Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Голосующие требования на собрании кредиторов. Как проводится собрание кредиторов при банкротстве

Голосование на собраниях организуется следующим образом. Перед собранием управляющий проводит регистрацию кредиторов. При этом на практике необходимо проверить наличие полномочий у них или их представителей - следует отметить, что управляющий нередко совершенно обоснованно не допускает представителей до участия в собраниях либо комитетах по причине неправильного оформления доверенностей, например, представляется доверенность на получение материальных ценностей. Зарегистрированным участникам управляющий выдает бюллетень для голосования, в котором обычно указываются следующие данные: регистрационный номер; наименование (имя) кредитора и сумма его требований; дата, время и место проведения собрания; вопросы, подлежащие рассмотрению, и очередность голосования по каждому из них; разъяснение порядка голосования и указание на необходимость подписания бюллетеня кредитором.

Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований; таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также уполномоченных органов (ФСФО РФ) с требованиями по уплате обязательных платежей; суммы неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в расчет не берутся. Суммы убытков, на мой взгляд, должны включаться в размер суммы требований для определения количества голосов на собрании (расчет убытков - единственная возможность для кредитора с неденежными требованиями участвовать в конкурсном процессе). Закон 1998 г. не отвечает на вопрос о включении убытков в размер требования, а Закон 2002 г. прямо устанавливает, что убытки не учитываются как для определения признаков наличия банкротства, так и для целей определения числа голосов на собрании.

Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов, - в зависимости от способа голосования (точнее, можно сказать о двух способах голосования при принятии определенных решений).

Во-первых, это такие решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Это общее правило, принятое и Законом 1998 г., и Законом 2002 г. Однако Закон 1998 г. устанавливал, что в соответствии с этим правилом принимаются:

Все решения, для которых не установлено исключений;

Решения, для которых установлены исключения, если эти решения принимаются на повторном собрании, при том, что на первом собрании решение принять не удалось.

Закон 2002 г. устанавливает, что названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений; если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием, но не большинством голосов от присутствующих, а если за него проголосовали более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов (подробнее о проблемах, связанных с установлением такого порядка, будет сказано ниже).

Во-вторых, это такие решения, для принятия которых необходимо большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, т.е. решения принимаются квалифицированным голосованием. Это исключение из общего правила; таким образом принимаются решения, прямо названные в законе (их перечень является исчерпывающим). Закон 1998 г. предписывал принимать квалифицированным порядком следующие решения:

О введении внешнего управления;

О продлении внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.

Закон 2002 г. несколько дополнил этот перечень; в настоящее время особым порядком принимаются следующие решения:

Об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;

О досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;

О введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный

Об утверждении графика погашения задолженности;

О введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Об утверждении плана внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

О выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

О включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;

О заключении мирового соглашения.

Как видим, это наиболее важные для должника решения, поэтому для их принятия предъявляются более жесткие требования (заметим, что вопросы исключительной компетенции общего собрания совпадают с вопросами, голосуемыми квалифицированным порядком, не в полной мере).

Кредиторы должны быть уведомлены о том, какие именно вопросы будут рассматриваться на собрании - если заинтересованность в принятии данного решения у кредитора отсутствует, он не приедет на собрание, но в этом случае, возможно, решение не будет принято.

Если такое решение не принято на первом собрании кредиторов, то для его принятия управляющий может созвать повторное собрание, на котором то же решение будет приниматься несколько иным порядком. Управляющий обязан сообщить кредиторам о том, что созывается повторное собрание для принятия решений, не принятых первым собранием. Естественно, как на первом, так и на повторном собрании могут обсуждаться и другие вопросы (обратим внимание на то, что собрание должно быть именно повторным - практике известны случаи, когда управляющий ставил какой-то вопрос на повторное голосование на этом же собрании, что совершенно незаконно). Количество повторных собраний Закон не регламентирует, т.е. они могут проводиться несколько раз, если позволяет время.

Серьезные проблемы связаны с нормой п. 3 ст. 15 Закона, устанавливающей порядок голосования на повторном собрании: оно правомочно принимать решения, если "за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов". Очевидно, это не требование к кворуму - оно установлено п. 4 ст. 12 Закона.

Норма п. 3 ст. 15 Закона является императивной.

Проблема возникнет в ситуации, когда на повторное собрание явились кредиторы с большим количеством голосов (например, с 90%) и большинство проголосовало против решения. Например, из этих 90% требований 35% были отданы за принятие решения, а 55% - против. Считается ли решение принятым? Буквальное толкование п. 3 ст. 15 Закона приведет к положительному ответу на данный вопрос, что совершенно неразумно. Очевидно, что Закон исходил из того, что на повторное собрание не придет намного больше кредиторов, чем на первое.

Представляется необходимым ограничительное толкование п. 3 ст. 15 Закона - эта норма должна применяться только в случаях, когда на повторном собрании за решение отданы 30% голосов, а против - меньшее их количество.

Для сравнения. Так же, как и Законом 1998 г., вопрос голосования решается Законами Узбекистана и Казахстана (последний добавляет к числу решений, принимаемых большинством от общей суммы требований, избрание комитета кредиторов). Закон Эстонии устанавливает противоположный порядок, в соответствии с которым все решения принимаются большинством от общей суммы требований, и только на повторном собрании достаточно большинства от числа требований присутствующих на собрании кредиторов.

Интересен порядок определения количества голосов кредиторов, установленный Законом Латвии. В соответствии с п. 5 ст. 8 этого Закона "количество голосов на собрании кредиторов определяется путем принятия за один голос количества наименьших известных требований; количество голосов остальных кредиторов устанавливается путем деления требований каждого кредитора на наименьшее известное требование. Количество голосов каждого кредитора определяется перед каждым собранием с учетом изменений в составе необеспеченных кредиторов и сумм требований".

Статья 12. Собрание кредиторов. 1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
утверждение и изменение плана внешнего управления;
утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
избрание представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицами, требующими его созыва.
6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:
проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;
обеспечивать установленный порядок голосования;
подсчитывать голоса;
составлять протокол об итогах голосования.
7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения арбитражного процесса по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Комментарий к статье 12
1. Собрание кредиторов - специальный орган, представляющий интересы кредиторов, который создается и действует в случае банкротства должника. При применении к должнику процедур банкротства кредиторам запрещено совершать действия, направленные на удовлетворение их требований в самостоятельном порядке. От их имени все действия в отношении должника с этого момента совершаются собранием (комитетом) кредиторов.
2. Комментируемая статья содержит общие правила, регламентирующие организацию и деятельность собрания кредиторов на всех стадиях производства по делу о банкротстве и применительно ко всем процедурам банкротства, применяемым к должнику. В иных главах Закона о банкротстве, регулирующих отдельные процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), имеются нормы, содержащие специальные правила о порядке деятельности собрания кредиторов, применяемые лишь при осуществлении соответствующих процедур.
3. По общему правилу первое собрание кредиторов созывается временным управляющим в период наблюдения в срок не позднее 10 дней до заседания арбитражного суда (см. комментарий к ст. 72). Исключение составляют лишь те случаи, когда к должнику не подлежит применению процедура наблюдения, например при банкротстве кредитных организаций (см. комментарий к ст. 182), ликвидируемого или отсутствующего должника (см. комментарий к ст. ст. 225 и 228).
4. На всех стадиях производства по делу о банкротстве и при применении всех процедур банкротства к должнику участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Кредиторы привилегированных очередей, не относящиеся к числу конкурсных кредиторов, не являются участниками собрания кредиторов.
5. По Закону 1998 г. уполномоченные органы по требованиям об уплате обязательных платежей признавались участниками собрания кредиторов и обладали правом голоса только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В соответствии с Законом 1998 г. (п. 2 ст. 64) налоговые и иные уполномоченные органы наряду с конкурсными кредиторами являлись участниками (с правом голоса) только первого собрания кредиторов, проводимого в период наблюдения.
Теперь в соответствии с Законом о банкротстве (п. 1 комментируемой статьи) наряду с конкурсными кредиторами участниками всех собраний кредиторов с правом голоса признаются и уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам.
6. Представитель работников должников, а также представители учредителей (участников) должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия признаются участниками собрания кредиторов, могут выступать по вопросам повестки собрания, но не обладают правом голоса.
7. Участником собрания кредиторов без права голоса является также арбитражный (временный, внешний, административный, конкурсный) управляющий.
На арбитражного управляющего возложены организация и проведение собрания кредиторов: созыв собрания (уведомление кредиторов о дате и месте собрания кредиторов), подготовка необходимых материалов и обеспечение ознакомления с ними участников собрания, реализация решений собрания кредиторов, в необходимых случаях - представление их на утверждение арбитражного суда и т.п.
8. Ранее в судебно-арбитражной практике нередко возникали проблемы, связанные с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченного органа. Теперь аналогичные проблемы должны решаться на основе нормы о том, что такой кредитор (уполномоченный орган) вправе единолично решать все вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов.
9. В п. 2 комментируемой статьи определена исключительная компетенция собрания кредиторов. Содержащийся в данном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим. Иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства. В частности, в период финансового оздоровления собрание кредиторов может принять решение об освобождении от исполнения обязанностей административного управляющего (об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством) (п. 5 ст. 83); при проведении внешнего управления - решение о даче согласия внешнему управляющему на совершение крупной сделки, а также сделки, в которой имеется заинтересованность (п. 1 ст. 101), а также решение по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего (п. 3 ст. 118); в период конкурсного производства собрание кредиторов может рассмотреть вопрос о порядке оплаты услуг по оценке имущества должника (п. 1 ст. 130), заслушать отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (п. 3 ст. 133), принять решение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (ст. 139) и др.
Вместе с тем содержащийся в п. 2 комментируемой статьи закрытый перечень вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, имеет то значение, что указанные вопросы (в отличие от многих других, также рассматриваемых собранием кредиторов) не могут быть переданы для решения иным лицам или органам, в том числе и комитету кредиторов.
10. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов, а также уполномоченный орган, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам. При этом принимается во внимание общая сумма кредиторской задолженности по гражданско-правовым обязательствам (по требованиям конкурсных кредиторов).
Таким образом, количество голосов как конкурсных кредиторов, так и налоговых и иных уполномоченных органов определяется пропорционально их требованиям с учетом общей суммы задолженности по требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам.
Во всех случаях при определении количества голосов участников собрания кредиторов принимаются во внимание лишь те требования, которые в соответствии с Законом о банкротстве признаются установленными на дату проведения собрания кредиторов и включены в реестр требований кредиторов.
11. В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., определявшего кворум для признания правомочным собрания кредиторов, Закон о банкротстве 1998 г. в качестве общего правила признавал правомочность всякого собрания кредиторов независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, выдвигая в качестве единственного условия обязательное уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.
Действующий Закон о банкротстве содержит четкие правила о кворуме собрания кредиторов, при котором оно признается правомочным. Критерием правомочности собрания кредиторов является присутствие на нем конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Если речь идет о повторно созванном собрании кредиторов, то его правомочность обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих не менее чем 30 процентами голосов, при том условии, что все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, имеющие право голоса, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения собрания кредиторов.
12. Если инициатива в проведении собрания кредиторов исходит от комитета кредиторов, конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, арбитражный управляющий должен провести собрание кредиторов в срок не позднее чем три недели с даты получения соответствующего требования о проведении собрания (п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве).
Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрены последствия невыполнения арбитражным управляющим указанной обязанности: в этом случае лица, требовавшие проведения собрания кредиторов, вправе его провести своими силами.
13. Часть технических функций, направленных на обеспечение проведения собрания кредиторов, может быть возложена собранием кредиторов или временным управляющим на профессионального реестродержателя, ведущего реестр требований кредиторов (п. 6 комментируемой статьи).
14. Пункт 7 комментируемой статьи определяет порядок составления и оформления протокола собрания кредиторов, представления его в арбитражный суд и хранения соответствующих документов арбитражным управляющим и не нуждается в каком-либо комментарии.

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;

г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) открывает собрание кредиторов и объявляет:

об основаниях созыва собрания кредиторов;

о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;

о правомочности собрания кредиторов;

о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;

б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;

г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

При банкротстве активность кредиторов имеет немаловажное значение. От того насколько ответственно подойдут к собраниям держатели долгов, во многом зависит успех процедуры и количество вырученных средств.

Разберем, каким образом проводятся собрания, и какие вопросы там могут быть решены.

О понятии

Право кредиторов выдвигать индивидуальные требования к должнику теряется при его банкротстве. Начало процедуры признания финансовой несостоятельности должника вносит свои коррективы в отношения между сторонами, и кредиторы с этого момента должны представлять собой своеобразный единый орган – собрание кредиторов.

Состав собрания можно разделить на следующие категории:

  1. Голосующие участники :
    • конкурсные кредиторы;
    • представители уполномоченных органов.
  2. Участники, которые не имеют права голосовать :
    • работники банкрота;
    • учредители;
    • управляющий;
    • представители надзорных органов.

Уполномоченными органами считаются государственные структуры, предъявляющие требования по уплате обязательных платежей. Участники, которые не вправе голосовать, имеют право выступать при обсуждении вопросов.

Как проходит

Собрание кредиторов при банкротстве — это орган, решающий следующие задачи:

  • решение о начале процедуры банкрота;
  • утверждение плана оздоровления;
  • решение о начале процедуры внешнего управления;
  • заключение мирового с должником;
  • вынесение решения о начале ;
  • контроль работы конкурсных управляющих, их выбор и утверждение;
  • определение размера , которое будет оплачиваться сверх нормы;
  • утверждение представителя кредиторов;
  • прочие задачи, которые влияют на защиту интересов кредиторов.

Разберем подробно, каким образом проходит собрание кредиторов, рассматривая каждую стадию отдельно.

Процедура созыва

Требование о проведении собрания может исходить от:

  • (это его прямая задача);
  • комитета кредиторов;
  • части кредиторов, сумма задолженности перед которыми составляется не менее десяти процентов от общей суммы долгов банкрота;
  • 1/3 кредиторов.

Требование о проведении собрания должно отражать вопросы, которые будут на нем подняты. Если инициаторами созыва являются кредиторы, управляющий не может менять повестку собрания.

Стоит отметить, что управляющий должен организовать собрание в течение трех недель после поступления требований. Если этого не произойдет – организацией может заняться инициатор.

Уведомление о проведении

Оповещение кредиторов о грядущем собрании является обязательной процедурой и должно производиться в соответствии со следующими правилами:

  • почтовые уведомления рассылаются не позднее двух недель до собрания;
  • уведомления с помощью других средств – не позднее пяти рабочих дней ;
  • при большом числе кредиторов (более 500) или в том случае если личное оповещение невозможно, в качестве уведомления может быть признана публикация в СМИ.

К самому уведомлению также предъявляются требования:

  • указывается информация о должнике;
  • описывается место созыва и время начала процедуры;
  • указывается повестка собрания;
  • описывается порядок регистрации участников;
  • также к уведомлению должна прилагаться информация о правилах ознакомления с материалами дела.

Подведение итогов

Существуют случаи, когда утвержденное собранием решение может быть отменено судом. Так, например, решение может быть аннулировано в следующих случаях:

  • решение выходит за рамки компетенции собрания;
  • решение не учитывает интересы одной из сторон.

Протокол заседания

Данный документ составляется по итогу собрания и должен быть передан в арбитражный суд для отчета об успехе мероприятия. Протокол должен быть составлен в двух экземплярах, а если собрание велось без участия управляющего – в трех.

Протокол должен иметь обязательные приложения:

  • бюллетени голосования;
  • документы, подтверждающие полномочия голосовавших;
  • документы, которые подтверждают, что порядок уведомления участников был соблюден;
  • реестр кредиторов;
  • информация, которая направлялась участвующим для ознакомления с материалами дела.

Приложения представляют собой копии документов, а оригиналы должны находиться у управляющего. Итоги проведения собрания должны быть отражены в .

Сроки

После того как от кредиторов поступило требование о проведении собрания, управляющий обязан в течение трех недель это собрание организовать (в соответствии с ).

После проведения собрания протокол по его итогам должен передаваться в судебные органы в срок не позднее пяти дней . Кроме этого управляющий должен в течении этого же срока обновить информацию в реестре.

Первое собрание кредиторов при банкротстве

Разберем, чем отличается первое заседание от тех, которые производятся впоследствии:

  1. Его организация лежит на плечах управляющего и проводится оно во время стадии наблюдения.
  2. Для собрания установлены определенные временные рамки:
    • собрание проводится не позднее 10 дней до окончания стадии наблюдения (исключение составляют случаи, когда наблюдение за должником не проводится);
    • после проведения собрания в течение пяти дней в суд должен быть направлен протокол.
  3. Если реестр требований содержит лишь требования по расчету с работниками, собрание не организуется. В подобных случаях все вопросы решаются арбитражным судьей. Тот же самый порядок предусматривается, если собрание не смогло вынести конкретное решение по выбору определенной стадии банкротства.

Вопросы, которые поднимаются на первом собрании, имеют следующий характер:

  • выбор определенной стадии банкротства (внешнее управление, конкурсное производство);
  • утверждение графика финансового оздоровления должника;
  • утверждение комитета кредиторов;
  • разработка списка дополнительных требований к управляющему;
  • выбор СРО и управляющего на определенную стадию банкротства;
  • утверждение возможности подписать мировое соглашение.

Особенности повторного и последующих

Не всегда первое собрание может быть признано состоявшимся, к примеру, из-за недостаточного числа голосов или по другим причинам. В этом случае должны созываться повторные собрания. По правилам для их успеха достаточно участия тридцати процентов голосов.

На повторных собраниях решения принимаются по большинству голосов. Несмотря на это о собрании должны быть проинформированы все кредиторы, в том числе те, которые не участвуют в голосовании.

То, насколько часто должны проводиться последующие собрания, не регламентировано законом. Руководствуются тем, что созыв может быть инициирован для решения вопросов, связанных с интересами кредиторов. Приведем примеры оснований для проведения повторных заседаний:

  • в том случае если управляющий не справляется ос своей работой кредиторы могут ходатайствовать на собрании о его отстранении;
  • если на стадии внешнего управления управляющий производит крупную сделку, которая затрагивает интересы кредиторов, они вправе одобрить ее или нет;
  • процесс реализации имущества должника также затрагивает интересы кредиторов, поэтому они имеют право на утверждение порядка продажи собственности банкрота.

Нюансы и отличия проведения собрания в деле о несостоятельности

Банкротство организаций и граждан проходит по схожему сценарию, однако процедуры имеют определенные отличия.

Физического лица

Объявить о своей финансовой несостоятельности физическим лицам стало возможно с 2015 года. В отличие от банкротства юридических лиц для граждан установлена большая сумма долга – 500 тысяч рублей . При подаче заявления в суд публикация в СМИ уведомления об этом намерении не требуется.

Собрание кредиторов в случае может применить к должнику упрощенный список процедур. Так, например, стадия внешнего управления не используется, а применяются:

  • реструктуризация;
  • конкурсное производство и реализация имущества;
  • мировое соглашение.

Кандидата в банкроты может производиться уже на этапе реструктуризации, тогда как для организаций на первом этапе процедуры это не допускается.

Юридического лица

Банкротство организаций возможно после накопления долга в 300 тысяч рублей . Основной особенностью, отличающей процедуру банкротства юридического лица от физического – наличие большего количества кредиторов , особенно если банкрот является крупной организацией (банки, промышленные предприятия и т.п.).

Собрание кредиторов юридического лица может ходатайствовать о назначении в отношении должника следующих процедур:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Каждая из процедур направлена на получение максимально выгодного для кредиторов результата. В отличие от банкротства физических лиц при финансовой несостоятельности организаций установлены большие сроки процедуры , что обусловлено сложностью принятия решений.

Застройщика

Финансовая несостоятельность организаций, занимающихся строительством, имеет определенную особенность – наличие дольщиков, которые вложили свои денежные средства в строительство. В случае законом предусмотрено проведение:

  • собрания кредиторов;
  • собрания участников строительства, чьи требования включены в реестр кредиторов.

В соответствии с участники строительства имеют право на получение денежных средств с должника в третью очередь. Требования кредиторов удовлетворяются в четвертую очередь.

Видео: Порядок проведения

Заседание кредиторов при инициации дела о банкротстве является важной составляющей всего делопроизводства. По форме оно приравнивается к съезду акционеров, но вопросы, обсуждаемые на нем, имеют совершенно иную суть. Каждый из кредиторов представляет свои интересы и предъявляет к должнику соответствующие претензии. Главной фигурой назначается арбитражный управляющий, который проводит контроль соответствия компетенции заседания. Если в ходе обсуждения не удалось решить тот или иной конфликт, или ситуацию, то управленец обязан созвать повторное собрание кредиторов и на повестку дня выставить вопросы, не решенные на предыдущем съезде.

Собрание кредиторов на этапе конкурсного производства

Участниками заседания являются кредиторы, заявившие о своих претензиях и включенные в реестр, уполномоченные органы и руководство компании-банкрота. На заседании, проводимом при конкурсном производстве, решаются следующие вопросы:

  • необходимость открытия этапа внешнего производства или финансового оздоровления, а также установление срока проведения данных процедур;
  • утверждение плана финансовой стабилизации и графика погашения требований;
  • заключение мирового договора;
  • составление ходатайства в арбитраж на введение этапа конкурсного производства и признания компании финансово несостоятельной;
  • предложение по введению дополнительных требований к должности управленца;
  • установление размера оплаты деятельности управляющего;
  • утверждение реестродержателя;
  • расширение компетенции кредиторского собрания.

Если в ходе обсуждения вопросов на собрании участники не пришли к единому решению, либо открылись новые факты по делопроизводству, тогда управляющий обязан организовать повторное собрание кредиторов в конкурсном производстве. Но для его проведения необходимы существенные условия.

Условия для проведения повторного заседания

Законодательством не предусмотрены граничные сроки организации и проведения повторного кредиторского заседания, ввиду того, что первое заседание не состоялось, либо на нем не были решены важные вопросы. Но по общим законодательным нормам арбитражный управленец обязан организовать созыв участников в разумные сроки, учитывая общие сроки проведения этапа конкурсного производства.

Что организовать повторный созыв участников процесса необходимо выполнение определенных условий. Это:

  1. На заседание должны быть приглашены все кредиторы, заявившие о своих претензиях и включенные в реестр, а также абсолютно все заинтересованные участники делопроизводства.
  2. Все участники процесса должны быть оповещены арбитражным управленцем о предстоящем съезде соответствующим образом: путем уведомления по почте или путем публикации в издательстве «Коммерсантъ» (в случае, если участников собрания насчитывается более 500 человек).

С учетом особенностей организации собрания следует четко понимать суть повторного заседания. Повторным оно считается, когда на предыдущем не были решены главные вопросы, либо решение невозможно было принять в связи с недостаточностью голосов, либо, выносимые на повестку дня вопросы возникли спонтанно.

В чьи полномочия входит отложение кредиторского собрания?

Перенеси или отложить заседание вправе только арбитражный суд на основании ходатайства управляющего. Также суд дает постановление о повторном созыве, если поступили новые факты или претензии кредиторов. Чем существеннее будут претензии, тем выше шанс перенести собрание.

Срок повторного заседания определяется судом либо в соответствии с ходатайством управляющего. Стоит указать, что участники делопроизводства не вправе устанавливать или рекомендовать сроки.

Действия управляющего

В законодательстве не предусмотрены положения о том, как поступить управляющему при отсутствии на заседании установленного кворума, и, как провести повторное собрание. Но, при любых обстоятельствах управленец обременен сроками проведения того или иного этапа процедуры банкротства. Если повторное собрание длительное время невозможно провести, то это обстоятельство серьезно затрудняет дело, а вместе с тем влечет невозможность закрыть конкретный этап банкротства. При любой попытке организовать съезд участников без наличия соответствующего кворума арбитражный управляющий подвергает себя риску быть привлеченным к ответственности согласно статье 14.13 КоАП РФ.

Решить возникшую проблему целесообразно организовав третье собрание кредиторов с той же повесткой дня, которая предполагалась для повторного собрания, не зависимо от количества участников собрания. Решения будут считаться принятыми при голосовании за них большинством голосующих участников. Цель метода состоит в том, что таким образом появляется возможность закрыть тот или иной этап процедуры банкротства и минимизировать затраты компании-должника, в частности на оплату деятельности управляющего.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме