Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Срок введения процедуры наблюдения. Наблюдение

В соответствии с п. 1 ст. 62 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если после рассмотрении заявления о банкротстве арбитражный суд признает его обоснованным, то вводится процедура наблюдения.

Процедура наблюдения при банкротстве вводится в целях:

  • обеспечения сохранности имущества должника;
  • проведения анализа его финансового состояния;
  • составления реестра требований кредиторов;
  • проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения является обязательной, так как благодаря ей наиболее четко определяется платежеспособность должника. Для осуществления процедуры арбитражный суд назначает временного управляющего. Права и обязанности временного управляющего прописаны в ст. 66 и 67 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Последствия введения процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

  • кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, предусмотренном законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием денежных средств;
  • на основании определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение имущественного взыскания, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства (за исключением исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате; выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о выплате компенсации сверх возмещения вреда);
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Этапы проведения процедуры наблюдения при банкротстве

    Направление сообщений о введении процедуры наблюдения.

    Первым этапом процедуры наблюдения является публикация в официальном издании (газета «Коммерсантъ») сообщения о введении процедуры наблюдения.

    Руководитель должника течение 10 дней с даты вынесения судом определения о введении процедуры наблюдения должен уведомить об этом работников, учредителей (участников), собственника имущества должника – унитарного предприятия (п. 3 ст. 68 закона о банкротстве).

    В целях выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения руководителю также следует уведомить о введении процедуры наблюдения федеральную службу судебных приставов, фонд социального страхования, налоговую службу, банки, в которых хранятся счета.

    Проведение анализа финансового состояния должника.

    Анализ финансового состояния проводится временным управляющим на основании бухгалтерского учета и финансовой отчетности должника. Данный анализ должен быть обязательно проведен, так как на его основе временный управляющий может наиболее точно определить достаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов, определить возможность или невозможность восстановления платежеспособности.

    Установление размера требований.

    На основании списка кредиторов, анализа финансового состояния должника, а также публикации о проведении процедуры наблюдения в официальном издании должны выявиться все кредиторы, которые в дальнейшем примут участие в первом собрании. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30-ти календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

    Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. На основании определения суда они должны быть включены в реестр требований.

    Подготовка к проведению первого собрания кредиторов.

    После составления реестра требований временный управляющий определяет дату, время проведения и повестку дня первого собрания кредиторов. О месте и времени проведения собрания временный управляющий должен уведомить каждого кредитора, включенного в реестр.

    Временный управляющий должен подготовить следующий пакет документов: анализ финансовый деятельности должника, отчет о деятельности, реестр требований кредиторов, журнал регистрации участников собрания, бюллетени для голосования и материалы для ознакомления.

  1. Порядок проведения первого собрания кредиторов.

    В компетенцию первого собрания кредиторов входит принятие решения по следующим вопросам:

    • введение финансового оздоровления;
    • введение внешнего управления;
    • обращение в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий, избрание членов комитета;
    • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
    • определение кандидатуры арбитражного управляющего;
    • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

После проведения общего собрания кредиторов временный управляющий должен направить в арбитражный суд отчет и решение кредиторов.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд должен вынести одно из следующих определений:

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица не является поводом для увольнения сотрудников организации. На этом этапе они могут продолжить работу в прежнем режиме.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Процедура наблюдения

Порядок действий:

Определить возможность начала процедуры банкротства.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления о признании должника банкротом обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

3.2.

Документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

3.3.

Документы, подтверждающие основание возникновения задолженности.

3.4.

Учредительные документы.

3.5.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

3.6.

Свидетельство о постановке на налоговый учет.

3.7.

Список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя.

3.8.

Бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы.

3.9.

Решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника (при наличии).

3.10.

Решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия.

3.11.

Протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.

3.12.

Отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком (при наличии).

3.13.

Документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

3.15.

Квитанции о направлении копий заявления и приложений к нему, лицам, участвующим в деле.

3.16.

Выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих

В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

Оплатить госпошлину

Образец заполнения квитанции об уплате госпошлины и необходимые реквизиты вы можете найти на сайте арбитражного суда своего региона.

Направить копию пакета документов сторонам процесса

Готовое заявление с приложенными документами направьте по почте всем известным кредиторам: вам понадобятся копии квитанций о направлении заявления кредиторам, помимо прочих документов их нужно будет приложить к заявлению в суд.

Готовое заявление с приложенными документами направьте по почте должнику: вам понадобятся копии квитанций о направлении заявления, помимо прочих документов их нужно будет приложить к заявлению в суд.

Направить заявление с приложениями к нему в суд

Заявление о банкротстве подается в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица.

У суда есть пять рабочих дней, чтобы решить: принять заявление, отказать в принятии, вернуть или оставить без движения.

Принять участие в рассмотрении дела в суде

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Судом вынесено определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения

Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", либо заявление должника соответствует требованиям ст. 8 или ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления должника и вынесения определения о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения, срок исчисляется с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядка предъявления требований к должнику.

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

Не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" очередность удовлетворения требований кредиторов.

Не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества.

Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Цели процедуры наблюдения

12.1.

Обеспечение сохранности имущества должника.

12.2.

Анализ финансового состояния должника.

12.3.

Составление реестра требований кредиторов.

12.4.

Проведение первого собрания кредиторов.

Мероприятия в процедуре наблюдения

13.1.

Сообщение о введении наблюдения – направление для публикации.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ сведения о введении наблюдения подлежат обязательному опубликованию.

Наименование должника и его адрес;

Наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;

Фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

Установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве;

Иную информацию.

Срок: В течение 3 дней с даты получения определения Арбитражного суда.

Рекомендации: Сведения, подлежащие опубликованию, публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ - газете «Коммерсантъ». Сведения, публикуются также в электронных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.

13.2.

Уведомление о публикации – в Арбитражный суд.

Уведомить о публикации Арбитражный суд.

13.3.

Уведомление о введении процедуры наблюдения – руководству предприятия – должника.

Уведомление руководителя должника, главного бухгалтера, председателя Совета директоров о назначении временного управляющего, последствиях введения процедуры наблюдения и ограничениях по совершению сделок.

Срок: В течение 5 дней с момента получения Определения Арбитражного суда.

13.4.

Запрос руководителю должника о предоставлении документов.

Запрос руководителю о предоставлении перечня документов, с указанием почтовых адресов. Запросы руководителю должника о представлении необходимых документов для анализа финансового состояния должника (уставные документы, сведения о расчетных счетах должника, бухгалтерские балансы и отчетность за прошедшие 2 года, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о составе имущества и пр.).

Срок: В течение 3 дней с момента получения Определения Арбитражного суда.

Рекомендации: Одновременно с уведомлением руководства, следует направить запрос о предоставлении документов. Данные документы необходимы для составления финансово-экономического анализа Должника. Основными документами для проведения анализа являются бухгалтерские балансы с отчетами о прибылях и убытках поквартально за предыдущие два года

13.5.

Уведомление кредиторов.

Уведомление всех выявленных кредиторов о введении наблюдения.

Срок: В течение 14 дней с момента Публикации.

13.6.

Договор страхования ответственности временного управляющего – предоставить в Арбитражный Суд при необходимости.

При необходимости предоставить договор страхования профессиональной ответственности в Арбитражный суд, в случае, если балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату более 100 млн. рублей, предоставить договор дополнительного страхования.

Срок: В течение 10 дней с момента Назначения.

Рекомендации: Временный управляющий обязан застраховать ответственность дополнительным договором страхования, если балансовая стоимость активов должника превышает 100 млн. руб. данный договор предоставляется в Арбитражный суд.

13.7.

Уведомление государственных органов о введении наблюдения – ФНС, ФССП, ФСС.

Уведомление ИФНС, ССП, ФСС о введении наблюдения.

Рекомендации: Необходимо уведомить все государственные органы о введении процедуры наблюдения. Это необходимо сделать с целью выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения, а также во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций. Желательно уведомить наибольшее число государственных органов и организаций.

13.8.

Уведомление банка должника о введении наблюдения.

Уведомление банков о введении наблюдения.

Рекомендации: Обязательно уведомляются все банки, где имеются расчетные счета Должника. Это необходимо сделать с целью предотвращения незаконного снятия с данных расчетных счетов денежных средств фискальными органами.

13.9.

Запрос о предоставлении протокола собрания трудового коллектива.

Направить запрос о предоставлении протокола собрания Трудового коллектива.

Рекомендации: Рекомендуем способствовать проведению собранию трудового коллектива с целью избрания представителя трудового коллектива на первом собрании кредиторов. Особенно в случае большой задолженности Должника по заработной плате.

13.10.

Контроль за уведомлением руководителем должника заинтересованных лиц.

Контроль за уведомлением руководителем работников должника, учредителей (участников) должника, акционеров о введения процедуры наблюдения и назначении временного управляющего.

Срок: В течение 10 дней с момента вынесения Определения Арбитражного суда.

13.11.

Контроль за сделками должника.

Контроль за сделками, совершаемыми должником в период наблюдения.

13.12.

Контроль за обеспечением сохранности имущества.

Контроль за исполнением мер по обеспечению сохранности имущества, наложенных судом на должника.

Рекомендации: Временный управляющий должен оценить меры, принимаемые по сохранности имущества. При недостаточности мер принимаемых Должником по сохранению своего имущества, временный управляющий принимает меры по сохранению имущества Должника.

13.13.

Анализ финансового состояния.

Анализ документов, полученных от руководителя должника.

Составление полного анализа Финансово-хозяйственной деятельности должника.

Вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Вывод о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.

Юридический анализ документов должника. Запросить необходимые документы (договоры о крупных сделках за предыдущие 3 года).

13.14.

Направление требований о признании сделок должника недействительными.

При необходимости направление от своего имени в Арбитражный суд требований о признании недействительными сделок должника, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок.

Рекомендации: При анализе документации должника проверяются сделки Должника на соответствие закона. При обнаружении сделок которые противоречат действующему законодательству нужно с исковым заявлением обратиться в Арбитражный суд. Обнаруженные факты рекомендуем отразить в анализе финансово-экономического состояния Должника.

13.15.

Выявление кредиторов должника.

В случае необходимости выявить кредиторов должника путем анализа финансовых документов.

13.16.

Запросы в ФНС, ФССП.

Запросы в ИФНС, ССП с целью выявления адресов неустановленных кредиторов и задолженности по оплате труда.

Рекомендации: В налоговом органе запрашиваются дубликаты учредительных документов и другие документы. В службе судебных приставов запрашивается информация о имеющихся исполнительных производствах относительно имущества Должника.

13.17.

Участие в судебных заседаниях – возражения должника на требования кредиторов.

Участие в судебных заседаниях по рассмотрению возражений должника на требования кредиторов.

Рекомендации: Заявленные требования кредиторов рассматриваются Арбитражным судом. Временный управляющий должен участвовать в заседаниях суда. Но есть практика, что временный управляющий участвует в судебныхмзаседаниях через представителей.

13.18.

Реестр требований кредиторов – составление.

Составление реестра требований кредиторов с целью участия в первом собрании кредиторов.

13.19.

Первое собрание кредиторов – подготовка.

Определить дату проведения и повестку дня первого собрания кредиторов.

Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

Срок: За 14 дней до проведения Собрания Кредиторов.

Рекомендации: Временный управляющий заранее определяет дату первого собрания кредиторов. Все кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должны быт должным образом уведомлены. При отсутствии помещения подходящего для проведения собрания кредиторов у Должника, по письму должника временный управляющий сам выбирает место проведения собрания. Место проведения собрания должно устраивать кредиторов. Секретарь собрания выбирается из числа кредиторов или подбирается управляющим заранее. К собранию кредиторов готовиться весь пакет документов, а именно: реестр требований кредиторов, бюллетени для голосования, анализ финансово-экономического состояния, отчет о деятельности, доказательства уведомления участников собрания, журнал регистрации участников собрания.

13.20.

Собрание кредиторов – проведение.

Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

Отчет временного управляющего - подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

Подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Приложения к протоколу собрания кредиторов:

1) реестр на дату собрания кредиторов;

2) документы, подтверждающие полномочия участников;

3) материалы для ознакомления;

4) доказательства уведомления о собрании кредиторов;

Подготовка документов к собранию кредиторов:

1) Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

2) Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

3) Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

4) Подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

5) Подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Мероприятия при проведении собрания кредиторов:

1) Регистрация участников первого собрания кредиторов.

2) Доклад временного управляющего по итогам проведения процедуры наблюдения, анализ финансового состояния должника и рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

3) Выработка решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе временного управляющего.

4) Подсчет результатов голосования по вопросам повестки собрания и принятие решений путем голосования представителей кредиторов в соответствии ст. , Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и на основании данных реестра.

5) Возможность увеличения размера вознаграждения временного управляющего.

6) Определение требований к кандидатуре следующего арбитражного управляющего.

7) Определение саморегулируемой организации, которая должна будет представить в Арбитражный суд кандидатуры управляющих.

8) Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов путем кумулятивного голосования.

9) Оформление протокола первого собрания кредиторов.

Рекомендации: Собрание кредиторов проводится в установленный срок. Обязанность по проведению собрания лежит на временном управляющем. Рекомендуем временному управляющему предоставить полную информацию о имуществе Должника и о его финансовом состоянии.

13.21.

Отчет Внешнего управляющего в Арбитражный суд – о проведении наблюдения.

Отчет Временного управляющего в Арбитражный суд о проведении наблюдения. Протокол собрания №1 в Арбитражный Суд с доказательствами уведомления кредиторов о проведении первого собрания кредиторов.

1) Отчет о проведении наблюдения.

2) Сведения о финансовом состоянии должника.

3) Реестр требований кредиторов.

4) Предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Срок: Не позднее 5 дней с момента проведения Собрания Кредиторов.

13.22.

Отчет в СРО.

Направить реестр кредиторов, финансовый анализ, отчет, протоколы временного управляющего в СРО.

Рекоммендации: Параллельно с направлением отчета в Арбитражный суд отсылаются документы для отчета в СРО.

Окончание процедуры наблюдения

Вопросы окончания наблюдения регулируются ст. 75 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которой арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Наблюдение есть одна из обязательных процедур при банкротстве компании или индивидуального предпринимателя.

Эта процедура — одна из важнейших в деле банкротства. Осуществляется она непосредственно после разбирательства в арбитражном суде по заявлению о признании должника несостоятельным.

В результате рассмотрения вышеназванного заявления арбитраж вправе вынести решение об обоснованности заявления и начале наблюдательных процедур. Этим же решением назначается наблюдатель или временный управляющий, который будет осуществлять организационные функции ведения наблюдательного процесса наряду с руководством компании — должника.

Таким образом, можно говорить о наблюдении как о самой первой из возможных процедур банкротства .

Наблюдателем осуществляется ряд мероприятий, имеющих значение для проведения последующей работы по суда и удовлетворения всех требований:

  • изучает финансовые возможности должника,
  • готовит необходимые документы и уведомления, включая реестр кредиторов,
  • организует собрание кредиторов (первое).

Важно! Наблюдение в деле о несостоятельности обязательно в отличие от других процедур, например, финансового оздоровления, которое может быть введено по просьбе должника, его представителя или третьего лица, и мирового соглашения, которое заключается в любой момент разбирательства дела о банкротстве.

Цели и по отношению к кому может применяться

Целями рассматриваемой процедуры являются:

  • анализ финансового положения должника в целях определения возможности восстановления платежеспособности последнего или выявления признаков фиктивного банкротства;
  • сохранение его имущества;
  • составление перечня кредиторов и проведение их собрания.

Выше мы уже процитировали федеральный закон, обозначив, что такая процедура обязательна для банкротства. Однако, следует отметить, что есть и исключения. Так как федеральное законодательство предусматривает некоторые особенности процедуры признания должника несостоятельным в отношении некоторых организаций и лиц. Так, рассматриваемая процедура не проводится в отношении :

  • отсутствующего должника;
  • ликвидирующихся организаций;
  • финансовой организации, если заявление о банкротстве было подано ее временной администрацией;
  • страховой организации;
  • кредитной организации;
  • ипотечного агента.

Кроме того, наблюдательный процесс не осуществляется для признания банкротом гражданина не индивидуального предпринимателя.

Выбор управляющего

Мероприятия процедуры наблюдения осуществляются временным управляющим или наблюдателем . Данное лицо должно быть назначено судом в процессе рассмотрения заявления о банкротстве и указано в этом решении. Он может быть отстранен или освобожден по установленным основаниям также решением арбитражного суда.

Существует несколько вариантов выдвижения кандидатуры наблюдателя .

  1. Она может быть указана непосредственно в заявлении о признании банкротом.
  2. Кандидат может быть выбран собранием кредиторов. Протокол собрания направляется в суд и в саморегулируемую организацию (СРО), членом которой является кандидат.
  3. Наблюдатель, вернее предварительно кандидатура может быть назначена СРО, которую выбрали кредиторы на своем собрании. СРО направляет решение о назначении кандидата в суд.

Важно! Единственным условием невозможности назначить какую-либо кандидатуру является отсутствие доступа к государственной тайне предприятия должника.

Кто должен быть оповещен о начале стадии наблюдения

О принятии судом решения о введении такой процедуры как наблюдение заинтересованные лица должны быть надлежащее уведомлены об этом.

  1. Во-первых, сам должник в лице руководителя обязан направить соответствующие письма своим работникам, учредителям компании , а если должником является унитарное предприятие, то и собственнику его имущества. Такие уведомления направляются в течение 10 дней со дня вынесения соответствующего решения.
  2. Во-вторых, в течение того же срока уведомление о введение процедуры наблюдения должно быть официально опубликовано в Едином реестре сведений о банкротстве . Такое опубликование необходимо в целях выявления всех лиц, имеющих требования к должнику.

Вопросом размещения необходимой информации в Реестре должен заняться наблюдатель. При этом оплата опубликования осуществляется за счет должника.

Уведомление о размещении информации обязательно включает такие сведения:

  • ФИО должника либо наименование компании;
  • его юридический адрес;
  • полное наименование арбитража, вынесшего решение, дату принятия и номер;
  • ФИО наблюдателя и контактные данные для связи;
  • дату рассмотрения дела в суде.

Какие мероприятия проводятся в ходе данного этапа

Рассмотрим основные меры осуществляемые наблюдателем.

Отстранение руководителя должника и назначение исполняющего обязанности.

Отстранение осуществляется по решению суда в целях сохранения активов компании в случае недоверия или совершения им действий противоречащих целям процедуры банкротства. Инициатором временного освобождения руководителя является наблюдатель. Он вносит соответствующее ходатайство в суд.

Анализ материального положения должника.

Проводится для выяснения достаточности активов у компании для удовлетворения всех предъявленных требований.

Следует отметить, что помимо оплаты задолженности потребуются средства на возмещение расходов временного управляющего и предоставление ему вознаграждения.

В рамках проведения анализа оцениваются документы бухучета и финотчетности. Здесь применяется информация, предоставленная независимым аудитором. Кроме того оценке подлежат документы об объектах собственности должника и результаты инвентаризации его имущества.

Анализ материального состояния компании имеет своей целью определение возможности покрытия всех долгов , обоснование восстановления платежеспособности и необходимости начала иных процедур банкротства.

Составление Реестра требований

Требования кредиторов, поступившие в суд, подлежат включению в реестр в следующем порядке:

  • кредиторы направляют требования в течение 30 дней с момента уведомления в суд, должнику и наблюдателю с обоснованиями;
  • должник вправе направить в суд возражения в течение 15 дней с момента окончания срока принятия требований от кредиторов.
  • арбитраж оценивает обоснованность поступивших требований и возражений в течение 30 дней с момента окончания срока для возражений;
  • требования, которые суд сочтет обоснованными, подлежат включению в реестр.

Важно! Оплата обязательных платежей может быть осуществлена, если они включены в реестр требований и учредитель должника, собственник имущества унитарного предприятия или третье лицо хотят воспользоваться своим правом на это. Для реализации такого правомочия указанные лица подают ходатайство в арбитраж, где указывают свои данные и срок удовлетворения названных платежей.

Первое собрание кредиторов

Это окончательное мероприятие, возложенное на временного управляющего.

Собрание проводится не всегда. Так, возможна ситуация когда требования, включенные в реестр, предъявлены только в отношении оплаты труда и выходных пособий. В таком случае судом вводится процедуры финансового оздоровления.

Назначается временным управляющим в срок не менее чем за 10 дней до окончания наблюдения.

Управляющий должен уведомить всех заинтересованных ли ц (кредиторов, должника, учредителя, иных лиц) о дате и месте такого собрания.

Если уведомить всех не представляется возможным по причине их многочисленности (более 500 человек) или установить с ними связь не удалось достаточно опубликовать информацию о таком соб рании в официальном источнике (Едином реестре).

Собрание кредиторов вправе принять одно из решений для рекомендации суду введения процедур:

  • финансового оздоровления (с указанием сроков такового);
  • внешнего управления (также с указанием срока);
  • конкурсного производства.
  • организация комитета кредиторов;
  • предъявление повышенных требований к кандидатурам управляющих, назначаемых в процессе банкротства;
  • заключение мирового соглашения.

На этом все мероприятия процедуры наблюдения завершены и остается принятие решения судом о дальнейшем развитии дела.

Окончание наблюдения

По общему правилу суд принимает позицию, предложенную собранием кредиторов. Но иногда случается, что арбитраж вправе отложить принятие собранием решения на срок в рамках общего срока процедуры наблюдения.

Важно! На процедуру наблюдения в целом отводится не более 7 месяцев с момента принятия судом соответствующего решения.

В случае если продлить сроки у суда нет возможности, он принимает решение о финансовом оздоровлении , на основании ходатайства учредителя, собственника унитарного предприятия или третьего лица с подтверждением графика погашения требований кредиторов.

Также суд может принять решение о внешнем управлении, если имеется достаточно оснований надеяться на восстановление платежеспособности банкрота. В противном случае признается несостоятельность компании и вводится конкурсное производство.

Наблюдение завершено окончательно. Процедура банкротства продолжается.

О введении наблюдения в процессе банкротства рассказано ниже.

Финансовая дисциплина — важнейший элемент политики коммерческой компании. Одним из ее существенных следствий является деловая репутация предприятия, которая формируется в том числе благодаря сложившемся в бизнес-сообществе мнению об обязательности и дисциплинированности этой компании по отношению к партнерам и клиентам. Однако такой аспект деятельности предприятия имеет еще одно немаловажное следствие. Дело в том, что действующее российское законодательство предоставляет физическим и юридическим лицам достаточно широкий спектр прав и полномочий, направленных на защиту своих законных интересов, включая интересы финансового характера.

В этой связи коммерческая компания или физическое лицо, столкнувшись с неисполнением той или иной организацией взятых на себя финансовых обязательств, имеет полное право воспользоваться статьей 3 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, указанный раздел данного нормативно-правового акта определяет, что в случае, если юридическое лицо не выполняет взятых на себя финансовых обязательств в течение 3-х месяцев с наступления того момента, когда они должны были быть исполнены, такая организация может быть признана банкротом. Это, в свою очередь, влечет за собой применение к ней специальных мер, например, введение наблюдения.

При этом процедура признания коммерческой компании несостоятельной предполагает, что заинтересованное лицо, в качестве которого и может выступить кредитор, должно подать соответствующее исковое заявление в арбитражный суд. К такому исковому заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие неплательщика перед кредитором и факт просрочки причитающегося последнему платежа.

Рассмотрев все документы, представленные заявителем, арбитражный суд должен будет сделать вывод о правомочности его претензий. Если они будут признаны таковыми, в отношении компании, продемонстрировавшей признаки финансовой несостоятельности, будет инициирована . В таком случае арбитражный суд также должен будет принять решение по поводу мер, которые должны быть применены по отношению к должнику.

Меры, которые могут быть применены по отношению к компании, имеющей признаки несостоятельности

Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает несколько вариантов таких мер, каждый из которых обладает специфическими особенностями, обусловливающими целесообразность их применения в конкретной ситуации. В частности, к числу таких мер относятся:

  • процедура финансового оздоровления, в ходе которой для предприятия, продемонстрировавшего признаки финансовой несостоятельности, разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей;
  • , в рамках которой полномочия по осуществлению руководства организацией передаются компетентному специалисту — внешнему управляющему. Его функция заключается в восстановлении платежеспособности предприятия в течение временного периода, определенного арбитражным судом;
  • процедура конкурсного производства, предполагающая реализацию имущества компании-должника на торгах, чтобы при помощи вырученных средств удовлетворить финансовые претензии кредиторов;
  • , которая включает в себя с целью выработки стратегии дальнейшей деятельности предприятия и обеспечения законных прав и интересов кредиторов.

Кроме того, в случае, если между должником и кредитором или кредиторами будет достигнута договоренность о сроках и порядке удовлетворения финансовых требований, удовлетворяющая все заинтересованные стороны, они могут заключить мировое соглашение, отражающие все существенные аспекты достигнутых договоренностей.

Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение фактически представляет собой один из самых мягких инструментов, который может быть применен арбитражным судом по отношению к предприятию, продемонстрировавшему признаки банкротства. Тем не менее решение о его введении накладывает существенный отпечаток на повседневную рабочую деятельность компании, поскольку ключевые последствия введения процедуры наблюдения в отношении нее достаточно важны.

Так, во-первых, в числе этих последствий — введение ограничений в отношении предъявления финансовых претензий к компании, имеющей признаки банкротства, со стороны кредиторов. Если до того, как судом было вынесено соответствующее решение, такие требования могли подавать в любой форме, удовлетворяющей стороны, то после его вынесения кредитор, желающий получить причитающиеся ему денежные средства, должен соблюсти специальную процедуру, прописанную в статье 71 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, подобные финансовые требования должны направляться одновременно 3-м адресатам: в арбитражный суд, самому должнику и внешнему управляющему, которому поручено ведение . Кроме того, указанные требования должны быть сопровождены полным комплектом документов, подтверждающим их обоснованность.

Как известно, в некоторых случаях действующее законодательство допускает погашение финансовых обязательств коммерческой компании посредством зачета встречных однородных требований со стороны такой компании по отношению к кредитору. Вместе с тем следует иметь в виду, что такой механизм должен быть скорректирован с учетом требований статьи 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». Погашение таких требований со стороны кредитора не допускается в случае, если в процессе их удовлетворения нарушается установленная законом , то есть нарушаются права других кредиторов.

Ограничения и изменения в ходе наблюдения, касающиеся деятельности компании

Ограничения, которые могли быть наложены на имущество компании, продемонстрировавшей признаки банкротства, до вынесения решения о введении наблюдения, подлежат существенному пересмотру. Так, если в отношении такой компании были возбуждены исполнительные производства, они должны быть приостановлены. Аресты, наложенные на имущество, должны быть сняты, а процедуры взыскания денег с компании-банкрота, подлежат временному прекращению по заявлению кредитора или кредиторов.

Одним из последствий введения процедуры наблюдения в отношении коммерческого предприятия является значительное ограничение прав его бенефициаров. Такие ограничения прямо вводятся статьей 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, учредители или участники такого предприятия не вправе в течение этого временного периода вывести свои деньги из уставного капитала компании, получить дивиденды, распределить между собой прибыль, а в некоторых случаях — даже изъять принадлежащее им имущество.

Изменение полномочий руководства компании в ходе наблюдения

При этом собственно процедура введения наблюдения в связи с наличием на коммерческом предприятии не влечет за собой отстранения его руководства от своей деятельности.

При этом с момента введения процедуры наблюдения процесс его работы должен быть несколько скорректирован. В частности, на совершение значимых сделок, например, тех, которые предполагают приобретение или передачу крупных объемов активов, получение кредитов и подобные, теперь потребуется согласие внешнего управляющего.

Кроме того, существует ряд решений, которые с момента введения процедуры наблюдения в организации, продемонстрировавшей признаки несостоятельности, более не находятся в компетенции ее руководства. К ним, например, относятся решения, связанные с изменением организационно-правовой формы компании. Так, руководители в период реализации наблюдения не вправе реорганизовывать компанию, создавать ее филиалы и представительства, заключать договоры товарищества, принимать решение об участии в каких-либо ассоциациях и принимать другие подобные решения. Кроме того, под запретом для них находятся решения, связанные с распределением прибыли, выплатой дивидендов, привлечением капитала путем эмиссии ценных бумаг и другие.

Наконец, необходимо иметь в виду, что Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» требует наличия достаточно интенсивного взаимодействия между руководством компании, имеющей признаки несостоятельности, и внешним управляющим, ответственным за реализацию процедуры наблюдения. Так, в течение временного периода, не превышающего 15 дней с момента его назначения, руководитель организации должен предоставить ему все документы, необходимые специалисту для изучения финансового и хозяйственного состояния предприятия. Кроме того, впоследствии он ежемесячно должен информировать его об изменениях, связанных с составом принадлежащего предприятию имущества.

Кроме того, руководитель предприятия должен поставить в известность о произошедших изменениях всех учредителей и участников организации. Сделать это пункт 4 статьи 64 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» рекомендует посредством предложения о проведении общего собрания. На нем руководство организации сможет сообщить всем заинтересованным лицам необходимую информацию о новом порядке функционирования предприятия в связи с введением наблюдения, а также внести предложения по улучшению финансовой хозяйственной ситуации, например, посредством введения финансового оздоровления или применения других инструментов.

1. В случае, если иное не установлено настоящей статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

2. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

(см. текст в предыдущей редакции)

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом , и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

3. В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

В случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

Факт того, что организация или частное лицо является неплатежеспособным, подтверждается признанием банкротства в судебном порядке. Однако желающие признать свои долги списанными должны давать себе отчет в том, что процедура присвоения статуса банкрота представляет собой многоступенчатый процесс. Нормы, прописанные в , устанавливают, что получить статус банкрота может лишь то лицо или организация, которые не просто испытывают временные финансовые затруднения, а в принципе потеряла способность выполнять свои обязательства даже при стандартном ведении дел. Для выявления сданного фактора предназначена процедура наблюдения при банкротстве, которая является обязательным для любого заявителя и представляет собой первоначальный этап . Рассмотрим более подробно, в чем заключается данная стадия.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве?

Процедуру наблюдения можно охарактеризоваться как реабилитацию, которая включает в себя меры по восстановлению платежеспособности организации.

Для того чтобы реализовать предполагаемые процедурой наблюдения мероприятия привлекается внешний управляющий. Он назначается судом и представляет собой замену имеющихся управленцев компании в подавляющем большинстве вопросов. Данному управляющему передаются в полном объеме полномочия по управлению имеющимся имуществом и по принятию решений касательно дальнейшей деятельности организации. Что касается руководства компании, то они сохраняют за собой возможность решать узкий спектр вопросов. Например, без согласия управляющего может быть проведена сделка на сумму менее пяти процентов общей стоимости активов организации. Также они не могут проводить реорганизацию предприятия и инициировать создание филиалов.

Отметим, что при наблюдении деятельность фирмы продолжается, поэтому работники остаются на своих рабочих местах и продолжают выполнять свои функции.

Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве

Можно выделить две основные цели, на реализацию которых направлено осуществление наблюдения:

  • оставить компанию на рынке для того чтобы она продолжала свою хозяйственную деятельность и после экономического восстановления осуществила погашение имеющихся долгов;
  • принять решение об осуществлении ликвидации юридического лица в том случае, если меры по улучшению ее экономического состояния не принесут желаемых результатов, поэтому единственным способом удовлетворить запросы кредиторов является реализация имущества должника.

Для выполнения одной либо второй цели проводится ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:

  • сохранение имущества, которое числится на балансе организации;
  • провести , в котором оказалась компания;
  • собрать информацию о выставляемых должнику требованиях, упорядочить их и оформить в виде реестра, после чего оповестить кредиторов о начатой в отношении должника процедуре банкротства в виде первоначального этапа наблюдения;
  • организация собрания кредиторов и его проведение.

По итогам выполнения всего комплекса мер необходимо сделать вывод о том, возможно ли спасение платежеспособности организации, или необходимо рассматривать вариант о ее ликвидации.

Таким образом, сложно недооценить важность позиции и поведения внешнего управляющего, ведь именно от него зависит, как будет организована деятельность компании во время реализации процедуры наблюдения. Оптимальный результат достигается в том случае, если поставленные управляющим цели соответствуют интересам как самой фирмы, так и ее кредиторам.

Следует подчеркнуть, что за свою работу внешний управляющий получает гонорар, размер и источник которого указывается в подаваемом заявлении на банкротство и утверждается арбитражным судом.

Сроки, в течение которых осуществляется наблюдение при банкротстве

Согласно действующим нормам законодательства максимальный срок, на который устанавливается проведение процедуры наблюдения, составляет семь месяцев.

При окончании срока, который отведет на осуществление мер по наблюдению при банкротстве, назначенное управляющим лицо представляет специальный отчет. Он должен содержать в себе следующую информацию:

  • описание предпринятых мер по восстановлению платежеспособности потенциального банкрота;
  • оценка имеющегося на текущий момент финансового состояния должника;
  • выдвижение предложений по дальнейшей оптимизации материального положения компании, которая оказалась в затруднительном положении.

В качестве приложения к отчету выступает протокол о проведении собрания кредиторов.

Далее на основе представленных данных судом принимается решение о дальнейших действиях по отношению к должнику. В том случае если все долги были погашены, дело о банкротстве объявляется закрытым. Промежуточное выступающее следствием процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление направлено на дальнейшее восстановление экономических показателей деятельности компании с целью приобретения возможности погашения имеющейся задолженности перед кредиторами. При невозможности реализации данного мероприятия по упрощенной процедуре производится переход к финальной стадии –



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме