Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Налоговый и бухгалтерский учет. Смотреть страницы где упоминается термин капитализированные платеж Капитализация повременных платежей

Во время деятельности организации были два несчастных случая. Сотрудники уволились по собственному желанию и получают выплаты из ФСС. Действия организации при ликвидации.

Вопрос: При обращении в ФСС, сотрудница отдела по капитализируемым платежам при ликвидации пояснила следующее: Во время деятельности организации были два несчастных случая, по которым был произведен весь документооборот с фондом, предоставлены б/листы и расчеты. Сотрудники уволились по собственному желанию до 2015 года. С того момента производятся выплаты данным сотрудникам из Фонда социального страхования пожизненно, в общей сумме 94 595,71 руб. в месяц. Но так как данная организация ликвидируется и перестанет оплачивать страховые взносы от несчастных случаев по работающим сотрудникам, то на ОАО "*" ложиться обязательство выплатить ФСС предполагаемую сумму, по данному расчету размера капитализируемых платежей, в общей сумме 15 402 345,97руб. Правомерно ли это? У ОАО нет средств на погашение данных обязательств. Какие пути решения могут быть?

Ответ: Да, правомерно. Прежде чем ликвидировать организацию, ее собственники проверяют, есть ли у нее обязательства перед сотрудниками по выплатам на «травматизм». Чтобы обеспечить пожизненные выплаты, ликвидационная комиссия перечисляет в ФСС России капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). ФСС будет находиться в вашем реестре кредиторов. Очередность уплаты капитализированных платежей - третья. Срок и порядок уплаты ликвидационная комиссия согласовывает с фондом. В отсутствии денежных средств, акционерное общество может расплатиться с кредиторами имуществом.

Обоснование

Как перечислять и учитывать капитализированные платежи по взносам «на травматизм» при ликвидации организации-страхователя

Прежде чем ликвидировать организацию, ее собственники проверяют, есть ли у нее обязательства перед сотрудниками по выплатам на «травматизм». Некоторые такие выплаты бывшие сотрудники или их родственники вправе получать и после того, как предприятие закроется. Чтобы обеспечить пожизненные выплаты, ликвидационная комиссия перечисляет в ФСС России капитализированные платежи. Такое правило установлено пунктом 2 статьи 23 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Рассчитайте капитализированные платежи по формулам, которые приведены в Методике , утвержденной постановлением ФСС России от 30 июля 2001 г. № 72 . Для этого в течение 10 календарных дней с даты, когда собственники назначили ликвидационную комиссию, направьте в территориальное отделение ФСС России уведомление о ликвидации организации. Получив его, сотрудники фонда в течение двух недель пришлют список людей, которым положены страховые обеспечения. По каждому виду страхового обеспечения страховщики укажут размер выплат.

Согласуйте результат расчета капитализированных платежей с территориальным отделением фонда с ФСС России. Для этого направьте туда письмо, например, с такой формулировкой: «Просим согласовать размер капитализированных платежей, уплачиваемых в ФСС России при ликвидации организации…». Сделайте это в течение двух недель с даты, когда будет закрыт реестр требований кредиторов к ликвидируемой организации. Это предусмотрено пунктами 2-5 Порядка, утвержденного .

В каком порядке платить

Капитализированные платежи перечисляйте в территориальное отделение ФСС России, где зарегистрирована ликвидируемая организация. Срок уплаты ликвидационная комиссия согласовывает с фондом (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863).

Очередность уплаты капитализированных платежей - третья. Поясним, почему так.

В первую очередь при ликвидации возникают текущие расходы, которые напрямую связаны с данной процедурой (например, организационные и судебные). После того как эти расходы оплачены, с кредиторами рассчитываются в таком порядке:

первая очередь - расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;

вторая очередь - зарплата сотрудникам и вознаграждения по авторским договорам;

третья очередь - расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

четвертая очередь - расчеты с другими кредиторами.

Так установлено пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

К первой очередности капитализированные платежи не относятся. Они - один из источников, за счет которых ФСС России формирует средства социального страхования. Это нецелевые выплаты для расчетов с работниками, которые получили производственную травму или профзаболевание. Согласия человека на уплату капитализированных платежей в орган соцстраха не требуется. Поэтому такие платежи - это не расчеты за причинение вреда жизни и здоровью. Такие же выводы есть в

ООО ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "ВАШ ГАРАНТЪ" (14.11.2015 в 10:52:21)

Здравствуйте!

В недавнем прошлом выплаты пострадавшим производились исключительно предприятиями, где произошел несчастный случай. В настоящее время многие из этих предприятий обанкротились, поменяли хозяев или находятся на стадии внешнего управления, реорганизации либо ликвидации. Естественно, предприятия и организации избавляются от лишних долгов и обязательств. Не редко, что лишними в сложившейся ситуации оказываются именно те работники, которые пострадали на данном предприятии.

В силу ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

При ликвидации страхователя — юридического лица оно обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок внесения в Фонд РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС НС ПЗ) утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863 и регулирует вопросы внесения в Фонд ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами — страхователями по ОСС НС ПЗ капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по ОСС НС ПЗ застрахованным и лицам, имеющим право на получение в связи со смертью застрахованных в результате наступления .

Уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в десятидневный срок с даты ее образования (назначения). Страховщик в двухнедельный срок, начиная с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя, направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализированных платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием сумм выплат по каждому виду такого обеспечения. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализированных платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по ОСС НС ПЗ при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей (утв. Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. № 72).

Капитализированные платежи в денежном выражении (и их коэффициенты) определяются раздельно по каждому получателю и каждому виду выплат (в зависимости от пола и возраста получателя и других обстоятельств).

С Уважением, ЮФ "ВАШ ГАРАНТЪ".

ЖДЕМ ОТЗЫВЫ. СПАСИБО .

Учитывая позицию Верховного Суда РФ, требование конкурсного кредитора об исключении из реестра требований кредиторов капитализированных платежей в случае смерти застрахованного лица неправомерно.Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон N 127-ФЗ) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой; прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом N 127-ФЗ, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается; исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой. На основании п. 2 ст. 418 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее — Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случ
аях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Пунктом 2 ст. 15 Закона N 125-ФЗ установлено, что днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления о получении обеспечения по страхованию. При направлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления. Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением о получении обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая. Как следует из п. 1 ст. 20 Закона N 125-ФЗ, средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: 1) обязательных страховых взносов страхователей; 2) взыскиваемых штрафов и пеней; 3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; 4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. На основании п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя — юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей", Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы. Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ, не является требованием гражданина — кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется. Как следует из приведенных положений, ответ на вопрос о возможности исключения из реестра требований кредиторов капитализированных платежей в результате причинения должником вреда здоровью гражданина, которому предоставлено обеспечение по обязательному социальному страхованию, в случае смерти данного гражданина, прямо в Законах N N 125-ФЗ и 127-ФЗ не указан. В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2014 N А56-61267/2010 суд пришел к выводу, что выплату должником капитализируемых платежей законодательство связывает с конкретным физическим лицом, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, несмотря на то что впоследствии такие платежи не персонифицируются на конкретного получателя страхового обеспечения. Однако Определением Верховного Суда РФ от 08.05.2015 по делу N 307-ЭС14-7082, А56-61267/2010 указанное Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа отменено, в удовлетворении заявления конкурсного кредитора организации об исключении из реестра требований кредиторов должника капитализированных платежей отказано. Верховный Суд РФ указал, что в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72, размер капитализируемых платежей определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ, п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ. Ни Закон N 125-ФЗ, ни принятые во исполнение этого Закона правовые акты не содержат положений, согласно которым объем публичных по своей сути обязательств ликвидируемого должника по уплате капитализированных платежей — одного из источников формирования средств на осуществление обязатель
ного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — подлежит изменению в ходе процедуры конкурсного производства. При этом в период данной процедуры могут изменяться факторы, влияющие как в большую, так и в меньшую сторону на размер капитализируемых платежей (такие как фактический возраст потерпевшего; нуждаемость его в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; степень утраты профессиональной трудоспособности; индексация ежемесячной страховой выплаты; дожитие). В момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ обязательных капитализированных платежей. Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит. Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда РФ, требование конкурсного кредитора об исключении из реестра требований кредиторов спорных капитализированных платежей в рассматриваемой ситуации неправомерно.

В отношении организации открыто конкурсное производство. В реестр требований кредиторов должника включены капитализированные платежи, в связи с тем что должник-страхователь причинил вред здоровью гражданина при исполнении последним обязанностей по трудовому договору; ФСС РФ предоставил потерпевшему обеспечение по обязательному социальному страхованию. Однако до окончания конкурсного производства указанный гражданин умер. Один из конкурсных кредиторов требует исключения из реестра требований кредиторов спорных капитализированных платежей. Правомерна ли данная позиция?

  • ← Территориальный орган ПФР по результатам камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за I полугодие 2015 г. вынес в отношении организации решение о привлечении к ответственности (вступило в силу 4 сентября 2015 г.). В данном решении в том числе указан размер выявленной недоимки. При этом вместе с решением представителю организации также было вручено требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам — в частности, необходимо внести исправления в расчет путем представления уточненного расчета за полугодие 2015 г. Обоснованно ли требование территориального органа ПФР о представлении уточненного расчета по результатам камеральной проверки, в рамках которой в первоначально представленном расчете были выявлены ошибки, которые привели к образованию недоимки?
  • Участник ВЭД поместил товары под таможенную процедуру экспорта. Данные товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами. После регистрации декларации на товары инспектор дополнительно запросил оригиналы разрешительных документов на бумажном носителе. Участник ВЭД представил эти документы. В результате выпуск товаров был осуществлен спустя восемь часов с момента регистрации ДТ. Нарушены ли сроки выпуска в данной ситуации? →

1. В случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда.

2. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.

Комментарий к Ст. 1093 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила возмещения вреда в случае прекращения юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина. Согласно ст. ст. 57 — 65 ГК РФ прекращение деятельности юридического лица возможно либо в результате реорганизации, либо в результате его ликвидации.

Положения данной статьи призваны защитить права и охраняемые законом интересы потерпевшего или лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца. Исходя из общего правила п. 1 ст. 1092 ГК РФ, установившего, что выплата причитающихся гражданину сумм в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами, т.е. длительное время и периодически до восстановления трудоспособности либо до достижения определенного возраста или наступления другого юридически значимого обстоятельства (см. ст. 1088 ГК и комментарий к ней), законодатель предусмотрел порядок возмещения вреда и на тот случай, когда причинитель вреда — юридическое лицо прекратит свое существование ранее момента прекращения его обязанности по выплате соответствующих платежей.

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи в случае реорганизации юридического лица обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. Данное положение ГК РФ полностью согласуется с правилами универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (ст. 58 ГК).

К правопреемнику могут быть предъявлены требования о возмещении вреда. Это означает, что гражданин может обратиться с данным требованием к правопреемнику и в том случае, когда увечье или иное повреждение здоровья либо смерть потерпевшего имели место в период существования реорганизованного юридического лица (самого причинителя вреда), но к моменту предъявления требования оно уже прекратило свое существование. К правопреемнику можно обратиться с требованием об увеличении размера возмещения вреда (п. 1 ст. 1090 ГК). В свою очередь, лицо, которое несет ответственность за вред в порядке правопреемства, также вправе при наличии указанных в законе обстоятельств потребовать уменьшения размера возмещения вреда (п. 2 ст. 1090 ГК).

Одним из прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, права требования которых возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, является право потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (п. 2 ст. 60 ГК в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ). Представляется, что существо обязательства по возмещению вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, не всегда позволяет должнику исполнить его досрочно по причине невозможности заранее определить размер будущего возмещения. Вместе с тем в некоторых случаях, например в случае возмещения вреда несовершеннолетним или учащимся старше 18 лет в связи со смертью кормильца, соответствующее обязательство по требованию кредитора может быть исполнено реорганизуемым юридическим лицом досрочно.

3. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК).

Часть первая ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица в добровольном порядке (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или в принудительном порядке (по решению суда, в частности, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также в иных случаях, предусмотренных ГК). Наиболее распространенным случаем ликвидации юридического лица до сих пор остается ликвидация юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (ст. ст. 61, 65 ГК).

В случае ликвидации юридического лица ГК РФ предусматривает, что соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Данное положение гражданского закона является исключением из общего правила о том, что гражданско-правовое обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (ст. 419 ГК). В этом случае обязательство ликвидируемой организации по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, возлагается законом на иных лиц — страховые организации, однако только в случае обязательного социального страхования, или в силу п. 3 ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — на Российскую Федерацию.

Капитализация платежей означает, что организация — причинитель вреда в случае ликвидации производит расчет будущих выплат гражданам, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и по общему правилу перечисляет сумму соответствующих выплат (капитализированные платежи) в установленном порядке на счет страховщика (Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что механизм капитализации платежей не позволяет с точностью определить размер будущих выплат. Вместе с тем законодательный подход к капитализации основан на принципе, согласно которому страховые организации должны производить выплаты потерпевшему или лицам, которые понесли ущерб в результате смерти кормильца за счет капитализированных сумм, перечисленных организацией — причинителем вреда в установленном порядке на счет страховщика, и при этом предполагается, что этих сумм должно быть достаточно на весь период возмещения. Однако неизвестность перед будущим не позволяет достичь такого баланса, в связи с чем деятельность страховщика носит алеаторный (рисковый) характер. Нередко, к сожалению, ликвидируемая организация не имеет достаточно средств, необходимых для удовлетворения требований даже кредиторов первой очереди.

Цель капитализации может быть достигнута и другими способами, в частности в результате перехода права требования гражданина в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации и исполнения Российской Федерацией обязательства организации — причинителя вреда.

4. В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, определен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно подп. 10 п. 2 ст. 18 которого Фонд социального страхования РФ обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.

Во исполнение п. 2 ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2000 г. N 863 утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Порядок внесения капитализированных платежей).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 48. Ст. 4693.

Указанный Порядок внесения капитализированных платежей распространяется на юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ликвидируемых как в добровольном, так и в принудительном порядке (в том числе в связи с признанием лица несостоятельным (банкротом)) (см. также п. 6 настоящего комментария).

Согласно Порядку внесения капитализированных платежей ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий в 10-дневный срок с даты их назначения направляет страховщику по месту регистрации страхователя уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) на основании полученного от страховщика списка граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, рассчитывает размер капитализируемых платежей и согласовывает его со страховщиком в двухнедельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу — страхователю.

Расчет размера капитализируемых платежей производится в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. N 72 (далее — Методика расчета размера капитализируемых платежей).

———————————
Финансовая газета. 2001. N 37.

5. Как было отмечено выше, размер капитализированных платежей должен быть максимально приближен к реальному размеру выплат, которые будут произведены в будущем. Вместе с тем достичь этого равенства практически невозможно. Именно поэтому Методика расчета размера капитализируемых платежей базируется на применении коэффициентов капитализации и основывается на информации о фактическом возрасте и поле получателя платежей, нуждаемости пострадавшего в обеспечении по страхованию, степени утраты им профессиональной трудоспособности, размере его среднего месячного заработка и размере ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком. Также, поскольку заранее не известны уровень инфляции и расходы в связи с повышением стоимости жизни (ст. 1091 ГК), зарезервировать данные суммы на будущее время невозможно, в связи с чем предусмотрено, что индексация ежемесячных страховых выплат будет производиться за счет возможных накоплений от размещения страховщиком (Фондом социального страхования РФ) капитализированных платежей в государственные ценные бумаги и банковские вклады. Фонду социального страхования РФ предоставлено право инвестировать часть временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. При этом помещение таких средств Фонда в банковские вклады может производиться лишь в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период (п. 7 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101).

6. Некоторые особенности установления размера требований о выплате капитализированных платежей в деле о банкротстве и порядка их выплаты гражданину предусмотрены Законом о банкротстве. В силу того, что Закон об обязательном социальном страховании регулирует отношения по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью только застрахованным в соответствии с данным Законом лицам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 30 ноября 2006 г. N 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 57) разъяснил, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию. Капитализации в соответствии со ст. 135 Закона о банкротстве подлежат также требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в части, превышающей обеспечение по страхованию, на которое указанные лица имеют право в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании (см. п. 2 ст. 1 данного Закона, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 57). Вместе с тем в настоящее время неурегулированными остаются отношения по возмещению вреда жизни или здоровью, причиненного лицам, на которых не распространяется действие Закона об обязательном социальном страховании, и при этом причинителем вреда является организация, ликвидируемая по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ.

7. Следует заметить, что порядок капитализации платежей при банкротстве должника существенно отличается от предусмотренного Законом об обязательном социальном страховании порядка возмещения вреда жизни и здоровью ликвидируемым юридическим лицом. Специфика определения размера капитализируемых платежей и порядка их выплаты должником-банкротом заключается в следующем:

— при капитализации учитываются повременные платежи, подлежащие выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. В случае если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет 10 лет (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве);

— капитализации подлежат повременные платежи, уплачиваемые на основании п. 1 ст. 1085, п. 1 ст. 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. При расчете размера повременных платежей не подлежит применению Методика расчета размера капитализируемых платежей (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57);

— право требования гражданина к должнику в сумме капитализированных повременных платежей с согласия гражданина может перейти к Российской Федерации. При этом согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

Как отмечает А.В. Егоров, «предоставляемое кредитору право выбора — принять сумму в полном объеме или отдать свое требование государству, получая взамен повременные платежи, — является наиболее справедливым средством регулирования поведения личности в гражданском обществе» . Однако Высший Арбитражный Суд РФ указал, что Фонд социального страхования РФ вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и выплаты Фонду, а не гражданину капитализированной суммы (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

———————————
Егоров А.В. Капитализация повременных платежей в законодательстве о несостоятельности // Вестник ВАС РФ. 2004. N 5.

8. Несмотря на то что согласно п. 8 Порядка внесения капитализированных платежей указанные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, капитализированные платежи согласно п. 2 комментируемой статьи предназначены для выплаты конкретному гражданину, а не неопределенному кругу лиц. Данный вывод подтверждается также судебной практикой.

9. Требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, подлежат удовлетворению в первую очередь (п. 1 ст. 64 ГК).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме