Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

По монастырям закарпатья.

Почаевская Лавра
Волынь - древнейшая среди христианских земель Древней Руси; вслед за первопрестольным Киевом, одной из первых она была бы вправе отмечать тысячелетие своего крещения. Но, может быть, самые ранние проповедники Слова Божия появились здесь еще раньше: по преданиям западная часть нынешней Волыни уже в конце IX века входила в епархию равноапостольного Мефодия (+ 885), простиравшуюся от Моравии до волынских рек Буга и Стыри. И кто знает, не тогда ли уже пришли сюда первые иноки, которым полюбилась гора, получившая впоследствии имя Почаевской, покрытая густым лесом и имевшая множество пещер.


История не сохранила для нас каких-либо сведений об их жизни. Однако мы знаем, что более века спустя другой святой, которого Церковь почтила именем равноапостольного, - великий князь Владимир приводит на Волынь духовенство греческое и болгарское и принимается здесь за крещение подвластных ему сел и городов. В этих краях основывает он и новый город - Владимир-Волынский, где ставит храм, освященный во имя Василия Великого, святого, именем которого сам он был наречен при своем крещении. В 992 году он учреждает здесь епископскую кафедру и строит соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и Владимир-Волынский становится центром церковной и политической жизни западно-русской окраины.
Вместе с принятием христианства возникла на Руси и тяга к монашеству, к "узкому пути" спасения, и стремление это тотчас встретило поддержку и поощрение со стороны самых высоких слоев древнерусского общества.
По преданию (никаких письменных документов не сохранилось от этого периода), где-то около 1240 года появляются на Почаевской горе, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки. Мы не знаем их имен, но книги, посвященные русским святым, донесли до нас сведения о преподобных угодниках Киево-Печерской Лавры, из среды которой вышли первые насельники горы Почаевской. По духу они - отцы, наставники, братья их.
У истока многих русских обителей стоит чудо - явление самой Пресвятой Богородицы или же особое Ее присутствие. Это явление, даруется ли оно одному или нескольким, становится как бы незримым краеугольным камнем, полагающим начало общежительной жизни монахов. На долгие последующие века служит оно знаком чудесного избранничества учрежденной обители, свидетельством небесного покрова и благоволения, распростертого над нею Царицей Небесной. Не обошло такое благоволение и заступничество Матери Божией и той горы, которую облюбовали для себя первые добравшиеся сюда иноки. Еще в древности место это сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества. И пронеслась в народе молва: "Поча Діва творити чудеса". По мнению некоторых исследователей, в живой разговорной речи "Діва" утратило начальный звук "д" и конечный "а", и так из двух слов "Поча Діва" возникло одно - Почаів.

Святые места Закарпатья
Приезжая в Закарпатье, поражаешься обилию возвышающихся среди гор деревянных храмов. Здесь можно встретить храмы, построенные как в поздневизантийском, романском, готическом архитектурном стиле, так и в стиле раннего реннесанса, барокко. Многие из них - ценнейшие памятники архитектуры XV-XIX столетия. По количеству древних храмов - их около 60 - Закарпатье занимает одно из первых мест в Европе.
Монастырские строения возводились прямо на территории лесистых малолюдных Карпатских гор. Святые обители соседствуют с первозданной природой - лесами, реками, озерами и горными водопадами. Православные храмы в основном принадлежат двум православным епархиям Закарпатья - Мукачевской и Хустской.

У каждого монастыря своя уникальная история. Так, Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь – один из самых древних и крупных центров православия на Закарпатье.

История Мукачевского монастыря берет начало в XI веке от дочери великого князя Ярослава Мудрого Анастасии и ее мужа венгерского короля Андрея I. По преданию, Мукачевскую обитель основали приехавшие из Киева с Андреем I монахи Киево-Печерского монастыря. В 1339 году наместник города Мукачево Федор Корятович воздвигнул новые стены монастыря и передал в собственность обители много земель. Впоследствии монастырь становится центром православия и культуры Закарпатья.
До сегодняшнего дня в монастыре сохранилась библиотека, возникшая еще в XVII веке, в которой собрано много ценных церковно-славянских книг, изданных в Остроге, Киеве, Львове, Чернигове. В библиотеке и сегодня можно увидеть редчайшие памятники письменности, в том числе «Закарпатское Евангелие» (1401 г.) и Библию русского первопечатника Ивана Федорова (1581 г.).
Кроме того на территории маленького Закарпатья находится 30 православных монастырей, которые являются столпами веры на века.

В «сердце Верховины», а именно в славном Пилипце есть не только профессиональные горнолыжные трассы и красивый водопад Шипот, но есть также незаметный на первый взгляд выдающийся архитектурный памятник национального значения - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, XVIII ст.

Древнейшую церковь построили в урочище Закутья в начале 1500-ых гг., но она сгорела. Вторая церковь Благовещения Господня была построена посреди села, на холме Юрчика в 1671 г., сгорела в 1758 г. В 1801 г. в селе были две деревянные церкви - главная на 340 верян и малая, на 120 верян в верхнем конце. Верхняя церковь уже тогда была в плохом состоянии, и вещи из нее перенесли в нижнюю, которая по сей день украшает село.

Деревянная церковь Св. Духа

С. Гукливый - деревянная церковь Св. Духа (18 в.) с отдельной колокольней – памятник лемковской школы народного зодчества. В интерьере сохранился иконостас 1784 г. (немецкий мастер Франц Пеер).

Струковская церковь

Струковская или Вознесенская церковь в Ясине – одна из таких старинных, невероятных, удивительных церквей. Это главная достопримечательность бывшего центра Гуцульщины.

Струковская церковь была построена на склоне горы Костеривка в 1824 году. С тех пор она стала главным сокровищем жителей поселка Ясиня. И немалую роль в этом сыграла не только красота сооружения. С местом, на котором уже почти два века стоит храм, связывают историю о настоящем чуде.

Церковь Михаила Архангела

Негровец (укр. Негровець, венг. Felső kalocsa) село в Межгорском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в верховье реки Теребля, на расстоянии 20 км. от районного центра – Межгорье. Через село проходит автодорога Колочава – Межгорье.

В Негровеце есть архитектурный памятник деревянного зодчества – церковь Св. Арх. Михаила. В постройке храма чувствуется опыт мастеров, создавших образцы святынь Марамороша.

Деревянная церковь Сошествия Святого Духа

В Колочаве-Горбе у главной дороги, на холме спорит стройностью с елями музей - деревянная церковь Сошествия Святого Духа. Согласно надписи на притолоке «Создан храм сей 1795 при священнику Иоанне Попович при царе Францишко ИИ мастеру Ференц Текке. Тогда был большой голод ». В древние времена голод часто сопровождал верховинское жизни и подобные несчастья время фиксировались в парохиальных книгах, а в Колочаве запись попала даже на притолок церкви.

Николаевская Церковь

с. Прислоп, Закарпатская обл.

Церковь Св. Николая Чудотворца в Прислопе напоминает формами деревянный храм в Торуни, но она намного больше и стройнее, с тонким рисунком силуэта башни и изящными линиями. С трех сторон храм окружает аркада на высоких резных фигурных столбах. В уменьшенном размере они повторяются в аркаде обхода. Двухъярусная колокольня с широким навесом опасанья и аркадой во втором ярусе, где размещены колокола, покрыта восьмискатной шатровой крышей. Формы колокольни намного древнее форм самого храма и резко контрастируют с ним. В интерьере сохранились декоративная резьба XVIII в. в стиле барокко работы местного мастера, а также отдельные произведения станковой темперной живописи XVI-XVII вв. Николаевская церковь действующая, от реставрирована в 1968 г. Считается шедевром барочной верховинской деревянной архитектуры.

Деревянная церковь Параскевы

Александровка Географическое расположение Село Александровка (укр. Олександрівка, венг. Ó sá ndorfalva) находится в Хустском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в 22 км. от районного центра – Хуста и в 15 км. от железнодорожной станции Сокирниця на линии Королево – Великий Бычков. История Первое упоминание об Александровке в исторических документах относится к 1390 г. Она издавна славилась на все Закарпатье источниками ропы, использовавшейся вместо пищевой соли. В 15-19 ст. на территории села вручную добывали каменную соль. До наших дней сохранились деревянные стволы шахт.

Реформаторская церковь

В украинском закарпатском селе Четфалва, за которым начинается территория Венгрии, находится национальный храм венгров Закарпатья – Реформаторская церковь. Построена она в XV веке.

Во время реконструкции в 1753 году была достроена деревянная колокольня с высоким восьмигранным шпилем, в готическом стиле, и напоминающая оборонную башню. Высота двухъярусной, квадратной в плане, колокольни составляет почти 30 метров. Она вызывает интерес еще и тем, что возведена прямо на земле без фундамента и свай. Ее оригинальную каркасную конструкцию удерживают 16 деревянных опор с раскосами.

Реформаторская церковь представляет собой однонефное каменное сооружение с одним окошком, которое укреплено с юго-западного угла контрфорсом. Оригинальный потолок расписан яркими растительными орнаментами, запечатленными на 60-ти квадратных деревянных кессонах. Из них повторяются только два. Создал эту колоритную красоту венгерский художник Шандор Ференц. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть это неповторимое произведение народного декоративного искусства.

Современная Закарпатская Реформаторская церковь насчитывает 114 приходов, в трех церковных округах, где служат 76 пасторов.

Церковь Николая Чудотворца

Датирующая резная надпись находится на дверях. Деревянная, двухсрубная, трехчастная. Построена из дубовых брусьев, соединенных врубками в натяжной замок, покрыта лемехом. Фундамент каменный, положенный на растворе. Над бабинцем возвышается четырехгранная каркасная башня, завершенная высоким шпилем с четырьмя башенками на углах основания. Под крышей башни размещены аркада и подсебитье.

Деревянная Михайловская церковь

В селе Крайниково в окружении вековых могучих деревьев стоит Михайловская церковь, построенная в 1668 г.

Громадные дубовые колоды сруба, маленькое крыльцо у бабинца придают зданию весьма суровый вид. Здание меннее протяжно по продольной оси, чем другие постройки. Такая композиция основных масс придает крайниковскому готическому деревянному храму особую монолитность. Поэтому впоследствии он стал своеобразным эталоном для мастеров, строивших церкви в селах севернее Крайникова – Данилове и Олександровке (историческое название Шандорово).

Николаевская церковь

Туристов в Сваляве заинтересует памятник архитектуры XVI в. - деревянная церковь Николая Чудотворца. Из документальных источников известно, что в XVIII в. на южную окраину Свалявы, вприселок Быстрый, из соседнего горного села перевезли старую лемковскую Николаевскую церковь. Изначально, по мнению исследователей, ее построили в 1588 г. по образцу бойковского стиля.

В 1759 г. храм существенно перестроили и перенесли на новое место, хотя дубовые срубы и перекрытия навы с одним заломом сохранились. На стенах бабинца виднелись даты «1733» и «17..2». Очевидно, они свидетельствуют не о возрасте церкви, а о ее ремонтах. Именно после ремонтов церковь стала образцом лемковского архитектурного стиля. На лемковское происхождение церкви указывает высокая башня с барокковым окончанием, стремительное нарастание форм от низкого алтаря до башни и открытая галерея с резными столбиками вокруг бабинца.

Деревянная церковь Архангела Михаила

Ужок – это небольшое живописное село на западе Украины. Не смотря на свои маленькие размеры, село имеет богатую историю и традиции, ведь основано оно было в далеком 1582 году.

Рядом с селом расположен Ужокский перевал, а в самом селе протекает речка Уж. Основной достопримечательностью Ужка является деревянная церковь Архангела Михаила с колокольней, построенная в 1745 году.

Деревянная Успенская Церковь

С. Новоселица – упоминается впервые в 1619 г., сохранилась деревянная Успенская церковь (1654-1656 гг., по другим данным 1611 г.) с отдельной колокольней – памятник мараморошской или потисской школы зодчества. Сохранились росписи 1662 г. в интерьере, иконостас нач. 19 в. Рядом – этнографический музей.

Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа располагается в Колочаве построена в 1795 году по проекту Ф. Гекка.

Эксперты относят стиль к лемковскому типу деревянного зодчества. Три сруба разные по ширине изготовлены из еловых брусьев, крыша покрыта гонтом. Над бабинцем расположена башня в виде квадрата, которая завершается двухъярусной баркой. С восточной стороны находится барочная глава.

В 1784 году обитель была расписана немецким мастером Ф. Пеером. Именно эта роспись сохранилась до наших дней. В советские времена храм был отреставрирован и превращен в музей атеизма. Церковь не действует.

Деревянная Николаевская церковь (верхняя)

СРЕДНЕЕ ВОДЯНОЕ, село

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ВЕРХНЯЯ), 1428 г.

Относится к наиболее древним закарпатским храмам потисской группы. Около 1600 г., вероятно, были надстроены срубы над опасанием всех трех частей и перекрыты по сволокам. Над бабинцем в границах сруба над опасанием устроены эмпоры с плоским перекрытием. Входные двери низкие (120 см). Около 1760 г. в центральном объеме были заменены плоские перекрытия на трапециевидные из дубовых брусьев, растесаны стрельчатые окна в нефе, в бабинце устроено подшивное перекрытие из сосновых досок, построена высокая каркасная башня. Деревянная (дубовые брусья), двухсрубная, с равноширокими бабинцем и нефом, перекрытыми общей двускатной крышей. Более узкий и низкий восточный объем покрыт меньшей, но такой же крутой крышей. Над бабинцем возвышается квадратная в плане башня с шатровым завершением и подсебитьем. На южной и се* верной стенах бабинца сохранились узкие окна готической стрельчатой формы. Поддашие, опоясывающее церковь со всех сторон, опирается на выпуски венцов срубов.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1645, 1761 гг.

Из с. Сян-ки Львовской области перевезена и поставлена на настоящем месте в 1703 г. Над срубом верха бабинца в 1761 г. надстроена каркасная колокольня.

Деревянная, трехсрубная, трехверхая. Угловые соединения выполнены врубками в простой замок с потайным прямым шипом. В плане все три сруба близки к квадрату, центральный сруб шире остальных срубов. Все три объема церкви перекрыты шатровыми завершениями с двумя заломами. Над бабинцем устроены эмпоры. Окружена поддашием на выпусках сруба. Срублена из еловых брусьев. Верхи, поддашие и стены над опасанием покрыты гонтом. Сохранилась деревянная резьба XVIII в.

Следующий пункт нашего паломничества.

Он расположен на северной окраине города Мукачево Закарпатской области, на склоне Чернечьей горы, вершина которого покрыта вековым дубовым лесом.

Обитель была основана в XI веке , когда пришли в эти земли монахи Киево-Печерского монастыря. Выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, они поселились здесь, основав таким образом Мукачевский монастырь.

В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери Скоропослушница , Иверская икона Богородицы , привезенная со святой Афонской горы и рака с частицей мощей Преподобного Моисея Угрина .

Слово «угрин» в переводе на русский язык означает «венгр». Это говорит о том, что был родом из Угорских (Венгерских) земель, в состав которых входила территория Закарпатья в XI веке. Именно отсюда он и его братья Ефрем и Георгий отправились в Киев для будущего монашеского подвига. Летописи сохранили данные о Родине святого и потому, в 1996 году, архиеископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина была перенесена на историческую родину, где почивают и поныне, в Свято-Николаевском женском монастыре.

Наш визит в Мукачевскую обитель был в определенной степени удивительным, поскольку именно 8 августа , в тот день, когда мы приехали в монастырь, Церковью празднуется память преподобного Моисея Угрина.

К моменту нашего приближения к Обители в монастыре начался торжественный Крестный ход вокруг Соборного храма с мощами святого, участниками которого мы неожиданно для себя сподобились стать. Словно сам Преподобный Моисей привел нас на свой праздник, где царила атмосфера торжества Православия и духовной радости. По окончании Крестного хода все желающие имели возможность приложиться к бесценному сокровищу Обители - святым мощам.

Получив благословение Преподобного Моисея, мы отправились в Свято-Покровский мужской монастырь в селе Ракошино .

Монастырь был основан совсем недавно, в 2004 году. Однако Соборный храм монастыря был основан гораздо раньше, в 1921-1925 годах. Строили его русские эмигранты, которые покинули территорию России и пришли на территорию Чехословакии, в состав которой входило Прикарпатье с 1920 по 1944 года. Среди эмигрантов был священник - Всеволод Коломацкий, который и возглавил строительство храма. Причем необычной для Закарпатья была форма храма в виде Креста, в то время как по традиции Карпатской Руси храмы строились в форме корабля, что символизировало Церковь как корабль спасения, на котором христиане достигают Царства Небесного.

Жизнь отца Всеволода складывалась в дальнейшем довольно сложно. Внезапно уходит из жизни его маленькая дочь, а затем и матушка, который было 28 лет от рождения. Вскоре меняется власть. В Прикарпатскую Русь приходит советская власть. Имея маленького сына на руках, батюшка осознавал, что их не оставят в живых и принимает решение покинуть приход и Закарпатье. Так Покровский храм оказался в руках советов, которые, недолго думая, устроили в его помещении музей атеизма.

Однако все на земле изменяется и лишь Бог остается той же во веки. Одна власть сменяла другую, пока не пришло время расцвета. В 1999 году храм вновь был отдан Православной Церкви. Ныне в монастыре проживает 14 насельников во главе с архимандитом Митрофаном.

В Покровской обители хранятся удивительные святыни: Иверская икона Божией Матери и слезоточащая икона Богородицы «Умиление».

Слезоточащая икона начинает плакать лишь тогда, когда повышается уровень воды и окрестным селениям угрожает затопление. Когда это происходит, братия оповещает всю окрестность и уже на наступающую ночь никто не остается в поселке. Сколько не пытались объяснить данное явление ученые, тщательно исследуя Образ, вывод был лишь один – это чудо Божие.

На территории монастыря располагаются некоторые хозяйственные здания. Занимательно то, что напротив монашеского корпуса построен небольшой загон, в котором живут ослики. Их проживание на территории обители на первый взгляд кажется забавным. Однако как объяснил наш бесценный гид, протоиерей Владимир,- появление животных было совсем неслучайным.

Из Евангельского повествования нам известно, что именно на осле въезжал Господь наш Иисус Христос в Иерусалим перед Крестными страданиями. «Ослик же шел и думал: «Как меня все любят, как уважают!» Хотя на самом деле люди кланялись Спасителю» , - рассказывал отец Владимир. Так вот для того чтобы монахи не гордились и не превозносились, думая что кланяются им, а не Господу, образ которого они несут, настоятель обители – архимандрит Митрофан расположил перед входом в корпус добродушных осликов.

Наша группа с преогромным удовольствием покормила осликов хлебушком, имея возможность оказать милым животным всевозможные знаки внимания.

Последней точкой третьего дня паломничества стал женский Спасо-Преображенский монастырь в селе Домбоки , где мы поклонились чудотворному образу Богородицы «Скоропослушница» .

Образ Божией Матери «Скоропослушница» - один из самых любимых в среде Православных христиан. Многие копии Афонского Образа находятся в самых разных уголках Земли, в том числе и в Домбоковской Обители, куда Он прибыл из Афонского монастыря Дохиар.

Образ Пречистой расположен в тихом углу Успенского храма. Множество лампад, тихий огонек пламени, теплота, исходящая от Преблагой Царицы, создают тишину, в которой с Пречистой Девой и Ее Всевышним Сыном говорит лишь душа.

Среди святынь монастыря есть также частицы Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Григория Богослова и его брата Кесария, Патриарха Константинопольского Нифонта, а также мучеников Кирика, Маманта, преподобномучеников Игнатия, Акакия и великомученика Пантелеимона.

Наполненные впечатлениями от посещения Карпатских святынь, окрыленные исходящей от них благодатью, мы спешили возвратиться в Кирилло-Мефодиевскую обитель к вечерней службе.

Всенощное Бдение накануне празднования памяти великомученика и целителя Пантелеимона стало торжественным окончанием третьего дня нашего путешествия. Впереди у нас еще много новых открытий, но пока следует впитать и обдумать все то, к чему сподобил нас сегодня прикоснуться Всемилостивый Господь.

Согласно археологическим и письменным источникам, на территорию современного Закарпатья христианство пришло еще до того, как оно было официально принято Киевской Русью. Большинство исследователей (И. Базилович, М. Лучкай, архимандрит Василий (Пронин) и др.) связывают распространение христианства греческого обряда с именами святых Кирилла и Мефодия или, по крайней мере, их учеников. Некоторые венгерские источники свидетельствуют о том, что, когда угры пришли в Паннонию, местное славянское население имело епископство (см. «Повесть о приходе венгров»). По мнению архимандрита Василия (Пронина), ученики святых Кирилла и Мефодия, вынужденные оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало Угольскому монастырю . Свидетельством того, что в Закарпатье имел распространение греческий обряд, является деятельность Георгия, Ефрема и Моисея Угринов при дворе киевских князей Бориса и Глеба.

В те времена местами, где процветали духовность и образование, были монастыри. Анализируя источники и монографический материал, можно прийти к выводу, что в дотатарские времена в Закарпатье могли существовать монастыри не только в Угольке, но и в Грушеве. Эту мысль подтверждает исследователь начала ХХ века Ю. Жаткович. Он пишет, что после отхода татар грушевские монахи жаловались венгерскому королю Бейле IV о потере документов и грамот на землевладение . Что же касается монастыря в Мукачеве, то документы о его основании ранее 1360 года не обнаружены.

Расцвет Православия в Закарпатье связывают с деятельностью подольского князя из рода Гедиминов - Федора Корятовича. Князь перестроил Мукачевский монастырь и передал ему во владение несколько сел из своего имения; он содействовал развитию образования и культуры в крае.

Сложным вопросом остается определение церковной юрисдикции края. Ученые допускают, что в Закарпатье формировались два центра церковной власти. Первый - в Мукачеве и второй - в Грушеве. В середине ХV столетия в Мукачеве упоминается пресвитер Лука, который мог выполнять епископские функции, подчиняясь Сербскому митрополиту. Известна также грамота Константинопольского патриарха Антония от 1391 года о предоставлении Грушевскому монастырю ставропигии. В 1491 году в Мукачеве упоминается епископ Иоанн, который стремился распространить свое влияние на всю территорию Закарпатья.

В ХVІ-ХVІІ веках Православие в Закарпатье стало испытывать сильное давление со стороны католичества и реформации. По инициативе местных правителей и церковной верхушки было инициировано заключение в 1646 году Ужгородской унии. Согласно унии, «новая церковь» хранила восточный обряд и язык богослужения, но признавала догмат о римском папе и его власть. После смерти епископа Василия (Тарасовича) униатским епископом был избран Петр Парфений, а православным епископом - Иоанникий (Зейкан). Последний был вынужден в 1663 году оставить Мукачевский монастырь и руководить епархией из Имстичева и Угли (Угольки). С этого времени для православной веры начались тяжелые времена гонений. Центром сопротивления унии и латинизации оставалась Мараморощина (восточная часть Закарпатья), где в конце ХVІІ - начале ХVІІІ столетий было основано около десяти монастырей. Среди них, согласно «Списанию обителей Мараморошских», были Драговский, Кричевский, Боронявский, Бедевлянский, Белоцерковский, Вильхивский, Бичковский монастыри. Все они основаны стараниями православных владык Иосифа (Стойки; 1690-1711) и Досифея (Федоровича; 1717-1735), которые стремились создать крепкий плацдарм для обороны Православия.

Австрийская власть встала на сторону униатской церкви и сделала все, чтобы не допустить выборов нового православного владыки, а императрица Мария-Терезия заявила, что на Закарпатье православных больше не существует. Восточный обряд и православная вера сохранились благодаря преданности местного населения вере своих предков и деятельности отдельных униатских священников.

Известна борьба против латинизации писателя-полемиста Михаила Андрелли (1635-1710). Он открыто отрекся от унии и написал несколько полемических произведений; наиболее известные из них - «Логос» и «Оборона». Спасаясь от преследований, он переселился в Изу, где и умер. Его дело продолжил отец Иоанн Раковский (1815-1885), который имел значительное влияние на возрождение Православия.

В начале ХХ века в Закарпатье началось возрождение Православной Церкви. Венгерское правительство всячески пыталось препятствовать этому, считая, что движение за возрождение Православия носит выраженный социальный и национально-освободительный характер. Власть организовала два судебных процесса против православных в Мараморош-Сиготе (1903-1904 и 1913-1914 гг.), но эти судебные преследования не могли остановить возрождение Православия. Во главе православного движения встал преподобный Алексий (Кабалюк; † 1947).
После вхождения Закарпатья в 1919 году в состав Чехословакии (под названием Подкарпатская Русь) Православная Церковь получила наконец возможность свободно развиваться. Согласно каноническим правам, на эту территорию распространила свою власть Сербская Православная Церковь. В 1921 году Синод СПЦ направил в Подкарпатскую Русь своего иерарха - епископа Нишского Досифея (Васича). Этому епископу принадлежит значительная роль в утверждении Православия среди русинов. Он основал десятки православных парафий, упорядочил монашескую жизнь. Были созданы мужские и женские монастыри в Изе, Липче, Теребле.

Одной из наиболее значительных проблем того времени было недостаточное количество православного духовенства. В связи с этим в 1920-1930 годах немало закарпатцев получали духовное образование в богословских заведениях Сербии. После епископа Досифея Карпаторусской Православной Церковью руководили епископы: Новосадский Ириней (Чирич), Призренский Серафим (Иванович) и Битольский Иосиф (Цвиевич).

В 1931 году была возобновлена древняя Мукачевская кафедра, в состав которой также вошли приходы Восточной Словакии. Первым Мукачевско-Пряшевским епископом стал Дамаскин (Грданичка). Епископ реорганизовал духовную консисторию, способствовал повышению образования духовенства. Для этого он организовал пастырско-богословские курсы в Изском Николаевском монастыре. Был также построен дом епархиального управления в Мукачеве. Чешское правительство начало оказывать православному духовенству финансовую помощь.

В 1936 году в состав Мукачевско-Пряшевской епархии входили 127 приходов, в них было 160 тыс. прихожан. Действовало также пять монастырей: три мужских - Николаевский (в Изе), Преображенский (в Теребле), преподобного Иова Почаевского (в Ладомирове) и два женских - Рождества Пресвятой Богородицы (в Липче) и Благовещения (в Домбоках). Кроме того, существовало еще пять мужских скитов .

В 1920-1930-х годах часть православных приходов, монастырей и скитов подчинялась также Пражскому архиепископу Савватию (Врабцу), который был хиротонисан Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом).

В 1938 году на Мукачевско-Пряшевскую кафедру был назначен епископ Владимир (Раич). В Мукачеве епископ пробыл недолго, поскольку, по Мюнхенскому соглашению, часть Подкарпатской Руси была оккупирована Венгрией. Епархиальное управление и епископ перешли в Хуст, который в марте 1939 года также захватили венгры. В апреле 1941 года епископа Владимира арестовали, а в октябре того же года выслали в Сербию.

Регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» Михаила Попова. Попов проводил провенгерскую политику и пытался создать в Венгрии «автокефальную православную церковь».

5 февраля 1944 года новым администратором был назначен игумен Феофан (Сабов). В документе его должность значится как «епископский заместитель и администратор православной Мукачевско-Пряшевской епархии» .

В октябре 1945 года Мукачевско-Пряшевская епархия перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Во времена советской власти Православная Церковь в Закарпатье (как, впрочем, и в других местах) пережила немало трагедий и потрясений. Были ликвидированы почти все монастыри и скиты, некоторые священники были репрессированы.

Качественно новый этап в жизни Православной Церкви начался в конце 1980 - начале 1990 годов, когда Мукачевско-Ужгородской епархией управлял архиепископ Евфимий (Шутак). За несколько лет были возобновлены десятки православных церквей и монастырей, возродилось духовное образование в крае. В 1994 году из состава Мукачевско-Ужгородской епархии была выведена Хустско-Виноградовская епархия.

В 2000-2007 годах епархией в Мукачеве руководил епископ Агапит (Бевцик). В декабре 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви назначил епископом Мукачевско-Ужгородским Феодора (Мамасуева). Хустской епархией управляет архиепископ Марк (Петровцы).

На конец 2008 года на территории двух епархий Закарпатья насчитывается около 520 приходов и 35 монастырей. Действует духовная семинария в Иршаве и академия в Ужгороде. Издаются периодические издания «Православная летопись» (Мукачево) и «Духовная криница Карпат» (Хуст).

Приглашаем Вас, Ваших друзей, семью посетить святые места, где сошла Божья благодать…


Даты тура:
см. расписание туров
Длительность тура: 2 дня / 1 ночь
Маршрут: Львов - Ужок - Кострино - Малый Березный - Ужгород - Горцы - Четфалва - Колодное - Стебливка - Александровка - Бороняво - Хуст - Джублик - Мукачево - Свалява - Львов

ПРОГРАММА ТУРА:

1 день
Прибытие во Львов. 08.00- Выезд из Львова.
Переезд в Ужок, осмотр деревянной церкви . На границе трех стран, у живописного карпатского перевала вверх прижался один из самых деревянных храмов Украины - шедевр бойкивской сакральной архитектуры церковь св. Михаила (1745), которая занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переезд в Кострино , осмотр деревянной церкви . Украшением села есть деревянная церковь св. Покровы (1645), построенная в с.Сянки на Львовщине и в 1703 г. привезли на настоящее место.
Переезд в с.Малый Березный, молитва к чудотворной иконе.
Переезд в Ужгород, экскурсия по храмам . При осмотре города основной акцент сделаем на осмотр его храмов, в первую очередь осмотрим известный храм города - Кафедральный Крестовоздвиженский собор (1841), Синагогу (1904), Римо-католический костел св. Георгия (1775) и шедевр сакральной деревянной архитектуры лемковскую Михайловскую церковь (1777), перенесенную из села Шелестово в Закарпатский музей народной архитектуры и быта (скансен).
Переезд в Перечин, обед в ресторане "Подкова". Предлагаемое меню: борщ, куриный стейк, картофель запеченный с сыром и беконом, салат, блин, компот. Стоимость 85 грн.
Переезд в Горцы, обзор ротонды . В этом пригороде Ужгорода находится одна из старейших каменных храмов Украины, памятник архитектуры мирового значения - Горская ротонда (X-XIИI в.). Храм в плане шестиугольным, а внутри находятся уникальный стенопись (XIII в.) в стиле итальянской проторенессансной школы Джотто.
21:00 Позднее поселение в селе Четфалва, Береговский р-н. Ужин в усадьбах после поселения и состоит из блюд венгерской национальной кухни: бограч-гуляш, венгерские голубцы, сладости, вино/палинка, компот. Стоимость 75 грн.

2 день
Завтрак в усадьбах, предлагаемое меню: колбаса, сыр, лангош с джемом (похожи на оладьи), масло, хлеб, кофе/чай. Стоимость 55 грн.
Обзор церкви в Четфалве. Пограничное венгерское село у реки Тиса, в котором находится великолепный архитектурный ансамбль, удачно соединил в себе, оборонный каменный протестантский храм (XIV вв.) и современную деревянную церковь Святого Духа (2001). Украшением села также самая высокая в Закарпатье стройная готическая колокольня (XVIII в.).
Переезд в Колодное, обзор церкви. Здешняя церковь св. Николая (1779) является самой высокой и живописным из всех деревянных храмов Хустского района.
Обзор церкви в селе Стебливка. Небезразлична греко-католическая община этого села пытается восстановить один из самых совершенных образцов т.н. «Марамороской готики» церковь Рождества Богородицы (XVI в., 1797), которая сгорела в 1994 году.
Посещение монастыря в Бороняво. В этом известном паломническом месте можно увидеть Боронявский чудотворную икону Пресвятой Богородицы (1785) в Благовещенском Василианском монастыре.
Переезд в Хуст, обзор храмов . В столице Карпатской Украины, что славится своими живописными руинами замка (XI-XVI вв.), мы осмотрим жемчужину закарпатского сакрального строительства протестантский храм.
Обед в ресторане "Старый замок". Меню: салат овощной, солянка, картофель пюре с мясом по-венгерски, хлеб, чай. Стоимость - 90 грн.
Переезд в с.Джублик, обзор монастыря и молитва . Так называемое "Украинское Междугорье", известное паломническое место в Закарпатье, в котором находится монастырь Собора Пресвятой Богородицы, построенный на месте, где двум девушкам Елене и Марьянке в 2002 г. явилась Богородица. После этого в Джублыке с 2003 года началось кровоточения креста, а также это единственное место на земле где было появление Пресвятой Семьи. К этому паломническому месту из Львова идет самый длинный крестный путь в мире.
Вместо мощного замка в Мукачево, который Вы наверное видели несколько раз, предлагаем Вам посмотреть женский православный Николаевский монастырь (XIV в.), что построил князь Федор Корятович.
Обзор церкви в Сваляве . Столица минеральных вод Закарпатья скрывает от нас жемчужину деревянной сакральной архитектуры - церковь святого Михаила (1588), которая является одной из двух церквей такого типа в Закарпатье.
23:30 ориентировочное время прибытия во Львов. Отъезд ночным поездом в Одессу. (№107 Ужгород-Одесса)

СТОИМОСТЬ ТУРА:
895 грн.

В стоимость ВХОДИТ:
  • проезд автобусом туристического класса,
  • проживание,
  • сопровождение гида-экскурсовода,
  • экскурсионное обслуживание в туристических объектах,
  • страхование на время путешествия.
В стоимость НЕ ВХОДИТ и дополнительно оплачивается:
  • входные билеты в туристические объекты,
  • питания,
  • ж/д билеты
Стоимость входных билетов:
  • Ужгородский скансен: общий, пенсионный - 35 грн., Студенческий - 20 грн., Ученический - 15 грн.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме