Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Постановления государя. Эдикт, или указ

Источники римского частного права - это способы (формы) выра­жения, закрепления и существования норм римского частного права. Виды источников римского частного права: « обычное право; » законы народных собраний;

постановления сената (сенатусконсульты);

эдикты магистратов (включая преторские);

* конституции императоров (эдикты, рескрипты, мандаты, декреты); » деятельность юристов.

По кругу субъектов, на которых распространялось римское част­ное право, можно выделить:

* источники цивильного права; » источники преторского права.

Обычное право - это совокупность правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их многократного традиционного применения и были санкционированны государством.

В отличие от простого обычая обычное право признается государ­ством и им же защищается. Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского права (священное пра­во - fas). Различались обычаи: предков, обычной практики (usus), жрецов и магистратов. Самым древним памятником обычного права Древнего Рима являются Законы XII таблиц (450 г. до н. э.).

Законы народных собраний и постановления сената. Развитие Древнего Рима потребовало более определенных и динамичных форм правообразования. На место обычного права пришел закон - «писаное право» (древние царские законы послужили основой для jus - свет­ского права).

В республиканский период (до I в. н.э.) все законы принимались только народным собранием и именовались «leges» (например lexAqui-lia - Аквилиев закон).

В эпоху принципата народные собрания потеряли былое значение, и законы стали издаваться сенатом («сенатусконсульты»). По суще­ству же это были распоряжения императора, утвержденные на заседа­нии сената.

Эдикт магистрата - это специальный акт, который издавался магистратом (консул, трибун, президы) при вступлении в должность. Особое значение имели эдикты магистратов, которые ведали судеб­ными делами (преторы). Цивильное право действовало только в отно­шении римских граждан. Однако в связи с тем, что со временем рим­ляне все больше стали вступать в деловые контакты с негражданами Рима, возникла необходимость в правовом регулировании данных от­ношений. Это достигалось путем издания специального акта особым должностным лицом Древнего Рима - претором (при вступлении его в должность сроком на один год). Совокупность данных эдиктов (пре­торские иски, а также особые средства защиты) и образовывала преторское право. В 143 г. был принят edictum perpetuum («постоянный эдикт»), разработанный известным юристом Юлианом.

Со временем эдикты преторов стали применяться и в тех случаях, когда старое цивильное право уже не могло должным образом справед­ливо урегулировать те или иные общественные отношения. Формально претор не имел права ни отменять, ни изменять положения старого права, однако претор мог лишить силы то или иное положение старого права и таким образом фактически ввести новое. К концу III в. раз­личие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Конституции императора. Окончательное укрепление император­ской власти привело к тому, что законом стало считаться только еди­ноличное распоряжение императора (конституции).

Различают четыре вида императорских конституций:

эдикты - общие распоряжения-императора ко всему населению;

рескрипты - ответы императора по отдельным вопросам и хода­тайствам;

мандаты - инструкции императора должностным лицам;

* декреты - решения императора по судебным делам.

Окончательное укрепление императорской власти и наступление эпохи абсолютной монархии (с III в. н. э.) привело к тому, что законом стало считаться только единоличное распоряжение императора ("конституции"). Различают 4 вида императорских распоряжений ("конституций"):

Эдикты – носили общий характер и обращались к населению;

Рескрипты – ответы императора на вопросы о толковании и применении права, исходившие от частных и должностных лиц;

Мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам;

Декреты – решения императора по спорным делам, рассмотренным им лично.

Названные формы правотворческой деятельности императора имеют различную юридическую природу. Легальная основа эдиктов и мандатов зиждется не столько на высшей власти императора, сколько на принадлежавшем всем магистратам праве издавать общие распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение. В соответствии с этим эдикты и мандаты теряли силу с окончанием функций издавшего их императора. Они также не формировали цивильного права, основой которого были республиканские законы. Напротив, поскольку декреты и рескрипты есть акты по толкованию и применению права, то их легальная основа выводится из этого, последнего. Поэтому действие декретов и рескриптов не может ограничиваться сроком, а так как в них интерпретируется и цивильное и преторское право, то и восполняют они обе эти системы. Описанное различие между формами выражения воли императора сглаживается во II в. н. э., когда действие конституций императоров выводится из их высшей власти. В период доминанта (с конца III в. н. э. до середины 4 в. н. э.) единственной формой законодательства становится императорский эдикт. Мандаты выходят из употребления, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отношении соответствующих дел.

Императорские конституции имели значительное влияние на развитие римского права главным образом потому, что в их разработке участвовали выдающиеся юристы. Существует несколько кодификаций императорских конституций: не официальные (составленные частными лицами) – Грегориана и Гермогениана; официальная – императором Феодосием.

4 Эдикты магистратов и их значение для выработки новой системы права

Эдикты магистратов – это специальный акт (программа), который издавался республиканским магистром при вступлении в должность и действовал до окончания его полномочий (1 год). Такой эдикт называется постоянным, в отличие от эдикта для конкретного случая.

Особое значение имели эдикты преторов, которые ведали судебными делами.

В своих эдиктах магистры излагали правила, которые будут лежать в основе их деятельности, указывали - в каких случаях будут даваться иски, а в каких нет, определяли порядок взаимоотношений с чужеземцами и т. д.

Первоначально эдикты издавались только на срок деятельности издавшего их магистра (претора), и поэтому при вступлении в должность новогомагистра эдикты менялись. Поскольку вновь вступивший в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, соответствовавшие жизненным условиям, со временем сложился определенный их массив, переходящий из эдикта в эдикт (переходящая часть), а в случае необходимости он дополнял эдикт новыми нормами (новая часть). Первоначально деятельность преторов сводится к проведению в жизнь принципов цивильного права посредством восполнения его пробелов. Лишь впоследствии усложняющийся оборот привел преторов к необходимости радикального корректирования цивильного права.

Разумеется, претор, да и никто другой, не был наделен правом, изменять или отменять источники цивильного права: законы и сенатусконсульты, кроме самих органов их издававших. Но в соответствии со своим должностным положением он мог разрешить конкретную правовую ситуацию вопреки норме цивильного права, существование которой как бы не замечалось. Эта, рассмотренная претором ситуация, включалась в эдикт: сначала в постоянный, а затем и в переходящую часть. В результате норма цивильного права становилась «мертвой», или, как говорили, превращалась в «голое право». Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавали новые нормы права.

В результате такой правотворческой деятельности преторов и др. магистратов, наряду с цивильным правом сложилась новая система норм – преторское право.

Правотворческая деятельность преторов продолжалась с 367 г. до н.э. (учреждение должности, претора, который имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане. Претор был высшим должностным лицом после консула, однако не подчинялся ему до II в. н. э. (т. к. магистраты не вмешивались в дела друг друга). В 129 г. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной; однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора прекратилась, и противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.

5 Деятельность юристов. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права

В древнейшее время юристами были жрецы – понтифы, составляющие как бы особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. С общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций от понтификов к светским знатокам права примерно с III в. до н. э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права. Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества. Юристы занимали (в прошлом или настоящем) высокое служебное положение и, благодаря как этому внешнему обстоятельству, так и выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву.

Деятельность римских юристов в республиканский период имела три основных направления:

Консультирование (respondere) – ответы по запросам частных лиц, а так же судей и должноситных лиц. Это был наиболее важной в правотворческом смысле вид деятельности, и не все юристы имели признанное ius respondendi, т.е. обязательно-рекоменда-тельной консультации по истолкованию права;

Составление и оформление письменных документов - рекомендательно-обязательных формул сделок, а так же действий по реализации наследственных прав (cavere). В эпоху рецепции из этого вида сформируется нотариальная функция юридической практики;

Руководство процессуальными действиями сторон (agere) – составление судебных формул, которые выражали существо иска, соответствовали требованиям права, и с которыми истец публично выступал в суде (но не ведение дел в качестве адвоката).

Подобная деятельность юристов не могла не оказать влияния на развитие и совершенствование древнеримского законодательства. Не имея законодательной власти, римские юристы, тем не менее, своей консультативной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Придавая своими толкованиям закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью. Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования. Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века нашей эры) и формальное признание. В этот период римская юриспруденция достигла особого расцвета (это эпоха классических юристов, классического права). Император Август предоставил наиболее авторитетным юристам право давать официальные ответы (respondere) , которые были обязательны для судей (и других лиц, применявших право), как и императорские толкования. Форма ответов представляла собой письменное обращение к судьям, либо устную консультацию, запротоколированную при свидетелях. В обоих случаях ответы скреплялись печатью. Со временем значение источника права приобрели и ответы юристов, содержащиеся в литературе, причем рескриптом императора Адриана провозглашалось право судьи выбирать из нескольких наиболее правильное, с его точки зрения толкование.

С конца III в. н.э. окончательно утверждается приоритет императорского законодательства, и правотворческая деятельность юристов утрачивает самостоятельное значение. Однако response классических юристов сохраняет силу. В этот период действую два типа источников права: императорское законодательство и право, созданное прежним законодательством (XII таблиц, постановления народных собраний, сенатусконсульты, эдикты преторов, акты императоров), интерпретированное классическими юристами. Своеобразие заключалось в том, последняя масса источников применялась в судах не непосредственно, а в той форме, в какой она была зафиксирована в юридической литературе (применение источников непосредственно в силу их огромного числа – и отчасти архаичности – представляло определенные трудности). К этому времени императоры перестали предоставлять юристам право толкования, поэтому различие между юристами, имевшими такое право и его не имевшими, утратило силу. Во внимание принимались сочинения, как тех, так и других, например, Папиниана, имевшего право ответа, и Гая, не имевшего его, вследствие чего литературный материал, служащий источником права, стал значительно обширнее и потому сложнее в применении.

Конституции императоров

Принцепс (лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.

Различалось несколько видов императорских конституций:

    эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;

    декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;

    рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;

    мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.

Конституции римских императоров у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi, действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора и отличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последней чертой эдикт стоит близко к другому виду – мандату или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов.

Мандаты, подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора и должны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении их предписаний. Другие два вида конституции составляют проявления судебной деятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Из них декреты, подобно преторским актам того же имени, являются непосредственными судебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы, обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответами юристов, имевших так назыв. jus respondendi. Право частных лиц на обращение к императору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli, praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имели его и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes, suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola – форма, употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо на самой просьбе, в subscriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всех этих видов императорских конституций не является выражением законодательной власти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеру установления и первоначальной формы империи.

Правомерной формой законодательства оставался, за почти полным прекращением роли народных собраний, сенатусконсульт, который мог быть издан и по предложению (oratio) императора. Однако, со времени Адриана юриспруденция признает за всеми видами конституции безусловную силу закона (legis vicem), а силу сенатусконсульта видит уже не в нем самом, а в вызывающей его oratio императора. Императорская власть получает, таким образом, законодательные функции, и все ограничения последних теряют свое значение; юриспруденция относит постановления императоров не к jus honorarium, a к jus civile. Упадок юриспруденции с III столетия и сосредоточение законодательства в руках императора ведет к непомерному росту двух из названных видов конституции – эдиктов и рескриптов.

Эдикт становится общей формой императорских законов и обнимает все другие – обращение к народу (эдикт в старом смысле), к чиновникам (мандаты) и к сенату (orationes), отчего и получает название edictum или lex generalis. Рескрипт, оставаясь формой аутентического толкования законов, поглощает собой декрет. Постепенно увеличиваясь в числе (со времени Диоклетиана мы имеем, напр., до 1000 рескриптов), оба эти вида возбуждают вопрос о взаимном отношении содержащихся в них узаконений. Раньше все виды конституции имели одинаковую силу закона, обязательного для всех, и только тем из них присваивалось ограниченное действие предписания, касавшегося лишь данного дела, в которых об этом было специально упомянуто (так назыв. constitutio personalis). Коллизии отдельных решений с общими законами заставили сделать попытку иначе определить это отношение. Константин объявил недействительными все рескрипты, которые были несогласны с общим правом; Аркадий ограничил силу рескриптов только делами, по поводу которых они были изданы. Валентиниан III и Юстиниан снова, однако, расширяют значение рескриптов. Первый признает общую силу за теми из них, в которых сказано, что они имеют общеобязательное значение, а второй – и за теми, в которых вообще содержится толкование действующего права.

Окончательное разграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию. Общие конституции (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции (С. personales) – обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica, занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.

Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные.

В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. Зарабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.

Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса – это отличительные признаки римского частного права.

Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

В составе римского права различают отдельные системы – цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право.

Древнейшее римское право называлось ви-ритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.

Право преторское – система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.

Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.

В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.

В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория – требование морали.

Понятие лица и правоспособности в Римском праве

Для того чтобы выступать полноправным субъектом в сфере частного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств (состояния, статусов); его состояние свободы или несвободы состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п., ею положение в римской семье. Отсутствие, какого бы то ни было статуса, не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, обладающее всеми тремя статусами:

Status libertatis, находящееся и свободном состоянии;

Status civitatis, принадлежащее к римскому гражданству;

Status familiae, занимающее особое положение в римской семье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной дееспособностью.

Дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям.

1) jus conubii - право вступать в полноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов семьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия;

2) jus commcrcii - право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные предусмотренные сделки;

3) testamenti factio -- обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию;

4) legis actio - право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом формами охраны своих интересов. Все эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д.

Отсутствие однозначного обладания каким-либ

Вещи главные и побочные. Вещами побочными или придаточными (accessorium) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому положению последней. Основными ви­дами побочных вещей считались: части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Ког­да вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого. Та­ким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи подчиня­ло их ее юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие различия: а) если соединение сопровожда­лось изменением сущности включенной вещи или нераздельностью получен­ного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника, например, растворенное вино; б) если ни присоединен­ная, ни главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при выделении вещи,присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее юридическое положение присоеди­ненной вещи.

Так, согласно законам XII таблиц, при застройке чужого бревна в здание собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока собст­венник дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось самостоя­тельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).

Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность; принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи; однако лишь при совместном использова­нии той или другой вещи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, уста­навливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хо­зяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсю­да афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещио).

Плоды. Плодами естественными считались прежде всего органические произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, деревья), так и в животном (шерсть, мо­локо).

Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но большинство относило продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному строительству.

Плоды делились на: a) fructus pendentes - плоды, еще соединенные с про­изводящей их вещью; б) fructus separati - плоды, уже отделенные от произ­водящей их вещи; в) fructus percepti - плоды, не только отделенные, но и за­хваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь подразделялись на fructus exstantes - плоды, наличные в натуре и fructus con-sumpti - плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различа­ли еще категорию плодов - fructus percipiendi, несобранных по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации вещи.

Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи (п. 199).

При истребовании вещи собственником путем виндикационного иска на­личные плоды всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав собственника вещи было объяснено на основе анализа римских источников Л.И.Петражицким, доказавшим, что ограждая добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им пло­дов римское право стремилось обеспечить устойчивость хозяйственных от­ношений охранить лицо, неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью от обременительной обязанности возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадле­жат тому, кто их потребил.

Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расшире­но и обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естествен­ным путем так и получаемый на основании особых правоотношений по пово­ду плодоприносящей вещи, например, проценты, получаемые с капитала.

Элементы владения.

Анализируя состав фактического отношения лица к вещи при владении, римские юристы различали два элемента: а) субъ­ективный - animus possidendi - намерение или воля владеть вещью, для се­бя, на себя и б) объективный - corpus possessionis - реальное господство над предметом владения.

Наличие первого элемента не требует особых форм проявления, а всегда предполагается, если существует второй, т.е. фактическое господство лица над вещью. Это предположение, что владеющий вещью имеет волю владеть ею на себя, может быть, однако, опровергнуто особым доказательством про­тивного. В спорных случаях обращаются к основанию приобретения владе­ния, к его causa (п. 171).

Второй (объективный) момент владения corpus possessionis в первона­чальном своем значении представлял физическое соприкосновение лица с вещью, материальное или телесное проявление господства и власти над ней. В отношении движимых вещей это был захват и держание их рукой - manu capere, tenere, в отношении же земельных участков, кроме вступления на участок, оседания и освоения (stare и sedere), также - отграничение зе­мельных участков от соседних или принятие мер по их охране, так называе­мый custodia.

Понятие права частной собственности

В каждую историческую эпоху собственность отражает всю систему социально-экономических отношений. Формы собственности и ее разновидности соответствуют сложившейся социально-экономической системе на всех ее уровнях. Стремление дать определение собственности как независимого отношения, особой вечной категории вне её исторического развития, отрывает ее от реальной экономической системы.

Понятия собственности и права собственности одни из древнейших юридических понятий, поэтому неполным будет рассмотрение термина права собственности, если не заглянуть в его исторические корни, не рассмотреть его развитие в отдельных странах мира.

Еще при правлении царя Хаммурапи в период 1792-1750 гг. до н.э. в одном из первых сборников законов понятие собственность не только имело место быть, но и разделялось на различные виды. Так земли были царские, храмовые, общинные, частные. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Земли могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких либо ограничений со стороны общины источники не упоминали.

Еще один исторический источник права Законы Ману в Древней Индии, создание которых предположительно датируется в период между II в. до н.э. и I в. н.э., уже хорошо различает разницу между собственностью и владением при этом, охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы Ману указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца переходит в собственника.

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов собственности Законы называют землю, но Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значимым из него было: рабы, скот, инвентарь. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. За незаконное присвоение чужой собственности налагался большой штраф.

Родоначальником и основополагающим источником права всех стран было Римское право. Значение Римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существующих правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.) . Определение права собственности, заимствованное многими кодификациями, было дано римскими юристами.

Они понимали под собственностью наиболее полное, наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или правом. Основные положения были изложены в законах XII таблиц. Итак, понятие права собственности формируется и развивается уже давно, древние источники оказали большое влияние на современное право, и фактически лежат в его основе.

Договор -соглашение двух или более лиц об установлении какого-либо обязательства. Первоначально договор именовался контрактом.Контракт заклю­чался в строго установленной форме итолько при ее соблюдении признавался и защищался квиритским правом. Со временем дого­ворами стали также считаться неформальные соглашения лиц. Такие соглашения именовалисьпактами и, в отличие откон­трактов, первоначально не пользовались исковой защитой, так какзаключались без соблюдения, установленной процедуры. Лишь в более позднее время ряд пактов получил защиту. В любом дого­воре выражается воля двух сторон, поэтому договор - это сделка двусторонняя. "Лабеоном в первой книге эдикта городского претора опреде­лено, что контракт влечет обязанность (обязательство) обеим сторонам, что греки называют синаллагма (обоюдный), это ку­пля или продажа, найм или товарищество" (Д.50.16.19). В то же время в зависимости от того, устанавливалась ли обя­занность только на одной стороне или же на обеих, договоры делились на односторонние и двусторонние (синаллагматиче­ские). Пример одностороннего договора - это договор займа. Обязанности в данном договоре лежат только на заемщике, так как он обязан в срок вернуть сумму займа. Заимодавец же ни­каких обязанностей не несет, а имеет лишь права: получить в срок сумму выданного займа. Пример двустороннего договора - договор купли-продажи. По дан­ному договору продавец несет обязанности по передаче иму­щества, а покупатель обязан своевременно оплатить получен­ное им имущество.

Порядок принятие наследства

Имущество собственника стано­вится наследственным с его смертью. Этот факт означает открытие наследства, являющееся условием преемства в имущественных правах и обязанностях наследодателя как закон­ами наследниками, так и указанными в завещании. Момент открытия наследства и момент вступления в него совпадал для sui heredes («свои наследники» по цивильному преторскому праву), а также для наследников первой очереди, проживающих совместно с наследодателем до его смерти (по праву Юстиниана). Все они обязывались законом к приня­тию наследства, поскольку переход имущества к указанный лицам означал оставление его в семье наследодателя. Поэтому они называлисьобязательными наследниками (heredes necessarii).

Прочие наследники, не являясь членами семьи наследода­теля, не обязывались к принятию наследства. Это зависели от их собственного усмотрения, в связи с чем они именовались добровольными наследниками (heredes voluntarii). Для них открытие наследства означало возникновение прав, на принятие наследства, которое могло быть и осуществлено.

По цивильному праву наследство принималось добровольными наследниками одним из двух способов:

› торжест­венным заявлением в присутствии свидетелей или

› конклюдентными действиями (определенно свидетельствующими о соответствующем решении, например, ремонт дома, являющегося составной частью, наследственной массы). По преторскому праву принятие наследства оформлялось вводе во владение, а по Кодификации Юстиниана достаточно было подачи соответствующего письменного заявления в магист­рат.

Личные сервитуты (servitutes personarum)

221. Узуфрукт. Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью. Основными видами личных сервитутов были: ususfructus, usus, habitatio, operae servorum vel animalium.

Ususfructus - самое обширное право пользования чужой вещью. Уполномоченный назывался узуфруктуарием и мог пользоваться как самой вещью (uti), так и извлекать из нее плоды (frui), не повреждая и не изменяя самой вещи, - ususfructus est ius alienis rebus utendi fruendi, salva rerum substantia (D. 7. 1. 1). Узуфрукт является правом пользования и извлечения плодов из чужих вещей при сохранении в неприкосновенности их хозяйственного назначения. Имеющий это право должен был пользоваться вещью, как подобает хорошему хозяину - doni viri arbitratu, - и соблюдать все правила пользования (D. 7. 1. 13. 4. сл.). Пользователь становился собственником естественных плодов с момента сбора их - perceptio. Пока действовал узуфрукт, собственник не имел права на доходы от вещи, и его собственность была голой - nuda proprietas. Он мог передать право собственности другому лицу, заложить или обременить ее другим сервитутом, но так, чтобы от этого не пострадал узуфрукт. Предметами узуфрукта могли быть вещи, пользование которыми возможно было без потребления или уничтожения их (хотя это правило не всегда выдерживалось).

Узуфруктуарий (имеющий право узуфрукта) мог принимать определенные обязанности, установленные формально устными договорами - stipulatio. Он должен был заботиться о поддержании постояннойдоходности вещи, обращаться с ней заботливо и охранять от повреждений. Все затраты на вещь нес узуфруктуарий, в том числе повинности и подати (D. 7. 1. 65). При возвращении вещь должна была быть в состоянии, годной для дальнейшего правильного пользования ею. В обеспечение выполнения этих обязанностей, а также возвращения предмета узуфрукта после смерти узуфруктуария было введено преторское обеспечение путем стипуляции - cautio usufructuaria (D. 7. 9). Исключение из этой обязанности делалось для узуфрукта отца над имуществом сына.

Узуфрукт мог принадлежать в идеальных долях нескольким лицам. Могло существовать и пользование одной какой-либо определенной частью, при общей собственности на все ее другие части, - partes pro indiviso, ususfructus (D. 7. 1. 5. 49). Это - единственный сервитут, при котором допускалось такое деление. Как чисто личный сервитут узуфрукт не подлежал ни наследованию, ни отчуждению, однако осуществление личного пользования (но не права) могло быть отчуждено (D. 23. 3. 66; D. 7. 1. 67). Со смертью узуфруктуария ususfructus прекращался и наследники были обязаны собственнику возвратить предмет пользования.

Dominus fructuario praedium, quod ei per usumfructum serviebat, legavit, idque praedium aliquamdiu possessum legatarius restituere filio, qui causam inofficiosi testamenti recte pertulerat, coactus est: mansisse fructus ius integrum ex post facto apparuit (D. 7. 1. 57).

(Собственник отказал плодопользователю участок, который служил ему узуфруктом, но отказополучатель был вынужден возвратить этот самый участок, которым он провладел некоторое время, сыну (умершего), который правильно провел процесс о нарушающем обязанности завещании; оказалось, однако, из последующих фактов, что право извлечения плодов сохранилось в неприкосновенности.)

В классический период истории римского права возникла тройная система источников права : цивильное право, "преторское право" и "право народов". Акты императорской власти: эдикты, рескрипты, декреты, мандаты.

В III веке до н.э. - III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела - тройная) система источников права.

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения (edictum novurn) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" (aegitas) или на "естественный разум" (naturalis ratio). Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юлиана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта" (edictum perpetuum). Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции ) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты - общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3) Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Тренировочный комплект заданий, представленный на этой странице, поможет учащимся 11 класса, которые готовятся принять участие в олимпиаде по обществознанию. В ходе подготовке, мы предлагаем им ответить на тестовые вопросы и решить несколько заданий. Это поможет школьникам обобщить и углубить материал, который они изучили на уроках. Кроме этого учащиеся узнают, готовы ли они к олимпиаде.

Учитель сможет использовать представленный комплект заданий на уроках, тем самым помогая ученикам 11 класса к олимпиаде по обществознанию. Ответы и решения ко всем вопросам и заданиям вы найдете внизу страницы.

Олимпиада по обществознанию 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Выберите из предложенного списка типы налоговых ставок:
А) прямая
Б) регрессивная
В) косвенная
Г) прогрессивная
Д) пропорциональная

2. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу:
А) рационально-легальная
Б) тоталитарная
В) демократическая
Г) харизматическая
Д) традиционная

3. Назовите обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную
ответственность:
А) беременность
Б) необходимая оборона
В) обоснованный риск
Г) алкогольное опьянение
Д) исполнение приказа или распоряжения

4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики
государства:
А) изменение процентных ставок по кредитам
Б) изменение ставок рефинансирования
В) изменение ставки налога
Г) изменение государственных расходов
Д) покупка или продажа государственных ценных бумаг

5. Что характеризует общество как динамичную систему?
А) наличие общественных отношений
Б) сохранение связи с природой
В) наличие социальных институтов
Г) самоорганизация и саморазвитие

6. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
А) выводы, полученные научным путем
Б) суждения, лишенные субъективных оценок
В) исчерпывающее знание о предмете
Г) экспериментально установленные факты

7. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
А) объяснительная
Б) прогностическая
В) социальная
Г) мировоззренческая

8. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
1 — Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
2 — Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
А) верно только первое суждение
Б) верно только второе суждение
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

9. Необходимым условием развития рыночной экономики является
А) устранение неравенства доходов населения
Б) увеличение расходов государственного бюджета
В) частная собственность на средства производства
Г) превышение предложения над спросом

10. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это
А) банковский процент
Б) прибыль
В) бонус
Г) дивиденды

Открытые вопросы

Вопрос 1
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Вопрос 2
Назовите общее понятие для приведенных ниже:
— Смерть одного из супругов, объявление одного из супругов умершим, расторжение брака в органах ЗАГС, расторжение брака в судебном порядке.
— Рационализация власти; дифференциация социальных; государственных и гражданских структур; повышение уровня политического участия.

Вопрос 3
Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
— Эдикт, рескрипт, мандат, декрет.
— «Старый порядок и революция», «О пенитенциарной системе в США и ее применении во Франции», «О демократии в Америке», «Соображения о представительном правлении».

Вопрос 4
Среднестатистический потребитель тратит: на продовольственные товары 50%, на непродовольственные товары 40% и на услуги 10% своего бюджета. Определите новое значение ИПЦ (индекса потребительских цен), если за год цены на продовольственные товары упали на 10%, цены на непродовольственные товары выросли на 25%, цены на услуги упали на 10%.

Вопрос 5
Предположим, что стоимость немецкого экспорта в евро не изменяется, также не меняется стоимость немецкого импорта в долларах, возрастёт ли чистый экспорт Германии в случае 3% обесценения евро относительно доллара? Поясните свой ответ (2–3 предложения).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме