом мониторинга численности и состава осужденных планировалось создать: 721 учреждение нового типа с общим лимитом 638 тысяч 155 мест, в том числе: 58 тюрем особого режима, 180 тюрем усиленного режима, 210 тюрем общего режима для содержания мужчин, 55 тюрем общего режима для осужденных женщин .

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.8(470)

В. Б. Малинин, К. З. Трапаидзе

Критика концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ

В 2009 г. принята концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. В данной статье рассматриваются основные положения данной концепции и дается их критика.

In 2009 adopted the concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020. This article provides an outline of the concept and given their criticism.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ, исправительная колония, тюрьма, воспитательный центр.

Key words: penal law, the concept of development of the penal system of the Russian Federation, a penal colony, prison, and educational center.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, данными по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 11 февраля 2009 г., Министерством юстиции Российской Федерации в рамках полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения наказаний совместно со службой, другими федеральными органами исполнительной власти, входящими в созданную межведомственную рабочую группу, Федеральной службой исполнения наказаний подготовлена Концепция развития УИС РФ до 2020 г.

Существующее в настоящее время колонистское отрядное общежитие осужденных не обеспечивает элементарных условий безопасности личности осужденного. Осужденные постоянно находятся в условиях

© Малинин В. Б., Трапаидзе К. З., 2014

большого совместного существования. Даже ночью осужденные в отряде находятся в одном большом спальном помещении при отсутствии постоянного надзора за ними.

Постоянный надзор за осужденными в колонии и отряде фактически отсутствует и носит ограниченный характер. Осужденных три раза в сутки проверяют на факт наличия их в колонии, а в дальнейшем эпизодически контролируют поведение, но этот контроль занимает небольшой объем времени.

Можно сделать вывод о том, что отрядная, да и колонистская системы не могут быть абсолютной моделью пенитенциарного учреждения и нуждаются в принципиальном реформировании. Начальник отряда фактически не способен один решить целый комплекс режимных, социальных и воспитательных задач, даже если ему помогает совет воспитателей. Отрядная организация осужденных в тюрьмах должна быть заменена другой. Это может быть организация секторов или блоков или корпусов1.

В Концепции предлагается новая схема размещения осуждённых в жилых помещениях (численностью до четырех человек), секциях и блоках. В условиях строгой изоляция осуждённых, содержащихся на различных условиях, жилые помещения будут объединены в секции (шесть жилых помещений - одна секция. Секции объединяются в блоки (в рамках жилых корпусов).

Организация покомнатного размещения осуждённых и изоляции по видам условий позволяет расширить применение интегрированных систем безопасности и сократить численность персонала надзора в исправительных и воспитательных учреждениях.

Размещение осуждённых в жилых помещениях по четыре человека гуманизирует условия отбывания наказания (улучшает материально-бытовые условия) и способствует формированию социально ответственного поведения.

Авторы проекта обосновывают необходимость реформирования следующим. Результаты исследований практики исполнения наказаний в исправительных и воспитательных колониях, итоги специальной переписи осужденных, материалы дисциплинарной практики и зарубежного опыта применения лишения свободы свидетельствуют о недостаточной эффективности данного института.

1 См.: Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Пенитенциарная система России в контексте предстоящих реформ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства // Вестн. Вологодск. Ин-та права и экономики ФСИН России. 2010. № 10. С. 24.

Одной из основных причин низкой эффективности наказания в виде лишения свободы является ориентирование исправительного процесса на реализацию уголовно-правового подхода, в соответствии с которым доминирующая роль отводится оперативным и режимных подразделениям, в то время как доля психологов и социальных работников, обеспечивающих реинтеграцию осуждённого в общество, является незначительной.

Кроме того, действующая система условий содержания осуждённых также не в полной мере выполняет возложенные на неё задачи по индивидуализации наказания. Основная масса осуждённых ИК (68,8 %) сконцентрирована на обычных условиях, результаты специальной переписи фиксируют полную пассивность осуждённых в поведении и отсутствие мотивации к изменению вида условий.

Перечисленные выше негативные тенденции характеристик осуждённых ставят под сомнение эффективность отрядной системы организации исправительного процесса не только с точки зрения социализации осуждённых, но и с позиций обеспечения безопасности. Значительная численная концентрация осуждённых в отряде (около 30-40 чел.) затрудняет обеспечение постоянного надзора и осложняет оперативную обстановку (около 75 % преступлений совершаются в жилой зоне воспитательных колоний в ночное время).

Перевод осуждённых из воспитательной колонии в ИК общего режима (в перспективе - тюрьмы) не обеспечивает закрепление результатов исправления и достижение целей наказания, напротив это ведет к усилению влияния осужденных с отрицательной направленностью и их негативного воздействия на основную массу несовершеннолетних. Данные прогноза численности осуждённых до 2015 г. свидетельствуют о незначительной доле лиц отрицательной направленности (5,8%), которые должны будут направляться в ИК общего режима (в перспективе - в тюрьму) в регионе по месту проживания.

В качестве исторического наследия современной УИС достался своеобразный уклад тюремной жизни обвиняемых и осужденных. Сохраняется активность криминальных лидеров, пытающихся культивировать так называемые «воровские традиции». Распространению криминальной культуры, сплочению криминально ориентированного спецконтингента способствует явно устаревшая система коллективного содержания осужденных.

В связи с вышеизложенным необходимо констатировать, что нагрузка на сотрудников уголовно-исполнительной системы значительно возрос-

ла 2. Как пишет главный научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии Института государства и права РАН, доктор юридических наук В.В. Лунеев «криминологические, виктимологические и пенитенциарные проблемы осужденных нельзя решить путем формирования и реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики или реформирования уголовно-исполнительной системы. Сегодня многие озабочены проблемой сокращения в России числа заключенных посредством законодательной эквилибристики. Вместе с тем как может ФСИН России сократить число «сидельцев», если в стране есть серьезные причины преступности осужденных, а количество преступлений, совершаемых ими постоянно растет? Правда, в последние годы учтенная преступность осужденных сокращается. Но это, скорее всего, статистическое мошенничество»3.

Любой осужденный хотел бы побыстрей освободиться. И мотивация к ресоциализации есть у очень многих. Но авторы Концепции не учитывают влияние преступных традиций и обычаев на осужденных. По этим понятиям, и об этом мы писали в предыдущих работах, «западло» пытаться условно-досрочно освободиться. Ведь для этого нужно работать «шнырем», записаться в какую-либо секцию и т. п., т. е. пойти на службу к администрации.

Сегодня в исправительных и воспитательных колониях все большее распространение среди несовершеннолетних осужденных приобретают элементы криминальной субкультуры. Как отмечают специалисты, преступные традиции и обычаи является основным механизмом криминализации общества и в полной мере проявляется в исправительных и

воспитательных колониях.

ФСИН России принято решение о ликвидации исправительных колоний путем перепрофилирования части из них в тюрьмы. Это было обусловлено сложившейся в уголовно-исполнительной системе ситуацией, когда в ряде учреждений превышены лимиты наполнения.

2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г. М., 2009. С. 5.

3 Лунеев В.В. Криминологические, виктимологические и пенитенциарные проблемы несовершеннолетних // Вестн. Вологодск. ин-та права и экономики ФСИН России. 2009. № 8. С. 4.

4 См.: КaшубaЮ.Л., БaкaевaЮ.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. СПб., 2009. С. 99-100.

Однако мы так не считаем. Как показало наше исследование, многие практические работники отмечают, что подобная мера приведет к тому, что большинство осужденных окажутся далеко от места своего проживания до осуждения, что негативно отразится на их социально полезных связях и соответственно снизит эффективность работы по их исправлению и ресоциализации5.

Мы согласны, что с нашей «исправительной» системой надо что-то делать. Как уже говорилось, это школа преступности и очаг распространения преступных традиций и обычаев. Поэтому реформа УИС как никогда назрела. И многие ее идеи мы воспринимаем положительно (такие как создание единой системы отбывания наказания, отказ от отрядной системы, создание малочисленных - до четырех человек - блоков содержания осужденных, социально-реабилитационных центров и др.). Но многие из них требуют даже не переработки, а кардинального изменения.

Главное, что нужно сделать - это не ликвидировать исправительные колонии и не строить новые тюрьмы, куда планируется переводить осужденных из исправительных колоний. Создание новых тюрем (а их планируется строить в отдаленных местах) приведет к снижению заинтересованности губернаторов, инициативы попечительских советов и других организаций в оказании финансовой и иной помощи данным учреждениям, поскольку при таком подходе помощь престаёт быть адресной, что, в свою очередь, при современном подходе дает повод к осуществлению коррупционных схем.

Еще одна веская причина против такого нововведения - разрушение социальных связей осужденного с его семьей. Супруг, родители, дети и другие родственники не всегда смогут навещать осужденного, если он будет находиться далеко от дома. Часто вообще никто не сможет приехать, если осужденный будет находиться в тысяче километров от места про-живания6.

Большинство осужденных из малоимущих семей, для которых посылки и передачи, проезд на свидания - это расходы недопустимые. Даже

5 Здесь и далее приводятся результаты исследования, проводившегося в 2010 г. Вологодским институтом права и экономики ФСИН России на базе Алексинской, Архангельской, Брянской, Вологодской и Рязанской воспитательных колоний (категория респондентов - сотрудники воспитательных колоний) и НИИ ФСИН России в 54 территориальных органах ФСИН России (категория респондентов - сотрудники территориальных органов ФСИН России).

6 А как может быть иначе, если будет создано всего 33 воспитательных центра по всей России?

сейчас на свидания родственники приезжают менее чем к половине осужденных (по результатам спецпереписи осужденных 2009 г. кратковременные свидания были только лишь у 47 % осужденных, а длительные свидания у 33 %; 75 % осужденных не получили денежных переводов; 32 % осужденных в ВК не получали посылок и передач, а бандеролей не получили - 94 % осужденных).

Сокращение количества воспитательных колоний (по проекту их должно остаться всего 33) приведёт к тому, что несовершеннолетние осужденные в большинстве случаев будут отбывать наказание не в том субъекте РФ, где постоянно проживают. Если родственники не находят средств, для того чтобы отправить посылку, передачу, оплатить проезд на свидание в регионе своего проживания, то откуда же возьмутся у них средства для этого, если месторасположение ВК (или по проекту ВЦ - воспитательного центра) будет ещё дальше? В итоге такой «реформистское» решение повлечёт за собой еще больший разрыв всех социально полезных связей осужденных.

Но еще А.З. Астемиров в своих ранних работах отмечал, что крупные колонии не оправдывали себя, как не обеспечивали глубокого изуче-

ния и индивидуального подхода к воспитанникам.

Создание таких укрупненных воспитательные центров приведет к существенному ухудшению условий для социальной адаптации осужденных после выхода на свободу, в части их будущего трудоустройства, обучения и пр. Поэтому мы предлагаем создать воспитательные центры в каждом субъекте Федерации8.

Поделим количество несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях на 1 января 2014 г. - (2 тыс. чел) на число субъектов Федерации (83) и нас получится примерно 25 осужденных на каждый субъект Федерации. Неужели субъект Федерации не потянет содержание своих 35 оступившихся детей? Должны найтись и средства и место для их содержания9. Пусть каждый субъект Федерации несет ответственность за

7 Астемиров З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М., 1969. С. 19.

8 Об этом же пишет и А.П. Некрасов. См. его: Пенитенциарный рецидив в исправительных учреждениях: теория исследования и меры противодействия: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2005. С. 317.

9 Тем более, что у нас имеется 47 колоний для несовершеннолетних, и многие субъекты Федерации могут создавать воспитательные центры на их месте. Кроме того, нерентабельно ликвидировать половину воспитательных колоний, хотя этот процесс уже начался.

преступность несовершеннолетних в своем регионе. Чем их будет меньше, тем дешевле они будут обходиться бюджету субъекта Федерации10.

Мы считаем целесообразным содержание в одном воспитательном центре лиц мужского и женского пола, хотя почти все опрошенные сотрудники воспитательных колоний (96,1 %) высказываются против их совместного содержания. Такая позиция во многом объясняется тем, что на практике совместное содержание несовершеннолетних осужденных мужского и женского пола способно привести к существенной дестабилизации обстановки в воспитательной колонии. Обеспечение же раздельного содержания указанных категорий осужденных в рамках одного большого исправительного учреждения в настоящее время крайне сложно осуществимо.

По мнению большинства опрошенных сотрудников воспитательных колоний (69,2 %) для несовершеннолетних осужденных женского пола следует создавать отдельные воспитательные учреждения. Но это нецелесообразно по экономическим причинам. Какая проблема, если в исправительном центре будут содержаться 3-4 девочки? Другое дело, что должна быть обеспечена строжайшая изоляция осужденных мужского и женского пола.

Совместное содержание девушек и юношей в одной ВК сегодня реализуется лишь в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области, что положительно оценивается сотрудниками самой же колонии11. Общение со сверстниками противоположного пола действительно благоприятно сказывается на развитии личности любого подростка. Однако Ко-лосовскую ВК от остальных подобных учреждений отличает небольшое количество содержащихся в ней осужденных. На начало 2009 г. в Колосов-ской ВК содержалось 34 осужденных, из них только две девушки, которых постоянно сопровождает воспитатель. В таких условиях гораздо проще контролировать складывающуюся в ВК обстановку.

С.П. Середа отмечает, что положительный эффект от совместного содержания в одном учреждении и девушек и юношей, осужденных к лишению свободы, может быть достигнут в случае создания подобных учреждений в каждом субъекте Российской Федерации, что имеет целый ряд преимуществ.

10 Безусловно, финансирования содержания воспитательных центров необходимо возложить на субъекты Федерации.

11 См.: ЛеоноваМ.С. Проблемы социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в Колосовской ВК и пути их решения // Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2008. Ч. 1. С. 34.

Во-первых, это позволит уменьшить численность осужденных, содержащихся в них, и соответственно повысить управляемость данных учреждений, а также внимание к каждому отдельному осужденному.

Во-вторых, создание ВК в каждом субъекте Российской Федерации обеспечит близость места отбывания лишения свободы к месту прежнего проживания осужденных, их родственникам, что, как показывает практика, благоприятно сказывается на их морально-психологическом состоянии, на процессе их исправления и ресоциализации. Кроме того, это позволит региональным и местным властям более эффективно решать задачи, связанные с ресоциализацией осужденных, отслеживать судьбу каждого осужденного с момента его поступления в ВК и после освобождения. Программы ресоциализации несовершеннолетних осужденных в таком случае в большей степени будут иметь индивидуальный адресный характер12.

Теперь другие возражения по проекту воспитательного центра.

По мнению разработчиков проекта воспитательного центра, данная мера позволит не только обеспечить целостность и непрерывность исправительного процесса, но и избежать отрицательного воздействия на несовершеннолетних осужденных со стороны взрослых преступников13.

Избежать такого воздействия со стороны взрослых преступников может быть и позволит, но как быть с воздействием самих этих осужденных на более молодых воспитанников?

С момента вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и почти до 2009 г.14 количество осужденных, содержащихся в воспитательных колониях в возрасте от 18 до 21 года, ежегодно возрастало. Так, в 1997 г. их доля составляла 17,8 %, в 2000 - 10,7, 2003 - 29,7, а в 2007 г. уже 32 %. В отдельных воспитательных колониях

12 Середа С.П. Проблемы создания новых видов исправительных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Цели и средства уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних: сб. материалов между-нар. науч.- практ. конф. ВИПЭ ФСИН России 26-27 нояб. 2009 г.: в 2 ч. Ч. 2. Вологда, 2010. С. 227.

13 Попов В.В. Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных // Вестн. Вологодск. ин-та права и экономики ФСИН России. 2010. № 10. С. 30.

14 Когда возраст осужденных, оставленных в ВК, был сокращен до 19 лет. См.: ФЗ № 261 от 22 дек. 2008 г.

Такое положение дел не способствует успешной работе по исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, так как меняется типология данных учреждений из-за значительного возрастного разброса от 14 до 21 года. Это обстоятельство создает условия для притеснения взрослыми осужденными лиц младшего возраста, отрицательно влияет на результаты учебно-воспитательного процесса. Цель оставления в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, поставленная уголовно-исполнительным законодательством, в результате не достигается.

Кроме того, совместное содержание в воспитательных колониях с остальными осужденными лиц в возрасте от 18 лет до 21 года нарушало принцип раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, закрепленный в ч. 1 ст. 80 УИК РФ.

Анализ состояния преступности в воспитательных колониях показывает, что большая часть преступлений в период отбывания наказаний в виде лишения свободы совершается лицами в возрасте от 18 до 21 года или под их влиянием. С целью заработать ложный авторитет эта категория осужденных нарушает установленный порядок отбывания наказания и провоцирует осужденных на совершение противоправных действий.

Таким образом, приравнивание взрослых осужденных к несовершеннолетним абсолютно не оправданно и противоречит базовому принципу уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающему раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых осужденных (ст. 80 УИК РФ). В то же время в соответствии со ст. 58 Уголовного кодекса Российской Федерации лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, но достигшим к моменту вынесения судом приговора 18 лет, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается судом в исправительном учреждении для взрослых. Получается, что судьбы осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, во многом зависят от оперативности работы следственных органов и судов. Следовательно, оставление в воспитательных колониях лиц в возрасте от 18 до 21 года, а тем более, как предлагается в Проекте, до 25 лет, нарушает принцип равенства граждан перед законом и судом.

Вместе с тем перевод из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима осужденных, достигших возраста 18 лет, у которых заканчивается срок, является нецелесообразным.

Согласно ст. 86 Конвенции о правах ребенка «Ребенок, помещенный в учреждение для детей, не обязательно должен быть переведен в учреждение для взрослых, как только ему исполняется 18 лет. Дальнейшее его пребывание в учреждении для детей должно быть возможным, если это соответствует наилучшему обеспечению его интересов и не противоречит обеспечению интересов детей более младшего возраста».

Это соответствует также Европейским пенитенциарным правилам, в ст. 11.1. которых говорится: «Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях».

Поэтому мы считаем оптимальным сохранить существующее положение - в исключительных случаях оставлять положительно характеризующихся осужденных в воспитательной колонии до 19 лет15. Мы также против предложения авторов Концепции о создании в структуре исправительного центра помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ).

ПФРСИ были созданы 24 марта 2006 г. приказом № 46 Министерства юстиции РФ. Минюст пояснил: созданы ПФРСИ потому, что следственные изоляторы переполнены, а в колониях относительно свободно.

Все вроде бы логично, если бы не одно но». Подследственные и правозащитники жалуются, что в этих самых помещениях из заключенных выбивают показания и признания. И делает эту грязную работу, как правило, актив колонии, т. е. осужденные пытают заключенных.

Один из примеров. ПФРСИ в ИК-2 города Екатеринбурга закрыли почти сразу же после его создания еще в 2006 г. ПФРСИ здесь называли «фабрикой пыток» 16.

Важное значение в профилактике преступных традиций и обычаев играет труд осужденных. И если в отношении взрослых осужденных мы поддерживаем позицию об обязательности их труда 17 , то в отношении

15 С такой же критикой воспитательного центра выступил и один из соавторов данной статьи К.З. Трапаидзе. См.: Трапаидзе К.З. Преступные традиции и обычаи несовершеннолетних в местах социальной изоляции: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

16 Зугумов З. Детская колония - место исправления или школа для малолетних уголовников? // За решеткой. 2008. № 9. С. 12.

17 См.: Малинин В.Б. Кризис уголовно-исполнительной системы в области трудовой деятельности // Актуальные пробл. совр. правовой политики Российской Федерации: материалы 2-й науч.-практ. конф. Моск. филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина. М., 2008; Он же: Преобразование государственных унитарных предприятий (ГУПов) учреждений уголовно-исполнительной системы в центры трудовой адаптации осужденных - развал трудовой деятельности исправительных учреждений // Новое уголовное и уголовно-исполнительное

несовершеннолетних осужденных мы придерживаемся противоположной точки зрения. Тем более, что из жизни воспитательных колоний постепенно, но неотвратимо уходит труд. Как показала перепись 2009 г. только 34 % воспитанников колоний обеспечены работой18.

Согласно ст. 89 Конвенции о правах ребенка «каждый ребенок в соответствующих случаях должен получать профессиональную подготовку по специальностям, которые могут пригодиться для будущего трудоустройства». Поэтому мы считаем, что труд несовершеннолетних осужденных должен осуществляться только в производственных (трудовых) мастерских.

Мы поддерживаем авторов Проекта в необходимости сохранения в исправительных учреждениях подразделения, осуществляющего оперативную деятельность. Потребность в проведении оперативной работы в исправительном учреждении определяется особой значимостью задач по предупреждению правонарушений, совершаемых осужденными в условиях данного учреждения, перекрытию каналов поступления в учреждение запрещенных предметов, выявлению и пресечению запрещенных связей персонала и спецконтингента, а также оказанию помощи органам внутренних дел в раскрытии ранее совершенных преступлений. Отбывая наказание в исправительных колониях, отдельные осужденные не стремятся встать на путь исправления и продолжают вынашивать планы дальнейшего совершения преступлений.

В исправительных колониях сохраняется активность отрицательно настроенных осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения, распространению преступных традиций и обычаев уголовно-преступной среды и криминальной субкультуры. Такие осужденные нередко выступают в качестве организаторов различных групповых эксцессов, а иногда и массовых беспорядков.

Как правильно отмечает H.A. Коновалова, пенитенциарные учреждения должны решать задачи как исполнения наказания, так и ресоциализации осужденных - подготовки к жизни после освобождения19.

право в отечественной правовой системе: десятилетний опыт законотворчества, правоприменения, научного исследования и преподавания (к 10-летию принятия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации): сб. материалов науч.-практ. конф. 24-25 мая 2007 г. МИЭП. Т. 1. СПб., 2009.

18 Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.). М., 2010. С. 15.

19 Коновaловa Н.Л. К вопросу об организации в воспитательном центре среды, способствующей ресоциализации осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте // Реформирование пенитенциарных учреждений и актуальные вопросы ресоциа-лизации осужденных (в свете требований Концепции развития уголовно-

Элементом прогрессивной системы исполнения наказания в отношении осужденных является предлагаемое создание в социально-реабилитационных центров20. Это подтверждается результатами опроса сотрудников ИК и ВК, по мнению большинства из которых (53,8 %), в социально-реабилитационный центр должны переводиться положительно характеризующиеся осужденные не ранее чем за шесть месяцев до полного отбытия наказания.

Однако мы считаем, что социально-реабилитационные центры должны создаваться не на базе исправительной колонии или воспитательного центра, а отдельно21.

В исправительной колонии или воспитательном центре не избежать контактов лиц, содержащихся в них, с лицами, содержащихся непосредственно в этом учреждении. Лица, содержащиеся в социально-реабилитацион-ном центре, будут иметь право свободного выхода из этого центра. И что, они не будут проносить осужденным, содержащимся в колонии, спиртное и наркотики, налаживать неформальные связи?

Очень важное значение имеет применение интегрированных систем безопасности при обеспечении режима отбывания наказания (ИТСОН).

Интегрированная система безопасности имеет в своем составе различные технические устройства, обеспечивающие: видеонаблюдение и видеодокументирование; оперативную связь; сигнализацию; управляемый удалённый доступ на объекты; сбор, обработку и передачу оперативной и иной информации.

Модель организации режима в исправительном учреждении предполагает активное внедрение интегрированных систем безопасности, позволяющих:

1) обеспечить видеонаблюдение за осуждёнными и видеодокументирование фактов нарушений;

2) избирательный доступ на объекты исправительного учреждения как осуждённых, так и сотрудников;

исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.): сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Вологдск. ин-та права и экономики 24-25 нояб. 2011 г. Вологда, 2011. С. 219.

20 Первый такой центр был открыт в г. Льгов Рязанской области в 2002 г. И он дал положительные результаты.

21 С нашим мнением согласен и В.В. Попов. Он предлагает создавать социально-реаби-литационные центры за пределами воспитательных центров с проживанием в отдельном общежитии комнатного типа без охраны, но под надзором администрации. См.: Попов В.В. Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных // Вестн. Вологодск. ин-та права и экономики ФСИН России. 2010. № 10. С. 30.

3) контроль за перемещением осуждённых в пределах жилых секций и жилых блоков;

4) проверку численности осуждённых и контроль за посещением ими мероприятий, предусмотренных распорядком дня;

5) минимизировать численность сотрудников режимных подразделений, находящихся в жилой зоне исправительного учреждения;

6) изменить алгоритма несения службы сотрудниками дежурной смены (только оперативное реагирование на сигналы систем безопасности);

7) передать часть функций надзора за осужденными (при проведении мероприятий по распорядку) дня социальным работникам и психологам.

В настоящее время указанные системы уже используются в ряде исправительных учреждений, однако их количество незначительно, что связано с рядом объективных причин (затраты на закупку оборудования, его обслуживание и т. д.).

О концепции развития уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации до 2020 года

On the concept of the penal system the Russian Federation until 2020

Аннотация : В статье рассмотрена оптимизация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Предложено внести изменения в отечественное уголовно-исполнительное законодательство.

Annotation : The article considers the problem of optimization of the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020. Proposed to amend the penal laws.

Ключевые слова : уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная система

Key words : penal legislation. The penal system

На наш взгляд, ход реализации «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Концепция) показывает необходимость корректировки отдельных положений этого нормативно-правового акта.

Анализ Концепции, включающий период ее подготовки и реализации позволяет сделать следующие выводы:

считать необходимым концептуально отказаться от строительства тюрем в России на период до 2024 года. Следует сохранять исправительные колонии и учреждения, созданные для выполнения специальных задач, - лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Считать концептуальное предложение о «перепрофилировании большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима» правовым идеализмом;

в 2018 году разработать и внести в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы гендерный аспект, то есть определить условия отбывания наказания и условия содержания осужденных к лишению свободы женщин, что соответствует идеям гуманизации уголовно-исполнительной политики;

сохранить положения Концепции, касающиеся дифференциации содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта, при исключении «перевода на тюремный режим»;

развивать положения Концепции, касающиеся содержания некоторых категорий осужденных в условиях покамерного содержания по криминологическим (патопсихологическим) и иным основаниям;

продолжить реализацию положений Концепции, касающихся обеспечения режима и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы;

исключить из Концепции словосочетание «медицинское обслуживание», использовать исключительно словосочетание «медицинская помощь», так как врачи, иные медицинские работники, не являются обслуживающим персоналом. При этом продолжить реализацию положений Концепции, касающихся медицинской помощи осужденным;

продолжить реализацию положений Концепции, касающихся материально-бытовых условий содержания осужденных;

развивать положения Концепции, касающиеся психологической работы с осужденными. Внести психологическую работу (вариант: психологическую помощь) в перечень основных средств исправления осужденных, предусмотренных УИК РФ, что не требует дополнительных бюджетных средств;

внести в Концепцию положение об обязательном лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, и возможности отбывать наказание, то есть различных форм психопатии (расстройств личности), неврозов, слабоумия, шизофрении в стадии ремиссии, что создает возможность исправления осужденных, страдающих этими психическими расстройствами;

на практике реализовывать положения Концепции, касающиеся психотерапевтической работы психолога, что не требует дополнительных бюджетных средств;

развивать положения Концепции, касающиеся подготовки высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат и магистратуру. Полагаем, что руководители исправительных учреждений, территориальных органов, центрального аппарата ФСИН России должны иметь степень магистра права.

Список использованной литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 25.10.2010. - № 43. - Ст. 5544.

До 2020 года

Служба охраны уголовно-исполнительной системы располагает самым крупным по численности кинологическим подразделением среди силовых ведомств России. На сегодняшний день она насчитывает 12,684 тыс. специалистов-кинологов и 21,968 тыс. служебных собак. Ежесуточно для усиления охраны учреждений и их объектов выставляется 9228 постов караульных собак, общей протяженностью 543,2 километра. Служебные собаки в УИС активно применяются при досмотре транспортных средств и грузов, проведении оперативно-режимных и розыскных мероприятий, для поиска наркотических средств, взрывчатых веществ и боеприпасов, в том числе при выполнении служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Однако в работе кинологических подразделений также имеют место проблемы. Так, на сегодняшний день бюджетное финансирование ФСИН России не предусматривает расходы на приобретение служебных собак (щенков) и специального снаряжения для них. В результате чего их закупка осуществляется исключительно за счет внебюджетных источников учреждений, либо дохода, получаемого от производственной деятельности. Перепрофилирование унитарных предприятий в центры трудовой адаптации, перевод исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС на бюджетное финансирование делает приобретение служебных собак и специального снаряжения изложенными путями невозможным. Ежегодная естественная убыль поголовья служебных животных (выбраковка по возрасту, рабочим качествам, болезни) составляет 11-12% (около 2500 голов). Работа по разведению и выращиванию собак служебных пород, проводимая племенными питомниками, созданными в десяти территориальных органах УИС, способна обеспечить восполнение лишь 15-20% всей естественной убыли поголовья служебных собак (до 500 щенков в год) и, как правило, только по месту дислокации (территориальной принадлежности).

При средней по России стоимости служебной собаки 20 тыс. рублей, комплекта специального снаряжения на одну собаку 1,5 тыс. рублей, ежегодная потребность в финансировании составляет: на приобретение служебных собак – 35 200 тыс. рублей, на специальное снаряжение – 51 847,1 тыс. рублей. Отсутствие бюджетного финансирования на данные цели приведет к тому, что уже через 5-7 лет выполнение задач, возложенных на кинологическую службу УИС, будет крайне затруднено, что негативным образом скажется не только на результатах работы кинологических подразделений, но и на эффективности выполнения задач по охране объектов.

Представленная перспективная концепция развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года (далее – Концепция) является официальной системой взглядов руководства Федеральной службы исполнения наказаний на решение задачи обеспечения изоляции спецконтингента, в части профилактики побегов из-под охраны, безопасности исправительных учреждений, следственных изоляторов. Основными целями её реализации являются:

1. Модернизация инженерно-технического оборудования охраняемых объектов направленная на создание условий для гарантированного задержания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, совершающих покушение на побег, в границах охраняемых объектов, высокой степени защиты подведомственных объектов от вооружённых нападений и попыток незаконного проникновения на их территорию.

2. Оптимизация объёмов задач, выполняемых подразделениями охраны и специальными подразделениями по конвоированию, их штатной численности, расходов на оснащение объектов комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора, поддержание их в работоспособном состоянии.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме