Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

223 фз новая редакция с. Юридические услуги

Кузнецов Кирилл Владимирович ([email protected])

Эксперт-практик в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru , автор большого числа положений о закупках, а так же тренингов и семинаров по закупкам для заказчиков, поставщиков и контролеров

В 2018 году правила закупок значительно изменяются и во многом определяются поправками, внесенными в Закон №223-ФЗ федеральным законом от 31.12.17 № 505-ФЗ. И хотя пакет этих поправок , внесенный еще летом 2015 г., был в итоге существенно переработан, до сих пор ряд предусмотренных им решений вызывает вопросы.

Итак, поправки вступают в силу с 1 июля 2018, за исключением отдельных, вступающих с момента официального опубликования закона.

Среди таких норм немедленного действия выделяются следующие:

1. Из сферы применения закона выведены закупки у взаимозависимых лиц . В целом, это не принципиально меняет сегодняшнее положение дел, так как у большинства заказчиков, имеющих дочерние и зависимые юрлица, положения о закупке обычно предусматривают возможность проведения закупки у единственного поставщика, если им является взаимозависимое лицо.

Теперь такие закупки просто «уходят в тень» и не фигурируют в закупочной отчетности по Закону № 223-ФЗ. Соответственно, открываются возможности по уводу закупок заказчика из сферы регулирования Закона № 223-ФЗ (например, при организации его снабжения через дочернюю структуру, таким субъектом не являющуюся).

Также исключены и закупки заказчиков, зарегистрированных за рубежом (в целях осуществления их деятельности на зарубежной территории), что как раз вполне оправдано. На самом деле, эти нормы написаны довольно расплывчато, что позволяет не только неоднозначно и прописывать в Положении о закупке, но и применять, злоупотребляя, выводя значительную долю закупок из сферы Закона № 223-ФЗ.

2. Учредитель бюджетного или автономного учреждения, собственник имущества унитарного предприятия или уполномоченный исполнительной властью орган вправе утвердить типовое положение о закупке и круг обязанных его применять «подведомственных» заказчиков. В таком положении определяется и дата, до наступления которого положения заказчиков должны быть приведены в соответствии с типовым. При этом вопрос применимости типовых положений «подведомственных» иной формы собственности (например, акционерных обществ) не урегулирован . Следует отметить, что такое типовое положение о закупке не является положением о закупке в классическом понимании термина, а перечнем обязательных для включения в положение о закупке заказчика правил и требований.

3. «Дочки» и «дочки дочек» могут присоединиться к положению о закупке «материнской» компании . Такое решение размещается в ЕИС как положение о закупке. При изменении положения о закупке можно принять решение о присоединении к изменениям. К сожалению, норма очень проблемная: например, для акционерных обществ, собирать у каждой дочки совет директоров для утверждения решения о присоединении к изменениям в положение о закупке, да еще в пятнадцатидневный срок - малореально.

4. Если заказчик не разместил в установленные сроки утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения (с исключениями - ранее предполагалось, что будут распространяться все требования указанного закона, теперь – только перечисленные.) Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий.

5. Введено понятие ведомственного контроля закупочной деятельности (однако, в отличие от Закона № 44-ФЗ, он никак не регламентирован).

6. Определяется порядок использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок.

7. Казначейство ведет в ЕИС реестр заказчиков.

8. Новые ограничения по размещению информации в ЕИС . Правительство может установить перечни/группы ТРУ (товары, работы, услуги), закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о которых не размещаются в ЕИС. Заказчик также вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке ряда финансовых услуг, аренды и других договоров, предусматривающего переход прав владения/пользования недвижимостью.

9. Изменения в порядке обжалования : жаловаться можно на любые нарушения закона и положения о закупке. При этом обжалование нарушений, совершенных после окончания срока подачи заявок, возможно только теми участниками закупки, которые подали заявки. Однако рассмотрение жалобы должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования .

Но все это – «цветочки». C 1 июля 2018 вступают в силу и остальные, можно сказать, революционные поправки. Рассмотрим их подробнее.

1. Положением о закупке должны будут предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки, а так же устанавливаться порядок осуществления таких закупок. Конкурентные закупки по умолчанию – в электронной форме , но допустимо предусмотреть в положении их проведение и в «бумажной» . Однако конкурентные закупки с участием СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства) – только в электронной форме (причем только на площадках, соответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ и отобранных Правительством РФ).

2. Участником закупки является любое физическое или юридическое лицо (и объединения первых или вторых). При этом более не действует ограничение, что такие лица должны также соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положение о закупке. Что открывает новые возможности для обжалования со стороны «закупочных рейдеров» (ранее были неоднократные случаи отказов контролирующих органов в принятии жалобы от «не участника» закупки – подателя, не соответствующего требованиям положения о закупки, например, не выразившего ранее заинтересованности в участии путем подачи заявки или запроса разъяснений). Тем не менее, как и раньше, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

3. НМЦД (начальная (максимальная) цена договора) указывается одним из следующих способов :

  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота),
  • формула цены и максимальное значение цены договора,
  • цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

4. Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент» (за некоторыми исключениями). Следует обозначить одну проблему, которая многократно возникала перед заказчиками, использовавшими ранее подобную формулировку: если указываешь «или эквивалент», – не забывай определять параметры эквивалентности , причем желательно – не фиксированные (точное значение), а диапазонные (от… до…).

5. Облегчаются и становятся более разумными требования к документам закупки : для запросов котировок не требуется документация о закупке, а для закупки у единственного поставщика – извещение и документация (в остальных случаях конкурентных закупок, как и прежде, требуется извещение + документация + проект договора).

6. Устанавливается порядок проведения конкурентной закупки , включая ряд обязательных требований к ее срокам и документообороту , а также особенности для такой закупки в электронной форме.

  • Даны определения всех предусмотренных законом способов закупки ;
  • Минимальные сроки на размещение извещения и документации в ЕИС: конкурс, аукцион – 15 дней, запрос котировок (только извещение) – 5 рабочих дней, запрос предложений – 7 рабочих дней. (для закупок у СМСП – сроки короче).
  • Документация закупки разрабатывается всегда, кроме запроса котировок. Уточнены и требования к содержанию извещения и документации.
  • Только одна заявка от участника , которую можно изменить или отозвать до окончания срока подачи. А значит, заказчики, привыкшие работать с подачей альтернативных предложений, должны эту возможность аккуратнее регламентировать (основное и альтернативное предложение – в составе одной заявки).
  • Отмена проведения закупки заказчиком допустима только до окончания срока подачи заявок (решение – в ЕИС в день его принятия). Позднее – только в случае обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с ГК РФ. Или, разумеется, предписания ФАС России или решения суда.
  • Ответ на запрос разъяснений (с указанием предмета запроса, но не его автора) – в течение 3 рабочих дней с размещением в ЕИС, право заказчика не разъяснять, если запрос позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи. При этом разъяснения не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
  • В случае внесения изменений – информация в ЕИС в течение 3 дней со дня принятия решения, а оставшийся срок подачи должен составлять не менее половины начального (при необходимости – продление) .
  • Конкурентные закупки могут быть многоэтапными.
  • Легализован механизм, лежащий в основе «прейскурантных» и «зонтичных» закупок – по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки .
  • Установлены требования к содержанию протоколов (составляемому в ходе закупки (по результатам этапа) и итоговому).
  • Срок хранения протоколов, заявок, документации, извещения, изменений, разъяснений – не менее 3 лет .
  • Обеспечение заявки не устанавливается , если НМЦД не превышает 5 млн. руб., в остальных же случаях оно не может быть более 5% от НМЦД . Такое обеспечение удерживается при уклонении от заключения договора или непредставлении обеспечения исполнения договора.
  • По итогам конкурентной закупки возможно заключение нескольких договоров.
  • Договор – не ранее 10 и не позднее 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при необходимости одобрения органом управления заказчика или обжаловании – 5 дней с даты таких решений).

7. Определяются особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме .

  • Документооборот закупки , от подачи заявки до формирования проектов протоколов обеспечивается электронной площадкой.
  • Вводится определение оператора электронной площадки
  • Для участия в закупке участнику необходима аккредитация , порядок определяет оператор электронной площадки.
  • В документообороте используется усиленная квалифицированная электронная подпись .
  • Оператор размещает информацию и направляет уведомления в течение часа (изменения, разъяснения и др.)

8. Определены требования к конкурентной закупке закрытым способом .

  • Информация о такой закупке не размещается в ЕИС. Остальные правила – как для конкурентных закупок, к участию адресно приглашаются не менее 2 участников, способных выполнить договор.
  • Правительство РФ определяет особенности документооборота, аккредитации и операторов при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме.

9. Детально регламентированы особенности конкурентной закупки в электронной форме только для СМСП .

10. Требования к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев ее проведения устанавливается положением о закупке .

Разумеется, многие из перечисленных выше нововведений нуждаются в более подробном раскрытии. Ниже мы рассмотрим некоторые нюансы, которые касаются уже рассмотренных новелл, а именно:

1) применения типового положения о закупке;

2) использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок;

3) изменений в порядке обжалования;

4) новых полномочий Правительства РФ;

5) особенностей применяемых способов закупок;

6) описания предмета закупки, в том числе указания на товарные знаки;

7) особенностей конкурентных закупок среди СМСП.

Итак…

1. Типовое положение о закупке

Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

1) порядок подготовки/осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Типовое положение и изменения в него размещаются в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения.

Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым. При изменении типового должен указываться срок для таких изменений, не менее 15 дней с даты размещения изменений в ЕИС.

Важно: типовое положение – не есть положение о закупке в классическом понимании, а лишь набор требований, включаемых в свое положение заказчиками.

2. Региональные, муниципальные и корпоративные информационные системы в сфере закупок

В соответствии с поправками стало возможным размещение заказчиками информации через взаимодействующие с ЕИС:

  • корпоративные информационные системы;
  • созданные в соответствии с Законом № 44-ФЗ региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок.

Однако в случае выявления противоречий в информации приоритет остается за информацией, размещенной в ЕИС. Исчисление сроков осуществляется также с момента размещения информации в ЕИС.

3. Изменения в порядке обжалования

Со дня вступления в силу поправок меняется перечень случаев для обжалования. Он теперь включает в себя:

  • осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки/осуществления закупки в положении о закупке заказчика ;
  • неразмещение в ЕИС положения о закупке и изменений в него, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, иной информации, подлежащей размещению по закону или нарушение сроков такого размещения;
  • предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  • осуществление заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке без применения отдельных положений Закона № 44-ФЗ;
  • неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у СМСП.

С 01.07.2018 также можно будет обжаловать нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки ТРУ требований, установленных Законом № 223-ФЗ.

Кроме того, обжалование (а так же обращение в суд) может быть инициировано в адрес заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг соответствия либо оценка соответствия Корпорацией развития МСП и органами исполнительной власти.

Единственным светлым для заказчика пятном в подобном расширении возможностей для обжалования является то, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования . Однако в любом случае, обжаловать решения ФАС России на том основании, что рассмотрение предмета жалобы не входит в ее компетенцию, будет уже намного сложнее.

4. Дополнительные полномочия Правительства РФ

Права Правительства РФ по установлению дополнительных правил для закупок по Закону № 223-ФЗ существенно расширились и будут дополнительно включать следующие:

  • среди особенностей участия СМСП в закупке отдельных заказчиков оно может предусмотреть обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только СМСП;
  • для закупок, которые не размещаются в ЕИС по решению Правительства РФ (перечни и группы продукции), могут быть устанавлены особенности, в том числе:


  • особенности их осуществления в электронной форме;
  • особенности электронного документооборота;
  • порядок работы с обеспечением заявки;
  • перечень операторов электронных площадок, единые требования к электронных площадкам, их функционированию и их операторам.
  • Разумеется, на сегодняшний день главной интригой остается перечень операторов электронной площадки.

5. Способы закупки

С 01.08.2018 все закупки по Закону № 223-ФЗ официально разделятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения и документации закупки или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке (в случаях, предусмотренных законом);

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением специальных требований, установленных в Законе № 223-ФЗ для конкурентных закупок.

При несоблюдении этих условий закупка является неконкурентной.

В числе способов осуществления конкурентных закупок:

1) торги (кроме классических конкурса (открытый, закрытый и в электронной форме) и аукциона (открытый, закрытый и в электронной форме), к ним относятся теперь так же запрос котировок (закрытый и в электронной форме) и запрос предложений (закрытый и в электронной форме). Напомним, что излюбленными способами конкурентного выбора поставщика для заказчиков ранее были запрос предложений и запрос котировок, так как, считая их не торгами , можно было обоснованно, например, предусмотреть необязательность заключения договора с победителем и другие удобные для заказчика условия. Теперь данная «лазейка» закрывается.

2) иные способы, установленными положением о закупке (а значит там вновь можно приоткрыть «лазейку», введя вместо запроса предложений, например, «редукцион» и «тендер»).

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

6. Описание предмета закупки (техническое задание). Товарные знаки

При конкурентной закупке заказчик в описании предмета закупки указывает при необходимости:

  • функциональные характеристики (потребительские свойства);
  • технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные характеристики.

При этом в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении

  • товарных знаков;
  • знаков обслуживания;
  • фирменных наименований;
  • наименование страны происхождения товара,

а так же требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Исключение составляют случаи, если «не имеется другого способа , обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки». Эти формулировки были явно позаимствованы из действующих правил контрактной системы (хотя интересным нюансом стало то, что последние правки в закон №44-ФЗ данную формулировку исключают). Например, таким случаем может быть изготовление уникального оборудования.

В случае обоснованного использования товарного знака необходимо указывать слова «(или эквивалент)». Исключения составляют:

  • несовместимость товаров с другими товарными знаками и необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (отметим, что именно технической документацией, а не условиями гарантии );
  • закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта ;
  • закупки с указанием конкретных товарных знаков и т.п., если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров заказчиков, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами (но не с физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями).

7. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме среди СМСП

Данную категорию нововведений по праву можно назвать основной, радикально меняющей правила работы заказчиков, которые обязаны проводить закупки среди СМСП (напомним, что эта обязанность существует далеко не у всех заказчиков).

1. Закупки проводятся на площадках, отобранных в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ и дополненными Правительством РФ (в настоящее время по Закону № 44-ФЗ определено 6 площадок). Сам перечень соответствующих площадок утверждается Правительством РФ. Таким образом, ошибочным является бытующее мнение о том, что закупки среди СМСП будут проходить только на площадках «госзакупочной шестерки». Вполне вероятно, что итоговый перечень заметно расширится .

2. При подобных закупках заказчик может использовать закрытый перечень способов закупки, устанавливаются и сроки размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок:

  • конкурс в электронной форме (не менее 7 дней, если НМЦД не превышает 30 млн. руб., 15 дней – если превышает);
  • аукцион в электронной форме (7 и 15 дней соответственно);
  • запрос предложений в электронной форме (5 рабочих дней, НМЦД не может превышать 15 млн. руб.);
  • запрос котировок в электронной форме (4 рабочих дня, НМЦД не может превышать 7 млн. руб.).

3. Определены возможные этапы конкурса в электронной форме:

1) проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ или обсуждение заказчиком предложений, содержащихся в заявках участников, в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ (в законе данный пункт технически представлен двумя этапами, но они не проводятся совместно);

2) рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, содержащих окончательные предложения;

3) проведение квалификационного отбора;

4) сопоставление дополнительных ценовых предложений о снижении цены договора, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг (в этом случае участники информируются о наименьшем ценовом предложении).

При этом соблюдается определенная в законе последовательность этапов, определяются в документации сроки каждого этапа, по результатам каждого этапа – составляется отдельный протокол, итоги оформляются итоговым протоколом. При уточнении документации – подача окончательных предложений.

4. Аукцион в электронной форме может включать в себя этап проведения квалификационного отбора (с установлением в извещении сроков проведения). «Шаг» аукциона – от 0,5% до 5% НМЦД, снижение только в пределах «шага», нельзя подавать предложение о цене, равное уже сделанному участником, или большее.

5. При запросе котировок в электронной форме в заявке, в том числе, должно быть предложение по цене договора и согласие на его выполнение.

6. При запросе предложений в электронной форме допускается проведение квалификационного отбора.

7. Обеспечение заявок на участие – путем внесения денежных средств на специальный счет в банке из перечня , определенного Правительством РФ, или предоставления банковской гарантии , по выбору участника закупки.

8. Аккредитация участника закупки на электронной площадке – в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

9. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Заявка на участие в электронных конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из 2 частей:

  • описание продукции (без раскрытия сведений об участнике закупки, за раскрытие – отклонение заявки (до последних изменений в законе №44-ФЗ формулировки были мягче – там не предполагались санкции за раскрытие подобной информации и в первой части заявки. Хотя очевидно, что ничто не мешает заинтересованному участнику закупки и сейчас неофициально информировать о своем участии заказчика (от прямого сообщения до характерных информационных пометок в заявке (нюансы форматирования и др.).));

10. Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью. Предусматривается возможность составления протокола разногласий и обязанность заказчика указывать причины отказа учесть замечания.

Разумеется, формат данного обзора позволяет указать и прокомментировать лишь ключевые изменения, упуская технические подробности и частные моменты нововведений. Вполне возможно, что некоторые из отмеченных проблем еще будут устранены до вступления соответствующих норм в силу, в чем мы тоже постараемся принять участие.

Так же, другим законом , устанавливаются особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) рядом заказчиков-субъектов 223-ФЗ.

Отметим в заключение, что в соответствии с рассмотренным законом всем заказчикам необходимо откорректировать положения о закупке не позднее 1 января 2019 года .

В ночь на 1 января 2019 года «карета превратится в тыкву»: несоответствующие изменениям в законе положения о закупке считаются неразмещенными. А значит, заказчик до размещения нового положения должен будет работать по основным положениям Закона № 44-ФЗ.

Однако рекомендуется учесть, что ряд изменений в закон уже вступили в силу (а значит правильным было бы для заказчика уже их отразить в своем положение о закупке), другие же вступят в силу с 01.07.2018 – а значит к этому моменту так же следует откорректировать положение о закупке. Понятно, что на практике далеко не все заказчики имеют возможность таких правок (например, в крупных акционерных обществах заседания совета директоров проводятся достаточно редко и с весьма насыщенной повесткой).

Согласно с 223-ФЗ, самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.

В соответствии с законом № 223-ФЗ под закупкой у единственного поставщика следует понимать способ осуществления закупок путём направления заявки одному единственному поставщику. Данная форма торгов является способом неконкурентного определения кандидата на заключение госконтракта и на практике в отношении такой процедуры могут существовать значительные коррупционные риски. Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок.

Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление банковской гарантии. Действующая редакция Закона 223-ФЗ не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

В отношении ряда организаций с 01.01.2012 г. в соответствии с законом 223-ФЗ устанавливается обязанность выбора поставщиков на основе тендера. Ключевым отличием данного Закона от Закона № 44-ФЗ является возможность выбора заказчиком форм осуществления закупок, а так же определение поставщика не только по критерию наименьшей стоимости, но и на основе прочих нестоимостных параметров (качество поставляемых товаров, услуг, деловая репутация, состав кадров, техническое оснащение и пр.).

Давайте разберемся, что нужно знать об обеспечении заявки для участия в аукционах, конкурсах и тендерах по 223-ФЗ. Организация разнообразных аукционов, тендеров на государственные заказы и конкурсов преследует сразу несколько целей, а именно максимально эффективное распределение бюджетных средств, обеспечение доступности к государственным (и не только заказам) большого количества организаций и физических лиц и в целях формирования прозрачного рынка закупок.

Федеральный рамочный закон 223 позволяет заказчикам самим выбирать виды конкурентных и неконкурентных процедур, которые нужны им для совершения закупок. Одним из самых известных и популярных способов закупок является запрос ценовых котировок.

Запрос предложений по Федеральному закону №223 - один из распространенных способов осуществления закупок, к которому прибегают крупные организации. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также приглашает потенциальных контрагентов к соревнованию за участие в закупке. Договор подписывается с поставщиком, который наиболее соответствует требованиям закупщика.

Вступили в действия многочисленные изменения в законах о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
01.07.2018
1 июля 2018 года вступила в силу значительная часть масштабных поправок к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающая электронизацию закупочных процедур.

Когда менять положение о закупке
Обновленное положение нужно разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. В противном случае придется перейти на закупки по Закону № 44-ФЗ.
Отметим, что, откладывая изменение положения на конец года, заказчик может лишить себя некоторых преимуществ. Так, если в положении продублированы «старые» правила размещения информации в ЕИС, вы не сможете воспользоваться возможностью полностью отказаться от подачи информации о закупках у единственного поставщика.

Как проводить закупки, если не изменили положение
: до 1 января 2019 года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону № 223-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля.
Если не успели изменить положение, рекомендуем учитывать некоторые нововведения:
- описывайте предмет конкурентной закупки в документации по новым правилам;
- не отменяйте закупку после окончания срока подачи заявок.
Действующие редакции положений о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми нормами 223-ФЗ до 31.12.2018.

Как изменить положение и проводить закупки по новым правилам
Основные моменты, которые важно учесть в новом положении о закупке:
1. Укажите, какие именно закупки будете проводить не в электронной форме. Если не сделать этого, все ваши закупки будут электронными.
2. Установите закрытый перечень закупок у единственного поставщика.
3. Включите требования к участникам закупки.
Скачать по 223-ФЗ с 1 июля 2018 г.

Электронные закупки у малого и среднего бизнеса отложены
Старт электронных закупок у субъектов МСП перенесли до начала функционирования электронных площадок. Они заработают после заключения соглашения между оператором и уполномоченными органами. Произойдет это не позднее 1 октября.

Для госкомпаний с 1 июля введен перечень конкретных закупочных процедур, которые они могут применять, а также скорректированы понятия конкурентных и неконкурентных процедур.
С 1 июля вступило в силу положение 223-ФЗ, по которому госкомпании должны проводить конкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) только в электронной форме на «новых» площадках в соответствии с нормами 44-ФЗ. Эта норма станет применяться только после запуска «новых» ЭТП.

Как унитарным предприятиям перейти на закупки по Закону № 223-ФЗ
С 29 июня все унитарные предприятия могут не проводить закупки за счет собственных средств по Закону № 44-ФЗ.
Если хотите перейти на Закон № 223-ФЗ уже в этом году, нужно до 1 октября разместить в ЕИС положение о закупке и план закупки или изменить действующие документы. Кто не успеет, будут до конца года вести закупки по-прежнему.
Новое положение составьте с учетом изменений, вступивших в силу 1 июля. Если на эту дату у вас было действующее положение, то правки, связанные с этими изменениями, можно не вносить и работать до конца года по старым правилам.
Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по Закону № 44-ФЗ, исключив из них позиции, перенесенные в план по Закону № 223-ФЗ.
Документы: Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ (действует с 29 июня 2018 в части рассматриваемых положений).

С 1 июля вступили в силу нормы, определяющие порядок работы механизма спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок. Однако действовать эти нормы начнут только после запуска «новых» ЭТП. До этого момента средства обеспечения заявок на участие в закупках должны размещаться по действующей в настоящее время схеме.
В числе других нововведений - новый порядок заключения контрактов, использование квалифицированных электронных подписей и т.п.

Утверждены требования к банкам, в которых открываются спецсчета для внесения обеспечения заявок на участие в закупках по 223-ФЗ
29.06.2018
В перечень банков для открытия спецсчетов правительство внесет кредитные организации, которые соответствуют таким требованиям:
- имеют универсальную лицензию;
- располагают не менее 100 млрд руб. собственных средств либо не менее 25 млрд руб. собственных средств и кредитным рейтингом не ниже «A-(RU)» по шкале АКРА и не ниже «ruA-» по шкале «Эксперт РА»;
- участвуют в системе обязательного страхования вкладов физических лиц;
- не имеют просроченной задолженности по банковским депозитам, на которых были размещены средства федерального бюджета;
- заключили соглашения с каждым оператором электронных площадок из перечня, утвержденного правительством (с 1 сентября).
Можно уже сейчас проверить свой банк по первым четырем параметрам. Информацию ищите на сайтах ЦБ РФ (http://www.cbr.ru/credit/main.asp) и рейтинговых агентств или запросите в самом банке. Если он соответствует требованиям, достаточно будет заключить дополнительное соглашение об использовании имеющегося счета в качестве специального. В противном случае выбирайте другой банк.
Скачать «О требованиях к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ»
Начало действия документа - 01.07.2018 (за исключением отдельных положений).
В соответствии с пунктом 4 данный документ вступил в силу с 1 июля 2018 года, за исключением пункта 6 требований, утвержденных данным документом, вступающего в силу с 1 сентября 2018 гола.

Минфин и ФАС разъяснили некоторые изменения в положениях о закупке по Закону 223-ФЗ
27.06.2018
В связи с поступающими вопросами о применении Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и вступлением в силу с 1 июля 2018 года положений Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 505-ФЗ) Минфин России и ФАС России сообщают позицию о приведении положения о закупке, предусмотренного Законом № 223-ФЗ, в соответствие с Законом № 505-ФЗ.






Скачать «О позиции Минфина России и ФАС России о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Минфин России разъяснил некоторые нововведения в закупках по 223-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2018 г.
25.06.2018
Минфин России в связи с поступающими вопросами и вступлением в силу положений Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 505-ФЗ), а также принятием Государственной Думой РФ 21.06.2018 в третьем чтении законопроекта № 381746-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее соответственно законопроект № 381746-7, Закон № 223-ФЗ, Закон № 44-ФЗ) сообщает позицию в отношении переходного периода с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года, в течение которого поэтапно вводятся основные новации, предусмотренные Законами № 504-ФЗ и № 505-ФЗ, в том числе в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, порядка заключения контракта по итогам их проведения, определения операторов электронных площадок, использования квалифицированной подписи, открытия и применения специального счета в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для внесения обеспечения заявок на участие в закупках.

О приведении положений о закупке, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, в соответствие с Законом № 505-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ:
1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года;
2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;
3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании изложенного, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.

О проведении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ) проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.
Таким образом, возможность проведения конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства может быть реализована после начала функционирования новых электронных площадок (не позднее 1 октября 2018 года).
Следует отметить, что в соответствии с законопроектом № 381746-7 статья 8 Закона № 223-ФЗ дополняется положением, согласно которому статья 3.4 Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования новых электронных площадок. При этом законопроектом предусмотрено, что данное положение вступает в силу с 1 июля 2018 года.
Скачать «О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 № 504-ФЗ и № 505-ФЗ» не является правовым актом и носит информационный характер.

МУПы и ГУПы смогут проводить закупки за счет собственных средств по 223-ФЗ
21.06.2018
Госдума приняла во втором чтении законопроект, согласно которому все МУПы и ГУПы смогут проводить закупки за счет собственных средств по Закону 223-ФЗ. Ожидается, что изменения вступят в силу уже в этом году.
В новой версии проекта появилось важное уточнение. До 1 октября предприятия смогут изменить или утвердить положение о закупке и план закупок по 223-ФЗ, чтобы попасть под его действие.
Документ: Проект Федерального закона N 381746-7 принят во втором чтении.

Обжаловать положения документации может только тот, кто подавал заявку на участие в закупке по 223-ФЗ
20.06.2018
Заявитель пожаловался в антимонопольный орган на документацию о закупке по Закону 223-ФЗ. При этом он не подавал заявку на участие в закупке и не запрашивал разъяснений положений документации. Управление ФАС признало жалобу необоснованной. Заявитель оспорил это решение в суде.
Суд решил, что обжаловать положения документации может только тот, кто подавал заявку на участие в закупке. Остальные могут жаловаться лишь на нарушения, допущенные при размещении информации о проведении закупки, а также на то, что не соблюден порядок подачи заявок, организации и проведения закупки.
Вывод стоит учитывать, несмотря на то, что положения Закона 223-ФЗ об обжаловании участниками действий заказчика и других лиц претерпели изменения. Ведь порядок рассмотрения жалоб все так же регламентируется Законом о защите конкуренции.
Если вы хотите участвовать в закупке, но видите нарушения в документации, то целесообразно подать заявку и только потом жалобу. Контрольные органы и суды должны видеть вашу заинтересованность, чтобы сделать вывод о нарушении прав.
Документ: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.2018 по делу А79-10042/2017.

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур , которые прописывают в Положении о закупке ;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях — более 50% .
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50% . А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения - в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты , а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап . Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru .
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается , то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя . Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей . А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей . С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить - необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС . Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент - соблюдать все установленные сроки . Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение - 3 дня ;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения ;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней ;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня ;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней ;
  • - не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год - до 1 февраля года, следующего за отчетным - заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме