Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Законодательная база российской федерации. О гражданской обороне Федеральный закон номер 28 о гражданской обороне

12 февраля 1998 года N 28-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

(в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Статья З. Правовое регулирование в области гражданской обороны

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально - производственному принципу.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации:

Определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

Утверждает План гражданской обороны Российской Федерации;

Вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

Утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;

Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

Руководит организацией и ведением гражданской обороны;

Издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

Определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

Определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

Определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

Определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение;

Разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

Осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:

Организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;

Осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;

Организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны; (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

Проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.

Проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

Оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Глава IV. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

Статья 11. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

4. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

5. Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

Вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;

Принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

1. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

Структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Указанные органы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, средства на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Службы гражданской обороны

1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минздрава РФ от 03.07.2000 N 242 утверждено Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны.

Глава V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 15. Силы гражданской обороны

1. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Основы деятельности войск гражданской обороны

1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Статья 17. Гражданские организации гражданской обороны

1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне

1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Вернутся в раздел

Осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 404-ФЗ;

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ

    Определение от 15 августа 2019 г. по делу № А19-21522/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Положениями статей 2, 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах...

    Решение от 7 мая 2019 г. по делу № А46-3126/2019

    Арбитражный суд Омской области (АС Омской области)

    Контроля ранее выданного предписания органа государственного надзора, в ходе которой выявлены факты невыполнения в установленный срок пунктов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 . 10, 11, 12 предписания № 2/3/1-12 от 26.04.2017, а именно: - состояние обвалования (в отдельно стоящих ЗС) и подсыпки покрытия (во встроенных сооружениях) не...

    Постановление от 6 мая 2019 г. по делу № А54-4455/2018

    Арбитражный суд Рязанской области (АС Рязанской области)

    По гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности...

    Постановление № 4А-176/2019 4-А-176/2019 от 22 апреля 2019 г. по делу № 4А-176/2019

    Тверской областной суд (Тверская область) - Административные правонарушения

    Газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы. Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) установлено, что организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, ...

    Постановление от 18 апреля 2019 г. по делу № А60-45858/2018

    Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО)

    1 по выполнению установленных требований в области гражданской обороны. В ходе проверки выявлены нарушения требований, предусмотренных в области гражданской обороны, а именно: части 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ), пункта 8 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ, пункта 4.6 ...

    Постановление № 4А-449/2019 от 11 апреля 2019 г. по делу № 4А-449/2019

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Административные правонарушения

    III класса опасности, отнесённой в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создаются и поддерживаются в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26....

    Постановление от 2 апреля 2019 г. по делу № А68-7513/2018

    Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

    Или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами...

    Постановление от 29 марта 2019 г. по делу № А79-10724/2017

    Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО)

    С настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по...

    Решение от 20 марта 2019 г. по делу № А66-18133/2018

    Арбитражный суд Тверской области (АС Тверской области)

    Спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091; пункты 1, 2 статьи 9 , пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункты 2, 4, 6, 10 - 16, 18 - 21 Порядка создания нештатных аварийно-...

    Решение № 12-74/2019 от 20 марта 2019 г. по делу № 12-74/2019

    Фрунзенский районный суд г. Иваново (Ивановская область) - Административные правонарушения

    ГГГГ была проведена плановая выездная проверка с целью надзора за исполнением обязательных требований в области гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне»; п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ...

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ преамбула настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Глава I. Общие положения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 1. Основные понятия

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

См. Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804

мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

См. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1149

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

обучение населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца второго пункта 1 статьи 4

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

См. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

В статье расскажем о Федеральном законе 28-ФЗ «О гражданской обороне» с последними изменениями, которые были внесены в 2015 году. Этот нормативный акт регулируют организацию действий по защите людей и объектов в случае начала войны, либо при чрезвычайной ситуации. Скачайте текст закона.

Читайте в статье:

Федеральный закон о гражданской обороне – последняя редакция

Понятие «гражданская оборона» (ГО) включает меры по защите людей и материальных ценностей, в первую очередь объектов гражданского назначения, на территории страны от последствий боевых действий, либо от аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Законодательное регулирование этой сферы началось еще в Советском Союзе. Сейчас действует отдельный документ, который был принят Госдумой в 1997 году – Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ, который является основополагающим при организации мероприятий по ГО. В него периодически вносились изменения, последние из которых начали действовать в 2015 году.

Помимо федерального закона о гражданской обороне, действуют уточняющие , указы Президента, а также распоряжения и приказы МЧС.

Что устанавливает закон РФ о гражданской обороне

Федеральный закон о гражданской обороне определяет задачи в области ГО, которые должны решать государственные и муниципальные органы, различные организации в данной сфере, а также юридические основания для решения этих задач. Кроме того, устанавливаются полномочия органов государственной, исполнительной власти, . Рассматриваемый нормативный акт представлен 6-ю разделами, состоящими из двадцати статей.

Какие задачи определяет закон о гражданской обороне

Для координации работ созданы федеральные и межрегиональные центры управления, которые подчиняются Министерству по чрезвычайным ситуациям. Сюда же относятся команды связи, разведштабы, различные формирования для охраны порядка, проведения спасательных работ, принятия мер по инженерной, медицинской, противопожарной, противохимической защите.

Исполнение всех решений возлагается на специализированные войска, формирования МЧС, аварийно-спасательные группы, а также гражданские организации, созданные по принципу территориального деления.

К материальной базе системы ГО относятся разнообразные объекты. Это постоянные или мобильные и укрытия, пункты управления, станции обеззараживания, инфраструктура для оповещения.

Обязанности для предприятий и должностных лиц

Обязанности руководителей и других должностных лиц определяются не только рассматриваемым ФЗ, но также другими законами по ГО и ЧС. Этот перечень более чем обширен. Он зависит от типа организации (больница, завод, школа и т.д.), ступени гражданской обороны (всего их три: подготовка, реагирование, восстановление), зоны ответственности конкретного лица при наступлении чрезвычайной ситуации.

Полномочия и обязательства руководителя ГО, заместителя начальника штаба или начальников аварийно-технической, противопожарной или транспортной служб будут существенно различаться.

В общем виде руководители организаций должны поддерживать работоспособность своих объектов, своевременно , принимать участие в плановых учениях. Все это относится к мирному времени. При наступлении ЧС или начале боевых действий руководители, их подчиненные должны выполнять все распоряжения вышестоящих органов, активно взаимодействовать с ними, обеспечивать достижение задач ГО на своем участке, следить за тем, как выполняются их собственные распоряжения.

Обязанности для граждан

В 10-й статье ФЗ №28 приводятся права и обязанности граждан в случае введения военного положения или возникновения опасной ситуации природного, либо техногенного характера. В данном случае мы перечислим, что они обязаны делать.

Людям необходимо пройти полный курс подготовки в области ГО, оказывать содействие, помощь, выполнять законные распоряжения органов исполнительной власти для выполнения всех задач.

Гражданская оборона (ГО) представляет собой совокупность мер, направленных на подготовку к защите и на обеспечение охраны гражданам России, материальных и культурных ценностей страны. Охрана и проводится от различного рода опасностей, возникающих из-за:

  • военных действий;
  • чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данная организация является важной составляющей частью обороны страны, регулируются ее действия Федеральным Законом № 28 « «.

Закон РФ «О гражданской обороне» был принят 26 декабря 1997 года депутатами Государственной Думы. Члены Совета Федерации одобрили законопроект 28 декабря того же года. А в законную силу документ вступил 12 февраля 1998 года.

Состоит закон из 6 глав и 20 статей:

  • Глава 1 — описывает общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование и т.д.;
  • Глава 2 — описывает сферу деятельности государственных органов власти, участвующих в гражданской обороне, а также и их полномочия;
  • Глава 3 — указывает на перечень полномочий органов исполнительной власти;
  • Глава 4 — обуславливает руководящие посты по гражданской обороне;
  • Глава 5 — содержит положения и силах ГО;
  • Глава 6 — характеризует заключительные положения.

Данный закон регламентирует задачи, исходя из которых осуществляется правовая защита жителей РФ. Также регулирует правовые основы и полномочия органов государственной власти.

Во 2-ой статье настоящего закона «О гражданской обороне» содержатся следующие задачи:

  • подготовить людей к гражданской обороне;
  • производить меры, направленные на оповещение граждан о надвигающейся угрозе, вследствие возникновения военного конфликта или из-за природной катастрофы;
  • при возникновении риска, для благополучия граждан и материальных ценностей, следует немедленно осуществлять эвакуацию в другие районы, находящиеся вне опасности;
  • предоставить всем гражданам средства индивидуальной защиты;
  • выполнение мер, направленных на световую и иные маскировки;
  • при случившейся чрезвычайной ситуации (военный конфликт, стихийное бедствие), осуществить аварийно-спасательные работы;
  • срочность первоочередного жизнеобеспечения пострадавших жителей;
  • обязанность бороться с пожарами, возникающих из-за военных действий;
  • выявление и проставление маркировки на районы, подвергшиеся радиоактивному, химическому, биологическому заражению;
  • разработка и проведение мероприятий по санитарной обработке жителей, зданий, сооружений, техники, территорий;
  • разрабатывать способы восстановления и поддержания порядка в местах, пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов;
  • проводить своевременные восстановительные работы для надлежащего функционирования коммунальных служб в военное время;
  • проводить захоронение убитых людей при действиях военного характера;
  • приведение к работоспособности организаций, необходимых для выживания населения;
  • обеспечивание в постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Федеральный Закон № 28 «О гражданской обороне» в 4 статье описывает принципы организации гражданской защиты. В качестве принципов выступают:

  • проведение мер по гражданкой охране — составляет одну из самых важных функций государства для обеспечения безопасности страны в целом;
  • государство подготавливается к потенциальному наступлению чрезвычайных ситуаций заблаговременно в мирное время. Делается это для того, чтобы при неожиданном возникновении опасности государство смогло предоставить защиту;
  • гражданская оборона начинает свою охранную деятельность после объявления Президентом РФ военного положения или с наступлением чрезвычайных ситуаций.

Задачи и принципы Закона «О гражданской обороне» периодически подвергались изменениям, дополнениям и внесением поправок. Последняя редакция законопроекта была принята 30 декабря 2015 года.

Обязанности граждан РФ в соответствии с ФЗ «О гражданской обороне»

При возникновении опасных ситуаций военного или природного характера, каждый человек обязан выполнять некоторые действия. Законные права и обязанности жителей РФ указаны в 10-ой статье ФЗ №28. По закону, граждане обязаны:

  • пройти полную подготовку в сфере ГО;
  • стать участником мероприятий по ГО;
  • оказать помощь и содействие органам гос. власти при организации и реализации задач по ГО.

Гражданская оборона состоит из трех ступеней:

  • 1 ступень — подготовление. Суть состоит в создании убежищ и резервов, в донесении обучающей информации до специалистов и рядовых граждан, организовываются системы предупреждения связи;
  • 2 ступень — реагирование. Данная стадия наступает в случае возникновения опасности, заключается она в экстренном оповещении, эвакуации и в предоставлении медицинской помощи;
  • 3 ступень — восстановление. Она заключается в проведении мер, направленных на устранение последствий от военного конфликта или стихийного бедствия.

Скачать 28 ФЗ «О гражданской обороне»

По закону о гражданской безопасности, в качестве мероприятий по защите страны, граждан и экономических объектов РФ, выступают:

  • своевременное донесение до населения информации об угрозе нападения противника, о стихийных бедствиях и о совершении необходимых действий в чрезвычайной ситуации;
  • предоставление населению укрытия в специальных сооружениях для их защиты;
  • проведение действий с населением — эвакуация, рассредоточение и перевоз граждан на безопасные территории;
  • проводить защитные меры, направленные на защиту продовольствия, сооружений на системах водоснабжения, на охрану сельскохозяйственных животных;
  • предоставить населению инструкцию по способам защиты в чрезвычайной ситуации;
  • охранять жизнь, здоровье и свободу граждан на всей территории РФ;
  • проведение дифференцированной защиты с учетом природного и экономического характера и степени возникновения опасности;
  • заранее составлять планы по защите и устранению опасности в кратчайшие сроки.

Чтобы знать каким образом проводятся мероприятия по защите населения, необходимо обратиться к полной версии закона. Скачать последнюю редакцию ФЗ «О гражданской обороне» можно по

Последние изменения

Все законы требуют периодического пересмотра с целью внесения в них изменений, дополнений и поправок. В закон «О гражданской обороне» последние изменения были внесены 30 декабря 2015 года.

Ст 1 Федерального Закона «О гражданской обороне»

Положения первой статьи настоящего закона указывают на перечень основных понятий. В тексте статьи рассматривается значение фраз — гражданская оборона, мероприятия по ГО, система управления ГО и т. д. В декабре 2015 в 1 статью были внесены дополнения. В новой редакции появились определения следующим понятиям — подготовка населения в области ГО, организации, отнесенные к ГО.

Ст 4.1 Федерального Закона № 28 об обороне

До 30.12.15 статьи 4.1 не существовало. При издании новой редакции первая глава была дополнена данной статьей. Общее содержание нововведения заключается в координации деятельности органов управления ГО. На уровне Федерации координацию осуществляет Национальный центр управления в кризисных ситуациях.

Статья 12 Федерального Закона № 28

Положения данной статьи описывают органы, которые управляют гражданской обороной. Управляющими органами являются:

  • фед. орган исполнительной власти, имеющий соответствующие полномочия;
  • территориальные органы — региональные центры, отвечающие за ведение гражданской обороны;
  • фед. подразделения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, имеющие компетенцию в гражданской обороне;
  • работники организаций, которые вправе принимать решения по задачам гражданской обороны.

Изменения были внесены в п 3 ст 12. При новой редакции 3 пункт был дополнен фразой «и органов местного самоуправления».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме