Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка. Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка Порядок оформления выплат

Вопрос опеки всегда остро обсуждается в обществе, что обусловлено не только сложившейся ситуацией для возникновения опекунства, но и наличием вопросов, связанных с выплатами опекунам, и с началом нового года в этом плане наиболее актуально звучит вопрос: «Какие выплаты опекунам в 2020 году предусмотрены законом?».

Лица, устанавливая опеку над детьми либо над недееспособными, берут на себя определенные обязательства, касающиеся их содержания и представления интересов. При этом опекунам на содержание подопечного ежемесячно выделяется установленная сумма денежных средств, поскольку необходимо приобретение вещей, а для несовершеннолетних подопечных также игрушек, школьных принадлежностей и т.д. Так какие выплаты опекунам ожидаются в 2020 г.?

Пособия опекунам

Выплаты опекунам в 2020 г., как и в 2019 г., устанавливаются законом и подразделяются на:

  • Единовременное пособие , выдаваемое после завершения процедуры установления опеки, размер которого зависит от количества детей и степени их нуждаемости, и выдается только на их содержание. Но когда в семью на воспитание передано два и более ребенка, оно выплачивается на каждого. Единовременное пособие опекунам несовершеннолетних детей до февраля 2020 года составляет 133 559 рублей 35 копеек . Указанный размер ежегодно индексируется (). При этом опекун может рассчитывать на личное, дополнительное пособие.
  • Ежемесячное пособие . Опекуны, являясь представителями своих подопечных, обязаны заниматься их воспитанием и представлением законных интересов, материальную сторону вопроса частично берет на себя государство. Оно обеспечивает опекаемого до достижения им 14-летнего возраста, размер пособия устанавливается в регионе проживания.

Детское пособие до 1.5 лет рассчитывается на основе среднего заработка за 2 календарных года, которые предшествовали году наступления отпуска по уходу за ребенком, и вычисляется по формуле: П = СЗ × 30.4 × 0.4, где:

  • П - размер ежемесячной выплаты до 1.5 лет;
  • СЗ - средний дневной заработок получателя за 2 предыдущих года;
  • 30.4 - среднее количество дней в месяце в расчете на год (365 дней (или 366, если год високосный) / 12 месяцев = 30.4 дня);
  • 0.4 - 40% от средней зарплаты.

Так, опекунам на начало 2020 г. предусмотрены следующие выплаты:

  • для неработающих – 3 277 рублей 45 копеек на первого, и 6 554 рубля 89 копеек на второго и последующих детей;
  • для работающих – 40% от среднего заработка, но не более 27 984 рубля 66 копеек.

Пособие назначается и выплачивается по месту проживания опекуна и его подопечного.

Сроки выплат пособий:

  • единовременное пособие оформляется, если за ним обратились не позднее 6 месяцев после вынесения решения об установлении опеки, тогда оно назначается в течение 10 дней с даты приема заявления с необходимыми документами;
  • ежемесячное пособие назначается, если за ним обратились не позднее 6 месяцев после вынесения решения об установлении опеки, тогда оно выплачивается за весь период, в течение которого опекун имел право на выплату пособия.

Вопросы о том, какие льготы и выплаты положены опекунам, имеют регламентированный характер и закреплены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ, а также в Приказе Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н. Что касается размера пособия опекунам в 2020 году, то он устанавливается соответствующим постановлением Правительства РФ.

Социальные льготы

Важно: помимо выплат и пособий, государством также предоставляются льготы опекунам в сфере труда и налогообложения, а также льготы, положенные лицам, опекающим ребенка-инвалида.

Трудовые льготы

  • декретный отпуск , пока подопечный не достиг 3-летнего возраста (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, ст. 256 ТК РФ);
  • отпуск по болезни опекаемого ребенка возрастом до 7 лет – на весь период болезни, с 7 лет – до 15 дней по каждому случаю заболевания;
  • опекун вправе иметь неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (ст. 93 ТК РФ);
  • не работать в ночное время при наличии детей в возрасте до 5 лет (ст. 96 ТК РФ);
  • имеет возможность получить 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, если подопечный ребенок – инвалид (какие льготы детям-инвалидам предусматривает государство?) (ст. 262 ТК РФ);
  • ежегодный оплачиваемый отпуск, который должен предоставляться по его желанию и в удобное для него время, если опекаемый ребенок – инвалид (ст. 262.1 ТК РФ);
  • предоставление части ежегодного оплачиваемого отпуска (не менее 14 дней) при поступлении несовершеннолетнего подопечного в ССУЗ или ВУЗ, расположенном в иной местности, для его сопровождения. Если в семье два или более детей, то отпуск предоставляется для каждого из них один раз (ст. 322 ТК РФ).

Налоговые льготы

Важно отметить, что лицам, оформившим опеку, предоставляется право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты из базы НДФЛ:

Стандартный налоговый вычет исчисляется, если на обеспечении находится несовершеннолетний подопечный. Это означает, что с суммы заработной платы не взимается подоходный налог 13%;

Вычеты на детей предоставляются в следующих размерах:

  • 1 400 руб. - на первого и второго взятого под опеку;
  • 3 000 руб. - на третьего и последующих;
  • 6 000 руб. - на подопечного-инвалида.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному опекуну (п. 4 ч. 1 ст. 218 НК РФ).

Социальный налоговый вычет исчисляется за обучение подопечных по очной форме обучения (п. 2 ч. 1 ст. 219 НК РФ).

Имущественный налоговый вычет исчисляется при приобретении жилья или земельных участков для строительства жилья в собственность своих подопечных (ч. 6 ст. 220 НКРФ).

Льготы по уходу за ребенком-инвалидом

  • возможность получить скидку 50% на оплату коммунальных услуг и за пользование жилым помещением;
  • возможность получить земельный участок для строительства жилья или подсобного хозяйства безвозмездно .

Льготы и пособия, положенные опекунам, способствуют улучшению условий содержания и развития подопечных. Перечисленные льготы и пособия закреплены законом и являются обязательными к применению на территории России.

В заключение необходимо отметить, что права опекунов и их подопечных находятся под защитой закона.

Из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:

  • при опеке необходимо не только заниматься воспитанием детей, но и создавать соответствующую обстановку для их развития;
  • средства на содержание детей предоставляет государство;
  • для осуществления опеки положены пособия и выплаты;
  • опекаемым лицам также направляются соответствующие пособия и выплаты;
  • по характеру пособия могут быть разовыми, временными либо постоянными.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944
"О порядке предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, при этом размер выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц, на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, - не менее 2500 рублей в месяц.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации осуществлять предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предусмотренных на эти цели Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

методику распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2010 г.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации в месячный срок разработать и утвердить:

форму соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

форму отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с государственной поддержкой детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная из федерального бюджета.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять законы и (или) иные нормативные правовые акты, обеспечивающие увеличение ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Правила
предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, в том числе переданных на воспитание в семьи граждан до 1 января 2008 г., а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее соответственно - субсидия, выплаты).

2. Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление выплат, если родители ребенка неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений.

3. Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации для осуществления выплат, на основании соглашения о предоставлении субсидии субъекту Российской Федерации, заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации с субъектом Российской Федерации, предусматривающего условия предоставления субсидии и обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с содержанием детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю.

6. Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии не может быть выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства и определяется по следующей формуле:

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

методикой постановлением

Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий, определяемый по следующей формуле:

,

C - объем субсидий, предусмотренных Федеральным законом

Суб - количество субъектов Российской Федерации;

Оценка расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, связанного с содержанием детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, определяемая по следующей формуле:

Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество детей, находящихся на воспитании в приемных семьях в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

- районный коэффициент

Базовый (минимальный) размер средств для расчета вознаграждения, причитающегося приемному родителю, с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 3155 рублей в месяц.

Размер уровня финансирования обязательств субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации указывается в соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

6.1. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из достижения целевых значений показателей количества детей, переданных на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, а также доли детей, переданных на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей. Целевые значения показателей указываются в соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство образования и науки Российской Федерации отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с государственной поддержкой детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная из федерального бюджета.

8. При установлении Министерством образования и науки Российской Федерации нарушения условий предоставления субсидий, в том числе недостижения показателей эффективности субъектами Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации приостанавливает (сокращает) в установленном им порядке предоставление субсидий на основании предложений Министерства образования и науки Российской Федерации, представленных в Министерство финансов Российской Федерации.

В случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Методика
распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящая методика устанавливает порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью частичного возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

2. Размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, определяется в пределах объема средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, из расчета ежемесячной выплаты семье опекунов (попечителей) или приемной семье на содержание 1 ребенка в размере до 4000 рублей и ежемесячной выплаты на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере до 2500 рублей до применения к этим выплатам районного коэффициента.

При определении размера субсидий учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, определяется по следующей формуле:

,

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (тыс. рублей);

Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, указанные в пункте 1 настоящей методики, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество детей, находящихся на воспитании в приемных семьях в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, указанные в пункте 1 настоящей методики, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество приемных семей в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670;

Районный коэффициент в субъекте Российской Федерации;

- районный коэффициент к заработной плате, установленный за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, в субъекте Российской Федерации;

Базовый (минимальный) размер выплат, предусматриваемых на содержание 1 ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или в приемной семье;

Базовый (минимальный) размер средств для расчета вознаграждения, причитающегося приемному родителю, с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 3155 рублей в месяц;

С - объем субсидий из федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с содержанием 1 ребенка в семье опекуна (попечителя) или приемной семье, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю;

1. В преамбуле слова «с пунктом 5 статьи 150» заменить словами «с пунктом 3 статьи 148».

2. В части 2 статьи 1 слова «в образовательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях» заменить словами «в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях».

3. Статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовое регулирование назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Уставом города Москвы, законами города Москвы от 26 декабря 2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа», от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.».

4. В статье 3:

«1. Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.»;

2) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), если опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».»;

3) в части 3 слова «в образовательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях» заменить словами «в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях”.

5. Часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«1. Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, наделенными отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы (далее - органы местного самоуправления), по месту жительства подопечного.».

6. В статье 6:

1) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются на основании заявления, которое опекун (Попечитель) подает в орган местного самоуправления по месту жительства подопечного. В случае назначения ребенку нескольких опекунов (попечителей) за назначением денежных средств обращается только один опекун (попечитель) в соответствии с постановлением органа местного самоуправления об их назначении. При отсутствии согласия между опекунами (попечителями) вопрос, кто обращается за установлением денежных средств, решается органом местного самоуправления. К заявлению прилагаются следующие документы:»;

2) в пункте 2 слова «органа опеки и попечительства» заменить словами «органа местного самоуправления»;

3) в пункте 4 слова «органом опеки и попечительства» заменить словами «органом местного самоуправления».

7. В статье 7:

1) в части 1 слова «распоряжения органа опеки и попечительства» заменить словами «постановления органа местного самоуправления»;

3) в части 3 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слово «распоряжения» заменить, словом «постановления»;

4) в части 4 слово «Распоряжение» заменить словом «Постановление», слова «органом опеки и попечительства» заменить словами органом местного самоуправления»;

5) часть 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) установление опеки (попечительства) над ребенком, не относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»;

6) в части 7 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слово «распоряжении» заменить словом «постановлении».

8. В статье 8:

1) в части 1 после слова «подопечного» дополнить словами «назначаются и», слова «органом опеки и попечительства распоряжения» заменить словами «органом местного самоуправления постановления»;

2) в части 2 слова «органом опеки и попечительства распоряжения» заменить словами «органом местного самоуправления постановления»;

3) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. В случае установления над ребенком предварительной опеки (попечительства) денежные средства на его содержание назначаются и выплачиваются временному опекуну (попечителю) на период предварительной опеки (попечительства). Временному опекуну (попечителю) не возмещаются расходы по содержанию ребенка за период до установления предварительной опеки (попечительства). При установлении постоянной опеки (попечительства) денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются в порядке, установленном настоящим Законом, с исключением периода предварительной опеки (попечительства), за который были назначены и выплачены денежные средства.»;

4) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации, денежные средства на содержание подопечного назначаются не ранее чем с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты указанных денежных средств в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации и (или) не ранее чем с месяца его постоянного проживания в городе Москве.»;

5) в части 5 слова «общеобразовательного учреждения» заменить словами «данного общеобразовательного учреждения»;

6) в части 6 слова «распоряжения органа опеки и попечительства» заменить словами «постановления органа местного самоуправления».

9. В статье 9:

1) в части 3 слова «органа опеки и попечительства» заменить словами «органа местного самоуправления»;

2) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Опекун (попечитель) расходует денежные средства на содержание подопечного в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.».

10. В статье 9.1:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. При изменении места жительства подопечного в городе Москве выплату денежных средств на его содержание продолжает управление социальной защиты населения по новому месту жительства подопечного.»;

2) части 2 и 3 признать утратившими силу.

11. В статье 9.2 слова «орган опеки и попечительства вправе издать распоряжение» заменить словами «орган местного самоуправления вправе издать постановление».

12. В статье 10:

1) пункты 3 и 4 части 1 изложить в следующей редакции:

«3) устройства подопечного на полное государственное обеспечение в образовательные организации (детские дома, школы-интернаты), лечебные организации (дома ребенка), организации социальной защиты населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другую аналогичную организацию;

4) передача ребенка в приемную семью, на патронатное воспитание;»;

2) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «Выплата денежных средств, назначенных на период предварительной опеки (попечительства), прекращается со дня, следующего за днем окончания срока предварительной опеки (попечительства).»;

3) в части 3 после слов «кроме случаев достижения подопечным совершеннолетия» дополнить словами «и выплаты денежных средств на период предварительной опеки (попечительства», слова «распоряжения органа опеки и попечительства» заменить словами «постановления органа местного самоуправления»;

4) в частях 4 и 5 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слова «распоряжения» заменить словами «постановления»;

5) в части 7 слова «орган опеки и попечительства» заменить словами «орган местного самоуправления».

13. В статье 10.1:

1) в части 1 слова «орган опеки и попечительства» заменить словами «орган местного самоуправления»;

2) в части 2 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слово «распоряжение» заменить словом «постановление»;

14. В статье 12 слова «органов опеки и попечительства» заменить словами «органов местного самоуправления».

15. В статье 14 слова «в органах опеки и попечительства» заменить словами «в органах местного самоуправления».

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. "

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 14 июля 2010 г. № 35 “О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 “О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)”

Обзор документа

Изменениями вводится новое основание для назначения и выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) - установление предварительной опеки (попечительства). При установлении над ребенком предварительной опеки (попечительства) денежные средства на его содержание назначаются и выплачиваются временному опекуну (попечителю) на период предварительной опеки (попечительства).

Изменен орган, осуществляющий назначение и выплату денежных средств на содержание подопечных детей. Если ранее этим занимались органы опеки и попечительства, то теперь эта функция передана органам местного самоуправления.

Для назначения выплат опекун (попечитель) должен обратиться с заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства подопечного (ранее необходимо было обратиться в орган опеки и попечительства). Если ребенку назначается несколько опекунов (попечителей), за выплатой может обратиться только один опекун (попечитель).

Если подопечный меняет место жительства в рамках города, средства на его содержание выплачивает управление социальной защиты населения по новому месту жительства.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Опекунами и попечителями могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане, которые не были лишены родительских прав и не имеют на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Близкие родственники имеют преимущественное право стать опекунами недееспособного или ограниченно дееспособного человека перед всеми другими лицами. Многие делают это бесплатно, по велению сердца, но даже бескорыстным людям финансовая поддержка от государства положена. Если человек решил стать опекуном и хочет получать вознаграждение за эти услуги, то ему необходимо заключить соответствующий договор с органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного.

Государственные и муниципальные власти установили пособия, положенные за опекунство, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В данной статье мы рассмотрим сколько платят за опекунство, и какие выплаты опекунам предусмотрены в 2019 году согласно законодательству Российской Федерации. Обратите внимание, что у одного человека, нуждающегося в опеке, может быть только один опекун. У одного опекуна может быть только один подопечный, за исключением тех случаев, когда под опеку берутся братья и сестры.

Выплаты за опекунство над недееспособным гражданином

При опекунстве над взрослым недееспособным человеком подразумевается, что опекун выполняет свою работу безвозмездно. Однако, в некоторых случаях, денежные выплаты от государства все-таки возможны.


Перечень таких случаев зафиксирован в Постановлении Правительства РФ №343 от 04 июня 2007 года «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы». В частности, в Постановлении Правительства №343 сказано, что выплаты за опекунство получают граждане в следующих случаях:

  • Если опекун не имеет дохода и не работает;
  • Если его возраст соответствует возрасту трудоспособного человека: ;
  • Его опекунские обязанности распространяются на пожилого человека старше 80 лет, на пожилого человека, которому требуется постоянный уход, или на инвалида 1 группы.

При этом, в условиях получения пособия не указана необходимость официального назначения опекуном данного лица. Получается, что любое лицо, если оно не работает официально и выполняет обязанности по уходу за инвалидом 1 группы или пожилым лицом, нуждающемся в опеке — имеет право на выплаты за опекунство. При этом у него нет обязанности проживать вместе с опекаемым, хотя он и может проживать вместе с ним.

Сколько же может получать опекун недееспособного гражданина, например, инвалида или пожилого человека нуждающегося по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе? Стандартная величина выплаты за опекунство над недееспособным гражданином установлена на федеральном уровне и составляет 1200 рублей в месяц , однако для районов Крайнего Севера, она будет выше за счёт повышающих районных коэффициентов.


Отдельно стоит рассказать про ежемесячную выплату опекунам, осуществляющим уход детьми-инвалидами или за , получившими инвалидность до 18 лет, то есть в детстве. Для опекунов таких лиц ежемесячная оплата устанавливается Указом Президента РФ №175 от 26 февраля 2013 года «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и составляет 10 000 рублей в месяц. Такой размер ежемесячной выплаты из бюджета предусмотрен либо для родителей ребенка инвалида / инвалида с детства 1 группы, либо для попечителя такого инвалида, либо для опекуна.

Размер разовых выплат для опекунов ребенка

Опекуны несовершеннолетних получают несколько видов выплат. Их можно разделить на следующие группы:

  • Ежемесячное пособие;
  • Единоразовая выплата;
  • Региональные пособия для детей, взятых под опеку;
  • Вознаграждение для приемных родителей.

Суммы выплат за опекунство установлены Федеральным Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ. Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 N 74), с 01 февраля 2019 года единоразовое пособие семье, взявшей ребенка на воспитание, установлено в размере 17 479,73 рублей . Размер таких разовых выплат государство ежегодно индексирует. В некоторых регионах страны за опекунство выплачивают бОльшую разовую сумму, обусловленную существованием районного коэффициента.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, выплачивается разовое пособие семье в размере 133 559 рублей 36 копеек по состоянию на 2019 год.

Например, в столице Постановлением Правительства г. Москвы N 1525-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2019 год» предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 12 000 рублей . Для других регионов эта сумма будет отличаться, необходимо смотреть региональные законодательные акты.

Ежемесячные выплаты на содержание опекаемого

Каждый месяц управление социальной защиты по месту прописки опекаемого гражданина осуществляет выплату пособия на содержание взятого под опеку ребенка . Средства на социальные выплаты идут из средств бюджета каждого субъекта Российской Федерации, который и определяет размер выплат.

Выплаты опекунам на детей в Москве в 2019 году

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 1525-ПП от 11 декабря 2018 года «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2019 год» в столице установлены размеры ежемесячных выплат опекунам (попечителям), на содержание :

  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом — 16 500 руб;
  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 12 до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом — 22 000 руб;
  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом и воспитывающегося в семье, в которую устроены на воспитание трое и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей — 19 800 руб;
  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом и воспитывающегося в семье, в которую устроены на воспитание трое и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей — 25 300 руб;
  • каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 27 500 руб.

Данные пособия предназначены для содержания ребенка и расходоваться они должны на питание, оплату одежды, мебели для детей, средства гигиены и т.п., а не на личные нужды опекуна. При этом, желательно все подобные расходы подтверждать чеками, квитанциями, расписками и пр.

Если опека над ребенком устанавливается в виде передачи его в приемную семью, то заключается договор между приемными родителями и органом опеки. Тогда по условиям договора приемные родители получают денежное вознаграждение как заработную плату. Такое вознаграждение регламентируется региональными властями.

Выплаты опекунам на детей в Московской области в 2019 году

Для Подмосковья существует Закон Московской области №162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» от 31.10.2008 (с изменениями и поправками, внесенных Законом Московской области №25/2013-ОЗ от 28.03.2013), который устанавливает размеры вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям, а также утверждает меры социальной поддержки приемным семьям.

В соответствии с этим законом каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере (выплата производится органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного за счет средств бюджета Московской области):

  • 9200 рублей в месяц за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;
  • 12650 рублей в месяц за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;
  • 25000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

Опекунам или попечителям, в соответствии с федеральным законодательством заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей.

Обратите внимание, что при временном назначении опекуна или попечителя для несовершеннолетних детей, а также при назначении опекуна или попечителя по совместному заявлению родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан ежемесячное вознаграждение в Московской области не выплачивается.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме