Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классный час о весне в начальной школе. Классный час игра для детей начальной школы на тему: Весна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Столбовская средняя общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие

«Весна красна»

для учащихся 1 класса

Составитель:

Классный руководитель

1 а класса

Андреева Д.И.

Цели:

Образовательные: познакомить детей с временем года весна, с весенними месяцами, с приметами, научить различать перелетных от зимующих птиц.

Развивающие: развивать смекалку, речь, память, мышление, наблюдательность, расширить кругозор.

Воспитательные: пробудить любовь к природе, умение видеть прекрасное в окружающей действительности.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование: магнитофон, диск с записью «птичьих голосов», презентация с изображением птиц, животных, растений, изображение карты путешествия.

Ход занятия.

Кл. руководитель: Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение русского поэта Федора Ивановича Тютчева, а вы послушайте и подумайте, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Кл. руководитель: - О чем это стихотворение?

Дети: О весне.

Кл. руководитель: Весна – это несомненно замечательное время года, когда все просыпается от зимней спячки.

Я – Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речки лед,

Светом делаю восход.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Но иногда весна изображается унылой, дождливой. А вы знаете почему?

Дети: Потому что начале весны ещё холодно, тает снег, на улице сыро.

Кл. руководитель: Весна стала печальной, потому что одна очень злая колдунья захотела попроказничать и украла у Весны её волшебный плащ, а без него Весна не может полноправно занять своё место! И из-за этого мы можем наблюдать частые перемены погоды.

И сейчас, мы с вами отправляемся в далекий путь на встречу интересным и захватывающим приключениям в поисках волшебного плаща Весны!

Мы, ка истинные путешественники должны хорошо приготовиться к предстоящей дороге и собрать полный рюкзак знаний о Весне, чтобы не попасться в ловушку злой колдуньи.

Знаете ли вы, что весна по времени короче лета, но продолжительнее осени и зимы?

Дети: Нет не знаем.

Кл. руководитель: Начинается она с 1 марта и длиться 92 дня и 21 час.

Кл. руководитель: Скажите сколько весенних месяцев?

Дети: 3 месяца, март, апрель, май.

Кл. руководитель: Сейчас мы поговорим с вами о каждом месяце. Я буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и правильно отвечайте.

1. Дует тёплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает? (март)

2. Яростно река ревет

И разламывает лёд,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (апрель)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет, угадай?

Что за месяц, это… (май)

Кл. руководитель: В природе бывает 3 Весны: весна света - март, весна воды – апрель, весна зелёной травы – май.

А знаете ли вы птиц, которые проводят с нами всю зиму, а которые возвращаются к нам из теплых стран?

Дети: да.

Кл. руководитель: Как называют птиц, которые проводят с нами всю зиму?

Посмотрите, как они выглядят.

Дети: голуби, вороны, воробьи.

Кл. руководитель: Каких перелётных птиц вы знаете? Посмотрите, как они выглядят.

Дети: грачи, утки, скворец, соловей.

Кл. руководитель: Какие вы знаете цветы, растущие весной?

Дети: мать-и-мачеха, нарцисс, тюльпан.

Кл. руководитель: А теперь мы смело можем отправляться в путь. И никакие преграды и ловушки злой колдуньи не смогут нас остановить. А чтобы нам не заблудиться и не сбиться с пути, мы будем следовать за ней! Вперед!

А вот и первое препятствие встало у нас на пути. Это волшебное озеро загадок. Давайте попробуем отгадать их.

1. В белой шапке стоит дед,

Если дунешь - шапки нет. (одуванчик)

2. Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (ручей)

3. Тает, снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весна)

4. Он соло пел среди ветвей, его назвали… (соловей)

5. Кто в году 4 раза переодевается? (природа)

6. Крашенное коромысло над рекой повисло. (радуга)

Вы отгадали все загадки и мы можем отправляться дальше.

Кл. руководитель: А теперь мы с вами попали на цветочную поляну. Она вся усеяна различными цветами. Наша задача правильно подобрать цветы для букетов. Первый букет у нас состоит из летних цветов, а второй – из весенних.

1. роза 2. Подснежник

Гладиолус ландыш

Лилия незабудка

Астра мать-и-мачеха

Кл. руководитель: Молодцы! Все цветы вы распределили правильно. Злая колдунья очень разозлилась.

Она думала мы не сможем отличить весенние цветы от летних, но она ошиблась. Мы отказались умнее и хитрее и поэтому двигаемся дальше!

Цветочная полянка осталась далеко, а перед нами стоит избушка на курьях ножках, а в ней сидит Баба-Яга лучшая подруга злой колдуньи, которая ни за что не хочет пропускать нас к плащу Весны и вот что она сделала. В народе существует множество примет о временах года.

Баба-Яга взяла и всё перемешала. Нам нужно взять и все приметы поставить на свои места.

А для начала, ребята я вам задам вопрос; а вы знаете, что такое примета?

Дети: Приметы придумал народ. С помощью них можно определить погоду.

Кл. руководитель: Раньше на Руси по приметам народ мог определить каким будет не только завтрашний день, но и следующий сезон. Например: если снежная зима, то будет богатый урожай; если ласточка летает низко – будет дождь. Из в года в год люди замечали, примечали одну и туже закономерность, следовательно, и название – примета.

Первый цветок…

Весна – красна цветами…

Увидел грача…

Апрель с водой…

Где цветок…

Молодцы! Вы хорошо знаете приметы весны и злой колдуньи не удалось вас сбить с пути.

Кл. руководитель: Послушайте внимательно и отгадайте, какой птице принадлежит тот или иной голос.

Раз – присядка. Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

Птичка скачет, словно пляшет.

Птичка крылышками машет.

И взлетает высоко.

А лисята как проснуться,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком вильнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало –

Начинаем все сначала!

А теперь давайте поторопимся, ведь волшебной плащ ещё не найден, а у нас осталось мало времени.

Кл. руководитель: - А вот и новая преграда.

Давайте вспомним, посмотрев на доску, какие животные живут в лесу.

Посмотрите все названия животных перепутаны! Давайте попробуем их разгадать!

ОВКЛ, АСИЛ, ВЕДЬЬМЕД, ЦАЯЗ, ВОАС, ОСЬЛ.

Вот мы и добрались до темницы, куда злая колдунья спрятала плащ Весны. Но двери темницы закрыты, а для того чтобы открыть нам нужно прочитать стихотворение о весне!

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплый гроз нетерпеливый ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все вокруг и любит, и поет.

Ребята мы вернули Весне её волшебный плащ, но злая колдунья все предусмотрела и плащ заколдовала. Нам нужно правильно ответить на весенние вопросы.

В какие краски окрашена Весна?

Дети: Весна окрашена в зелёный цвет

Кл. руководитель: - Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: март, апрель, май.

Кл. руководитель: - Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: гуси, утки, соловьи, скворцы

Кл. руководитель: - Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: голуби, воробьи, вороны.

Кл. руководитель: - Какие весенние цветы вы знаете?

Дети: ландыши, мать-и-мачехи, нарциссы, тюльпаны.

Кл. руководитель: Хорошо! Мы расколдовали волшебный плащ Весны и теперь она полноправно займет моё

Место! Спасибо за работу.

Список литературы.

1. Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова «И учеба, игра: природоведение» 2005 год

2. В. А. Миронов. «Детская энциклопедия» 2000 год.


Открытый классный час

3.05.2016г.

Классный руководитель «Каневская Е.В.

Тема: «Весна пришла»

Цель:

- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Развивать слуховое внимание, быстроту реакции, чувство ритма; совершенствовать умение передавать в рисунке впечатления от окружающего.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение найти и отметить положительное в танцевальной импровизации товарища.

Технология проектирования.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическая

Познавательная область

Материал:

Раздаточный листы бумаги А3, акварель, кисти, баночки с водой.

Ход проведения

Учитель: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о ком пойдет речь

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

Приходит с добром, Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее (весна)

Учитель: Правильно, ребята. Мы сегодня с вами поговорим о первых признаках весны. Послушайте стихотворение о весне: С. Я. Маршак

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Учитель: Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц. (Март)

А в народе его называли «утром года». Праздновали, встречу весны всегда они собирались и закликали весну. Давайте и мы ребята позовем весну.

Приди к нам, весна, с радостью!

С великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем,

Весну приакуваем.

Март, март-

Солнцу рад!

Апрель, апрель

Открой дверь.

Май, май,

Сколько хочешь, гуляй!

Весна-красна,

Что принесла?

Теплое солнышко,

Красное летечко!

Весна-красна

На чем пришла?

На чем приехала?

На жердочке,

На бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке!

Учитель: Но весна не торопливо разворачивает свое шествие.

Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Назовите мне первые весенние приметы (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернее, тает; звенит капель) .

В народе март называют капельником. Кто может сказать, почему? Отгадайте загадку: «Белая морковка весной растет». (Сосулька)

Ребята послушайте стихотворение про сосульку:

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотри вниз.

Посидели. Чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон:

Кап-кап, динь-дон!

Воспитатель: Ребята, снег растает, и что мы увидим? (Землю) Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Черной, мокрой) А где же трава? Как выглядят деревья, что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой). Что можно заметить на деревьях? (На ветках деревьев набухают почки). Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первые весенние цветы? (Подснежники, нарциссы, тюльпаны).

Учитель: Ребята, отгадайте загадки и найдите эти цветы на картинках:

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький (Подснежник)

У него чудесны золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Что это? (Одуванчик)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали. А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками)

А сугробы тают, тают

(Приседают)

А цветочки подрастают.

(Руки вверх)

Учитель: А теперь ребята, я предлагаю вам нарисовать весну.

Рисование на тему «Пришла весна прилетели птицы».

Воспитатель: Какие стихотворения о приходе весны вы знаете?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Улетела Ласточка!

За тридевять земель…

Возвращайся, Ласточка!

На дворе апрель.

Возвращайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка

Прилетит Весна!

Учитель: О каких признаках рассказывается в этих стихотворениях? Посмотрите на иллюстрации. Ребята, давайте нарисуем картинку на тему: «Пришла весна», «Прилетели птицы». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображение на нем? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, гнезда и т. д.) Дети начинаю рисовать. Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

Рефлексия.

Учитель: : Ребята, рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые аккуратные, выразительные, и красивые. Что изображено на каждом рисунке?


Цель: уточнить имеющиеся у детей знания о приметах весны; развивать внимание, мышление, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : у учителя — рисунок-схема направления движения ручья, рисунок ветреницы дубравной; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель . «Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка».

Я прочла вам рассказ И. Соколова-Микитова «Тропинка» и предлагаю тоже отправиться на прогулку по весенней тропинке, чтобы посмотреть, какие изменения принесла с собой весна.

Итак, в путь! Идем по лесу не спеша, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Голубеет небо. Дует теплый ветерок. День приятный, ласковый. Солнце слепит глаза. Весна чувствуется пока только в воздухе. Может быть, тропинка выведет нас на какие-либо другие приметы весны. А пока давайте назовем слова, отвечающие на вопрос «какой?», подходящие для описания воздуха.

Ответы детей.

Примеры: чистый, прозрачный, свежий, бодрящий, морозный, влажный, сырой, холодный, теплый.

Справа сосны, слева ели,

Прямо пруд невдалеке.

Солнце. Тишь. Снега осели.

Кто-то слышен в лозняке.

Погодите... Неужели

Первый мартовский ручей?

В. Моспан

Учитель. Вот вам и новая примета весны — ручей! Первые ручьи очень говорливы, и у каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. Все они спешат к реке.

Посмотрите-ка, я срисовала направление движения встретившегося нам ручья.

Учитель показывает схему.

Что вам напоминает эта схема?

Ответы детей.

Расшифруйте пословицу о первом ручейке.

Запись на доске. Коллективная устная работа.

ЙЫВРЕП КЕЕЧУР — ЕНСЕВ ЙОНДОР

КОНЫС, А ЕМИЗ — КОНЫСАП.

Ответ. Первый ручеек — весне родной сынок, а зиме — пасынок. (Читаем каждое слово справа налево.)

Ответы детей.

Учитель. Продолжаем движение по тропинке. «С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край. Опустели зимние квартиры у старых пней. Проснулась и выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он почистился и побежал по полянке искать еду. Ожил под теплым солнышком и огромный лесной дом-муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинку, сосновую иголку». (По Г. Скребицкому.)

Пока тропинка ведет нас к опушке леса, давайте поиграем. Игра со словами заключается в том, чтобы на каждую букву слова ТРОПИНКА придумать название предмета или явления живой или неживой природы. Кто сделает это быстрее, тот победил!

Самостоятельная работа в тетрадях..

Пример

Тропинка вывела нас к опушке. И что же мы здесь видим? Это станет ясно из стихотворения.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины слезы.

Т. Белозеров

Давайте же скорее нарисуем подснежники — эти мужественные маленькие цветы, не побоявшиеся первыми выглянуть на белый свет из-под снега, тем самым известив нас о приходе весны. Под словом «подснежники» подразумеваются и мать-и- мачеха, и ветреница, и одуванчики. Но в это время на лесной опушке, куда привела нас тропинка, мы увидели, конечно же, ветреницу дубравную. Ее и нарисуем.

Учитель показывает изображение ветреницы дубравной.

Дети рисуют, разукрашивают. Обмен впечатлениями.

Во многих местах России этот цветок занесен в Красную книгу. Поэтому помните, что рвать охапками подснежники нельзя. Любуйтесь ими, не уничтожая.

А тропинка пошла мимо елей больших и маленьких. Только с ними никаких заметных перемен не происходит — зимой и летом одним цветом. Но они также радуются весне, как и мы.

Ели на опушке —

До небес макушки —

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата — елочки,

Тонкие иголочки.

И. Токмакова

Учитель. Как вы думаете, что могут слушать в эти весенние дни старые ели? О чем они могут разговаривать с внучатами? Расскажите.

Отклик детей.

Наша прогулка по тропинке заканчивается. Возвращаясь обратно, давайте поиграем в игру «Похлопаем — потопаем». Я буду произносить фразы. Если они как-либо связаны с весной — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.

Зацветает верба.

Начинается ледоход.

Улетают на юг птицы.

На полях начинается сев.

День становится длиннее.

У деревьев начинается сокодвижение.

Некоторые животные впадают в спячку.

Набухают почки на деревьях.

Цветет черемуха.

Наступает время сбора ягод.

Разливаются реки.

У школьников рождественские каникулы.

Прилетают с юга синицы.

Расцветает ландыш.

Появляются комары и мухи.

Часто идет снег.

Начинают петь соловьи.

Учитель . Вот мы и на месте. В заключение прочтите несколько весенних примет, из которых «убежали» гласные буквы.

Запись на доске

Ответ. 1. Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай. 2. Апрельский скворец — весны гонец.

Учитель. Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».


Идет матушка - весна, Идет матушка - весна, Отворяй – ка ворота Отворяй – ка ворота Первым март пришел, Первым март пришел, Белый снег сошел. Белый снег сошел. А за ним и апрель А за ним и апрель Отворил окно и дверь, Отворил окно и дверь, А уж как пришел май, А уж как пришел май, Солнце в терем приглашай! Солнце в терем приглашай!


«Весна стучится в окна» Весна – зажги снега, заиграй овражки! Весна – зажги снега, заиграй овражки! Вода с гор потекла, весну принесла. Вода с гор потекла, весну принесла. Увидел грача – весну встречай. Увидел грача – весну встречай. Ласточки прилетели – скоро гром загремит. Ласточки прилетели – скоро гром загремит. До первой грозы лягушки не квакают. До первой грозы лягушки не квакают.


Март В древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В его честь месяц так и назвали Богом весны… В древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В его честь месяц так и назвали Богом весны… Старое славянское название этого месяца сухий (сухой). Название малоснежного месяца с его первым весенним солнцем. Старое славянское название этого месяца сухий (сухой). Название малоснежного месяца с его первым весенним солнцем. «Февраль силен метелью, а март - капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником. Другое название марта – протальник, так как в марте появляются первые проталины. «Февраль силен метелью, а март - капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником. Другое название марта – протальник, так как в марте появляются первые проталины.










Апрель Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «водолей» и «березень», так как у берез начинается сокодвижение. Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «водолей» и «березень», так как у берез начинается сокодвижение.


Май Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее. Пребывают последние пернатые странники на места гнездований. Время звонкое, певучее. Пребывают последние пернатые странники на места гнездований. Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, Лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемух и рябин, - все это дало еще одно название маю – травень – цветень. Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, Лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемух и рябин, - все это дало еще одно название маю – травень – цветень.


Кроссворд Этот цветок получил свое название за то, что поселился на лесных опушках и в небольших светлых лесках, где снег весной тает прежде всего. Этот цветок получил свое название за то, что поселился на лесных опушках и в небольших светлых лесках, где снег весной тает прежде всего.


Кроссворд Это растение бывает и с белыми и с желтыми цветами. Оно обладает необычным свойством: нахмурится небо, соберется дождь, и цветы тут же закроются, а выглянет солнышко, цветы снова оживут, раскроются Это растение бывает и с белыми и с желтыми цветами. Оно обладает необычным свойством: нахмурится небо, соберется дождь, и цветы тут же закроются, а выглянет солнышко, цветы снова оживут, раскроются


Кроссворд Этот цветок получил свое необычное название, потому что в его цветках много сладкого сока – нектара. А еще у этого подснежника цветки окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи - совсем синие. Этот цветок получил свое необычное название, потому что в его цветках много сладкого сока – нектара. А еще у этого подснежника цветки окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи - совсем синие.


Кроссворд Цветки у этого растения совсем небольшие, собраны в нарядную кисточку. К этому цветку нужно относиться бережно так как, чтобы вырасти и зацвести ему потребуется несколько лет. Цветки у этого растения совсем небольшие, собраны в нарядную кисточку. К этому цветку нужно относиться бережно так как, чтобы вырасти и зацвести ему потребуется несколько лет. Викторина на тему «Весна» Викторина на тему «Весна» 1. Какой день по календарю считается началом весны? 1. Какой день по календарю считается началом весны? 2. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? 2. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? 3. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? 3. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? 4. Какие цветы первыми расцветают в наших краях? 4. Какие цветы первыми расцветают в наших краях? 5. Что вниз вершиной растет? 5. Что вниз вершиной растет? 6. В какой весенний день по календарю солнце бывает на небе ровно полусуток? 6. В какой весенний день по календарю солнце бывает на небе ровно полусуток? 7. Назовите первый весенний гриб. 7. Назовите первый весенний гриб. 8. В честь какого бога, древние римляне назвали март? 8. В честь какого бога, древние римляне назвали март? 9. За что цветок мать- и- мачеха получил такое название? 9. За что цветок мать- и- мачеха получил такое название? 10. Какое название носит народный праздник «Проводы зимы» на Руси, главное кушанье которого блины? 10. Какое название носит народный праздник «Проводы зимы» на Руси, главное кушанье которого блины? 11. Почему апрель в народе называют «березень»? 11. Почему апрель в народе называют «березень»? 12. В каком весеннем месяце бывают первые грозы? 12. В каком весеннем месяце бывают первые грозы? 13. Какая птица является вестником весны? 13. Какая птица является вестником весны?


Викторина на тему «Весна» 1 марта 1 марта Грязный Грязный Летучие насекомые Летучие насекомые Хохлатка, ветреница, гусиный лук… Хохлатка, ветреница, гусиный лук… Сосулька Сосулька 22 марта 22 марта Сморчок Сморчок Марс Марс Сверху листья гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые Сверху листья гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые Масленица Масленица У берез начинается сокодвижение. У берез начинается сокодвижение. В мае В мае Грач Грач

Классный час во 2 классе

«Весна – чудесная пора»

Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением .

Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев.

Ход классного часа:

Учитель:

Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:

Зеленоглаза, весела
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна».

Весна в нашей Воронежской области начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.

Ученик:

Ещё метет ночами вьюга,

Еще морозно поутру,

Но по-весеннему упруго

Березки гнутся на ветру.

Зима умаялась, устала,

Весна – красна идет во двор.

Подходит время вербам талым

Рядиться в праздничный убор. (Н. Грачев «Ледоход»)

Отгадайте, какой месяц весну начинает:

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц...
(март)

Этот месяц начинает календарную весну.

Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.

Снегопад, зной, ледоход , листопад , капель , прилет птиц , вьюга, радуга , таяние снега , иней, увеличение долготы дня , метель , разрушение санного пути , ледостав.

Ученик:

Всем известно нам, конечно,
Что ходить не может лёд,
Но вчера на нашей речке
Был, однако -... (ледоход)

Ученик:
- О марте народ говорит:

Март морозом на нос садится.

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Звучит романс С. Рахманинова «Весенние воды»

- Весна угадывается не только по яркому солнцу и неумолчной капели, но и по прилету наших пернатых друзей.

Ученик:

Раззвонив капелью ликующей

О своем возвращенье домой,

Из-за всех морей существующих

Птиц приводит она за собой.

(Г. Лутков «Птицы»)

- Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

    Всех перелётных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.

(Грач)

Ученик:

От самой ещё заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый.
И сразу весь город увидел:
- Грач!
Ах, ветка родная!
Он дома, он дома! -
И с лёта,
Прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый,
Наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе

    О ком эта загадка?

На шесте - дворец, во дворце - певец.

(Скворец)

Ученик:
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен.
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело

(А. Барто «Скворцы прилетели»)

    Отгадайте следующую загадку:

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

(Жаворонок)

Ученик:

Прямо в пашне прячется застенчиво,
А вспорхнёт -
и целых полчаса,
Вроде окрылённого бубенчика,
Медленно
уходит в небеса.
Повисает точкой-невидимкою
И звенит над вашей головой,
Над полями,
Над прозрачной дымкою,
Над ковром ромашки луговой...
Льётся звон.
Столбы ровняют линию.
Трактора рокочут горячо.
А подпасок смотрит в небо синее,
Перекинув кнут через плечо.

(С. Смирнов «Жаворонок»)

21 марта на всей земле день равен ночи: у нас, в северном полушарии, наступает весеннее равноденствие. Этот день считается астрономическим началом весны.

В конце марта в лесах Воронежской области начинается сокодвижение у кленов, а вслед за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое начало весны.

( Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)

- По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел...
(апрель)

Ученик:

Идет синеглазый и солнечный,

Идет нараспашку апрель,

Идет по дороге проселочной

И птицам дарует свирель.

(П. Касаткин «Апрель»)

Ученик:

- Народная мудрость гласит:

Где в апреле река, там в июле лужица.

Апрель с водой, май с травой.

Исполнение песни Ю.Энтина, Е. Крылатова, «Крылатые качели»

Ученик:

И от этого тепла

В наступленье рванулась весна –

Взрывы почек леса оглашают,

Всем по сердцу такая весна,

Потому что цветы побеждают.

(И. Мирошников «Подснежник»)

Учитель:

Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей нежной красотой.

- Отгадайте, какие это цветы:

Я гадаю, что за цвет -
Одуванчик или нет?
Если он, то очень странно,
Почему цветёт так рано!?
(Мать-и-мачеха)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

Ученик:

Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

(Т. Белозеров «Подснежники»)

Цветок – как бубенчик,

Беленький венчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли – не слышно. (Ландыш)

У Надежки две одежки:

То в розовом платье,

То в синем халате.

(Медуница)

Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые из раннецветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш, являются лекарственными.

Учитель:

    Отгадайте, в каком месяце весна является во всей своей красе?

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает...
(май)

Ученик:

- О мае народ говорит:

Май, май, да шубу не снимай.

Цветущий май – настоящий май.

Как в мае дождь, так и будет рожь

Учитель:

Страстный любитель природы нашей области Кирилл Ермолаев в своей замечательной книге «Лесные мгновения» называет весну порой обновления и очень тепло пишет об этом третьем периоде весны. В теплые майские деньки «расцвела черемуха, развернул листья ландыш, а лекарственная купена нарядилась в сережки, да такие красивые, что даже самые взыскательные женщины-модницы им позавидуют».

А теперь мы проведем игру «Продолжай не зевай!» на знание пословиц и поговорок о весне.

(Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о весне, которые они нашли к занятию.)

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Кто спит весною - плачет зимою.

Вода потекла, весну принесла.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна днем красна.

Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Весенний день год кормит.

Матушка – весна всем красна.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Одна ласточка не делает весны.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной часом отстанешь - днем не догонишь.

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Сегодня не тает, а завтра Бог знает.

Ветер снег съедает.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок

Учитель:

Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Весна с новой силой будит в нас сыновние чувства, умножает любовь к Родине.

Ученик:

Цветет над тихой речкой яблоня,

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз,

Какая Родина счастливая,

И это счастье – все для нас!

(В. Боков «О весне»)

Исполнение песни А. Пришельца, Д. Кабалевского «Наш край»

Учитель:

Дорогие ребята! Берегите красоту природы, лелейте ее зеленые ростки и растите их до могучих деревьев, плодоносящих нив и полей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме