Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Перспективы директивного планирования. Шпаргалка по Прогнозированию и планированию в условиях рынка - файл n1.doc

  • Шпаргалки для вступительных в магистратуру экономика строительства (Шпаргалка)
  • Шпоры по ОПП (Шпаргалка)
  • Авдеева Т.Т. (д.э.н.) Учебно-методический комплекс по стратегическому планированию (Документ)
  • Виноградов Д.В. Экономика недвижимости (Документ)
  • Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по менеджменту сервиса и запасных частей (Документ)
  • Костырко Л.А. Финансовый рынок (Документ)
  • Дейан Арман. Изучение рынка (Документ)
  • Разнодёжина Э.Н., Красников И.В. Мотивация рыночной организации труда в современных условиях (Документ)
  • n1.doc

    2. Директивное и индикативное планирование.

    Директивное планированиепредставляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

    До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

    Индикативное планирование - это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

    Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

    4. Планирование как хозяйственно-организаторская функция государства.

    Сущность планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования,

    Сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план - это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

    План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться.

    Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные.

    Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов.

    Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования,

    Ожидаемых результатов на период до 1 года.

    Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь.

    Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем.
    3. Зарубежный опыт социально-экономического прогнозирования и планирования.

    В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)

    В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования - программирования - бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:

    * как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;

    * как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга.

    С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.

    В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.

    Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.

    В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.

    В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация:

    1) на рынке отдельного товара;

    2) в конкретном секторе экономики;

    3) на мировом рынке.

    В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.

    Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:

    А) макропланирование;

    Б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;

    В) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей;

    Г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.

    5. Взаимосвязи между прогнозированием и планированием.

    Под прогнозом понимается система научно обоснован­ных представлений о возможных состояниях объекта в бу­дущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определен­ность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объек­та. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и но­сит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

    Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

    Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется по­средством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

    Формы предвидения тесно связаны в своих проявлени­ях между собой и представляют последовательные, конк­ретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса - общенаучное предвиде­ние состояний объекта; завершающий этап - разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состоя­ние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

    6. Стратегическое и тактическое планирование.

    13. Прогнозирование научно-технического прогресса.

    Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-техни­ческого прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогно­зы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогно­зы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса.

    В мировой практике в процессе разработки прогнозов развития нау­ки и техники применяются как интуитивные, так и формализованные ме­тоды .

    При прогнозировании фундаментальных исследований широкое рас­пространение получили системный анализ и синтез , методы экспертных оценок : сценариев, построения "дерева целей", морфологического ана­лиза, "Дельфи", коллективной генерации идей .

    При прогнозировании прикладных исследований и разного рода раз­работок применяются методы экстраполяции, экспертных оценок, моде­лирования, оптимизации , а также методы, основанные на анализе патен­тной документации и научно-технической информации.

    В процессе прогнозных расчетов производства и эксплуатации новой техники используются методы экспертных оценок, экстраполяции, оп­ тимизации , факторные и имитационные модели, система укрупненных балансовых расчетов . При выборе методов прогнозирования важным яв­ляется глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение форма­лизованных методов оправдано. В случае появления скачков необходи­мо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления. А на участках эволюционного процесса следует применять формализованные методы.

    Стратегия НТП формируется на осно­ве комплексного прогноза научно-технического развития и отражает приоритетные направления развития науки и техники. В рамках приори­тетных направлений разрабатываются научно-технические программы.

    В программно-целевой технологии планирования новое содержание приобретает государственный заказ. Он должен играть роль своеобразного моста, соединяющего текущее общественное потребление с новыми технологическими возможностями, а также быть как бы катализатором, инициирующим революционные технологические изменения.

    План развития науки и техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл.

    8. Методы прогнозирования.

    Прогнозирование экономики представ­ляет собой сложный многоступенчатый про­цесс, в ходе которого должен решаться широкий круг раз­личных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве ос­новных используются всего 15-20.

    По степени формализации методы экономического про­гнозирования можно подразделить на интуитивные и фор­мализованные.

    Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоем­ких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными мето­ дами для повышения точности прогнозов.

    Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использова­ния ресурсов и т.п.

    Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеоб­разная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, от­расли) приблизительно одного и того же уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в вы­сокоразвитой системе строится прогноз для менее разви­той системы. Полученный таким путем "образец" - лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательно­му выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние ус­ловия и закономерности развития.

    К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

    Среди методов экстраполяции широкое распростране­ние получил метод подбора функций, основанный на ме­ тоде наименьших квадратов (МНЕ). В современных усло­виях все большее значение стали придавать модификаци­ям МНЕ: методу экспоненциального сглаживания с регу­ лируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

    Методы, моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономи­ческого процесса (объекта) в виде математических зависи­мостей и отношений. Различают следующие модели: мат­ричные, оптимального планирования, экономико-статисти­ческие (трендовые, факторные, эконометрические), ими­тационные, принятия решений. Для реализации экономи­ко-математических моделей применяются экономико-мате­ матические методы.

    10. Прогнозирование социального развития.

    Прогнозирование социального развития представляет сложный многоэтапный процесс. В данном процессе приходится решать множество разноплановых проблем, как теоретического, так и практического характера. Для успешного решения многих из проблем необходимо обладать обширным инструментарием прогнозирования. Основу инструментария прогнозирования составляют методы прогнозирования. На сегодняшний день разработано более двухсот различных методов, каждый из которых обладает своей областью применения, своими особенностями. Любой метод прогнозирования позволяет делать прогнозы с максимальной степенью достоверности в одних условиях, и является абсолютно неприменимым в других. Однако на практике сегодня на региональном уровне используются порядка 10-20 наиболее распространенных методов прогнозирования социально-экономического развития. В процессе совершенствования прогнозирования социально-экономического развития региона одним из направлений должно стать расширение базы применяемых методов. Для этого следует четко понимать особенности, преимущества и недостатки конкретных методов.

    В рамках классификацииметодов социального прогнозирования можно выделить две большие однородные группы: интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Данные группы принципиально отличаются по своей сущности. В рамках научных исследований наибольший интерес представляют методы, отнесенные ко второй группе, однако последние время всё чаще предпринимаются попытки исследования интуитивных методов.

    9. Методы планирования и расчета плановых показателей.

    Плановый показатель - это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей должна учитывать объективные потребности и закономерности экономического и социального развития предприятия АПК.

    Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно. Чтобы выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.

    Система показателей должна:

    Охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;

    Обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);

    Обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;

    Быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

    Ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности;

    Соответствовать ориентации предприятия на поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);

    Иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности.

    В планировании выделяют следующие группы показателей:

    Натуральные и стоимостные;

    Количественные и качественные;

    Абсолютные и относительные;

    Утверждаемые и расчетные;

    Частные и обобщающие.

    Натуральные показатели;

    Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т.д.).

    Современная экономика - сложнейшая система, развивающаяся на инновационной основе, все блоки которой теснейшим образом взаимосвязаны, требует сознательного постоянного поддержания основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.

    6. Стратегическое и тактическое планирование.

    Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на дан­ном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную пер­спективу и определяет основные направления социально-экономическо­го развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, веду­щую роль в реализации которых должно взять на себя государство. По­средством стратегического планирования определяются пути, по кото­рым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действо­вать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить со­циальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

    Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточ­ного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общего­сударственного развития.

    Если стратегия организации отражает ее долгосрочные цели, то тактика отражает краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями.

    Тактика, как правило, разрабатывается средним звеном руководства организации в развитие стратегии и на более короткие сроки.

    Процесс формирования тактических планов организации предполагает, как правило, процедуру их согласования между руководством организации и менеджерами среднего управленческого звена.

    Нередко на разных фирмах в процессе согласования тактических планов можно наблюдать наличие противоположных интересов их руководства и менеджеров среднего управленческого эшелона.

    11. Прогнозирование экономического роста

    Конечной целью эк-го роста является рост потребления и состояния. В масштабе всего общественного производства, он характеризует увеличение объема производства товаров и услуг, и измеряется как в абсолютных, так и в относительных величинах.

    Различают 2 типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

    Экстенсивный тип представляет экономический рост, достигнутый путем наращивания масс используемых факторов производства, т.е. за счет количественного увеличения объема производства применяемых ресурсов, при сохранении неизменной технической базы производства.

    Основными факторами этого типа является увеличение числа занятых работников, рабочего времени, основных и оборотных фондов, инвестиций при стабильном уровне. При этом типе развития может возрастать эффективность хозяйствования, т.к. имеет место эффект масштаба (экономия, получаемая от снижения постоянных издержек производства в результате увеличения его объема или масштаба самого предприятия). Это обеспечивает возможность углубления специализации и управления, применение крупных производственных мощностей, повышающих производительность труда.

    Интенсивный тип развития имеет место тогда, когда эк-ий рост базируется на применении в процессе производства более совершенных факторов производства, а также более напряженного использования имеющегося производственного потенциала и других ресурсов.

    К основным факторам этого типа относят: 1) разработка и внедрение новой техники и технологии; 2) повышение квалификации работников; 3) сокращение производственного цикла; 4) ускорение операции и оборота имеющегося фонда; 5) структурное преобразование в экономике; 6) улучшение организации производства; 7) снижение ресурсоемкости продукции и т.д.

    Результатами интенсивного развития является увеличение выхода конечной продукции с каждой единицы повышения качества и рентабельности продукции.

    В последние годы появляется еще один тип развития – инновационный. Он отличается от других целенаправленным производством новой и постоянно-обновляемой продукции, в том числе факторов инновации продуктов (материалов, техники), ему присуще нововведение в технологической базе. Такие свойства обеспечивают эффективный экономический рост.

    Для оценки динамики эк-го развития используются эк-ие показатели, отражающие производство и потребление совокупного продукта, созданного хозяйствующими субъектами, имеющими отношение к данной стране: ВВП и ВНП.

    Все показатели в рамках системы национальных счетов ВВП рассчитываются с помощью нескольких методов: производственный метод, метод конечного использования и подоходный метод.

    При расчете методом конечного использования суммируются все расходы. В итоге мы получаем стоимостное отношение товаров и услуг на территории данной страны и потребленных внутри страны и вне.

    ВВП = C + G + I + Nx, где С – личные потребительские расходы, G – расходы гос-ва, I – валовые частные инвестиции, Nx – чистый экспорт товаров и услуг, сальдо экспорта и импорта (минус).

    Для характеристики эк-го роста используется динамика общего производства, показателями которой являются темпы роста и прироста.

    Т = (ВВП t / ВВП б)* 100 Годовые темпы прироста определяются как разность между ВВП t и ВВП б дельтаТ =(ВВП t - ВВП б) / ВВП б

    Специалисты считают, что экономика любой страны должна стремиться обеспечить рост национального дохода в размере 3-4%, иначе население перестанет ощущать улучшение жизни.

    12. Прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей.

    Внешнеэкономические связи (ВЭС) охватывают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроиз­водства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эф­фективность. В то же время ВЭС представляют собой подсистему миро­вого хозяйства. Во всем мире в настоящее время наблюдается развитие интеграцион­ных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и име­ют определенную договорно-правовую основу. Важнейшими направле­ниями интеграции в мировую экономику являются международная тор­говля и интернационализация производства. Наиболее полно внешнеэкономические связи реализуются при обес­печении научно обоснованного их прогнозирования и планирования. Среди важнейших форм ВЭС следует выделить : внешнюю торговлю; кредитные взаимоотношения; научно-техническое сотрудничество с за­рубежными государствами; межгосударственные связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции. Практическое осуществление экономических связей хозяйствующи­ми субъектами данного государства с другими странами характеризует­ся как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она охваты­вает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных това­ров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с со­вершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров. Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту). Экспорт - это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезен­ных из-за границы, без их переработки. Импорт - закупка и ввоз ино­странных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера. Реимпорт - ввоз из-за границы отечественных това­ров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не под­вергались там переработке. Способность страны производить определенное количество конку­рентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономи­ческих и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры. Для осуществления регулирования ВЭД государство вырабатывает внешнеэкономическую политику , которая представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являют­ ся : внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика . Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и не­тарифное регулирование. Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударствен­ной специализации и кооперирования, кредитного и научно-техническо­го сотрудничества с зарубежными странами. Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны. Центральное место занимает прогноз внешней тор­ говли , в процессе которого определяются: совокупный объем внешне­торгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и отдельным странам; спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота. Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС.

    21. Планирование развития государственного сектора экономики.

    Одним из видов комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.

    Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:

    Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.

    Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.

    Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

    15. Классификация прогнозов и планов.

    В соответствии с установленным порядком в Российской Федерации разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.

    Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

    Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.

    Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется. Исходной основой разработки является концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, содержащаяся в первом после вступления в должность Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

    Краткосрочный прогноз социально-экономического развития включает разделы:

    Основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ;

    Социальное развитие;

    Развитие науки;

    Формирование и расходование средств внебюджетных и целевых бюджетных фндов;

    Приватизация;

    Платежный баланс;

    Развитие фондового рынка;

    Консолидированный бюджет;

    Динамика производства и потребления.

    Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на квартал. Для этого Госкомстат РФ представляет в Минэкономики РФ итоги развития РФ за 2 месяца и оценку развития за предыдущий квартал. Минфин РФ представляет в Минэкономики РФ прогноз финансовых показателей на предстоящий квартал и итоги выполнения бюджета за прошедший квартал. Минэкономики РФ ожидаемые показатели развития за истекший квартал и варианты прогноза на будущий квартал представляет на рассмотрение в Правительство РФ.

    Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское.

    Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

    Индикативный план опирается на два начала. С одной стороны, он является ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных показателей. В этой части он носит рекомендательный характер: показатели используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Для вошедших в орбиту индикативного плана хозяйствующих субъектов его показатели являются обязательными, так как их невыполнение делает невозможным решение поставленных планом задач.

    Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления. Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.

    Предпринимательским планированием является функция предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.

    Бизнес с самого начала основан на планировании (бизнес-планах), но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование .

    Планирование относится к виду управленческой деятельности, направленному на обоснование мероприятий, которые обеспечивают .

    Необходимость в планировании обусловлена потребностями развития бизнеса, условиями рынка. Любая экономическая деятельность требует планирования, предвидения последствий.

    В современном предпринимательстве директивное планирование подразумевает носящие обязательный характер планы, выполнение которых строго контролируется.

    Директивное планирование представляется также как процесс , имеющих силу нормативных актов. Оно включает комплекс специальных мер по обеспечению выполнения разработанных планов.

    Директивные планы носят адресный характер (направлены на конкретных субъектов бизнеса), обязательны для всех исполнителей, при этом должностные лица несут персональную ответственность за невыполнение заданий плана.

    Сущность директивного планирования в бизнесе заключена в том, что у юридического лица существует единый плановый центр, доводящий планы работ во все подразделения (отделы), до каждого сотрудника в отдельности, утверждающий цены, прикрепляющий поставщиков, регламентирующий сбыт.

    Здесь «плановыполнение» жестко контролируется. Важным условием является использование методов принуждения, а также поощрения за выполнение планов.

    Любое директивное планирование всегда подразумевает нечто обязательное, жесткое, подлежащее неукоснительному исполнению.

    Также, предполагается применение задач командно-административных рычагов для претворения в жизнь разработанных целей.

    Условие обязательности здесь реализуется посредством издания соответствующих административно-распорядительных документов — указов, распоряжений, приказов, инструкций, локальных актов.

    После чего осуществляется непосредственная реализация установленных заданий, текущий, промежуточный, конечный контроль степени выполнения этапов плана.

    Применяются меры административного, дисциплинарного, материального воздействия на исполнителя в зависимости от качества конечного достигнутого результата.

    Самый масштабный эксперимент по директивному планированию в истории человечества — государственное директивное планирование в СССР, потерпел крах и, в итоге, был раскритикован.

    Несмотря на это, элементы такого планирования могут и должны использоваться при определенных условиях не только в сфере бизнеса, но и на государственном уровне экономики.

    Кроме того, аналогичный эксперимент на современном этапе развития экономики в Китае, принес положительные результаты. А это значит, что плох не сам способ планирования, а конкретные методы его внедрения.

    Поэтому в каждом конкретном случае объекты, сферы, объемы применения директивного планирования должны иметь обязательные

    К сожалению, реалии российского общества таковы, что без жесткого контроля и принуждения даже в бизнесе порой никак не обойтись.

    Поэтому в крупных бизнес-системах, таких как: концерны, конгломераты, транснациональные компании, финансово-промышленные группы, корпорации, директивное планирование вполне оправданно.

    Актуально оно и в государственном секторе экономики, в партнерстве государства и предпринимательства/

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ФЕРЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФИЛИАЛ В г. ЗАВОДОУКОВСКЕ

    Контрольная работа

    По дисциплине: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

    На тему: «Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом ».

    Выполнил:

    Студент IV курса ОЗО

    Специальность «ФиК»

    1261 группа

    Научный руководитель

    Каменец М.Ю.

    г.Заводоуковск, 2010г.

    Директивное планирование…………………………………………..3

    Индикативное планирование………………………………………....3

    Планирование бюджета нормативным методом……………………5

    Список используемой литературы…………………………………..9

    Директивное планирование.

    Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов,

    имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

    Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а

    должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

    Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих

    субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены,

    прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко

    контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования

    является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника –

    государства. Важным условием применения директивного планирования является

    использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

    В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем

    СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства,

    для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый

    Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические

    показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали

    из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием.

    Соответственно из плана производства строился план распределения продукции,

    служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик

    привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей

    продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты,

    комплектующие изделия.

    Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

    Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны

    и постепенно себя исчерпали.

    Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в

    государственном масштабе:

    Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так

    называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

    Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

    Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его

    естественных (присущих человеческой природе) законов.

    Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут

    и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном,

    уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и

    сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

    Индикативное планирование.

    Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности

    государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее

    госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке

    системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий

    определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование,

    бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования

    решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной

    поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под

    негосударственными носителями экономического управления понимаются институты

    местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-

    промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации

    участников рынков, и т.д.)»

    В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально-

    экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее

    функционирования. Индикативное планирование является основным методом

    воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить

    решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых

    только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия

    региональными органами.

    Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе

    концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики;

    государственные программы; экономические регуляторы.

    Индикативное планирование является продолжением и развитием

    прогнозирования.

    Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного

    планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет

    собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов),

    характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее

    государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер

    государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью

    достижения установленного уровня индикаторов.

    Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных

    хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование

    хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах

    составляет основу и директивного планирования.

    целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-

    экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия

    всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с

    региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично

    соединить в едином документе концепции социально-экономической политики

    государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы,

    систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы

    государственных капитальных вложений и др.

    Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит

    обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития,

    осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного

    воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

    В качестве индикаторов социально-экономического развития используются

    показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики;

    состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка

    товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни

    населения внешнеэкономические связи и т.д.

    Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами

    государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства,

    нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

    государственные заказы и др.

    В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий,

    т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим

    субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей

    государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет

    хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать

    наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из

    главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и

    свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также

    выгодных внешних экономических связей.

    В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты,

    налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

    объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий

    функционирования государственных предприятий.

    Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех

    хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных

    органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное

    планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и

    средством государственного регулирования экономики, и средством ее

    саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны

    прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

    В своем развитии индикативное планирование прошло через формы

    соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики.

    Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная,

    предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического

    Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую

    систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение

    последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов

    обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим

    процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют

    директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом,

    индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное

    сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

    Планирование бюджета нормативным методом.

    Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и

    плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и

    нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством

    его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами

    производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

    Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее

    начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая

    предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем

    виде норма - научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на

    изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного

    качества в условиях планируемого периода.

    Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на

    единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития

    производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она

    активно влияет на него.

    Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или

    степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади,

    веса, объема и т.д. (например, коэффициент использования материала, съем продукции с

    одного квадратного метра производственной площади, процент потерь, коэффициент

    использования материалов, нормативы режимов резания металлов и др.). Экономические

    нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и

    характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на

    конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов

    деятельности.

    Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов,

    оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня

    планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие)

    изменяются состав и содержание нормативной базы.

    Система норм и нормативов - комплекс научно обоснованных материальных,

    трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования,

    обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация

    подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы.

    Цель разработки системы норм и нормативов - обеспечение научного фундамента

    прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете

    резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования

    экономического объекта.

    Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного

    хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя

    конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения

    между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др.

    В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются

    Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных

    расходов, а также процедуры их корректировки (индексации) в зависимости от темпов

    инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и

    нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и

    услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны

    услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и

    общественного питания и др.

    Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых

    ставок (шкалы подоходного налога); ставок налогов на добавленную стоимость; норм

    амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов

    отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов;

    нормативы резервов по ссудам; акцизов и др.

    Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности

    инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности

    капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства,

    строительного задела, технологической структуры капитальных вложений,

    продолжительности проектирования и др.

    Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы

    и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-

    эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных

    ресурсов на капитальное строительство и др.

    Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив

    минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных

    организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования

    трудовых ресурсов и др.

    Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы

    охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны,

    водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др.

    Нормативы льгот различных категорий населения и организаций – включают

    нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в

    бюджетном финансировании (в пособиях) или на цены потребляемых ими благ

    (перекрестное субсидирование и ценовые дотации) и др.

    Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных

    органов – включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной

    техникой и вооружением и др., регулирующие деятельность вооруженных сил и

    правоохранительных органов.

    Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего

    международным стандартам уровня социального развития, достижения

    сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного

    использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации

    труда и др.

    Использование в планировании и регулировании нормативных методов

    госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и

    волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать

    экономическую жизнь. Например, во второй половине 90-х годов применение ставки

    рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти

    полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из

    реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала

    фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор (по сравнению со

    спекулятивными вложениями средств), но и стремительного нарастания госдолга.

    При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов

    должны учитываться следующие требования:

    соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой

    группы по уровням управления и периодам планирования;

    обеспечение прогрессивности норм и нормативов;

    обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной;

    систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них

    изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации

    производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных

    методов хозяйствования и др.

    В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления

    общественными отношениями в процессе воспроизводства. При таком подходе объектом

    управления, осуществляемого при помощи норм и нормативов, является

    воспроизводство, включающее четыре фазы: производство, распределение, обмен,

    потребление. Одна из перспективных задач реформирования экономики состоит в том,

    чтобы при помощи научно обоснованных норм и нормативов обеспечить эффективное

    управление всеми фазами процесса воспроизводства.

    Основные принципы, на которых должна использоваться система норм и

    нормативов для целей индикативного планирования:

    Принцип прогрессивности предполагает необходимость учета в процессе

    разработки норм и нормативов достижений научно-технического прогресса, мероприятий

    по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению

    эффективности общественного производства и др.

    Принцип децентрализованности предполагает самостоятельность хозяйствующих

    субъектов при определении конкретных объемов затрат ресурсов, выпуска продукции,

    услуг на основе норм и нормативов задающих распределение чистого дохода, и другими

    нормативами, связывающими затраты и результаты хозяйственной деятельности.

    Прогнозы и планы своей деятельности хозяйствующие субъекты разрабатывают и

    реализуют самостоятельно, без вмешательства «сверху». При этом микропланы, по

    отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от

    хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно-

    аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на

    макроуровне.

    Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление

    нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие

    экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет

    хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение - при

    сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным

    поведением, т.е. снижают предпринимательскую активность, вывозят капитал за рубеж и

    т.д. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами

    по показателям эффективности производства. При слабом государстве, хозяйствующие

    субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы

    невыполнения договорных обязательств.

    Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие

    равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой

    функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок

    выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение

    ставок рефинансирования – отпугивает инвесторов, не верящих в способность

    государства обслуживать свои долги по высоким процентам. При этом следует знать, что

    не существует методов точного установления значений экономических нормативов,

    однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться.

    Например, существует «порог Лаффера» для полной ставки налогообложения доходов

    (30-40%), превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и др.

    Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних

    нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует

    множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным

    системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование – сложная задача, т.к.

    улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например,

    увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и

    Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на

    согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это

    согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и

    «снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный

    (лоббистский) характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении.

    Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы

    можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные – это нормы и

    нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано

    отраженные в законодательстве. Обусловленные – это нормы и нормативы,

    обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда

    критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается

    ставка налога на прибыль и др.

    Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее

    образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное

    развитие, т.е. расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики

    нормирования.

    Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с

    индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно-

    налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет

    возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих

    субъектов.

    Список литературы

    1. М. В. Чиненов, В. С. Семибратов, Бюджетное планирование и прогнозирование, 2008.

    2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред.

    Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

    3. Т. М. Ковалева, Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации, 2009.

    4. Бюджетная система РФ / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - Москва: Юрайт, 2005.

    5. Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка.-М.: Юнити-Дана,2003.

    Сущность

    Исторически сложились следующие системы планирования по уровню воздействия и роли государства:

    • директивное;
    • индикативное;
    • стратегическое:
    • программно-целевое.

    Замечание 1

    Директивное планирование предполагает строгое исполнение планируемых показателей и четкий контроль за их исполнением. За невыполнение целевых показателей наступает ответственность за исполнение.

    Система была разработана в СССР и внедрялась в социалистических странах. Такое планирование сохраняет свои позиции в КНДР.

    Исторические основы формирования директивного планирования

    Экономика новообразованного Советского Союза после свержения монархии, первой мировой войны, гражданской войны переживала спад. Первоочередным стало решение проблемы электроэнергетики. С участием большого количества ученых, квалифицированных кадров, инженеров был разработан первый знаменитый долгосрочный план, который не имел на тот момент аналогов в мире, и назывался «План ГОЭРЛО». Задачи плана состояли не только в развитии энергетики, но и строительстве производств и развитии производительных сил, полностью обеспечивающих данную отрасль.

    В 1923 г. образовывается Госплан (Государственная Комиссия СССР по Планированию). Аппарат занимался разработкой планов (сначала однолетних, далее пятилетних), изучением национального хозяйства, выявлением проблем и перспектив.

    С 1925 г. стали формироваться годовые планы развития национального хозяйства – «Контрольные цифры». При чем данные цифры являлись директивными, то есть были обязательны к выполнению в разных отраслях хозяйственной деятельности .

    В 1928 г. создается начальный пятилетний план (всего их было создано 13, а исполнено 12 из-за распада СССР).

    Замечание 2

    Система строилась следующим образом: народный комиссариат отправлял документ, где были разработаны конкретные и четкие задания, мероприятия, «контрольные цифры». Исполнение контролируется и строго обязательно. При получении по прямой ответственными исполнителями документа назначались местные, локальные комиссии исполкома.

    В исполнении планов большая роль принадлежала советской пропаганде. Пропаганда была направлена на индустриализацию, выполнение планов, народный дух, единство народа, поддержку коммунистических идей.

    Последующее развитие директивное планирование получило в составлении пятилетних планов – «пятилеток». Во втором плане цифры задавались с учетом «реализма». С третьего плана критерии выполнения показателей перешли от количественных к качественным, а основной статьей стала, конечно, сфера обороны страны. Эффективность пятилетних планов сохранялась до десятого плана (1976-1980 годы).

    Принципы планирования

    Такой вид планирования основан на обязательности, централизации, сильной роли государства во всех отраслях и часто подкрепляется коммунистическим строем, социализмом на государственном уровне.

    Основные особенности:

    • обязательность исполнения;
    • строгий контроль;
    • ответственность за исполнение ключевых индикаторов за период;
    • осуществляется централизованно («сверху-вниз»);
    • государственная собственность на предприятия;
    • частная собственность полностью отрицается;
    • отрицаются принципы и идеи рыночной экономики;
    • регулятор - командные методы;
    • основывается на повышенной производительности труда, которая проявляется из-за необходимости исполнения планов;
    • предпочтение отдается развитию перспективных отраслей национального хозяйства;
    • составление контрольных «директивных» цифр;
    • роль государства в экономике и других сферах деятельности является ключевой.

    Основные формы макроэкономических планов

    Планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, и является функцией собственника или уполномоченного им лица. Необходимость планирования обусловлено потребностями интеграции, углубляющимся разделением труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий.

    В условиях рыночной экономики государство вынуждено планировать следующие сферы деятельности:

    использование природных ресурсов;

    поступление доходов от имущества юридических и физических лиц;

    налоговые ставки и поступление налогов в бюджет от производства и оборота товаров;

    бюджетные расходы на содержание госаппарата;

    закупки продукции для государственных нужд;

    финансовую поддержку отраслям, регионам, отдельным категориям граждан, иностранным государствам;

    привлечение, погашение и обслуживание государственных займов;

    приобретение, продажу, использование государственного имущества;

    деятельность госпредприятий и др.

    Как показывает практика, развитые государства перераспределяют до половины и даже более ВВП. Ясно, что подобное планирование общественного сектора само по себе является макропланированием в урезанном виде.

    По форме и содержанию различают директивное и индикативное планирование.

    Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

    Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

    В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.



    Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

    Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

    Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:

    Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).

    Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.

    Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме