Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Страны, не выдающие преступников России — список вариантов, где можно скрыться. Что нужно знать об экстрадиции в Россию? Страны которые не выдают преступников россии

В нынешнем году впервые в Россию из Ирака был экстрадирован гражданин иракского государства. Мужчину по имени Али Сабах передали российской стороне, так как в РФ он обвиняется в преступлении, связанном с торговлей запрещенными веществами. Об этом в среду сообщил начальник управления по экстрадиции Генпрокуратуры России Александр Куприянов.

«Его привезли в нашу страну транзитом через территорию ОАЭ, это была непростая и длительная процедура, но благодаря нашим иракским партнерам она завершилась благополучно», — пояснил представитель Генпрокуратуры, выступая на первом открытом международном форуме надзорного ведомства.

Как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной,

всего же в прошлом году ведомство направило в компетентные органы иностранных государств 323 запроса о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение, что на 42 запроса меньше, чем за 2014 год.

«Снижение показателей произошло за счет уменьшения числа лиц, задержанных на территории Украины», — сказал он. По его словам, иностранные правоохранители пошли навстречу нашим прокурорам 147 раз, что на 51 раз меньше, чем в 2014 году. Кроме того, в первом полугодии 2016 года в иностранные государства было отправлено 198 запросов о выдаче, из них 93 были удовлетворены, что на 27 запросов больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

«Хочется особенно подчеркнуть, что в 2016 году нам удалось добиться выдачи в Россию ряда лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Среди них — Борис Шишолин, который пытался скрыться в Швейцарии. В свою бытность, будучи первым заместителем генерального директора открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод», в составе организованной преступной группы он участвовал в хищении бюджетных денежных средств в размере свыше 74,5 млн рублей, которые выделило предприятию Минобороны России. Кроме того, он обвиняется и в покушении на хищение более 18 млн рублей путем незаконного возмещения из бюджета Российской Федерации налоговых вычетов. Передача его правоохранительным органам России состоялась 10 июня 2016 года», — рассказал Куренной.

Он также отметил, что примером положительного сотрудничества с компетентными органами иных государств может служить передача в Россию бывшего главы Росграницы Дмитрия Безделова, которого следствие считает причастным к хищению у государства более 1 млн и 172 тыс. рублей. Его возврата в Россию надзорное ведомство добилось совместно с коллегами из МВД.

В Генпрокуратуре отметили также, что

чаще всего навстречу России при рассмотрении просьбы об экстрадиции из числа стран СНГ идут Белоруссия и Казахстан, из дальнего зарубежья — Испания, Франция и Германия.

«В 2015-2016 годах наибольшее количество запросов удовлетворено компетентными органами Белоруссии (56), Казахстана (39), Украины (36), Черногории (10), ФРГ (8), Австрии (6), Испании (6), Сербии (4) и Кипра (3)», — отметили в ведомстве. По словам начальника управления по экстрадиции Куприянова, постепенно РФ наладила взаимодействие по этому вопросу также с Испанией, Аргентиной, Эквадором, Чили, Тунисом и Марокко.

Убил милиционеров 10 лет назад

Согласно российскому законодательству и международным договорам, Генеральная прокуратура направляет прямой запрос в те или иные страны о прямой экстрадиции обвиняемого или заочно осужденного. Но есть и второй способ добиться выдачи человека, который скрылся от российских силовиков за рубежом: его можно объявить в розыск через Интерпол.

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МВД, в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации по каналам Интерпола было направлено 1508 запросов об объявлении в международный розыск лиц с целью ареста и выдачи.

«По итогам года при содействии национального бюро Интерпола осуществлено 55 экстрадиций и депортаций, что несколько меньше аналогичных показателей 2014 года», — отметили в ведомстве.

Там также уточнили, что в первом полугодии нынешнего года правоохранительными органами Российской Федерации было направлено 986 запросов об объявлении в международный розыск лиц с целью ареста и выдачи и 42 раза в нашу страну депортировали людей, которые были объявлены в розыск по российской инициативе. В 2016 году впервые состоялись выдачи из Мексики и Южной Кореи.

«Знаковым событием стала выдача из Германии Вахтанга Джавахадзе, участника разбойного нападения в Южном административном округе Москвы в апреле 2006 года, в ходе которого был расстрелян прибывший на место происшествия наряд милиции»,

— отметили в пресс-службе МВД.

Англосаксы не выдают России почти никого

В полиции также считают, что среди стран дальнего зарубежья особенно плодотворно с российской стороной сотрудничают Германия, Испания и Таиланд. Как рассказали в Генпрокуратуре, сложнее всего добиться выдачи или экстрадиции из США и Великобритании.

«В первом случае это обусловлено отказом Вашингтона от сотрудничества на основании принципа взаимности в отсутствие двустороннего договора о выдаче между Россией и Соединенными Штатами, во втором — предоставлением компетентными органами Великобритании статуса беженца лицам, обвиняемым в совершении преступлений на территории Российской Федерации по политическим мотивам. С такими же проблемами с указанными государствами сталкиваются и наши зарубежные коллеги», — отметил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.

В МВД подчеркнули, что, несмотря на все сложности, иногда американская сторона все же помогает российским правоохранителям.

«В этом году в аэропорту Шереметьево по прибытии рейсом из Нью-Йорка после депортации Иммиграционной службой США был задержан российский гражданин Геннадий Гаврилец, которого обвиняют в причастности к «заказному» убийству президента АОЗТ «Юнитранс-Mink» Анатолия Сериченко.

Хотя Между Вашингтоном и Москвой нет двустороннего договора о выдаче, американские коллеги уведомили правоохранительные органы Российской Федерации о готовящейся депортации»,

— отметили в МВД.

Как пояснил «Газете.Ru» адвокат Александр Карабанов, который в своей практике также сталкивался с вопросами выдачи, экстрадиции и депортации в Россию, самым серьезным препятствием в попытке вернуть того или иного россиянина в РФ остается отсутствие договора о выдаче со страной.

«Основная проблема экстрадиции — это сложная бюрократическая процедура, которая может занимать от 6 до 12 месяцев. При этом надо учитывать, что между государствами должно быть обязательно соглашение о выдаче обвиняемых. Если такого документа нет, то значит нет правовых норм, на основании которых одно государство может требовать что-то от другого», — сказал юрист.

В МВД «Газете.Ru» также пояснили, что на эффективность международного взаимодействия негативно влияет как отсутствие договора о выдаче, так и разногласия в законодательствах.

«Одно и то же деяние в разных странах может квалифицироваться по-разному:

в одной стране оно признается уголовным преступлением, а в другой — лишь административным проступком. Кроме того, различны сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности», — сказали в пресс-службе МВД.

Или выдавай, или суди

Впрочем, как пояснил «Газете.Ru» заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян, в некоторых случаях обвиняемых или заочно осужденных в России можно привлечь к уголовной ответственности даже тогда, когда они скрываются за границей, а договора о выдаче между нашими странами нет.

«Этот человек может быть осужден либо может отбывать наказание в той стране, где он скрывается. Наиболее активно с нашей страной в подобном ключе взаимодействует Белоруссия. Впрочем, в 2015 году в Японии был приговорен к 20-летнему лишению свободы россиянин, обвиняемый в убийстве, совершенном в Амурской области.

Аналогичным образом действует и Россия. Она не выдает своих граждан в иные страны, но может осудить их на своей территории.

В прошлом году Генпрокуратура РФ исполнила запрос минюста США, в результате чего в ноябре 2015 года россиянин был осужден за совершение двойного убийства в Соединенных Штатах. Российский суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 19 лет», — сказал Карапетян.

  • Низкие цены на недвижимость. Комфортабельные апартаменты на берегу Средиземного моря обойдутся вам от 30000 евро. Цены значительное ниже, чем в остальной Европе.
  • Низкие цены на все. На северном Кипре и продукты питания и налоги ощутимо ниже, чем в России. При этом цены на остальное находятся на таком же уровне.

Если подводить итог, то Северный Кипр — это идеальная вариант для жизни, и не только при наличии проблем с законом в России.

Грузия - полный отказ от дипломатических отношений с Россией

Это может показаться странным, но Грузия не только является страной, не выдающей преступников России. Грузия является государством, которое разорвало все дипломатические отношения с Россией. Это является следствием вооруженного конфликта, который произошел в августе 2008 года в Южной Осетии. Несмотря на то, что режим в Грузии давно сменился и отношения между странами стали заметно теплее, грузинская сторона не спешит восстанавливать дипломатические отношения с Россией.

Но как это соотносится с нашим вопросом и почему Грузия возглавляет список стран, не выдающих преступников России. Все дело в том, что подобные запросы шлются исключительно по дипломатической линии, которых на данный момент просто нет. Прямые обращения спецслужб получали вежливые отказы со стороны грузинских коллег.

Получить вид на жительство в Грузии можно несколькими способами, в том числе и при помощи инвестиций в экономику. На данный момент эта сумма составляет всего 100000 евро, но в ближайшее время данный ценз будет поднят в три раза.

Так почему же Грузия проигрывает Северному Кипру, казалось бы более очевидное превосходство в этом плане:

  • Получения вида на жительство на Северном Кипре гораздо более просто процесс. Никакого ценза по сумме нет, можно купить самую дешевую квартиру и остаться жить в этой стране. Также в Грузии не до конца отрегулирован сам процесс, поскольку данный законопроект принят только в этом году.
  • Уровень жизни в Грузии ниже, чем на Северном Кипре. Банально жизнь в центре Средиземного моря выглядит гораздо более привлекательной.
  • Спецслужбам сложнее воздействовать на вас. Несмотря на то, что по официальным линиям идут отказы, спецслужбы могут прибегнуть и к неофициальным методам воздействия.

Однако, если у вас не получается перебраться на Северный Кипр, то Грузия кажется очень интересным вариантом.

Соломоновы острова, Бутан и Косово - государства, скрывающие преступников из России

Эти три страны в списке, не выдающие преступников России, выделены в один пункт по ряду причин. В первую очередь — это неимоверная сложность пребывания или дороги. Рассматривать их стоит только в том случае, если Северный Кипр или Грузия не подходит по каким-либо вариантам.

Соломоновы острова — это государство, находящееся в Тихом океане. Весь парадокс ситуации в том, что с Украиной эта страна заключила договор о дипломатических отношениях. Главная проблема — добраться сюда и получить визу. Вы можете попытаться оформить визу сами, обойдется вам это примерно в 30 долларов, но велика вероятность того, что вы ответа просто не получите. Можете воспользоваться услугами сторонних организаций, они обойдутся вам примерно в 200 долларов. Если вас не пугают эти трудности, и вы хотите жить в тропическом государстве, то Соломоновы Острова могут оказаться неплохим выбором.

Бутан находится глубоко в Гималаях. Эта страна является одной из самых закрытых в мире, дипломатических отношений нет практически ни с кем. А это значит, что Бутан является государством, не выдающей преступников России. Иностранцев здесь не любят, но если у вас есть деньги, то вам будут все улыбаться. Также стоит знать, что в этой стране нет телевидения и интернета. Если у вас есть много денег и вы хотите побыть в тишине, то Бутан будет неплохим вариантом.

Косово, это государство Россия не признает, а значит и не заключает дипломатических отношений. Косово — это дешево и сердито, но нужно помнить, что конфликт на этой земле до конца не исчерпан, а русскоговорящих здесь могут принять очень холодно. Поэтому эта страна является, пожалуй худшим вариантом.

Еще несколько стран, о которых стоит знать

Если с вышеперечисленными государствами всё понятно, то есть еще небольшой список стран, не выдающих преступников России, несмотря на налаженные дипломатические отношения.

  • Великобритания, США, Швеция. Отношения с этими странами всегда были очень натянутыми, отголоски холодной войны слышны до сих пор. А усилившаяся агрессивность российской внешней политики, только обостряет и так не простые взаимоотношения. Как итог — абсолютное большинство запросов получает отказ, ссылаясь на негуманность российских судов и политизированность преследований.
  • Украина. После событий 2014 года Украина не стала разрывать дипломатические отношения, как сделала это Грузия, но практически свела их на нет. Все запросы о выдачи преступников всегда получают отказ, но стоит понимать, что ситуация может измениться в любой момент.
  • ОАЭ. Неожиданно в этом списке оказались Арабские Эмираты. Всё дело в том, что по закону этой страны выдача преступника возможна только в случае, если он является членом ОПГ.

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели страны, не выдающие преступников России, а именно список надежных вариантов. Экстрадиция сегодня — это крайне неэффективный инструмент, который, зачастую, работает исключительно на бумаге. Поэтому многие люди, нарушившие закон, себя свободно чувствуют в других странах.

Бегство за границу становится единственным вариантом спасения от тюрьмы для многих «влиятельных» преступников. В России такие побеги приобрели массовый характер за последние несколько лет. Но данный вариант спасения достаточно рискован: почти все государства имеют международные соглашения, предусматривающие выдачу правонарушителей (экстрадицию). Однако есть и исключения. Выясним, какие страны не выдают преступников России.

Понятие экстрадиции

Это форма международного сотрудничества по поводу задержания и последующей передачи нарушителей закона. Процедура совершается на основании норм международного права. Государства заключают двусторонние соглашения, подразумевающие сотрудничество в данной сфере. Экстрадиционные преступления в обязательном порядке закрепляются в международных актах.

Основным документом, регулирующим вопросы экстрадиции, является Европейская конвенция о выдаче (13.12.1957 г.). Россией документ подписан в 1996 году. В 1999 акт был ратифицирован и содержал ряд оговорок, которые описывали случаи запрета в выдаче граждан РФ. Среди них статья 61 Конституции, которая гласит, что россияне не могут быть высланы за пределы своей страны в другое государство.

В настоящее время Россией подписаны около 65 международных соглашений о сотрудничестве в сфере экстрадиции. Среди них Китай, Ирак, Иран, Монголия, Индия, Вьетнам, Япония.

Система выдачи преступников

В международной практике их две:

  1. Европейско-континентальная.
  2. Англо-американская.

Первая система применяется в европейских странах, Латинской Америке, включая ее бывшие колонии. Правила выдачи преступников здесь регламентируются заключенными соглашениями между государствами.

Англо-американская система по выдаче правонарушителей предусматривает рассмотрение конкретного случая в суде. Выдача производится после вынесения положительного судебного решения, которое принимается на основании достаточных и неопровержимых доказательств виновности преследуемого лица.

Российская федерация входит в европейско-континентальную систему. Страна просит выдать нарушителей закона на основании заключенных договоров, следуя правилам Европейской конвенции о выдаче. Существует список стран, где нет экстрадиции в Россию. Как правило, с этими государствами не заключены двусторонние соглашения или имеются политические моменты, из-за которых экстрадиция невозможна.

Преступников выдают по общим правилам

  1. Совершенное преступление должно попадать в категории экстрадиционных.
  2. Наличие принципа двойной преступности деяния, согласно которому оно рассматривается по законодательству обоих государств.
  3. Соблюдение принципа “конкретности”. Уголовное преследование и наказание производится только за то преступление, из-за которого проводилась выдача правонарушителя.

Ограничения в экстрадиции

В конвенции 1957 года описаны признаки, которые запрещают выдачу преследуемого лица.

  1. Преступление имеет политический характер. При этом в конвенции отмечается, что покушение на главу государства или членов его семьи не является политическим преступлением.
  2. Нарушения, связанные с таможенными, валютными махинациями, налогами.
  3. Когда в основе преследования лежит дискриминационный признак (религиозный, расовый и другие).
  4. Если в отношении наказуемого на родине могут применить смертную казнь или тяжкие наказания в виде пыток.
  5. Когда истек срок давности преступления.

Правонарушители, которые хотят скрыться от тюрьмы за границу, ищут, какие страны не выдают преступников России. Чаще за основу берется признак, по которому экстрадиция не производится из-за наличия возможности применения к преследуемым пыток, унижений в родном государстве. Если адвокату удается доказать этот факт, то экстрадиция в Россию запрещается.

Список стран, не выдающих преступников РФ

Принцип невыдачи своих граждан закреплен практически во всех государствах на законодательном уровне. Какие страны не выдают преступников России? Это:

  • Великобритания;
  • Китай;
  • Америка;
  • Беларусь;
  • Украина;
  • Израиль;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Венесуэла;
  • Япония.

В Израиле и Венесуэле имеются отдельные случаи выдачи преследуемых в Россию.

Побег в Америку

Преступники, бегущие из России, имеют шанс скрыться в Америке. И вот почему. С 2014 года отношения между двумя странами резко ухудшились. Поэтому США неохотно отдает России правонарушителей. Особенно если это американцы, успевшие получить российское гражданство. РФ практически невозможно вернуть их. Но и в этом случае есть свои нюансы: “российских” американцев могут осудить по законам родной страны уже на территории США.

Но даже чисто российских граждан Америка не отдает на родину. На территории США успели обосноваться более 20 опасных преступников, имеющих российское гражданство. И это что все они включены в международный розыск и находятся в списках Интерпола. В качестве основания для отказа в выдаче правонарушителей американская сторона указывает на отсутствие двустороннего соглашения. Из-за этого многие запросы от российской стороны просто игнорируются.

Но несмотря на кажущуюся всесильность Америки, существуют страны, не выдающие преступников США. В список входят: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, КНДР, Марокко, ОАЭ, Россия, Сербия, Тунис, Таджикистан, Узбекистан.

Европа

Олигархи, завладевшие деньгами преступным путем, все чаще выбирают для эмиграции Великобританию. А все потому, что Англия не выдает преступников России. Отказы часто имеют необоснованный характер. Невозможность выдачи правонарушителя объясняется политическими мотивами. Правовые системы обоих государств сильно отличаются. Английская сторона решение о возможности экстрадиции рассматривает как возникающую ответственность одной страны перед другой. Это создает трудности в решении вопроса. Эстония не выдает преступников России. А все потому, что в 2015 году российский президент подписал документ, который провозглашал отказ от международного договора о выдаче нарушителей закона, который действовал между странами с 2001 года. Такой политический ход был необходим для России, но он одновременно упростил жизнь лицам, скрывающимся от преследования.

Кроме Англии и Эстонии, не выдают преступников РФ такие европейские страны, как Швеция и Польша.

Куда еще бегут россияне?

Чтобы укрыться от тюрьмы, люди готовы пересекать океан и обосновываться в самых удаленных уголках земли. Нередко опасных преступников находят в Камбодже, Тринидаде, Никарагуа, Тобаго. Это так называемые офшорные зоны - слаборазвитые в экономическом плане государства, которые не имеют достаточных ресурсов. Поэтому они отличаются гостеприимностью к иностранным богатым туристам, даже если те имеют криминальное прошлое. Многие даже не представляют, где находятся эти страны. А правонарушители уже детально изучили их и готовы там остаться, лишь бы избежать тюремных стен.

Из-за отсутствия двустороннего соглашения Япония не выдает преступников России.

Часто причиной разрыва или приостановления договора о правовой помощи в выдаче преступников становятся напряженные отношения между странами. Так произошло и с Украиной. Отношения между странами считаются напряженными на протяжении нескольких лет. Особенно они испортились после того, как полуостров Крым стал российским. Это объясняет, почему Украина не выдает преступников России.

Тайны английского двора

Те, кто бывал в Лондоне, наверняка видели одну из его достопримечательностей - главное полицейское управление Скотланд-Ярд. История самой крупной штаб-квартиры Англии очень интересна. Она была создана в 1829 году Робертом Пилем - будущим премьер-министром страны. Название полицейского участка было выбрано с учетом его местоположения. Несколько веков назад территорию занимал дворец, в котором проживали шотландские короли. В начале 17-го века королевское здание было поделено на 2 части: средний и большой Скотланд-Ярд. Решение было принято правительством. Последующее название полицейского участка учитывало историю места, на котором он был построен.

Тайна Скотланд-Ярда заключается в том, что при реконструкции здания, там было найдено тело женщины без головы. Дело так и не раскрыли. Реконструкция продолжилась. А в 1888 году полицейских ожидал новый сюрприз - в здании нашли человеческие руки. Через месяц полицейские обнаружили там части человеческого тела. Еще через некоторое время один из рабочих в подвале увидел труп женщины без головы. Экспертиза установила, что руки и голова, ранее обнаруженные, принадлежали этой женщине. Убийцу так и не удалось найти. Интересно, что знаменитая лондонская полиция находится в здании, которое сооружено на месте загадочного нераскрытого преступления.

«Черный» музей

Туристы, интересующиеся детективами и загадками следствия, желают посетить «черный» музей известного на весь мир Скотланд-Ярда. Располагается он в здании лондонской полиции. Музей разделен на 2 части. В одной представлены экспонаты, посвященные преступлениям 19-го века. Вторя часть - это вещественные доказательства наиболее известных преступлений, совершенных на территории Великобритании в 20-м веке.

В музее можно увидеть предметы, которые относятся к Джеку-Потрошителю, жестоким гангстерам - братьям Крэй. Здесь можно познакомиться с историей Джона Хэйга - серийного убийцы, который тела своих жертв растворял в емкостях с кислотой. В музее есть и личные вещи членов известной банды, совершившей в 1963 году «Великое ограбление поезда».

Как Россия возвращает преступников?

Но от истории перейдем к современности. На сегодняшний день известно, какие страны не выдают преступников России. А как быстро российская сторона выдает правонарушителей другим государствам?

Россия активно участвует в процессе экстрадиции иностранных преступников на родину.

Если опираться на данные генпрокуратуры России, то ежегодно страна направляет около 700 запросов в другие государства о выдаче преступников. А исполняют их лишь 10 %. Это говорит о неэффективности работы данного института. Более успешными для России в вопросе экстрадиции оказываются контакты с Испанией, Германией. Основная причина неудач с другими странами - отсутствие двустороннего международного соглашения.

Гораздо активнее Россия выдает преступников другим государствам. Ежегодно отсылается на родину более 1 000 иностранных правонарушителей. В России вопрос об экстрадиции человека в другую страну принимается Главным управлением международно-правового сотрудничество Генпрокуратуры. А в Европе эта проблема чаще решается через суд, что усложняет и затягивает процесс.

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  • правом государства;
  • его прямой обязанностью.

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.

Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции - это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  • по своему усмотрению;
  • в согласии со своим внутренним законодательством.

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Российская Федерация является участницей:

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.

Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  • существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
  • какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.

Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  1. Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  2. Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
  3. Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:


То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Механизм экстрадиции

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.

Она выглядит следующим образом:


Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.


Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.

Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  • оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
  • жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.


Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Мировые тенденции

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено.

Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  • развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
  • стремлением погасить вспышки преступности.

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.


Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.

Борьба с международной преступностью является важнейшей задачей, над решением которой работают многие государства. Совместными усилиями они разыскивают фигурантов криминальных дел и возвращают их на Родину, где те предстают перед справедливым судом. Подобная картина является утопией, поскольку на практике дела обстоят куда более запутанно.

Большинство стран мира условно поддерживает инициативу по выдаче и возвращению лиц, совершивших преступление на территории своего родного государства. В реальности они крайне редко могут прийти к единому мнению и договориться между собой. Именно поэтому список стран, где нет экстрадиции в Россию, по-прежнему остается достаточно обширным.

Экстрадиция представляет собой особый вид соглашения, которое заключается между двумя государствами и предполагает выполнение взаимовыгодных обязательств по отношению к преступникам. Говоря простым языком, если человек совершил преступление в своей стране и скрылся от правосудия за границей, то та страна, в которой он фактически находится, должна задержать его и вернуть на Родину.

В рамках международного законодательства подобная система была бы идеальным решением в борьбе с международной преступностью.

На практике из-за постоянных недомолвок между государствами и большого количества условностей, механизм экстрадиции функционирует крайне нестабильно. В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он реализовывается примерно на 40-50%. В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев.

Виной тому может быть множество причин: агрессивная внешняя политика, столкновение интересов с большинством других мировых государств или продолжение советского курса. На сегодняшний день реальность такова, что механизм экстрадиции по отношению к гражданам России работает крайне плохо, да и в обратном направлении функционирует аналогичным образом.

В международном законодательстве экстрадиция закреплена как право (именно право, а не обязанность) конкретной страны передавать лиц, совершивших преступление, другому государству.

В связи с этим, каждая страна может интерпретировать его в свете своих потребностей и исходя из существующих взаимоотношений.

Подобный механизм работает более-менее слаженно лишь в том случае, когда между государствами заключен двухсторонний договор об экстрадиции. В таком случае, выдача преступников становится не правом, а обязанностью обеих сторон.

Подавляющее большинство государств объединенной Европы успешно взаимодействует между собой, стараясь совместными усилиями бороться с международной преступностью. В целом, страна может настаивать на выполнении права экстрадиции при соблюдении следующих условий:


При соблюдении всех этих критериев любое государство может претендовать на выдачу лица, совершившего преступные деяния. Для этого оно должно обратиться с официальным запросом к стране, в которой скрывается правонарушитель. Только после согласования всех юридических вопросов он объявляется в розыск и подлежит аресту.

Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину

На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.

Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.

Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.


Конституционное право большинства государств является одним из них. К лицам, имеющим гражданство и находящимся на территории родной страны, применяются её законодательные нормы и правила. К примеру, граждане РФ, которые считаются преступниками в других странах, но находятся на территории нашего государства, выдаче не подлежат. В их отношении действует российское законодательство, и отвечать за свои поступки придется именно перед ним.

Ещё одним камнем преткновения служит Европейская конвенция об экстрадиции, которая была заключена в 1957 году и поддержана большинством мировых держав. Согласно ей преступникам, который преследуется в других странах по политическим мотивам, предоставляется особый статус. Кроме того, они не подлежат выдаче и находятся под защитой нового государства.

Страны, которые не выдают России лиц, совершивших преступление

Из 188 мировых держав преступников в Россию возвращают далеко не все. Со своей стороны РФ возвращает беглецов в 65 государств. С каждым годом соотношение полученных и отправленных преступников становится всё больше. В первую очередь, подобная ситуация обусловлена отсутствием двухстороннего соглашения об экстрадиции. Список стран, которые не выдают правонарушителей России, выглядит следующим образом:

  • Великобритания;
  • Украина;
  • Китай;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Швеция;
  • Япония;

Подобный перечень охватывает лишь , с которыми мы имеем границу. Как видим, от рук правосудия любой россиянин, совершивший преступление, может скрыться достаточно легко. При этом с 2014 года дипломатические отношения с рядом мировых держав существенно ухудшились.

Виной тому является целый ряд событий таких, как война в Украине и Сирии, сбитый малазийский Боинг и присоединение Крыма. Поэтому на сегодняшний день количество осуществленных экстрадиций в Россию существенно снизилось .

За последнее десятилетие дипломатические отношения у нашей страны ухудшились с Грузией, Украиной, США и ещё целым рядом держав. Даже дружественная Беларусь предпочитает сама разбираться с нарушителями, а не экстрадировать их. Из Казахстана преступников возвращают крайне не охотно, а Южная Корея вообще не делает этого.

Ежегодно наше государство высылает на Родину более 1000 лиц, являющихся правонарушителями в своих странах. В обратную сторону направляется всего около 80-120 человек, что составляет всего 10-15% от общего количества запросов на экстрадицию.

Беглецы стараются не только выехать в те страны, которые не выдают преступников, но и полностью затеряться в них. За последние годы большинство из них сменили традиционные Венесуэлу и Израиль на более экзотические Филиппины, Индонезию, Тринидад и Тобаго, Вьетнам и другие страны, в которых можно легко смешаться с толпой.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме