Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие причины, и виды деформации правосознания. Дефекты и деформации правосознания

Деформация правосознания - это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания :

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм . Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

  1. 74. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Актом применения норм права , или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

В современном обществе нередко наблюдаются различные деформации в правосознании как личности, так и различных социальных или иных групп, в многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания.

Деформацию правосознания, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах:

в форме правового инфантилизма;

в форме правового нигилизма;

в форме правового перерождения.

Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформированности, пробельности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм, имеющий глубокие исторические корни. Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций. Большая часть населения России слабо осведомлена даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Основным Законом страны.

Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.

Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. Глубокие корни правовой нигилизм пустил и в условиях российской действительности. Существенную роль при этом сыграли многовековые традиции всевластия деспотических правителей, от царей до большевиков, и бесправия народа.

Перерождение – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.

Показательным примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные “ценности” и криминальные установки так называемого “воровского закона” – своеобразного неписаного кодекса преступного мира.

73. Правовой нигилизм: понятие, формы и причины проявления в России.

Правовой нигилизм - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Формы выражения правового нигилизма.

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна-чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности - правового нигилизма.

В правовом сознании как социальном явлении могут про­являться два его состояния: положительное и деформированное, которые в ос­новном отличаются характером отражения правовой действительности и отно­шением их носителей к действующему праву, правосудию и законности. Поло­жительное правосознание предполагает в целом позитивную оценку правовой действительности. Носитель положительного правосознания воспринимает право как реальный инструмент, при помощи которого можно и нужно регули­ровать отношения, субъектом которых он является, разрешать возникающие конфликты и защищать свои права и законные интересы.

В свою очередь носитель деформированного правосознания воспринимает право как неэффективную либо, более того, вредную (как конкретно для себя, так и для корпорации, членом которой он является) социально-нормативную систему. При этом «вектор восприятия права» качественным образом отличает­ся от положительного правосознания. Если для носителя положительного пра­восознания право - это прежде всего регулятивно-охранительная система, обеспечивающая реализацию и защиту субъективных правомочий, то в деформи­рованном правосознании право предстает в качестве системы ограничительно-карательного характера, ущемляющей субъекта в его правомочиях.

Деформация правового сознания - это социально-правовое явление, ха­рактеризующее такое состояние правового сознания, когда у его носителей складываются определенные взгляды, знания, чувства, настроения, пережива­ния и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему пра­ву, правосудию и законности, что приводит к формированию негативно ориен­тированного правового сознания.

Основными формами проявления деформированного правосознания яв­ляются:

Чрезмерно высокая, оторванная от жизненных реалий оценка права как «универсального средства» решения социальных проблем, абсолютизация социальной роли и места права в жизни общества, предъявление завышенных требований к механизму правового регулирования, что кратко можно обозна­чить как юридический «идеализм»;



Эти формы деформации по-разному проявляются в правосознании соци­альных групп, выделяемых по возрастному критерию.

Естественная дифференциация людей, обусловленная возрастом, в сово­купности с характером социальной деятельности лежат в основе выделения поколений. В условиях устойчивой иерархии общественных ценностей приня­то выделять молодое поколение (поколение «детей») и поколение «отцов». Историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу меж­ду рождением родителей и рождением детей. Социально-психологический анализ отношений между поколениями предпринял Кингсли Дэвис. Он исхо­дил из того, что разница между «отцами» и «детьми» составляет 20-30 лет. Этот факт сам по себе еще ничего не означает, но становится значимым, если учесть следующее: темп изменений в социальной жизни, который приводит к тому, что условия и образ жизни, верования и ценности тех, кто проходил со­циализацию 20-30 лет назад, весьма различны, и это уже само по себе несет потенциальные возможности конфликта; с возрастом снижаются способности к адаптации, новое не принимается и не усваивается взрослыми так быстро, как молодежью. Для старших характерно постоянное отставание от ускоряю­щегося темпа жизни, что приводит к тому, что в зрелом и пожилом возрасте человек возвращается к привычкам, убеждениям своей молодости. Возникает историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам но­вого времени.

Дифференциация между поколениями четко прослеживается при анализе системы ценностей. Для поколения «отцов» в качестве основных выступают следующие установки: «Смысл жизни в служении своему отечеству»; «Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обес­печить достойное продолжение своего рода»; «Нравственный, совестливый че­ловек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится жертво­вать собственным комфортом» и т. п. Для молодого поколения такими установ­ками являются: «Свобода человека - то, без чего жизнь теряет смысл»; «Главное в жизни - это забота о своем здоровье и благополучии»; «Главное в жизни - инициатива, предприимчивость и поиск нового».

Сравнение вышеперечисленных целевых установок, положенных в основу правовой культуры поколений «отцов» и «детей», позволяет сделать вывод о том, что для «отцов» в значительно большей степени, чем для молодежной сре­ды, характерны правовой инфантилизм и юридический фетишизм.

Правовой инфантилизм заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. Значи­тельная часть представителей социальных групп пожилого и среднего возраста по различным причинам (прежде всего в силу однонаправленности политико-правовой идеологии в период строительства социализма) получили недостаточ­ный уровень знаний о праве и правовой действительности либо имеют о них искаженное представление. Это отрицательно сказывается на взглядах и уста­новках, не дает людям возможности правильно осознавать и признавать право­вую реальность и соответствующим образом строить свое поведение. Кроме то­го, немаловажное значение имеет такой фактор, как объективная тенденция к идеализации и романтизации жизненного периода, «когда мы были молодыми».

Фетишизм (от лат. fetiche - «идол, талисман») означает наделение чего-нибудь сверхъестественными свойствами, безусловное его признание и слепое поклонение. Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.

По мнению В. И. Гоймана, юридический (то есть правовой) фетишизм представляет собой гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в осуществлении социально-экономических, поли­тических и иных задач без учета их реальных возможностей. В. М. Баранов ха­рактеризует юридический фетишизм как гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-экономических, политических и иных задач.

В конечном итоге культура «отцов» связана с явным приоритетом публич­ных ценностей, таких как государственное единство, государственный патрио­тизм. Любое социально-правовое явление воспринимается и оценивается с точ­ки зрения полезности его не для себя лично, а с позиции необходимости для достижения целей общественного развития, обеспечения государственных ин­тересов. Таким образом, публичные интересы явно доминируют по отношению к частным. Кроме того, в данной среде присутствует вера в государство как средство решения социальных проблем, в связи с чем граждане довольно пас­сивны в личных устремлениях к улучшению собственной жизни.

Что же касается правовой культуры молодежи, то для нее в значительной степени характерно сознательное стремление к получению информации о сред­ствах правового регулирования, требованиях закона и собственном правовом статусе для использования данной информации в личных целях.

Деформированность правового сознания молодежи представляет собой ре­зультат ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастаю­щего поколения: в семье и учебных заведениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, об­щественных институтов; недостаточной, а главное, малоэффективной коорди­нации их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правона­рушений.

К отрицательному фактору, влияющему на процесс формирования право­вого сознания молодежи, можно отнести и кризис института семьи в современ­ной России. Ежегодно из-за разводов в среднем 470 000 детей остаются без од­ного из родителей; увеличивается число детей, рожденных вне брака (около 23% всех родившихся). По данным института социально-экономических про­блем народонаселения РАН, сегодня в России около 3 млн. беспризорников и 657 ООО детей-сирот. Это больше, чем их было после Гражданской и Великой Отечественной войн.

Еще Л. И. Петражицкий справедливо отмечал, что «уровень правового сознания индивида зависит от того, как в его семье в пору его детства был по­ставлен процесс правового воспитания. Родители и воспитатели должны вооб­ще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии».

На основе проводимых социологических исследований можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиацию правового сознания совре­менной российской молодежи:

Правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и не­однозначностью, где одновременно сочетаются стремление к законопослушно­му поведению и готовность нарушить закон ради личной выгоды;

В формировании правового сознания молодежи существенную роль иг­рает личностный фактор. Выявлены личностные корреляции правовой зрелости с чертами волевого профиля личности и приоритетными способами разрешения конфликтов. Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые лю­ди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, ко­торая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются ус­тановки на противоправное поведение и даже вызов закону. Та часть молодежи, которая ориентируется на сотрудничество, напротив, демонстрирует большее уважение к закону и осознает опасность противоправного поведения и для лич­ности, и для государства;

Независимо от категории молодежи представления у них о патриотизме, престиже государства, чувстве национальной гордости, гражданственности, ценности права в целом не различаются. Уровень представлений и оценки дан­ных явлений не является высоким. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 72% молодых людей в возрасте 18-24 года не считают необходимой службу в армии по призыву и отрицательно относятся к данному государственному институту.

Перерождение правосознания крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел, это антипод законности.

Правовой дилетантизм вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежности отношения к юридическим ценностям.

Именно для молодежной среды характерны различные проявления право­вого нигилизма.

Нигилизм (от лат. nihil - «ничто») в широком смысле означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т. п. Правовой нигилизм заключается в отрицании правовых ценностей, в неуважительном от­ношении к законам и нормативному порядку.

К правовому нигилизму следует относить только случаи осознанного иг­норирования требований закона, которые, тем не менее, не сопровождаются на­личием преступного умысла (такая разновидность деформации правосознания, которая характеризуется наличием умысла на совершение правонарушения, на­зывается перерождением правосознания). Проявляется нигилизм в самых раз­личных формах: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значе­нию права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Отвергая право, субъект может искать альтернативный регулятор, а может занять только позицию, предполагающую внутреннее отторжение (невоспри­ятие) права в качестве общезначимого регулятора. Подобный выбор зависит от качества самой личности. Безальтернативное отторжение права может проис­ходить и потому, что выбор альтернативы - это не только процесс сравнения характеристик двух объектов: отрицаемого и его заменителя, но и просто воз­можность выбора, которую порой запрещает правовая норма. В таком случае в сознании молодого человека может складываться правило: «Запрещаете, ну и пожалуйста, я все равно буду делать так, как я хочу, то есть назло вам».

Можно выделить следующие проявления правового нигилизма в молодеж­ной среде современной России:

1. Несоблюдение и неисполнение требований законов и иных нормативных актов, когда граждане живут и действуют вопреки требованиям правовых норм. Неисполняемость свидетельствует в том числе и о бессилии властных структур, их пассивности и неумении действовать адекватно сложившимся реалиям общественной жизни. Несоблюдение и неисполнение законов наносит не меньший вред общественным интересам, чем их прямое нарушение.

К тому же для молодежной среды в значительно большей степени свойст­венна подмена правовых регуляторов иными регулятивными системами. Стал­киваясь с непреодолимой преградой, в том числе юридического свойства, ин­дивид стремится найти наиболее эффективное средство, которое ему наиболее доступно по времени и затратам использования, осязаемо по результатам. Именно по этим позициям право проигрывает своим конкурентам. Правовой нигилизм «высвечивает» недоступность для субъектов необходимых юридиче­ских средств либо сложность их использования. На этом фоне в молодежной среде развивается и крепнет список негативных социальных регуляторов, сово­купно обозначаемых как «теневое право».

Участие в тех или иных криминальных и полукриминальных группиров­ках становится для молодежи социально престижным занятием. Поскольку молодежь (в возрасте 14-29 лет) в среднем совершает половину всех уго­ловных преступлений в стране, то можно предположить, что именно она служит основным ресурсом для дальнейшего развития криминальной струк­туры общества.

2. Подмена законности прагматической целесообразностью. Молодежь оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. 77% опрошенных молодых людей полагают: «Когда нужно, они вспоминают о нас». Может быть, поэтому государственно-правовые институты оцениваются молодыми людьми с точки зрения их непосредственной личной полезности или опасности, они воспринимаются как инструменты достижения определенных целей, удовлетворения личных или корпоративных интересов. Законом руководствуются лишь в тех случаях, когда это удобно и выгодно, в противном же случае законом пренебрегают или выступают с его критикой. Такая критика может приобретать различные формы вплоть до де­монстративного нарушения устанавливаемых требований. Например, запрет распития пива в общественных местах, местах массового скопления населения в настоящее время сопровождается явно провокационными поступками моло­дых людей, распивающих данный напиток на станциях метрополитена и у вхо­да в метро.

Идеализация рынка, стремление во что бы то ни стало достичь благосос­тояния - своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигае­мые любой ценой. Неудивительно, что 18,1% опрошенных считают для себя вполне возможным участие в криминальных группировках, а 9,1% полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег. При этом жизненный успех богатых людей 47,9% объясняют способностью приспосабливаться к жизни, а 32,7% - умением воровать.

3. Отождествление права с фактическим действием властных структур. Молодые люди в силу повышенной эмоциональности любое действие представителей правоохранительных органов, наносящее вред личным интересам, тем
более если такое действие сопровождалось нарушением норм законодательства, воспринимают как угрозу личной безопасности. В силу этого и правоохранительные органы и средства правового регулирования воспринимаются как явления дестабилизирующие, способствующие углублению социальных конфликтов и наносящие вред обществу. При этом большая часть молодежи черпает информацию о деятельности правоохранительных органов, в частности милиции, из телевизионных программ и других СМИ (48%), личного общения с сотрудниками милиции (26%), от знакомых и родственников (22%).

На вопрос: «Приходилось ли Вам за последний год наблюдать действия сотрудников органов внутренних дел, при которых, на Ваш взгляд, допускались нарушения прав человека, и если да, то в чем это выражалось?» - 22% моло­дых людей отметили, что такое нарушение выражалось в грубости и бестактно­сти; 18% - в вымогательстве, поборах, взяточничестве; 17% - в использова­нии служебного положения в личных целях; 16% - в проявлении жестокости; 10% - в попытках исказить факты, фальсифицировать материалы; 8% - в от­казе принять заявление.

4. Неуважение к суду и правоохранительным органам. Граждане предпочитают в случае возникновения юридического конфликта, совершения в отношении них незаконных действий не прибегать к помощи правоохранительных органов, не обращаться в суд, а решать проблему самостоятельно, при посредстве иных (зачастую криминальных) структур, уважаемых в соответствующей молодежной среде лидеров. Это связано как с негативным отношением к деятельности правоохранительных структур вообще, так и неуважением к прини­маемым ими решениям.

В ходе проведения различных опросов молодых людей, например, уста­новлено, что каждый пятый из них за последние два-три года был жертвой пре­ступления, однако даже в самые трудные моменты молодые люди не склонны доверять правоохранительным органам: 36,7% молодых людей при нарушении их прав обращались к друзьям, 30,3% защищали свои права самостоятельно, и только 15,8% респондентов обратились в суд, в милицию или прокуратуру.

5. Аполитичность и отсутствие сопричастности к делам государства и общества. Из-за отсутствия у государства внятных и поддерживаемых боль­шинством целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеа­лов молодежь теряет ощущение Родины. Она живет, потеряв, а может, еще не найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за на­стоящее и будущее. Значительная часть молодых людей не считают себя граж­данами России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей. 70% моло­дых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. Заграница для молодежи более привлекательна, этим можно объяс­нить стремление получить образование за рубежом. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, но и со своим поколением. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31%, остальные считают, что для человека важна оценка своей личной жизни по собственным индивиду­альным критериям.

Инициаторы и руководители реформ последних лет оказались неспособны привлечь молодежь к широкому участию в общественных преобразованиях. Так, например, лишь 18% молодых людей приняло участие в выборах депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2003 г. Каждый четвертый полагает проявление социальной и полити­ческой активности бесполезным, 27% объясняют свою пассивность недоверием к политикам, а 40% - «наличием более важных проблем». Большая часть (око­ло 77%) предпочла бы реализовывать свою активность в неполитических орга­низациях. Основная форма таких организаций - так называемые тусовки, фор­мирующиеся на основании общих интересов - спортивных, музыкальных и т. д. (причем спортивный фанатизм среди тусовочной молодежи стал преоб­ладать над музыкальным). При этом формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда.

Для молодых людей свойственно отрицательное отношение к личному участию в обеспечении правопорядка - нежелание оказывать содействие пра­воохранительным органам: сообщать о фактах противоправного поведения, вы­ступать в качестве понятых при производстве следственных действий, свидете­лями в процессе расследования правонарушений. Поведение молодых людей нередко сопряжено с демонстративным противопоставлением личных интере­сов общественным. Молодые люди склонны демонстративно совершать по­ступки, явно идущие вразрез со сформированными предшествующим поколе­нием традициями, зная об отсутствии за них юридической ответственности.

Правовой нигилизм в молодежной среде зачастую бывает связан с некомпетентной критикой права, правовой мифологией и политическим радикализ­мом.

В конечном итоге, отрицая правовую идеологию, разрушая правовые взгляды, представления и установки, правовой нигилизм способствует дестаби­лизации взаимоотношений в обществе, порождая конфликты и противоречия. Это проявляется на всех уровнях правового сознания: научном, профессио­нальном и обыденном. В самом крайнем выражении правовой нигилизм, по верному замечанию С. Л. Франка, «невольно санкционирует преступность и да­ет им возможность рядиться в мантию идейности и прогрессивности».

На формирование правового нигилизма в молодежной среде в значительной степени оказывают влияние факторы социальной среды, в частности: деидеологизация и коммерциализация общественных отношений, смена ценностных идеалов с ярко выраженной ориентацией на идеалы западной демократии, в связи с чем для правовой культуры молодежи характерен приоритет частных интересов по отношению к публичным, прагматическое восприятие государственно-правовых институтов, отрицание традиционных ценностей. В отличие от «отцов» современные молодые люди в основной своей массе (60,9%) отрицают наличие у них идеала и на вопрос: «Кого вы считаете героем нашего време­ни?» - 73,1% респондентов ответили: «Нет такого».

Нынешнее государство - это государство «отцов», в котором доминируют стереотипы, традиции, сформировавшиеся в предшествующий период общественного развития. Поколение же молодых людей сталкивается с тем, что эти ценности не «работают» в реальных условиях, однако поколением «отцов» не предпринимается действенных мер по консенсуализации традиционных ценно­стей с современными условиями жизнедеятельности общества.

Возникающее противостояние ведет к формированию в молодежи ой среде ряда собственных субкультур. Это прежде всего наркокультура и виртуальная субкультура (компьютерная «наркомания»), связанные с соответствующим ви­дом зависимости, которые имеют однотипную природу (уход от действительности в иллюзорный мир), вызываются сходными причинами (социальной от­чужденностью, сбоями в адаптационных механизмах личности).

Употребление наркотиков, зависимость от компьютера (которая связана с все большим распространением компьютерных технологий, использованием Интернета как средства общения и источника разнообразной информации) вос­полняют нехватку реального общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; се­рость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, сомнения в возможности реализовать собственные установки в условиях суще­ствующей реальности подталкивают некоторых из них к употреблению наркотиков. Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир ми­ражей и иллюзий.

Виртуализация отношений, как и наркомания, связана с попыткой уйти от противоречивой реальности. Данные субкультуры имеют в своей основе преж­де всего протест против существующей системы ценностей, в том числе ис­пользуемых средств правового регулирования, попытку сменить реальность на нечто, находящееся за ее гранью. Однако данные субкультуры не предполагают выражения протеста, они не претендуют на формирование новой системы цен­ностей, распространяющейся на все общество (значительную его часть).

Однако еще в начале XX в. русский философ Иван Ильин писал, что лю­бой более или менее глубокий кризис правосознания в конце концов должен привести к более углубленному обоснованию и пониманию права и в конечном счете к зарождению нового правосознания. Тем самым он предполагал, что кризис правосознания, как и любое другое негативное социальное явление, со­держит в себе конструктивные элементы, которые, однако, могут проявиться только при определенных условиях и по истечении некоторого времени.

В определенной степени признаками нового правосознания и формирова­ния нового типа правовой культуры обладают так называемые яппи.

Яппи - понятие американское, появилось оно в 80-х гг. XX в. Данный термин является сокращением от young urban professional (живущий в городе молодой профессионал). Яппи представляют собой группу образованных, вы­сококвалифицированных, высокооплачиваемых специалистов с растущим уровнем жизни, уверенных в себе, живущих в мегаполисе. Это молодые люди с высшим образованием, хорошо зарабатывающие чаще всего в области корпора­тивного бизнеса или старых «ученых» профессий (доктор, адвокат), и непре­менно трудоголики с карьерными амбициями, намеревающиеся в дальнейшем заработать намного больше на более высокой должности. Их отличает также особый стиль жизни - пристрастие к дорогим вещам и высоким технологиям, к дорогим ресторанам (пища изысканная, но предпочтительно здоровая и экзо­тическая) и здоровому образу жизни. Вообще для яппи при выборе одежды, машины и т. д. ключевым понятием является не добротность, не элегантность, даже не дороговизна, а престиж. За прозвищем «яппи», которое иногда имеет уничижительный оттенок, стоит целая субкультура - строго рациональная, максимально технотизированная и выверенная до деталей. На первом месте - бизнес и карьера, времени на личную жизнь и отдых не остается. Спит яппи не больше пяти часов в сутки, работает по выходным и практически не видит жену и детей. Он занимается делами в автомобиле, в самолете, на пляже, в ванной.

Данную сложившуюся в молодежной среде субкультуру можно расцени­вать в том числе как форму протеста. Осознавая невозможность полного вос­приятия традиционных для культуры «отцов» ценностей и стереотипов поведе­ния в правовой сфере, ее представители не уходят от реальности, в отличие от «виртуалов» и наркоманов. Они создают новую культуру путем адаптации принципов правового регулирования, сложившихся в западноевропейском обществе, к современной российской реальности. При этом основной ценностью в рамках данной субкультуры выступают все те же личные эгоистические инте­ресы.

Перечисленные субкультуры представляют собой модели так называемого «деформационного» либо «протестного» типа и, естественно, не могут рас­сматриваться в качестве перспективных направлений государственной моло­дежной политики. Вместе с тем, отвергая данные модели, равно как и модель тотальной политизации молодежи, имевшей место в условиях существования социалистической политико-правовой системы, современное российское госу­дарство вплоть до настоящего времени не предложило альтернативной модели, обеспечившей бы на практике формирование в молодежной среде положитель­ного правосознания.

На наш взгляд, преодоление нигилистических тенденций в молодежной среде во многом связано с процессом социализации молодых людей. Данный процесс должен состоять: в накоплении навыков самостоятельного оперирова­ния правовыми понятиями и категориями; в определении социально-общест­венной позиции; в передаче достижений и ценностей правовой культуры от од­ного поколения другому; в развитии юридического мировоззрения; в выработке способности адекватно определять основные задачи и ценности права; в опре­делении правомерного действия сторон в конкретных условиях, проектирова­нии и принятии возможных оптимальных вариантов развития событий в юри­дически значимых ситуациях.

Важнейшую роль в процессе правовой социализации личности играют со­стояние и процессы микро-, макро- и мезосреды. Если микро- и макросреда за­дают формирование правового сознания и правовой культуры на ментальном уровне, то ряд институтов мезоуровня - семья, институты образования - от­вечают за воспитательный процесс формирования правовой культуры и право­вого сознания личности. Достижение положительных результатов правовой со­циализации личности зависит от того, в каком объеме в совокупности общест­венных отношений заложены объективные возможности становления личности, от эффективности организованного правового воздействия и обучения и от то­го, насколько вся совокупность внешних социализирующих воздействий на личность содействует развитию ее самосознания.

С помощью правовых средств можно успешно преодолевать деформацию правового сознания молодежи. Подобная работа может осуществляться по сле­дующим направлениям:

Следует адаптировать правовые предписания к складывающимся в об­ществе ценностным ориентациям, что позволило бы создать при помощи пра­вовых средств такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона стано­вится значительно выгоднее, чем его нарушение;

Целесообразна особая государственная политика в отношении молоде­жи в связи с особой социально-экономической незащищенностью данной кате­гории населения и особой ее значимостью для будущего страны;

Необходим целый комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, реабилитации их в глазах населения, привлече­нию молодежи к участию в обеспечении правопорядка;

Нацеленность государственных мер на формирование активной граж­данской позиции молодежи может проявляться в широком использовании сти­мулирующих и поощрительных средств воздействия в различных сферах общественных отношений;

Государство должно быть заинтересовано в создании режима наиболь­шего благоприятствовании для проявления научной и творческой инициативы молодежи;

Особое внимание должно отводиться правовому воспитанию и обеспе­чению процесса правопреемственности в стране. К сожалению, в России исто­рически утвердился радикальный тип политического и правового воздействия, ориентированный на проведение экстренных и кардинальных мер - на рево­люцию, а не на реформу. Отечественный тип правового радикализма - это об­ращение к ценностям кардинального изменения и социального равенства в ущерб ценностям порядка и свободы. Но, как показывает мировая практика, стремление к форсированию событий рано или поздно приводит к разрыву це­лей и средств правового регулирования, конфликту основополагающих ценно­стей различных поколений, формированию различных деформаций правового сознания, дестабилизации общественной жизни.

7. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Современное Российское государство переживает сложный, переходными этап своего развития. Осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, совершенствуется духовная сфера жизни об­щества, расширяется свобода личности. Изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления роли социальных регуляторов, и прежде всего права.

В настоящее время, когда Конституция РФ провозглашает такую задачу перед Российской Федерацией, как построение правового государства, соблюдение всех демократических процедур стало неотъемлемым условием для приближения к этому идеалу.

Необходимыми условиями реализации этих конституционных положении являются: политическая, правовая и общая культура многонационального народа, четкое разграничение полномочий властей. В Конституции России личность, ее права и свободы провозглашены высшей ценностью. Следовательно, подходы к правоприменительной практике должны быть существенно пере­смотрены в направлении ее гуманизации.

Особое место здесь принадлежит воспитательно-правовой деятельности как возможной замене императивного воздействия права на формирование личности на диспозитивное воздействие.

Воспитание в этих условиях должно быть направлено на преодоление не­гативных стереотипов массового сознания, правового нигилизма, на адекватное отражение существующих правовых реалий, на возможность стать средством формирования общественного правосознания на всех его уровнях. Адекватное восприятие правовой реальности и признание права в качестве социальной ценности всеми членами общества позволяет им стать полноценными субъек­тами общественных отношений и имеет широкие превентивные перспективы. Такое восприятие правовой реальности оказывает непосредственное воздейст­вие на правовую социализацию личности.

Процесс социализации личности немыслим без наличия соответствующего механизма социализации. Центральное место в этом механизме занимают общество и государство, та социальная среда, включающая прежде всего семью, где осуществляются жизнедеятельность человека и его развитие, а также процесс воспитания и самовоспитания. Не менее важна правовая активность каждого индивидуума в освоении требований закона, приобретении навыков его соблюдения и исполнения, а также умения защищать свои права и свободы.

Изменения в жизни российского общества в конце XX - начале XXI в. ока­зали существенное воздействие на процесс правового воспитания граждан Рос­сии. Под воспитанием в широком смысле понимается особая функция жизне­деятельности общества, связанная с процессом передачи опыта, накопленного предыдущим поколением граждан, направленного на повышение уровня право­вого сознания и правовой культуры последующими поколениями.

Процесс правового воспитания связан с распространением знаний о пра­ве с усвоением этих знаний и формированием умения практически применять накопленные знания в области права в различных жизненных ситуациях (путем обучения в образовательных учреждениях или самостоятельно).

Выделяются две основные формы правовоспитательного процесса : 1) об­разование и 2) самообразование.

1) Правовое образование - это процесс овладения населением страны сис­темой правовых знаний и умений, оказывающих на граждан воспитательное воздействие и формирующих потребность в достижении определенного уровня получаемых знаний и умений в сфере действия права. Самым высоким уровнем правовых знаний обладают юристы, осуществляющие профессиональную дея­тельность по организации правового регулирования социальных отношений в обществе. Наряду с лицами, осуществляющими непосредственное управление государством, на юристов возлагается моральная ответственность за развитие правовоспитательного процесса в государстве. Используя систему правового образования, государство решает одну из главных задач правового образования - преодоление правового нигилизма населения России.

При этом важнейшим звеном системы правового воспитания оказывается само право, которое в данном контексте является: одной из форм нормативно­го, преобразующего воздействия на социальную действительность; средством разрешения внутрисоциальных противоречий; основой многоуровневой систе­мы регуляции индивидуального поведения.

2) Самообразование предполагает непосредственное стремление каждого гражданина самостоятельно ознакомиться с теми правовыми знаниями, потреб­ность в которых связана с осуществлением его профессиональной деятельно­сти, а также решением проблем, возникающих в семье, на бытовом уровне.

Итак, воспитание - это передача жизненного опыта и накопленных зна­ний от старшего поколения граждан к младшему поколению. Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Государство и его аппарат обеспе­чивают управление воспитательным процессом в соответствии с задачами, ко­торые ставит общество перед государством.

Целью воспитательного процесса является становление и развитие лично­сти в обществе.

Деформации подвержены все без исключения сферы правового сознания. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в саму ткань их правовой идеологии.

Деформация правового сознания предполагает искажение правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие‑то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно легких формах или, напротив, принимать крайне опасный характер.

Выделяют следующие формы деформации: инфантилизм, нигилизм, фетишизм, перерождение правового сознания.

Правовой инфантилизм – наиболее легкая форма искажения правового сознания, выражается в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок. Пробелы в правосознании населения – широко распространенное явление. Причем здесь имеется в виду не столько неполнота правовых знаний, сколько выпадение из целостной системы ее существенных элементов, и прежде всего отсутствие позитивного отношения к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Эта форма деформации проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права, в стремлении руководствоваться не правом, а своими желаниями и интересами.

Отрицание требований закона может иметь различные мотивы и по‑разному проявляться (открыто, скрыто).

Известна также такая форма деформации правового сознания, как правовой фетишизм . Этот термин заимствован в юриспруденцию с сохранением религиозно‑мифического смысла. В основе такой формы деформации правосознания лежит отношение к праву как к идолу, которому следует слепо поклоняться. Тем самым право выводится из состава социальных инструментов и приобретает самодостаточный характер. В свою очередь, закон государства наделяется магической силой, перед которой должны склониться все общественные потребности. История политико‑правовой мысли знает массу таких примеров – попыток обожествить право.

Правовому фетишизму должно противостоять правовое сознание, основанное на идеях социальной ценности права. Бесспорно, право является ценнейшим приобретением человечества, но и оно должно подчиняться общим законам диалектики, должно жить в унисон с обществом.

Феномен перерождения правового сознания отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости и т. п. Данная форма выражается в совершении преступлений.



Причины деформации и перерождения правового сознания кроются в самом обществе. В качестве одной из причин негативного отношения к праву часто называют недостатки самого законодательства. В первую очередь речь идет о противоречивости, изменчивости, неполноте правового регулирования. Наиболее разрушительное воздействие на правомерное поведение и соответствующее правосознание оказывают преобразования, недостаточно полно меняющие оценку того или иного поведения. Так, например, в конце XX – начале XXI века в нашем государстве произошла переоценка не столько правовых, сколько социальных установок. Место коллективизма занял индивидуализм, патриотизма – глобализм. Предпринимательство из состава преступления стало почетным видом деятельности. Такие изменения коснулись не точечных предписаний, а самой правовой идеологии. Одни граждане легко восприняли такие изменения, другие – тяжело. Это как минимум два варианта правосознания с точки зрения устойчивости и мобильности.

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна иметь максимальный практический эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

Учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

Определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

Формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных внешних факторов, можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:

Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых в настоящее время широко освещается в средствах массовой информации и становится достоянием широкой общественности.

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что деформация правосознания - это один из видов социальных явлений, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Причины и условия деформации правосознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся:

Экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т. д.);

Социальные процессы (резкое расслоение общества и т. д.);

Политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.);

Правовые факторы (эволюция правовой системы);

Факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).

Как мы видим, из перечисленных причин возникновения деформации правосознания,в настоящее время на территории Российской Федерации имеют место быть все пять факторов. С учетом того, что по центральным телевизионным каналам зачастую употребляют термин аномия, для характеристики нашего государства, ситуация в нашей представляется крайне сложной. Серьезным поводом к размышлению служат и данные социальных опросов, в т.ч. такой документ как «Двадцать лет реформ глазами россиян», подготовленный институтом социологии РАН в 2011 году.

Необходимо понимать, что преодоление деформации правового сознания – это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Для его осуществления требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Все необходимые меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные:

Общие меры – это меры, которые связаны с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений.

Специальные меры - это меры, которые направлены на преодоление различных форм деформации правового сознания, как у конкретных членов общества, так и отдельных социальных групп.

На общесоциальном уровне работа по преодолению деформации правового сознания должна реализовываться в масштабе всей страны на основе разработки и проведения разнообразных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера.

Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, которые призваны дополнить и конкретизировать общие.

На индивидуальном уровне преодоление деформации правового сознания должно реализовываться с помощью специальных мер, которые проводятся параллельно с организацией социально-нормативного воспитания.

Хочется надеяться, что данные инициативы все таки будут иметь место в плане развития нашей страны уже в ближайшее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАКА.: Закон и право, 2009.

2. А.Б Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009.

4. Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Учебное пособие. -.М.:Проспект, 2001.

5. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). Учебное пособие. - М., 2007.

6. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2006.

7. М. Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2004

8. Р.Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для студентов зон, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.

9. В. Д. Перевалов. Теория государства и права: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2007.

10. Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под общей редакцией И.И. Лизиковой. – М.: Академический Проект, 2005.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме