Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое встречная полоса движения. Выезд на встречную полосу

За выезд на встречную полосу штраф в 2019-м году остаётся таким же, как правило, это лишение прав. Разберемся в ситуациях, что же является выездом на «встречку», а что нет.

Нужно отметить, что выезд на полосу встречного движения с целью обгона транспорта, движущегося впереди, является наиболее опасным маневром в арсенале автомобилистов. Пользуясь им, водители ставят под угрозу не только своё здоровье, но и здоровье тех людей, которые добросовестно «идут» по надлежащей полосе. Поэтому самые отчаянные автолюбители рискуют вообще лишиться водительского удостоверения за злоупотребление обгоном в неположенных местах.


Когда можно выезжать на «встречку»

Актуальное автомобильное законодательство РФ весьма расплывчато объясняет, в каких ситуациях выезд на встречную полосу разрешён и вообще что считается выездом на полосу встречного движения. Любители «полихачить» пользуются этим, чтобы уйти от уплаты штрафа. Точных инструкций в законах не отыскать, но некоторые правила им всё же установлены.

Наказания за выезд на встречную полосу в 2019-м году не последует, если:

  1. Автомобилист движется по дороге, не имеющей вообще никакой разметки. В данном случае разрешено то, что не запрещено: если поблизости знака о запрете обгона не видать, можно смело совершать маневр (но только если текущая ситуация на дороге позволяет).
  2. Автомобилист движется по дороге с тремя полосами. Такие дороги встречаются нечасто, и, если водитель оказался на ней, он может считать это за приятный бонус. Средняя полоса подобной дороги предназначена специально для совершения дорожных маневров. Воспользоваться ей может любой водитель независимо от направления движения. Главное: случайно не оказаться на крайней противоположной полосе – это уже будет серьезным нарушением ПДД.

Правила кажутся довольно чёткими – где же кроется упомянутая расплывчатость? А вот где: согласно ПДД, обгон запрещается специальными ограничительными знаками. Следовательно, знака нет – можно обгонять, и штрафа за выезд на встречку не последует. Также по пунктам ПДД при выезде на встречную полосу автомобилист обязан принять во внимание ширину дорожного полотна и габариты своего ТС, однако информации, на какие критерии ему следует ориентироваться, не найти.

Подобная размытость правил дорожного движения переводит их в разряд рекомендаций, в которых, как известно, опытные «водилы» не нуждаются.

Когда выезжать на «встречку» нельзя

За выезд на встречную полосу в 2019-м штраф последует, если:

  1. Разметка делит дорогу, по которой движется автомобилист на чётное количество полос (обычно две или четыре). Такое ограничение установлено пунктом 9.2 ПДД. Выполнять обгон по трассе, например, с двумя полосами можно лишь при наличии разрешающего знака.
  2. Присутствует разметка, запрещающая маневр, или знак «Обгон запрещен». В этом случае ширина полотна и количество полос вообще не играют роли.

Что грозит нерадивому водителю

Чем грозит выезд на встречную полосу? По отношению к нарушителю применяется одна из двух мер:

  1. Лишение водительского удостоверения.
  2. Штраф.

Какой штраф за выезд на встречную полосу сейчас принят?

Стоит начать с того, что штрафы существенно повысили в 2015 году. Если прежде дорожные лихачи могли отделаться символической суммой в 1 тыс. рублей, то в 2019-м году штраф за выезд на полосу встречного движения составит целых 5 тыс. рублей. Такие санкции — чувствительный удар по кошельку россиянина среднего достатка и серьезная мотивация, чтобы вести себя на дороге осторожно.

Важно: не имеет значения, одним колесом автомобилист пересёк сплошную или двумя – размер штрафа одинаков.

Лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев происходит, если камера зафиксировала выезд на встречную полосу одного и того же автомобиля второй раз за год (рецидив).

Если выезд на «встречку» полицейский зафиксировал лично, он может сам выбирать, какую меру наказания применить по отношению к нарушителю – штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав. Не нужно обладать буйной фантазией, чтобы представить, каким образом инспекторы ДПС могут обогатиться за счёт такого права. Особенно велики ставки, если водитель попадается инспектору на незаконном обгоне второй раз – в этой ситуации сотрудник ДПС вправе лишить автомобилиста прав на целый год.

Обратите внимание: нормы КоАП применяются к водителям, только если допущенное ими нарушение не привело к образованию дорожного происшествия и человеческим жертвам. Если нарушитель спровоцировал ДПС, в котором кто-то пострадал, лишением прав и штрафом он не отделается – его будут судить по всей строгости Уголовного Кодекса.

Инспектор неправ – как защититься водителю?

Ситуация, когда сотрудники ДПС останавливают порядочного водителя и обвиняют его в пересечении сплошной, кажется абсурдной – автомобилист рискует лишиться прав на пустом месте. Однако подобное случается сплошь и рядом.

К счастью, у водителя есть способы защититься от необоснованных обвинений полиции. Автомобилисту, попавшему в столь нелепую ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Нельзя сразу подписывать протокол об административном нарушении. Скорее всего, инспектор не отразит в протоколе мнения водителя по поводу «псевдонарушения». Задача автомобилиста сводится к тому, чтобы внимательно прочесть этот документ и поставить отметку о несогласии с теми обстоятельствами, которые описал инспектор, и необходимости привлечения к делу адвоката. Если придётся подавать в суд, протокол будет ключевым доказательством – при наличии подписи водителя на нём (фактически при его согласии) спорить не о чем.
  2. В качестве доказательства стоит предъявить запись с видеорегистратора Roadgid . Сейчас девайсы компании Roadgid проникли в транспорт даже самых консервативных автомобилистов, что совершенно оправдано: видеозапись – «железный» аргумент, с ней не поспоришь.
    Совет: не передавайте запись с регистратора на хранение и даже для просмотра инспекторам ДПС. Вы лишите себя «козыря в рукаве» и запись, скорее всего, обратно не получите.
  3. Автомобилисту следует обязательно предупредить инспектора о том, что он будет обжаловать дело в прокуратуре. Возможно, напористость водителя в желании отстоять справедливость заставит полицейского задуматься, действительно ли он прав.

По результатам «нарушения» у водителя на руках должна остаться копия протокола. С этим документом, а также со всевозможными доказательствами, способными подтвердить факт отсутствия нарушения, водителю нужно отправляться в прокуратуру.

Сделать это важно в течение 10 дней с момента «нарушения». Если срок пропущен по уважительной причине (скажем, из-за болезни автомобилиста), его могут восстановить. Процедура та же самая, что и, например, при восстановлении срока на апелляцию.

Ещё один способ уйти от лишения прав

Даже если водитель действительно выехал на «встречку», у него есть возможность уйти от наказания. По ГОСТу между прерывистой разметкой 1.5 (при которой обгон возможен) и сплошной линией должна присутствовать разметка 1.6, предупреждающая, что в скором времени начнётся сплошная. Разметка 1.6 выглядит так же, как прерывистая, но длина линий в 3 раза больше расстояния между этими линиями.

Если разметки 1.6 не было и линия 1.5 сразу перешла в сплошную, водитель может утверждать, что не был предупрежден о невозможности обгона. Налицо явное нарушение ГОСТа, а значит, предъявить претензии водителю будет не так просто.

Действовать автомобилисту нужно так:

  • сфотографировать переход разметки в сплошную;
  • заснять километровый столб (при наличии такового);
  • отразить в протоколе, что нарушение было допущено именно по причине некорректной разметки.

Крайняя необходимость – о чём речь?

Термин «крайняя необходимость» встречается в статье 2 Административного Кодекса РФ. Статья эта фактически даёт водителям возможность реализовывать право на свободу перемещения, гарантированное Конституцией. О чём идёт речь?

Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу возникает, например, если основная полоса забита сломанным автобусом – в такой ситуации водителю ничего не остаётся, кроме как совершать объезд через сплошную. Парадокс в том, что, если автомобилист остановится и будет ждать, когда автобус продолжит движение, он опять-таки станет нарушителем. Фактически он препятствует свободе перемещения других граждан: тех, кто постепенно начинает формировать «пробку» позади него.

Если верить разъяснениям ГИБДД о выезде на встречную полосу, водитель имеет право нанести противоправными действиями вред государству, если причинённый ущерб оказывается меньшим, чем предотвращённый. Благодаря такому постулату КоАП, автомобилисты фактически могут нарушать закон, не боясь раскаяния.

Хоть есть множество способов уйти от наказания за выезд на «встречку», испытывать судьбу не стоит. Последствия нарушения бывают более серьезными, нежели штраф – нарушитель ставит под угрозу жизни и здоровье людей.

Никогда для водителя не будет лишним знать, что такое выезд на полосу встречного движения и штраф за это. Административное взыскание может достигать 5-ти тысяч рублей или лишения прав на 1 год.

Начиная повествование, смею предположить, что данная статья вызовет массу оппонирования и даже противодействия. А все потому, что в ПДД данная проблема детальнейшим образом не регламентирована. Ситуация усугубляется еще и тем, что в разделе 1.2 ПДД многие понятия, о которых мы сегодня будем говорить, попросту не прописаны. Поэтому нам предстоит не столько цитировать, сколько комментировать ПДД. А комментирование – право любого человека. Отсюда – масса мнений, суждений, выводов. И все дальше истина…

Что такое выезд на полосу встречного движения по ПДД?

Самый первый вопрос и самая первостепенная проблема – это квалификация понятия «выезд на полосу встречного движения». В противном случае, отсутствует предмет разговора. Что же это такое? Некоторые полагают, что любое движение через «встречку» будет считаться выездом. Это не так!

По нашему глубокому убеждению (и, кстати, согласно букве закона – КоАП РФ), следует принципиально различать два блока маневров, связанных с движением по территории встречной полосы (или стороны дороги, которая выделена для встречного движения).
Итак, бывают:

1. Собственно выезд на полосу встречного движения (далее будем для этого объемного понятия применять термин «ВЫЕЗД»);

Выезд на полосу встречного движения

2. Пересечение «встречки».

Пересечение полосы встречного движения при развороте

К выезду на полосу встречного движения следует отнести маневр, сопряженный с пусть даже и непродолжительным, но прямолинейным движением по «встречке» (параллельно проезжей части) с последующим возвращением (или с целью возвращения) в свою полосу. Наиболее явные маневры с такой квалификацией — это обгон, движение по «односторонке» навстречу потоку и объезд. Осуществляя их, водитель действительно вынужден двигаться прямолинейно по встречной полосе.

Что до второго блока маневров – мы назвали такие «пересечением», – то их необходимо квалифицировать в качестве движения сквозь «встречку», то есть не в прямолинейном направлении, а под углом (прямым, тупым или острым). При этом целью маневра является покидание полосы своего движения или вообще прекращение движения. К таковым маневрам следует отнести поворот налево, разворот, парковка на левой стороне дороги, движение задним ходом и пр.

Сделаем вывод! Никогда не путайте квалификации ВЫЕЗДа и пересечения. Особенно при нарушении ПДД, связанных с ними. От этого зависит размер штрафных санкций.

Штраф

Два таких разных ВЫЕЗДА (судим по штрафам!)

Давайте поговорим об ответственности за ВЫЕЗД. Итак:

  1. совершая обгон;
  2. объезд;
  3. выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку.

Выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку водитель всегда осуществляет выезд на полосу встречного движения.

Что же ждет правонарушителя за попрание в случае незаконного ВЫЕЗДа, то есть противоправного движения по встречной полосе?

Отметим сразу, что в последнем случае (связанном с движением по «встречке» на «односторонке») водитель всегда нарушает ПДД. И за это КоАП РФ штрафует его административным штрафом в 5 тыс. рублей или, как вариант, лишением на срок 4-6 месяцев права управления ТС (ч.3 ст.12.16 КоАП).

За повторное совершение подобных действий – повлечет за собой «лишение» уже на 1 год. Как альтернатива – 5-тысячный штраф, в случае фиксации правонарушения с помощью технических (фото, видео и пр.) средств (ч.3.1 ст.12.16 КоАП).

Такие серьезные санкции обусловливаются опасностью действий водителя, который (намеренно или случайно!) создает помехи движению, что объективно ведет к возникновению на таком участке дороги.

Абсолютно такие же штрафные санкции ждут горе-водителя в случае совершения им обгона в тех местах, где такой маневр запрещен знаками, разметкой или нормами раздела 11 ПДД. Правонарушителю предстоит выложить те же самые 5000 рублей или приготовиться к неприятной перспективе 4-6-месячного лишения прав.

При повторном совершении подобного деяния – 1 год лишения водительского удостоверения или же аналогичный 5-тысячный административный штраф (пп.4-5 12.15 КоАП). Мотивация КоАП в части строгости наказания понятна и здесь – опасность выполнения маневра обгона на запрещенных для этого участках.

Обгон на железнодорожном переезде

А вот совершение объезда по встречной полосе, когда такой маневр не допустим Правилами, влечет за собой принципиальное иное наказание. Оно более легкое и менее затратное для водительского кошелька. Более того, оно никак не связано с лишением прав. Всего-то административный штраф в сумму от 1 до 1,5 тысяч рублей (ч.3 ст.12.15 КоАП).

Объезд неподвижного неисправного транспорта, перекрывающего полосу движения. Штраф 1-1.5 тысячи рублей.

Нет, конечно, это тоже деньги. Но, согласитесь, данные санкции за объезд не идут ни в какое сравнение с наказанием за обгон и движение по «односторонке». Такая явная лояльность за, казалось бы, аналогичное правонарушение объясняется просто: при объезде предполагается непродолжительное нахождение на встречной полосе, да и то – в качестве вынужденной меры.

Как разграничить обгон и объезд при выезде на встречку?

Столь разнящиеся санкции за совершение похожих правонарушений сразу же заставляют пытливый ум водителя-нарушителя цепляться за возможность смягчения ответственности. И такая возможность теоретически существует.

Дело в том, что в п.1.2 ПДД понятие объезда не прописано, а вот с обгоном – как раз наоборот. Понятие «обгон» четко регламентировано.

Обгоном называют опережение транспортного средства (1-го или нескольких), когда такой маневр однозначно связан с перестроением на «встречку». (Напомним, что опережением в РФ, согласно опять же п.1.2 ПДД, считается следование со скоростью большей, чем скорость попутного ТС).

И получается, что, если водитель не совершал опережения (то есть ТС, которое находилось впереди, стояло), то и наказывать за обгон нельзя, ибо никакого обгона в помине не было. Максимум водителю можно в 1-1,5 тыс. рублей за неправомерный объезд.

Как избежать произвола ГИБДД?

А вот это – ВАЖНО! Попробуем рассмотреть наиболее частые способы «развода» водителей со стороны работников ГИБДД. Главный их метод – это подмена понятий при квалификации правонарушений со стороны водителей. Подмены – с целью усиления штрафных санкций (а, следовательно, взяток!).

1. Подмена объезда обгоном.

Мы уже касались в предыдущем разделе этого способа «развода». Главное, помнить: выехали на «встречку» из-за неподвижного объекта, значит, — совершили объезд. А не обгон.

2. Фальсификация обгона.

Это очень распространенное явление среди сотрудников ДПС, рассчитывающих на элементарные незнания ПДД водителями. Очень часто за обгон принимают любое опережение ТС. Это неправильно! Только связанное с выездом на полосу встречного движения! Нет выезда на встречную полосу движения — нет обгона!

Это не обгон, а опережение транспортных средств, так как нет выезда на полосу встречного движения

3. Формирование ложного понятия – « ».

Это, пожалуй, самый популярный гаишный «развод». А водители ведутся на 5-тысячный штраф или 4-6-месячное лишение, инкриминируемый им гаишниками. Давайте разберемся!
Первое, с чего начнем: НЕТ ТАКОГО ПОНЯТИЯ в КоАП РФ. И наказания за это нет. Вернее, наказания есть, но не за «сплошную». «За сплошную» — это босяцко-гаишный термин. Наказывают за иное! И наказаний очень много. Но разные квалификации предполагают и разные наказания.

Ситуация 1. Пересечение «сплошной» (или «двойной сплошной») с выездом на «встречку».

Пересечение сплошной с выездом на встречку. Штраф 5000 руб или лишение прав на 4-6 месяцев

Это – обгон или объезд, то есть ВЫЕЗД. Мы их уже рассмотрели (как и санкции за такие нарушения). Тут не попишешь!

Ситуация 2. Пересечение «сплошной», обозначающей полосы движения, без выезда на «встречку».

Это перестроение из одной («своей») полосы в другую («свою») полосу. Никакого выезда здесь нет, и «драконова» санкция применяться не может.

Ситуация 3. Пересечение «сплошной», которая обозначает край проезжей части и .

Пересечение сплошной на обочине

Это тоже иное правонарушение, и иная санкция. ВЫЕЗДом здесь тоже «не пахнет».
Ситуация 4. Пересечение «сплошной», обозначающей парковочные места.

Квалификация этого правонарушения также не связана с ВЫЕЗДом.
Не попадайтесь на уловки инспекторов ДПС!

Сделаем вывод…

Выезд на полосу встречного движения и штраф за это – проблема несложная. Если, конечно, знаете ПДД и можете их применить для своей защиты! Главное, помнить: если не совершаете обгона и движения навстречу по «односторонке», то никаких серьезных штрафных санкций не последует. Максимум – 1,5 тыс. рублей, а минимум – вообще никакого наказания из-за отсутствия состава правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения , либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

В соответствии с частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи , -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 25.12.2012 № 252-ФЗ).

При подготовке к защите и при участии в производстве по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ - административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами, или по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ - лишение права управления транспортными средствами на срок один год, рекомендуем учесть изложенные ниже позицию Конституционного Суда, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации , а также мнение и правовую позицию отдельных судей.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в редакциях постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. № 23 и от 09 февраля 2012 года № 2 по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД);

е) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 "Круговое движение".

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:

в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку согласно пункту 1 Приложения № 2 к ПДД при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Позиция и мнение Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению запроса городского суда и жалоб граждан по конституционности положений части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в Определениях , :

Из диспозиции части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации предусматривающей административную ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами, следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения . Именно на это ориентирует суды постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 11 ноября 2008 года № 23) (ссылку см. выше), согласно пункту 12 которого по части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации необходимо квалифицировать прямо запрещенные Правилами дорожного движения действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в том числе в случае нарушения водителями требований дорожных знаков или разметки. ... ответственности за него, по смыслу части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с его статьями 2.1 и 2.2, подлежат водители, совершившие соответствующее деяние как умышленно, так и по неосторожности . Этим не исключается учет формы вины нарушителя при индивидуализации ответственности и определении размера административного наказания в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающими, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. ...если выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, был обусловлен крайней необходимостью , т.е. имел место в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам совершившего его лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, - при том что данная опасность не могла быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, - в соответствии со статьей 2.7 КоАП Российской Федерации такое отступление от Правил дорожного движения Российской Федерации не является административным правонарушением и не влечет за собой административной ответственности лица, управлявшего транспортным средством.

В качестве иллюстрации к изложенному выше, приводим позицию и выводы заместителя председателя Московского городского суда Дмитриева А.Н. по рассмотрению надзорной жалобы при привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ: "Довод С.А.С. о том, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, поскольку он начал обгон, пересекая прерывистую линию дорожной разметки, а пересек линию дорожной разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ, завершая маневр, не влечет отмену обжалуемых судебных решений, так как при указанных обстоятельствах действия С.А.С. по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ квалифицированы правильно. В данном случае горизонтальная линия дорожной разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ разделяет транспортные потоки противоположных направлений, поэтому нарушением ее требований является не только пересечение при выезде на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, но и движение в зоне ее действия по полосе дороги во встречном направлении. Данный довод основан на неверном толковании ПДД РФ. Оснований для переквалификации действий С.А.С. на ст. 12.16 КоАП РФ не имеется" ().

Аналогичные выводы сделаны заместителем председателя Московского городского суда Дмитриевым А.Н. при рассмотрении надзорных жалоб по привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в и в : "Не имеет правового значения, при какой дорожной разметке обгон был начат, если завершен он был при наличии разметки, пересекать которую Правилами дорожного движения запрещено". Согласно выводу заместителя председателя Московского городского суда то обстоятельство, что Г.Т.А. не предпринял мер к возвращению в полосу попутного направления без нарушения ПДД и длительное расстояние следовал по стороне встречного движения при наличии дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к ПДД РФ, объективно свидетельствует о наличии у него умысла на совершение вменяемого ему административного правонарушения. При этом нарушением требований дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к ПДД РФ является как ее пересечение, так и движение во встречном направлении слева от нее и возвращение в полосу попутного направления в зоне ее действия ().

По мнению заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. запрет выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, установлен законодателем вне зависимости от наличия или отсутствия дорожной разметки, и отсутствие разметки и (или) знаков не является доказательством того, что дорога не имеет четыре полосы, и не означает, что выезд на встречную полосу на ней разрешен ( , ).

Следует отметить, что заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. отличается несвойственными судебной системе в целом принципиальностью и справедливостью при рассмотрении дел, предусматривающих выезд на встречку ()

Несмотря на то, что в целом судьи Верховного Суда РФ придерживаются разъяснения Верховного Суда РФ, изложенного выше, и позиции Конституционного Суда РФ, однако отдельные судьи Верховного Суда РФ порой излагают свое мнение по рассматриваемому вопросу, принципиально отличающееся от мнения и позиции Конституционного и Верховного Судов.

Так, заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Военной коллегии Хомчик В.В. при рассмотрении надзорной жалобы И.А.М. установил, что И.А.М. при обгоне другого транспортного средства пересек горизонтальную линию дорожной разметки 1.11 без каких-либо нарушений, а завершил обгон, пересекая горизонтальную линию дорожной разметки 1.1. Кроме того, судья также установил, что материалами дела не подтверждается, что И.А.М. был нарушен п. 11.4 ПДД РФ. На основе изложенного судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах вывод о виновности И.А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, является необоснованным, и отменил решения нижестоящих судов.

Резюмирующий вывод заместителя Председателя Верховного Суда РФ - председателя Военной коллегии Хомчика В.В. по итогам рассмотрения надзорной жалобу заключается в том, что совершая обгон с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, в соответствии с требованиями разметки проезжей части дороги, И.А.М. не совершил административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, а именно: выезд в нарушение имевшейся в данном месте проезжей части дороги разметки на полосу, предназначенную для встречного движения. И.А.М. при завершении обгона, возвращаясь на полосу своего движения, пересек линию дорожной разметки 1.1, чем допустил нарушение п. 1.3 Правил дорожного движения РФ. При таких обстоятельствах в действиях И.А.М. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, а именно несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги. (см. - ).

Аналогичную позицию занимает и ряд судей нижестоящих инстанций.

Так, в решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении судьей Чертановского районного суда г. Москвы сделан вывод, что мировым судьей была неправильно дана юридическая квалификация действиям М.И.Ф., так как из представленных документов и видеозаписи усматривается, что М.И.Ф. осуществил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, осуществленный в месте, где это не запрещено ПДД РФ, знаками или разметкой, а возвращение на ранее занимаемую полосу произошло с пересечением сплошной линии разметки, таким образом, его действия образуют состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ. Действия М.И.Ф. судьей Чертановского районного суда квалифицированы по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ (решение от 27.12.2011г. № АП-12.15-241/11).

Согласно выводу судьи Верховного Суда РФ Меркулова В.П., приведенному в по надзорной жалобе П.В.В., из системного анализа ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и п. 1.2 ПДД РФ следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории . Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного кодекса.

Одним из наболевших вопросов, который до сих пор рассматривается не в пользу водителей транспортных средств, является вопрос объезда общественного транспорта на неорганизованных должным образом остановках маршрутных транспортных средств, сопряженный с пересечением сплошной, то есть с пересечением линии дорожной разметки 1.1 приложения № 1 к ПДД РФ, и выездом на встречную полосу движения, и, как итог, предусматривающем административную ответственность согласно части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ "Препятствие " - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Однако, подавляющее большинство судей не рассматривает общественный транспорт, остановивший для посадки/высадки пассажиров на полосе движения в нарушение требований Правил ДД, создавая помеху для движения других участников движения, при отсутствии возможности объезда транспортного средства справа, в частности, в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м (п. 12.4 ПДД РФ). При этом, зачастую, место остановки маршрутных транспортных средств никак и ничем должным образом не обозначено.

Зачастую инспектора ДПС подменяют понятие "объезд" стоящего на остановке общественного транспорта, "обгоном", что принимается мировыми судьями в качестве выезда на встречную полосу без должного выяснения и рассмотрения фактических обстоятельств дела и, опять же, естественно, не в пользу водителя.

Однако есть и положительные решения по рассматриваемому вопросу.

Так, по мнению заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. совершение объезда препятствия, автобуса, в месте отсутствия дорожного знака 5.16 "Место остановки автобуса или (троллейбуса)", не является правонарушением, влекущим ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ().

В решении судьи Чертановского районного суда г. Москвы указано, что К.В.В. просит отменить постановление мирового судьи, указывая о том, что он начал обгон стоявшего на остановке общественного транспорта автобуса при прерывистой линии дорожной разметки. Перед началом маневра он убедился в отсутствии встречных транспортных средств и видимый участок дороги был достаточен для безопасного выполнения маневра. По мнению заявителя, остановка общественного транспорта оборудована с нарушением требований государственных стандартов (ГОСТ Р 52766-2007, п. 5.3.3; ГОСТ Р 52289-2004) – она не имеет заездного кармана. Как установил судья районного суда из показаний К.В.В., материалов дела, в частности, схемы места совершения административного правонарушения, показаний свидетеля ФИО4, Дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, следует, что К. начал обгон стоявшего на остановке транспортного средства при прерывистой линии дорожной разметки, разрешающей выезд на проезжую часть дороги, предназначенную для встречного движения. Своевременно возвратиться в свою полосу движения ему помешал автобус, в связи с чем он действительно выехал за сплошную линию разметки, проехал ее и вернулся в свою полосу движения вновь при наличии прерывистой линии дорожной разметки. Данные объяснения не опровергаются представленными в суд материалами. Проанализировав представленные материалы в их совокупности, толкуя, в соответствии со ст. 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ, все неустранимые сомнения в виновности лица в его пользу, суд приходит к убеждению о том, что действия К.В.В. должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, поскольку он совершил несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги п. 1.1 Приложения 2 ПДД РФ (решение от 12.01.2012г. б/н).

Рекомендуем при организации защиты по делам об административных правонарушениях, тем или иным образом связанных с выездом на встречку (выезд на встречную полосу движения , выезд на встречку ), когда вменяется нарушение требований дорожной разметки, дорожных знаков, иного порядка организации дорожного движения, запрашивать через суд схему (проект) организации дорожного движения, размещения дорожных знаков и нанесения дорожной разметки участка дороги на момент совершения вменяемого правонарушения с целью всестороннего, полного и объективного выяснения, рассмотрения и исследования обстоятельств дела.

Не будет лишним проверить и убедиться на соответствие размещенных дорожных знаков и нанесенной разметки на рассматриваемом участке дороги ГОСТ" у Р 52289-2004, иным стандартам и нормативным документам, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также документально зафиксировать их состояние, особенности рельефа местности, геометрических параметров дороги, наличие растительности, строений, сооружений или иных объектов, в том числе транспортных средств, особенности дорожной обстановки, на момент вменяемого правонарушения, в процессе или сразу же после составления процессуальных документов.

Например, при оценке состояния дорожных знаков следует проверить и убедиться в их наличии, а впоследствии оценить их на соответствие утвержденному проекту организации движения, проверить соответствие типоразмера, высоты установки, расстояния до края проезжей части, проверить наличие механических повреждений стоек и щитков, наличие повреждений и загрязнений световозвращающей пленки, влияющих на их восприятие водителями, проверить отсутствие наклона стойки, прочность прикрепления щитка знака к стойке, соответствие окраски щитка и стойки, а также светотехнических параметров знака нормам. При оценке состояния разметки следует проверить правильность ее нанесения, а впоследствии проверить на соответствие проекту организации дорожного движения, проверить ширину выделенных разметкой полос движения, ширину, длину и толщину нанесенных линий, в обязательном порядке следует визуально оценить степень износа разметки по наличию световозвращающих свойств. Повторимся, желательно, а порой и просто необходимо, зафиксировать все документально, в том числе и с помощью средств фото- и/или видеозаписи. Кроме того, свои замечания следует отразить в протоколе об административном правонарушении, либо в объяснении на отдельном листе, приложив его к протоколу, и на схеме нарушения ПДД, в объяснении или иных документах, представляемых при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Для подтверждения собственных доводов и опровержения сведений, изложенных в процессуальных документах и/или полученных при опросе ИДПС на заседании суда, имеет смысл привести элементарные математические расчеты, обосновывающие расстояния, линейные, временные и иные параметры по фактическим обстоятельствам события, с целью попытаться убедить судью в малозначительности совершенного правонарушения с переквалификацией Ваших действий на ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, в кратковременном или вынужденном характере Вашего действия, что выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, был обусловлен крайней необходимостью.

Частично примеры дорожных ситуаций, связанных с выездом на встречку , приведены на страничках сайта " и "примеры дорожных ситуаций и типовые примеры допускаемых правонарушений с разъяснениями ГУ ОБДД МВД России на февраль 2013 года: и ".

Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев независимо от наличия/отсутствия отягчающих обстоятельств дела суды ограничиваются назначением штрафа в размере 5" 000 рублей независимо от того, согласны Вы или нет с вменяемым правонарушением, явились ли Вы или нет на заседание суда. В случае вынесения наказания в виде административного штрафа в размере 5" 000 рублей законом Вам предоставлена возможность уплатить половину суммы штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа (часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ). Копию соответствующего платежного документа необходимо представить в суд, вынесший постановление.

Рекомендуем перед тем, как принять решение о стратегии и тактике защиты в суде ознакомиться с практикой данного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Результат анализа постановлений мировых судей города Москвы по рассмотрению административных дел, предусматривающих ответственность по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, свидетельствует, что количество положительных решений не превышает 1,06 % от общего числа опубликованных судебных актов (по состоянию на 14.03.2014г.): в 75 % случаев производство прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, 25 % - по отсутствию состава.

В процессе подготовки защиты в суде рекомендуем ознакомиться со сведениями, изложенными на страничках: " ", " ".

В случае возникновения вопросов Вы можете получить полноценную и профессиональную консультацию, воспользовавшись контактными данными на страничке " ".

Водить машину – занятие непростое, осложненное не только необходимостью уметь управлять многотонным автомобилем, но также и надобностью в обладании умениями ориентирования на дороге. К счастью для водителей, на государственном уровне определены некоторые обозначения, которые должны помогать им во время движения, такие как светофоры, знаки, разметка и т.д. К сожалению, несмотря на то, что закон для всех един, самые лихие автовладельцы часто его нарушают. В частности, совершая выезд на полосу встречного движения при обгоне в тех местах, где это запрещено. О том, какая мера наказания такого поведения будет применена к «смельчакам», и с какими последствиям в дальнейшем им придется мириться, поговорим в нашей статье.

Каждый случай выезда на «встречку», не регламентированный правилами дорожного движения, для не соблюдающих закон водителей закончится весьма печально. Чтобы понять, когда ждать неприятностей, а когда нет, рассмотрим ситуации, при которых водитель, даже нарушая правила, считается невиновным.

Ситуация 1. Узкая дорога.

В первом случае речь идет о дороге, которую можно обозначить, как узкую или неширокую, на которой:

  • отсутствует дорожный знак «обгон запрещен»;
  • отсутствуют иные обозначения, которые дают водителю понять, что выезд на встречную полосу движения запрещен.

Получается, при движении на такой дороге отсутствуют какие-либо факторы, которые запретили бы вам выезд на левую полосу для обгона.

При условии, что дорога не широкая, и на ней отсутствует разметка, водитель должен определить полосы движения на глаз. При этом, та полоса, которая идет слева (половина дороги), будет предназначаться для движения транспорта, идущего во встречном направлении.

При определении количества полос водитель должен руководствоваться следующими моментами:

  • полной шириной проезжей части;
  • величиной движущихся по дороге автомобилей;
  • интервалов между автомобилями.

К слову, интервал между авто никак в правилах дорожного движения не регламентируется. Единственное, что нужно сказать о нем – он должен быть безопасным.

Встречной полосой при этом обозначается только левая половина дороги, не считая локальных расширений проезжей части, таких как:

  • полосы для разгона и торможения;
  • дополнительные полосы движения на подъемах;
  • места для остановки транспортных маршрутных средств и т.д.

Обратите внимание на следующий очень и очень важный факт: при условии, что на дороге, по которой вы двигались, отсутствует разметка, количество имеющихся на ней полос всегда будет четным , потому как ровно половина такой дороги будет предназначаться для движения в обратном относительно вашего движения направлении. Иными словами, на дороге, где отсутствует разметка, может быть следующее количество полос:

3, 5 и т.д. полос быть на рассматриваемых проезжих частях не может.

Именно поэтому в ситуации, которую мы рассматриваем, дорога должна быть не широкой. В случае с двумя полосами, вы имеете право совершить обгон по «встречке». В случае же с четырьмя, вам вполне хватит половины дороги для осуществления обгона без выезда на встречную полосу, следовательно, оправдать действия перед законом будет уже нельзя.

Ситуация 2. Дорога с тремя полосами движения.

  • знаки, запрещающие выезжать на среднюю полосу;
  • иные обозначения, вводящие в силу аналогичный запрет.

В таком случае вы получаете возможность движения на трехполосной дороге по средней полосе, при этом не боясь лишиться прав. По ней, собственно, и будет выполняться обгон.

Обаятельно уясните следующий важный нюанс: дорога в три полосы должна иметь разметку, в противном случае, как мы помним, на будет считаться двух- или четырехполосной (смотря какой будет общая ширина проезжей части).

Перечисленные в таблице выше случаи регламентированы правилами дорожного движения. Находясь в одной из рассмотренных ситуаций, при условии, что все нюансы будут соблюдены, вы можете двигаться по встречной полосе, и оставаться в глазах закона невиновными.

Случаи, в которых запрещается выезд на встречную полосу

Теперь, когда мы знаем, в каких случаях имеем право двигаться по «встречке», давайте обратим свое внимание на ситуации, в которых это делать строго запрещено.

В каких ситуациях вам 100% присудят штраф за правонарушение, или же вменят временное лишение прав?

Ситуация 1. На проезжих частях, имеющих 4 и более полос, категорически запрещено для обгона выезжать на полосу встречного движения для обгона. При этом, нужно помнить, что пересекать их разрешено, если:

  • вы выполняете поворот;
  • вы разворачиваетесь;
  • поворот и разворот не запрещены дорожными знаками или разметкой.

Ситуация 2. Выезд на встречную полосу движения запрещен, при условии, что между полосами располагается соответствующая дорожная разметка.

Ситуация 3 . Если на дороге установлен знак «обгон запрещен». В данном случае вы не имеете право осуществлять выезд на встречную полосу независимо от того, какое количество полос имеет проезжая часть, по которой вы двигаетесь.

Ситуация 4. Если встречная полоса представлена трамвайными путями, въезжать на которую правила запрещают в любой ситуации.

Ответственность за выезд на полосу встречного движения

Согласно букве закона, при условии, что вы нарушили правила, выехав на встречную полосу в том месте, где это запрещено, вам полагается административное наказание, которое может быть воплощено в виде:

  • денежного штрафа;
  • временного лишения прав.

1. Так, при условии, что вы выехали на «встречку» для автомобилей или трамвайных путей, объезжая какое-либо препятствие, вам будет назначена штрафная санкция в размере от 1 000 до 1 500 российских рублей.

В данном случае в роли препятствия выступает объект, который:

  • является неподвижным;
  • расположен на полосе движения;
  • мешающий автомобилю проехать по направлению движения без совершения маневров

Обратите внимание: в категорию препятствий не попадают такие помехи движению, как:

  • остановившийся по правилам дорожного движения автомобиль;
  • автомобильный затор, образовавшийся на дорогах ввиду большого скопления транспортных средств.

Иными словами, только по более-менее уважительной причине (при объезде препятствия) водитель сможет искупить нарушение выплатой в тысячу-полторы рублей, в то время как объезд по встречке по иным причинам карается куда более серьезно:

  • выплатой в 5 тысяч рублей;
  • лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

То, какое наказание будет назначено водителю в данном случае, зависит непосредственно от того, как именно было зафиксировано нарушение правил дорожного движения:

  • если водитель был замечен специальной камерой, установленной на проезжей части, то наказанием для водителя станет выплата штрафа, уведомление о котором он может получить, например, через Госуслуги;
  • если же нарушение произойдет в поле зрения инспекторов дорожного движения, то эти представители закона получат полное право самостоятельно определить меру наказания для вас, так как штраф имеет альтернативу в виде лишения прав на указанный выше срок.

2. Вторая ситуация, при которой вам придется выплатить аналогичный штраф, заключается в выезде на встречную полосу для разворота и поворота налево при условии наличия запрещающих:

  • дорожных знаков;
  • разметки.

Так, например если вы выехали на встречную сторону движения для разворота в том месте, где действует знак «разворот запрещен», вам также придется выложить из своего кармана до полутора тысяч рублей.

3. При повторном выезде на рассматриваемую нами полосу водитель может:

  • при условии, что его правонарушение зафиксировал сотрудник дорожно-патрульной службы, лишиться прав на срок в 12 месяцев, или один годичный период;
  • если момент совершения нарушения был пойман камерой, то величина штрафа, который придется водителю заплатить, составит 5 тысяч российских рублей.

Обратите внимание: во всех перечисленных случаях назначение административного наказания производится лишь тогда, когда имело место быть нарушение, то есть выезд на встречную полосу движения был запрещен, а вы все равно на нее заехали. Во всех иных случаях наказания не последует.

Видео – Штраф за выезд на встречную полосу

Спорные моменты

Административное наказание, присуждающееся водителю, выехавшему на «встречку» в неположенном месте, впервые было заявлено в далеком 2007 году. С тех пор водители стали нести ответственность в связи с этим за:

  • нарушение законодательных норм;
  • за то, что подвергают опасности жизнь не только свою, но и пассажиров, а также граждан, находящихся в других автомобилях, движущихся по встречному направлению.

Однако, в это же время, многие недобросовестные представители дорожно-патрульной службы стали пользоваться нюансами правил дорожного движения и неграмотностью водителя во благо себе, применяя санкции неправомерно.

Так, случается, что упомянутые представители закона специально или случайно путают обгон по встречной полосе, например, с разворотом. В искомой ситуации трудно, но можно оспорить неправомерную претензию сотрудника государственной структуры, однако все же можно следующим образом:

  • выезжая на встречную полосу для обгона, вы совершаете незначительное перестроение, которое не сложно определить издалека;
  • в то же время, при развороте водитель должен встать поперек встречной части дороги, следовательно, будет понятно, что он никак не идет на обгон.

Возможно, Вас заинтересует информация, какой полагается штраф за проезд на красный свет. Об этом

Важно кроме того также учитывать нюанс, возникающий в зоне действия знака «въезд запрещен». В массе своей искомый знак находится на проезжих частях с односторонним движением. При условии, что водитель повернул в зону действия знака через встречную полосу, считается, что правила, оговаривающие ее пересечение, он не нарушил, однако, все же нарушил предписание знака, и должен понести наказание в виде денежной санкции, величина которой равна 500 российским рублям.

При условии, что при наличии знака «въезд запрещен» был совершен в зону его действия не только поворот, но и продолжилось движение, за это также будет назначен:

  • штраф в размере 5 тысяч российских рублей;
  • или же лишение прав на срок, равный 4 или 6 месяцев.

Кроме того, бывает так, что выезд на встречную полосу происходит вынужденно. Водители делают это для того, чтобы не столкнуться с движущимся им навстречу автомобилем, занявшим неверную полосу движения. При условии, что вам попадутся недобросовестные сотрудники дорожно-патрульной службы, они могут попытаться вменить вам нарушение правил и в данном случае, однако, стойте на своем, и сможете избежать административного наказания.

Как доказать свою невиновность в случае неправомерного обвинения в нарушении правил дорожного движения

Представим себе ситуацию: вы попали в один из тех спорных моментов, о которых мы говорили ранее в этой статье, и были остановлены инспектором государственной инспекции безопасности дорожного движения, и несмотря на то, что он не прав, начинает вменять вам совершение административного правонарушения. Как доказать, что вы невиновны? Давайте думать вместе.

  1. В первую очередь необходимо внимательно прочесть все, что сотрудник дорожно-патрульной службы укажет в протоколе. Этот документ в дальнейшем будет являться основанием для того, чтобы привлечь вас к ответственности, подразумевающей выплату штрафа, или того хуже – лишение водительских прав. Поэтому, если вы увидели в протоколе заведомую ложь и на самом деле не согласны с показаниями сотрудника государственной автомобильной инспекции, необходимо это в том же документе зафиксировать своими словами. Дело в том, что при условии, если вы решите судиться с представителем службы, вам придется обратиться в суд, и протокол будет проходить в процессе, как одно из доказательств.
  2. Лучше всего, если ваш видеорегистратор сможет зафиксировать произошедшие на дороге неурядицы, в то время, как вы якобы нарушили правила дорожного движения. При условии, если такого технического оснащения у вашей машины нет, простым фотоаппаратам или смартфоном с камерой заснимите:
  • дорожные условия;
  • саму дорогу, по которой вы двигались;
  • то, что заставило вас выехать на встречную полосу.

Все нюансы, которые потенциально могут помочь вам доказать свою правоту, должны быть в обязательном порядке сняты на фото или видео, чтобы оказать посильную помощь в судебном процессе.

После того, как копия составленного сотрудниками ГАИ документа будет получена вами, пойдет отсчет 10 суток, дающихся для обжалования вынесенных в нем заключений. Так, если вы не успели ввиду уважительных причин в указанный временной период попасть, то тогда его можно будет восстановить, составив так называемое ходатайство, и направить его в тот орган судебной системы, который занят рассмотрением ранее поданной вами жалобы.

Лишение прав – мера наказания, которую может привести в силу только орган судебной системы, следовательно, вам нужно:

  • не реагировать на провокации недобросовестных сотрудников ГАИ;
  • собрать как можно большее количество доказательств;
  • при наличии такой возможности воспользоваться помощью юристов.

Подведем итоги

Выезд на полосу встречного движения – серьезное нарушение ПДД, за которое, как известно, полагается административное наказание, продиктованное нормами Кодекса об административном правонарушении. При условии, что вы попали в неоднозначную ситуацию, при которой вашей вины в нарушении правил нет, вы все так же можете быть «награждены» штрафом или лишением. Однако, у вас будет возможность бороться за собственные права, и вы должны сделать все, чтобы отстоять собственную невиновность, в противном случае у вас не будет выбора, и придется-таки выплатить полагающиеся государству денежные санкции.

    Ответственность предусматривает:
  • штраф в размере 5 000 рублей или
  • лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. (статья 12.15 ч.4 КоАП РФ)

Какие действия являются нарушением правил:

  • Во-первых: выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
  • Во-вторых: выезд на трамвайные пути встречного направления.

Что такое встречное движение .

Под полосой движения в правилах дорожного движения (ПДД) понимают следующее:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Как правило, полосы движения отделены друг от друга дорожной разметкой, нанесенной на асфальт. В этом случае водителю легко определиться, имея зрительный ориентир.
Дорога может быть и без разметки, тогда водитель должен ориентироваться что называется «на глаз».
Для водителя встречным движением будет являться транспорт, который двигается слева от него, в противоположном направлении.

В ПДД понятие встречного движения определено следующим образом:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Таким образом, кроме дорожной разметки определить наличие встречного движения возможно по дорожным знакам.
Давайте рассмотрим то и другое на примерах.

Дорожная разметка и дорожные знаки, определяющие встречное движение.

1) Дорожная разметка, указанная в ПДД под номером 1.1. , предназначена для:

  • разделения транспортных потоков противоположных направлений
  • обозначения границ полос движения
  • обозначает границы проезжей части
  • обозначает границы мест для стоянки

Выглядит вот так:

2) Дорожная разметка с обозначением 1.2.1, иначе известна как «сплошная линия».

  • предназначена для обозначения края проезжей части

Выглядит так:

3) Дорожная разметка с обозначением 1.3, она же «двойная сплошная»

  • предназначена для разделения транспортных потоков, двигающихся в противоположном направлении, если дорога имеет четыре полосы движения и больше

Выглядит так:

4) Дорожная разметка с обозначением 1.11

  • также разделяет транспортные потоки различных направлений

Выглядит так:

5) Дорожная разметка с обозначением 1.5, она же «прерывистая»

  • применяется при разделении потоков транспорта на дорогах с двумя или тремя полосами
  • для обозначения границ полос движения в одном направлении, если их две или три

Выглядит так:

  • определяет количество полос и разрешенных направлений движения

Выглядит так:

7) Дорожный знак обозначенный в ПДД 5.15.2

  • предназначен для определения разрешенных направления движения по полосе.

Выглядит так:

8) Дорожный знак обозначенный в ПДД 5.15.7

  • описывает направление движения по полосам.

Выглядит так:

9) Дорожный знак под обозначением 5.15.8

  • устанавливает число полос движения.

Выглядит так:

На этом знаки, определяющие количество полос и направление движения, не исчерпываются.

Однако переписывать в статье всю главу 5 ПДД «Знаки особых предписаний», смысла я не вижу. Достаточно просто заглянуть в правила, чтобы их увидеть. Но смысл, надеюсь, понятен.

Частые случаи выезда на встречную полосу движения

Распространены случаи выезда на встречную полосу движения при маневрах, одновременно с нарушением следующих знаков:

  • «Обгон запрещен», знак 3.20 ПДД

выглядит так:

  • «Обгон грузовым автомобилям запрещен», знак 3.22 ПДД

выглядит так:

  • «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», знак 5.11 ПДД

выглядит так:

Естественно, это не все комбинации, но с ними почему-то приходится сталкиваться чаще всего.

В отношении трех перечисленных знаков, а также вышеуказанного знака 5.15.7 «Направление движения по полосам», выезд на встречную полосу свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.15 ч.4 КоАП РФ. Тоже касается и нарушения дорожной разметки 1.1, 1.3., 1.11.
Так определил Пленум Верховного Суда от 24 октября 2006 г. N 18.

Что не является правонарушением в смысле ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ.

    ПДД разрешают двигаться по трамвайным путям, при соблюдении следующих условий:
  • пути находятся на одном уровне с проезжей частью
  • пути расположены в попутном направлении, слева по ходу движения
  • все другие полосы в данном направлении заняты
  • помех трамваю не создается
  • на перекрестке нет знаков 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»

В любом случае, выезжать на трамвайные пути встречного направления нельзя.

Если же выезд на полосу встречного движения был произведен для объезда препятствия, то это правонарушение следует квалифицировать по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, где санкции более мягкие и не предусматривают лишения водительских прав.

Что является препятствием:

  • неподвижный объект на полосе движения
  • неисправное или поврежденное транспортное средство
  • дефект проезжей части
  • посторонние предметы
  • другое, не позволяющие продолжать движение в данной полосе.

Препятствиями не являются заторы или транспортные средства, которые остановились на проезжей части с соблюдением ПДД.

Давность привлечения к ответственности

По статье 15.12 ч.4 КоАП РФ можно привлечь водителя к административной ответственности не позже трех месяцев со дня совершения правонарушения (смотри ст4.5. КоАП).

Но спешу предостеречь тех нарушителей, кто собирается уклоняться от получения повестки в суд, ложиться в больницу или уезжать в командировку, в надежде протянуть время.

Конечно, возможно что судебное заседание будет отложено на более поздний срок.

Но судам прекрасно известны подобные хитрости.

Кроме того существует судебная практика, при которой в отношении не явившегося правонарушителя выносится заочное решение. Как правило не в его пользу.

Оспаривать же такое решение уже сложнее — благоприятный момент может быть упущен.

Поэтому мой совет — не скрываться, а активно участвовать в судебном процессе, воспользовавшись помощью юриста и выстроив линию защиты.

Как уже ясно из текста, полномочиями рассматривать дела по статье 15.12 ч.4 КоАП РФ наделен суд.

Доказательства по статье 15.12 ч.4 КоАП РФ

Основными доказательствами в суде по данной категории дел, как правило выступают протокол об административном правонарушении, схема и рапорт.

С развитием применения записывающей аппаратуры, все чаще используется видеофиксация. Как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и со стороны водителей — записи видеорегистратора.

Показания свидетелей также могут быть приняты во внимание. И здесь нужно быть готовым к тому, что рапорт сотрудника органов внутренних дел, как и его объяснение, принимается судом как нормальное письменное доказательство по делу.

Может быть затребована в суд схема дислокации дорожных знаков и разметки для участка автомобильной дороги, на котором было зафиксировано правонарушение.

В случае сомнения в наименовании улиц — применяются справки из информационных центров, вплоть до распечатки карт из гугла.

Как доказать свою невиновность

Сложно дать готовый рецепт, к каждому случаю требуется подходить индивидуально.

      Но вот на что следует обращать особое внимание:
    • оформление протокола

Особенно важно правильное указание времени, места, подробное описание событий, наличие разметки и дорожных знаков

    • подписи свидетелей и понятых

Для каждого должны быть указаны фамилия, имя, отчество и адрес. Если имеются основания предполагать, что понятые — работники ОВД, возможно следует заявить об этом в суде отдельным ходатайством.

    • разъяснение прав, подписи

Как минимум вам должны разъяснить положения ст.51 Конституции РФ. Как правило место для вашей подписи уже есть в протоколе, но всегда остается место случайности.

    • фиксация вашей версии событий в протоколе

Особенно важно на стадии оформления протокола проследить за точным внесением в него ваших объяснений.

Смысл такого тщательного подхода в возможности последующего исключения того или иного документа, либо показаний свидетеля из списка доказательств в суде.

А любое сомнение в виновности уже трактуется в вашу пользу.

Конечно, это задача для опытного юриста, поскольку человек изначально не имеющий подготовки, в условиях противостояния с инспектором на месте происшествия оказывается в стрессовой ситуации. В результате может допускать ошибки и промахи.

Поэтому, если чувствуете себя в суде неуверенно, на любой стадии процесса заявляйте о том, что вам требуется защитник.

Его участие гарантировано вам в соответствии с п.1 ст.25.1 КоАП РФ.

И главный совет: читайте все, что вы подписываете . Независимо от того, сколько времени на это понадобится. Если с чем-то не согласны, обязательно пишите об этом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме