Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Последствия чрезвычайных ситуаций. Виды ЧС

Последствия чрезвычайных ситуаций

социальный и экономический ущерб в результате воздействия возникших чрезвычайных ситуаций на население и территорию (облучение населения, обусловленное радиоактивным загрязнением местности, свертывание с-х и промышленного производства на загрязненных территориях и т.п.).


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Последствия чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    Последствия чрезвычайных ситуаций - социальный и экономический ущерб в результате воздействия источников ЧС на население и территорию … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов чрезвычайной ситуации; оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность. Одним из важных …

    Комплексная характеристика медико санитарного ущерба в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций, определяющая содержание, объем и организацию медико санитарного обеспечения населения. Включает данные по: величине и структуре… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Последствия природных ЧС Социальный, экономический и экологический ущербы в результате воздействия источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду. [ГОСТ Р 22.0.11 99] Тематики предупреждение природных чрезвычайных… … Справочник технического переводчика

    Последствия природных чрезвычайных ситуаций - Последствия природных чрезвычайных ситуаций: социальный, экономический и экологический ущербы в результате воздействия источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду... Источник: БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ… … Официальная терминология

    последствия природных чрезвычайных ситуаций - 3.8 последствия природных чрезвычайных ситуаций; последствия природных ЧС: Социальный, экономический и экологический ущербы в результате воздействия источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду. Источник …

    Ущерб, слагающийся из: стоимости валового внутреннего продукта или чистой продукции отдельных предприятий или отраслей, которые не были произведены пораженными (больными) при чрезвычайной ситуации в связи с временной утратой их трудоспособности,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ГОСТ Р 22.0.11-99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 22.0.11 99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения оригинал документа: 3.13 защита населения и его первоочередное жизнеобеспечение в природных чрезвычайных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    СП 11-107-98: Порядок разработки и состава раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства - Терминология СП 11 107 98: Порядок разработки и состава раздела "Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства: Авария опасное техногенное происшествиеСловарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    СП 11-113-2002: Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений - Терминология СП 11 113 2002: Порядок учета инженерно технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Землетрясения. Причины, последствия и обеспечение безопасности. Учебное пособие , А. Д. Потапов, И. Л. Ревелис, С. Н. Чернышев. В учебном пособии доступно, с цифрами и графиками, изложены основы инженерной сейсмологии, рассмотрен прогноз землетрясений и цунами, рекомендована система действий местных административных…
  • Землетрясения. Причины, последствия и обеспечение безопасности: Учебное пособие , Потапов А.. В учебном пособии доступно, с цифрами и графиками, изложены основы инженерной сейсмологии, рассмотрен прогноз землетрясений и цунами, рекомендована система действий местных административных…

Последствия чрезвычайных ситуаций определяются действием специфических поражающих факторов источников ЧС.

Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций – это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также промышленных объектов.

1. Динамические (механические) факторы источников ЧС: в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны возникают различные ранения и закрытые травмы.

2. Термические факторы: в результате светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха возникают ожоги, общее перегревание организма.

3. Радиационные факторы: в результате аварий на радиационно опасных объектах и применения ядерного оружия возникают острая и хроническая лучевая болезь.

4. Биологические (бактериологические) факторы: в результате аварии на биологически опасных объектах и при применении биологического оружия возникают массовые инфекционные заболевания и массовые отравления.

5. Химические факторы: в результате выброса аварийно опасных химических веществ, боевых отравляющих веществ, промышленных и других ядов вызывают разнообразные поражения.

6. Психоэмоциональные факторы приводят к нарушению работоспособности, психической и нервной деятельности.

Неблагоприятное влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит от: интенсивности и продолжительности воздействия.

Медико-санитарные последствия ЧС – это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер санитарных потерь, нуждаемость пострадавших в различных видах медицинской помощи, условия проведения эвакуационных мероприятий в зоне ЧС, санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС, выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом.

Пораженный в ЧС – это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери подразделяются на безвозвратные (люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации и пропавшие без вести) и санитарные (пораженные, оставшиеся в живых).

Структура санитарных потерь – это распределение пораженных по степени тяжести, характеру и локализации патологии, полученной в результате ЧС.

Факторы, влияющие на величину и структуру санитарных потерь:

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции безопасность жизнедеятельности структура дисциплины: два раздела первая медицинская помощь и безопасное поведение

Цель дисциплины знать признаки расстройств в человеческом организме которые могут привести к смерти уметь их устранять оказывать первую..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Химические факторы
Любое химическое вещество при определенных условиях может быть полезным для организма, а может нанести вред. 1. Кислоты (молочная, арахидоновая, угольная) и другие кислые п

Экстремальные состояния
Экстремальные (лат. extremus - крайний, предельный) состояния - это состояния крайнего или предельного напряжения организма. Они возникают при действии чрезмерно интенсивных

Терминальные состояния
Терминальные состояния – состояния, пограничные между жизнью и смертью. К терминальным состояниям относятся, состояние умирания, включающее несколько стадий, и начальные этапы постреанимационного п

Первая медицинская помощь при кровотечениях
При механической травме нередко нарушается целостность стенок кровеносных сосудов и возникает кровотечение. В зависимости от того, куда вытекает кровь, различают: наружные (напр

Способы временной остановки кровотечений
1. Поднятие поврежденной конечности уменьшает приток крови к месту травмы. 2. Максимальное сгибание конечности приводит к пережатию сосуда и уменьшает кровопотерю. 3. Пальцевое пр

Костно-мышечные травмы
Основными видами костно-мышечной травмы являются: переломы, вывихи, растяжение связок, контрактура и разрыв мышц. Перелом кости - это нарушение

Первая медицинская помощь при внезапной угрозе жизни
Причинами острой лучевой болезни (ОЛБ) являются воздействия на человека различных видов радиоактивного излучения (альфа-, бета-, гамма-, рентгеновского). Степень тяжести ОЛБ, главным образом, завис

Поражения электрическим током
Причинами поражения электрическим током являются нарушения техники безопасности, неисправности электроприборов, повреждения изоляции проводов и воздействие атмосферных разрядов (молния). Т

Основные группы токсических веществ
1.Ядовитые химические вещества небиологической природы (сильные минеральные кислоты, щелочи. соединения тяжелых металлов и мышьяка, фосфорорганические соединения). 2.Токсические продукты ж

Ядовитые растения
Растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, которые вызывают отравления у человека и животных, называются ядовитыми. В настоящее время описано более 10000 видов растений, которые мо

Ядовитые животные
Ядовитые животные содержат в организме вещества, ядовитые для человека и особей других видов. К настоящему времени описано около 5000 видов ядовитых животных. По данным ВОЗ в мире ежегодно от укусо

Некоторые признаки отравлений вследствие укуса животными и первая медицинская помощь
Медуза Жжение, боль, местный отек Промыть кожу проточной водой с мылом, наложить питательный крем Морской скат

Искусственная вентиляция легких (ИВЛ)
Для проведения эффективной ИВЛ необходимо восстановить проходимость дыхательных путей. Она может быть нарушена запавшим корнем языка или инородными частицами: кровью, рвотными массами и др. От запа

Техника непрямого массажа сердца
1. Пострадавшего укладывают на спину на жесткое основание. 2. Расстегивают поясной ремень и освобождают от одежды, стягивающей верхнюю часть живота и грудную клетку.

С наружным массажем сердца
Искусственная вентиляция легких и наружный массаж сердца проводятся так, как указано в пунктах 3.1 и 3.2. Если реанимационная помощь оказывается одним человеком, то необходимо после

Термические ожоги
В зависимости от глубины поражения кожи ожоги принято подразделятьна 4 степени: 1 степень - покраснение и отек кожи; 2

Аптечка домашняя
Наименование Форма выпуска Количество Назначение Бинт медицинский нестерильный Рулон

Виды чрезвычайных ситуаций
Различные чрезвычайные ситуации (ЧС) стали неприменными атрибутами жизни всех, без исключения, стран. По данным ВОЗ численность населения ежегодно подвергающегося воздействию поражающих факторов ЧС

Социально-политические
Деление это весьма условное, так как в процессе развития любой ЧС действуют не один, а несколько поражающих факторов, которые обладают взаимным влиянием и потенцированием. Выраженность последствий

Причины и сопутствующие условия возникновения техногенных катастроф
Вид чрезвычайной ситуации Дата Причина возникновения Условия развития чрезвычайной ситуации Гибель океанског

Последствия экологических чрезвычайных ситуаций
Обстоятельства катастрофы Дата Поражающий фактор Последствия Самопроизвольный взрыв емкости с жидкими высоко

Количественные характеристики потерь при некоторых чрезвычайных ситуациях
Вид чрезвычайной ситуации Дата Раненые Погибшие Землетрясение г. Ашхабад

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Горовиц (1980) в рамках посттравматической патологии выделил три основные группы симптомов: 1. чрезмерное возбуждение (нарушение сна, тревога, навязчивые воспоминания, фобическое избегание

Природные чрезвычайные ситуации
Природные катастрофы (стихийные бедствия) – это катастрофические ситуации, возникающие внезапно в результате действия природных сил, приводящих, как правило, к нарушению повседневного уклад

Виды работ после произошедшего землетрясения
1. Уточнение количества погибших и пострадавших. 2. Извлечение людей из завалов. 3. Локализация и устранение аварий. 4. Организация водоснабжения и питания пострадавших.

Специальная обработка пораженных
Радиационная авария – событие, которое могло привести или привело к не запланированному облучению людей или к радиоактивному загрязнению окружающей среды с превышением величины, регламентир

Безопасное поведение при экологических и социально-политических чрезвычайных ситуациях
Для социально-политических ЧС характерно наличие разнообразных видов опасностей в политической и экономической сферах, социальной и духовной жизни общества. Формируется социальная напряженность, ко

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий на основании постановле

Силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют: силы и средства федеральных органов исполнительной власти; силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, сил и средств органов ме

Введение

чрезвычайный безопасность экономический

В связи с ухудшением техногенной обстановки в России можно предположить, что во многих случаях отдельные, даже небольшие по масштабам чрезвычайные ситуации могут стать одной цепью, будут провоцировать и усиливать друг друга, а также вызывать прямые и косвенные последствия, проявляющиеся на макроэкономическом уровне. Подобные чрезвычайные ситуации в той или иной мере оказывают влияние практически на все сферы деятельности общества, а более всего на жизнедеятельность людей и природную среду. Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых главную роль играют экономические показатели и способы определения ущерба от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время большое внимание уделяется экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как главной составляющей системы обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий (в денежном исчислении) воздействия чрезвычайных ситуаций способствует правильному формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, населения и территорий от их последствий, что позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.

Изучение статистики техногенных и природных аварий и катастроф за пару последних десятилетий показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


1. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций


.1 Основные понятия


На сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия «экономические последствия чрезвычайных ситуаций».

В целом к ним относятся:

сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;

выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

потери объектов социально-культурной сферы;

сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

снижение уровня жизни населения;

косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;

расходы общества на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.

На практике же при оценке экономического ущерба внимание уделяется только прямым потерям материальных ценностей. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одной из целей закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

К данной проблеме применяются определенные понятия. К ним относятся:

Риск - величина, характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.

Опасность - это величина возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определения опасности объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, планировании размещения объектов на неизученной территории и т.п.) опасность приобретает потенциальный характер и выражается в стоимостной форме или процентах от стоимости объекта оценки.

Экономический ущерб - величина размера негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.

Уязвимость - величина размера экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, зависящая от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации.

Изучение и использование вышеперечисленных понятий сотрудниками органов государственный власти и управления обосновывает принятие управленческих решений в сфере деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению финансовыми и материально-техническими ресурсами.


.2 Методы оценки опасности от чрезвычайных ситуаций


Для оценки опасности могут быть использованы методы: экономико-статистический (статистический), экспертных оценок и комбинированный.

Экономико-статистический метод основан на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки. В результате обработки статистических данных строятся уравнения регрессии, отражающие изменения образующих ущерб признаков в зависимости от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Зная значение указанных факторов, можно определить возможный размер натуральных потерь. Умножая показатель потерь на соответствующий стоимостный показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба.

Метод экспертных оценок применяется при отсутствии необходимого количества статистических данных или малой изученности явления, то есть в условиях неопределенности. Его суть заключается в опросе мнений специалистов, имеющих опыт научных исследований по данной проблеме и практической работе в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба той или иной чрезвычайной ситуации. Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.


.3 Экономический ущерб


Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.

Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определять как совокупность потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.

На макроэкономическом уровне экономический ущерб от аварий, катастроф, стихийных бедствий помимо ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, дополнительно включает следующие элементы:

а) прямой экономический ущерб, состоящий из:

затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;

расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;

расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации;

затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;

затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;

расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т.п.;

затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

б) косвенный экономический ущерб государству, представляющий собой не определенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:

расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;

снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.


2. Обеспечение безопасности


.1 Формирование экономических механизмов обеспечения безопасности


Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.), позволяющих достигнуть рационального уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.

Основные критерии построения этих механизмов - развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.

В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;

функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;

возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующие предприятия и организации;

экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.

В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:

установлению экономической ответственности за риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;

формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;

совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


.2 Основные механизмы обеспечения безопасности


Основными элементами экономических механизмов следует считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование безопасности, систему стимулирования.

Экономические механизмы строятся на определенных уровнях безопасности - текущих (краткосрочных) и целевых, характеризующих современные научные представления о максимально возможном снижении риска чрезвычайных ситуаций по некоторым критериям. Недопустимо нарушать текущие уровни безопасности, которые в зависимости от конкретных условий могут стать основой для разработки системы ограничений на какую-либо деятельность. Это достигается государственной системой стандартов и норм, надзором, экспертизой и лицензированием.

В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите объектов экономики, населения, территорий от чрезвычайных ситуаций создаются территориальные и местные фонды безопасности.

Территориальные фонды безопасности формируются на предприятиях, на которых возможны чрезвычайные ситуации, а также при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ. Основными источниками территориальных фондов безопасности могут стать платежи предприятий за риск возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение технологических и технических параметров технологических процессов, аварийные выбросы (сбросы) АХОВ, РВ или других опасных веществ.

Местные фонды безопасности формируются на уровне краев, областей и наиболее опасных в отношении чрезвычайных ситуаций городов.

В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов.

В настоящее время в законодательном порядке утверждено обязательное государственное страхование ответственности опасных промышленных объектов экономики за причинение вреда при их эксплуатации. Так, статья 15 п. 1 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116 требует «…организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среды в случае аварии на опасном производственном объекте».

Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

Лицензирование производится в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам.

Государственный надзор и контроль в области защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Система стимулирования - это механизмы прямого действия, делающие для объектов экономики выгодным вложение средств в мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и по снижению их количества.

К ним относятся:

образование фондов безопасного развития предприятий;

установление льготного налогообложения прибыли, направленной на снижение риска возникновения аварии, катастрофы или экологического бедствия;

ускоренная амортизация систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных производств;

льготное кредитование и субсидирование предприятий.


3. Обеспечение мероприятий РСЧС


Обеспечение мероприятий РСЧС бывает: финансовое и материальное.

Финансовое обеспечение мероприятий РСЧС - это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.д.) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики.

Материальное обеспечение мероприятий РСЧС - это комплекс мероприятий по бесперебойному, полному и своевременному удовлетворению потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечению персонала органов управления по делам ГО и ЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения.

Организация финансового и материально-технического обеспечения РСЧС учитывает два режима ее функционирования - предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях. Большинство предупредительных мероприятий носят долговременный характер, требуют значительных капитальных вложений, не дают скорой отдачи и потому в условиях рыночной экономики не может финансироваться за счет иных источников, кроме бюджетных. Наиболее приемлемый способ целевого бюджетного финансирования - разработка и реализация государственных целевых программ, на что ежегодно выделяются средства в расходной части бюджетов федерального и (или) субъектов Федерации.

Действия в чрезвычайных ситуациях предусматривают проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление объектов жизнеобеспечения и оказание первоочередной помощи пострадавшему населению. Эти мероприятия носят экстренный характер и их невозможно осуществить без оперативного привлечения необходимых ресурсов в пострадавшие районы. Это достигается только путем заблаговременного создания чрезвычайных резервных фондов (федерального и субъектов Федерации), которые непосредственно не связаны с функционированием и состоянием экономики страны. Процесс их формирования основывается на социально-экономических механизмах. Таким образом, разработка и применение экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативной правовой системы, позволят значительно повысить уровень защиты объектов экономики, населения и территорий от аварий, катастроф, экологических бедствий и их последствий.


Заключение


Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10-15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта.

По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд. долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х гг. ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг. Суммарный ущерб за 90-е гг. приблизится к 400 млрд. долл. США. По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.

Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


Список литературы


1. Я.Д. Вишняков, В.И. Вагин, В.В. Овчинников, А.Н. Стародубец «Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Я.Д. Вишняков и др.]. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 304 с.

Васильчук МВ, Медведь МВ, Сачков ЛС Сборник нормативных документов по безопасности жизнедеятельности - М.: Феникс, 2000 г. - 896 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

3.1. Основные причины возникновения ЧС:

внутренние :

1. Человеческий фактор: недостаточная квалификация, ошибки персонала, нарушение трудовой и технологической дисциплины, ошибки при проектировании, ошибки при строительстве.

пренебрежение средствами индивидуальной защиты и безопасности,

наличие факторов дискомфорта в рабо­те, которые вызывают развитие утомления и перенапряжения человека.

К факторам дискомфорта в работе можно отнести: однообразную и монотонную работу, инфор­мационные перегрузки, давление фактора времени, недостаточную двигательную активность, внешние воздействия (шум, вибрация, температура);

По статистике, 70 % техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80 % авиакатастроф и катастроф на море свя­зано с человеческим фактором.

2. Сложность технологий

3. Износ оборудования, зданий, сооружений;

внешние :

1. стихийные бедствия,

2. внезапное прекращение подачи электроэнер­гии, газа, воды, технологических продуктов,

3. терроризм

3.2. Условия возникновения ЧС:

1. наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ);

2. действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

3. нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных живот­ных и угодий.

Стадии развития ЧС.

Любая ЧС проходит 5 стадий своего развития.

В качестве примера приведём стадии развития природного пожара:

I. Стадия зарождения - возникновение условий или предпосылок для ЧС. При этом происходит накопление отрицательных эффектов, приводящих к ЧС. Устано­вить момент зарождения очень трудно. НР: наступление пожароопасного периода в лесу, засуха;



II. Стадия инициирования - начало ЧС. На этой стадии очень важен челове­ческий фактор. НР: оставленный не затушенным костер

III. Стадия кульминации - стадия высвобождения основной доли энергии или вещества. На этой стадии отмечается наиболее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов ЧС. Одной из особенностей этой стадии является цепной характер разрушительного воздействия, вовлечение в про­цесс токсических, энергонасыщенных и других компонентов. НР: лесной пожар

IV. Стадия затухания - это локализация ЧС. НР: стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. с его локализации; окончание стадии затухания связано с тушением пожара;

V. Стадия ликвидации последствий. Ремонт, восстановление, возмещение ущер­ба. Продолжительность стадии различна: дни, месяцы, годы и десятилетия. НР: дальнейшая работа по ре­культивации земель и восстановлению лесных посадок. Спустя 80-100 лет может восстановиться лес, близкий к исходному типу, такой, какой был до пожара. Но может произойти и смена господствующих древесных пород. Например, на месте выгоревшего сосняка сформируется березняк, на месте ельника - осинник и т. д.

Последствия ЧС.

Наиболее характерными последствиями чрезвычайных ситуаций являются:

1. разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;

2. радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно-опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества;

3. химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих опасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества;

4. массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;

5. затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;

6. эпидемии, эпизоотии, эпифитотии - массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Для предупреждения и ликвидации ЧС сформирована Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (Поста­новление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

На каждом уровне РСЧС создаются

1. координационные органы (комиссии, созданные на соот­ветствующих уровнях)

2. постоянно дей­ствующие органы управления (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), региональные центры, территориальные и муниципальные органы, а также структурные подраз­деления организаций)

3. силы и средства,

3. резервы финансовых и материаль­ных ресурсов,

4. системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

Локальной - силами и средствами организации;

Муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

Межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

Межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполни­тельной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций создаются функциональные подсистемы в составе МЧС, МВД, Минобороны, Минздравсоцразвития, Минстроя и т.д. Например, функциональная подсистема в МВД призвана обеспечить общественный порядок в условиях ЧС; в Минздравсоцразвития созданы следующие подсистемы: службы медицины ката­строф, резервов медицинских ресурсов, надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и т.д.

Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС

Принцип заблаговременности

Мероприятия по предупреждению ЧС и максимально возможному снижению размеров ущерба от ЧС проводятся заблаговременно

Принцип учета особенностей

Планирование и осуществление мероприятий защиты от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС

Принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств

Принцип территориальности

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами органов управления той территории, на которой сложилась ЧС; при недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления

Принцип приоритетности

Вопросы защиты населения в ЧС имеют приоритет и являются важнейшей задачей государства и органов управления всех уровней

Ожидаемый вклад ФЦП в реализацию Государственной стратегии устойчивого развития РФ.

Направления и цели устойчивого развития

Вклад ФЦП в устойчивость развития РФ

Основные направления

Стратегические цели

Создание стабильной социально и экологически ориентированной экономики. Обеспечение устойчивых темпов роста ВВП.

1. Экономическое развитие

2. Экологическая безопасность

Стабилизация и улучшение качества окружающей среды. Сохранение и восстановление экосистем.

3. Социальное развитие

Научно обоснованное повышение качества жизни людей. Увеличение средней продолжительности жизни населения.

Повышение стабильности экономики: - сокращение количества аварий и катастроф на объектах экономики; - сокращение возможного максимального ущерба от ЧС и материаль-ных ресурсов на их ликвидацию до 2-3% ВВП; - вывод из эксплуатации или перепрофилирование предприятий, не от-вечающих действующим нормам промышленной безопасности.

Оздоровление экологической обстановки в стране: - управление комплексным риском в рамках строгих ограничений воз-действия на экосистемы; - переход на экологически чистые технологии; - повышение безопасности функционирования потенциально опасных объектов.

Улучшение социально-психологического климата в стране: - уменьшение на 30-40% социальных потерь от ЧС; - сохранение здоровья и увеличение средней ожидаемой продолжи-тельности предстоящей жизни человека; - ограничение и запрет на деятельность, при которой уровень риска превышает допустимое значение.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме