Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закона яровой для связи в году. Что такое закон яровой

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

Что предписывает «закон Яровой»

Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

Дорогая скорость

В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

Законопослушные иностранцы

Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.

Некоммерческий исследовательский институт «Фонд информационных технологий и инноваций» (ITIF) опубликовал список самых жестких мер, принятых в мире в 2016 году и вредящих инновационному развитию и высокотехнологичному производству.

В докладе говорится, что во всем мире продолжается гонка в области высоких технологий, которая с каждым годом только набирает обороты. К сожалению,

некоторые страны обратились к так называемому инновационному меркантилизму — стратегии, которая направлена на расширение производства внутри страны за счет протекционизма.

Такая тактика включает в себя принуждение компаний передать права на технологию, перенести производство в другое государство или любые мероприятия, связанные с хранением личных данных граждан. В этом году в топ-10 ITIF попали Китай, Германия, Индонезия, Турция, Вьетнам и Россия.

Последняя и вовсе заняла сразу две строчки — из-за «пакета Яровой» и ограничений на закупку зарубежного программного обеспечения (ПО) для госорганов.

«Пакет» не прошел незамеченным

Россия оказалась в десятке во многом благодаря резонансному пакету антитеррористических поправок от депутата , принятому летом 2016 года. Документ устанавливает требования к организаторам распространения информации (ОРИ) в области хранения данных.

Операторы и провайдеры обязаны хранить на своих серверах сведения о фактах передачи сообщений (как голосовых, так и текстовых и мультимедийных) в течение года. Содержание переписки и аудио-, видеоразговоров должно храниться шесть месяцев.

Кроме того, ОРИ коснулось еще одно нововведение: если онлайн-сервис поддерживает шифрование данных,

то он обязан помочь Федеральной службе безопасности () по запросу расшифровать любую переписку.

Отказ карается штрафами.

«Пакет Яровой» вызвал серьезный резонанс в обществе — как на уровне простых граждан, так и среди представителей власти. Ранее стало известно, что экспертная рабочая группа при 19 января обсудит возможность отмены «закона Яровой» или его модификации. Этому способствовала петиция за отмену закона на сайте Российской общественной инициативы (РОИ), которая набрала 100 тыс. подписей.

с 1 января 2016 года запрещены закупки иностранного софта госорганами в случае наличия отечественных аналогов в реестре российского ПО.

Обойти запрет можно в случае, если в перечне нет отечественного аналога либо если он уступает зарубежному. При этом ведомство должно в течение недели предоставить обоснование своего выбора.

В 2015 году Россия уже попадала в список ITIF — из-за закона об обязательном хранении персональных данных на территории Российской Федерации. Одной из самых ярких «жертв» новых поправок стал сервис LinkedIn, заблокированный в ноябре 2016 года.

Вторая попытка Германии

Германия попала в перечень ITIF из-за похожего на «пакет Яровой» законопроекта, обязывающего компании хранить данные исключительно на территории своей страны. «Облако» правительственной информации даже получило свое название — Bundescloud. Этот закон должен вступить в силу 1 июля 2017 года.

Он направлен на хранение метаданных граждан в рамках борьбы с преступностью и международным терроризмом. Закон затрагивает такие сведения, как содержание разговоров, телефонные номера, геолокация, время, проведенное онлайн, а также онлайн-транзакции.

Компании обязаны хранить метаданные в течение десяти недель, а информацию о месторасположении — месяц.

Это вторая попытка внесения поправок в законодательство —

в 2008 году проект похожих изменений в законе о телекоммуникациях был признан антиконституционным из-за возможных проблем, связанных с нарушением авторских прав.

Правда, девять лет назад поправки разрешали хранить данные на территории всего Европейского союза, а не только Германии. К 2017 году требования ужесточились.

ITIF считает, что желание страны хранить данные «у себя дома» в целях обеспечения кибербезопасности в корне неверно, так как нет никаких доказательств того, что информация на территории своего государства находится в большей сохранности, чем за рубежом. Важно лишь то, насколько эффективными окажутся меры по защите личных данных и противодействию возможным хакерским атакам.

Поднебесная против иностранцев

В июне 2017 года в Китае вступят в силу новые правовые нормы, обязывающие операторов сотрудничать с в рамках расследований для обеспечения национальной безопасности.

Компании должны будут предоставлять властям полный доступ к информации о пользователях в случае подозрений в нарушении местных законов.

Кроме того, теперь китайские власти получат право замораживать счета иностранцев, в том числе юридических лиц, если их подозревают в саботаже государственной информационной инфраструктуры страны.

Закон обязывает компании, относящиеся к «критической информационной инфраструктуре», хранить личную информацию пользователей в Китае. Этот концепт получил название «насильственной локализации».

Таким образом, Китай продолжает использовать национальную и информационную безопасность, а также правовые реформы как инструменты своих меркантилистских целей.

Цензура не пугает

Индонезия, Вьетнам и Турция попали в топ-10 ITIF из-за схожих претензий: эти страны в 2016 году ввели ограничение на хранение персональных данных за рубежом или вовсе его запретили. Причем в Индонезии и Вьетнаме поправки коснулись ОТТ-сервисов, а в Турции — любых зарубежных компаний.

В то же время аналитики, говоря о Турции, не упомянули постоянные блокировки социальных сетей во время беспорядков и социальных волнений в стране.

При этом Турция постоянно фигурирует в отчетах других независимых международных организаций как страна с высоким уровнем интернет-цензуры, что также негативно влияет на развитие инноваций.

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности»)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38

7 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин поставил свою подпись под «пакетом Яровой» – целым сборником поправок в действующие законы, касающиеся обороны и безопасности страны. Ставшая за невероятно короткое время одиозной чиновница сумела реализовать большинство своих инициатив, которые вызвали огромный общественный, и не только, резонанс.

В конце июня её законопроект был одобрен депутатами Госдумы, лишь незначительно сократившими «репрессивные» меры в отношении преступников. Соавтором скандальных поправок выступил глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Нововведения были крайне негативно восприняты представителями самых разных сфер. Что же заставило противников нового антитеррористического пакета законов выступить с обвинениями в адрес авторов? И что можно сказать о главном инициаторе этих изменений?

Кто такая Ирина Яровая?

Уроженка г. Макеевка Донецкой области (Украина), 10 лет состоявшая в Партии «Яблоко» (1997-2007 гг.), с 21 декабря 2011 года исполняющая обязанности Председателя комитета Госдумы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва по безопасности и противодействию коррупции, называющая свои политические взгляды «консервативно-охранительными», радетельница за патриотическое воспитание детей – Ирина Яровая является одним из наиболее активных и амбициозных политиков сегодняшнего времени. Она – частый гость телевизионных общественно-политических программ, поэтому хорошо известна гражданам, интересующимся политикой и часто разбирающим на цитаты её, порой, довольно любопытные заявления. Типичный пример – определение Интернета, как «явления, разрушающего понятие границы и понятия суверенитета». К слову, в своём новом законопроекте она уделила повышенное внимание тому, что, по её же словам, способно нарушить принципы национальной безопасности.

Закон Яровой: полный текст

«Пакет Яровой» представлен двумя законопроектами:

  1. Проект Федерального закона №1039101-6 «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (скачать ).
  2. Проект Федерального закона №1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (скачать ).

О сути поправок

  • существенно расширить полномочия правоохранительных органов и ужесточить ответственность за терроризм и экстремизм;
  • ввести новые требования к постовым службам;
  • на порядок усилить регулирование религиозной и миссионерской деятельности;
  • ввести новые требования, касающиеся работы операторов мобильной и интернет связи.

Применительно к первому пункту предусмотрен целый ряд нововведений, среди которых:

  • Новый порядок проведения контртеррористических операций. Отныне КТО могут объявить просто по решению компетентных специалистов. Ранее данное мероприятие объявлялось в случаях, когда предотвращение теракта «иными способами было невозможно».
  • Отсутствие необходимости возмещать ущерб, нанесённый какому-либо имуществу, в результате проведения КТО или совершения каких-либо действий представителями ФСБ.
  • Ответственность пособникам террористов. С выходом новых поправок пособничеством следует считать любую помощь, оказанную террористу (материальная помощь, предоставление жилья, информирование и пр.)
  • Несообщение о преступлении. Теперь за такое нарушение предусмотрена уголовная ответственность. В перечне преступлений – 16 их видов, среди которых: теракты, угоны транспорта, захваты заложников и пр. Исключения по данной статье сделаны лишь для супругов и близких родственников преступников.
  • Уголовная ответственность малолетних преступников. «Пакет Яровой» увеличил количество статей, согласно которым под суд могут попасть 14-летние граждане РФ – с 22 до 32-х.
  • Участие в терактах за рубежом (международный терроризм). Граждане Российской Федерации, которые будут уличены в подобных преступлениях, будут нести ответственность вплоть до пожизненного заключения.
  • Ответственность для вербовщиков лиц для участия в массовых беспорядках.
  • Увеличенные сроки заключения для террористов, экстремистов, а также лиц, разжигающих ненависть и участвующих в деятельности незаконных вооруженных формирований.

Ещё целый ряд поправок коснулся условий, при которых гражданам может быть запрещён выезд из страны. «Закон Яровой» затронул и правила ведения миссионерской деятельности, порядка лишения гражданства, работы почтовых служб (Почта России обязана проверять содержимое всех посылок и почтовых отправлений).

Новые условия работы для операторов связи

Наибольший резонанс вызвали поправки, коснувшиеся работы операторов связи. С 2019 года все мобильные операторы и интернет провайдеры обязаны будут хранить данные о звонках, пользователях, интернет переписках и пр. в течение 6 месяцев. Перед внесением законопроекта в Госдуму данный срок вовсе составлял 3 года, однако законодатели вняли рекомендациям экспертов, утверждавшим, что в России попросту нет должной технической базы, которая бы смогла уместить в себя такие объемы трафика. По некоторым оценкам, объёмы данных, подлежащих хранению, достигают 1700 млрд. гигабайт.

Представители IT-рынка по-прежнему активно обсуждают новые изменения в законодательстве и строят весьма мрачные прогнозы. Так, они заявляют о неизбежном росте цен на свои услуги, поскольку им придётся переложить на своих клиентов стоимость серверов, которыми в огромном количестве необходимо обзавестись к 2019 году. Высказываются предположения и о закрытии целого ряда крупных компаний, которые не смогут или не захотят работать в новых условиях. А ведь все они – крупнейшие налогоплательщики, отсутствие которых серьёзно скажется на наполнении государственной казны.

Наконец, некоторые специалисты говорят о невозможности обеспечить Россию достаточным количеством дата-центров для хранения данных, поскольку для этого придётся подключить к работе абсолютно всех мировых производителей серверов и полностью использовать их мощности на протяжении нескольких лет. К слову, Президент РФ уже поручил чиновникам рассмотреть вопрос о развитии отечественной IT-отрасли и поддержке местных производителей.

Успеют ли интернет операторы подготовиться к часу Х? Расчёты показывают, что времени для обновления и наращивания мощностей достаточно, однако существует вероятность, что должного эффекта данная мера не принесёт. Ведущие эксперты в области IT-технологий всё чаще говорят о бесполезности нововведений с точки зрения борьбы с терроризмом. Помимо того, что почти 40% всего мирового интернет трафика зашифровано (и не подлежит дешифровке в принципе), никто не запретит террористам пользоваться любыми другими сервисами коммуникации – не российскими.

Когда вступит в силу «закон Яровой»?

7 июля «закон Яровой» был подписан Президентом РФ, а большинство его положений были наделены юридической силой уже 20 июля 2016 г. Исключения сделаны лишь для требований к мобильным операторам, касающимся хранения и передачи персональных данных пользователей. Отсрочка – до 1.07.2018 года. Считается, что за 2 года компании сумеют модернизировать свои технические мощности и обучить своих специалистов работать в новых условиях. Что же касается нововведений, касающихся усиления уголовной ответственности для экстремистов и террористов, то соответствующие поправки уже действуют (вступили в силу 20.07.2016 г.)

Необходимо добавить, что в первые месяцы работы законопроектов, предложенных группой депутатов во главе с Ириной Яровой, могут произойти некоторые корректировки их содержания. Причина в поручении Президента РФ членам Правительства до 1 ноября 2016 года разработать нормативные акты, которые минимизируют все потенциальные риски от вступления в силу обоих проектов. Прежде всего, речь идёт о финансовой составляющей нововведений и издержках компаний-представителей мобильного и интернет рынков.

Дополнительные материалы по теме:

Федеральный закон о банкротстве: редакция 2019 года Закон о коллекторской деятельности: последние новости
Закон об отпуске в 2019 году



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме