Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое езда по обочине. Когда езда по обочине разрешена? Штраф за движение и обгон по обочине

Выходной день, загородное шоссе. Поток плотный, медленный, но пробки пока нет. Однако то и дело по обочине пролетают торопыги, которых не устраивает скорость движения остальных. Есть же еще одна полоса асфальта, пусть и отделенная сплошной линией! Такая же широкая, как и прочие, или даже шире! Почему бы не ехать? Штраф? Пустяки, на этой дороге гаишников отродясь не было… И вон уже впереди кто-то едет по обочине! Ему можно, а мне нельзя?!

Вот на перекрестке все-таки стоит экипаж ДПС. Страшась наказания, обочечники встраиваются в тот же поток. Или вместо гаишников стоит сломанный КАМАЗ… Да просто ремонт дороги. Рано или поздно обочечникам приходится вклиниваться в поток, тормозя или выжимая тех, кто не нарушал. Их, конечно, пускают: дай дорогу дураку. Дурак отнял всего лишь несколько секунд (да, и лишь у нескольких тысяч людей, оказавшихся за ним).

Проходит час-другой, машин прибавляется, возникает настоящая пробка. На обочине уже не просто отдельные нарушители правил. Таких целый ряд или два. Самые наглые едут даже не по асфальту, скачут по грунту правее. Попытаешься там остановиться - будут сигналить и материться. Им мешают ехать. Спросишь, почему они считают, что можно нарушать - в лучшем случае получишь оправдание, что спешат в аэропорт на роды троюродной смертельно больной кошки. Те, кто понаглее, попытаются доказать свое право нарушать кулаками. Иных не остужает даже присутствие сотрудников полиции - напротив, в приступе неимоверной «крутизны» и их будут «строить»: «Да ты знаешь, кто я такой?!» Знаю. Хам.

Неотвратимость наказания

Все это - из собственного опыта . Обратите внимание на дату публикации репортажа - осень 2015 года, то есть минул почти год. Что-нибудь изменилось? Кажется, ничего. Мы по-прежнему и радуемся, когда торжествует справедливость , высчитываем, сколько времени обочечники отнимают у нормальных людей (те, кто находятся в конце пробки, теряют не секунды или минуты, а часы), придумываем, как в принципе избавиться от такого явления. И какие решения! Бетонные полусферы через несколько метров, поперечные рвы, шипы под колеса и прочее! А ведь все уже придумано и действует вполне эффективно.

Камеры и штрафы. Возможно, у нас действительно не хватает сотрудников ДПС, чтобы расставить их на всех проблемных участках и штрафовать «за обочину» всех подряд, а не только самых невезучих. Но зато российские дороги усеивают камерами, фиксирующими нарушение ПДД. По секрету скажем, что они могут следить не только за скоростью движения, но и рядностью, а также езде по обочине. Размер выписываемого штрафа, напомним, 1500 рублей. И в эффективности действия такого инструмента борьбы с нарушителями сомневаться не приходится.

Такие камеры уже давно работают на МКАДе . И вот комментарий нашего непредставившегося читателя, признавшегося, что он обочечник: «Вчера оплатил два штрафа в общей сложности на 3000 рублей за обочину на МКАДе. Попал под камеры. Не знал, что такие теперь есть. Вероятность того, что снова полезу на обочину, уменьшилась, думаю, раза в три».

Камеры, фиксирующие движение по обочине, полностью исправили и одного из моих знакомых. Раньше ему не помогали ни уговоры, ни призывы к совести. А когда посыпались штрафы по полторы тысячи - сразу опомнился. Есть и другие примеры, доказывающие эффективность такого способа борьбы с нарушениями. Знаете только, что плохо? Отсутствие повышающего коэффициента за повторное нарушение статьи 12.15 ч. 1 КоАП РФ. С ним бы рецидивистов стало в разы меньше.

Мы уже проводили опрос на тему, что побуждает водителей ездить по обочинам . По мнению большинства респондентов, это элементарное отсутствие культуры. На втором месте - индивидуальные свойства характера (неусидчивость, желание быть первым), и только на третьем - незначительные штрафы. А мы бы поставили на первое место отсутствие страха из-за высокой вероятности избежать расплаты. Дорога - не очередь в магазине, где без последствий мимо всех не проскочишь. А здесь - получается. И безнаказанность таких действий - большая проблема, которую нужно решать как можно скорее .

Вспомните, как российских водителей приучили пользоваться ремнем безопасности. Штрафовали всех без исключения - и теперь те, кто ездит без ремня, остались в меньшинстве. А ведь ремни не влияют непосредственно на безопасность окружающих, в отличие от езды по обочинам. Если непонятно, о чем речь, зайдите в Youtube, введите в поисковой строке слово «обочина» и посмотрите, как бьются сами обочечники и их соседи-водители, как давят пешеходов. Смешного мало.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС и «За рулем»

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):


Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):


Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен - водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки - запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.


Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается . В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.


С помощью штрафа:
  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая - загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Какой штраф предусмотрен за езду по обочине в 2019 году? Кому разрешено движение по обочине? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф ГИБДД за езду по обочине в 2019 году составляет

1500 руб. (со скидкой 50% 750 руб.)

Статья 12.15.1 КоАП РФ

В России запрещена езда личного автотранспорта по обочинам дорог. По закону обочина предназначена в первую очередь для движения пешеходов, во-вторую, для перемещения мопедов, велосипедистов, гужевых повозок, автомобилей коммунальных служб, не мешающих пешеходам и в исключительных случаях для передвижения развозного транспорта. Обычный легковой автомобиль имеет право выезда на обочину лишь для остановки или стоянки.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд


Определение понятия «обочина»

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, находящийся на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью сплошной или прерывистой линии разметки.

Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине 2019?

Ситуаций, в которых водителя транспортного средства могут оштрафовать за езду по обочине несколько. Разберем самые «популярные» случаи.

Штраф за езду по правой обочине

Вне зависимости от того, отделена обочина от проезжей части прерывистой линией разметки, сплошной линией разметки или просто имеет другой тип покрытия, езда по правой (ближней для автомобилиста) обочине наказывается штрафом в 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. Единственное исключение стоянка и остановка. Но, как правило, в случае с реальным объездом пробки (а это самая популярная причина езды по обочине), аргумент в споре с сотрудниками ГИБДД и на последующем судебном заседании не поможет.

Штраф за езду по правой (дальней, встречной) обочине

В ПДД и КоАП нет четкой трактовки езды по встречной обочине. В этих условиях как сотрудники ГИБДД, так и водители, совершающие такой маневр, пытаются найти в действующих законах скрытый смысл.

Сотрудники ГИБДД чаще всего представляют движение по встречной обочине как обгон нескольких транспортных средств, обосновывая свою позицию тем, что движение происходит по встречной стороне проезжей части. В этом случае действия водителя подпадают под суровую четвертую часть Статьи 12.15 КоАП РФ и предполагают штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев.

Часть автомобилистов, исходя из анализа статей ПДД, приходит к альтернативной трактовке ситуации, связанной с движением по встречной полосе. Они исходят из того, что направление движения может существовать только у «проезжей части», к которой обочина не относится. Если придерживаться этой позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. той же, что и за движение по правой ближней к водителю обочине.

Кому разрешено движение по обочине

В первую очередь обочина предназначена для движения пешеходов. В этом и заключается главный смысл разделения дороги на проезжую часть и обочину, по которой автомобиль в стандартной ситуации ездить не должен.

Есть смысл сделать поправку.

Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2017 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

· Мопеды, не создающие помех пешеходам

· Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.

· Автомобили экстренных служб

· Машины коммунальных служб

· Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект

· Гужевые повозки

· Велосипедисты

· Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам

· Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2019 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Объезд пробки по обочине не является объездом препятствия 2019

Объезд пробки (дорожного затора) по обочине категорически запрещен действующим в России законодательством. Вопреки мнению некоторых водителей, дорожная пробка, исходя из ПДД, не является препятствием. На это четко указывает пункт ПДД 1.2

Определение понятия «Препятствие»

«Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющее продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Настаивать на объезде пробки как объезде препятствия не имеет смысла еще и по той причине, что даже объезд лежащего дерева или бетонного блока согласно КоАП является правонарушением и за такой маневр автомобилиста ожидает штраф 1500 р. по статье 12.15 ч. 3 КоАП РФ.

Автомобиль может въезжать на обочину только для остановки или стоянки в случае, когда для этого нет более подходящего места. Ездить по обочине машинам запрещено Правилами дорожного движения (ПДД РФ).

Парадокс нетерпения

Именно по обочине наиболее нетерпеливые водители стремятся объехать автомобильные «пробки». Нередко создавая опасность для тех, кому по этой части дороги двигаться разрешено (пешеходов, велосипедистов и т.д.).

Пытаясь с обочины вновь вернуться в «свой» ряд, нарушители создают помехи движению и еще более увеличивают затор. За такие маневры с нарушением ПДД РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ предусматривает наказание от штрафа в 1500 рублей до лишения водительского удостоверения (ВУ).

Кому разрешено движение по обочине

  • штраф в 5000 рублей;
  • или лишение ВУ на 4-6 месяцев.

При повторном правонарушении, по ст.12.15, п.5 КоАП РФ

  • штраф в 5000 рублей (если правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами фотовидеофиксации);
  • или лишение ВУ до 1 года.

ПРИМЕЧАНИЕ. Аргументы водителя, объезжавшего пробку по обочине встречной полосы, в пользу штрафа в 1000-1500 рублей за объезд препятствия по «встречке» (ст.12.5, п.2) не пройдут. Согласно п.1.2 ПДД РФ затор на дороге, как и ТС, остановившееся на дороге в соответствии с ПДД РФ препятствием не являются.

Некоторые водители оправдывают свой въезд на обочину тем, что выехав и не найдя подходящего места для остановки, вынуждены были продолжить движение по ней. Но никто не мешал им, подыскивая подходящее для остановки своего авто место на обочине, двигаться в своем ряду.

От езды несознательных автомобилистов по обочинам

  • пробки увеличиваются;
  • возрастает нервозность водителей;
  • мелкие ДТП случаются чаще.

Видео: Езда по обочине

Видеоролик с Приозерского шоссе (Санкт-Петербург) за 4 минуты без слов убеждает в неизбежности наказания за езду по обочине.

Видео: Езда по встречной обочине

Автомобильный затор сродни очереди в магазине, попытки «самых умных» с помощью проезда по обочине «влезть без очереди» вызывают законное раздражение у сознательных граждан, некоторые из которых могут умело «отмстить» торопыгам, банально заблокировав дальнейший путь по обочине.

Например, так как, как сделано в этом видеоролике. Хотя вряд ли нарушители сделали из этого правильные выводы.

Видео: Пикник на обочине

Справедливость и безопасность на дороге должны охранять сотрудники ГИБДД, используя предусмотренные законом вполне конкретные наказания за запрещенное правилами движение автомобилей по обочине. Но и внутренняя культура водителя, и соблюдение им ПДД РФ не отменяются.

В по обочине сейчас наказывается штрафом. При этом размер его немаленький. Однако многие нетерпеливые водители пренебрегают правилами и все равно во время заторов стараются обогнать стоящие автомобили, передвигаясь по обочине.

Что такое обочина?

В есть понятие, что обочина является элементом дороги. Ее начало обычно ограничивается разметкой 1.2.1 или 1.2.2 действующих ПДД. Если разметки нет, то, как правило, обочина отличается от покрытием. Обычно оно грунтовое.

Нужно отметить, что что обочина является элементом дороги, ездить по ней строго запрещено. Движение по обочине ПДД разрешает только в самых редких ситуациях, например, когда проезд полностью был перекрыт из-за серьезного дорожно-транспортного проишествия.

В последнее время инспекторы патрульной службы особенно строго относятся к тем нарушителям, которые, невзирая на правила, все равно продолжают обгонять или передвигаться по обочине.

Почему так строго?

На самом деле такое поведение инспекторов ДПС вполне объяснимо, если понять, почему обочина была признана элементом дороги и для кого она предназначается.

Движение по обочине разрешено исключительно пешеходам, велосипедистам или мопедистам.

На загруженных дорогах часто встречаются такие ситуации, когда нарушитель, передвигаясь по обочине, видит пешехода и начинает ему сигналить, чтобы тот незамедлительно уступил ему дорогу. Однако в таком случае водитель будет неправ, и если совершит наезд на пешехода, то в таком случае он будет наказан по всей строгости закона.

Поэтому опытные водители, которые не привыкли обгонять "пробку", настоятельно рекомендуют нарушителям не выезжать на обочину, ведь обратно заехать в ряд стоящих автомобилей будет еще сложнее.

Сумма штрафа за движение по обочине зависит в первую очередь от стороны, на какой передвигается водитель.

Итак, если нарушитель решил проехаться по обочине справа, то в таком случае инспектор, увидев это нарушение, будет готов выписать ему штраф в размере 1 500 рублей.

Есть и такие лихачи, которые, несмотря на опасность, стараются обогнать едущие автомобили и по левой обочине, то есть по встречке. Такой вызов инспектор может расценить как нарушение правил обгона и как выезд ТС на встречную полосу. Штраф за обочину в этом случае будет более серьезным. Может даже дойти и до лишения прав.

Кроме этого, если при подобном маневре водитель не смог сразу же вернуться в свою полосу движения, то ему может быть выписан и еще один штраф - за создание аварийной ситуации.

Наказание за подобный проступок - 5 000 рублей. Суд может также лишить нарушителя водительского удостоверения на срок до полугода. Если водитель решит испытать судьбу еще раз, то лишение за такое деяние будет увеличено до года.

Кому можно передвигаться по обочинам

Несмотря на такое строжайшее наказание для водителей автомобилей и на абсолютный запрет на движение автомобилей по обочине, есть категория транспорта, которая имеет право двигаться по этому элементу дороги без страха получить штраф.

К этой категории относятся автомобили дорожно-сервисных служб, а также груженые фуры. Более того, фуры имеют право и останавливаться у обочины, если пункт, куда они везли товар, находится в непосредственной близости от нее.

Также по обочине могут двигаться еще некоторые ТС, если они не создают помехи пешеходам. Среди них:

  • велосипеды, в случае если человек, который им управляет, старше 14 лет;
  • мопеды также могут продолжать движение по обочине, пункт правил 24.7 (ПДД) тому подтверждение;
  • и прочий живой транспорт.

Передвижение по обочине велосипедов

Велосепедисты, которые старше 14 лет, могут передвигаться только по специально отведенным для этого дорожкам. Они называются велосипедными. Если же таких дорожет нет, тогда взрослые велосипедисты могут ездить и по обычной дороге, приняв при этом правое положение. Правила движения велосипедистов по обочине гласят, что передвигаться по этому элементу дороги можно лишь в том случае, если велосипедных дорожек нет, а двигаться по проезжей части невозможно.

Это правило распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Если же водитель младше этого возраста, то он имеет право двигаться исключительно по тротуару или по местам, которые попадают под понятие жилой зоны.

Езда по обочине мопедов

Сейчас стоит обратить внимание на мопеды и скутеры, водители которых вообще не следуют никаким поставленным правилам. Итак, как написано в правилах дорожного движения, которые не так давно вступили в силу, водители мопедов обязаны передвигаться только по проезжей части и только прижавшись в правую сторону.

Движение мопеда по обочине также не запрещено правилами, однако это можно делать только в самых крайних случаях и только в том случае, если на обочине нет пешеходов и их передвижению мопед мешать не будет.

Стоит также отметить, что, по сравнению с велосипедом, у мопеда гораздо больше ограничений по правилам передвижения. Например, водителям мопедов категорически запрещается передвигаться по велосипедным дорожкам и по пешеходным зонам. Также им запрещается передвигаться по тротуарам.

В каких случаях автомобили могут передвигаться по обочине

Не секрет, что движение по обочине не только может стать причиной небольших дорожно-транспортных проишествий, но и способно еще больше увеличивать пробку. Кроме этого, такие шустрые нарушители раздражают и без того нервных водителей, которые уже не первый километр стоят в заторе.

Несмотря на то что правилами строго запрещается, есть и такие ситуации, когда водитель просто не видит другого выхода, как передвижение по краю дороги.

Инспекторы дорожно-постовой службы иногда закрывают глаза на подобное нарушение. Но только в исключительных ситуациях. Для того чтобы понять, какая ситуация является исключительной, необходимо привести пример.

Итак, можно представить, что на дороге произошла крупная авария. В ней пострадало несколько автомобилей. Во время удара транспортное средство вынесло на соседнюю полосу, в итоге авария перегородила движение автомобилей во все стороны. Именно в этом случае у водителя не остается никакого другого выхода, как передвижение по обочине.

Понятно, что приведенный пример является исключительной ситуацией. В других же случаях водитель должен обгонять попавшие в ДТП автомобили только по встречной полосе, но ни в коем случае не по обочине.

Как сейчас "ловят" нарушителей

Конечно, если нарушитель передвигается по обочине и увидел инспектора ДПС, он сразу же перестроится в свой ряд. В этом случае блюститель порядка может и не заметить нарушения. Но сейчас вводится новая техника для выявления нарушителей.

Например, в крупных городах уже относительно давно стали работать камеры автоматической фиксации нарушений. Нужно заметить, что многие водители относятся к этому скептически, однако те нарушители, которые уже получили штрафы за езду по обочине в размере 1 500 рублей, думают абсолютно иначе.

Действительно безоговорочное наказание рублем гораздо эффективнее, чем разговоры с инспекторами ДПС. Нарушитель получил штраф и уже обязан будет его погасить, чтобы не нажить проблем с законом. Интересно то, что это уже давно было подтверждено на реальных примерах, когда, оплатив один штраф, водитель больше не полезет для обгона на обочину.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме