Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чудеса воскрешения в наше время. Спасение из батисферы

Чудо, что это? Если это «результат вмешательства внеприродной разумной силы в естественный ход вещей», то представления о чуде выходят за пределы компетенции науки. И это, разумеется, верно, но только отчасти. Ведь как раз ученые и способны найти объективно верные аргументы в пользу того, что некое событие возможно рассматривать как чудесное.

Однако следует помнить: не все знания в мире получены научным путем. Порой избранным дается откровение, и они доносят его до других. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы попросту знаем, что это так.

Чудеса объективно существуют, а это означает, мир наш устроен не совсем так, как говорят ученые-позитивисты. Выходит, что научная картина мира неполная и даже, вероятно, в некоторых случаях неверно отвечает на самые важные для всякого человека вопросы.


Чудо – это не крушение законов природы. Это просто результат влияния извне, результат чего-то, что оказало воздействие на природу и вызвало к жизни то, что сама природа сделать не в состоянии.

Вера в чудо тождественна сущности веры вообще. Религиозная вера есть вера в чудо, вера и чудо совершенно нераздельны.

Известно, что с помощью физического зрения мы способны видеть далеко не все, что существует на самом деле. Какие-то вещи действительно могут показаться нам странными, но это не повод их отрицать. К примеру, мы не можем увидеть радиацию, а только ее последствия, – но это же не означает, что такого явления не существует.

Искусствовед А.Салтыков (1900–1959) в своей работе «О чуде» написал: «Истинное чудо никогда не бывает случайным, но является в силу внутренней духовной необходимости, и смысл его вовсе не в принудительном овладении волей человека путем воздействия на него внешнего эффекта, а в раскрытии ему внутренней, духовной стороны жизни… Чудо бывает только там, где есть вера, то есть свободная готовность принять раскрываемый им внутренний смысл».

Чудеса творили основатели мировых религий и демонстрируют современные экстрасенсы. Прозрения, предсказание будущего, диагностирование по «ауре», лечение руконаложением и дистанционно, телепатическая передача мыслей и чувств, перемещения предметов «усилием воли», хождение по огню, по воде и , материализация и дематериализация вещей и собственного тела…

Знамения и чудеса в духовном мире человека имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни. Есть чудеса истинные и ложные, потому важно знать, какова научная интерпретация чуда, как ее определяют наука и религия.

Соотношение науки и чуда – вечная проблема. Более тысячи лет назад она была блестяще разрешена блаженным Августином. В его формулировке – что есть чудо и наука и как они друг с другом связаны? – утверждается:

«Чудеса не противоречат законам природы. Они только противоречат нашим представлениям о законах природы».

Чудо Благодатного огня

Для церкви чудо – это нечто обычное. Чаще всего «обновляются» либо мироточат иконы или происходит исцеление с помощью икон. Есть и чудо, которое совершается каждый год, в течении более полутора тысяч лет, на глазах у тысяч паломников. Это чудо обретения Благодатного огня в иерусалимском храме Гроба Господня происходит в Страстную субботу накануне православной Пасхи.

Но ведь и это чудо случается, когда наличествуют определенные объективные условия: после продолжительной молитвы, при строгом соблюдении ритуала. Священный огонь принимает Иерусалимский патриарх; обязательно должны присутствовать и святые старцы-пустынники. Своя роль отведена и местным мальчишкам (православных арабов), которые, ворвавшись в храм с бубном, песнями и пляской славят Христа. Со стороны это выглядит почти святотатством, однако без них огонь не появляется.

Все присутствующие в храме люди терпеливо и с трепетом ждут выхода патриарха с огнем в руках. Считается, что если не сойдет Благодатный огонь, то наступит , а сам храм Гроба Господня будет разрушен. В разные годы томительное ожидание может продлиться от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением огня храм начинает озарятся яркими вспышками света: тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке, которую множество раз делали журналисты и паломники, хорошо видно, что они исходят из разных мест храма: от иконы, висящей над Кувуклией, от купола церкви, от окон и других мест – и заливают все вокруг ярким светом. Кроме этого, то тут, то там между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят через стоящих людей не причиняя им вреда.

Через мгновение весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма, все помещение освещается, а на плите, которая закрывает Гроб Господень, перекатываются огненные шарики. От них патриарх и зажигает первую свечку. Молнии растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии.

Первое время – 3-10 минут – загоревшийся огонь имеет удивительные свойства – абсолютно не жжет, в независимости от того, от какой свечи и где он зажжен. Прихожане буквально умываются этим огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит им никакого вреда, поначалу не опаляет даже волос.

В этот момент происходят и другие чудеса. Западные журналисты даже засняли происходящие исцеления. На пленке показаны два случая: у человека с изуродованным гниющим ухом рана, «смазанная» огнем, прямо на глазах затянулась, и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показывается прозрение слепого с бельмом на глазу, которое моментально исчезает.

Некоторые из ученых предположили, что огненные шарики, предшествующие появлению благодатного огня, не что иное, как .

Плащаница Христа

К чуду приравнивается основная и ценная христианская реликвия – . Знаменитая христианская реликвия остается как главный предмет раздора между религией и наукой, но в то же время и звеном, объединяющим две эти сферы познания мира.

Плащаница хранится в соборе Сан-Джованни, в приделе, со всеми отверстиями, заплатами, следами крови, огня и воды (в 1532 году ей тушили пожар, едва ее не погубивший). Реликвия содержится в глубоком вакууме и не будет извлечена до 2025 года. Уже нат сомнений, что отпечаток мужского тела на Туринской плащанице принадлежит Иисусу Христу.

Известны разные методы исследования плащаницы. Некоторые до такой степени убедительные, что отпадают всякие сомнения в ее подлинности.

Ну вот, к примеру, контур лица, негатив которого отпечатан на ткани, совмещены с наиболее древними из сохранившихся икон, изображающих Христа. Линии губ, носа, местоположение глаз на византийской иконе VI века до миллиметра совпали с отпечатком на плащанице. Сопоставлены текстура плащаницы и холста, изготовленного в Палестине в I века до н. э. Они абсолютно идентичны.

Палинологи – ученые, которые изучают пыльцу растений, – провели анализ спор, застрявших в ткани плащаницы. Были увеличены в десятки тысяч раз споры и – для сравнения – споры злаков, произраставших в Палестине времен Иисуса. Отличий не нашли.

Был проведен химический анализ бурых пятен, создающих на плащанице негативное изображение мужчины. Что это за вещество, неясно. Но точно доказано, что не краска.

А вот загадка, не разгаданная учеными. После пожара XVI века ткань плащаницы залатали. Заплаты были сделаны из тогдашней голландской ткани. Шов – также из голландских ниток. Но на сегодняшний день структура ткани заплат и ниток неотличима от структуры «родных» холста и ниток I века до н. э. Дать объяснение этой странности никто не берется.

Легендарный терновый венец, коловший голову мученика-Христа, – он был возможно, таким же, как этот, сделанный из высохшего палестинского терновника. А вот мелкие пятна крови, которые остались над бровями покоившегося в плащанице мужчины, их геометрия соответствует геометрии терновых колючек.

Отпечаток мертвого тела, который был завернут в плащаницу, был сфотографирован в поляризованном свете. И тогда выяснили, что глаза умершего были прикрыты монетами (чего по отпечатку, рассматриваемому в лучах обычного света, не видно).

Прикрывать монетами глаза усопшего – это традиция для иудейского ритуала погребения. Но когда исследователи внимательно рассмотрели одну из проступивших монет – лепту Пилата с надписью «Император Тиберий», – в надписи была найдена ошибка. Причем откликнулись коллекционеры, располагающие несколькими точно такими же, с идентичной ошибкой, монетами.

И наконец, самое удивительное – то, чего вот уж точно никак не может быть. Сенсация, полученная в ходе последних, в юбилейном 2000 году, исследований плащаницы. Эксперты проделали разумный опыт: обработали на компьютере отпечаток лица умершего в соответствии с разной интенсивностью оттенков множества точек. На экране дисплея появилось трехмерное изображение удлиненного мертвого лица. Но если обработать подобным образом обыкновенную фотографию или рисунок, изображение окажется плоским, двумерным. Это означает, отпечаток на плащанице – некая голограмма: заключающая в себе объем. Как именно – никто не может понять.

Чудесные знамения

Наверняка, всем знакомо ощущение чуда – удивительного мига, когда происходит нечто, что не укладывается в рамки обычного. О чудесах рассказывается едва ли не в каждом житии православного святого, в творениях Отцов Церкви, духовных подвижников. А в наше время свидетельства о чудесах в православии – являются ли они только предметом веры?

Особая Божия милость явлена и в наши дни. Прежде всего, это многочисленность чудесных знамений, их невероятное изобилие. Наиболее часты сообщения о мироточении, слезоточении. Известны также факты перенесения образа на стекло киота («удвоение»), звуковые знамения.

Описано множество чудесных знамений. Собрано большое количество случаев обновления икон – это такие явления, когда потемневшее от времени изображение на иконе без видимых на то причин становится ярким и отчетливым, словно новым.
А икона, согласно церковному преданию, – это «окно» в мир горний, в «мир надмирный»…

Когда Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева возвращал Церкви чудотворную икону Богоматери, изображение вдруг «ожило», а зал наполнился ни с чем не сравнимым благоуханием. Тот, кто имеет дело с иконами (не обязательно в храме, но в музее), знает, что в действительности временами исходит от некоторых икон такой аромат, который не имеет ничего общего с запахом ладана или церковного масла. Возможно ли это анализировать?

Из исторических летописей мы знаем, что на глазах у десятков тысяч горожан обновлялись иконы и церковные купола храма, когда сами колокола звонили без участия звонарей.

Из средневековых тибетских источников нам известно о многочисленных случаях самовозникновения священных изображений и статуй будд, божеств и бодхисаттв, обладавших поистине чудесными свойствами. Они могут смеяться или плакать, подчас кровавыми слезами, самопроизвольно перемещаться в пространстве или отказываться покидать свой пьедестал. Они являются почитателям во сне, наяву или во время медитации и высказывают им свои требования и пожелания.

Осталась память о необычном явлении благодатного огня, когда возвышенное сознание озаряется пламенными языками исходящего света. В древних документах говорится: во время молитвы св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая: «не заря ли?». Сияние возгоралось над монастырем, когда молилась св. Клара. Как-то раз свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав, что «произошел пожар».

Мироточащие иконы

Церковное предание знает несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Мироточение или слезоточение иконы не является исключительным явлением. В XX веке в России эти знамения были массовыми. Зафиксировано сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат – в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон.

Само по себе мироточение не было событием, на основании чего икона считалась чудотворной. Как правило она обнаруживала свою исцеляющую силу по молитвам перед ней до или после мироточения, которое только указывало на избранность иконы. Почти всегда миро собиралось и употреблялось именно для исцеления душевных и телесных недугов.

Лабораторные анализы показывали, что эта жидкость органического происхождения, временами напоминающая оливковое масло. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установили, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего» (в широком смысле слова в современной литературе под мироточением понимается любое чудесное проявление влаги на иконах и священных предметах).

Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости различны: от густой, тягучей смолы до росы, потому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель тоже весьма различны. Подчас они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Бывали случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на некоторое время исчезать, а после появляться снова.

Некоторые объясняют это явление тем, что в храмах горят множество лампадок, масло испаряется, а в холодном месте конденсируется в виде капель. В отдельных случаях поверхностью конденсации может служить красочный слой икон.

Однако известно – лампадное масло – минеральное сырье, это продукт перегонки нефти, а масло, стекающее с икон, – органического происхождения, похожее на растительное. Это два различных класса химических веществ, спутать которые невозможно. И превратить одно в другое никак нельзя – это было бы чудом, более невероятным, чем истечение мира. Кроме этого, будь это конденсация, по какой причине она происходит только на иконах? Мы видели капли масла на стенах, потолке, на храмовом полу? И как быть с «плачущими» иконами в домах простых людей, где горит лишь одна лампада?

Был проведен опыт в доме, где наблюдалось массовое мироточение: на столе лежало несколько икон с широкими промежутками между ними. Не только иконы были покрыты крупными каплями масла. Оно выступало и в промежутках. Эксперт-физик положил простую картонную иконку на стол рядом с уже промасленными иконками хозяев. Просто на его глазах чистая, «нечудотворная» иконка покрылась тремя масляными пятнами. В течении часа эти пятна увеличились в размерах. С нее скатились крупные капли масла.

Наука помогает отделить банальные случаи от уникальных и необъяснимых, без привлечения внеприродных разумных сил. В частности, физика помогает оценить процесс мироточения и мощность мироточащей иконы, которая сопоставима с мощностью атомной электростанции. Такое явление в жизни встречается только в случае ядерного превращения, когда при взрыве ядерной бомбы вещество превращается в энергию. Теоретически энергия может обратно превращаться в вещество. Никто ведь не доказал, что наука может описать все явления материального мира.

Чудеса с иконами

Иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Но некоторые избираются промыслом Божьим для особенных знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, святое миро – вещественные проявления мира горнего, Царствия Божия.

История православия насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Главным основанием для почитания образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи человеку. Порой эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как обрести Ее образ: иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами по себе; от них наблюдалось: сияние при их обретении, исходило благоухание, звучал голос; икона сама собой обновлялась или оживало изображение на ней.

От некоторых образов чудесным образом источались кровь и слезы. Истечение крови, обычно, происходило из нанесенной образу раны – для вразумления людей, которые оскорбили святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы, воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о Своих чадах. В 1854 году епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей позднее название «Плачущая» (в Румынском Сокольском монастыре).

Среди феноменов, связанных с иконами, бывает, хотя и намного реже, – удвоение образности на стекле, защищающем икону. Будто невидимый алмазный резец наносит на него контуры иконописного сюжета. При этом никогда о таком явлении не приходилось слышать в музеях и художественных галереях, где хранятся живописные полотна. Выходит, феномен имеет избирательную природу, он связан со смыслом изображаемого на иконе, а порой с происходящими событиями. Эта реальность лежащая за пределами того, что мы привыкли называть наукой.

Явление Ангелов

Необыкновенное чудо представляют из себя светящиеся лунным светом бесплотные формы сущностей, огромного роста.

Такого рода существа встречаются в космосе и в наше время. Их наблюдали неоднократно и наши, и американские космонавты. В далеком 1985 году, когда советская космическая программа была на подъеме, а о чрезвычайных ситуациях в космосе не принято было говорить, на космической станции «Са-лют-7» произошло непредвиденное. Проходил 155-й день полета. Экипаж из шести человек: три «старожила» – Леонид Кизим, Олег Атьков, Владимир Соловьев – и «гости» – Светлана Савицкая, Игорь Волк, Владимир Джанибеков – занимались запланированными экспериментами.

Внезапно на пути станции «Салют» появилось большое облако оранжевого газа неизвестного происхождения. Пока космонавты терялись в догадках, что это может быть, а Центр управления полетом анализировал полученные со станции сообщения, «Салют-7» вошел в облако. На какой то миг показалось, что оранжевый газ проник внутрь орбитального комплекса. Оранжевое свечение окружило каждого космонавта, ослепляя и лишая возможности видеть происходящее. К счастью, зрение вернулось почти сразу. Кинувшись к иллюминатору, космонавты оцепенели – с той стороны сверхпрочного стекла в оранжевом облаке газа отчетливо были видны 7 фигур невероятных размеров.

Никто из экипажа не сомневался: в космосе перед ними парили создания света – небесные ангелы!

Почти как люди, они все-же были другими. И дело не в громадных крыльях или ослепительных ореолах вокруг их голов. Главное отличие заключалось в выражении на их лицах. Словно почувствовав на себе взгляд, ангелы обратили свои лица на людей. «Они улыбались, – рассказывали в последствии космонавты. – Это была не улыбка приветствия, а улыбка восторга и радости. Мы так не улыбаемся». Корабельные часы бесстрастно отсчитали 10 мин. По истечении этого времени сопровождающие станцию ангелы исчезли. Пропало и оранжевое облако, оставив в душах космонавтов ощущение необъяснимой утраты.

Когда с отчетом о произошедшем ознакомились руководители полета, отчет сразу получил гриф «секретно».

Сейчас, когда достоянием гласности стало многое, выяснилось, что и американские космонавты много раз встречали в космосе ангелов. Их даже сфотографировали при помощи орбитального телескопа «Хаббл». Появление ангелов отмечала и аппаратура исследовательских спутников.

Сравнительно не так давно телескоп «Хаббл» вновь преподнес сюрприз. Во время исследования галактики NGG-3532 сенсоры «Хаббла» зафиксировали появление на орбите нашей планеты семи ярких объектов. На некоторых из полученных потом снимков виднелись немного размытые, но все же различимые фигуры светящихся крылатых созданий, напоминающих библейских ангелов! «Они были около 20-ти метров высотой, – рассказывал инженер проекта „Хаббл“ Джон Пратчерс. – Их крылья достигали в размахе длины крыльев современных аэробусов. Эти создания излучали невероятное свечение. Мы пока не можем сказать, кем или чем они являются. Но, как нам показалось, они хотели, чтобы их сфотографировали».

Нетленные мощи

Мощи святых остаются нетленными в течении многих столетий. Возможно ли с научной точки зрения объяснить их чудотворную силу? Исследования мест захоронения святых в Киево-Печерский лавре выявили мощное биологическое излучение, которое исходит от мощей. Проводили эксперимент: элитные семена пшеницы облучались в лаборатории 13 000 рентген, а после их прикладывали к святыням, как бы «облучали» божественной энергией. Результат превзошел все ожидания: семена, побывавшие у икон и мощей, дали дружные всходы. А семена, которые не прикладывали к святыням, засохли, несмотря на хороший полив и удобренную почву.

Обычно, чудесные исцеления у икон и мощей объясняют самовнушением. Но опыт с семенами доказал, что психологический аспект тут ни при чем. А сколько исцеляется младенцев. Можно было бы считать все примеры простым совпадением, но есть диссертации врачей, в которых описываются случаи исцеления безнадежных больных. С медицинской точки зрения их невозможно объяснить.

Несколько лет назад в Бурятии был вскрыт кедровый саркофаг с телом хомбо-ламы (верховного ламы Бурятии) Даши-Доржо Итигилова XII. В 1927 году, предвидя близящуюся расправу со служителями буддийского культа, хомбо-лама сел в позу лотоса и погрузился в медитацию. Спустя какое-то время он затих. Согласно завещанию учителя, ученики поместили его бездыханное тело в саркофаг и положили рядом пахучие травы. Вскрыв, почти согласно воле умершего, саркофаг через 30 и 75 лет, буддисты убедились в нетленности тела.

В 2002 году сидящего хомбо-ламу переместили в Иволгинский дацан, где его могут видеть верующие и изучать специалисты. Последние анализы тела и органов, которые были проведены относительно недавно группой судмедэкспертов, подтвердили, что тело не имеет признаков тления, суставы сохраняют подвижность, а кожа – упругость, случайные мелкие порезы позволяют увидеть красную студенистую жидкость, напоминающую кровь.

Медитация способна творить чудеса. Продемонстрирована фантастическая сила психической энергии. Хомбо-лама сознательно ввел себя в летаргию, при которой обмен веществ свелся практически к нулю. Возможно вполне допустить, что буддийский священник до сих пор жив, попросту ранее мы не сталкивались с такой формой существования.

Бывает и так: чудо остается фактом сознания, но не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий. Безразличие к чуду, вероятно, не дает проявляться ему вновь. Смысл же чуда в пробуждении чувства веры. Только проявление абсолютной веры стимулирует появление чуда. Внутренние силы пробуждают неведомое и побуждают к проявлениям необычных, чудесных явлений.

Во все времена человек стремился к чуду, жаждал сверхъестественного исполнения желаний или разрешения проблем. Не так давно люди увлекались научной фантастикой, но сейчас, насытившись научно-техническим прогрессом, потянулись к мистике. Но так ли это невинно и безопасно, как может показаться на первый взгляд? Что же такое чудо в нашей жизни и как отличить истинное чудо от ложного – об этом рассуждает известный православный богослов диакон Андрей Кураев.
Отец Андрей, что такое, по Вашему, чудо и какую роль играют чудеса в жизни современного человека?

– Я думаю, каждый человек обречен на то, чтобы воспроизводить ситуацию своего собственного духовного рождения. У меня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришел не через чудеса. Передо мной стоял философский вопрос: поиск правды, смысла жизни. Я стал верующим усилием воли и мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. А потому и по сию пору я не склонен ставить чудеса во главе духовной жизни. Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая, сверхобыденная реальность. Но что это за реальность, каково имя ее, какой у нее замысел о нас? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И поэтому чудо не может доказать истинность православия или христианства.

Помню, году в 88-м шел по Арбату. Тогда Арбат был открытой зоной, там бродили первые уличные проповедники, в основном кришнаиты. У меня завязалась беседа с одним из них. И он говорит: “Да ваш Христос, он всего лишь йог-неудачник. Я вот тоже могу по воздуху летать”. Пришлось ответить, что я и не сомневаюсь в его способностях и даже не прошу их демонстрировать, Т.к я не атеист, а христианин, для меня нет проблемы в том, что есть чудеса, у меня вопрос – какого вы духа, каков источник ваших чудес. Еще помню, разговорился с одной девочкой-кришнаиткой. Она еще ходила в обычном светском платье, а значит, недолго была в секте. И вот я ее спрашиваю: “Скажи, пожалуйста, за время твоего общения с этими ребятами в тебе что-то изменилось?” ” – Да, конечно, я научилась испытывать трансцендентальное наслаждение Махамантра! Она так много дает!” – “Скажи, а что кроме этого изменилось в твоей жизни?” Девушка удивилась и поинтересовалась, а что именно могло измениться. Я пояснил: “Ну, может быть, отношение к людям, к друзьям, к родителям. Может, больше стало любви к этим людям”. “Нет, – говорит, – пожалуй, Нет. Все осталось прежним”.

Для меня это показательно. Ведь главное чудо, которое может произойти в мире, – это не переставление Эвереста с места на место, а переставление гор своих грехов, пристрастий, привычек Христос не говорит, “блаженны творящие чудеса”, но “блаженны милующие”.

В Православии главное – это изменение твоего внутреннего мира. Так что истинность Православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются.

Чтобы не говорить о политиках, когда-то пропове­довавших одно, а сейчас говорящих другое, давайте вспомним людей, которых вряд ли можно заподозрить в утилитарности мышления, в неискренности. Скажем, актриса Екатерина Васильева. Человек жил в театраль­ном мире, мире “тусовки”, где каждый ловит лишь свое отражение… Все у нее было, и прежде всего – доброт­ный имидж в тех кругах, которые были для нее авторитетными. И вдруг она бросает вызов своей среде (своей, а не официальной, что гораздо сложнее, т.к. легче идти против государственной власти, нежели против дворо­вых авторитетов). Оставляет театр, становится церков­ной старостихой (сейчас, слава Богу, неофитский ка­рантин кончился, и она снова начала сниматься). Разве не чудо?

Или рок-музыканты. С точки зрения церкви, более от­даленных от нее людей нет. В массовом церковном со­знании существует мнение, что рок – это сатанизм, де­билизм, разврат, наркомания… И вдруг люди, которые этой музыкой живут, – Юрий Шевчук или лидер группы “Агата Кристи” – сегодня позиционируют себя как пра­вославные. Когда даже из этого мира идут какие-то рели­гиозные токи, это, на мой взгляд, тоже чудо.

– Отец Андрей, если чудеса – не главное в рели­гиозной жизни, то возникает вопрос: зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые тво­рил Христос, когда можно было бы ограничиться проповедью христианства?

Чудеса есть свидетельства того, что Небо становится ближе. Чудеса есть знак соприсутствия, встреченности, не одиночества. Путь к встрече не через чудеса пролега­ет, но чудеса оказываются на церковном языке знамени­ями того, что эта встреча состоялась.

Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы, противоположные.

С одной стороны, Церковь не придает большого зна­чения чудесам – нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного, с другой стороны, каждая наша молитва – это молит­ва о чуде. Совершенно справедливо писал Иван Тургенев: “Каждое прошение, каждая молитва сводится к тому, что, Господи, ну сделай так, чтобы дважды два было пять. Но при этом православный человек, когда молится о чем бы то ни было, начиная с того, что “хлеб наш насущный дай нам днесь” и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он в конце концов завершает свою молитву не­ким смягчающим обращением: “Впрочем, да будет воля Твоя, Господи”. В этом – существенное различие между заговором и молитвой. Заговор предполагает, что у кол­дуна есть власть над духовным миром и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что тот, к кому он обращает­ся, бесконечно выше его, и поэтому человек просит, а не диктует Богу свою волю.

Итак, с одной стороны, Церковь говорит “чудес не ищи”, а с другой, каждая молитва – это прошение о чуде.

Но есть еще и третья сторона, третья точка этого странного треугольника. Это то, что чудо естественно в жизни христианина. Понимаете, в церковной среде даже не принято рассказывать о чудесах. Стpaнны не чудеса, а их отсутствие. Помните фильм “Тот самый Мюнхгаузен”? Барон составляет распорядок дня: объявить войну Анг­лии, слетать на Луну… То есть чудеса включены в его по­вседневный график таков, образно говоря, и распоря­док дня религиозного человека: я иду в храм на водосвят­ный молебен, чтобы получить святую воду, которая бу­дет меня исцелять и защищать, – следовательно, на это чудо у меня предусмотрено полчаса… Чудеса совершен­но естественно входят в жизнь христианина. Чудо – да­леко не всегда глас с Небес или купина неопалимая. Чудо может войти в твою жизнь через обычного человека. Я – книжник, и чудеса в моей жизни по большей части книжные. В нужную минуту находится нужная книга, раскрывается на нужной странице…

А что для Вас было главным чудом в жизни?
– Для меня самое значимое чудо – это то, что было со. мной в день моего крещения. Господь дал пережить бла­годать Таинства крещения, полноту радости для меня это гораздо важнее, чем другие свидетельства, которые я читаю в книжках. Когда я крестился, мне было уже девят­надцать лет. Это быть шаг от Бердяева к Церкви, от идеи о Боге к живому Христу. То есть я вошел в Церковь и не вы­шел… и, надеюсь, не выйду. для меня это первое и самое большое чудо.

– А каким было последнее чудо в Вашей жизни?

– Оно было 24 марта 2003 года. Фонд Святого Все­хвального апостола Андрея Первозванного в этот день в Храме Христа Спасителя проводил заседание организа­ционного комитета по программе все православной мо­литвы “Просите мира Иерусалиму”. По окончании офи­циальной части президент фонда А В. Мельник пригла­сил меня в свой офис на Ордынку. Мы решили, что наше знакомство и беседа заслуживают того, чтобы обрести посредника в “коммуникационном процессе” – в виде бутылки виски. И вот после тоста ставлю я рюмку на стол, а она начинает двигаться. Едет так сантиметров пятнадцать по прямой к краю стола и медленно и нерав­номерно вращается вокруг своей оси. Все семеро при­сутствующих изумленно глядят за ее медленным путеше­ствием. Миловец, сидящий между мною и Мельником, пробует подставить руку к краю стола, чтобы успеть ее поймать, когда она-таки свалится. Я успеваю сказать: “Да тут у вас прямо полтергейст какой-то!”. Честно говоря, начал я эту фразу с намерением пошутить, но по ходу произнесения понял, что это и в самом деле оно самое. И тогда вместо того, чтобы прикасаться к этой рюмке ру­кой, издалека крещу ее. Она тут же стала – за пять санти­метров до краешка стола.

Спрашиваю хозяина: освящен ли ваш офис. Он гово­рит: нет, мы только что сюда переехали, еще месяца нет. А освящение планировали после Пасхи… Очевидно, от старых хозяев осталось дурное духовное наследие. О та­ких событиях я много слышал от священников, но сам увидел впервые.

А церковь ведет какой-то реестр чудес? Иссле­дует их?

– Иногда. Но Православие по своей сути чуждо пиаровским технологиям. У нас не в чести публичность.

– Если вам будет рассказывать о приходе в Цер­ковь человек, которого поразило произошедшее с ним чудо… Вы поверите?

– Конечно, это возможно. Только теперь я буду просить человека выстроить свою веру на более твердом основа­нии, на слове Божьем, на знании церковного учения, с тем, чтобы новое чудесное потрясение, которое может с ним произойти, не вытолкнуло бы его из Церкви.

– Существуют чудеса, которые, казалось бы, признаются и наукой, такие как Туринская Пла­щаница, сошествие Благодатного Огня. Но есть мнение, что чудо является чудом только тогда, ког­да не признается наукой.

– Величайшее чудо – это существование мира, суще­ствование жизни человека. И существование жизни при­знается наукой. Но меня всегда смущают регулярно повторяющиеся чудеса. Когда мне говорят, что всегда вот в этом месте, в это время происходит чудо, я насторажива­юсь. Когда мне говорят, что на Пасху всегда солнышко светит или на Благовещение птички гнезда не вьют… Это меня несколько раз понуждало приглядываться. Пасху 2000 года я встречал в Праге, так там просто снегопад был, там солнышка совершенно не было видно.

Видите ли, Бог христиан – это Бог тактичный. Он не насилует свободу человека. И Господь в Евангелие не чу­десами вытягивал веру, но в ответ на веру творил чудеса. Вы упомянули Туринскую Плащаницу. Это чудо настоль­ко тактичное, что тот, кто желает, видит в нем чудо, тот, кто желает, видит подделку. Есть научные доводы и в пользу аутентичности (т.е. я могу признавать плащаницу отпечатком Иисуса из Назарета, и в этом не будет ниче­го погрешающего против научной добросовестности), и в пользу того, что это творение более позднего времени, неизвестно как сделанное. И у той и у другой точки зре­ния есть достаточно веские аргументы, доказывающие правоту. В своей несовместимости они оставляют “за­зор” для твоего сердца, твоего желания. Что ты желаешь увидеть – тем для тебя это и будет. Если ты хочешь ви­деть здесь подделку – для тебя это будет не более чем ку­сочек древней ткани, и тогда твоя душа останется просто в мире вещей. Но если ты желаешь чуда – для тебя это будет чудом, святыни, пятым Евангелием.. тогда ты ока­жешься в мире, где все осмысленно, в мире знамений.

С Благодатным Огнем то же самое. Кто-то видит в этом “естественное явление”, говорит, что “это все фото­вспышки, блики телекамер” или еще что-то. А для кого­-то это чудо. Кого-то этот Огонь обжигает, кого-то нет. Это еще зависит от настроя человека, его ощущений. Т.е. эти чудеса не навязаны человеку. Ему дается право выби­рать, верить или нет. .

– Может ли человек сам создать чудо, породить его своими психологическими усилиями?

– Да, конечно. Человек может зазвать к себе в гости “инстанции”, творящие чудо. А они опять же очень раз­личны. Что и происходит во всевозможных сектах.

Среди верующих иногда можно услышать спо­ры, что вот, дескать, существуют православные чу­деса, а есть католические. Католики не принимают православные чудеса, православные – католичес­кие. Но разве есть какое-то отличие чудес от чудес?

Есть промысел Божий над всем человечеством. Я ду­маю, даже в жизни атеиста есть чудеса, которые он, прав­да, быстро забывает. Господь посылает дождь и на греш­ников, и на праведников, и забота Божия существует о всех его чадах, даже о тех, кто о Нем не знает.

Но есть чудеса, связанные с видениями. И здесь право­славный человек должен быть осторожен. У католиков, по-моему, тут меньше осмотрительности. Например, у од­ной шведской католической святой начала двадцатого ве­ка были видения и голоса, которые утверждали, что при­дет на землю цивилизация любви. И якобы Христос сказал ей: ты знаешь, я не самореализовался в любви на земле, ме­ня слишком рано распяли, и я хочу, чтобы до конца мира настало полное царствие любви. И поэтому я сделаю так, что все в мире объединятся – и христиане, и иудеи, и му­сульмане, и т. д. Будет единая вера, все будут дружить, и только потом придет антихрист. Идеология этой святой теперь лежит в основе идеологии папы Иоанна-Павла II . Но что это были за голоса – никто даже не задумался.

Конечно, и православный может довериться, чему не надо. Вопрос в реакции Церкви на эту ошибку. Такие ми­стические состояния, которые в Православии рассмат­риваются как неудача, в другой конфессии могут оцени­ваться как норма, как проявление святости, чуда.

– Странно, восточная Церковь считается самой мистичной из всех христианских Церквей, но в то же время настороженнее всех относится к чуде­сам.

– Я думаю, в глубине своей одно с другим связано. Тот, кто отказывается пить из придорожной лужи, в конце концов, выкапывает колодец с чистой водой.

Мироточение икон, их самообновление – У Вас нет подозрения, что часть этих чудес инспи­рирована отнюдь не божественной силой?

– Таких подозрений у меня совершенно нет. Разве что имеет место инспирация не человеком, а некой духовно противоположной силой – то, что на языке Правосла­вия называется “прелестью”, таким очарова­нием. В ряде случаев такое можно подозревать. Но в лю­бом случае бесовские проделки – это не человеческие подделки.

– Эта демоническая сила может проявлять себя в стенах храма?

– Даже в стенах храма.

– Есть еще чудо изгнания бесов – тут тоже всё без подвохов?

– Сейчас много чудес, связанных с негативом. Отри­цательная духовная сила себя очень ярко проявляет, и только в церкви оказывается средство, чтобы ей противостоять. В феврале я был в Магадане. Религиозное про­буждение в этом городе началось с того, что в одной квартире был мощный полтергейст. Вещи буквально ле­тали по комнатам, причем по кривым траекториям, са­мовозгорались. Ни милиция, ни экстрасенсы ничего по­делать не могли, и только, когда приходили православ­ные священники, вся эта катавасия прекращалась. Борь­ба за квартиру шла около полугода, все это широко осве­щалось в местной прессе, и в итоге эта история произве­ла на город большое впечатление.

Впрочем, я, кажется, уже опоздал рассказать один профессиональный анекдот. Представьте: православный миссионер выступает перед университетской аудиторией. И по ходу своего повествования он доходит ДО той минуты, когда он должен употребить неприличное сло­во. Он должен беса упомянуть. Поскольку этот миссио­нер не впервые общается с образованной публикой, он прекрасно понимает, какова будет реакция зала. Ведь на­ша постсоветская интеллигенция еще слова Бог правильно выговорить не может. Ей чего-нибудь попроще надо: “космическая энергия”, “биоэнергоинформацион­ное поле” и т. п. А если им еще про беса что-то ввернуть, то туг такой хай поднимется! “Мы-то думали, вы интел­лигентный человек! А вы на самом деле обычный мрако­бес, реакционер! Про бесов всерьез говорите! Да это же средневековье, инквизиция, охота на ведьм!” И т. д. И т.п.

Предвидя это, миссионер решает высказать свою мысль на жаргоне интеллигентной аудитории. И говорит: “В эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентальное ноуменально-космическое тоталитарное персонализированное зло…”. Тут бес высовывается из ­под кафедры и говорит: “Как, как ты меня назвал?”.

Так вот, в Церкви бес – не только персонаж анекдотов или фольклора. Наша практика очного противостояния силам зла прошла через века. По латыни это экзорцизм, по-русски – отчитка бесноватых. Есть поразительный пример из XIX века. Врач, который не склонен верить в религиозные феномены, был вынужден засвидетельст­вовать: “Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в при­падок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода бы­ла свежая, крещенская (исследование было произведено в середине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды”.

– А проводятся ли беседы с духами, вселивши­мися в одержимых?

– Некоторыми священниками. Но мне, сказать честно, это не нравится. В Новом Завете мы читаем, что Христос и апостолы избегали принимать любые свидетельства бесовской силы. А сегодня в моде брошюрки о том, как иеромонахи берут интервью у несчастных одержимых людей и у тех сил, которые в них вселились. И даже стро­ят на этом целые богословские концепции. Но это уже не богословие, а “бесословие”. Еще лет двадцать назад в церкви было хорошо известно: дай Бог подвижнику хотя ­бы одного человека исцелить от этого недуга! А приво­зить целыми автобусами людей на “массовый сеанс” отчитки – в этом есть привкус какого-то модернизма, ко­торый меня смущает.

А сами Вы были свидетелем изгнания бесов­ских сил?

– Слава Богу, личной нужды ходить на такие службы у меня не было, а ради любопытства идти туда неполезно.

– Сейчас в большой моде так называемые чуде­са экстрасенсов. Почему так происходит?

– За бумом экстрасенсорики стоит исконно-народ­ное понимание религии: религия есть отрасль народно­го хозяйства. Как в хорошем хозяйстве должна быть эф­фективно работающая посудомоечная машина, корова или жена, точно так же должна быть эффективно рабо­тающая религия. Конфликт между таким народным ожи­данием и тем, что принес Христос, мы видим уже в Еван­гелии. Господь говорит собравшейся вокруг него толпе: «Вы ищете Меня, потому что насытились”. Действитель­но, мы чаще всего относимся к Богу как к генератору гу­манитарной помощи: “Ты, Господи, явись, сделай мне то­-то и то-то, а без этого я не вижу никакого смысла и нуж­ды в этой религии и в этом почитании”. Сейчас люди не­редко ищут в религии какого-то успеха, карь­ерного, здоровья или чего-то еще. Но Бога, оказывается, нужно любить ради Бога, а не ради тех благ, которые эта любовь может принести. В христианстве такая проповедь звучит постоянно, и, по­ка общество в союзе с Церковью воспитывает народ на таких примерах, низовые чувства и потреб­ности человека держатся в тени. Но как только скрепы высокой духовной культуры распадаются, править бал начинает инстинкт, и люди превращают религию в . Так было всегда. Однако в конце ХХ века появилась особая черточка. Дело в том, что мы живем в довольно технологичном индустриальном обществе, поэтому современный человек во всем ищет технологичность. А магия и экстрасенсорика тем и привлекают: кажется, что здесь есть какая-то внятная технология. У Право­славия технологии нет, и эта нетехнологичность и от­сутствие гарантий разочаровывают многих и привле­кают тех немногих, кто умеет ценить неочевидность и свободу.

– Как может отразиться экстрасенсорная практика на самих целителях?

– Однажды ко мне подошла женщина и говорит: “По­чему вы, священники, выступаете против нас, экстрасен­сов, ведь мы делаем одно дело: вы лечите душу, мы – те­ло”. Я пробую что-то объяснить, но она не слушает: “Я ва­ши аргументы знаю, дальше все понятно… Впрочем, я не поэтому Вас остановила. Может быть, Вы сможете объяс­нить, что со мной происходит? Да, я лечу людей, у меня большие успехи, все прекрасно, но я почему-то по вече­рам не могу одна находиться в квартире. Как только стемнеет, появляется ощущение, что какая-то сила затал­кивает меня в ванну и требует вскрыть себе вены”. Мне пришлось пояснить, что этот феномен нам очень хоро­шо известен, например, в прошлом веке святитель Игнатий Брянчанинов описывает такой случай. Как-то зашел к нему монах с Афона (Афон – полуостровная столица право­славного монашества, находящаяся в Греции). Для любо­го верующего человека расспросить афонского монаха – большая радость. И вот отец Игнатий начинает рас­спрашивать про Афон, а монах отвечает: да, у нас все за­мечательно – чудеса, видения, ангелы являются, помога­ют и т.д. Игнатия Брянчанинова это насторожило, и дальше выяснилось, что в ту пору афонские монахи чи­тали мистическую, но не православную литературу. Что делать? Отец Игнатий – монах светской столицы, а это монах с Афона – столицы мирового монашества, какого учить невозможно. Тогда он резко меняет тему раз­говора: “Кстати, батюшка, вы в Петербурге где-нибудь остановились?” – “Нет, я прямо с вокзала сюда”. – “Тог­да у меня к вам просьба: когда вы будете снимать комнат­ку или квартирку, умоляю вас, не выше второго этажа. А то явятся ваши “ангелы” и предложат перенести на Афон, так ведь больно расшибетесь”. И что же? – Оказывает­ся, у монаха уже были такие мысли, что за его высокую жизнь ангелы его вместо поезда до Афона доставят! Поэтому нужно помнить строчку Высоцкого: “Не всё то, что сверху, от Бога”…

– Ну а как быть на бытовом уровне? Скажем, чело­век столкнулся с полтергейстом у себя в квартире или его одолевает некий призрак? идти в церковь?

– К сожалению, очень многие идут от одного беса к другому: к различным магам, специалистам по снятию порчи и прочим. В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося российского демонолога Владимира Иль­ича Ленина о том, что “синий черт” ничуть не лучше “желтого черта”. Надо, конечно, идти в храм. Долг свя­щенника – воспроизвести над одолеваемым странными явлениями человеком молитвы, которые вообще-то уже читались над ним при его крещении. Это таинство начи­нается с молитв ЭКЗОрцизма – изгнания бесов. Церковь в своих молитвах обычно обращается к Богу, к людям, но есть уникальная ситуация, когда она обращается к сата­не. Священник поворачивается лицом не на восток, а на запад и велит сатане оставить сие создание Божие. За­клинательные молитвы, впрочем, не обязательно читать в храме – священник может прийти на квартиру.

– Основной источник чудес – Господь Бог. Как церковь различает, что от Бога, а что от нечистого?

– Распознать можно по плодам: что порождается этим чудом в душе человека, приводит ли оно к отходу от хри­стианской веры, порождает ли религиозное равноду­шие. Здесь некое вкусовое ощущение. По интонации ре­чи, по глазам можно что-то такое отличить, даже по то­му, с каким пафосом этот человек будет рассказывать о чуде. Там, где появляется нотка энтузиазма, есть повод для дистанциирования.

– Как быть, если человек пугается происходящих с ним необъяснимых явлений?

– Во-первых, христианская вера освобождает от та­ких страхов. Я верю во Христа – значит, не верю в сглаз, в порчу и прочую чушь. Как говорит апостол Павел, если Бог с нами, то кто против нас? Во-вторых, в доме обяза­тельно должна быть святыня, это очень важно. Святая вода, лучше крещенская. Церковные свечи, ладан (которые можно класть просто на горящую настольную лам­пу). Вообще надо осознать, что граница духовного мира и материального отнюдь не жесткая, материальные предметы могут быть насыщены энергией Духа. Освя­щенные предметы следует содержать так, чтобы они не были поругаемы. То есть на отдельной полке, в отдель­ном ящике. Ну и надо стараться, чтобы по близости от святыни не было нечистых предметов. Не надо тащить в дом сатанинскую, оккультную, астрологическую литера­туру; а уж тем более ею пользоваться.

– Что Вы можете пожелать нашей газете?

– Газете я ничего желать не могу, ибо чего ж такого можно пожелать бумаге? Разве что чтобы желтела не слишком быстро… А вот людям, которые делают газету, я бы пожелал не заниматься уринотерапией. То есть не по­требляйте продукты собственной жизнедеятельности. Если уж ваша “карма” такая, что вам нужно работать в прессе, хотя бы не читайте ее или не слишком доверяйте ей. Сами себя кормите книгами, а не газетами, традици­ей, а не однодневками.

Чудеса, совершаемые по молитвам праведников, очень часто относят к чему-то сверхъестественному. На самом деле вмешательство Господа в жизнь православных верующих чудесным образом является проявлением Его любви и поддержки, примером тому служат чудеса православных святых.

Чудеса, дарованные Иисусом

Божьи чудеса никоим образом не нарушают законы природы, которые установил Сам Творец. Все необычные явления относятся к особым Божьим действиям, которые пока человечество не может объяснить.

Совсем недавно мобильные телефоны казались фантастикой, лечение лазером выходило за рамки человеческого разума, а сейчас это самые обыкновенные вещи.

К понятию чудес относятся случаи исцеления, воскрешения, обуздания природных явлений и много других, которые не могут быть объяснены с точки зрения научных исследований.

Читайте о чудесах:

  • Ланчанское чудо

Чудеса Иисуса Христа Господь открывается верным людям по мере их воцерковления, вливания в жизнь Церкви.

Чудеса, как сила Божьей благодати

Иисус оставил в дар своим ученикам примеры христианских чудес:

  • превращая воду в вино;
  • ходя по воде;
  • останавливая бури;
  • оживляя умерших;
  • насыщая несколькими хлебами тысячи людей.

Читая Новый Завет , можно найти не одно свидетельство чудес, совершенных по молитвам Христа и Его учеников в разных ракурсах. Первым необъяснимым действием стало само рождения Иисуса, одновременно Бога и человека, от Духа Святого.

Исцеления

Чудесное исцеление коснулось женщины, которая 12 лет страдала от кровотечения, истратила все свои сбережения на врачей и была исцелена от одного прикосновения к краю одежды спасителя. Ее спасла вера. (Матв. 9:20)

Очищение прокаженного (Матв.8:2), когда человек, страдающий проказой, сказал, что если Спаситель хочет, то может его исцелить. Больной не сомневался в силе Иисуса, он давал Ему на это право и подчинялся Божественной воле. Если хочешь, исцели.

Дарование зрения слепому от рождения, как свидетельство Божьей славы (Иоан. 9:1-33)

Чудеса исцеления Иисуса Христа

Восстановление расслабленного по вере друзей (Марк. 2:1-12)

Иисус даровал слух глухим, освобождал от бесов, восстанавливал больные кости, никто, кто просил Христа об исцелении, не получил отказа. Во время проповедей на горах и в пустынях все, следовавшие за Учителем были исцелены.

В Новом Завете описаны чудесные исцеления, совершенные апостолами , по силе Иисуса. (Марк. 3:15)

Важно! Чудеса исцеления не утратило своей силы и сейчас, ведь апостолы оставили повеление, как действовать при болезнях.

По молитвам Петра и Иоанна, хромой стал ходить. Иименем Иисуса исцелял Павел, Филипп и все апостолы.

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак. 5:13-16)

Современные чудеса, совершаемые в православии

Благодать Спасителя не исчерпала себя после Его возвращения к Отцу. По подвигу веры и верности в христианской жизни Бог даровал православным людям видетьчудеса православных святых, совершенных в настоящее время.

Одним из знаменитых чудес, известных во всем мире, есть Схождение Благодатного Огня на православную Пасху . По этому вопросу идет много споров, православную церковь пытались обвинить в мошенничестве, но факты - вещь упрямая. Огонь продолжает сходить в одно и то же время года, и в первые минуты появления он не обжигает. Существует традиция привозить свечи из Иерусалима, освященные на Гробе Господнем.

Чудо появления благодатного огня

Вторым необъяснимым явлением природы, которое наблюдают тысячи паломником, является изменение направления течения речек во время Богоявления или Крещения Господнего . Это случается во многих местах планеты, но самым известным стало водное чудо на реке Иордан, где принял крещение Сам Иисус.

Поворот реки Иордан вспять на Крещение

Пророк, провидец, святой человек Серафим Саровский любим по всей России за чудеса, которые случаются по молитвам героя веры. Великим подарком для жившего в отшельничестве и молчании монаха стало посещение его Божьей Матерью, которая повелела Серафиму идти к людям и нести им Благую весть.

Необычное событие случилось с девушкой, по имени Зоя, в 20 веке, в 1956 году в Самаре. Комсомолка, активистка, взяв портрет Николая Угодника, начала танцевать с ним, приговаривая: «Если Бог есть, пусть накажет» и окаменела, да так, что ее сдвинуть не смогли сильнейшие мужчины. Так и стояла окаменевшая Зоя в бывшем клубе с января по Пасху, после чего ожила и стала очень набожной.

Монахам на горе Афон удалось записать пение ангелов, которые неоднократно показываются в святых храмах.

Пение Ангелов на Святой Горе Афон

Многочисленны свидетельства прихожан, получающих ответы на свои молитвы у икон Богоматери и святых. Каждый храм хранит свою уникальную историю чудес, явленных Господом, данных Богом для укрепления веры прихожан.

Помощь святых:

Чудеса в жизни христианина случаются и сейчас.

Недавнее событие удивило всех врачей. В 2018 году, когда лекари, вызвав мать пятилетней девочки Софии, сообщили ей, что лечение в течение года от рака, опухоли в голове не дало результатов, и они переводят девочку на паллиативную химию, ввело всю родню в глубокое горе. Прямо в глаза матери было сказано: «Мы сделали все, ваша девочка скоро умрет».

Горю матери не было конца, но рядом были родные и друзья. По всем уголкам земного шара полетел крик «Молитесь!». В течение месяца подавались записочки в храмах, люди принимали круглосуточные посты, и Бог явил свою милость. Через месяц МРТ не показало ни единой опухоли.

Это случилось в Украине в 2001 году, огромный смерч несся со скоростью 350-1000 км/ час. Все, что попадалось ему на пути, разрывалось на куски, машины, люди, животные. Официально подтверждено 5 смертей людей. Перед появлением смерча природа как бы замирала, и только слышался гул, по свидетельствам очевидцев, напоминающих рокот 100 танков.

Христиане одного села, стоящего на пути бушующей стихии, собрались в церкви и усиленно молились. Смерч как бы споткнулся перед селом, раздвоился на два столба, которые кругом обошли селение и соединились за ним. Ни одно строение в этом селе не было разрушено, когда соседние селения поразила большая беда.

Многие христиане читают историю пророка Ионы, как легенду, но события 1891 года зафиксированы на пленку, когда пропавшего моряка нашли живым в желудке кита.

Невероятные истории выживания

Господь остается неизменным в Своих деяниях как тысячи лет назад, так и сегодня. По великой милости Творца люди получают в одно мгновение исцеление от неизлечимых болезней, у некоторых отрастают конечности, чудным образом Господь решает финансовые проблемы.

Светлана (Симферополь) взяла кредит в банке, но погасить его вовремя не смогла и платила только проценты, сумма которых уже превышала сам долг. Светлана постоянно молилась и в один день ее вызвали в банк.

С тяжелым сердцем женщина переступила порог финансового заведения, однако новость, сообщенная офисным работником, ее потрясла. Весь долг был списан, а на ее счету еще остались деньги, как переплата. В слезах, радости и удивлении Светлана бросилась в храм, ведь она точно знала, кто сделал ей такой подарок.

Чудеса православной веры не закончились, они доступны каждому, кто отдает жизнь для служения Вседержителю и святой Церкви.

ВЗЯТКУ НЕ ДАЛ…

Три года тому назад мою дочь хотели отчислить из музыкального колледжа за полную неуспеваемость. Однако настоящая причина отчисления была в другом: я не захотел давать взятку преподавателю. Я в то время лежал в больнице, – туда и пришло мое расстроенное чадо, чтобы я дал ей благословение на сдачу экзамена перед специальной комиссией. Результаты экзамена были известны заранее; он так и назывался – “похоронный”. Я благословил дочь и стал молить Святителя Николая о чуде. И молитва моя была услышана: через некоторое время дочка вернулась радостная, с “четверкой” за экзамен. Получилось это вот как: обделенная и горящая жаждой мести преподавательница не смогла войти в состав комиссии – перед самым экзаменом у нее прорвало краны и на кухне, и в ванной. Прочие же экзаменаторы слушали игру девушки беспристрастно и поставили ей хорошую оценку. Сейчас моя дочь успешно закончила музыкально-педагогический колледж.

Второй случай произошел сравнительно недавно – весной 2003 года. Перед самым Никольским праздником у меня в левой почке обнаружили большой камень, и я оказался в больнице. Накануне праздника, на всенощной в больничном храме я попросил у Святителя Николая сделать чудо – без операции освободить меня от этого опасного камня. И чудо не замедлило. Утром в самый праздник сначала УЗИ, а потом и рентген показали, что никакого камня в почке уже нет, и я был выписан домой.

Священник Владимир СЕРГИЕНКО , Крестовоздвиженский казачий собор, СПб

ДВА ПОДАРКА

В 50-е годы моя тетя Домна ухаживала за рабом Божиим Иоанном – тяжело больным, прикованным к постели человеком. Он рассказывал о себе вот что. В 1930 году было ему 8 лет. В школу он не ходил, читать не умел, а когда мама с бабушкой звали его в церковь – отказывался или говорил, что пойдет, но молиться не будет. Вместо школы ходил пасти деревенских коров. Вот как-то пас он коров, и вдруг, откуда ни возьмись, появляется перед ним старичок с книгой в руке. “Возьми, – говорит, – книжку: будешь читать”. Мальчик отказывается, говорит, что неграмотный, а старичок настаивает: “Возьми! В этой книге вся твоя жизнь, а читать научишься”.

Мальчик полистал книгу – картинок в ней нет; хотел вернуть старику, а тот уже пропал… Через три дня заболел мальчик, слег в постель, и вот тогда-то снова взял он в руки подаренную книгу (это было Евангелие на русском языке) – за несколько дней сам освоил грамоту и начал читать. Помочь ему в этом никто не мог: родители сами были неграмотные, а учителя к ним, к верующим, не приходили. Тогда же понял Ваня, что старичок, сделавший ему столь дорогой подарок, это был Святитель Николай. Болезнь мальчика оказалась очень тяжелой: пролежал Иоанн в постели 25 лет, до самой смерти, но никогда не жаловался, и среди односельчан слыл человеком блаженным и прозорливым: многие приходили к нему за советом, стремясь узнать волю Божию о себе. А Евангелие, подаренное Святителем, до сих пор хранится у нас в семье.

Другой случай произошел во время Великой Отечественной войны. Моей знакомой, р. Б. Анне, очень трудно жилось в семье у свекра и свекрови. Решила она от такой жизни броситься под поезд. Выбрала время, когда мимо должен был проходить товарняк, и бегом побежала к рельсам. И в этот момент старичок, обликом чем-то похожий на ее покойного дедушку, которого она очень любила, вдруг окликнул ее. Окликнул так, как дедушка звал: “Аннушка, милая!” Она остановилась, а он подошел к ней, набросил ей на плечи полушубок (дело было зимой, а она выскочила из дома в одном платье) и пропал сразу; поезд же тем временем ушел. Этот полушубок Анна хранила всегда. Прошло время, и по иконе она узнала в своем спасителе Святителя Николая.

Е.В. ХОХЛОВА , Волгоградская обл.

ЧУДЕСА НА АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВКАХ

Приезжал к нам на выходные мой брат. Когда пришло время ему уезжать, отправились они с мамой на автовокзал, – а там уже последний автобус стоит. Народу вокруг – множество: всем нужно ехать, а мест нет. Мама моя взмолилась Святителю Николаю Чудотворцу, чтобы он помог брату уехать. И вдруг выходит из автобуса женщина-кондуктор и говорит: “Есть у меня одно место. Сейчас я сама выберу, кто из вас поедет”. Разводит она толпу руками и продвигается к брату моему, который стоял дальше всех: “Вот ты со мной и поедешь!” Удивленный и счастливый брат сел в автобус и уехал.

А со мной был такой случай. Я опаздывал на работу, но автобусов долго не было. В отчаянии я взмолился Святителю Николаю, и вдруг вижу – мимо меня на большой скорости несется автобус без пассажиров. Резко затормозил, дверцы открылись, выскочил водитель… Я к нему: “Пожалуйста, помогите – опаздываю!” – “Садись, мне по пути!” И за пять минут без остановки домчал меня до работы. У меня даже осталось время дойти до храма и поблагодарить Господа и Святителя Николая за неожиданную помощь.

Стефан ВОХМИН , г. Ухта, Коми

ЧУЖАЯ ЗЕМЛЯ

По святым молитвам Святителя Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, по милости Божией Матери мой новорожденный сынок, я сама и двое моих старших детей были спасены от смерти. Расскажу все по порядку.

Я влюбилась в азербайджанца. Духовный отец не благословил меня выйти замуж за этого человека. Я не послушала батюшку. Жила с моим возлюбленным в блуде. Сейчас это называется гражданский брак, но блуд он и есть блуд. В храм стала ходить редко… Я сильно любила азербайджанца, относилась к нему как к мужу, а с его стороны все это было игрой. Шли годы. Бог подарил мне деток: Елизавету, Михаила и Николая. Когда я рожала доченьку, то только чудом мы с ребенком остались живы. За меня молились мои воцерковленные подруги и батюшка. Перед рождением третьего ребенка отца моих детей – азербайджанца – отдали под суд. Я пыталась спасти его от тюрьмы, молилась за него Господу, как никогда еще не молилась, и просила Бога ради троих маленьких детей сохранить их отцу свободу. До суда его отпустили; и мы поехали в Азербайджан, на его родину. Я поехала без благословения батюшки, на седьмом месяце, оставив в Петербурге тяжело больного отца и мать.

В Азербайджане нас ждали нищета, холод, голод и болезни. Дом совершенно не был приспособлен к зиме, а там в горах зима не хуже, чем в Петербурге. Дети постоянно болели, лечение платное, денег нет, родственники мужа – семья большая, но недружная… В этих условиях я родила младшего сына – Николая. В роддоме узнала, что уже месяц больна воспалением легкого. Лекарства в больницах Азербайджана дают только за деньги, но ни родственники мужа, ни он сам ни копейкой мне не помогли. Дело дошло до того, что я за две таблетки аспирина хотела отдать свой нательный крестик, но Бог уберег: послал мне хорошего врача, женщину по имени Морал, которая сжалилась надо мной и стала лечить меня бесплатно. От голода молоко у меня пропало; новорожденного стали кормить коровьим молоком, но ведь им по-настоящему выкормить ребенка невозможно. Малыш начал медленно умирать от голода. Я давно решила уехать домой, но меня не отпускали.

И я молилась. Я молилась Господу, молилась Святителю Николаю, в честь которого назвала своего маленького, молилась Серафиму Саровскому – и каялась в своих грехах. Старшие дети никогда не отходили от меня: они очень боялись оставаться одни в этом доме: казалось, будто что-то злое притаилось здесь, за его стенами… Как я просила батюшку Николая Чудотворца спасти малыша Николая и других моих деток!.. И наконец мой Сахиб разрешил мне послать письмо матери. Мать приехала и увезла меня с детьми в Петербург.

В родном городе и я, и дети быстро поправились. Малыш Николай потерял за месяц голода половину своего веса, но, благодаря заступничеству Святителя Николая и искусным врачам, он быстро выздоровел. Только здесь, на родине, я наконец крестила моих детей. Милость Божия оказалась безграничной ко мне, грешной.

р.Б. Светлана , СПб

ЧУДО В ШАХТЕ

Шахтер Н. был маловерующим человеком, но его верующая жена всегда с молитвой провожала мужа на работу. Однажды, когда Н. спускался в шахту, оборвалась клеть… Н. грозила неминуемая . Когда он летел вниз, перед глазами прошла вся его жизнь. И вдруг сбоку он увидел седого старичка, летящего рядом с ним: не выше и не ниже. Н. удивился: “Откуда старичок?” Когда Н. уже падал, старичок резко толкнул его в сторону: иначе бы Н. упал плашмя на торчащий ствол, и тогда смерть была бы неминуемой, а так Н. получил множественные переломы, но остался жив. Н. пролежал год: почти все время дома, в больнице оказали только первую помощь, посчитали безнадежным. Придя в себя и начиная выздоравливать, Н. узнал своего спасителя в Святителе Николае. Спустя некоторое время у него родился сын. Его называли Николаем.

“Лампада” , Новоалтайск

УКРАДЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Я, раба Божия Зинаида, как-то раз поехала к врачу. Долго ждала автобуса на остановке, а когда он подошел, народу скопилось уже много. Я стала протискиваться к двери, и, когда уже встала на ступеньку, почувствовала, что мою сумочку с документами кто-то сильно дернул. Я кое-как прижала ее к себе и на ощупь почувствовала, что чего-то в ней не хватает. В автобусе, усевшись на свободное место, я сумочку разглядела: она была разрезана бритвой, и все, что там находилось, исчезло, – а были там только документы. И вот, накануне праздника Николая Чудотворца, вечером 21 мая я помолилась Святителю – и дома, и в церкви – чтобы мои документы вернулись. На следующий день уезжаю на дачу; возвращаюсь, а муж мой говорит мне, что все пропавшее найдено: и мои документы, и его, и ключ от квартиры дочери. Не было только маленького карманного молитвослова. Я поблагодарила Святителя Николая и в церкви поставила свечу перед его образом. Он и после того случая часто помогал мне. Однажды дочери моей делали операцию, а я молилась Святителю, и все прошло благополучно.

р.Б. Зинаида , г. Красноярск

ДВЕ ПОПУТКИ

Хочу рассказать вам про два похожих случая, когда я молилась Святителю Николаю, и он помог мне.

Как-то раз (мне в ту пору было 17 лет) я ждала автобус на остановке. Народу было много. Подъехала легковая автомашина с затемненными стеклами и долго стояла, не заглушая двигатель. Никто из нее не выходил. Я подумала: “Как будто высматривают кого-то”. Тут выходит из машины высокий кавказец в длинном черном плаще, подходит ко мне и вежливо предлагает подвезти. Я отказалась, но он снова повторил свое предложение, аккуратно взяв меня под руку. Я, словно загипнотизированная, пошла за ним. Открылась задняя дверца машины и оказалось, что там сидело еще три человека. Я совсем перепугалась и остановилась. Тут меня, незаметно для других, взял под другую руку какой-то дедушка и сказал очень тихо: “Доченька, тебе что, жить надоело?” Тогда я пересилила страх и сказала кавказцу, что никуда не пойду, и он оставил меня в покое. Уверена, что если это и не сам Святитель Николай меня остановил, то он послал мне этого дедушку, чтобы уберечь меня от беды.

В другой раз я снова стояла на остановке, но дело было в деревне, и автобусы там ходили очень редко. Была зима. Все старались поймать попутку, а мне это никак не удавалось. И вот случилось чудо: рядом остановились белые “Жигули”. Все побежали к машине, но водитель сказал, что возьмет только меня. Он сам сложил мои вещи в багажник и мы поехали. По дороге он рассказал мне, как однажды шел по таежной дороге 11 км пешком, и никто его не захотел подвезти; с тех пор он сказал себе, что отныне и сам никого подвозить не будет. Долго он придерживался такого правила, и вдруг сегодня увидел меня и пожалел. К своему стыду, я забеспокоилась немножко, а он, заметив это, посадил в машину женщину с ребенком, и платы ни с кого не взял. Жалею, что не спросила его имя.

р.Б. Иулиания , Ленинградская обл.

ПОСЫЛКА В ИСПАНИЮ

Мой пятилетний внук живет вместе с родителями в Испании. Я очень скучаю по нему и он по мне тоже. Собрала я как-то ему посылочку: книжку, витамины, шоколад и еще какую-то мелочь, упаковала в большой конверт и отправила по почте. Отправила, а сама переживаю: вдруг с дороги вернут? Прошла неделя, другая… Дочь звонит, что ничего не получала, и мы решили, что письмо пропало. Третья неделя прошла, четвертая… Через два дня праздник Святителя Николая. Я не выдержала. Упала на колени перед иконой Чудотворца и со слезами стала просить: “Батюшка Николай! Неужели мой Ильюша не получит к твоему празднику подарка от бабушки? Ты всем людям помогаешь, сделай и для нас маленькое чудо!” И вот неожиданность! В день Святителя Николая звонит зять и говорит: “Сегодня Ильюша получил ваш подарочек”.

Екатерина Александровна КУНЬ , Украина

НА ВОКЗАЛЕ

Возвращалась я с Великорецкого крестного хода: из города Вятки, обратно в Петербург. Едва пришла на вокзал, первое, что услышала по громкой связи: “Билеты до Санкт-Петербурга на три дня вперед проданы”. Все же я заняла очередь и, стоя в ней, молилась: “Отче родной, Святителю Николае, помоги! Мне не выдержать три дня на вокзале: после крестного хода я еле на ногах держусь!” И тут рядом со мной открывается касса, где за дополнительную плату продают билеты по брони. Я кидаюсь туда, подаю документы блокадницы и получаю бесплатный билет в спальном вагоне на поезд, который идет через два с половиной часа.

Когда садилась в вагон, проводница сперва даже не хотела меня пускать: больно уже мой паломнический внешний вид не соответствовал спальному вагону. Но, по милости Божией и по заступничеству Святителя Николая, я добралась до дома благополучно.

р.Б. Нина , СПб

ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ ИКОНЫ

Одна женщина рассказывала такой случай, бывший у них в семье, когда ей было лет шесть. Мама ее была очень верующая, а отец, напротив, был коммунист и враждебно относился к церкви. Маме приходилось в тайне от отца хранить где-то в шкафу среди вещей икону Святителя Николая, благословение матери. Однажды она пришла с работы и стала растапливать печь. Дрова в ней уже были, надо было только их разжечь, а у нее никак не получается, билась, билась, а дрова никак не горят. Наконец, она стала их вытаскивать и нашла икону Святителя Николая, которую муж нашел в шкафу и решил руками жены уничтожить.

“Николо-Шартомский благовестник” , г. Шуя, Ивановская обл.

В ЧУЖОМ ГОРОДЕ

А. жила в одной из республик СНГ. Однажды она поехала в длительную командировку в Москву. Денег было мало, а работы предстояло много. Когда средства начали убывать, А. не поддалась отчаянию, а зашла в храм Святителя Николая, который находился по дороге на работу. Там она увидела объявление, что храму срочно требуется уборщица. Оказывается, незадолго до ее прихода получила травму одна из постоянных уборщиц. Она упала с лестницы, ударилась об огромную икону Святителя Николая, и только потом узнала, что это спасло ее от травмы позвоночника. А. взяли на работу до конца командировки, причем эта работа не мешала основной. Ко времени ее отъезда выздоровела и вышла на работу уборщица, получившая травму…

“Лампада” , Новоалтайск

ПОЖАР НА СТРОЙКЕ

В. ездил на заработки вместе со своими товарищами. Строили дачи за городом. Жили возле стройки в вагончиках, которые зимой отапливали обогревательными электроприборами, часто самодельными. Однажды мужчины оставили электроплитку включенной на ночь, а над ней вокруг развесили постиранное белье. Ночью, когда все спали, возник пожар. Полусонные рабочие в ужасе выпрыгивали из вагончика. В. проснулся не сразу, а когда проснулся, убегать было поздно и некуда. Он сидел посреди вагончика, а со всех сторон бушевало пламя. Вдруг среди огня и дыма он увидел Святителя Николая Чудотворца. Святитель позвал его, а потом резко вытолкнул через окно. В. получил ожоги, но остался жив. Особенно пострадали кисти рук, но работоспособность они не потеряли. Вскоре В. выздоровел и сменил профессию. Теперь он священник.

“Лампада” , Новоалтайск



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме