Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами

Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.

Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами :

Закрывать в доме окна и двери;

Класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);

Класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

Верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;

На поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;

Сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;

Лить водку на могильный холм;

Прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;

Приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;

Целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;

Произносить: "Да будет тебе земля пухом";

Рассыпать по могиле хлебные крошки;

Разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;

Верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

Верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

Верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

Верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

Верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

Поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;

На помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;

На поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.

Верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.

Верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».

На поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.

Раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).

Разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.

Верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.

Хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».

После похорон 40 дней не убирать в доме.

После похорон 40 дней не выключать свет в доме;

После похорон 40 дней не спать на кровати покойного;

Завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

Можно ли смотреть телевизор после похорон?

Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.

Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.

К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.

Можно ли праздновать День Рождения после похорон?

Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.

Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.

Можно ли заниматься сексом после похорон?

Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.

Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.

Можно ли пить после похорон?

Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.

В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.

Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.

Можно ли слушать музыку после похорон?

Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора - всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.

Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.

Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.

Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?

Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.

Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.

Можно ли ехать в отпуск после похорон?

Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.

Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.

С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.

Можно ли делать ремонт после похорон?

Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.

Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.

С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?

Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.

Можно ли стричься после похорон?

Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.

С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.

Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.

Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?

Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.

Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?

Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине. Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.

Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.

Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.

Чем следует заканчивать поминальную трапезу?

Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).

Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.

Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.

Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. - "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, - спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".

Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.

Как не спугнуть ангела-хранителя?

В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).

Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.

Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.

Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.

Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».

Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.

Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо", можно "благодарю". Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.

С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.

Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.

Рано или поздно в жизни людей наступает такое печальное событие, как смерть близких людей. После смерти человека, его нужно похоронить, но, как и в любом другом деле в похоронах есть свои традиции. Перед самой смертью, если есть время, к умирающему нужно пригласить священника, который исповедует и причастит его. А также проведет еще один обряд, называемый соборование. Но это можно делать, если человек находится в сознании и более или менее адекватном состоянии. В помещении, где умирает человек нужно закрыть все окна и двери, завесить зеркала. Если есть домашние животные, то их в это время следует, куда-нибудь на время отдать. Если человек при жизни был христианином и жил по христианским законам, то согласно им, погребение после смерти должно быть на третий день. Предварительно тело умершего обмывают, что символизирует будущее воскресенье человека, во время омовения читается молитва. Нельзя обмывать тело молодым женщинам, обычно это делают пожилые люди. И желательно чтобы это были не родственники. После омовения на умершего одевается чистая одежда, светлых оттенков. Если подходящей одежды нет то покупается новая, ни в коем случае нельзя одевать свои или родственников. Иногда некоторые люди поверх одежды закрывают умершего белой тканью – саваном.

Обязательно на умершем должен быть одет нательный крест. Тело кладут головой на восток, и складывают руки на гуди, правую поверх левой. В руки умершего человека вкладывается распятие или иконка. На лоб покойного складывается специальный венец, который символизирует небесное царство, тело покойного окуривают ладаном или опрыскивают святой водой. Родственникам умершего нельзя выносить тело из дома, пусть это сделают другие люди. Нельзя идти перед умершим, так как это может принести несчастья и даже смерть. После выноса тела, необходимо вымыть пол в помещении, где умер человек, желательно так же протереть мебель. Само ложе, где человек встретил смерть лучше всего выбросить, а еще лучше сжечь. Когда тело помещено в гроб, под голову нужно положить небольшую подушку набитую веточками и листьями вербы и березы. Зажигают 4 свечи у гроба две в изголовье две в ногах и по одной с каждой стороны гроба.

Но из-за российского законодательства полностью провести обряд невозможно. Так как если тело не было доставлено в морг, то свидетельство о смерти не получить. После того как тело выдают родственникам, можно ехать на специально подготовленном транспорте в церковь где проводиться обряд отпевания покойного. Во время отпевания все родственники и друзья покойного держат свечи. После отпевания гроб с умершим отвозиться на кладбище, где должна быть уже заранее по договоренности вырыта могила. До могилы от транспорта гроб несут родственники умершего. Гроб ставиться у могилы на табуретки или заранее подготовленные подставки. Все родственники и друзья умершего человека прощаются с ним, можно около гроба поставить поминальное блюдо, кутью с зажженной свечой. Если человек при жизни носил очки или какой-либо протез, эти вещи нужно положить в гроб. Больше ничего класть в гроб не нужно, и даже опасно. После прощания и после этого гроб предварительно закрытый опускается в могилу. Согласно православным традициям покойный должен лежать головой на восток, а ногами на запад. Во время отпевания поется ангельская песень, или как ее называют трисвятое. Когда гроб полностью опушен в могилу, все родственники и друзья умершего по очереди, без суеты, зачерпывают пригоршню земли и кидают ее на гроб. После могилу закапывают, формируя холмик.

Для более правильного и точного обряда захоронения, лучше всего спросить совет у священника или в специализированном похоронном бюро. Священник даст правильную инструкцию, и ответить на все возникшие вопросы родственников по проведению этого печального обряда. После похорон принято проводить поминовение усопшего или как называют обряд в народе поминки. Причем поминки проводятся не, только сразу после похорон на третий день, но и на третий, девятый и сороковой день. На первые поминки приглашаются все, кто присутствовал на похоронах. На стол принято подавать блины, кисель, рыбу, постные пироги. Во все дни кроме дней поста можно подавать на стол и мясную пищу, борщ, кулебяку. Если родственники и семья умершего придерживается христианской традиции, то во время поминок есть рекомендация не употреблять спиртные напитки. А уж если без них никак, то путь они будут некрепкие, различные наливки и легкие вина. Не стоит на стол ставить пустую тарелку и рюмку для умершего, и его портрет. На девятый и сороковой день собираются на поминки только самые близкие родственники. На поминках вспоминаются только хорошее и, конечно же, на них нельзя веселиться и петь песни.

После смерти человека у близких людей ему людей возникают резонные вопросы: «на какой день хоронят умершего? Когда похороны проводить?»

По православным традициям хоронить нужно на 3-ий день после наступления смерти. При этом ведут отсчет со дня, когда умер человек - если даже это произошло поздно вечером, до 24.00 часов. Часто люди ошибаются, начиная отчет дня похорон со следующего дня после смерти.

Неправильный подсчет: например, 5 июля – день смерти, по подсчетам получается 8 июля – день захоронения (5+3) – это неверно.

Цифра три - особенная для христиан

На вопрос о, том, почему хоронят на 3 день после смерти существуют несколько ответов на этот вопрос:

  • По церковным канонам – душа человека 3 дня после смерти продолжает свое нахождение рядом с телом усопшего. За этот срок завершается I этап отделения души от тела. Тело будет направлено вниз, а душа направиться вверх, в сопровождении ангела-хранителя, в Царство Небесное. На 3-ий день происходит разрыв всех нитей поддерживающих тело с душой.
  • Связано с распятием Иисуса Христа. После его распятия на кресте, возрождение произошло именно на 3-ий день.
  • Цифра 3 является особенной. Связана со Святой Троицей: Бог-отец, Бог-сын (Христос), Святой дух.

Церковь совершает поминовение усопшего в 3-й день после его смерти в честь образа Пресвятой Троицы.

Третина - это третий день после смерти

В православной религии 3-й день после смерти получила название «Третина».

3-ий день после смерти в православной религии

На Третину проводятся прощание с усопшим. В этот день приходят проводить в последний путь любой желающий, кому усопший был дорог или просто знаком.

На Третину происходит наиболее массовое посещение дома, где находится тело усопшего.

Прощание происходит до опускания гроба в землю. После захоронения в этот же день организовывают поминальный обед.

Попробуем осветить ряд вопросов, возникающих в момент организации похорон, объединённых общим вопросом — на какой день нужно хоронить умершего.

Как было, сказано выше, связь между телом и душой разрывается только на 3-ий день. Если человека похоронить на 2-ой день, то связь души и тела будет насильно разорвана и ей некуда будет отправится.

Похороны на 2-ой день все же возможны.

Но это связано с природными явлениями. В частности в очень жарких района Земли, где тело просто начнет разлагаться.

Возможно проведение похорон на 4-ый день. Могут быть особенности в смерти человека: ДТП, в больнице.

Возможно проведение похорон и после 4-го дня, учитывая особенности смерти человека.

Хоронить в день рождения можно

Таких случаев не так много, но они все же имеют место быть. На вопрос, можно ли похоронить умершего человека, в день его рождения, церковь не ставит запретов на проведение похорон в день рождения усопшего.

Первые три года после смерти, близкие люди умершего обязательно должны приходить на могилу в день рождения и смерти для его поминания.

Есть дни, когда православных не хоронят

В православной вере есть запреты, когда не проводятся отпевания и захоронения по церковным канонам. Приводим перечень, в какие дни не хоронят:

Праздник Седмицы

в христианстве период, включающий в себя Пасхальное воскресенье и шесть последующих дней

  • Пасха,
  • Рождество Христово,
  • Праздник Седмицы.

В воскресенье хоронить можно

Многие люди сталкивались с такой дилеммой: если 3-ий день после смерти человека выпадает на воскресенье, можно ли хоронить в воскресенье.

Существует мнение так называемых «знающих людей», что нельзя хоронить человека в воскресенье. Объясняя это тем, что это «выходной день Христа».

На этот вопрос, почему не хоронят в воскресенье ответ таков: официальная Церковь никогда не запрещали проведение похорон в воскресенье.

Похороны у православных

Попробуем ответить на вопрос «почему людей хоронят» не с точки зрения физиологии, а с точки зрения религии.

Предание земле – это особый, и, к сожалению, необходимый обряд в православии.

По мнению, православной, церкви, жизнь на земле – это подготовка к жизни вечной.

Умерших людей называют «усопшими», то есть уснувшими. Достойное внимание к телу усопшего соответствуют одному из правил христианской веры - «Догмату о всеобщем воскресении людей и будущей жизни».

Православие учит, что после того, как человек умрет, он не уходит в «никуда». Тело засыпает, а душа попадает к Всевышнему, на его высокий суд.


Красные розы, могут приносить на похороны только самые близкие родственники. Многочисленные обряды подготовки к погребению и само погребение во многом пересекаются с обрядом «крещения». Это говорит, о том, что «крещение» - это перерождение от земных грехов к покаянию и принятию Бога в себе.

Смерть – это покидание жизни земной, жизни грешной к жизни вечной, жизни с Богом.

Обряд подготовки тела умершего к захоронению сложился с давних времен и включает в себя:

  • омовение тела;
  • облачение тела в одежду;
  • положение в гроб.

Подготовка к погребению

Похороны у православных начинаются с омовения тела усопшего. Процедуру омовения могут проводить либо близкие родственники усопшего, либо нанятые специалисты.

Завершив омовение, тело усопшего одевают в чистую одежду, в светлых тонах.

Одежда усопшего имеет важное значение. По преданиям, светлая одежда – символ чистоты, перевоплощения, готовность предстать перед Богом.

Отсюда и пошла традиция облачать покойников в костюмы.

Значение подготовки к погребению - это очищение усопшего, чтобы он был готов к новой вечной жизни на небесах.


Погребение

Закончив проведение всех обрядовых процедур, гроб с покойником опускают в могилу.

По православным традициям, музыкальное сопровождение момента погребения считается неуместной, как и установление памятных монументов.

Монументы на могилах в христианстве принято ставить у католиков, а православным крест с распятием.


Мы постарались дать сжатые и точные ответы на наиболее острые вопросы возникающие в скорбный час, а главное чтобы было понятно на какие сутки хоронят человека по православным традициям.

В ролике кратко рассказано, почему по православным канонам принято хоронить на третий день после смерти.

Приметы на похоронах существуют не один век. Вот, например, если во время сна на сильно болеющего человека упадет паук, считается, что скоро он умрет. Говорят, халатность к поверьям чревата плохим концом, вплоть до наведения порчи на того человека, который их не соблюдал. Фактически, традиции и приметы о похоронах, отражают те правила, которые рекомендовано точно и безукоризненно соблюдать.

Конечно, бывают и такие случаи, когда человек просто незнаком с приметами, а потому от простого незнания не соблюдает их. Но если суеверия вам все же знакомы, пожалуй, нарушать обычаи и традиции не стоит. Ведь смерть несет в себе негативную энергетику, не прощающую оплошностей, потому много чего нельзя делать. Похоронных примет и суеверий очень много. Так какие же все-таки они бывают? Как правильно вести себя?

Суеверия до момента захоронения

В наше время существует огромное множество различных ритуальных контор. За деньги сотрудники таких организаций делают все организационные вопросы. Но, как правило, большую часть дел, связанных с погребением умершего, берут на себя родственники. В этом случае необходимо учитывать множество моментов.

Согласно приметам, при похоронах нельзя допускать нахождение умершего одного как в доме, как и в комнате. Каждую секунду, минуту, все эти дни с ним должен присутствовать кто-то рядом. У этого суеверия есть много причин. Те предметы, которые напрямую связаны с покойным человеком, обладают просто огромнейшей магической силой. Встречаются случаи, когда такие вещи крали те, кто пользовался этими предметами в момент совершения каких-либо магических ритуалов.

Церковные

Церковь придерживается мнения, что душа усопшего нуждается в молитвенной поддержке, а это означает, что возле гроба важно читать молитвы и псалмы. Православные должны этого особо придерживаться.

Следуя приметам про похороны, оставление умершего одного - просто неуважение. Бытует еще один момент, почему не стоит оставлять мертвеца в одиночестве. У умерших иногда могут открыться глаза а тот, на кого падет мертвый взгляд, скоро сам покинет этот мир.

Народные приметы

Народная примета говорит, что в день наступления кончины важно закрыть зеркала непроницаемой тканью, дабы душа не заблудилась и не проникла в зеркальный мир. Открывать зеркала близким запрещается 40 дней, ведь пока душа не найдет упокоения, она часто навещает любимые места.

Мебель, где стоял гроб, очень важно поставить вверх ногами сразу же после увоза покойника на могильник. Вернуть в исходное положение разрешено лишь спустя сутки. Если просто напросто забыть об этом поверье, можно спровоцировать появление духа.

Стоит помнить и о том, что, следуя приметам о покойниках и похоронах, запрещено прятать в гроб фотографии, где присутствуют живые люди. Ту воду, которую использовали, умывая покойника, выливают в пустынное место, а предметы - прячут в гробу.

Если у мертвого до самого захоронения теплятся конечности, быть еще одной кончине в доме. Дабы этого избежать, нужно задобрить мертвеца хлебом и солью.

Нельзя подметать в момент, когда покойник дома, ведь таким образом можно отправить на тот свет всю семью, которая проживает в этом помещении. Как только усопшего вывезут на захоронение на кладбище, важно сразу же подмести и сделать в доме генеральную уборку, изгнав тем самым смерть. Предметы, которыми пользуются при этой уборке, нужно выбросить.

Нужно помнить и о том, что мертвецу обязательно стоит положить в гроб платочек. В момент суда он будет вытирать им пот. Также нужно оставить с мертвым его личные вещи: очки, трость. В общем, то, что ему было жизненно необходимо.

Не стоит пускать в комнату, в которой находится мертвец, домашних животных, ведь они запросто могут нарушить покой духа. Очень плохой приметой считается, если в гроб запрыгнет кот. У порога дома, в котором лежит мертвый, согласно поверьям, нужно положить еловые веточки, чтобы те, кто пришел попрощаться, не унесли на своей обуви гибель. Спать в одном помещении с покойником тоже нельзя. Это плохая примета на похоронах. Но если это все-таки произошло, стоит сразу после пробуждения скушать лапши.

Обмывать погибших разрешается только вдовам. Проводить процедуру можно, как тело полностью остынет. А вот после завершения разрешено сделать обряд, после которого конечности у покойника не мерзнут: из различных остатков гроба зажигают костер, над которым вдовы должны погреть свои руки.

Усопшего обязательно нужно укрыть специальным одеялом, которое называется «покров».

Не зазывайте смерть по глупости!

Очевидцам похоронного обряда запрещено наблюдать за процессом похорон через окно. Нарушая приметы, связанные с похоронами, можно призвать плохой конец, вплоть до еще одной смерти. Фактически мало кто знаком с этим народным суеверием. Полагается, что после кончины душа мертвеца находится вблизи своего тела. Ей очень дискомфортно от пристальных взглядов через окно, потому, разозлившись, она может забрать человека.

Старшее поколение считает, что стоит только слегка взглянуть на покойника или на похороны через окно, можно смертельно заболеть. Больше всего данное поверье касается малышей, ведь у них энергетическая защита намного слабее, чем у взрослых людей, потому одолеть ребенка злой дух может с легкостью.

Если взглянуть таким образом на мертвого случайно, нужно отвести взгляд и трижды перекреститься, после чего пожелать усопшему Царствия небесного и помолиться. Конечно, у многих возникает желание понаблюдать за процессом похорон. Для этого нужно всего лишь выйти из своего дома и с улицы (!) посмотреть.

Если же вы удосужились встретить похоронный кортеж, это значит, что в вашей жизни произойдут кардинальные изменения.

Покойного несут на кладбище

Плохие приметы на похоронах утверждают, что отложенные похороны - это очень плохой знак. Всему должно быть свое время!

Очень плохой приметой считается, если увидеть похоронный кортеж на улице и намеренно перейти дорогу перед ним. Человек, нарушивший это поверье, может очень серьезно заболеть, вплоть до летального исхода. Также старики считают, что перешедший дорогу покойнику может отправиться на кладбище по той же причине, что и сам мертвец.

Если усопшего погружают в могилу, очень глубоко вырытую, стоит ждать беды. Приметы связанные с похоронами, гласят, что это чревато гибелью члена семьи умершего. Такой же исход может быть, если забыть в доме крышку гроба. Нужно постараться не допустить этого.

Нельзя нести гроб близким усопшего. Этим должны заниматься кто угодно, но только не родня, потому что покойник заберет их в свой мир. Те, кто несет гроб, обязательно повязывают на запястье новое полотенчико.

Похоронные приметы - суеверия, традиции, ритуалы

Суеверия на похоронах. ТОП-5!

Что нельзя делать русским на похоронах

Правила поведения на похоронах

Наверное, каждый знает такую похоронную традицию: во время погребения каждый присутствующий должен бросить на гроб небольшую горсточку земли. Для чего это делается? Все очень просто. Соблюдая это поверье, закрывается путь мертвецу в этот мир, и он не сможет «гулять» по ночам.

Закрывают крышку гроба во время похоронной процессии только на кладбище. Соблюдать эту примету очень важно, чтобы покойный не забрал душу тех, кто проживает в этом доме и заколачивает гроб. Во время выноса гроба из помещения никому не разрешается выглядывать в окно, дабы не завлечь смерть обратно в дом.

Оборачиваться назад во время процессии нельзя. Запрещается ходить впереди гроба: это тоже своеобразное зазывание смерти.

Если во время выкапывания могилы попадутся останки или что-нибудь другое, оставшееся от старого захоронения, это предвещает усопшему спокойную загробную жизнь. Не стоит забывать о том, что перед опущением гроба в могилу, нужно закинуть в нее немного монеток. Это делается для выкупа места в ином мире.

Погода во время захоронения

Если во время похорон идет дождь, этой очень хорошая примета. Это погодное явление означает, что душа усопшего быстро найдет свое успокоение.

Больше же положительных знаков во время похоронной процессии не стоит даже и искать. Даже наоборот: с этой церемонией связано очень много различных запретов, нарушать которые не стоит! К примеру, беременные женщины не должны следовать за катафалком. Вообще присутствие беременных на захоронении небезопасно, потому что велика вероятность угрозы потери беременности.

Ходить на прощальный обряд нужно в черной одежде. Считается, что в темных оттенках можно спрятаться от смерти.

Плохие приметы на похоронах. Гроб упал

Эта приметы считается самой страшной и опасной. Считается, что если на похоронах упал гроб, стоит ждать еще одной смерти, которая придет в дом в течение 3-х месяцев. Есть только один способ избежать страшных последствий.

Если в момент похоронной процессии гроб упал, на следующий день родня усопшего должна испечь блины. Важно делать это всем вместе, допускается даже чисто символическое присутствие. Далее семья посещает кладбище, отыскивает 3 могилы со своим именем и читает молитву «Отче наш».

В завершении процесса испеченные блины раздают около церкви, не забыв подать перед этим милостыню.

Важное замечание: во время всего обряда должна соблюдаться абсолютная тишина.

Поверья после захоронения

Много ошибок допускается на поминках. Много чего нужно придерживаться в этом случае! Приметы гласят, что, поминая близкого, нужно поставить его фото, а около - поместить стакан с жидкостью и небольшой кусочек хлеба. Если живой человек примет эту пищу, то он отправится вслед за покойником. Еду мертвого человека нельзя давать домашним животным.

Вернувшись с похоронной процессии, стоит немедленно согреть руки огнем или же просто тщательно вымыть их в горячей воде. Таким образом, живой обезопасит себя от скорой гибели. Некоторые люди для этой цели греют руки о печь или о зажжённую свечу.

Плакать по усопшему нельзя. Приметы во время похорон гласят, что покойник может захлебнуться в слезах. При жизни у всех людей есть то место, которое он очень любит посещать. Так после кончины необходимо оставить на нем воду. По обычаям, стоять она должна ровно 40 дней.

Про иконы после захоронения

Образ, который находился перед покойным до его погребения, необходимо смыть чистой водой. Для этого отправляются к водоему и отпускают, чтобы он мог плыть. Выкидывать икону категорически запрещено, так же, как и хранить. Лишь вода поможет избавиться от нее без плохих последствий. Если такой возможности нет, можно отнести икону в церковь, а там уже и решат, как с ней поступить.

Принадлежности, которые не пригодились, кладут в гроб или просто оставляют на кладбище. Если не получилось осуществить это вовремя, помните: отнести стоит в любой момент, главное - особо не затягивать с этим. Конечно, положить вместе с умершим в гроб все его любимые вещи просто нереально. Они притягивают душу умершего, который, в свою очередь, пугает живых. Потому, соблюдая похоронные приметы, стоит раздать любимые принадлежности мертвеца нищим. Стоит им же отдать и личные вещи покойника (кружку, ложку и так далее).

Кровать, на которой человек умер, нужно немедленно выкинуть из дома прочь. То же самое стоит сделать и с постельным бельем. Некоторые люди просто напросто сжигают эти предметы вдали от дома.

Мероприятия после похорон под запретом

Обычаи говорят, что после похоронной процессии запрещается идти в гости к живым людям. Тем самым можно принести в дом смерть. Близким людям умершего нужно соблюдать годовой траур. В это время нельзя играть свадьбу: это считается очень плохой приметой. К примеру, царь Николай второй женился спустя всего несколько дней после смерти своего отца. Что случилось дальше, а точнее, историю этой семьи, знают все. День рождения после похорон также праздновать не рекомендуется.

Приметы после похорон говорят:

  • самый первый блин с киселем на поминках стоит отдать на угощение мертвому;
  • запрещается чокаться стопками во время процессии, ведь таким образом беда перемещается;
  • на столе во время поминок стоит только одна свеча;
  • нельзя на поминках радоваться, петь песни - беду накликаешь. Вести себя нужно спокойно.

Фактически, приметы на похоронах близкого человека не так ужасны, как их рисуют. Если вы нарушили их неспециально, стоит извиниться за свою халатность и попросить помощи у Бога или же у самого усопшего.

Верить в приметы, связанные с похоронами, или нет - дело ваше. Главное - помнить: каждый из нас уйдет навстречу к Богу в тот срок, который нам уже назначен, но никак не раньше него.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме